Анонимные консультации юриста в боте по теме ИА
Telegram

ИНОСТРАННЫЕ АГЕНТЫ: НКО

Риски и последствия для организации, руководителей и сотрудников
вопрос
МОГУТ ЛИ, ПОМИМО НКО, ПРИЗНАТЬ ИА ЕЕ РУКОВОДИТЕЛЯ И РАБОТНИКОВ?
ответ
Теоретически, могут. Если руководитель НКО или ее сотрудник получает заработную плату от НКО, которая в свою очередь, имеет статус ИА (т.е. имеет иностранные источники финансирования и занимается политической деятельностью), такая НКО сама является иностранным источником для руководителя и работников. Четко разделить политическую деятельность НКО-ИА и указанных выше лиц законодательство не позволяет, все будет зависеть от конкретных обстоятельств.
      вопрос
      МОГУТ ЛИ НКО И РАБОТНИК БЫТЬ ОДНОВРЕМЕННО НАКАЗАНЫ ЗА ОДНО И ТО ЖЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ?
      ответ
      Могут. В особенности велик риск для должностных лиц, которых легче признать виновными в том, что НКО не выполнила требования законодательства об ИА.
          вопрос
          2 ГОДА НАЗАД НАШ БФ УЧАСТВОВАЛ В КАМПАНИИ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ПОПРАВОК В ЗАКОН О ДОБРОВОЛЬЧЕСТВЕ. МЫ СУЩЕСТВУЕМ НА ПОЖЕРТВОВАНИЯ. МОГУТ ЛИ НАС ОБВИНИТЬ В ПРОВЕДЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?
          ответ
          Для признания лица иностранным агентом необходимо, чтобы лицо соответствовало законодательно установленным критериям в момент признания. Если на сегодняшний день БФ не ведет никакой деятельности, предусмотренной ст. 4 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», ее не должны признать иностранным агентом.
              вопрос
              КАКИЕ ГОСОРГАНЫ И КАК ЧАСТО ПРОВЕРЯЮТ НКО-ИА? НА ЧТО ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ?
              ответ
              Минюст имеет право проверять НКО-ИА в плановом порядке не раз в три года, как обычные НКО, а ежегодно в соответствии с утвержденными планами. Все остальные государственные органы проверяют НКО-ИА в том же порядке, что и все НКО.

              Внеплановые проверки проводятся в случаях:

              • поступления в Минюст информации об осуществлении деятельности ИА, не подавшем заявление о включении в реестр;

              • поступления в Минюст заявления ИА об исключении из реестра;

              • поступления в Минюст информации о нарушениях в деятельности ИА.
                  вопрос
                  КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ НКО-ИА ПО СРАВНЕНИЮ СО ВСЕМИ НКО?
                  ответ
                  В дополнение к отчетности, предусмотренной для всех НКО, те из них, кто получил статус ИА, также сдают дополнительную отчетность в Минюст по специальным формам:

                  ОИА001 — 15 января, 15 июля;

                  ОИА002 — 15 января, 15 июля;

                  ОИА003 — 15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября;

                  ОИА004 — в течение 15 дней после проведения аудита, но не позднее 31 декабря;

                  ОИА005 — за 2 месяца до начала осуществления программы (ее части);

                  ОИА006 — 1 ноября;

                  ОИА007 — 15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября.
                      вопрос
                      НАШУ НКО ПРИЗНАЛИ ИА И ВКЛЮЧИЛИ В РЕЕСТР. ЧТО НАМ СЕЙЧАС ДЕЛАТЬ?
                      ответ
                      Если Вы узнали, что ваша некоммерческая организация включена в реестр ИА, то прежде всего надо быть готовым заплатить административный штраф за то, что вы добровольно не подали заявление о включении в реестр. Штрафуют обычно примерно на 200-300 тысяч организацию и на 100-200 тысяч рублей руководителя (одновременно).

                      Необходимо готовиться к ежегодному аудиту бухгалтерской и финансовой отчетности и закладывать в бюджет расходы на такой аудит.

                      С даты уведомления о включении организации в реестр ИА необходимо снабжать все материалы, включая сайт организации, указанием на то, что они созданы/распространены ИА. Материалы, производимые и (или) распространяемые учредителем, членом, участником, руководителем организации также должны снабжаться необходимым указанием на статус организации-ИА.

                      Конкретная формулировка, размер, шрифт, цвет, место маркировки установлены специальным Постановлением Правительства РФ (№2108 от 22.11.2022 — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211220038).

                      Следующий шаг — готовиться к сдаче дополнительной отчетности в Минюст.

                      Вариант ликвидации организации для исключения из реестра рассматривать не стоит, поскольку в нем сохраняется информация о всех иностранных агентах, когда-либо получивших данный статус, но только с пометкой об исключении.
                          вопрос
                          КАКИЕ НАКАЗАНИЯ ПРЕДУСМОТРЕНЫ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИА ДЛЯ НКО?
                          ответ
                          • Включение в реестр решением Минюста (то есть некоммерческая организация не подала заявления о включении себя в реестр добровольно) наказывается штрафом: для должностных лиц – от 100 000 до 300 000 рублей, для юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.

                          • Если НКО-ИА не представила положенную ей дополнительную отчетность, или представила ее с нарушением сроков, или представила не туда (отчетность подается в федеральный Минюст), или будет установлен факт искажения сведений, ее привлекут к административной ответственности. Штраф составляет: на должностных лиц – от 100 000 до 300 000 рублей, на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.

