Иностранные агенты:
некоммерческие организации
Про риски и последствия для организации, руководителей и сотрудников
ВОПРОС:
Нашу НКО признали ИА и включили в реестр. Что нам сейчас делать?
ОТВЕТ:
Если Вы увидели свою организацию в реестре НКО, выполняющих функции ИА, то прежде всего надо быть готовым заплатить административный штраф за то, что вы добровольно не подали заявление о включении в реестр. Штрафуют обычно примерно на 200-300 тысяч организацию и на 100-200 тысяч рублей руководителя (одновременно).

Необходимо готовиться к ежегодному аудиту бухгалтерской и финансовой отчетности и закладывать в бюджет расходы на такой аудит.
С даты уведомления о включении организации в реестр необходимо маркировать все материалы, включая сайт организации, о том, что они созданы/распространены НКО, выполняющей функции ИА.
Конкретная формулировка, размер, шрифт, цвет, место маркировки для НКО-ИА в настоящее время законом не установлены.

Следующий шаг — готовиться к сдаче дополнительной отчетности в Минюст.

Некоторые организации рассматривают и вариант ликвидации как одну из потенциальных возможностей быть исключенными из реестра.
ВОПРОС:
Что плохого в том, что НКО стала ИА? Это же просто статус.
ОТВЕт:
Действительно, статус НКО, выполняющей функции ИА, не запрещает деятельность организации и не запрещает получение финансирования из различных источников, в том числе иностранных.

Однако этот статус ограничивает возможности для НКО-ИА. Так, например, статус НКО-ИА:

  1. не позволит стать исполнителем общественно-полезных услуг (ИОПУ) и претендовать на первоочередную поддержку государства, а организацию, находящуюся в реестре ИОПУ, после признания ее ИА из этого реестра исключат;
  2. не даст права делегировать кандидата в члены общественных наблюдательных комиссий;
  3. не разрешит принимать участие в деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов депутатов или президента;
  4. лишит права применять систему упрощенного бухгалтерского учета и, соответственно, возлагать на руководителя обязанности бухгалтера;
  5. может ограничить въезд сотрудников для проведения мероприятий на территории закрытых территориальных образований;
  6. обяжет один раз в полгода публиковать в сети Интернет отчет о своей деятельности в объеме сведений, предоставляемых в Минюст;
  7. сделает невозможным включение в Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой;
  8. поставит под вопрос возможность любого взаимодействия с органами власти различного уровня.
Кроме того, необходимо помнить, что НКО-ИА, должны:

  1. ежегодно проводить аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  2. подавать в Минюст дополнительную отчетность раз в квартал;
  3. маркировать материалы, которые издает и распространяет НКО, то есть сопровождать их указанием на то, что они изданы или распространяются НКО, выполняющей функции ИА. Такую же маркировку должны использовать учредители данной НКО, участники, члены, руководители, лица, входящие в состав ее органов, на материалах, распространяемых от имени НКО;
  4. иметь в виду, что поданный не в срок отчет, как и немаркированный материал повлечет за собой штрафы.
ВОПРОС:
Могут ли, помимо НКО, признать ИА ее руководителя и работников?
ОТВЕТ:
Могут теоретически. Если руководитель НКО или ее сотрудник получает заработную плату от НКО, которая в свою очередь, имеет статус ИА (т.е. имеет иностранные источники финансирования и занимается политической деятельностью), такая НКО сама является иностранным источником для руководителя и работников. Четко разделить политическую деятельность НКО-ИА и таких лиц законодательство не позволяет. Однако практических примеров пока нет.

