Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Ноябрь 2018
Принятые или вступающие в силу
федеральные законы

Внесенным в абзац седьмой пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ дополнением субъектам Российской Федерации предоставлено право увеличить предельный размер социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц до 30 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению, если получателями пожертвований являются государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в области культуры, а также некоммерческие организации (фонды) в случае перечисления им пожертвований на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений. При этом предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов), пожертвования которым могут быть приняты к вычету в увеличенном предельном размере.


Таким образом, предельный размер социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц законами субъектов Российской Федерации может быть увеличен с 25 до 30 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению, в случае осуществления пожертвований государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, и специализированным некоммерческим организациям по управлению целевым капиталом (фондам), созданных в целях поддержки указанных учреждений на формирование целевого капитала.


В ст. 286.1 НК РФ внесено дополнение, в соответствии с которым субъекты Российской Федерации в принятых законодательных актах могут предоставить организациям право включать в состав инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений (не более 100% таких расходов; предельные суммы расходов устанавливаются законом субъекта РФ).


Инвестиционным налоговым вычетом по налогу на прибыль согласно ст. 286.1 НК РФ является величина, на которую налогоплательщик при соблюдении ряда условий может уменьшать сумму налога на прибыль (авансового платежа), подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ и в федеральный бюджет.


Таким образом, для организаций предусматривается возможность уменьшать сумму налога на прибыль (авансового платежа) в порядке, установленном в ст. 286.1 НК РФ, на сумму инвестиционного налогового вычета в размере расходов в виде пожертвований (не более 100%), направленных на формирование целевого капитала, специализированным некоммерческим организациям по управлению целевым капиталом (фондам), созданным в целях поддержки государственных, муниципальных учреждений культуры.


Право на получение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль устанавливается законодательными актами субъектов РФ, следовательно, воспользоваться вычетом может организация или ее обособленное подразделение, если оно находится в субъекте РФ, где право на вычет установлено. Каждый субъект РФ вправе ограничить право на данный вычет для отдельных категорий налогоплательщиков.


Текст нормативного правового акта


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В СТАТЬИ 219 И 286.1 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Принят Государственной Думой 15 ноября 2018 года

Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2018 года

Статья 1


Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 19, ст. 1749; N 28, ст. 2879; 2006, N 31, ст. 3443; N 50, ст. 5286; 2007, N 31, ст. 4013; 2008, N 18, ст. 1942; 2009, N 23, ст. 2775; N 29, ст. 3639; N 52, ст. 6444; 2011, N 30, ст. 4583; N 48, ст. 6729; 2012, N 53, ст. 7604; 2013, N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6985; 2014, N 48, ст. 6663; 2015, N 14, ст. 2025; N 27, ст. 3968; 2016, N 27, ст. 4184; N 49, ст. 6846; 2017, N 49, ст. 7307, 7318; 2018, N 45, ст. 6828) следующие изменения:

1) абзац седьмой подпункта 1 пункта 1 статьи 219 дополнить предложениями следующего содержания: "Если получателями пожертвований являются государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в области культуры, а также некоммерческие организации (фонды) в случае перечисления им пожертвований на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений, предельный размер вычета, установленный настоящим абзацем, может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации до 30 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению. Указанным законом субъекта Российской Федерации также могут быть установлены категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов), пожертвования которым могут быть приняты к вычету в увеличенном предельном размере.";

2) в статье 286.1:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода составляет в совокупности:

1) не более 90 процентов суммы расходов текущего периода, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 257 настоящего Кодекса;

2) не более 90 процентов суммы расходов текущего периода на цели, указанные в пункте 2 статьи 257 настоящего Кодекса (за исключением расходов на ликвидацию основных средств);

3) не более 100 процентов суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений.";

б) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

"2.1. Размер инвестиционного налогового вычета текущего налогового (отчетного) периода с учетом положений пункта 9 настоящей статьи в совокупности по всем видам расходов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не может быть более предельной величины инвестиционного налогового вычета.

