Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Март – май 2018
Принятые или вступающие в силу
федеральные законы

Освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц доходы, полученные добровольцами (волонтёрами) в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» и иными федеральными законами, которыми установлены особенности привлечения добровольцев (волонтёров), в том числе доходы в виде выплат на возмещение расходов добровольцев (волонтёров) в связи с осуществлением ими указанной деятельности.


Кроме того, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц доходы, полученные налогоплательщиком в виде грантов, премий и призов в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, предоставленных некоммерческими организациями за счёт грантов Президента Российской Федерации, а также доходы в виде оплаты стоимости проезда к месту проведения таких соревнований, конкурсов, мероприятий и обратно, питания и предоставления помещения во временное пользование в соответствии с условиями договоров о предоставлении указанных грантов таким некоммерческим организациям.


Законом абзац восьмой пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) дополнен словами «, а в случае предоставления грантов Президента Российской Федерации – на осуществление деятельности (программ, проектов), определенной актами Президента Российской Федерации».


Таким образом, предложено отнести к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (и, соответственно, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения) «гранты Президента Российской Федерации – на осуществление деятельности (программ, проектов), определенной актами Президента Российской Федерации».


Законодательство Российской Федерации понятия грант Президента Российской Федерации не содержит.


Для освобождения от налогообложения так называемых «грантов Президента Российской Федерации – на осуществление деятельности (программ, проектов), определенной актами Президента Российской Федерации» необходимо, чтобы эта норма была определена в российском законодательстве.


Управление делами Президента Российской Федерации заключает с Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества (далее – Фонд-оператор) договор о предоставлении субсидии, то есть Фонду-оператору предоставляется субсидия (см. ст. 69.1, 78 и 78.1 Бюджетного кодекса РФ). Причины, по которым Фонд-оператор заключает с некоммерческими организациями договор о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, в то время как российское законодательство такого понятия не содержит, а также при отсутствии в российском законодательстве положения о передаче получателем предоставленной субсидии другим лицам в виде гранта, не ясны.


Даже, если в российское законодательство будет введено понятие «гранты Президента Российской Федерации», то освобождение от налогообложения будет касаться только получателя, при необходимости привлечения к оказанию услуг (выполнению работ) третьих лиц получатель должен заключить с ними договор возмездного оказания услуг (выполнения работ).

Кроме того, ст. 217 НК РФ дополнена пунктами 6.1 и 6.2. Предлагается освобождать от налогообложения налогом на доходы физических лиц:

доходы в виде грантов, премий и призов в денежной и (или) натуральной формах, полученных налогоплательщиком по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях и предоставленных некоммерческими организациями за счет грантов Президента Российской Федерации в соответствии с условиями договоров о предоставлении указанных грантов таким некоммерческим организациям;

доходы в денежной и (или) натуральной формах в виде оплаты стоимости проезда к месту проведения соревнований, конкурсов, иных мероприятий и обратно, питания (за исключением стоимости питания в сумме, превышающей размеры суточных, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи) и найма жилого помещения лицам, не достигшим 18 лет, производимой некоммерческими организациями за счет грантов Президента Российской Федерации в соответствии с условиями договоров о предоставлении указанных грантов таким некоммерческим организациям».


Понятия «грант Президента Российской Федерации» законодательство Российской Федерации не содержит. До установления такого понятия не имеется оснований считать, что выплаты физическим лицам произведены за счет средств «гранта Президента Российской Федерации».


Кроме того, возникает вопрос, на каком основании за счет так называемых «грантов Президента Российской Федерации» физические лица могут получить доходы в виде полученных грантов. Возникает вопрос и по доходам в виде премий физическим лицам за счет «гранта Президента Российской федерации», ведь премии, согласно Трудовому кодексу РФ, вправе выплачивать только работодатели лицам, с которыми заключили трудовые договоры.


