ОТЗЫВЫ О НАШЕЙ РАБОТЕ

Истории от НКО, которым мы помогли
Середина апреля — время головной боли для руководителей и бухгалтеров некоммерческих организаций. Пора сдавать годовую отчетность. Всё, что откладывалось на потом, до лучших времен, когда появится свободная минута, обрушивается на голову как снежный ком. В нашем фонде помощи журналистам подготовка к очередному отчету едва не вылилась в серьезный кризис. Чуть не дошло до ликвидации.

Зимой в нашей организации сменился бухгалтер. Новая сотрудница изучила всю документацию, оформляла договоры со всеми волонтерами и временными сотрудниками в срок, выплачивала гонорары без задержки. Но, как оказалось, оформляла всё по правилам общественной организации, а не фонда. Проверить это никто и не подумал.

Вторая проблема возникла с командировками. Директор фонда (штатный сотрудник) и председатель наблюдательного совета (нештатный сотрудник) купили билеты за свой счёт на конференцию в другой город, но в итоге не смогли поехать из-за болезни. Бухгалтер возместила им полную стоимость билетов, а вот необходимыми документами это не оформила.

А в конце года после удачного благотворительного аукциона — продажи книг сотрудников и активистов фонда — совет организации решил на вырученные средства оплатить лечение в частной стоматологической клинике журналисту из Хабаровска, пострадавшему во время задержания на акции протеста, которую он освещал. Оплату его лечения тоже оформили неправильно.

В организации начались споры и взаимные упреки, дошло до нешуточного конфликта. Кто-то встал в позу и заявлял, что раз такие строгие правила, которые требуют на каждое действие кучу документов, то вообще нет смысла сохранять легальный статус, и можно безо всякой регистрации собирать личные средства заинтересованных, оплачивать необходимые действия и оказывать помощь. Кто-то считал, что надо перерегистрироваться. И все были недовольны бухгалтером, которая напутала с отчетностью.

Мы почти отчаялись. К счастью, на помощь пришли опытные юристы «Правовой команды», которые в последние дни перед сдачей отчетности помогли найти выход из положения. Они помогли разобраться, какие формы отчетов должны сдавать фонды и как правильно их заполнить. Разъяснили, в каких случаях возникает обязанность проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, и что средства, привлеченные от продажи книг на благотворительном аукционе, нельзя считать пожертвованиями, их нужно облагать налогом, а оказание помощи должно быть регламентировано внутренними документами фонда.

Хорошо, что мы успели обратиться к ним до того, как сдали отчет с ошибками. Задаемся вопросом, почему раньше этого не сделали: если бы мы заранее проконсультировались, смогли бы избежать стресса и этих проблем.

Руководитель фонда