Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Январь 2019
Принятые или вступающие в силу
федеральные законы

Внесенным в абзац седьмой пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ дополнением субъектам Российской Федерации предоставлено право увеличить предельный размер социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц до 30 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению, если получателями пожертвований являются государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в области культуры, а также некоммерческие организации (фонды) в случае перечисления им пожертвований на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений. При этом предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов), пожертвования которым могут быть приняты к вычету в увеличенном предельном размере.


Таким образом, предельный размер социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц законами субъектов Российской Федерации может быть увеличен с 25 до 30 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению, в случае осуществления пожертвований государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, и специализированным некоммерческим организациям по управлению целевым капиталом (фондам), созданных в целях поддержки указанных учреждений на формирование целевого капитала.


В ст. 286.1 НК РФ внесено дополнение, в соответствии с которым субъекты Российской Федерации в принятых законодательных актах могут предоставить организациям право включать в состав инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений (не более 100% таких расходов; предельные суммы расходов устанавливаются законом субъекта РФ).


Инвестиционным налоговым вычетом по налогу на прибыль согласно ст. 286.1 НК РФ является величина, на которую налогоплательщик при соблюдении ряда условий может уменьшать сумму налога на прибыль (авансового платежа), подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ и в федеральный бюджет.


Таким образом, для организаций предусматривается возможность уменьшать сумму налога на прибыль (авансового платежа) в порядке, установленном в ст. 286.1 НК РФ, на сумму инвестиционного налогового вычета в размере расходов в виде пожертвований (не более 100%), направленных на формирование целевого капитала, специализированным некоммерческим организациям по управлению целевым капиталом (фондам), созданным в целях поддержки государственных, муниципальных учреждений культуры.


Право на получение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль устанавливается законодательными актами субъектов РФ, следовательно, воспользоваться вычетом может организация или ее обособленное подразделение, если оно находится в субъекте РФ, где право на вычет установлено. Каждый субъект РФ вправе ограничить право на данный вычет для отдельных категорий налогоплательщиков.

Законом установлено, что процедура специальной оценки условий труда не проводится в отношении условий труда работников религиозных организаций.


Законопроект носит положительный характер, т.к. предлагается освободить религиозные организации от проведения финансово и трудозатратной процедуры специальной оценки условий труда.


Текст нормативного правого акта


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН



О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»

Часть 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6991) дополнить словами «, или с работодателями – религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом».

Президент

Российской Федерации

В. Путин

Принятые постановления Правительства

Утверждено Положение о проведении конкурсного отбора и Правила предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий некоммерческим организациям. Организатором конкурса будет выступать Министерство спорта, а проходить он будет по трем номинациям:


а) проекты содействия оказанию физкультурно-оздоровительных услуг населению старше 30 лет, реализуемые организациями, объединяющими субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих физкультурно-оздоровительные услуги населению, осуществляющими свою деятельность во всех федеральных округах и в не менее 57 субъектах Российской Федерации;

б) проекты содействия распространению лучших практик привлечения социально-ориентированных некоммерческих организаций к оказанию физкультурно-оздоровительных услуг населению, реализуемые социально-ориентированными некоммерческими организациями, имеющими опыт проведения научно-исследовательских работ по вопросу оказания общественно полезных услуг населению в сфере физической культуры и спорта, и организации или проведения просветительских мероприятий, направленных на повышение квалификации и подготовку кадров для развития сектора общественно полезных услуг в сфере физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации (в не менее чем 5 субъектах Российской Федерации);

в) проекты, реализуемые организациями, входящими в состав федеральных экспериментальных (инновационных) площадок, в соответствии с законодательством (Федеральный закон Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Приказ Минспорта России от 30.09.2015 N 914 «Об утверждении порядка осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта»).


Требования к участникам конкурса, в том числе квалификационные требования, требования к содержанию, включая сведения о потребности в осуществлении расходов на реализацию проекта с финансово-экономическим обоснованием указанной потребности, форме, оформлению и составу заявок, критерии и порядок оценки заявок, срок окончания приема заявок, срок проведения процедур конкурса, а также порядок заключения по итогам конкурса соглашения о предоставлении субсидии будут содержаться в конкурсной документации, размещаемой Министерством на официальном сайте не позднее чем за 30 дней до окончания приема заявок.