Текст нормативного правового акта


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации

Принят Государственной Думой 12 апреля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 18 апреля 2018 года


Статья 1

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340, 3341; 2001, № 1, ст. 18; № 23, ст. 2289; № 33, ст. 3413; № 53, ст. 5015; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3021, 3027; 2003, № 1, ст. 2, 6; № 21, ст. 1958; № 28, ст. 2886; № 52, ст. 5030; 2004, № 27, ст. 2711, 2715; № 34, ст. 3518, 3520, 3524; № 45, ст. 4377; 2005, № 1, ст. 30, 38; № 24, ст. 2312; № 27, ст. 2710, 2717; № 30, ст. 3104, 3130; № 52, ст. 5581; 2006, № 10, ст. 1065; № 31, ст. 3436, 3443, 3452; № 45, ст. 4627, 4628; № 50, ст. 5279, 5286; 2007, № 1, ст. 20, 39; № 13, ст. 1465; № 22, ст. 2563; № 23, ст. 2691; № 31, ст. 3991, 4013; № 45, ст. 5416, 5417; № 49, ст. 6045, 6071; № 50, ст. 6237, 6245; 2008, № 18, ст. 1942; № 27, ст. 3126; № 30, ст. 3614, 3616; № 48, ст. 5504, 5519; № 49, ст. 5723; № 52, ст. 6237; 2009, № 1, ст. 31; № 11, ст. 1265; № 18, ст. 2147; № 23, ст. 2772; № 29, ст. 3598, 3639; № 30, ст. 3739;

№ 39, ст. 4534; № 45, ст. 5271; № 48, ст. 5726, 5731, 5737; № 51, ст. 6153, 6155; № 52, ст. 6444, 6455; 2010, № 15, ст. 1737; № 19, ст. 2291; № 25, ст. 3070; № 31, ст. 4176, 4198; № 32, ст. 4298; № 45, ст. 5756; № 47, ст. 6034; № 48, ст. 6247; № 49, ст. 6409;

2011, № 1, ст. 7, 9, 21; № 26, ст. 3652; № 27, ст. 3881; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4583, 4587, 4593, 4597; № 45, ст. 6335; № 47, ст. 6610, 6611; № 48, ст. 6729, 6731; № 49, ст. 7014, 7016, 7037; № 50, ст. 7359; 2012, № 10, ст. 1164; № 19, ст. 2281; № 25, ст. 3268; № 26, ст. 3447; № 31, ст. 4334; № 41, ст. 5526, 5527; № 49, ст. 6750; № 53, ст. 7596, 7604, 7619; 2013, № 23, ст. 2866, 2889; № 27, ст. 3444; № 30, ст. 4031, 4048; № 48, ст. 6165; № 51, ст. 6699; № 52, ст. 6985; 2014, № 8, ст. 737; № 16, ст. 1835; № 19, ст. 2313; № 23, ст. 2938; № 26, ст. 3373; № 40, ст. 5316; № 48, ст. 6647, 6657, 6663; 2015, № 1, ст. 13, 15, 16, 17, 18, 32; № 10, ст. 1402; № 24, ст. 3373, 3377; № 27, ст. 3968; № 41, ст. 5632; № 48, ст. 6684, 6686, 6688, 6692; 2016, № 1, ст. 16, 18; № 7, ст. 920; № 18, ст. 2504; № 23, ст. 3298; № 26, ст. 3856; № 27, ст. 4175, 4176, 4180, 4184; № 49, ст. 6841, 6843, 6844, 6849; 2017, № 1, ст. 4; № 11, ст. 1534; № 15, ст. 2131, 2133; № 30, ст. 4441, 4446; № 40, ст. 5753; № 45, ст. 6577, 6578, 6579; № 47, ст. 6842; № 49, ст. 7307, 7314, 7315, 7316, 7318, 7324, 7326; 2018, № 1, ст. 20, 50; № 9, ст. 1289, 1291) следующие изменения:


1) в подпункте 12 пункта 3 статьи 149 слова "Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" заменить словами "Федеральным законом от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)";


2) в статье 217:

а) пункт 3-1 изложить в следующей редакции:

"3-1) доходы, полученные добровольцами (волонтерами) в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" и иными федеральными законами, которыми установлены особенности привлечения добровольцев (волонтеров):

в виде выплат на возмещение расходов добровольцев (волонтеров) на приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, на предоставление помещения во временное пользование, на проезд к месту осуществления благотворительной, добровольческой (волонтерской) деятельности и обратно, на питание (за исключением расходов на питание в сумме, превышающей размеры суточных, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи), на уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев (волонтеров) либо на страхование их жизни или здоровья, связанные с рисками для жизни или здоровья добровольцев (волонтеров) при осуществлении ими благотворительной, добровольческой (волонтерской) деятельности;

