Анонимные консультации юриста в боте по теме ИА
Telegram

ИНОСТРАННЫЕ АГЕНТЫ

Общие вопросы
вопрос
КОГО МОГУТ ПРИЗНАТЬ ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ (ИА)?
ответ
ИА могут быть признаны:
  1. российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы;
  2. общественное объединение, действующее без образования юридического лица;
  3. иное объединение лиц;
  4. иностранная структура без образования юридического лица;
  5. физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового.
    вопрос
    КТО НЕ МОЖЕТ СТАТЬ ИА?
    ответ
    Не могут стать ИА:

    1. сотрудники дипломатических представительств, работники консульских учреждений иностранных государств в РФ, а также представители иностранных государственных органов и международных организаций, находящиеся на территории РФ по официальному приглашению;
    2. иностранные журналисты, аккредитованные в РФ, (за исключением случаев осуществления деятельности, несовместимой с профессиональной деятельностью журналиста);
    3. иные лица по решению Минюста, принятому в установленном им порядке по согласованию с ФСБ, ФСО, СВР, Минобороны;
    4. политические партии;
    5. религиозные организации;
    6. государственные корпорации и государственные компании, в том числе созданные ими некоммерческие организации;
    7. государственные/муниципальные учреждения;
    8. объединения работодателей;
    9. торгово-промышленные палаты.
      вопрос
      ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?
      ответ
      В целом политическая деятельность – это «деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия».

      Эта деятельность может осуществляться, например,через участие:
      • в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм;
      • в организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
      • в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

      или, например, путем

      • публичных обращений к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также осуществления иных действий, оказывающих влияние на деятельность этих органов, в том числе направленных на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
      • распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнения о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;
      • а также способствования формированию общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
      • вовлечения граждан в указанную деятельность;

      и/или путем

      • финансирования любой вышеуказанной деятельности.
      вопрос
      КАКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ?
      ответ
      Закон устанавливает, что к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты человеческой жизни, семьи, материнства, отцовства и детства, традиционных семейных ценностей, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, если соответствующая деятельность не противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации.

      Однако на практике в реестр ИА, иногда включаются организации, созданные для осуществления деятельности в перечисленных сферах. Необходимо отметить, что Минюст смотрит не на то, что записано в уставе, а на то, какую деятельность в реальности осуществляет организация. Так, например, если благотворительная организация помогает своим подопечным, покупает им необходимые медицинские изделия, оплачивает реабилитационные мероприятия, это будет отнесено к благотворительной деятельности, а если та же организация будет обращаться в муниципалитет, публично выступать за доступную среду для лиц с ограниченными возможностями, то эта деятельность может быть расценена как политическая.

      Что касается политической деятельности физических лиц, то, вероятно, в большей степени под это определение подпадают публичные выступления, распространение материалов политического характера в сети Интернет и участие в избирательной кампании, публичных мероприятиях (собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях). Не будет подпадать под определение политической деятельность человека в быту, не направленная на широкий круг лиц.
      вопрос
      ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЗНАНО УЧАСТИЕМ В СОЗДАНИИ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ НЕОГРАНИЧЕННОГО КРУГА ЛИЦ СООБЩЕНИЙ И МАТЕРИАЛОВ?
      ответ
      Участием в создании сообщений и материалов, предназначенных для неопределенного круга лиц, может являться как написание статьи, поста, блога, так и интервью, предоставление фотографий, графических изображений, рисунков и пр. для публикации, в том числе средствам массовой информации.
      вопрос
      ЧТО ТАКОЕ ИНОСТРАННЫЙ ИСТОЧНИК?
      ответ
      А. Иностранными источниками могут быть:

      • иностранные государства;
      • государственные органы иностранных государств;
      • международные (например, ООН или ОБСЕ) и иностранные организации (некоммерческие неправительственные организации, зарегистрированные как юридические лица в других государствах);
      • иностранные граждане, лица без гражданства;
      • иностранные структуры без образования юридического лица;
      Б. Российские граждане или юридические лица будут считаться иностранным источником, если:

