Справка по законопроекту
«О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации»»


18 ноября 2020 года группой депутатов и сенаторов был внесен законопроект № 1057895-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»» (далее — законопроект).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об образовании») его действие распространяется на общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.
Федеральный закон устанавливает:
  • правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации,
  • основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования,
  • общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности,
  • определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Образовательную деятельность в соответствии с определениями, установленными в статье 2 ФЗ «Об образовании» осуществляют образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели. Образовательной организацией может быть только некоммерческая организация, осуществляющая образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Организацией, осуществляющей обучение, может быть любое юридическое лицо (и коммерческие, и некоммерческие организации), осуществляющее образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности наряду с основной деятельностью.

Для осуществления образовательной деятельности необходимо получение лицензии.

Поскольку рассматриваемым законопроектом не предполагается вносить изменения в сферу регулирования ФЗ «Об образовании», новое регулирование затронет только некоммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность. Вместе с тем, иные некоммерческие организации потеряют возможность включать в уставы и осуществлять просветительскую деятельность.

Законопроект содержит определение понятия просветительской деятельности, под которой понимается осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, и затрагивающая отношения, регулируемые ФЗ «Об образовании» и иными законодательными актами Российской Федерации.

Таким образом, из данного определения следует, что просветительская деятельность:

а) не охватывается рамками образовательных программ, а значит не относится к образовательной деятельности (которая, в соответствии с п.17 ст. 2 ФЗ «Об образовании» представляет собой деятельность по реализации образовательных программ);

б) направлена на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции, а значит, связана с образованием (определение понятия «образование» включает, в том числе, совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции);

в) осуществляется в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (из определения понятия «образование» также следует, что оно осуществляется в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов).

Таким образом, сопоставив понятие просветительской деятельности и образования, можно сделать вывод, что просветительская деятельность является деятельностью, связанной с образованием, но осуществляемой вне рамок образовательной деятельности (то есть деятельности в рамках реализации образовательных программ).

Осуществление просветительской деятельности юридическими лицами предполагает отсутствие ограничения на конкретику организационно-правовых форм таких лиц, то есть, независимо от того, является ли такое лицо коммерческой, некоммерческой или государственной организацией. При этом, если исходить из существующих норм законодательства, любая деятельность юридического лица может осуществляться только при наличии кода из Общероссийского классификатора ведения экономической деятельности. В существующем классификаторе нет кода, который бы конкретизировал понятие просветительской деятельности, а данным законопроектом не предполагается поручение Правительству о внесении изменений в классификатор. Следовательно, исходя из норм законодательства, организация обязана включить соответствующий ОКВЭД в свои виды деятельности (выбирая наиболее подходящий для деятельности, закрепленной Уставом организации). Исключение составляют лишь общества с ограниченной ответственностью на основании Письма Федеральной налоговой службы от 22 августа 2019 г. № СА-17-2/229@ «О рассмотрении обращения».

В классификаторе есть только 3 кода из раздела «Образование» ОКВЭД, которые под собой подразумевают не образовательную деятельность, и включают в себя занятия в сфере спорта, искусства и дополнительного образования, не включенного в другие группировки. При этом, в данных кодах не представлены какие-либо понятия, связанные с просветительской деятельностью. Остальные коды ОКВЭД предполагают получение лицензии на основании закона «Об образовании» и Постановления Правительства
«О лицензировании образовательной деятельности» (с 1 января 2021 года действует новое Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» сроком на 1 год).

При рассмотрении вопроса, касающегося осуществления просветительской деятельности физическим лицом, следует отметить, что для таких лиц законодательство не устанавливает требования о наличии кодов ОКВЭД, что позволяет предположить более широкий круг возможностей. При этом необходимо помнить, что физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность, в том числе в форме передачи знаний, умений, навыков и т.д., надлежит руководствоваться ст. 23 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Внесенный законопроект устанавливает ограничения для ведения просветительской деятельности.

Так, «не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации».

С одной стороны, эти ограничения согласуются и частично содержательно дублируют принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, установленные статьей 3 ФЗ «Об образовании». Эти принципы, в частности, включают:

  • гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
  • единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.
С другой стороны, эти ограничения почти дословно взяты из ст. 56 «Ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума» ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в которой прямо «запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности».

Несмотря на то, что законодательно не определено понятие «розни», «национального достоинства», «исключительности или неполноценности», наибольшие правовые трудности возникают в определении терминов, уточняющих способы разжигания розни, а именно «в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.»

Словосочетание «недостоверные сведения» упоминаются в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» в связи с внесением необходимой информации о юридическом лице в ЕГРЮЛ. Понятие информации как - сведений (сообщений, данных) независимо от формы их представления дано в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (ст. 2). Определение недостоверности можно найти только в ФЗ «О рекламе» в ст. 5: «Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о» и далее приведен перечень из 20 пунктов.

Из этого следует, что недостоверные сведения — это информация, которая содержит не соответствующие действительности сведения о традициях, определения которых в законодательстве также отсутствует. Исходя из информации, представленной в Толковом словаре русского языка под ред. С. И. Ожегова, «традиция — это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.»

Стоит ли говорить, что словосочетание «историческая традиция» представляет собой скорее тавтологию, нежели содержательное понятие. Что касается «культурных, национальных и религиозных традиций народов», то учитывая многообразие, многонациональность и мультикультурность народов, населяющих территорию Российской Федерации, не представляется возможным оценить достоверность и полноту любой информации на эту тему. В связи с вышеизложенным контроль за соблюдением ограничений, а также возможное введение санкций за нарушения представляется избыточным регулированием, предусматривающим субъективное усмотрение.

Наибольшее беспокойство вызывает бланкетная норма, обязывающая Правительство установить «порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней», в соответствии с которой Правительством РФ будет издано Постановление, уточняющее процесс осуществления просветительской деятельности .

Часть 3 статьи 105 ФЗ «Об Образовании» определяет сферы и возможности международного сотрудничества в области образования. Такое международное сотрудничество осуществляется, в том числе, на основании договоров, заключаемых с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности по следующим направлениям:

1) разработка и реализация образовательных программ и научных программ в сфере образования совместно с международными или иностранными организациями;

2) направление обучающихся, педагогических и научных работников российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в иностранные образовательные организации, которое включает в себя предоставление обучающимся специальных стипендий для обучения за рубежом, а также прием иностранных обучающихся, педагогических и научных работников в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях обучения, повышения квалификации и совершенствования научной и образовательной деятельности, в том числе в рамках международного академического обмена;

3) проведение совместных научных исследований, осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования, совместное осуществление инновационной деятельности;

4) участие в сетевой форме реализации образовательных программ;

5) участие в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров или самостоятельное проведение указанных мероприятий, а также обмен учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе.

Законопроектом предлагается обязать образовательные организации до подписания договора с иностранными гражданами и организациями, за исключением договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам, получать заключение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования (Министерство образования и науки), или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (Министерство просвещения), вероятно, о целесообразности такого международного сотрудничества.


Порядок получения указанного заключения устанавливается Правительством Российской Федерации, т.е. детали превращения международного сотрудничества в процесс, требующий специального разрешения, будут ясны позднее.