в натуральной форме, полученные по указанным гражданско-правовым договорам на цели, предусмотренные абзацем вторым настоящего пункта;";

б) пункт 3-2 признать утратившим силу;

в) дополнить пунктами 6-1 и 6-2 следующего содержания:

"6-1) доходы, полученные налогоплательщиком в виде грантов, премий и призов в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, предоставленных некоммерческими организациями за счет грантов Президента Российской Федерации в соответствии с условиями договоров о предоставлении указанных грантов таким некоммерческим организациям;

6-2) доходы в денежной и (или) натуральной формах в виде оплаты стоимости проезда к месту проведения соревнований, конкурсов, иных мероприятий и обратно, питания (за исключением стоимости питания в сумме, превышающей размеры суточных, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи) и предоставления помещения во временное пользование налогоплательщикам, производимой некоммерческими организациями за счет грантов Президента Российской Федерации в соответствии с условиями договоров о предоставлении указанных грантов таким некоммерческим организациям;";


3) абзац восьмой подпункта 14 пункта 1 статьи 251 дополнить словами ", а в случае предоставления грантов Президента Российской Федерации - на осуществление деятельности (программ, проектов), определенной актами Президента Российской Федерации";


4) в пункте 6 статьи 420 слово "добровольцам" заменить словами "добровольцам (волонтерам)", слова "статьей 7-1 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" заменить словами "статьей 17-1 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", слово "добровольцев" заменить словами "добровольцев (волонтеров)".


Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.


2. Подпункты "а" и "б" пункта 2 и пункт 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 мая 2018 года.


3. Пункт 1 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2018 года, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.


4. Действие положений пунктов 6-1 и 6-2 статьи 217 и подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.


Президент Российской Федерации В.Путин

Москва, Кремль



23 апреля 2018 года

№ 98-ФЗ

Проекты федеральных законов

На рассмотрение Государственной Думы внесен законопроект, которым предлагается привести нормы Налогового кодекса РФ в соответствие с изменившимся законодательным регулированием добровольческой

(волонтерской) деятельности (изменения вступят в силу с 01 мая 2018 года)

Предполагается, в частности, изменить формулировку пункта 31 статьи 217 Налогового кодекса, которая устанавливает перечень доходов, освобождаемых от налогообложения НДФЛ.


Рассмотрение законопроекта запланировано на апрель 2018 года. Текст проекта федерального закона № 404451-7 «О внесении изменений в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в главы 23 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения видов доходов добровольцев (волонтеров), освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц)"»

Проект федерального закона №441707-7 О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (в части введения понятия и видов ящиков для сбора пожертвований) – внесен на рассмотрение Государственной Думы группой депутатов 13.04.18

Законопроектом предлагается закрепить определение понятия ящика для сбора пожертвований, которое ранее в законодательстве отсутствовало. В предлагаемой законопроектом формулировке «ящик для сбора пожертвований – любая емкость (в том числе, устройство) для сбора пожертвований, право использования которой принадлежит исключительно некоммерческим организациям, учредительными документами которых предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности». Ящики предусматриваются в двух видах: переносные и стационарные. Установка и использование стационарных ящиков допускается на основании договора с собственником (пользователем) помещения, за исключением случаев, когда они устанавливаются соответствующими некоммерческими организациями во время проведения публичных мероприятий, организованных ими (или их объединениями) или при наличии письменного разрешения от организаторов публичного мероприятия. Использование переносного ящика допускается только во время публичного мероприятия при наличии документа от организатора мероприятия. Требования к ящикам, порядок их установки и использования должны быть определены отдельным нормативным актом Правительства РФ.

Текст нормативного правового акта

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Статья 1.

Дополнить Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 33, ст. 3340; 2003, № 27, ст. 2708; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 52, ст. 6998; 2014, № 19, ст. 2308) статьей 16.1 следующего содержания:


«Статья 16.1. Ящик для сбора пожертвований

1. Ящик для сбора пожертвований – любая емкость (в том числе, устройство) для сбора пожертвований, право использования которой принадлежит исключительно некоммерческим организациям, учредительными документами которых предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности. Ящик для сбора пожертвований может использоваться при его перемещении в пространстве (переносной ящик) или без такого перемещения (стационарный ящик).