      • граждане РФ или российские юридические лица получают деньги и (или) иное имущество от (указанных в пункте А) иностранных источников;
      • граждане РФ или российские юридические лица, уполномоченные представлять интересы иностранных граждан, лиц без гражданства, международных и иностранных организаций или других иностранных источников (См. пункт А выше), например, по доверенности или по договору поручения;
      • граждане РФ или российские юридические лица, которые выступают посредниками при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ);
      • российские юридические лица, бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства;
      • любые лица, находящиеся под влиянием указанных выше источников.
      вопрос
      ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД «ПОЛУЧЕНИЕМ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И (ИЛИ) ИНОГО ИМУЩЕСТВА»?
      ответ
      В российском законодательстве под «имуществом» понимаются деньги, ценные бумаги, вещи, в том числе имущественные права (например, авторские права).

      Получение имущества может быть как безвозмездным (например, вам кто-то что-то подарил или пожертвовал), так и возмездным (например, вы что-то купили по договору купли-продажи или кто-то что-то для вас сделал по договору оказания услуг).

      При этом расчеты могут производиться наличными деньгами или безналичным способом. Безусловно, все расчеты должны производиться в соответствии с законодательством, но форма расчета никак не влияет на определение факта «получения денежных средств и (или) иного имущества». А это обстоятельство является одним из основных факторов риска при определении, не является ли НКО ИА.
      вопрос
      ЧТО ТАКОЕ ИНОСТРАННОЕ ВЛИЯНИЕ?
      ответ
      К иностранному влиянию относится:
      • предоставление иностранным источником лицу поддержки
      и (или)
      • оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.
      Поддержка может выражаться в передаче денежных средств или иного имущества, а также в оказании организационно-методической, научно-технической помощи или помощи в иных формах.
      вопрос
      КАК УЗНАТЬ, НАХОЖУСЬ ЛИ Я ПОД «ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ»?
      ответ
      Если вы получаете денежные средства, имущество или иную помощь в самом широком смысле из иностранных источников, то это с точки зрения закона рассматривается как «иностранное влияние». Если при этом вы еще занимаетесь политической деятельностью (в соответствии с крайне широким законодательным определением этого термина) или собираете информацию в области военной, военно-технической деятельности РФ, то это может послужить основанием для включения в реестр ИА.
      вопрос
      МОЖНО ЛИ ОСПОРИТЬ СТАТУС ИА?
      ответ
      Законодательство предусматривает возможность исключения ИА из соответствующего реестра. Для этого лицо, признанное ИА, должно обратиться в Минюст с заявлением или ходатайством (для граждан) и доказать либо отсутствие иностранного финансирования/получения иного имущества от иностранных источников, либо отсутствие признаков осуществления политической деятельности.

      После получения указанного заявления или ходатайства Минюст проводит проверку и принимает решение об исключении лица из реестра или об отказе в его исключении. В связи с тем, что к политической деятельности может быть отнесена практически любая деятельность, осуществляемая публично, доказать ее отсутствие представляется маловероятным. Однако, теоретически, можно оспорить факт получения финансирования из иностранного источника, если таковой отсутствует, т.е. необходимо будет предоставить доказательства, что средства получены, например, от юрлица, которое является дочерней компанией российского ПАО с государственным участием, поскольку такие компании и их дочерние общества попадают в исключение и иностранными источниками не являются ни при каких обстоятельствах.

