Компетенции органов управления НКО

Компетенции органов управления НКО

I. Высший орган управления НКО
По общему правилу к исключительной компетенции высшего органа любой некоммерческой организации (далее — НКО) относятся полномочия, указанные в п. 3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях».


Исключительность компетенции означает, что никакой другой орган НКО не вправе принимать решения по данным вопросам – это может делать только высший орган.

Приведенный выше перечень вопросов исключительной компетенции является обязательным для высших органов всех НКО. Однако, в зависимости от организационно-правовой формы и типа НКО, перечень вопросов исключительной компетенции её высшего органа может отличаться от указанного выше.

Ниже укажем, какие дополнительные вопросы исключительной компетенции высшего органа предусмотрены законом для разных типов и форм НКО.
Ещё раз подчеркнем, что выше перечислены случаи, когда исключительная компетенция, установленная для всех НКО в п. 3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях», подлежит расширению в силу указаний других федеральных законов.

Но есть и случаи, когда некоторые НКО могут в своём уставе сузить круг вопросов исключительной компетенции НКО, передав определенные вопросы исключительной компетенции высшего органа в компетенцию коллегиального исполнительного органа.

Вот эти случаи:
II. Коллегиальный исполнительный орган
(совет / правление и т. п.)
Компетенция исполнительных (руководящих) органов НКО, таких как правление, совет и т.п. законодательством прямо не предусмотрена. Законодательство лишь указывает, что к компетенции коллегиальных исполнительных органов не могут относиться вопросы исключительной компетенции высшего органа, а также к компетенции иных органов НКО.

Однако, как мы указывали выше, из этого правила есть установленные законодательством исключения, когда некоторые вопросы исключительной компетенции высшего органа могут быть переданы уставом в компетенцию коллегиального исполнительного органа.
III. Единоличный исполнительный орган (председатель / президент / директор и т.п.)
Единоличный исполнительный орган (председатель/президент/директор и т.п.) руководит текущей деятельностью НКО.

Круг его полномочий законодательством также не очерчен, но в отношении него установлены те же ограничения, что и для коллегиальных исполнительных органов: к его компетенции не могут относиться вопросы исключительной компетенции высшего органа, а также иных органов НКО.
IV. Надзорный орган (попечительский совет)
Попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью НКО, принятием другими органами НКО решений и обеспечением их исполнения, использованием средств НКО, соблюдением НКО законодательства. Такова сфера его компетенции, определенная законодательством.

При этом, уставом НКО могут конкретизироваться данные вопросы компетенции и порядок их реализации.

Его полномочия также не должны нарушать компетенцию высшего и иных органов НКО.
Аналогичный набор компетенции должен быть у совета по использованию целевого капитала НКО - собственников целевого капитала, которые не являются специализированными организациями. В таких НКО этот надзорный орган должен создаваться отдельно, как самостоятельный орган, и обладать вышеуказанными полномочиями.
V. Контрольно-ревизионный орган (ревизор или ревизионная комиссия)
Круг полномочий контрольно-ревизионного органа законодательством также не очерчен, но в отношении него установлены те же ограничения, что и для коллегиальных исполнительных органов: к его компетенции не могут относиться вопросы исключительной компетенции высшего органа, а также иных органов НКО.
Другие материалы по теме