Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Январь – февраль 2018
Принятые или вступающие в силу
федеральные законы

С 11 января 2018 года обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, информации из СМИ — о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, являются основанием для внеплановой проверки без предварительного уведомления работодателя

В последний день 2017 года были расширены основания для внеплановой проверки трудовой инспекцией, изменения внесены в статью 360 Трудового кодекса РФ

Текст Федерального закона от 31.12.2017 № 502-ФЗ «О внесении изменений в статью 360 Трудового кодекса Российской Федерации»
Изменения, вступающие в силу 01 мая 2018 года, внесены в целый ряд федеральных законов, в том числе в федеральные законы:

«О благотворительной деятельности и благотворительных

организациях»,

«О некоммерческих организациях»,

«О свободе совести и о религиозных объединениях»,

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».


Принятый закон отождествляет термины «доброволец» и «волонтер», не устраняя противоречий в определениях этих терминов. Законодательно закрепляется право органов государственной власти и местного самоуправления, а также религиозных организаций и политических партий, привлекать добровольцев (волонтеров).


Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях:


  1. социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  2. подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  3. оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  4. содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  5. содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  6. содействия защите материнства, детства и отцовства;
  7. содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  8. содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  9. содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;
  10. охраны окружающей среды и защиты животных;
  11. охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  12. подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  13. социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  14. оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
  15. содействия добровольческой (волонтерской) деятельности;
  16. участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  17. содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  18. содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  19. поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  20. содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  21. содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.

При этом добровольцы (волонтеры) – физические лица, вправе осуществлять добровольческую (волонтерскую) деятельность как в вышеперечисленных, так и в иных общественно полезных целях.


Определение общественно полезных целей законодательно не раскрывается.


Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации.


Вводятся два новых термина:

Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности - некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.


Добровольческая (волонтерская) организация - некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях благотворительной деятельности, привлекает на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.


В Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» появляется новый раздел – «III.1. Условия и порядок осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности», да и само название Федерального закона меняется на Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Принятые постановления Правительства

Вступили в силу изменения, внесенные в Постановлением Правительства РФ от 26.01.2017 N 89 «О реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг», позволяющие социально ориентированным некоммерческих организациям получать заключение о качестве оказываемых общественно полезных услуг и входить в соответствующий реестр на региональном уровне.


Изменения федерального закона «О некоммерческих организациях», в соответствии с которыми решение о включении организации в реестр исполнителей общественно полезных услуг может принимать как Минюст России, так и его территориальные органы, а заключение о соответствии услуг критериям качества организация может получить и в органах исполнительной власти субъектов, вступили в силу еще 25 ноября 2018 года. Вместе с тем, применение этих норм было невозможно без изменения правил принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг и правил ведения реестра некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг.

Принятые ведомственные приказы

Начиная с представления сведений о доходах физлиц за налоговый период 2017 г. необходимо руководствоваться новыми правилами. 30 января 2018 года опубликован Приказ ФНС России от 17.01.2018 N ММВ-7-11/19@, которым внесены изменения в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@.


Форма 2-НДФЛ изложена в новой редакции. Основные изменения связаны с предоставлением правопреемникам налогового агента возможности подачи сведений о доходах физлиц.


Из раздела 2 «Данные о физическом лице - получателе дохода» исключены поля «Адрес места жительства в Российской Федерации», «Код страны проживания» и «Адрес». Также исключено отражение сведений об инвестиционных вычетах, предоставляемых налоговым агентом. Скорректированы порядок заполнения формы и формат ее представления в электронном виде.

Проекты федеральных законов
Банк России в рамках поручений Президента РФ от 21.10.2017 №Пр2132 и поручения Первого заместителя Председателя Правительства РФ от 14.11.2017 № ИШ-П13-7578 разместил законопроект «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)».

Однако проектом прямо предусмотрено в пункте 2 статьи 1, что «действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие в связи с пожертвованиями имущества посредством инвестиционных платформ.»


Закон будет регулировать отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий посредством инвестиционных платформ. Кроме того, он определит правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга).

Законопроектом предлагается закрепить правовые и организационные основы системы государственного и муниципального контроля. Законопроект призван заменить собой Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».


Государственный контроль (надзор) - осуществляемая в пределах установленных полномочий деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при реализации ими переданных государственных полномочий, деятельность иных уполномоченных органов и организаций, направленная на предупреждение (профилактику), выявление и пресечение нарушений гражданами и организациями обязательных требований, принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений и восстановлению правового положения, существовавшего до нарушения обязательных требований


Обязательные требования - условия, ограничения, запреты, обязанности, устанавливаемые и предъявляемые к осуществлению гражданами и организациями предпринимательской и иной деятельности, совершению ими действий, результатам осуществления деятельности или совершения действий, использованию ими при осуществлении указанной деятельности, совершении действий производственных объектов, установленные в целях защиты охраняемых законом ценностей международными договорами Российской Федерации, актами органов Евразийского экономического союза, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Юридическую силу обязательных требований имеют также документы, не являющиеся нормативными правовыми актами (в частности, документы по стандартизации, документы, разработанные самими гражданами и организациями, в том числе учредительные документы организаций), если обязанность соблюдать положения указанных документов предусмотрена законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами применительно к определенным видам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля


Категории риска (классы опасности):

1) чрезвычайно высокий риск (I класс опасности);

2) высокий риск (II класс опасности);

3) значительный риск (III класс опасности);

4) средний риск (IV класс опасности);

5) умеренный риск (V класс опасности); 6) низкий риск (VI класс опасности).


Государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль осуществляется в форме следующих мероприятий:

1) проверка;

2) плановое (рейдовое) обследование;

3) мониторинг;

4) контрольная закупка;

5) постоянный государственный контроль (надзор).


Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.


До 1 июля 2022 года данный закон не будет применяться к сфере трудового законодательства.

На рассмотрение Государственной Думы внесен законопроект, которым предлагается разрешить государственным гражданским служащим участвовать в управлении национально-культурной автономией или некоммерческой организацией, являющейся добровольческой (волонтерской) организацией.

Дата первого чтения в Госдуме пока не определена.
Депутаты Государственной Думы предлагают допустить добровольцев (волонтеров) к проведению отдельных видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, в порядке, определяемом Министерством культуры. Дата первого чтения в Госдуме пока не определена.

Законопроектом, разработанным Министерством экономического развития России, предполагается закрепить новый вид поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, который будет заключаться в субсидировании юридических лиц в целях обеспечения предоставления ими поручительств и независимых гарантий СОНКО, микрозаймов микрофинансовыми организациями, оказание консультационной поддержки и проведения обучающих мероприятий центрами инноваций социальной сферы.


По мнению авторов и разработчиков законопроекта «введение указанной формы поддержки позволит социально ориентированным некоммерческим организациям привлекать необходимые средства на этапах, требующих осуществления авансового финансирования для организации производства соответствующей услуги, с последующим возвратом заемных средств после получения возмещения. Использование уже имеющейся инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для СОНКО позволит более эффективно использовать бюджетные средства, не прибегая к созданию соответствующих новых организаций».

Иные новости

Начиная с представления сведений о доходах физлиц за налоговый период 2017 г. необходимо руководствоваться новыми правилами. 30 января 2018 года опубликован Приказ ФНС России от 17.01.2018 N ММВ-7-11/19@, которым внесены изменения в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@.


Форма 2-НДФЛ изложена в новой редакции. Основные изменения связаны с предоставлением правопреемникам налогового агента возможности подачи сведений о доходах физлиц.


Из раздела 2 «Данные о физическом лице - получателе дохода» исключены поля «Адрес места жительства в Российской Федерации», «Код страны проживания» и «Адрес». Также исключено отражение сведений об инвестиционных вычетах, предоставляемых налоговым агентом. Скорректированы порядок заполнения формы и формат ее представления в электронном виде.

Об увеличении предельной величины базы для исчисления страховых взносов.

В соответствии с Постановлением Правительства от 15 ноября 2018 г. N 1378 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2018 г.» работодатели при уплате страховых взносов за работников должны учитывать, что исчислять страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством необходимо до тех пор, пока сумма выплат не превысит 815 000 рублей (в 2017 году было 755 000 рублей). Что касается взносов на пенсионное страхование, то предельная база для их начисления с 1 января 2018 года составляет 1 021 000 рублей нарастающим итогом (в 2017 году было 876 000 рублей).


Действующее законодательство предусматривает, что страховые взносы на социальное и пенсионное страхование должны уплачиваться работодателями с учетом предельных баз для их начисления. В частности, на будущую пенсию уплачивают 22% от суммы выплат (зарплаты) в пределах предельной базы, и 10% - сверх этой суммы. Что касается взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, то они уплачиваются только в пределах установленной правительством базы по ставке 2,9%.


В 2018 году некоммерческие организации, отвечающие определенным критериям, последний год применяют пониженный тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование.

С 01 марта 2018 года вступает в силу Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»

16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»

Банк России в рамках поручений Президента РФ от 21.10.2017 №Пр2132 и поручения Первого заместителя Председателя Правительства РФ от 14.11.2017 № ИШ-П13-7578 разместил законопроект «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)».

16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»

С 01 февраля 2018 года некоммерческие организации при обращении за получением государственных услуг могут не представлять следующие документы: сведения о наличии счетов организаций (ИП) в банках; сведения о наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика; сведения из налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций, НДС, УСН; данные годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности; сведения о наличии (отсутствии) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Подробнее узнать о перечне документов, обмен которыми осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, можно, ознакомившись с текстом Распоряжения Правительства РФ от 03.10.2017 N 2147-р.

Как заплатить налог за другую НКО?

Федеральная налоговая служба разъясняет, что для целей учета налоговым органом поступлений платежей, уплаченных иными лицами, не имеет значения по каким гражданско-правовым основаниям произведено перечисление платежа за налогоплательщика другим лицом. Для правильного оформления расчетного документа при уплате налога за другое лицо необходимо обратиться к Правилам указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н.


При уплате налогов иным лицом в полях «ИНН» и «КПП» плательщика необходимо указать значение ИНН и КПП плательщика, за которого уплачивается налог. Поле «КПП» плательщика заполняется при уплате налога за юридическое лицо. При исполнении обязанности по уплате налога за физическое лицо в этом поле указывается "0". При заполнении поля «Плательщик» необходимо указать информацию о лице, оформившем платежное поручение.


Текст Письма ФНС от 25 января 2018 г. N ЗН-3-22/478@ «О рассмотрении обращения».

Хотите получать обзоры на e-mail?
Оставьте свой e-mail в форме ниже, и мы будем отправлять Вам раз в месяц обзор некоммерческого законодательства