За что НКО могут назначить внеплановую проверку?
3.08.2021
Каждый год Министерство юстиции РФ публикует информацию о плане проверок на следующий год. Если вы есть в списке — то, вероятно, вы уже об этом знаете и готовы к проверке. Но если вас там нет — это еще не значит, что проверять вас не будут. Минюст может провести внеплановую проверку. Также с проверкой могут прийти и другие организации. Рассказываем, какие есть основания для внеплановых проверок НКО различными государственными органами и как к ним подготовиться.
Порядок проведения проверок НКО с 1 июля 2021 года регламентирует силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Важно: положения Закона 248-ФЗ НЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ к организации и осуществлению федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, т.е. контроль за деятельностью НКО со стороны Минюста осуществляется по «старым» правилам Закона 294-ФЗ, который действует до 31 декабря 2024 года, после чего утратит свою силу.


ПРОВЕРКИ НКО СО СТОРОНЫ МИНЮСТА
Порядок проведения проверок НКО со стороны Минюста регулируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».


Основания для внеплановых проверок:

1. Истек срок устранения нарушения, на которое ранее указал Минюст в своем предупреждении.

2. В Минюст поступила информация о нарушении законодательства РФ, деятельности, не соответствующей уставным целям НКО, о наличии признаков экстремизма. Информация может поступить от государственных органов или других организаций, а также граждан.

3. В Минюст поступило требование избирательной комиссии о проведении проверки.

В соответствии с пунктом 4 статьи 35 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», пунктом 13 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

4. Приказ/распоряжение руководителя Минюста, изданного в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ, на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки.

5. В Минюст поступила информация от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций о том, что НКО ведет деятельность в качестве иностранного агента, но не подала заявление о включении ее в реестр НКО-ИА.

6. Организация, включенная в реестр НКО-ИА, подала заявление об исключении ее из реестра.


Срок внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней, за исключением случаев его продления в соответствии с требованиями закона (применительно к НКО на практике почти не встречается).

О проведении внеплановой проверки проверяемая организация уведомляется не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом. О проведении внеплановой проверки в случае поступления в Минюст информации о наличии признаков экстремизма НКО не уведомляется.



ПРОВЕРКИ НКО СО СТОРОНЫ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
Налоговые проверки проводятся в соответствии с Налоговым кодексом (глава 14), Законы 294-ФЗ и 248-ФЗ на них не распространяются.
Налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа. Срок выездной проверки составляет 2 месяца с возможностью продления. Проверяемый период составляет 3 календарных года, предшествующих году вынесения решения о проверке.

ПРОВЕРКИ НКО СО СТОРОНЫ ПРОКУРАТУРЫ
Также как и на налоговые проверки, на проверки органов прокуратуры не распространяется действие Законов 294-ФЗ и 248-ФЗ, органы прокуратуры руководствуются исключительно Законом РФ от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокурорские проверки не разделяются по характеру планирования или месту проведения.

Перечень оснований для проведения прокурорской проверки не установлен, т.к. предметом прокурорского надзора является надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Срок прокурорской проверки составляет 30 календарных дней с возможностью продления.

ПРОВЕРКИ НКО СО СТОРОНЫ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
Проверки государственных инспекций труда (ГИТ) проводятся в соответствии с требованиями Трудового кодекса, Закона 248-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».


При проведении государственного контроля ГИТ применяется риск-ориентированный подход, т.е. частота проведения контрольных мероприятий зависит от отнесения деятельности НКО к конкретной категории риска.

ГИТ могут проводиться следующие контрольные (надзорные мероприятия):

- инспекционный визит (без предварительного уведомления, срок проведения – 1 рабочий день);

- рейдовый осмотр (если контролируемое лицо осуществляет деятельность на объектах, принадлежащих иному лицу, срок проведения – 1 рабочий день);

- документарная проверка (срок проведения – 10 рабочих дней);

- выездная проверка (срок проведения – 10 рабочих дней).