Статья
Основы налогообложения некоммерческих организаций в России

Статья
Основы налогообложения некоммерческих организаций в России

В России существует общий режим налогообложения и специальные режимы налогообложения. Из специальных режимов для некоммерческих организаций подходит упрощенная система налогообложения, иные специальные режимы распространяются на индивидуальных предпринимателей или на ограниченные виды предпринимательской деятельности.

В этом материале мы подробно рассмотрим особенности каждого из режимов налогообложения.
1
Общая система налогообложения
Общая (классическая) система налогообложения (ОСНО) — это налоговый режим, при котором налогоплательщик (организация, индивидуальный предприниматель (ИП) обязан уплачивать в бюджет все общие налоги и вести бухгалтерский и налоговый учет в полном объеме. Таким образом, ОСНО является самым сложным, затратным и трудоемким режимом в плане администрирования, налоговой нагрузки и отчетности.

ОСНО действует в РФ как основной режим без ограничений по виду хозяйственной деятельности, количеству наемного персонала, объему полученного дохода и применяется по умолчанию.
Если организация при первичной регистрации (или в течение 30 дней после регистрации) не заявила о переходе на льготный налоговый режим, это значит, что ее система налогообложения — ОСНО. Никаких заявлений и уведомлений о намерении применять общий режим представлять не нужно.

Использовать ОСНО также должны организации и ИП, которые изначально не «проходят» по законодательным требованиям и ограничениям, допускающим применение специальных (льготных) налоговых режимов, или перестали соответствовать таким требованиям в процессе ведения хозяйственной деятельности.

Некоммерческие организации, находящиеся на общем режиме налогообложения, являются плательщиками всех налогов при наличии объекта налогообложения, а именно: налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций.

По отдельным налогам Налоговым кодексом РФ некоммерческим организациям предоставлены льготы.
2
Упрощенная система налогообложения
Любая организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, т. е. зарегистрированная в установленном законодательством порядке в налоговом органе, по умолчанию должна применять общую систему налогообложения. Соответственно, она является плательщиком налога на прибыль в порядке, установленном гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Вместе с тем, в соответствии с НК РФ организация, в том числе НКО, может перейти на специальный налоговый режим — упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), при применении которой налог на прибыль не уплачивается. Однако для перехода на УСН организация должна выполнять условия, определенные в гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. Только при выполнении всех условий организация может уведомить налоговый орган по месту своего нахождения о том, что в дальнейшем будет применять УСН.

Организации, в том числе некоммерческие, имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения в добровольном порядке. О переходе с общего режима налогообложения на УСН НКО должна уведомить налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 31 декабря года, предшествующему году, начиная с которого переходит на УСН. В уведомлении о переходе на УСН организация должна указать: год подачи уведомления; выбранный объект налогообложения — «доходы» или «доходы минус расходы»; сведения о размере доходов и об остаточной стоимости основных средств по состоянию на 1 октября года подачи уведомления.

Однако на применение УСН вправе перейти только НКО, выполняющие условия, установленные в гл. 26.2 Налогового кодекса. Например, не имеют права применять УСН НКО, имеющие филиалы, иностранные организации и другие. Требования, которым должны удовлетворять НКО, желающие перейти на применение УСН, установлены в ст. 346.12 НК РФ.

Новая НКО при желании применять УСН должна уведомить об этом налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 30 календарных дней с даты внесения записи о ее создании в ЕГРЮЛ. Организация, не уведомившая налоговый орган по месту своего нахождения о переходе на УСН в указанный выше срок, не вправе применять УСН.

Предельный размер доходов для тех организаций, которые планируют перейти на УСН либо уже применяют УСН, установлен в ст. 346.11 и 346.12 НК РФ.

Предельный размер доходов для перехода на УСН и предельный размер дохода, ограничивающий право организации на применение УСН, исчисляется организациями по правилам определения доходов для целей исчисления налога на прибыль (ст. 248 НК РФ). При определении размера указанных доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст. 249 НК РФ), а также внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ).

Законами субъектов Российской Федерации организациям, применяющим объект налогообложения «доходы», могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков, организациям, применяющим объект налогообложения «доходы минус расходы» — в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

При определении налоговой базы по УСН при объекте налогообложения «доходы» учитываются доходы от реализации (ст. 249 НК РФ) и внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ). Исчисленную за налоговый (отчетный) период сумму налога (авансовых платежей по налогу) организации, применяющие объект налогообложения «доходы», вправе уменьшить на суммы страховых взносов, выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности и платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) может быть уменьшена не более чем на 50%.