      Таким образом, теоретически возможность оспорить включение в реестр ИА есть. Однако случаев, когда организацию исключали из реестра в результате оспаривания в суде, до сих пор не было. Только отсутствие в течение года иностранного финансирования позволяло выйти из реестра. Факты исключения из реестра ИА физических лиц также есть, но основания принятия таких решений Минюстом России публично не были озвучены.
      вопрос
      КАК ФОРМИРУЕТСЯ РЕЕСТР ИА И ЧТО В НЕГО ВКЛЮЧАЕТСЯ?
      ответ
      В реестр включаются сведения, которые максимально полно могут идентифицировать лицо, признанное иностранным агентом. Так, в реестр включаются: название юридического лица или ФИО физического лица, дата и основания включения/исключения из реестра, дата рождения, ИНН/СНИЛС физического лица, ИНН/ОГРН юридического лица, адрес его местонахождения, информационный ресурс, ФИО участников незарегистрированного общественного объединения и др.
      вопрос
      КАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ ФИЗЛИЦА ИА?
      ответ
      Последствия признания физического лица ИА выражаются в следующем:

      • появляется обязанность каждые полгода представлять в Министерство юстиции отчет о своей деятельности, связанной с выполнением функции ИА, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных из иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании по утвержденной самим Министерством юстиции форме (в настоящее время не утверждена);

      • появляется обязанность указывать на наличие статуса ИА при осуществлении деятельности, связанной с выполнением функции ИА, в том числе при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации;

      • появляется обязанность маркировать любые материалы, издаваемые и (или) распространяемые физическим лицом, признанным ИА. Информация, касающаяся деятельности любого физического лица со статусом ИА, которая появляется в публичном пространстве, также должна сопровождаться маркировкой (в настоящее время требования относительно содержания маркировки не утверждены);

      • появляется запрет занимать должности в государственных органах и органах местного самоуправления, а также запрещается доступ к гостайне.

      Можно предположить, что личные обязанности, например, переписка с управляющей компанией по поводу поверки счетчиков на воду, заказ продуктов питания и непродовольственных товаров, переписка со школьным учителем ребенка или запись к врачу, равно как и покупка книг, посещение театров и музеев, профессиональные обязанности, не предполагающие публичных выступлений и сбора сведений в технической и военной областях, не являются деятельностью, связанной с выполнением функции ИА.
      вопрос
      КАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ ЮРЛИЦА ИА?
      ответ
      Если НКО признана ИА (НКО-ИА), она должна выполнить следующие требования:

      • НКО, ее учредители, участники, члены, руководители, лица, входящие в состав ее органов, должны любые издаваемые или распространяемые материалы сопровождать указанием на то, что они изданы или распространяются НКО ИА;
      • проводить ежегодный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности и сообщать о его результатах в Министерство юстиции в определенные сроки;
      • представлять отличающуюся от других НКО отчетность и в иные сроки;
      • один раз в полгода размещать в сети Интернет или предоставлять СМИ для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Министерство юстиции.

      Кроме того, для НКО-ИА:

      • исключается возможность приобретения статуса НКО – исполнителя общественно полезных услуг, позволяющего претендовать на приоритетную государственную поддержку;
      • появляется запрет на участие в избирательных кампаниях, референдумах, а также запрет внесения пожертвований в избирательные фонды кандидатов или фонды референдума;
      • исключается внесение в Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, что не позволяет даже претендовать на государственную поддержку;
      • и другие последствия.
      вопрос
      КАК БУДУТ КОНТРОЛИРОВАТЬ ИА?
      ответ
      В целях осуществления государственного контроля за всеми видами ИА принято Постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2023 года №18 «Об утверждении Положения о государственном контроле за деятельностью иностранных агентов». Контроль осуществляет Минюст России (его территориальные органы) во взаимодействии с другими органами публичной власти.

      В рамках контроля должностные лица Минюста вправе:

      а) запрашивать у органов управления юридических лиц - контролируемых лиц распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом «б»;

      б) запрашивать у органов публичной власти, а также у кредитных и иных финансовых организаций информацию о финансово-хозяйственной деятельности контролируемых лиц и получать такую информацию;

      в) направлять своих представителей для участия в проводимых иностранными агентами мероприятиях;

      г) проводить проверки соблюдения контролируемыми лицами законодательства об иностранных агентах;

      д) выдавать обязательные для исполнения в срок, составляющий не менее одного месяца, предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с законодательством РФ, а также в случае нарушения законодательства об иностранных агентах применять к контролируемым лицам иные меры правового реагирования в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

      Плановые проверки проводятся в отношении иностранных агентов не чаще одного раза в год в соответствии с ежегодными планами проведения таких проверок.

