Глоссарий
И
Иностранные источники
Существуют особенности определения «иностранных источников» как квалификационного критерия ИА для НКО, для физических лиц и для СМИ. Рассмотрим далее особенности этих определений.

Иностранные источники для НКО (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») - иностранные государства, их государственные органы, международные и иностранные организации, иностранные граждане, лица без гражданства либо уполномоченные ими лица.

В отличие от определения иностранного источника для физических лиц, для НКО иностранными источниками могут также признаваться граждане Российской Федерации или российские юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ).

Иностранный источник для СМИ, в частности, для физических лиц, признаваемых СМИ (ст.6 Федерального закона от 27.12.1991г. № 2124-1 «О средствах массовой информации») включает все источники для НКО и, кроме этого, иностранные СМИ, включенные в реестр СМИ-ИА, и российские юридические лица, учрежденные СМИ, которые включены в реестр СМИ-ИА.

Иностранный источник для физических лиц (ч.1 ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»).

К иностранным источникам закон № 272-ФЗ относит следующие:

  • иностранное государство;
  • государственные органы иностранного государства;
  • международная или иностранная организация;
  • иностранный гражданин;
  • лицо без гражданства;
  • российские граждане или российские юридические лица, действующие в интересах иностранных источников
Возможность признания иностранным источником иных российских граждан или иных российских юридических лиц остается под вопросом, так как гипотетически есть вероятность применения аналогии закона, т.е. применение той же нормы, что и для НКО.
М
Маркировка
Маркировкой должны сопровождаться все материалы, создаваемые и распространяемые ИА, в том числе размещаемые ИА на всех сайтах в сети Интернет (не только на своем официальном сайте, но и, например, на страницах в социальных сетях). При распечатывании материалов с сайта ИА маркировка должна сохраняться вместе с распечатываемым текстом.

Особенности маркировки в зависимости от лица, включенного в один из реестров ИА, изложены в таблице.


*Маркировка материалов/сообщений СМИ-ИА:

  • текст сообщения: «Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента»;
  • текстовые материалы:
    • размещение в начале каждого сообщения/материала под заголовком либо перед началом сообщения в случае отсутствия заголовка;
    • размер шрифта в печатных/электронных материалах вдвое крупнее используемого для основного текста;
    • цвет контрастный по отношению к фону;
    • наложение маркировки за другие текст/изображение запрещено;
  • аудио-материалы:
    • запрет наложения иных звуков;
    • громкость не ниже громкости основного сообщения;
    • запрет увеличения скорости воспроизведения;
    • воспроизведение указания в начале трансляции, а также после каждого прерывания;
    • продолжительность воспроизведения не менее 15 секунд;
  • аудиовизуальная продукция:
    • воспроизведение указания в начале трансляции, а также после каждого прерывания;
    • продолжительность воспроизведения не менее 15 секунд;
  • изображения:
    • не менее 20% площади изображения.

В отличие от юридических лиц, внесенных в реестр СМИ-ИА, в отношении материалов некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, незарегистрированных общественных объединений, включенных в реестр ИА, и физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (в т.ч. в рамках ФЗ «О средствах массовой информации») четких требований к формулировке и оформлению маркировки в настоящее время не установлено.

Маркировкой должны сопровождаться все материалы, размещаемые ИА на всех сайтах в сети Интернет (не только на своем официальном сайте, но и, например, на страницах в социальных сетях). При распечатывании материалов с сайта ИА маркировка должна сохраняться вместе с распечатываемым текстом.

Н
Незарегистрированное общественное объединение
Незарегистрированное общественное объединение (ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях») — объединение, не являющееся юридическим лицом, которое создается по инициативе не менее 3-х учредителей, осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права (за исключением прав юридического лица) с момента принятия решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов.

Имеет право:

  • свободно распространять информацию о своей деятельности;
  • проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;
  • представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
  • осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;
  • выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
П
Политическая деятельность
Определения политической деятельности в рамках п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и в рамках ч.1 ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», то есть для некоммерческих организаций и для физических лиц абсолютно идентичны.

Политическая деятельность для НКО (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») - деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности РФ, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития РФ, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Сферы осуществления политической деятельности:

  • государственное строительство,
  • защита основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации,
  • защита суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации,
  • обеспечение законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны,
  • внешняя политика, социально-экономическое и национальное развития Российской Федерации,
  • развитие политической системы,
  • деятельность государственных органов, органов местного самоуправления,
  • законодательное регулирование прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.


Формы осуществления политической деятельности:

  • участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
  • участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
  • публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
  • распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;
  • формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
  • вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;
  • финансирование указанной деятельности.
Посредник
Посредник при получении денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») - гражданин РФ или российское юридическое лицо, которые осуществляют передачу денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника либо уполномоченного им лица российской некоммерческой организации, участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ.
Р
Реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента
Порядок ведения реестра установлен Приказом Минюста России от 30.11.2012 № 223 «О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».
Сведения, составляющие указанный реестр, размещаются на официальном сайте Минюста.
Реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
Порядок ведения реестра установлен Приказом Минюста России от 24.09.2020 № 216 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента».

Сведения, составляющие указанный реестр, размещаются на официальном сайте Минюста.
Реестр физических лиц-ИА
Реестр физических лиц-ИА и реестр НОО-ИА по состоянию на 05.03.2021 г. не созданы, порядок ведения реестров не утвержден.