Несоответствие устава НКО требованиям законодательства

Мы проанализировали результаты контрольных мероприятий Минюста России, проведенных в отношении НКО в 2020—2022 годах.
По результатам исследования мы подготовили серию инфографик, где рассказываем о самых частых нарушениях и ошибках НКО и даем рекомендации по их исправлению.
7 178
проанализировано проверок
3 292
НКО допустили нарушения
12 888
выявлено нарушений
Наведите курсор на тип нарушения и узнаете, что сделать, чтобы не допустить его.
Часть 1
Часть 2
Другие инфографики по теме:
Полный текст исследования:
Необходимо периодически сверять положения устава с требованиями действующего законодательства и своевременно вносить в него изменения.
Необходимо уделить внимание исключительной компетенции высшего органа управления НКО, а именно: полностью указать ее в уставе с учетом организационно-правовой формы; зафиксировать порядок принятия решений по вопросам исключительной компетенции (квалифицированное большинство в ⅔ голосов или единогласно).
Необходимо указать текстовое описание символики в уставе НКО, в случае ее использования в рамках осуществления деятельности, в том числе, на бланках, на печати, на страницах в сети Интернет и так далее (п. 5 ст. 3 ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 3 ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях»).
Необходимо четко прописать структуру, компетенцию, порядок формирования и срок полномочий органов управления НКО, а также порядок принятия ими решений в соответствии с положениями действующего законодательства (ч. 1 ст. 28 ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 1 ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Обратите, пожалуйста, внимание на особенности своей организационно-правовой формы. Например, в общественных объединениях обязательно избирается постоянно действующий руководящий коллегиальный орган.
Для осуществления приносящей доход деятельности, необходимо зафиксировать в уставе НКО закрытый перечень видов приносящей доход деятельности. Это допустимо в том случае, если эти виды деятельности соответствуют уставным целям, а также способствуют их достижению (п. 4 ст. 50 Гражданского кодекса РФ).
Виды деятельности НКО, не связанные с осуществлением приносящей доход деятельности, составляющие ее предмет деятельности, должны быть указаны закрытым перечнем (п. 1 ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Положения об учредителях в уставе НКО должны соответствовать требованиям действующего законодательства (ст. 15 ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 19 ФЗ «Об общественных объединениях»), а также необходимо зафиксировать порядок приема и выхода из состава учредителей (п. 3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Наименование некоммерческой организации должно указывать на организационно-правовую форму и характер деятельности. Для общественных объединений требуется дополнительное указание на территориальную сферу деятельности.
В случае обязательного наличия или добровольного формирования контрольно-ревизионного органа необходимо прописать положения в части порядка его избрания, количественного состава, компетенции, порядка принятия решений). Контрольно-ревизионный орган обязательно должен быть у корпоративных форм НКО и у благотворительных организаций (например, у общественных организаций, ассоциаций, союзов, благотворительных фондов).
Необходимо проверить пункты устава, относящиеся к компетенции органов управления, на предмет соответствия действующему законодательству (например, п. 3 ст. 29 «О некоммерческих организациях»).
Если ваша ОПФ устарела или изменилась, рекомендуем привести положения устава в соответствие с действующим законодательством и ФЗ от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ.
Необходимо указать источники формирования имущества, предусмотренные действующим законодательством (ч. 1 ст. 26 ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об общественных объединениях»).
НКО обязана иметь печать с полным наименованием на русском языке (п. 4 ст. 3 ФЗ «О некоммерческих организациях»)

Положения устава НКО о реорганизации и ликвидации должны соответствовать требованиям действующего законодательства. Например, решение о реорганизации и ликвидации организации принимает высший орган, за исключением фондов; реорганизация фонда не допускается; решение о ликвидации фонда принимает суд по заявлению заинтересованных лиц. Уделите, пожалуйста, отдельное внимание порядку направления имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, а также возможным формам для реорганизации в порядке преобразования.

Положения устава НКО о реорганизации и ликвидации должны соответствовать требованиям действующего законодательства. Например, решение о реорганизации и ликвидации организации принимает высший орган, за исключением фондов; реорганизация фонда не допускается; решение о ликвидации фонда принимает суд по заявлению заинтересованных лиц. Уделите, пожалуйста, отдельное внимание порядку направления имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, а также возможным формам для реорганизации в порядке преобразования.

После принятия решения о внесении изменений в устав, необходимо зарегистрировать новую редакцию в Минюсте РФ.
Виды деятельности НКО, не связанные с осуществлением приносящей доход деятельности, составляющие ее предмет деятельности, должны быть указаны закрытым перечнем (п. 1 ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Цели создания НКО должны соответствовать требованиям законодательства (п. 3 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях» и ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об общественных объединениях»).
Виды деятельности НКО, не связанные с осуществлением приносящей доход деятельности, составляющие ее предмет деятельности, должны быть указаны закрытым перечнем (п. 1 ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Наименования органов в НКО должны соответствовать наименованию органов как в ЕГРЮЛ, так и в рамках принятия решений. Не допускается указание Совета вместо Управляющего совета, например.