Предельная величина инвестиционного налогового вычета определяется в размере, равном разнице между расчетной суммой налога, подлежащей зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации за налоговый (отчетный) период, определенной налогоплательщиком без учета положений настоящей статьи, и расчетной суммой налога, подлежащей зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации за налоговый (отчетный) период, определенной без учета положений настоящей статьи, при условии применения ставки налога в размере, составляющем 5 процентов, если иной размер ставки не определен решением субъекта Российской Федерации.";

в) пункт 4:

после слов "Инвестиционный налоговый вычет" дополнить словами "в виде расходов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи,";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Инвестиционный налоговый вычет в виде расходов, указанных в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, применяется по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее обособленных подразделений с учетом положений пункта 6 настоящей статьи.";

г) пункт 5:

после слов "Инвестиционный налоговый вычет" дополнить словами "в виде расходов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи,";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Инвестиционный налоговый вычет в виде расходов, указанных в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором перечислены соответствующие пожертвования, а также за последующие налоговые (отчетные) периоды с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.";

д) в пункте 6:

в подпункте 1 слова "в пункте 2" заменить словами "в подпунктах 1 и 2 пункта 2";

в подпункте 2 слова "пунктом 2" заменить словами "пунктом 2.1";

дополнить подпунктами 5 - 7 следующего содержания:

"5) право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении расходов налогоплательщика, указанных в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, применительно к государственным, муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, и некоммерческим организациям (фондам), местом нахождения которых является территория этого субъекта Российской Федерации;

6) предельные суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений, учитываемых при определении инвестиционного налогового вычета;

7) категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов) - собственников целевого капитала, пожертвования которым учитываются при определении инвестиционного налогового вычета.";

е) абзац первый пункта 7 после слов "в отношении объекта основных средств," дополнить словами "указанного в абзаце первом пункта 4 настоящей статьи,";

ж) в абзаце первом пункта 8 слова "в пункте 4" заменить словами "в абзаце первом пункта 4";

з) в пункте 9 слова "в абзаце первом пункта 2" заменить словами "в пункте 2".

Статья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

27 ноября 2018 года

N 426-ФЗ

Принятые постановления Правительства

Внесены изменения в постановление Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. № 82 "Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг".

С 4 мая 2018 года индивидуальные аудиторы и аудиторские организации обязаны уведомлять Росфинмониторинг о любых основаниях полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 112-ФЗ).


Теперь соответствующие поправки внесены в положение о передаче информации. Информация представляется в электронной форме адвокатом, нотариусом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторской организацией или индивидуальным аудитором (электронное сообщение) через личный кабинет либо на оптическом или цифровом носителе.


Текст нормативного правового акта


Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2018 г. № 1332

"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. № 82"


Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Рос-сийской Федерации от 16 февраля 2005 г. № 82 "Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 8, ст. 659; 2014, № 28, ст. 4069).

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев


УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 8 ноября 2018 г. № 1332



Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. № 82

1. В наименовании и тексте:

а) слова "нотариусами и лицами" заменить словами "нотариусами, лицами";

б) дополнить словами ", а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг".

2. В Положении о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, утвержденном указанным постановлением:

а) в наименовании:

слова "нотариусами и лицами" заменить словами "нотариусами, лицами";

дополнить словами ", а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудитора-ми при оказании аудиторских услуг";

б) в пункте 1 слова "указанных в пункте 2" заменить словами "указанных в пунктах 2 и 2.1";

в) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

"2.1. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляют об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу.";

г) в пункте 3:

в абзаце первом:

в первом предложении слова "пункте 2" заменить словами "пунктах 2 и 2.1";

второе предложение изложить в следующей редакции:

"Информация представляется в электронной форме адвокатом, нотариусом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторской организацией или индивидуальным аудитором (далее - электронное сообщение) через личный кабинет, определенный в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", либо на оптическом или цифровом носителе информации.";

в абзаце втором слова "Такая информация может также представляться в электронной форме" заменить словами "Электронное сообщение может также представляться";

в абзаце третьем слова "Направляемая в электронной форме информация" заменить словами "Направляемое электронное сообщение";

д) в абзаце первом пункта 4 слова "документ, указанный" заменить словами "электронное сообщение, указанное";

е) пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. Особенности представления электронного сообщения, указанного в пункте 3 настоящего Положения, в том числе формат и структура передаваемого электронного сообщения, порядок формирования электронного сообщения и получения подтверждения о его принятии, форма кодирования и перечни (справочники) кодов, подлежащих использованию при формировании электронного сообщения, определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу.".