2. Размещение стационарного ящика осуществляется на основании договора, заключаемого между собственником помещения или уполномоченным им лицом, либо лицом, обладающим иным правом на пользование помещением, и организацией, указанной в пункте 1 настоящей статьи, которой принадлежит ящик, кроме случаев, когда помещение, в котором размещается ящик для сбора пожертвований, находится во владении или пользовании такой организации.


3. Установка и использование стационарных ящиков для сбора пожертвований без заключения договоров, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, запрещается, кроме случаев установки и использования ящиков:

некоммерческим организациям, учредительными документами которых предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности, несколькими такими организациями или их объединениями в месте и во время проведения публичного или иного мероприятия, организованного такими организациями, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

при условии получения некоммерческой организацией, учредительными документами которой предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности, письменного разрешения от организатора публичного или иного мероприятия на установку и использование стационарных ящиков во время проведения такого мероприятия.


4. Использование переносных ящиков допускается исключительно в месте проведения мероприятия, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, и во время его проведения при наличии у лица, непосредственно использующего ящик для сбора пожертвований, документа организатора мероприятия, подтверждающего право использования указанного ящика.


5. Требования к ящикам для сбора пожертвований, порядок их установки и использования определяются Правительством Российской Федерации.


6. Имущество, собранное в ящик для сбора пожертвований, подлежит извлечению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В процедуре извлечения пожертвований из ящика принимает участие лицо, независимое от организации, использующей ящик для сбора пожертвований (представитель владельца помещения, где располагается ящик, представитель организаторов мероприятия и т.п.).

Статья 2.

Настоящий федеральный закон вступает в силу в течение 60 дней со дня официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Проект федерального закона №441849-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (в части совершенствования правового регулирования деятельности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций) – внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством РФ 13.04.18

аконопроектом предлагаются следующие изменения:


- закрепляется дополнительное основание для отказа во внесении в реестр сведений о филиале или представительстве ИНКО – если сведения и документы, предоставляемые в Министерство юстиции вместе с уведомлением о создании на территории РФ филиала или представительства ИНКО, противоречат Конституции и законодательству РФ;


- сокращается до 7 дней (вместо 20) срок уведомления руководителем структурного подразделения ИНКО Минюста России об адресе (месте нахождения) и контактных телефонах данного структурного подразделения (устранение противоречия в сроках между ФЗ об НКО и НК РФ);


- устанавливаются обязательные требования к содержанию положения о филиале или представительстве ИНКО;


- закрепляется право Минюста России своим решением исключать структурное подразделение ИНКО из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций в случае осуществления им деятельности с нарушением законодательства;


- уточняется, что исключение из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций осуществляется в случае принятия ИНКО решения о закрытии и прекращении деятельности на территории РФ своего структурного подразделения (устранение законодательного пробела).


Текст проекта нормативного правового акта


Вносится Правительством Российской Федерации

Проект


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (в части совершенствования правового регулирования деятельности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций)


Внести в Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 145; 2006, № 3, ст. 282; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 29, ст. 3607; 2010, № 19, ст. 2291; 2011, № 29, ст. 4291; №30, ст. 4590; №47, ст. 6607; 2012, №30, ст. 4172; 2014, №8, ст. 738; №23, ст. 2932; 2015, №10, ст. 1413; 2017, №24, ст. 3482) следующие изменения:


1) в статье 13.2:

а) подпункт 3 пункта 7 изложить в следующей редакции:

"3) если документы и (или) содержащиеся в них сведения, предусмотренные настоящей статьей, противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;";

б) в пункте 12 слово "двадцати" заменить словом "семи";

в) в пункте 13 слова "настоящей статьей" заменить словами "пунктами 2-7 настоящей статьи";

г) дополнить пунктом 14 следующего содержания:

"14. В положении о филиале или представительстве иностранной некоммерческой неправительственной организации должны определяться:


1) наименование структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, содержащее наименование и страну регистрации иностранной некоммерческой неправительственной организации, принявшей решение о создании структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, а также территориальную сферу деятельности структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации;


2) цели, задачи и виды деятельности структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации;


3) порядок управления деятельностью;


4) источники формирования имущества структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации;


5) порядок внесения изменений в положение о филиале или представительстве иностранной некоммерческой неправительственной организации;


6) другие сведения, предусмотренные законом для структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций.";


2) в статье 32:


а) в пункте 9 слова", а также" заменить словами "и (или)";

б) пункт 11 дополнить словами ", а также в связи с принятием иностранной некоммерческой неправительственной организацией решения о закрытии и прекращении деятельности на территории Российской Федерации своего структурного подразделения".