      Внеплановые проверки проводятся по следующим основаниям:

      1) поступление в Минюст России или его территориальный орган информации от органов публичной власти, постоянно действующих руководящих органов политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палаты Российской Федерации, общероссийских средств массовой информации об осуществлении предусмотренных законом видов деятельности, лицом, не подавшим заявление о включении в реестр, и (или) о получении таким лицом денежных средств и (или) иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах от иностранных источников;

      2) поступление в Минюст России или его территориальный орган от иностранного агента заявления об исключении его из реестра в связи с прекращением осуществления предусмотренных законом видов деятельности и (или) прекращением получения от иностранных источников денежных средств и (или) иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах, прекращением иностранного влияния в иных формах;

      3) поступление в Минюст России или его территориальный орган от органов публичной власти, граждан или организаций информации о нарушениях иностранными агентами требований законодательства РФ об иностранных агентах.
      вопрос
      КАК ДОЛЖНЫ ОТЧИТЫВАТЬСЯ ЛИЦА ИЗ РЕЕСТРА ИА? ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ НЕ ОТЧИТЫВАТЬСЯ?
      ответ
      Иностранные агенты с 12 декабря 2022 года отчитываются в Минюст по формам, утвержденным Приказом Минюста России от 29.11.2022 N 304. Следующие формы отчетов должны быть представлены в срок до:

      15 января – ОИА001 (отчет о деятельности ИА), ОИА002 (сведения об учредителях (о членах, об участниках), персональном составе руководящих органов и работников ИА), ОИА003 (сведения об иностранных источниках, объеме денежных средств и иного имущества), ОИА007 (изменения в ранее поданных сведениях);

      15 апреля – ОИА003, ОИА007;

      30 апреля – ОИА004 (о проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности);

      15 июля – ОИА001, ОИА002, ОИА003, ОИА007;

      15 октября – ОИА003, ОИА007;

      01 ноября – ОИА006 (сведения об осуществляемых программах);

      за 2 месяца до начала осуществления программы – ОИА005.

      В Минюст представляются только заполненные разделы форм отчетности. При осуществлении нескольких программ раздел II формы ОИА001 заполняется и представляется отдельно в отношении каждой осуществляемой программы.

      Разделы II – IV формы ОИА002 заполняются и представляются отдельно на каждого учредителя (члена, участника) иностранного агента, на каждое лицо, входящее в состав руководящих органов иностранного агента, а также на каждого работника иностранного агента соответственно.

      В случае, если иностранным агентом осуществляются более одной программы и (или) более одного иного документа, являющегося основанием для проведения мероприятий, раздел II формы ОИА006 заполняется и представляется отдельно в отношении каждой осуществляемой программы и (или) иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий.

      К форме ОИА007 прикладывается одна или несколько форм ОИА001 – ОИА006, утвержденных вышеуказанным приказом, содержащая(ие) изменившиеся в отчетном периоде сведения.

      Рекомендации по заполнению форм отчетности Минюстом не утверждены. За непредставление или несвоевременное представление, равно как и за представление отчетности в неполном объеме или в искаженном виде грозит административная ответственность по статье 19.34 Кодекса об административных правонарушениях в виде штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на должностных лиц – от 100 000 до 300 000 рублей; на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.
      вопрос
      КТО МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ СТАТУС «НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ» ОРГАНИЗАЦИИ?
      ответ
      Любая иностранная или международная неправительственная организация, деятельность которой подпадает под установленные законом критерии, позволяющие уполномоченным органам исполнительной власти принять такое решение.