Постановление Правительства от 28.11.18 №1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями»

Федеральным законом от 5 февраля 2018 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтёрства)» в том числе регламентируются вопросы взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций с организаторами добровольческой деятельности и добровольческими организациями.


В целях унификации предъявляемых к добровольцам (волонтёрам) требований при выполнении работы, требующей особых навыков, подписанным постановлением установлены общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, других организаций с организаторами добровольческой (волонтёрской) деятельности, добровольческими (волонтёрскими) организациями (далее – общие требования).


Также устанавливается перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтёрской) деятельности, добровольческими (волонтёрскими) организациями, при осуществлении которых к добровольцам (волонтёрам), как правило, предъявляются специальные требования.


Принятые решения позволят организаторам добровольческой (волонтёрской) деятельности оптимизировать взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и учреждениями, снизить барьеры в отношении допуска добровольцев (волонтёров) к работе в наиболее сложных сферах добровольческой (волонтёрской) деятельности.


Текст нормативного правового акта

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 28 ноября 2018 г. № 1425

МОСКВА


Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями В соответствии с пунктом 1 статьи 173 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :


1. Утвердить прилагаемые:

общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями;

перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

2. Федеральным органам исполнительной власти:

в соответствии с утвержденным перечнем видов деятельности в течение 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в том числе их территориальных органов, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 173 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" организовать методическое обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и содействовать им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления при разработке порядков, указанных в подпункте 3 пункта 3 и подпункте 2 пункта 4 статьи 173 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", учитывать положения порядков, разработанных федеральными органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления.


Председатель Правительства

Российской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 28 ноября 2018 г. № 1425


ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями

1. Настоящий документ определяет общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций (далее соответственно - органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и (или) организации) с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями (далее соответственно - организаторы добровольческой деятельности, добровольческие организации, добровольческая деятельность).

2. Организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее - предложение), которое содержит следующую информацию:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии), если организатором добровольческой деятельности является физическое лицо;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии) и контакты руководителя организации или ее представителя (телефон, электронная почта, адрес), если организатором добровольческой деятельности является юридическое лицо;

в) государственный регистрационный номер, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц;

г) сведения об адресе официального сайта или официальной страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии);

д) идентификационный номер, содержащийся в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) (при наличии);

е) перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Федеральный закон), с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

3. Орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений:

о принятии предложения;

об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

Срок рассмотрения предложения может быть увеличен на 10 рабочих дней в случае, если необходимо запросить дополнительную информацию у организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации.

4. Орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения.

5. В случае принятия предложения орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию об условиях осуществления добровольческой деятельности:

а) об ограничениях и о рисках, в том числе вредных или опасных производственных факторах, связанных с осуществлением добровольческой деятельности;

б) о правовых нормах, регламентирующих работу органа государственной власти, органа местного самоуправления, учреждения и (или) организации;

в) о необходимых режимных требованиях, правилах техники безопасности и других правилах, соблюдение которых требуется при осуществлении добровольческой деятельности;

г) о порядке и сроках рассмотрения (урегулирования) разногласий, возникающих в ходе взаимодействия сторон;

д) о сроке осуществления добровольческой деятельности и основаниях для досрочного прекращения ее осуществления;

е) об иных условиях осуществления добровольческой деятельности.

6. Организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в случае отказа учреждения и (или) организации принять предложение вправе направить органу государственной власти, органу местного самоуправления, являющемуся учредителем учреждения и (или) организации, аналогичное предложение, которое рассматривается в порядке, установленном настоящими требованиями.

7. Взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и (или) организаций с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией осуществляется на основании соглашения о взаимодействии (далее - соглашение), за исключением случаев, определенных сторонами.

