Пошаговая инструкция
КАК ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СВЕДЕНИЯ ОБ НКО, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ЕГРЮЛ

Пошаговая инструкция
КАК ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СВЕДЕНИЯ ОБ НКО, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ЕГРЮЛ

Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержит информацию обо всех зарегистрированных юридических лицах, в том числе о некоммерческих организациях.

В ЕГРЮЛ можно найти следующие данные об НКО:

  • наименование НКО;
  • местонахождение и адрес в его пределах;
  • дата регистрации организации;
  • основные государственные номера и данные (ОГРН, ИНН, КПП);
  • данные об учредителях*;
  • сведения о лицах, действующих от имени организации без доверенности;
  • коды видов экономической деятельности по ОКВЭД;
  • сведения об истории регистрационных действий;
  • дополнительные сведения (например, о филиалах или наличии лицензии).
* по состоянию на июль 2024 г. в ЕГРЮЛ включается информация об учредителях НКО, созданных после 25 декабря 2023 г., а также об учредителях, включенных в состав учредителей НКО после 25 декабря 2023 г. Информация о тех лицах, которые являлись учредителями НКО до 25 декабря 2023 г., в ЕГРЮЛ отсутствует.
При изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, НКО обязана уведомить Министерство юстиции путем подачи документов в течение 7 рабочих дней со дня наступления таких изменений. Если измененяемые данные включены в устав (например, наименование НКО), то помимо изменения сведений в ЕГРЮЛ НКО должна также изменить устав.

Рассмотрим алгоритмы для наиболее распространенных регистрационных действий по изменению НКО сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
1
Смена наименования НКО
Наименование НКО всегда включается в устав, поэтому изменение наименования всегда связано с необходимостью внесения изменений в устав.

Чтобы не ошибиться с наименованием организации, важно помнить о следующих правилах:

1. Наименование должно включать организационно-правовую форму НКО (например, фонд / общественная организация / ассоциация и т.д.)

2. Наименование должно отражать характер деятельности НКО. Иными словами, из наименования должно быть понятно, в какой сфере организация ведет свою деятельность / кому помогает / чем именно занимается (например, Фонд помощи бездомным животным «Радость» или Автономная некоммерческая организация поддержки многодетных семей «Кораблик»).

3. Наименование должно быть уникальным, то есть не должно существовать организации с таким же наименованием. В противном случае велик риск отказа в регистрации. Заранее проверить, свободно ли выбранное наименование, можно через ЕГРЮЛ.

4. Если ваша организация является общественным объединением (например, общественной организацией или общественным движением), в наименовании также необходимо отразить территорию деятельности. Общественное объединение может быть местным / региональным / межрегиональным / общероссийским или международным (например, региональная общественная организация в сфере защиты прав потребителей «Знак качества»).

Определившись с новым наименованием, необходимо поработать с уставом НКО, обновить не соответствующие закону положения и включить в него новое наименование. Далее, следуя инструкции по внесению изменений в устав, подготовить документы и подать их в Министерство юстиции на регистрацию.
2
Изменение адреса НКО
По общему правилу, адрес НКО обязательно включается в ЕГРЮЛ, но не обязательно указывается в уставе организации. Однако некоторые НКО все же добровольно включают в свои уставы адрес – в этом случае смена адреса влечет за собой необходимость смены устава. Для этого рекомендуем обратиться к инструкции по внесению изменений в устав.

Если в уставе не содержатся данные об адресе организации, стоит придерживаться следующего алгоритма действий:

1. Провести заседание компетентного коллегиального органа / принять решение единоличного органа. Оформить принятое решение (образец протокола 1 / образец решения 2). С даты, указанной в протоколе или решении, у организации есть 7 рабочих дней на подачу документов в территориальное управление Минюста по своему региону.

2. Подготовить документы и подать их в Минюст.

В территориальное управление Министерства юстиции по своему региону необходимо подать:

  • заявление по форме Р13014 о государственной регистрации изменений;
  • протокол (решение) компетентного органа из предыдущего шага;
  • документы на новый адрес (копия договора аренды / безвозмездного пользования + копия документа, подтверждающего право собственности арендодателя / ссудодателя).
  • Если адрес местонахождения организации — это адрес регистрации учредителя / руководителя, документы на адрес можно не предоставлять.
Протокол заседания компетентного органа
Нажмите на иконку, чтобы скачать форму.
Нажмите на иконку, чтобы скачать форму.
Если документы подаются в электронном виде (через личный кабинет руководителя НКО на портале Госуслуги), то каждый документ отправляется в единственном экземпляре в формате pdf.