Президент Российской Федерации

Проект федерального закона №441856-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации» (в части учета в налоговых органах структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, представительств иностранных религиозных организаций) – внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством РФ 13.04.18

В статьи 83 и 84 Налогового кодекса вносятся нормы о постановке на налоговый учет филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций и представительств иностранных религиозных организаций по месту их нахождения на основании сведений, сообщаемых Минюстом, в течение 5 дней с момента получения этих сведений. Минюст обязан сообщить необходимые сведения в налоговые органы в течение 10 дней с момента их получения.


Законопроект логически связан с проектом ФЗ №441849-7 от 13.04.18.


Текст проекта нормативного правового акта


Вносится Правительством Российской Федерации

Проект


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части учета в налоговых органах структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, представительств иностранных религиозных организаций)


Статья 1

Внести в Налоговый кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2003, № 23, ст. 2174; № 52, ст. 5037; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 31, ст. 3436; 2009, № 48, ст. 5733; 2010, № 31, ст. 4198; № 32, ст. 4298; № 40, ст. 4969; № 48, ст. 6247; 2011, № 30, ст. 4593; 2012, № 27, ст. 3588; 2013, № 23, ст. 2866; № 30, ст. 4081; № 40, ст. 5038; № 44, ст. 5645; 2014, № 14, ст. 1544; № 40, ст. 5315; № 45, ст. 6157; № 48, ст. 6657, 6660; 2015, № 18, ст. 2616; № 24, ст. 3377; 2016, № 7, ст. 920; № 27, ст. 4176, 4177; № 49, ст. 6842, 6844; 2017, № 49, ст. 7307) следующие изменения:


1) пункт 4 статьи 83 после абзаца третьего дополнить абзацами следующего содержания:

"через внесенные в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций филиалы и представительства международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций осуществляется на основании сведений, содержащихся в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, сообщаемых органом, указанным в пункте 9 статьи 85 настоящего Кодекса;

через зарегистрированные представительства иностранных религиозных организаций осуществляется на основании сведений, содержащихся в реестре представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации, сообщаемых органом, указанным в пункте 9 статьи 85 настоящего Кодекса;";


2) в статье 84:

а) пункт 2 после абзаца второго дополнить абзацем следующего содержания:

"Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, иностранной религиозной организации по месту осуществления ими деятельности на территории Российской Федерации через филиалы, представительства в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органом, указанным в пункте 9 статьи 85 настоящего Кодекса, и в тот же срок выдать (направить) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.";

б) пункт 3 после абзаца четвертого дополнить абзацем следующего содержания:

"Изменения в сведениях о международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, иностранной религиозной организации, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через филиалы, представительства, подлежат учету налоговыми органами по месту нахождения таких филиалов, представительств на основании сведений, сообщенных органом, указанным в пункте 9 статьи 85 настоящего Кодекса.";

в) пункт 4 после абзаца четвертого дополнить абзацем следующего содержания:

"международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, иностранной религиозной организации по месту осуществления ими деятельности на территории Российской Федерации через филиалы, представительства - в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органом, указанным в пункте 9 статьи 85 настоящего Кодекса.";

г) пункт 5 после абзаца третьего дополнить абзацем следующего содержания:


"В случае исключения филиала, представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, закрытия представительства иностранной религиозной организации снятие с учета филиала, представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, представительства иностранной религиозной организации осуществляется налоговым органом по месту нахождения такого филиала, такого представительства на основании сведений, сообщенных органом, указанным в пункте 9 статьи 85 настоящего Кодекса.";

3) абзац второй пункта 9 статьи 85 изложить в следующей редакции:

"Орган, уполномоченный вести реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, реестр представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации, обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о соответствующем внесении в указанный реестр (об изменениях, вносимых в реестр), регистрации, открытии, закрытии представительства иностранной религиозной организации в течение десяти дней со дня внесения сведений (изменений) в указанный реестр либо регистрации (закрытия) представительства иностранной религиозной организации.".


Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.



