Иностранные агенты: общие вопросы
Базовые вещи, которые нужно знать
ВОПРОС:
Кто может стать иностранным агентом (ИА)?
ОТВЕТ:
ИА могут быть признаны:

1. российская некоммерческая организация (юрлицо), если она:
— осуществляет политическую деятельность на территории РФ;
или
— распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет);
или
— участвует в создании вышеуказанных сообщений и материалов;
и
— получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников.

2. незарегистрированное общественное объединение, то есть не имеющее статуса юридического лица, если оно:
— осуществляет политическую деятельность на территории РФ;
и
— получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников.

3. любое физическое лицо, если оно:
— осуществляет на территории РФ в интересах иностранных источников политическую деятельность;
или
— ведет целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности РФ;
или
— распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет);
или
— участвует в создании вышеуказанных сообщений;
и
— получает денежные средства, иную имущественную или организационно-методическую помощь от иностранного источника.
ВОПРОС:
Что такое иностранные источники как фактор для признания ИА?
ОТВЕт:
Иностранными источниками могут быть:
  • иностранные государства;
  • государственные органы иностранных государств;
  • международные (например, ООН или ОБСЕ) и иностранные организации (некоммерческие неправительственные организации зарегистрированные как юридические лица в других государствах);
  • иностранные граждане, лица без гражданства;

Российские граждане или юридические лица, будут считаться иностранным источником, если:

  • граждане РФ или российские юридические лица получают деньги и (или) иное имущество от указанных выше иностранных источников;
  • граждане РФ или российские юридические лица уполномоченные представлять интересы иностранных граждан, лиц без гражданства, международных и иностранных организаций или других иностранных источников (см. выше), например, по доверенности или по договору поручения;
  • граждане РФ или российские юридические лица, которые выступают посредниками при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ).
    ВОПРОС:
    Что понимается под «получением денежных средств и (или) иного имущества»?
    ОТВЕТ:
    В российском законодательстве под «имуществом» понимаются деньги, ценные бумаги, вещи, в том числе имущественные права (например, авторские права).

    Получение имущества может быть как безвозмездным (например, вам кто-то что-то подарил или пожертвовал), так и возмездным (например, вы что-то купили по договору купли-продажи или кто-то что-то для вас сделал по договору оказания услуг).

    При этом расчеты могут производиться наличными деньгами или безналичным способом. Безусловно, все расчеты должны производиться в соответствии с законодательством, но форма расчета никак не влияет на определение факта «получения денежных средств и (или) иного имущества». А это обстоятельство является одним из основных факторов риска при определении, не является ли НКО выполняющей функции ИА.
    ВОПРОС:
    Что такое «политическая деятельность», за которую могут признать ИА?
    ОТВЕТ:
    Политическая деятельность — это «деятельность в сфере государственного устройства и развития политической системы (государственного строительства, защиты основ конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ и т.д.), социально-экономического и национального развития Российской Федерации, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, на решения и действия государственных органов, органов местного самоуправления».

    Эта деятельность может осуществляться, например, если ваша НКО участвует:

    • в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм;
    • в организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
    • в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
    или, например,

    • публично обращается к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также осуществляет иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
    • распространяет, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнения о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;
    • а также способствует формированию общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
    • вовлекает граждан в указанную деятельность;
    и/или

    • финансирует любую вышеуказанную деятельность.
    Иными словами, деятельность большинства НКО может рассматриваться как политическая деятельность. Однако все зависит от контекста и условий ведения деятельности, от партнеров, от СМИ, которые эту деятельность освещают, от позиции руководителя и роли организации в регионе.

    Политическая деятельность физических лиц будет рассмотрена в специальном разделе.

    ВОПРОС:
    Какая деятельность точно политической не является?
    ОТВЕТ:
    Закон устанавливает, что к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

    Однако на практике в реестр НКО, выполняющих функции ИА, иногда включаются организации, созданные для осуществления деятельности в перечисленных сферах. Необходимо отметить, что Минюст смотрит не на то, что записано в уставе, а на то, какую деятельность в реальности осуществляет организация. Так, например, если благотворительная организация помогает своим подопечным, покупает им необходимые медицинские изделия, оплачивает реабилитационные мероприятия, это будет отнесено к благотворительной деятельности, а если та же организация будет писать в муниципалитет, публично выступать за доступную среду для лиц с ограниченными возможностями, то эта деятельность может быть расценена как политическая.

    Что касается политической деятельности физических лиц, то практики нет. Вероятно, в большей степени под это определение будут подпадать публичные выступления, распространение материалов политического характера в сети Интернет и участие в избирательной кампании, протестах. Не будет подпадать под определение политической деятельность человека в быту.

    ВОПРОС:
    Каковы последствия признания НКО ИА?
    ОТВЕТ:
    Если НКО признана ИА (НКО-ИА), она должна выполнить следующие требования:

    • НКО, ее учредители, участники, члены, руководители, лица, входящие в состав ее органов, должны любые издаваемые или распространяемые материалы сопровождать указанием на то, что они изданы или распространяются НКО, выполняющей функции ИА;
    • проводить ежегодный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности и представлять его результаты в Министерство юстиции по определенным требованиям;
    • представлять отличающуюся от других НКО отчетность и в иные сроки;
    • один раз в полгода размещать в сети Интернет или предоставлять СМИ для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Министерство юстиции.
    Кроме того, для НКО-ИА:

    • исключается возможность приобретения статуса НКО – исполнителя общественно полезных услуг, позволяющего претендовать на приоритетную государственную поддержку;
    • появляется запрет на участие в избирательных кампаниях, референдумах, а также запрет внесения пожертвований в избирательные фонды кандидатов или фонды референдума;
    • исключается внесение в Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, что не позволяет даже претендовать на государственную поддержку.
    ВОПРОС:
    Каковы последствия признания общественного объединения, не имеющего статуса юридического лица, ИА?
    ОТВЕТ:
    Последствия признания незарегистрированного общественного объединения ИА выражаются в следующем:

    • появляется обязанность ежеквартально информировать Министерство юстиции об объеме денежных средств и (или) иного имущества, полученных от иностранных источников в отчетный период, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества, об их фактическом расходовании и использовании, об изменении сведений, включенных в реестр, по утвержденной самим Министерством юстиции форме (в настоящее время соответствующие формы не утверждены);

    • незарегистрированное общественное объединение, его учредители (участники, члены), руководители, лица, входящие в состав его органов, должны специально маркировать издаваемые или распространяемые материалы (в настоящее время требования относительно содержания маркировки не утверждены).
    ВОПРОС:
    Каковы последствия признания физического лица ИА?
    ОТВЕТ:
    Последствия признания физического лица ИА выражаются в следующем:

    • появляется обязанность каждые полгода представлять в Министерство юстиции отчет о своей деятельности, связанной с выполнением функции ИА, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных из иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании по утвержденной самим Министерством юстиции форме (в настоящее время не утверждена);
    • появляется обязанность указывать на наличие статуса ИА при осуществлении деятельности, связанной с выполнением функции ИА, в том числе при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации;
    • появляется обязанность маркировать любые материалы, издаваемые и (или) распространяемые физическим лицом, признанным ИА. Информация, касающаяся деятельности любого физического лица со статусом ИА, которая появляется в публичном пространстве, также должна сопровождаться маркировкой (в настоящее время требования относительно содержания маркировки не утверждены);
    • появляется запрет занимать должности в государственных органах и органах местного самоуправления.
    Можно предположить, что личные обязанности, например, переписка с управляющей компанией по поводу поверки счетчиков на воду, заказ продуктов питания и непродовольственных товаров, переписка со школьным учителем ребенка или запись к врачу, равно как и покупка книг, посещение театров и музеев, профессиональные обязанности, не предполагающие публичных выступлений и сбора сведений в технической и военной областях, не являются деятельностью, связанной с выполнением функции ИА.

    ВОПРОС:
    Можно ли оспорить статус ИА? Есть ли шансы?
    ОТВЕТ:
    Законодательство предусматривает возможность исключения ИА из соответствующего реестра.

    Для этого лицо, признанное ИА, должно обратиться в Минюст с заявлением или ходатайством (для граждан) и доказать либо отсутствие иностранного финансирования/получения иного имущества от иностранных источников, либо отсутствие признаков осуществления политической деятельности.

    После получения указанного заявления или ходатайства Минюст проводит проверку и принимает решение об исключении лица из реестра или об отказе в его исключении. В связи с тем, что к политической деятельности может быть отнесена практически любая деятельность, доказать отсутствие ее осуществления представляется маловероятным. Однако, теоретически, можно оспорить факт получения финансирования из иностранного источника, если таковой отсутствует, т.е. необходимо будет предоставить доказательства, что средства получены, например, от юрлица, которое является дочерней компании ПАО Газпром, поскольку компании с государственным участием и их дочерние общества попадают в исключение и иностранными источниками не являются ни при каких обстоятельствах.

    Таким образом, теоретически возможность оспорить включение в реестр ИА есть. Однако случаев, когда организацию исключали из реестра в результате оспаривания в суде, до сих пор не было. Только отсутствие в течение года иностранного финансирования позволяло выйти из реестра. По физическим лицам в настоящее время практики нет.

    ВОПРОС:
    Кто не может стать ИА?
    ОТВЕТ:
    Не могут стать ИА:

    • сотрудники дипломатических представительств, работники консульских учреждений иностранных государств в РФ, а также представители иностранных государственных органов и международных организаций, находящиеся на территории РФ по официальному приглашению;
    • иностранные журналисты, аккредитованные в РФ, в том числе признанные иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции ИА, в соответствии с законодательством РФ о средствах массовой информации (за исключением случаев осуществления деятельности, несовместимой с профессиональной деятельностью журналиста);
    • иные лица по решению Минюста, принятому в установленном им порядке по согласованию с ФСБ, ФСО, СВР, Минобороны;
    • иностранные организации, в том числе имеющие структурные подразделения (филиалы, представительства или отделения) на территории РФ;
    • коммерческие организации;
    • политические партии;
    • религиозные организации;
    • государственные корпорации и государственные компании, в том числе созданные ими некоммерческие организации;
    • государственные/муниципальные учреждения;
    • объединения работодателей;
    • торгово-промышленные палаты.
    ВОПРОС:
    Что такое общественное объединение без статуса юридического лица? Чем оно отличается от простой группы граждан?
    ОТВЕТ:
    Трое институтских друзей, привыкших встречаться каждые выходные и обсуждать последние события из жизни, — это еще не общественное объединение. Те же трое друзей, если они увлекаются искусственным интеллектом и встречаются с целью обменяться последними новостями, договориться, кто что изучит к следующей встрече, — это все еще не общественное объединение. Когда и если трое друзей утвердят устав, выберут руководящие и контрольно-ревизионные органы, общественное объединение будет считаться созданным. Хотя законодательство четко не регулирует правового статуса такого объединения.

    От имени незарегистрированного общественного объединения можно, например, направлять предложения в органы государственной власти или местного самоуправления, сообщать об этом на сайте, начать пиар-кампанию, то есть свободно распространять информацию о себе, вести деятельность для защиты общих интересов и достижения общих целей А вот вести финансово-хозяйственную деятельность, то есть получать деньги или иное имущество на имя объединения, заключать договоры от своего имени, нанимать сотрудников такое общественное объединение сможет только после государственной регистрации и получения статуса юридического лица.