Организации, применяющие объект налогообложения «доходы минус расходы», при определении налоговой базы доходы от реализации и внереализационные доходы вправе уменьшить только на расходы, определенные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, перечень расходов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Налоговую базу таким организациям разрешено уменьшать на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых ими применялась УСН (п. 7 ст. 346.18 НК РФ). По итогам каждого отчетного периода (квартала, полугодия, девяти месяцев) организации должны исчислять сумму авансового платежа по налогу исходя из ставки налога 15% и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов.

В случае, когда за отчетный период сумма дохода меньше суммы расходов, авансовый платеж считается равным нулю, и по итогам этого отчетного периода организация не должна его уплачивать. Если сумма доходов за налоговый период меньше суммы расходов или сумма налога оказалась меньше, чем рассчитанная величина минимального налога (1% от доходов), то организация обязана уплатить минимальный налог.

Авансовые платежи по налогу организации должны перечислять в бюджет не позднее 28 апреля, 28 июля, 28 октября, налог по итогам налогового периода — не позднее 28 марта года, следующего за отчетным годом.
Применение УСН предусматривает освобождение организаций от обязанности уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций (за исключением налога в отношении объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость) и налога на добавленную стоимость (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

А вместо этих налогов организации становятся плательщиками налога, уплачиваемого в связи с применением УСН. Иные налоги, в том числе страховые взносы, и сборы организации, применяющие УСН, обязаны уплачивать в соответствии с НК РФ.
Следовательно, у НКО, применяющих УСН, значительно снижается налоговая нагрузка и, соответственно, возрастают средства, которые НКО могут направить на осуществление предусмотренной в уставе деятельности в общеполезных целях, а благотворительные организации — на осуществление предусмотренной в уставе благотворительной деятельности.

С 01.01.2025 в связи с внесением изменений в Налоговый кодекс Р Ф Федеральным закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ о новой налоговой реформе меняется порядок налогообложения организаций, применяющих УСН. Организации, в том числе НКО, становятся плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) при определенных условиях, увеличен размер дохода, дающий право для перехода организаций на УСН, повышен предельный размер дохода на УСН, отменены повышенные ставки налога по УСН.

С 2025 года:
увеличен базовый размер доходов для перехода на УСН до 337,5 млн руб.; величина дохода каждый год подлежит индексации на коэффициент-дефлятор. Повышенный лимит применяется уже в 2024 году для перехода на УСН с 01.01.2025
увеличена средняя численность работников для применения УСН до 130 человек, без возможности превышения;
повышен предельный размер доходов на УСН до 450 млн руб., а также размер остаточной стоимости основных средств до 200 млн рублей.
налогоплательщики на УСН признаны плательщиками НДС и освобождены от НДС, если сумма доходов за предшествующий налоговый период не превысила 60 млн рублей. Организаций с доходом до 60 млн руб. освобождаются от уплаты НДС автоматически. При этом налогоплательщику предоставляют право выбора. Он может выбрать общий режим уплаты НДС — платить налог по общей налоговой ставке 20% (10% по некоторым товарам), применяя налоговые вычеты. А может уплачивать НДС по пониженной ставке 5% при доходах от 60 млн до 250 млн руб. в год и 7% при доходах от 250 млн до 450 млн руб. в год, но не иметь права на применение вычетов по НДС.
отменены повышенные налоговые ставки по налогу по УСН 8% — для объекта «доходы» и 20% — для «доходов минус расходы». Оставлены только общепринятые ставки 6% при объекте налогообложения «доходы» и 15% при объекте налогообложения «доходы минус расходы».
3
Налог на прибыль организаций
Плательщиками налога на прибыль в соответствии с п. 1 ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации являются российские организации. Российскими организациями для целей законодательства о налогах и сборах являются организации, созданные по законодательству Российской Федерации (ст. 11 НК РФ). Следовательно, налогоплательщиками налога на прибыль признаются как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Любая организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, т. е. зарегистрированная в установленном законодательством порядке в налоговом органе, по умолчанию должна применять общую систему налогообложения. Соответственно, она является плательщиком налога на прибыль в порядке, установленном гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Вместе с тем, в соответствии с НК РФ организация, в том числе НКО, может перейти на специальный налоговый режим — упрощенную систему налогообложения, при применении которой налог на прибыль не уплачивается. Однако для перехода на УСН организация должна выполнять условия, определенные в гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. Только при выполнении всех условий организация может уведомить налоговый орган по месту своего нахождения о том, что в дальнейшем будет применять УСН.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ). Прибылью для российских организаций признаются доходы, уменьшенные на расходы (п. 1 ст. 247 НК РФ). При этом прибыль определяется в целом по всем операциям организации (за определенный период), а не по каждой конкретной сделке.