Если документы подаются в бумажном виде (лично руководителем НКО / по почте / по нотариально удостоверенной доверенности), важно соблюсти следующие правила:


Минюст рассматривает документы до 14 рабочих дней. Если замечаний не возникнет, документы автоматически уйдут в ФНС, где вносится запись в ЕГРЮЛ. В среднем весь путь занимает до полутора месяцев. В случае серьезных ошибок в документах Минюст откажет в регистрации с обоснованием причин.

3. Сообщить контрагентам, что организация переехала.
3
Смена руководителя НКО
Подавать документы на регистрацию изменений нужно только в том случае, если на должность руководителя избирается новое лицо. Если срок полномочий действующего руководителя истекает, и высший орган принимает решение о продлении его полномочий, смены руководителя не происходит – подавать документы на регистрацию изменений не требуется.

Чтобы поменять руководителя (то есть включить в ЕГРЮЛ информацию о новом лице, имеющим право действовать от имени организации без доверенности), необходимо:

1. Избрать нового руководителя. Оставить НКО без руководителя даже на непродолжительное время не получится – одновременно с принятием решения о прекращении полномочий действующего директора / президента / председателя и т.д. необходимо избрать нового. Соответственно, важно заблаговременно подумать о том, кто именно сменит действующего руководителя на его должности. Нелишним также будет проверить, не находится ли кандидат в Реестре дисквалифицированных лиц или не признан ли банкротом.

2. Уточнить, какой орган в соответствии с уставом решает вопрос об избрании (назначении) руководителя, и провести его заседание (по правилам, закрепленным в уставе НКО).

3. Зафиксировать принятое решение в протоколе заседания компетентного органа (образец протокола 3) / решении единоличного органа (образец решения 4). Не забудьте отразить вопросы о досрочном прекращении полномочий действующего руководителя и избрании (назначении) нового.

4. Подготовить комплект документов для регистрации:

  • протокол компетентного органа НКО, подписанный председателем и секретарем заседания (решение единоличного органа), подается в 2 экземплярах. Если документы представлены более чем на 1 листе, они сшиваются, заверяются подписью руководителя и печатью организации;
  • заявление по форме Р13014 о государственной регистрации изменений подается в 2 экземплярах, один из которых заверяется нотариально, а второй сшивается, заверяется подписью руководителя и печатью организации.
Протокол заседания компетентного органа
Нажмите на иконку, чтобы скачать форму.
Нажмите на иконку, чтобы скачать форму.
5. Подать документы в территориальное управление Минюста по своему региону в течение 7 рабочих с даты, указанной в протоколе.
Обратите внимание: при регистрации смены руководителя НКО подать документы в электронном виде (с помощью ЭЦП) нельзя. Допускается только бумажная подача: лично, по почте или по нотариально удостоверенной доверенности.
Минюст рассматривает документы до 14 рабочих дней. Если замечаний не возникнет, документы автоматически уйдут в ФНС, где вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). В среднем весь путь занимает до полутора месяцев. В случае серьезных ошибок в документах Минюст откажет в регистрации с обоснованием причин.
4
Смена кодов видов экономической деятельности по ОКВЭД
Необходимость изменить коды ОКВЭД у НКО могут возникнуть:

  • в связи с расширением видов деятельности организации (и в этом случае вносить изменения в коды нужно одновременно с регистрацией нового устава),
  • либо в связи с актуализацией существующих кодов без изменения видов деятельности (например, какой-то из видов деятельности попросту не был закодирован).

В первом случае нужно обратиться к инструкции по внесению изменений в устав.

Во втором – придерживаться следующего алгоритма:

1. Провести заседание компетентного коллегиального органа / принять решение единоличного органа. Как правило, вопрос о внесении изменений в коды ОКВЭД напрямую не указывается в компетенции отдельного органа НКО. На практике данное решение обычно принимается высшим органом НКО.

Решение оформляется протоколом заседания коллегиального органа / решением единоличного органа НКО (образец протокола 5 / образец решения 6). С даты, указанной в протоколе или решении, у организации есть 7 рабочих дней на подачу документов в территориальное управление Минюста по своему региону.

2. Подготовить документы и подать их в Минюст.

В территориальное управление Министерства юстиции по своему региону необходимо подать:

  • заявление по форме Р13014 о государственной регистрации изменений;
  • протокол (решение) компетентного органа из предыдущего шага.
Протокол заседания компетентного органа
Нажмите на иконку, чтобы скачать форму.
Нажмите на иконку, чтобы скачать форму.
Если документы подаются в электронном виде (через личный кабинет руководителя НКО на портале Госуслуги), то каждый документ отправляется в единственном экземпляре в формате pdf.