ВОПРОС:
Могут ли НКО и работник быть одновременно наказаны за одно и то же правонарушение?
ОТВЕТ:
Могут. В особенности велик риск для должностных лиц, которых легче признать виновными в том, что НКО не выполнила требования законодательства об ИА.
ВОПРОС:
Какие наказания предусмотрены за нарушение законодательства об ИА для НКО?
ОТВЕТ:
  • Включение в реестр решением Минюста (то есть НКО не подала заявления о включении себя в реестр добровольно) наказывается штрафом: для должностных лиц – от 100 до 300 тысяч рублей, для юридических лиц – от 300 до 500 тысяч рублей.
  • Если НКО-ИА не представила положенную ей дополнительную отчетность, или представила ее с нарушением сроков, или представила не туда (отчетность подается в федеральный Минюст), или будет установлен факт искажения сведений, ее привлекут к административной ответственности. Может быть выписано предупреждение, а могут наложить и штраф: на должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей, на юридических лиц – от 100 до 300 тысяч рублей.
  • Кроме того, при наличии статуса ИА организация обязана маркировать свои материалы при создании и распространении, в том числе через СМИ или Интернет. Если же организация этого не делает, то налагаются штрафы: на должностных лиц – от 100 до 300 тысяч рублей, на юридических лиц – от 300 до 500 тысяч рублей.
ВОПРОС:
За что могут привлечь руководителей НКО к уголовной ответственности?
ОТВЕТ:
Если НКО, в том числе НКО-ИА, либо структурное подразделение иностранной НКО, будет вести деятельность, сопряженную с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных деяний, то есть вероятность не только заплатить штраф (до 200 тысяч рублей или в сумме дохода за период до 18 месяцев), но и попасть под наказание в виде ограничения свободы, принудительных работ или лишения свободы до 3-х лет.

Кроме того, участие в деятельности такой НКО также наказывается как штрафом, (до 120 тысяч рублей, либо в сумме дохода за период до 1 года), так и ограничением свободы, принудительными работами или лишением свободы до 2-х лет.

Злостное уклонение от предоставления документов, необходимых для включения в реестр НКО-ИА, может повлечь как штраф (300 тысяч рублей или доход до 2-х лет), так и обязательные работы до 480 часов, исправительные работы до 2-х лет, лишение свободы до 2-х лет.

ВОПРОС:
Если НКО-ИА решит ликвидироваться, какие сложности возникнут дополнительно к обычной ликвидации?
ОТВЕТ:
Процедура ликвидации НКО ничем не отличается от ликвидации любого юридического лица. Для НКО, внесенных в реестр ИА, она дополнится необходимостью сдачи ежегодных и ежеквартальных отчетов в Минюст (по форме ОИА001) до момента прекращения деятельности и исключения из Единого государственного реестра юридических лиц.
ВОПРОС:
Какие из госорганов и как часто проверяют НКО-ИА? На что обращают внимание?
ОТВЕТ:
Минюст имеет право проверять НКО-ИА в плановом порядке не раз в три года, как обычные НКО, а ежегодно. Все остальные государственные органы проверяют НКО-ИА в том же порядке, что и все НКО.

Кроме того, если организация решит обратиться с заявлением об исключении ее из реестра НКО, выполняющих функции ИА, в обязательном порядке проводится внеплановая проверка. При проверке государственные органы прежде всего обращают внимание на финансовые договоры для того, чтобы убедиться, что иностранное финансирование отсутствует.

ВОПРОС:
Какие особенности отчетности для НКО-ИА по сравнению со всеми НКО?
ОТВЕТ:
Все НКО, в том числе НКО-ИА, сдают отчетность об органах управления и целях расходования денежных средств) в Минюст до 15 апреля ежегодно.

Но НКО-ИА в течение года также обязаны дополнительно предоставлять:

  • отчет о своей деятельности и составе руководящих органов – один раз в полгода;
  • отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества – ежеквартально;
  • аудиторское заключение – один раз в год, так как их годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность всегда подлежит обязательному аудиту.
ВОПРОС:
Исключение из реестра НКО, выполняющих функции ИА, — реально или нет?
ОТВЕТ:
Есть четыре основных способа выйти из реестра НКО, выполняющих функции ИА:
  1. после включения в реестр в течение трех месяцев отказаться от всех денежных средств и имущества, полученных от иностранного источника, и вернуть обратно все ранее полученные средства и имущество;
  2. в течение года до подачи заявления об исключении из реестра не получать средства и имущество от иностранных источников и не заниматься хотя бы это время политической деятельностью;
  3. обжаловать включение в реестр через суд (это пока ни у кого не увенчалось успехом).
В первых двух случаях организация подает заявление об исключении из реестра и готовится к обязательной внеплановой проверке.

4. Минюст принимает решение об исключении НКО-ИА из реестра организаций, выполняющих функции ИА, если организация ликвидируется, проходит процедуру реорганизации с последующим прекращением деятельности как юридического лица.