Налоговой базой для целей гл. 25 НК РФ признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению. По общему правилу прибыль представляет собой разницу между доходами от реализации (ст. 249 НК РФ) и внереализационными доходами (ст. 250 НК РФ) и расходами организации, связанными с получением этих доходов. Налоговая база по налогу на прибыль определяется по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Налоговая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 20% и распределяется по бюджетам: в федеральный бюджет 2% (3% в 2017—2030 гг.); в бюджет субъекта РФ 18% (17% в 2017—2030 гг.)

С 01.01.2025 в связи с внесением изменений в Налоговый кодекс Р Ф Федеральным закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ о новой налоговой реформе налоговая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 25% и распределяется по бюджетам: в федеральный бюджет 7% сумма налога (8% в 2025—2030 гг.), в бюджет субъекта РФ 18% (17% в 2025—2030 гг.)

Налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке налога, отличной от ставки 20%, определяется налогоплательщиком отдельно (п. 2 ст. 247 НК РФ). Доходы, полученные от осуществления таких операций, могут быть уменьшены только на расходы, произведенные для этих же операций (например, по доходам, полученным в виде дивидендов от российской организации (пп.1 п. 3 ст. 284 НК РФ).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст. 251 НК РФ, их перечень является исчерпывающим. Следовательно, все доходы, которые не указаны в этом перечне, организации, в том числе НКО, должны учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Доходы, поименованные в данной статье, не учитываются также при определении объекта обложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (ст. 346.15 НК РФ).

Возникновение объекта налогообложения при использовании средств целевого финансирования и целевых поступлений не по целевому назначению (п. 14 ст. 250 НК РФ)

В НК РФ установлено, что поступившие в установленном законодательством порядке на содержание и ведение уставной деятельности пожертвования и другие целевые поступления, НКО обязаны использовать строго по целевому назначению (п. 2 ст. 251 НК РФ). В п. 14 ст. 250 НК РФ предусмотрено, что внереализационными доходами признаются доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ.

Следовательно, у НКО, в том числе у благотворительных организаций, при использовании пожертвований и иных целевых поступлений не по целевому назначению согласно НК РФ возникает внереализационный доход, то есть объект налогообложения по налогу на прибыль организаций или по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Получатели средств целевого финансирования и целевых поступлений обязаны ежегодно по итогам налогового периода (года) предоставлять в налоговые органы по месту своего нахождения отчет о целевом использовании полученных целевых средств (Лист 07 — в составе декларации по налогу на прибыль, Раздел 3 — в составе декларации по УСН).

Расходы в виде сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в п. 2 ст. 251 НК РФ, организации не вправе учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль, за исключением целевых отчислений, произведенных в соответствии с п. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ (п. 34 ст. 270 НК РФ). То есть пожертвования НКО на осуществление уставной деятельности и благотворительные пожертвования благотворительным организациям на осуществление благотворительной деятельности коммерческие организации могут делать за счет собственных средств — средств, оставшихся в их распоряжении после уплаты налогов в бюджет.

На перечисленные в установленном законодательством РФ порядке пожертвования некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности и благотворительным организациям на осуществление благотворительной деятельности коммерческая организация не вправе уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Пожертвования в таком случае делаются организацией в полном размере за счет собственных средств.

В отношении целевых отчислений, произведенных в соответствии с пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ, в Налоговом кодексе РФ предусмотрено следующее.