Если документы подаются в бумажном виде (лично руководителем НКО / по почте / по нотариально удостоверенной доверенности), важно соблюсти следующие правила:

  • протокол компетентного органа НКО, подписанный председателем и секретарем заседания (решение единоличного органа), подается в 2 экземплярах. Если документы представлены более чем на 1 листе, они сшиваются, заверяются подписью руководителя и печатью организации;
  • заявление по форме Р13014 о государственной регистрации изменений подается в 2 экземплярах, один из которых заверяется нотариально, а второй сшивается, заверяется подписью руководителя и печатью организации.

Минюст рассматривает документы до 14 рабочих дней. Если замечаний не возникнет, документы автоматически уйдут в ФНС, где вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). В среднем весь путь занимает до полутора месяцев. В случае серьезных ошибок в документах Минюст откажет в регистрации с обоснованием причин.
5
Включение в состав учредителей
Представленный ниже порядок актуален для АНО и фондов.

Включение нового лица в состав учредителей АНО или фонда происходит по единогласному решению действующих учредителей.

1. Решение принимается в зависимости от количества действующих учредителей организации:

  • либо коллегиально, когда учредителей несколько (и в этом случае оформляется протокол собрания учредителей 7),
  • либо единолично, когда учредитель один (в этом случае оформляется решение единственного учредителя 8).

С даты, указанной в протоколе или решении, у организации есть 7 рабочих дней на подачу документов в территориальное управление Минюста по своему региону.

2. Подготовить документы и подать их в Минюст.

В территориальное управление Министерства юстиции по своему региону необходимо подать:

  • заявление по форме Р13014 о государственной регистрации изменений;
  • протокол (решение) учредителей из предыдущего шага.
Нажмите на иконку, чтобы скачать форму.
Нажмите на иконку, чтобы скачать форму.
Если документы подаются в электронном виде (через личный кабинет руководителя НКО на портале Госуслуги), то каждый документ отправляется в единственном экземпляре в формате pdf.

Если документы подаются в бумажном виде (лично руководителем НКО / по почте / по нотариально удостоверенной доверенности), важно соблюсти следующие правила:

  • протокол собрания учредителей, подписанный председателем и секретарем заседания (решение единственного учредителя), подается в 2 экземплярах. Если документы представлены более чем на 1 листе, они сшиваются, заверяются подписью руководителя и печатью организации;
  • заявление по форме Р13014 о государственной регистрации изменений подается в 2 экземплярах, один из которых заверяется нотариально, а второй сшивается, заверяется подписью руководителя и печатью организации.

Минюст рассматривает документы до 14 рабочих дней. Если замечаний не возникнет, документы автоматически уйдут в ФНС, где вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). В среднем весь путь занимает до полутора месяцев. В случае серьезных ошибок в документах Минюст откажет в регистрации с обоснованием причин.
6
Выход из состава учредителей
Представленный ниже порядок актуален для АНО, фондов и корпоративных (основанных на членстве/участии НКО).

Выход из состава учредителей НКО, по общему правилу, доброволен. Учредитель выходит из состава учредителей самостоятельно и оформляет документы лично.

Чтобы выйти из состава учредителей НКО необходимо:

1. Подать в территориальное управление Министерства юстиции по своему региону:

  • заявление по форме Р13014 о государственной регистрации изменений, в 2 экземплярах, один из которых заверяется нотариально, а второй сшивается, заверяется подписью заявителя – выходящего учредителя;
  • сопроводительное письмо с указанием причины направления заявления по форме Р13014 (в свободной форме).

2. Направить в организацию, из состава учредителей которой выходит лицо, уведомление о своем выходе в свободной форме (направляется в день отправки заявления в Министерство юстиции).

По состоянию на июль 2024 года для описываемой регистрационной процедуры отсутствует техническая возможность направления документов в Министерство юстиции в электронном виде (через личный кабинет учредителя на портале Госуслуги). Документы подаются в бумажном виде (лично учредителем, по почте или по нотариально удостоверенной доверенности).

Минюст рассматривает документы до 14 рабочих дней. Если замечаний не возникнет, документы автоматически уйдут в ФНС, где вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). В среднем весь путь занимает до полутора месяцев. В случае серьезных ошибок в документах Минюст откажет в регистрации с обоснованием причин.
Нужна помощь с внесением изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ?
Обратитесь к юристам «‎Правовой команды»!