8. Соглашение заключается в случае принятия органом государственной власти, органом местного самоуправления, учреждением и (или) организацией решения об одобрении предложения с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией и предусматривает:

а) перечень видов работ (услуг), осуществляемых организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона;

б) условия осуществления добровольческой деятельности;

в) сведения об уполномоченных представителях, ответственных за взаимодействие со стороны организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждения и (или) организации, для оперативного решения вопросов, возникающих при взаимодействии;

г) порядок, в соответствии с которым орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о потребности в привлечении добровольцев;

д) возможность предоставления органом государственной власти, органом местного самоуправления, учреждением и (или) организацией мер поддержки, предусмотренных Федеральным законом, помещений и необходимого оборудования;

е) возможность учета деятельности добровольцев в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства);

ж) обязанность организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации информировать добровольцев о рисках, связанных с осуществлением добровольческой деятельности (при наличии), с учетом требований, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

з) обязанность организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации информировать добровольцев о необходимости уведомления о перенесенных и выявленных у них инфекционных заболеваниях, препятствующих осуществлению добровольческой деятельности, а также учитывать указанную информацию в работе;

и) иные положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

9. Процедура заключения соглашения, урегулирования разногласий, возникающих в процессе согласования проекта соглашения, определяется порядком взаимодействия, утвержденным органом государственной власти, органом местного самоуправления в целях взаимодействия с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией.

10. Срок заключения соглашения с учреждением и (или) организацией не может превышать 14 рабочих дней со дня получения организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией решения об одобрении предложения.

____________

УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 28 ноября 2018 г. № 1425


П Е Р Е Ч Е Н Ь

видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями

1. Содействие в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь.

2. Содействие в оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.

Проекты федеральных законов

Законопроект размещен для публичного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы с 22.11.18 по 12.12.18.


Законопроектом предлагается ввести в статью 13.11 КоАП РФ три новых состава правонарушений, предусматривающих административную ответственность за:


- невыполнение оператором персональных данных обязанности по осуществлению надлежащего контроля за действиями лица, осуществляющего обработку ПД по его поручению;

- нарушение лицом, осуществляющим обработку ПД по поручению оператора, требований законодательства в области ПД;

- создание общедоступных источников ПД, содержащих сведения из государственных и муниципальных информационных систем ПД, неуполномоченными лицами.


В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.07.06 №152-ФЗ «О персональных данных», «оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона», т.е. законодательно закреплено право оператора поручить обработку ПД третьему лицу и обязанность такого третьего лица соблюдать требования законодательства и требования, содержащиеся в поручении (договоре) об обработке ПД.


Вместе с тем, согласно ч. 5 той же статьи закона, «в случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором».

Таким образом, в случае принятия предлагаемых поправок, в каждом случае, к административной ответственности одновременно должны привлекаться как само третье лицо, непосредственно совершившее или неумышленно допустившее нарушение, так и оператор, поручивший обработку ПД – за отсутствие «надлежащего» контроля (ввиду отсутствия закрепленных критериев, позволяющих считать контроль «надлежащим»). При этом, у лица, которому поручена обработка ПД, появляется риск двойного привлечения к ответственности и со стороны контролирующего органа в рамках КоАП, и со стороны оператора ПД в порядке требования возмещения убытков.


В случае принятия предлагаемых поправок для НКО, являющихся операторами ПД и поручающих ее обработку третьим лицам, возникает риск привлечения к административной ответственности за неосуществление «надлежащего» контроля, при отсутствии критериев такого контроля.


Текст проекта нормативного правового акта


Вносится Правительством

Российской Федерации

Проект


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О внесении изменений в статью 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Статью 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2007, № 26, ст. 3089; 2017, № 7, ст. 1032) дополнить частями 8-10 следующего содержания:

«8. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности осуществления надлежащего контроля за действиями лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

9. Нарушение лицом, осуществляющим обработку персональных данных по поручению оператора, требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных –

влечет наложение административного штрафа на оператора, поручившего этому лицу обработку персональных данных: на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

«10. Создание общедоступных источников персональных данных, содержащих сведения из государственных и муниципальных информационных систем персональных данных, неуполномоченными лицами либо в случаях, не установленных федеральными законами, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.».


Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Проекты ведомственных приказов

28 ноября 2018 года Минюстом России размещено уведомление о разработке проекта приказа, однако текст проекта до настоящего времени не опубликован.

Иные новости

Данная система оповещает о готовности принятых документов, необходимых при регистрации некоммерческих организаций. SMS-уведомление заявителей - еще один шаг, направленный на повышение комфорта заявителей, обратившихся в Главное управление Минюста России по Москве для получения государственных услуг.