Министерство спорта Российской Федерации вправе отказаться от проведения конкурса в течение первой половины установленного срока подачи заявок в случае изменения объемов финансирования Госпрограммы, установления нецелесообразности проведения конкурса, выявления необходимости уточнения условий конкурса, а также в иных случаях. При принятии Министерством спорта Российской Федерации решения об отказе от проведения конкурса соответствующее уведомление размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня его принятия.

Принятые ведомственные приказы

Приказом устанавливаются порядок и стандарт предоставления указанной государственной услуги, сроки и последовательность административных процедур и формы контроля за ее предоставлением.


Согласно приказу государственную услугу предоставляют Минюст России и его территориальные органы, которые принимают решения о признании организации исполнителем общественно полезных услуг и внесении ее в соответствующий реестр или об отказе в таком признании. Указанные решения принимаются в срок не более 8 рабочих дней.

Проекты федеральных законов

Оба законопроекта разработаны в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации ‎от 07.09.2017 № Пр-1773.


Первый из двух законопроектом направлен на введение в ГК РФ территориального общественного самоуправления как самостоятельной организационно правовой формы некоммерческой организации.


Так, в соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 06.10.2003 ‎№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления ‎в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. В случае государственной регистрации ТОС оно приобретает права юридического лица (часть 5 статьи 27 Закона № 131-ФЗ). Статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации ТОС отнесены к числу общественных организаций, действующих ‎в качестве некоммерческих корпораций.


В связи с этим и в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона ‎от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» на ТОС распространяются предъявляемые к общественным организациям требования без учета специфики, предусмотренной Законом № 131-ФЗ.

Такое положение порождает проблемы правоприменения, связанные ‎с определением состава учредителей (участников) ТОС и формированием ‎его имущества.


Признание ТОС отдельной организационно-правовой формой юридического лица позволит сохранить характерные для ТОС черты без внесения существенных изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности юридических лиц в целом.


Второй законопроект разработан в целях обеспечения правового механизма оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям путем дополнения перечня видов деятельности, позволяющих признать некоммерческие организации социально ориентированными, деятельностью ‎по осуществлению территориального общественного самоуправления.


Однако, законопроектом предлагается устанавить запрет на оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, зарегистрированным в организационно-правовой форме ТОС, ‎в следующих формах:


- предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах ‎и сборах;

- осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,

‎услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.


Тексты проектов нормативных правовых актов:



Вносится Правительством‎ Российской Федерации

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации

Статья 1.


Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301; 2014, ‎№ 19, ст. 2304; 2015, № 21, ст. 2985, № 29, ст. 4394; 2016, № 27, ст. 4169; 2017, № 7, ст. 1031; 2018, № 1, ст. 43) следующие изменения:

1) в пункте 3 статьи 50:

а) в подпункте 2 слова «территориальные общественные самоуправления» исключить;

б) дополнить подпунктом 16 следующего содержания:

«16) территориальных общественных самоуправлений.»;

2) абзац первый пункта 1 статьи 65.1 после слов «товарищества ‎собственников недвижимости» дополнить словами «, территориальные общественные самоуправления,»;

3) в пункте 2 статьи 123.1 после слов «товариществ собственников недвижимости» дополнить словами «, территориальных общественных самоуправлений,»;

4) параграф 6 главы 4 дополнить подпараграфом 11 следующего содержания:


«11. Территориальные общественные самоуправления

Статья 123.16-4. Территориальные общественные самоуправления


1. Территориальными общественными самоуправлениями являются добровольные объединения граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, ‎городского округа, внутригородского района, а также в расположенных ‎на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) ‎для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

2. Гражданин вправе войти в состав участников территориального общественного самоуправления по месту своего жительства без согласия других ‎его участников и по своему усмотрению выйти из состава участников территориального общественного самоуправления, уведомив об этом территориальное общественное самоуправление.

Порядок уведомления гражданином территориального общественного самоуправления о своем входе или выходе из состава участников территориального общественного самоуправления устанавливается его уставом.

3. Территориальные общественные самоуправления могут действовать ‎на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом.

4. Территориальное общественное самоуправление является собственником своего имущества. Участники территориального общественного самоуправления ‎не сохраняют имущественные права на переданное в собственность территориального общественного самоуправления имущество.


Участники территориального общественного самоуправления не отвечают ‎по его обязательствам, а территориальное общественное самоуправление ‎не отвечает по обязательствам своих участников.


