С другой стороны, эти ограничения почти дословно взяты из
ст. 56 «Ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума» ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в которой прямо «запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности».
Несмотря на то, что законодательно не определено понятие «розни», «национального достоинства», «исключительности или неполноценности», наибольшие правовые трудности возникают в определении терминов, уточняющих способы разжигания розни, а именно «в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.»
Словосочетание «недостоверные сведения» упоминаются в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» в связи с внесением необходимой информации о юридическом лице в ЕГРЮЛ. Понятие информации как - сведений (сообщений, данных) независимо от формы их представления дано в
ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (ст. 2). Определение недостоверности можно найти только в
ФЗ «О рекламе» в ст. 5: «Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о» и далее приведен перечень из 20 пунктов.
Из этого следует, что недостоверные сведения — это информация, которая содержит не соответствующие действительности сведения о традициях, определения которых в законодательстве также отсутствует. Исходя из информации, представленной в Толковом словаре русского языка под ред. С. И. Ожегова, «традиция — это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.»
Стоит ли говорить, что словосочетание «историческая традиция» представляет собой скорее тавтологию, нежели содержательное понятие. Что касается «культурных, национальных и религиозных традиций народов», то учитывая многообразие, многонациональность и мультикультурность народов, населяющих территорию Российской Федерации, не представляется возможным оценить достоверность и полноту любой информации на эту тему. В связи с вышеизложенным контроль за соблюдением ограничений, а также возможное введение санкций за нарушения представляется избыточным регулированием, предусматривающим субъективное усмотрение.
Наибольшее беспокойство вызывает бланкетная норма, обязывающая Правительство установить «порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней», в соответствии с которой Правительством РФ будет издано Постановление, уточняющее процесс осуществления просветительской деятельности .
Часть 3 статьи 105 ФЗ «Об Образовании» определяет сферы и возможности международного сотрудничества в области образования. Такое международное сотрудничество осуществляется, в том числе, на основании договоров, заключаемых с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности по следующим направлениям:
1) разработка и реализация образовательных программ и научных программ в сфере образования совместно с международными или иностранными организациями;
2) направление обучающихся, педагогических и научных работников российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в иностранные образовательные организации, которое включает в себя предоставление обучающимся специальных стипендий для обучения за рубежом, а также прием иностранных обучающихся, педагогических и научных работников в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях обучения, повышения квалификации и совершенствования научной и образовательной деятельности, в том числе в рамках международного академического обмена;
3) проведение совместных научных исследований, осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования, совместное осуществление инновационной деятельности;
4) участие в сетевой форме реализации образовательных программ;
5) участие в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров или самостоятельное проведение указанных мероприятий, а также обмен учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе.
Законопроектом предлагается обязать образовательные организации до подписания договора с иностранными гражданами и организациями, за исключением договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам, получать заключение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования (Министерство образования и науки), или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (Министерство просвещения), вероятно, о целесообразности такого международного сотрудничества.
Порядок получения указанного заключения устанавливается Правительством Российской Федерации, т.е. детали превращения международного сотрудничества в процесс, требующий специального разрешения, будут ясны позднее.