                          • Кроме того, при наличии статуса ИА организация обязана маркировать свои материалы при создании и распространении, в том числе через СМИ или Интернет. Если же организация этого не делает, то налагаются штрафы: на должностных лиц – от 100 000 до 300 000 рублей, на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.
                              вопрос
                              ЗА ЧТО МОГУТ ПРИВЛЕЧЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НКО К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ?
                              ответ
                              За создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан, установлен максимальный срок лишения свободы - до 6 лет, за участие в ее деятельности – до 4 лет. За уклонение от представления документов для включения в реестр и за нарушение порядка деятельности иностранного агента, если это лицо ранее в течение 1 года дважды подвергалось административному наказанию, предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет, а за непредставление документов для включения в реестр лицом, осуществляющим сбор сведений в области военной и военно-технической деятельности РФ, максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.
                                  вопрос
                                  ЧТО ПЛОХОГО В ТОМ, ЧТО НКО СТАЛА ИА? ЭТО ВЕДЬ ПРОСТО СТАТУС.
                                  ответ
                                  Действительно, статус ИА, не запрещает деятельность организации и не запрещает получение финансирования из различных источников, в том числе иностранных.

                                  Однако этот статус ограничивает возможности для НКО-ИА. Так, например, статус НКО-ИА:

                                  1. обязывает сообщать о наличии этого статуса при осуществлении своей деятельности или обращении в органы публичной власти, образовательные и иные организации;

                                  2. требует маркировать соответствующим образом материалы НКО, а также материалы ее учредителей, членов, участников, руководителей;

                                  3. накладывает обязанность проведения ежегодного обязательного аудита бухгалтерской отчетности;

                                  4. обязывает вести раздельный учет доходов от российских и иностранных источников;

                                  5. обязывает несколько раз в году сдавать финансовую и содержательную отчетность в Минюст;

                                  6. требует 1 раз в полгода публиковать свою отчетность в сети Интернет;

                                  7. не позволит принимать участие в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных, экспертных и иных органов, образованных при органах публичной власти;

                                  8. не позволит участвовать в проведении независимой антикоррупционной экспертизы и общественной экологической экспертизы;

                                  9. запрещает участвовать в выборах и референдумах, делать пожертвования политическим партиям;

                                  10. запрещает организовывать и финансировать публичные мероприятия;

                                  11. запрещает осуществлять просветительскую и образовательную деятельность, производить информационную продукцию для несовершеннолетних;

                                  12. не позволит участвовать в госзакупках и получать государственную поддержку;

                                  13. ограничивает страхование денежных средств;

                                  14. запрещает применять упрощенную систему налогообложения и упрощенные способы ведения бухучета;
                                  и др.
                                      вопрос
                                      КАКИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПОЯВЛЯЮТСЯ У РАБОТНИКОВ И ЧЛЕНОВ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЮРЛИЦА, ПРИЗНАННОГО ИА?
                                      ответ
                                      Руководитель юридического лица и члены его органов управления должны маркировать*:

                                      - материалы, производимые и распространяемые при осуществлении ими деятельности, установленной ст. 4 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»,

                                      - материалы, направляемые в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением деятельности, установленной ст. 4 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»,

                                      - информацию, касающуюся деятельности, установленной ст. 4 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», распространяемую в том числе через СМИ и Интернет.

                                      * то есть сопровождать указанием на то, что материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем юридического лица, включенного в реестр, или лицом, входящим в состав органа такого лица.
                                          вопрос
                                          МОЖНО ЛИ ВЫЙТИ ИЗ РЕЕСТРА НКО-ИА?
                                          ответ
                                          Есть четыре основных способа выйти из реестра ИА:

                                          • после включения в реестр в течение трех месяцев отказаться от всех денежных средств и имущества, полученных от иностранного источника, и вернуть обратно все ранее полученные средства и имущество;

                                          • в течение года до подачи заявления об исключении из реестра не получать средства и имущество от иностранных источников и не заниматься хотя бы это время политической деятельностью;

                                          • обжаловать включение в реестр через суд (положительные прецеденты не известны);

                                          • ликвидация юридического лица

                                          В первых двух случаях организация подает заявление об исключении из реестра и готовится к обязательной внеплановой проверке. Во всех случаях, информация об организации сохранится в реестре ИА, но в него добавится запись об исключении.
                                              вопрос
                                              ЕСЛИ НКО-ИА РЕШИТ ЛИКВИДИРОВАТЬСЯ, КАКИЕ СЛОЖНОСТИ ВОЗНИКНУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНО К ОБЫЧНОЙ ЛИКВИДАЦИИ?
                                              ответ
                                              Процедура ликвидации НКО ничем не отличается от ликвидации любого юридического лица. Для НКО, внесенных в реестр ИА, она дополнится необходимостью сдачи специфических для ИА отчетов в Минюст до момента прекращения деятельности и исключения из Единого государственного реестра юридических лиц.
                                                  вопрос
                                                  КОГДА ЮРЛИЦО УТРАЧИВАЕТ ПРАВО ПРИМЕНЯТЬ УСН И УПРОЩЕННЫЕ СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА?
                                                  ответ
                                                  Напрямую закон не дает ответа на этот вопрос.

                                                  Применяя по аналогии закона схожие нормы НК РФ, регулирующие прекращение права применения организацией УСН, можно предположить, что утрата права возникает с начала того квартала, в котором произошло включение (как, например, у организаций, которые регистрируют филиал, находясь на УСН, или превышают допустимый для применения УСН предел количества сотрудников).

                                                  Утрата права применения упрощенного способа ведения бухгалтерского учета происходит с начала года, в котором произошло включение. В случае признания организации иностранным агентом необходимо скорректировать бухгалтерскую отчетность за 2 года до включения в реестр.

                                                  Обращаем внимание, гл.26.2 НК РФ дает закрытый перечень оснований для утраты права применения организацией УСН и на день публикации ответа не содержит в качестве основания признание юридического лица иностранным агентом.