Мы проанализировали результаты контрольных мероприятий Минюста России, проведенных в отношении НКО в 2020—2022 годах. По результатам исследования мы подготовили серию инфографик, где рассказываем о самых частых нарушениях и ошибках НКО и даем рекомендации по их исправлению.
Обеспечить раздельный бухгалтерский учет доходов и расходов НКО: разносить в бухгалтерском учете расходы, осуществляемые за счет разных источников в соответствии с согласованными в договорах бюджетами.
Утвердить учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета в течение 90 дней с даты регистрации/реорганизации НКО и своевременно актуализировать ее при возникновении соответствующей необходимости:
изменения законодательства в сфере бухгалтерского или налогового учета;
разработки НКО новых способов ведения бухгалтерского учета;
существенного изменения условий хозяйствования (например, изменения видов деятельности).
Своевременно и полном объеме отчитываться в ФНС, Росстат и иные государственные органы в соответствии с действующим законодательством.
Ежегодно готовить смету/финансовый план по организации и утверждать его в порядке, предусмотренном уставом НКО.
Проводить ежегодный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности в предусмотренных законом случаях:
если НКО зарегистрирована в форме фонда и доходы ее за год, предшествовавший отчетному, составили 3 миллиона рублей;
если НКО включена в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Оформлять первичными учетными документами каждую доходную и расходную операцию по движению имущества, включая денежные средства. Обязательно проверять:
В случае, если в договор об использовании имущества некоммерческой организацией, включено требование об определенном порядке и условиях его использования, обеспечить исполнение данного требования.
Отслеживать использование полученных доходов в соответствии с установленными целями, составять подтверждающие документы и вести раздельный бухгалтерский учет полученных средств.
Обеспечить надлежащий налоговый учет полученных доходов и расходов, облагать налогом поступления от приносящей доход деятельности.
Составлять график документооборота и обеспечваить надлежащий контроль за документами до введения их в бухгалтерскую базу: проверять наличие подписей, иных необходимых реквизитов.