Коммерческим организациям пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ предоставлено право включать во внереализационные расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы в виде стоимости имущества, включая денежные средства, безвозмездно переданного некоммерческим организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Следовательно, коммерческим организациям на стоимость безвозмездно переданного имущества некоммерческим организациям, включенным в реестр СОНКО, можно уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. То есть коммерческая организация при передаче имущества безвозмездно НКО, включенным в реестр СОНКО, несет расходы в размере 20% за счет уменьшения налоговых расходов по налогу на прибыль (налоговая ставка по налогу на прибыль 20%) и в размере 80% за счет собственных средств.
4
Налог на имущество организаций
Налог на имущество организаций устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. При установлении налога на имущество законодательные органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 30 НК РФ, порядок уплаты налога, а также особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества и предусматривают налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Налогоплательщиками налога признаются некоммерческие организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ. Объектами налогообложения признаются:
1
недвижимое (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ.
2
недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%, в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, за исключением объектов, указанных в п. 1.2, 3.1 и 3.2 НК РФ, налоговая ставка не может превышать 2%, в отношении жилых помещений, гаражей, машино-мест, которые принадлежат личному фонду на праве собственности и налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, за исключением объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб., не могут превышать 0,3%.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, и (или) его кадастровой стоимости.
5
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются физические лица, налоговые резиденты РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ (п. 1 ст. 207 НК РФ).

Обязанность по уплате НДФЛ возникает в связи с получением доходов, облагаемых налогом, и не зависит от возраста налогоплательщика. В НК РФ предусмотрено участие несовершеннолетних налогоплательщиков в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через законных представителей. В соответствии с ГК РФ законными представителями признаются родители, усыновители и опекуны. Следовательно, от имени несовершеннолетнего ребенка в возрасте до 18 лет, получившего доход, подлежащий обложению НДФЛ, уплату налога осуществляет его родитель как законный представитель.

Налоговые резиденты РФ — это физические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

С 2021 года при расчете НДФЛ применяется прогрессивная ставка. Налог с дохода до 5 млн руб. рассчитывается по налоговой ставке 13%, а свыше — по ставке 15%.

Непризнание налогоплательщика налоговым резидентом РФ согласно ст. 209 НК РФ исключает налогообложение в России доходов, полученных им в соответствующих налоговых периодах от источников за пределами РФ (см. ст. 208 НК РФ). При этом большинство доходов, полученных им от источников в РФ, в этом случае будут облагаться НДФЛ по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). Лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, не вправе претендовать на уменьшение налоговой базы на сумму налоговых вычетов (п. 3,4 ст. 210 НК РФ).

В НК РФ установлено, что при исчислении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (п. 1 ст. 210 НК РФ). К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика (пп. 1 п. 2 ст. 210 НК РФ).

Доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ (освобождаемые от налогообложения) определены в ст. 217 НК РФ, их перечень является исчерпывающим.

С 2025 года введена прогрессивная шкала налогообложения. Изменения в Налоговый кодекс РФ внесены Федеральным законом от 12.07.2024 № 176-ФЗ о новой налоговой реформе. Так, в зависимости от размера доходов физического лица установлено 5 налоговых ставок:
13% — для доходов до 2,4 млн руб. в год (менее 200 тыс. руб. в месяц);
15% — от 2,4 млн до 5 млн руб. в год;
18% — от 5 млн до 20 млн руб. в год;
20% — от 20 млн до 50 млн руб. в год;
22% — свыше 50 млн руб. в год.
Повышенные налоговые ставки будут применяться не ко всему доходу, а к его части, которая превышает соответствующее пороговое значение.
6
Социальный налоговый вычет
Пожертвования НКО на осуществление предусмотренной в их уставах деятельности в общеполезных целях могут делать физические лица и коммерческие организации за счет собственных средств.

Физические лица могут делать пожертвования НКО за счет собственных средств. При этом при перечислении сумм пожертвований благотворительным организациям и некоммерческим организациям, указанным в пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ, физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, имеют право заявить в установленном НК РФ порядке социальный налоговый вычет.

При этом заявить социальный налоговый вычет при перечислении сумм пожертвований НКО, указанным в ст. 219 НК РФ, могут только физические лица, которые:
являются налоговыми резидентами Российской Федерации;
получили в истекшем налоговом периоде (календарном году) доходы, облагаемые НДФЛ по налоговой ставке 13% (15%) согласно п. 1 ст. 224 НК РФ, кроме доходов от долевого участия в организациях, выигрышей в лотереях и азартных играх (пп. 3 и 4 ст. 210 НК РФ).
Налоговые резиденты — это физические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ.)

Социальный налоговый вычет физическим лицам может быть предоставлен в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению (то есть не более 25% облагаемого дохода за год). При невозможности полного использования вычета в одном налоговом периоде на следующие налоговые периоды остаток вычета не переносится.

Для получения социального налогового вычета физические лица должны предоставить в налоговый орган по месту своего жительства налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 3-НДФЛ и документы, подтверждающие право физического лица на вычет. Перечень документов НК РФ не определен. Это могут быть любые документы, подтверждающие право на вычет.