      Ч. 1 ст. 3.1 ФЗ от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
      вопрос
      ЗА ЧТО ОРГАНИЗАЦИЮ МОГУТ ПРИЗНАТЬ «НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ»?
      ответ
      Это может произойти по ряду причин. По закону, «нежелательной» могут признать деятельность иностранной или международной неправительственной организации, которая:

      ● представляет угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства;

      ● способствует либо препятствует выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме (включая участие в иных формах в избирательных кампаниях, кампаниях референдума, за исключением участия в избирательных кампаниях, кампаниях референдума в качестве иностранных (международных) наблюдателей);

      ● оказывает посреднические услуги при проведении операций с деньгами и (или) иным имуществом, принадлежащими (другой) иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана «нежелательной» на территории РФ.
      вопрос
      КТО ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ «НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ»?
      ответ
      Решение принимает генеральный прокурор или его заместители по согласованию с Министерством иностранных дел.

      Ч.4 ст. 3.1 ФЗ от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ».
      вопрос
      С КАКОГО МОМЕНТА ОРГАНИЗАЦИЯ СЧИТАЕТСЯ «НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ»?
      ответ
      Со дня обнародования информации об этом на официальном сайте Минюста и опубликования в «Российской Газете».

      Ч.2 и ч.7 ст. 3.1 ФЗ от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ».
      вопрос
      МОЖНО ЛИ ОСПОРИТЬ ПРИЗНАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ «НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ»?
      ответ
      Решение можно оспорить в судебном порядке, подав административный иск об отмене соответствующего решения Генерального прокурора РФ или его заместителя.

      Гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
      вопрос
      МОЖНО ЛИ ВЫЙТИ ИЗ ПЕРЕЧНЯ «НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ» ОРГАНИЗАЦИЙ?
      ответ
      Иностранную или международную неправительственную организацию могут исключить из перечня при отмене ранее принятого решения о признании её деятельности «нежелательной» на территории РФ. Отменить решение может Генпрокурор РФ или его заместители по согласованию с Министерством иностранных дел РФ.

      Ещё одно основание для исключения из перечня – положительное судебное решение в рамках административного судопроизводства в случае обжалования решения о включении в перечень.

      Гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
      вопрос
      «НЕЖЕЛАТЕЛЬНАЯ» ОРГАНИЗАЦИЯ И НЕДРУЖЕСТВЕННАЯ СТРАНА
      ответ
      Нежелательная организация – это иностранная или международная неправительственная организация, а недружественная страна – это иностранное государство.

      «Нежелательной» могут признать иностранную (зарегистрированную на территории другого государства) или международную (негосударственную, признанную хотя бы одним государством или имеющую консультативный статус при международных межправительственных организациях) неправительственную организацию, которая представляет угрозу основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности РФ (в том числе оказывает определённое законом влияние на избирательный процесс).

      «Нежелательной» также могут признать иностранную или международную неправительственную организацию, если она оказывает уже признанной «нежелательной» организации посреднические услуги при проведении операций с деньгами или иным имуществом в деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности РФ.

      Ч.1 ст. 3.1 ФЗ от 28.12.2012 N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ».

      Недружественная страна – иностранное государство, которое совершает в отношении РФ недружественные действия: вводит политические или экономические санкции в отношении РФ, граждан РФ или российских юрлиц, совершает другие действия, представляющие угрозу территориальной целостности РФ или направленные на экономическую и политическую дестабилизацию РФ.

      Ст.1 ФЗ от 04.06.2018 N 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и иных иностранных государств».
      вопрос
      «НЕЖЕЛАТЕЛЬНАЯ» ОРГАНИЗАЦИЯ И ФИЗЛИЦО, ПРИЗНАННОЕ «НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫМ» НА ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ
      ответ
      Нежелательная организация – всегда юридическое лицо, а нежелательное физическое лицо – человек – иностранный гражданин или лицо без гражданства.

      «Нежелательной» могут признать иностранную (зарегистрированную на территории другого государства) или международную (негосударственную, признанная хотя бы одним государством или имеющая консультативный статус при международных межправительственных организациях) неправительственную организацию, которая представляет угрозу основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности РФ (в том числе оказывает определенное законом влияние на избирательный процесс).