Уставом или иными документами территориального общественного самоуправления не может быть предусмотрено обязательное внесение его участниками членских и иных имущественных взносов участников (учредителей) территориального общественного самоуправления.


Территориальное общественное самоуправление может осуществлять приносящую доход деятельность только непосредственно связанную с решением вопросов местного значения.


5. В случае ликвидации территориального общественного самоуправления ‎его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе территориального общественного самоуправления, за исключением государственного или муниципального имущества, переданного ему во временное владение и пользование или ‎во временное пользование (в том числе по льготным ставкам арендной платы) ‎либо в безвозмездное временное пользование.

Не использованные субсидии, полученные территориальным общественным самоуправлением из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, подлежат возврату в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

6. Территориальное общественное самоуправление не вправе участвовать

‎в учреждении юридических лиц или быть их участником, за исключением участия ‎в ассоциациях (союзах) территориальных общественных самоуправлений.

Реорганизация территориального общественного самоуправления в форме преобразования не допускается.».


Статья 2.


Уставы территориальных общественных самоуправлений, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению ‎в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации ‎(в редакции настоящего Федерального закона) при первом внесении в них изменений. Уставы таких территориальных общественных самоуправлений ‎до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют ‎в части, не противоречащей указанным нормам.

Президент

Российской Федерации

Вносится Правительством ‎Российской Федерации

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части установления особенностей поддержки территориальных общественных самоуправлений

Внести в статью 31.1. Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ ‎«О некоммерческих организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 145; 2010, № 15, ст. 1736; 2011, № 29, ст. 4291; 2012, ‎№ 53, ст. 7650; 2013, № 27, ст. 3464, ст. 3477, № 52, ст. 6961; 2014, № 42, ст. 5611, ‎№ 45, ст. 6139, № 52, ст. 7551; 2015, № 18, ст. 2618, № 48, ст. 6724; 2016, № 11, ‎ст. 1494, № 27, ст. 4220, № 52, ст. 7498; 2018, № 7, ст. 975) следующие изменения:


1) пункт 1 дополнить подпунктом 19 следующего содержания:

«19) осуществление территориального общественного самоуправления.»;

2) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

«3.1 Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, зарегистрированных в организационно-правовой форме территориального общественного самоуправления, в формах, предусмотренных подпунктами 2 – 4 пункта 3 настоящей статьи, не допускается.».

Президент

Российской Федерации

17 января 2019 года Минфином России объявлено о разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Срок общественного обсуждения законопроекта с 1 по 21 февраля 2019 года.

Законопроектом предлагается освободить фонды от обязанности проходить ежегодный аудит, если поступления имущества и денежных средств в течение предшествовавшего отчетному года не превышают 3 млн рублей (за исключением фондов целевого капитала).


Текст проекта нормативного правового акта

Вносится Правительством

Российской Федерации

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Федеральный закон

«Об аудиторской деятельности»

Статья 1


Внести в Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ ‎«Об аудиторской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации 2010, № 27, ст. 3420; 2011, № 1, ст. 12, № 19, ст. 2716, № 27, ст. 3880, № 29, ст. 4291, № 48, ст. 6728; 2013, № 27, ст. 3477, № 30 (Часть I), ст. 4084, № 52 (часть I), ст. 6961; 2014, № 10, ст. 954; 2014, № 49 (часть VI), ст. 6912; 2016, № 27 (Часть I), ст. 4169, № 27 (Часть I), ст. 4195, № 27 (часть II), ст. 4293; 2017, № 18, ст. 2673; 2018, № 1 (Часть I), ст. 65, № 18, ст. 2582) следующие изменения:


1) в пункте 3 слова «или иным» исключить;

2) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

«3.1) если поступления имущества и денежных средств в течение предшествовавшего отчетному года в иной фонд превышают три миллиона рублей (за исключением фонда, являющегося специализированной организацией управления целевым капиталом);»

Президент

‎Российской Федерации

24 января 2019 года принят в первом чтении проект федерального закона №606596-7 «О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (внесен на рассмотрение ГД 12.12.18 депутатами ГД Д.Ф. Вяткиным, Г.А. Карловым, П.О. Толстым, И.М. Гусевой, М.С. Селимхановым, А.Г. Кобилевым, В.В. Ивановым, С.В. Чижовым, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, Ю.Н. Мищеряковым, П.И. Пимашковым, А.А. Кавиновым, А.А. Гетта; членами СФ А.А. Клишасом, Л.Н. Боковой, И.В. Рукавишниковой)

Законопроектом предлагается в статье, предусматривающей ответственность за мелкое хулиганство, установить административную ответственность за «распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации (материалов), предназначенной (предназначенных) для неограниченного круга лиц, выражающей (выражающих) в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния».