К декларации по НДФЛ физическому лицу следует приложить:
платежные документы, подтверждающие перечисление сумм пожертвований, или банковскую выписку — при перечислении пожертвований НКО денежными средствами с банковского счета, с банковской карты;
квитанцию к приходному кассовому ордеру — при внесении денежных средств наличными в кассу НКО;
при перечислении организацией денежных средств по письменному заявлению налогоплательщика в организацию, выплачивающую ему доход, к декларации следует приложить документы, подтверждающие расходы — справку организации о произведенных налогоплательщиком по его заявлению перечислениях и платежные поручения на перечисление сумм, указанных в справке с отметкой банка об исполнении.
В платежных поручениях в графе «назначение платежа» должно быть указано, что перечисленные средства являются пожертвованиями, направляемыми НКО на осуществление уставной деятельности или на формирование (пополнение) целевого капитала.

Помимо документа, подтверждающего собственно перечисление средств, желательно предоставить в налоговый орган документ о статусе получателя средств и соглашение с ним, свидетельствующее о цели перечисления средств (например, копия учредительных документов, копия лицензии, при отсутствии которой невозможно осуществление той или иной деятельности).

Кроме того, в налоговый орган следует представить справку о доходах и суммах налога физического лица по форме 2-НДФЛ от налогового агента (работодателя), подтверждающую наличие у налогоплательщика доходов, облагаемых НДФЛ по налоговой ставке 13% и исчисление, удержание и перечисление с указанного дохода НДФЛ в бюджет.

Декларацию 3-НДФЛ с целью получения налоговых вычетов и возврата НДФЛ можно подать в любое время в течение трех лет по окончании года, в котором возникло право на вычет (п. п. 1 — 4, пп. 3 п. 5, пп. 1 п. 7 ст. 11.3, п. 1 ст. 79 НК РФ).

Налоговый орган в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации 3-НДФЛ и документов проведет камеральную проверку и примет решение о возврате или об отказе в возврате НДФЛ.(п. 2 ст. 79, п. п. 1, 2 ст. 88 НК РФ).

При положительном решении соответствующая сумма будет возвращена на банковский счет налогоплательщика, указанный в заявлении о распоряжении путем возврата. В общем случае возврат переплаты осуществляется после окончания камеральной проверки декларации (п. п. 1, 3, 5 ст. 79 НК РФ).

Федеральным законом от 27.11.2018 № 426-ФЗ в ст. 219 НК РФ внесено дополнение.

Установлено, что с 01.01.2019 субъект РФ в законодательном порядке может увеличить предельный размер социального налогового вычета с 25 до 30% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению (облагаемого дохода за год), при перечислении пожертвований:
государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры,
специализированным организациям управления целевым капиталом на формирование целевого капитала в целях поддержки государственных и муниципальных учреждений культуры.
Закон субъекта РФ также может установить категории государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и специализированных организаций управления целевым капиталом, пожертвования которым могут быть приняты к вычету в увеличенном предельном размере.

К пожертвованиям на пополнение целевого капитала данное положение не относится.

Субъект РФ может увеличить предельный размер вычета до 30% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению, категории учреждений и некоммерческих организаций, указанных в НК РФ.

Так, субъект Российской Федерации может увеличить предельный размер вычета до 30%:
если получателями пожертвований являются государственные и муниципальные театры, музеи и библиотеки;
если получателями пожертвований являются специализированные некоммерческие организации управления целевым капиталом в случае перечисления им пожертвований на формирование целевого капитала в целях поддержки театров, музеев и библиотек.
Пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ не ограничивает право налогоплательщика на получение социального налогового вычета и в случае пожертвования, совершенного в натуральной форме
форма уведомления рекомендована Приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@
письмо Минфина России от 16.08.2013 N 03-03-05/33424)
Форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций утверждена Приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@.
Приказ Федеральной налоговой службы от 15.10.2021 N ЕД-7-11/903@
Приказ Федеральной налоговой службы от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753@
Приказ Федеральной налоговой сПисьма Минфина России от 30.12.2013 № 03-04-08/58234, от 04.09.2014 № 03-04-05/44297 и ФНС России от 16.11.2015 № БС-4-11|19950@лужбы от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753@
Нужна консультация по налогообложению НКО?
Обратитесь к бухгалтерам «‎Правовой команды»!