Президент Российской Федерации

Законопроектом предлагается ввести в статью 13.11 КоАП РФ (Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных) новые части 8 и 9, предусматривающие административную ответственность за использование при обработке персональных данных баз данных, расположенных за пределами России, а также за невыполнение оператором ПД или иным лицом, получившим доступ к ПД, обязанности по соблюдению конфиденциальности ПД, т.е. за раскрытие ПД третьим или их распространение без согласия субъекта.


Текст проекта нормативного правового акта

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения административной ответственности за нарушение требований Федерального закона «О персональных данных»


Статья 1


Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4295, 4298; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847, 4855; 2004, № 31, ст. 3229; № 34, ‎ст. 3529, 3533; № 44, ст. 4266; 2005, № 1, ст. 9, 13, 37, 40, 45; № 10, ст. 763; ‎№ 13, ст. 1075, 1077; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3124, 3131; № 50, ст. 5247; № 52, ст. 5574; 2006, № 1, ст. 4, 10; № 2, ст. 172; № 6, ст. 636; № 10, ст. 1067; № 12, ст. 1234; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; ‎№ 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3420, 3433, 3438, 3452; № 45, ‎ст. 4641; № 50, ст. 5279, 5281; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, 29; № 16, ‎ст. 1825; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4007, 4008; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; 2008, № 18, ст. 1941; № 20, ст. 2251, 2259; ‎№ 30, ст. 3604; № 49, ст. 5745; № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759, 2776; № 26, ст. 3120, 3122; № 29, ст. 3597, 3599, 3642; № 30, ‎ст. 3739; № 48, ст. 5711, 5724, 5755; № 52, ст. 6412; 2010, № 1, ст. 1; № 18, ‎ст. 2145; № 19, ст. 2291; № 21, ст. 2525, 2530; № 23, ст. 2790; № 25, ст. 3070; № 27, ст. 3416; № 30, ст. 4002, 4006, 4007; № 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4195, 4206 - 4208; № 32, ст. 4298; № 41, ст. 5192; № 49, ст. 6409; № 52, ст. 6984; 2011, № 1, ст. 10, 23, 33, 54; № 7, ст. 901; № 15, ст. 2039; № 17, ст. 2310; № 19, ст. 2714, 2715; № 23, ст. 3260; № 27, ст. 3873, 3881; № 29, ст. 4290, 4298; ‎№ 30, ст. 4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; № 46, ст. 6406; № 47, ‎ст. 6602; № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7025, 7061; № 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, № 6, ст. 621; № 10, ст. 1166; № 19, ‎ст. 2278, 2281; № 24, ст. 3069, 3082; № 29, ст. 3996; № 31, ст. 4320, 4330; ‎№ 47, ст. 6402 - 6405; № 49, ст. 6752, 6757; № 53, ст. 7577, 7602, 7640; 2013, № 14, ст. 1651, 1666; № 19, ст. 2323, 2325; № 23, ст. 2871; № 26, ст. 3207 - 3209; № 27, ст. 3454, 3469, 3470, 3477; № 30, ст. 4025, 4027, 4029, 4030, 4031, 4032, 4033, 4034, 4036, 4040, 4044, 4078, 4082; № 31, ст. 4191; № 43, ст. 5443 - 5445, 5452; № 44, ст. 5624, 5643; № 48, ст. 6161, 6163, 6165; № 49, ст. 6327, 6341, 6343; № 51, ст. 6683, 6685, 6695, 6696; № 52, ст. 6961, 6980, 6981, 6986, 6994, 7002; 2014, № 6, ст. 557, 559, 566; № 11, ст. 1092, 1096; № 14, ст. 1562; № 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2317, 2324 - 2327, 2330, 2335; № 26, ст. 3366, 3379; № 30, ст. 4211, 4214, 4218, 4228, 4233, 4248, 4256, 4259, 4264, 4278; № 42, ‎ст. 5615; № 43, ст. 5799; № 48, ст. 6636, 6638, 6642, 6643, 6651; № 52, ‎ст. 7541, 7548, 7550, 7557; 2015, № 1, ст. 29, 35, 37, 67, 74, 83, 85; № 10, ‎ст. 1405, 1416; № 13, ст. 1811; № 18, ст. 2614, 2620; № 21, ст. 2981; № 24, ‎ст. 3367, 3370; № 27, ст. 3945, 3950, 3966; № 29, ст. 4354, 4359, 4362, 4374, 4376, 4391; № 41, ст. 5629, 5637; № 44, ст. 6046; № 45, ст. 6205, 6208; № 48, ст. 6706, 6710, 6716; № 51, ст. 7249, 7250; 2016, № 1, ст. 11, 28, 59, 63, 76, 84; № 10, ст. 1323; № 11, ст. 1481, 1490, 1491, 1493; № 15, ст. 2066; № 18, ‎ст. 2509, 2514, 2515; № 23, ст. 3285; № 26, ст. 3871, 3876, 3877, 3884, 3887, 3891; № 27, ст. 4160, 4164, 4183, 4194, 4197, 4205, 4206, 4223, 4238, 4251, 4259, 4286, 4291, 4305; № 28, ст. 4558; № 50, ст. 6975; 2017, № 1, ст. 12, 31, 47; № 7, ст. 1030, 1032; № 9, ст. 1278; № 11, ст. 1535; № 17, ст. 2456, 2457; ‎№ 18, ст. 2664; № 22, ст. 3069; № 23, ст. 3227; № 24, ст. 3487; № 27, ст. 3947; № 30, ст. 4455; № 31, ст. 4738, 4755, 4812, 4814, 4815, 4816, 4827, 4828; № 47, ст. 6844, 6851; № 49, ст. 7308; № 50, ст. 7556, 7562; № 52, ст. 7919, 7937; 2018, № 1, ст. 21, 30, 35, 48; № 7, ст. 973; № 11, ст.1577) следующие изменения:


1) дополнить статью 13.11 частью 8 следующего содержания:

«8. Невыполнение оператором при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.»


2) дополнить статью 13.11 частью 9 следующего содержания:

«9. Невыполнение оператором или иным лицом, получившими доступ к персональным данным, обязанности по соблюдению конфиденциальности персональных данных, нераскрытию третьим лицам и нераспространению персональных данных без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом-

влечет предупреждение или наложение административного ‎штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.


Статья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент

Российской Федерации В.Путин

Проект федерального закона №462578-7 «О внесении изменений в часть 1 статьи 3-1 Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" по вопросу предотвращения попытки иностранного вмешательства в избирательные процессы в Российской Федерации) – внесен на рассмотрение Государственной Думы группой депутатов 10.05.18

Законопроектом предлагается расширить перечень оснований для признания нежелательной на территории РФ деятельности иностранной или международной неправительственной организации. Так, помимо, угрозы основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации иностранная или международная неправительственная организация "в том числе способствующая либо препятствующая выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах (за исключением участия в избирательных кампаниях, кампаниях референдума в качестве иностранных (международных) наблюдателей),".


Дата первого рассмотрения законопроекта в первом чтении не определена.

Проект федерального закона №475641-7 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (в части установления дополнительных требований к физическим и юридическим лицам, претендующим на получение аккредитации в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов) – внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством РФ 29.05.18

Законопроектом предлагается ограничить в получении официального статуса независимого эксперта, аккредитованного Минюстом России, ряд категорий физических и юридических лиц.


В частности, законопроектом предусмотрен запрет на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов международными и иностранными организациями, а также некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента.


Кроме того, лицо, претендующее на проведение независимой антикоррупционной экспертизы, не должно иметь неснятую или непогашенную судимость.


Также одним из оснований, препятствующих участию лица в проведении независимой антикоррупционной экспертизы, будет его увольнение в связи с утратой доверия за коррупционное правонарушение. В этом случае основанием для отказа в аккредитации будет внесение данных о гражданах, претендующих на получение статуса независимого эксперта, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.


Текст нормативного правового акта


Вносится Правительством Российской Федерации

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 5 Федерального закона

"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов

и проектов нормативных правовых актов"


Внести в статью 5 Федерального закона от 17 июля 2009 года

№ 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 29, ст. 3609; 2011, № 48, ст. 6730) изменение, изложив часть 1 в следующей редакции:


"1. Институты гражданского общества и граждане Российской Федерации могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.


Не допускается участие в проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов):


граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость;

граждан, включенных в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;

граждан, осуществляющих деятельность в органах и организациях, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

международных и иностранных организаций;

некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.".



Президент

Российской Федерации

Законопроектом предлагается урегулировать отношения, связанные с формированием и исполнением государственного (муниципального) заказа на оказание от имени публично-правового образования государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, порядок отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на конкурентной основе, порядок осуществления контроля за соблюдением требований.


Государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере – государственные (муниципальные) услуги, оказываемые физическим лицам в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты и занятости населения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, кинематографии, архивного дела, туризма, а также государственные (муниципальные) услуги, оказываемые в иных отраслях социальной сферы, включенные в ведомственные перечни государственных и муниципальных услуг (работ), сформированные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.


Исполнители государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере - оказывающие на основании договора (соглашения), заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере юридические лица, в том числе государственные (муниципальные) учреждения, а также, если иное не установлено федеральным законом индивидуальные предприниматели, физические лица - производители товаров, работ, услуг.

Проекты постановлений Правительства
На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещены тексты проектов постановлений Правительства РФ, необходимость разработки которых обусловлена изменениями, внесенными Федеральным законом от 05.02.2018 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)».

Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» разработан Минэкономразвития совместно с некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере добровольчества. Суть проекта постановления заключается в определении перечня видов деятельности, осуществление которых добровольческими (волонтерскими) организациями, позволяет рассчитывать на взаимодействие с органами власти.

В настоящий момент перечень видов деятельности состоит из двух пунктов:


  1. Содействие в оказании медицинской помощи в стационарных условиях.
  2. Содействие в оказании социальных услуг в стационарной форме.

В будущем возможно расширение перечня, однако, исходя из определения добровольческой (волонтерской) деятельности, включаемые в данный перечень виды деятельности должны соответствовать исключительно целям благотворительной деятельности.


Еще один проект, разработанный Минэкономразвития России в развитие законодательства о добровольчестве (волонетрстве) и размещенный для общественного обсуждения, Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями».


Проект разработан с целью утверждения требований к принимаемому органами власти документу, определяющему прядок взаимодействия с добровольческими (волонтерскими) организациями.

Иные новости

Суть спора заключалась в следующем. 11 июля 2016 года на общем собрании участников общества было принято решение о снятии с генерального директора полномочий единоличного исполнительного органа, о прекращении с ним трудовых отношений и о назначении нового генерального директора. На основании данного решения прежний руководитель 13 июля 2016 г. издал приказ о своем увольнении, забрал трудовую книжку и при этом не внес соответствующую запись в книгу учета движения трудовых книжек. Данный факт был выявлен в ходе проводившейся впоследствии проверки государственной инспекции труда, в результате чего общество было привлечено к ответственности в виде административного штрафа. Посчитав данный штраф убытками, причиненными обществу виновными действиями его бывшего руководителя, общество обратилось в суд с целью взыскания с него соответствующей суммы.


Арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций требования общества удовлетворили. Судьи пришли к выводу о том, что 13 июля 2016 г. бывший директор уже не являлся руководителем общества, а значит, в принципе был неправомочен издавать приказ о собственном увольнении, равно как и не имел права изымать какие бы то ни было документы, включая собственную трудовую книжку. Таковая подлежала выдаче ему работодателем, то есть лицом, уполномоченным действовать от имени общества. Таким образом, именно неправомерные действия бывшего руководителя, осознанно нарушившего трудовое законодательство при оформлении собственного увольнения, явились причиной наложения штрафа на общество.


Судьи ВС РФ посчитал данные выводы нижестоящих судов обоснованными.

Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснения по применению законодательства, регулирующего труд тех, кто работает у физлиц и у субъектов малого бизнеса, которые отнесены к микропредприятиям.

В частности, по общему правилу работник вправе обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Это в т. ч. касается споров о признании трудовыми отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора.


Еще один блок разъяснений посвящен основаниям возникновения трудовых отношений и их оформлению. Так, следует исходить не только из наличия (отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т. п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений.

Если работник, с которым не оформлен трудовой договор в письменной форме, приступил к работе и выполняет ее с ведома или по поручению работодателя, под его контролем и управлением, наличие трудового правоотношения презюмируется и трудовой договор считается заключенным.


Работодатель-физлицо может предусмотреть в трудовом договоре дополнительные основания его прекращения, помимо установленных Трудовым кодексом РФ. Но они не должны быть дискриминационными.

Хотите получать обзоры на e-mail?
Оставьте свой e-mail в форме ниже, и мы будем отправлять Вам раз в месяц обзор некоммерческого законодательства