Санкцию за данное правонарушение предлагается установить в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административного ареста на срок до пятнадцати суток.


Размытость термина «неуважение» порождает риски, что на практике это может трактоваться максимально расширительно и в качестве «неуважения» может расцениваться любая критика решений органов власти. Вызывает серьезные опасения потенциальная возможность ограничения свободы слова.


Текст проекта нормативного правового акта

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях



Внести в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации 2002, № 1, ст. 1; 2003, № 50, ст. 4847; № 26, ст. 3089) изменение, дополнив ее частью 3 следующего содержания:


«3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации (материалов), предназначенной (предназначенных) для неограниченного круга лиц, выражающей (выражающих) в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.».

Президент

Российской Федерации

Иные новости

Перечень содержит 19 поручений. В частности, Правительству РФ поручено утвердить план реализации Концепции развития добровольчества до 2025 года и план мероприятий по популяризации добровольчества, создать информационный ресурс, содержащий сведения о некоммерческих организациях, получающих бюджетную поддержку, а также провести мониторинг деятельности региональных властей и органов местного самоуправления по привлечению СОНКО к оказанию общественно полезных услуг.


Кроме того, Правительству РФ поручено обеспечить внесение изменений в законодательство, предусматривающих совершенствование системы отчетности СОНКО, а также «распространение на них особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства с аналогичными численностью работников и размером доходов, и сроков проведения проверок, установленных в отношении этих субъектов малого предпринимательства». Правительство также должно представить предложения по распространению на СОНКО мер господдержки, предусмотренных для малого и среднего бизнеса.

Региональным властям поручено обеспечить разработку межведомственных программ развития добровольчества, сформировать систему ресурсных центров по поддержке волонтерства, внедрить стандарт поддержки добровольчества, разработанный Агентством стратегических инициатив, сформировать межведомственные советы по развитию добровольчества и СОНКО, а также обеспечить разработку региональных программ, направленных на развитие паллиативной помощи.

Конституционный Суд проверил нормы, которые запрещают иностранным государствам, их организациям и гражданам, россиянам со вторым гражданством быть учредителями российских СМИ. Доля иностранного участия в уставном капитале организации - учредителя СМИ не должна превышать 20%. В итоге суд признал нормы неконституционными, поскольку они недостаточно определенны.


В оспариваемых положениях используется понятие "участник СМИ", не конкретизированное законодательством. Из-за этого трудно установить, кому именно адресован запрет. Непонятно, о каком хозяйственном обществе идет речь - которое само выступает учредителем СМИ, вещательной организацией, или же о том, которое имеет доли (акции) в уставном капитале учредителя СМИ, вещательной организации. Неясно, может ли россиянин со вторым гражданством реализовывать корпоративные права в пределах 20% участия. В таких условиях возникают риски, как для имущественных прав участника, так и для самого общества. Кроме того, при несоответствии этим ограничениям корпоративные права участников ограничиваются, из-за чего они не могут прибегнуть к судебной защите их имущественных прав и законных интересов, связанных с деятельностью общества. Федеральный законодатель должен внести поправки.


В тексте постановления также отражено особое мнение одного из судей КС РФ.

Указом утверждено Положение о грантах Президента РФ, предоставляемых на развитие гражданского общества через Фонд-оператор президентских грантов.


Гранты предоставляются некоммерческим неправительственным организациям, осуществляющим деятельность по следующим направлениям:


а) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

б) охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни;

в) поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

г) поддержка молодежных проектов, реализация которых охватывает виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

д) поддержка проектов в области науки, образования, просвещения;

е) поддержка проектов в области культуры и искусства;

ж) выявление и поддержка молодых талантов в области культуры и искусства;

з) сохранение исторической памяти;

и) защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе защита прав заключенных;

к) охрана окружающей среды и защита животных;

л) укрепление межнационального и межрелигиозного согласия;

м) развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников;

н) развитие институтов гражданского общества.

Хотите получать обзоры на e-mail?
Оставьте свой e-mail в форме ниже, и мы будем отправлять Вам раз в месяц обзор некоммерческого законодательства