Совет Федерации одобрил ряд законов, усиливающих контроль за финансовыми операциями НКО
23 июня 2021 года Советом Федерации одобрен и направлен на подпись Президенту РФ внесенный 4 мая 2021 года депутатами В.И. Пискаревым, А.Г. Альшевских, Н.И. Рыжаком, А.К. Исаевым, Р.Д. Курбановым, Д.И. Савельевым, А.В. Чепой, А.Л. Шхагошевым проект федерального закона №1165650-7 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 3.1 Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»».

Суть нововведений заключается в следующем. В текущей редакции ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон 115-ФЗ) операции некоммерческих организаций подлежат обязательному контролю в случае, если НКО получает денежные средства в размере, превышающем 100 000 рублей, от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства либо проводит расходную операцию на аналогичную сумму.

Эта норма в Законе №115-ФЗ изменена: любая операция НКО будет подлежать обязательному контролю, что будет установлено на уровне федерального законодательства.

Таким образом, любая операция НКО, занимающейся общественно-полезной деятельностью, будет подлежать обязательному контролю в соответствии с федеральным законом.

Принципиально эти изменения вряд ли затронут деятельность некоммерческих организаций, так как сейчас среди критериев подозрительных операций, о которых необходимо информировать службу финансовой разведки (Росфинмониторинг), утвержденных Приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 года №103, есть критерий №1122: «Совершение операции (сделки) в случае, когда клиент является некоммерческой организацией, иностранной некоммерческой неправительственной организацией и ее отделением, представительством и филиалом, осуществляющим свою деятельность на территории Российской Федерации, и такая операция (сделка) не подлежит обязательному контролю в соответствии с п. 1.2 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ».

То есть, и так сейчас все контролируется.

Помимо указанного выше изменения, планируется дополнить статью 6 Закона №115-ФЗ пунктом 1.3-1, в соответствии с которым любое получение денег субъектом (человеком, организацией или филиалом иностранной организации) на территории России от плательщика из иностранного государства, включенного в особый перечень, также будет подлежать обязательному контролю. Перечень будет утверждаться Росфинмониторингом совместно с ЦБ и, к сожалению, будет относиться к информации с ограниченным доступом: знать о включенных в него юрисдикциях будут только банки.

Важно напомнить, что такое обязательный контроль в рамках Закона №115-ФЗ. Это совокупность принимаемых Росфинмониторингом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему банками, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На практике это означает, что при наличии операции, которая подлежит обязательному контролю в соответствии с Законом №115-ФЗ либо в соответствии с нормативными актами Росфинмониторинга (например, Приказом №103, упомянутым выше), банки обязаны сообщать о ней в службу финансовой разведки. Росфинмониторинг может через банк затребовать дополнительные документы по такой операции, а также сообщить о ней в Министерство юстиции, основной контролирующий орган НКО.

Изменения вступят в силу с 1 октября 2021 года.

Законом расширены основания для признания деятельности иностранной или международной неправительственной организации (далее — ИМНКО) нежелательной на территории Российской Федерации.

ИМНКО может быть признана нежелательной в случае, если в отношении этой организации получены сведения об оказании ею посреднических услуг при проведении операций с денежными средствами и (или) иным имуществом, принадлежащими иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации, в целях осуществления такой организацией деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности или безопасности государства.

Таким образом, установлено, что любые финансовые операции, информация о которых имеется в распоряжении Росфинмониторинга и ЦБ, между ИМНКО, находящейся в реестре «нежелательных» и иной ИМНКО, законно осуществляющей деятельность на территории РФ, целью которых является передача финансовых средств или иного имущества любому лицу на территории РФ для осуществления им деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности или безопасности государства, влечет за собой практически автоматическое признание деятельности такой ИМНКО нежелательной.

Часть 3 ст. 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 272-ФЗ) предусматривает последствия для организаций, деятельность которых признана нежелательной. К таким последствиям относится, в частности:

запрет на создание (открытие) на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранной или международной неправительственной организации и прекращение в определенном законодательством Российской Федерации порядке деятельности ранее созданных (открытых) на территории Российской Федерации таких структурных подразделений;

запрет на распространение информационных материалов, издаваемых иностранной или международной неправительственной организацией и (или) распространяемых ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также производство или хранение таких материалов в целях распространения;

запрет на осуществление на территории Российской Федерации программ (проектов) для иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации;

запрет за проведение любых финансовых операций, если одной их сторон является организация, деятельность которой признана нежелательной;

запрет на создание иностранной или международной неправительственной организацией на территории Российской Федерации юридических лиц либо участие в них.

Часть 3 статьи 3.1 дополняется новым последствием признания деятельности ИМНКО нежелательной, а именно:

«гражданам Российской Федерации, лицам без гражданства, постоянно проживающим в Российской Федерации, и российским юридическим лицам устанавливается запрет на участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации за пределами территории Российской Федерации.».

Таким образом, невозможно участие в конференциях, организуемых «нежелательными» ИМНКО, публикации в финансируемых ими изданиях, распространение информации о них, в том числе упоминание их названий, — все это будет признаваться участием в деятельности, где бы физически ни происходили действия или мероприятия.

Изменения вступят в силу через 10 дней после официального опубликования.

23 июня 2021 года Советом Федерации также одобрен и направлен на подпись Президенту РФ внесенный 21 января 2021 года депутатами А.Е. Хинштейном и С.М. Боярским проект федерального закона №1098066-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

В ч. 3 статьи 1.8 КоАП РФ (Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве) вносится дополнение о том, что лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.33 настоящего Кодекса (прим. — (в действующей редакции) — Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности), за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, если указанное административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если указанное лицо не было привлечено за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве.

В ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ (Давность привлечения к административной ответственности) закрепляется, что срок давности по ст. 20.33 КоАП РФ составляет 2 года.

Сама статья 20.33 КоАП излагается в новой редакции:

«Статья 20.33. Участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности.

Участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение запретов, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - работников аппаратов избирательных комиссий - дисквалификацию сроком на один год; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей».

Таким образом, в корне изменена суть статьи: вместо «осуществления деятельности на территории РФ» состав административного правонарушения будет образовывать любое участие в деятельности «нежелательной» организации, причем, как на территории РФ, так и за рубежом. Отсутствие в законодательстве четкого определения понятия «участие» позволит на практике трактовать его максимально расширительно.

В настоящее время правоприменительная и судебная практика сложилась таким образом, что НКО штрафуют, например, за хранение на сайте организации материалов с упоминанием организаций, чья деятельность была признана нежелательной на территории РФ, хотя эти материалы были созданы задолго до принятия решения о признании деятельности той или иной организации нежелательной.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях по ст. 20.33 КоАП предлагается поручить судьям районных судов.

Еще одним одобренным 23 июня 2021 года Советом Федерации связанным законопроектом является внесенный 4 мая 2021 года депутатами В.И. Пискаревым, А.Г. Альшевских, Н.И. Рыжаком, А.К. Исаевым, Р.Д. Курбановым, Д.И. Савельевым, А.В. Чепой, А.Л. Шхагошевым проект федерального закона №1165661-7 «О внесении изменений в статью 284-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», которым статья 284.1 УК РФ изложена в новой редакции:

«Статья 284.1. Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности.

1. Участие в деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного настоящей статьей,

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

2. Предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для обеспечения деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации,

наказывается обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок от одного года до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

3. Организация деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации,

наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок от двух до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности по данной статье, если оно добровольно прекратило участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо способствовало пресечению деятельности такой организации, для обеспечения которой оно предоставляло или собирало средства либо оказывало финансовые услуги, и если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления».

В действующей редакции ст. 284.1 УК РФ закреплен всего 1 состав преступления, предусматривающий уголовную ответственность за руководство деятельностью на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участие в такой деятельности, совершенные лицом, которое ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года. В новой же редакции статьи (этот состав теперь является частью 1 ст. 284.1 УК РФ) состав преступления образует только участие в любой форме в деятельности «нежелательной» организации, и уголовная ответственность наступает только если лицо ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное деяние (т.е. по ст. 20.33 КоАП) либо уже имеет судимость за совершение преступления, предусмотренного 284.1 УК РФ.

В статью 284.1 УК РФ добавлены еще 2 отдельных состава преступления, предусматривающих уголовную ответственность за предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для обеспечения деятельности «нежелательной организации», и за организацию ее деятельности на территории РФ.

Таким образом, сбор пожертвований или финансирование в любом другом виде деятельности «нежелательной» организации отныне образует состав уголовного преступления. Важно отметить, что действие части 2 ст. 284.1 УК РФ распространяется на финансирование деятельности «нежелательной организации», осуществляемой только на территории РФ.

Что же касается новой части 3 ст. 284.1 УК РФ, то не очень понятно какие более конкретные формы участия в деятельности «нежелательной» организации (ч. 1 ст. 284.1 УК РФ) могут трактоваться как «организация» ее деятельности, в виду размытости данного термина. При этом срок лишения свободы за «организацию» существенно выше, чем за «участие». Как уже отмечалось выше, сложившаяся судебная практика пошла по пути максимальной широкого толкования термина «осуществление» деятельности «нежелательной» организации (действующая редакция ст. 20.33 КоАП), в связи с чем возникают опасения, что и в отношении толкования термина «организация» будет применяться такой же подход.

Несмотря на то, что в части усиления контроля за финансовыми операциями НКО, для них ничего существенно не изменится (такой контроль в полной мере осуществляется и сейчас), размытость и оценочный характер понятий «участие» в деятельности иностранной или международной неправительственной организации или «организация» ее деятельности, порождает риски расширительного и произвольного его толкования. Фактически, любое упоминание организации, в отношении которой Генеральной прокуратурой по согласованию с МИД принято решение о нежелательности ее деятельности на территории РФ (при том, что и перечень оснований для принятия таких решений расширяется), может образовывать состав и административного правонарушения и уголовного преступления с чрезвычайно жесткими видами наказаний.
Исключение сделано только для определенных организационно-правовых форм, таких как:

- государственные внебюджетные фонды, государственные компании и государственные корпорации, государственные образовательные учреждения; публично-правовые компании; потребительские кооперативы; товарищества собственников недвижимости; садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества; объединения работодателей.
В существующей редакции это: угроза основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, в том числе способствование либо препятствование выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме (включая участие в иных формах в избирательных кампаниях, кампаниях референдума, за исключением участия в избирательных кампаниях, кампаниях референдума в качестве иностранных (международных) наблюдателей.
Четких определений данных терминов в законодательстве нет.

В УК РФ существует глава 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (ст.ст. 275 – 284.1), а также действует Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» (без определения понятия, являющегося предметом закона), исходя из которых можно примерно понять, что подразумевается под терминами «основы конституционного строя» и «безопасность государства». Определение понятия «обороноспособность государства» приводится только в словарях.
В качестве примеров можно привести следующие судебные решения:

Постановление мирового судьи судебного участка № 14 района Зюзино города Москвы от 30.06.17 по делу № 05-0255/14/2017 (фонд)

Постановление Ярославского областного суда от 01.01.18 по делу № 4А-175/2018 (общественная организация)

Постановление мирового судьи судебного участка №10 по Кировскому району города Уфы Республики Башкортостан от 28.09.17 по делу № 5-583/2017 (автономное учреждение).