Правоотношения в области налоговой тайны урегулированы Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ). В пп. 13 п. 1 ст. 21 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право на соблюдение и сохранение налоговой тайны. Определение налоговой тайны дано в п. 1 ст. 102 НК РФ. Налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом.
Следует отметить, что к налоговой тайне относятся не только те сведения, которые непосредственно связаны с вопросами налогообложения. Положения ст. 102 НК РФ распространяются и на любую другую информацию, в частности, на информацию, правовая охрана которой предусмотрена другими нормативно-правовыми актами (например, личная, семейная, коммерческая тайны).
Сведения о налогоплательщике становятся налоговой тайной с даты постановки его на налоговый учет (п. 9 ст. 84 НК РФ). При этом источник сведений не имеет значения. Источником сведений может быть как сам налогоплательщик, так и его контрагенты, банк, лицензирующий орган, любые другие лица, которые располагают о нем информацией. Кроме того, различные сведения о налогоплательщике налоговые органы могут получить сами, например, в ходе проведения мероприятий налогового контроля (допросов свидетелей, экспертиз, осмотров территории и т.д.).
Налоговую тайну сотрудники налоговых органов не вправе разглашать, т.е. каким-либо образом сообщать третьим лицам, и (или) использовать, за исключением случаев, которые прямо предусмотрены в законодательстве (пп. 8 п. 1 ст. 32, п. 2 ст. 102 НК РФ).