2. Откуда «ноги» растут? Почему все должны выполнять требования Роспотребнадзора и чем грозит их невыполнение?
Уже более 15 лет на территории страны действует Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон №68-ФЗ), которым определяются основные принципы и обязанности в чрезвычайной ситуации либо угрозе ее возникновения

Федеральный закон закрепляет 3 возможных режима:
  • 1
    повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
  • 2
    повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
  • 3
    чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации
    чрезвычайной ситуации
  • 1
    повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
  • 2
    повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
  • 3
    чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации
    чрезвычайной ситуации
При этом закон не дает четких инструкций, какие именно меры должны приниматься в случае введения режима повышенной готовности, государственные и региональные власти обязаны определить эти меры самостоятельно в зависимости от текущей ситуации. Если режим чрезвычайной ситуации может быть введен на территории всей страны, то режим повышенной готовности вводится отдельно взятым регионом, и последний самостоятельно определяет, какие именно мероприятия будут проводиться для защиты населения.
Правительство РФ 02 апреля 2020 года приняло Постановление №417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» (далее – Постановление №417). В соответствии с текстом Постановления граждане и организации обязаны соблюдать указания высших должностных лиц исполнительной власти регионального либо местного уровня. На основании этого Постановления (хотя правильнее было бы сказать, что Постановление основывалось на сложившейся практике, так как 02 апреля 2020 года ситуация с пандемией уже набрала обороты) руководители регионов получили полномочия устанавливать особые требования к профилактике коронавирусной инфекции в подведомственных им регионах.
По состоянию на 17.09.2020 года режимы повышенной готовности введены (и не отменены) во всех 85 субъектах Российской Федерации 2 . Отметим, что для некоммерческих организаций сложившаяся ситуация не была признана форм-мажорным обстоятельством.
Одним из часто задаваемых вопросов некоммерческих организаций является вопрос о том, какие именно рекомендации надо соблюдать. Необходимо отметить, что так как большинство нормативно-правовых актов принималось в спешке, в некоторых случаях встречается размытость формулировок, которая препятствует пониманию того, что и как необходимо соблюдать.
Требования к мероприятиям по профилактике коронавирусной инфекции отличаются от региона к региону, однако во всех принятых региональными властями постановлениях, указах и распоряжениях в том или ином виде присутствует требование соблюдать рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзора). Для проведения сравнительного анализа были выбраны три ключевых региона Российской Федерации: Москва, СанктПетербург и Свердловская область. Основные нормативные акты, которыми регулируются мероприятия по профилактике коронавируса в выбранных регионах приведены в Таблице 1.
Таблица 1.
В дополнение к обязанности соблюдать рекомендации Роспотребназора, региональные власти устанавливают дополнительные требования по профилактике заражения коронавирусной инфекцией и организации работы предприятий, которые распространяются и на некоммерческие организации.
Кроме того, отдельными государственными органами приняты отраслевые рекомендации, обязательные к соблюдению юридическими лицами определенной сферы деятельности. В качестве примера можно привести Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Ответственность за нарушения в этой сфере предусмотрена ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях . Статья была введена 1 апреля 2020 года Федеральным законом №99-ФЗ. Нарушение установленных правил поведения может повлечь штраф в размере до 100 до 300 тысяч рублей (1 300 – 4 000 USD).
Таким образом, требования к системе мероприятий устанавливаются и рекомендациями Роспотребнадзора, и иных государственных органов, и нормативно-правовыми актами уполномоченных лиц субъектов РФ. Для ответа на вопрос, какие конкретно из существующих рекомендаций необходимо соблюдать конкретной некоммерческой организации, важно четко представлять направления ее деятельности.