      «Нежелательной» также могут признать иностранную или международную неправительственную организацию, если она оказывает уже признанной «нежелательной» организации посреднические услуги при проведении операций с деньгами или иным имуществом в деятельности, угрожающей основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности РФ.

      Ч.1 ст. 3.1 ФЗ от 28.12.2012 N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ».

      Термина «нежелательное физическое лицо» в законе нет. Есть понятие «лицо, в отношении которого принято решение о нежелательности его пребывания (проживания) в РФ». Такое решение могут принять в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории РФ, либо лица, которому не разрешён въезд в РФ, а также если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в РФ, создаёт реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения. Для защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц могут принять решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ.

      Ст.25.10 ФЗ от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».
      вопрос
      НКО-ИА И «НЕЖЕЛАТЕЛЬНАЯ» ОРГАНИЗАЦИЯ
      ответ
      НКО-ИА – это российское юрлицо, а нежелательная организация – иностранная или международная неправительственная организация

      ИА могут признать российскую некоммерческую организацию (юрлицо), если она:

      • ·участвует в политической деятельности на территории РФ;
      • получает деньги и (или) иное имущество от иностранных источников.
      Эти условия должны выполняться одновременно.

      http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/87a16eb8a9431fff64d0d78eb84f86accc003448/

      «Нежелательной» могут признать иностранную (зарегистрированную на территории другого государства) или международную (негосударственную, признанную хотя бы одним государством или имеющую консультативный статус при международных межправительственных организациях) неправительственную организацию, которая представляет угрозу основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности РФ (в том числе оказывает определенное законом влияние на избирательный процесс).

      «Нежелательной» также могут признать иностранную или международную неправительственную организацию, если она оказывает уже признанной «нежелательной» организации посреднические услуги при проведении операций с деньгами или иным имуществом в деятельности, угрожающей основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности РФ.

      Ч.1 ст. 3.1 ФЗ от 28.12.2012 N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ».
      вопрос
      «НЕЖЕЛАТЕЛЬНАЯ» И ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
      ответ
      Нежелательная организация – это иностранное юрлицо, а экстремистская организация – любое общественное или религиозное объединение (как зарегистрированное в качестве юрлица, так и действующее без его образования) либо любая иная организация (как российская, так и иностранная).

      «Нежелательной» могут признать иностранную (зарегистрированную на территории другого государства) или международную (негосударственную, признанную хотя бы одним государством или имеющую консультативный статус при международных межправительственных организациях) неправительственную организацию, которая угрожает основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности РФ (в том числе оказывает определенное законом влияние на избирательный процесс).

      «Нежелательной» также могут признать иностранную или международную неправительственную организацию, если она оказывает уже признанной «нежелательной» организации посреднические услуги при проведении операций с деньгами или иным имуществом в деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности РФ.

      Ч.1 ст. 3.1 ФЗ от 28.12.2012 N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ».

      Экстремистская организация — это общественное или религиозное объединение (как зарегистрированное в качестве юрлица, так и действующее без его образования) либо иная организация, в отношении которых по основаниям ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности .

      П.1 ст. 1 ФЗ от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О противодействии экстремистской деятельности».
      вопрос
      НКО-ИА И ИНОСТРАННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
      ответ
      НКО-ИА – это российское юрлицо, иностранная НКО – иностранное юрлицо, т.е. зарегистрированное на территории иностранного государства.

      Иностранным агентом могут признать российскую некоммерческую организацию (юрлицо), если она:

      • участвует в политической деятельности на территории РФ;
      • получает деньги и (или) иное имущество от иностранных источников.
      Эти условия должны выполняться одновременно.

      П.6 ст. 2 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

      Иностранная НКО — организация, не имеющая извлечение прибыли основной целью деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами РФ в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются госорганы.

      П.4 ст. 2 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».