23 ноября 2018 г. Минюст России направил в Европейский Суд по правам человека замечания по приемлемости и существу группы жалоб «Левада Центр против России и 14 других жалоб» на предполагаемое нарушение прав заявителей в связи с изменением федерального законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.


В своей правовой позиции российские власти указали на то, что требования российского законодательства в контексте разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации об обязательной регистрации в специальном реестре соответствующих некоммерческих организаций, о предоставлении ими отчетности о деятельности и источниках финансирования, о маркировке выпускаемой продукции, об особом порядке учета расходов и доходов, а также о порядке привлечения нарушителей данных требований законодательства к административной ответственности являются ясными и предсказуемыми и не могут оцениваться как чрезмерные и ограничивающие некоммерческие организации в выборе возможной сферы деятельности.


Обращено внимание на то, что ограничительные нормы в отношении некоммерческих организаций, получающих иностранное финансирование и занимающихся политической деятельностью, присутствуют в законодательстве Европейского Союза, стран Европы, Соединенных Штатов Америки и направлены на обеспечение прозрачности и открытости деятельности таких организаций. Более того, предусмотренные соответствующими национальными законодательствами санкции за нарушение действующих нормативных положений в ряде стран существенно строже в сравнении с теми, которые установлены в Российской Федерации.


Во Франции денежные пожертвования могут быть получены только «ассоциациями, признанными действующими в общественных интересах» и некоторыми «зарегистрированными ассоциациями, предоставляющими помощь, благотворительные услуги либо экспертные оценки в научных или медицинских исследованиях», то есть предусмотрена возможность ограничения доступа ассоциаций к финансированию, чего нет в российском законодательстве о некоммерческих организациях. При этом префектура, ответственная за регистрацию ассоциаций, наделена полномочиями требовать подтверждения источников их финансирования и выдает разрешение на получение иностранной помощи только после проведения проверки. В отчетности ассоциаций должна отражаться полученная ими финансовая помощь из-за рубежа, а их руководители и члены их наблюдательных советов несут персональную уголовную ответственность за правильное расходование средств и за исполнение законов.


В Ирландии в соответствии с Законом «О выборах» 1997 г. «третьим сторонам», в том числе некоммерческим организациям, запрещено получать денежные средства из-за рубежа, когда речь идет об их вовлеченности в политические кампании или выборы. Бельгийское законодательство предусматривает контроль за финансированием некоммерческих организаций (в том числе из-за рубежа), если размер разовой операции превышает 100 тыс. евро. Закон Республики Азербайджан «О неправительственных организациях (общественных объединениях и фондах)» обязывает не только регистрировать саму неправительственную организацию, но и каждый грант, который она получает от иностранного спонсора. В Германии ограничения в иностранном финансировании касаются не только неправительственных организаций, но и торговых компаний, корпораций и частных лиц.


В Соединенных Штатах Америки по Закону «О регистрации иностранных агентов» 1938 г. каждый иностранный агент при первичной регистрации обязан заполнить подробную анкету с описанием договора, указанием его суммы, полной информации о заказчике и самом себе, сведений о сотрудниках и роде деятельности (с приложением соответствующего договора или описанием устной договоренности с заказчиком, учредительных документов и отчета о получении денежных средств), а затем каждые шесть месяцев публично раскрывать свои связи с зарубежными представителями, сообщать о своей деятельности, получении и расходовании средств, а также представлять официальным лицам США копии всех размещенных агентом информационных материалов и писем в течение 48 часов после их публикации или отправки.


Российскими властями также отмечено, что оспариваемые заявителями нормативные положения не предполагают возможности государственного вмешательства в определение предпочтительного содержания и приоритетов деятельности некоммерческих организаций, получающих иностранное финансирование, не означают негативной оценки их деятельности и не препятствуют им свободно изыскивать и получать денежные средства и иное имущество как от иностранных, так и от российских источников, в том числе для их использования в политической деятельности. При регулировании соответствующих правоотношений власти Российской Федерации исходят из презумпции законности и добросовестности деятельности некоммерческих организаций и не лишают их права на судебную защиту от любых необоснованных требований контролирующих органов, возлагая бремя доказывания при рассмотрении таких дел в судах на уполномоченные государственные структуры.

Хотите получать обзоры на e-mail?
Оставьте свой e-mail в форме ниже, и мы будем отправлять Вам раз в месяц обзор некоммерческого законодательства