Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Июнь – август 2019
Принятые или вступающие в силу
федеральные законы

Законопроект внесен на рассмотрение Государственной Думы 30 октября 2018 года группой депутатов. Дата рассмотрения в первом чтении не определена.


Законопроектом предлагается разрешить замену для некоммерческих организаций административного штрафа на предупреждение. В действующей редакции статьи 4.1.1. замена возможна, если правонарушение совершено впервые и выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и при этом отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей КоАП.


В случае замены административного штрафа на предупреждение не применяется дополнительное административное наказание, если оно предусмотрено соответствующей статьей.


В соответствии с частью 2 статьи 4.1.1. Кодекса об административных правонарушениях, вносить изменения в которую проектом федерального закона не предполагается, замена административного штрафа на предупреждение не применяется к целому ряду правонарушений, предусмотренных КоАП, например:


статья 19.5 - Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль;

статья 19.5.1 - Неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму;

статья 19.6 - Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

статья 19.30 - Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса.

Таким образом, мера наказания в виде предупреждения сможет применяться по наиболее распространенным для НКО статьям:


- статья 13.11. Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных;

- статья 19.7 – Непредставление сведений (информации);

- статья 19.7.5-2 - Непредставление сведений некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента;

- статья 19.34 - Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

Законом закрепляются понятия паломника, паломнической поездки, паломнической деятельности. В частности, устанавливается, что паломником является физическое лицо, совершающее путешествие (поездку) для посещения мест религиозного почитания и объектов религиозного назначения в целях участия в религиозных обрядах и церемониях. Паломники вправе совершать и организовывать собственные паломнические поездки непосредственно, а также через религиозные организации или организации, созданные религиозными организациями, осуществляющие паломническую деятельность.


Паломнической деятельностью признаётся деятельность религиозных организаций по организации паломнических поездок, а также по установлению, поддержанию и развитию международных связей и контактов в целях организации таких поездок. При этом религиозные организации имеют исключительное право осуществлять паломническую деятельность непосредственно или путём создания организаций, основной целью деятельности которых является осуществление паломнической деятельности.


Кроме того, в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» вносятся изменения, в соответствии с которыми его действие не распространяется на паломническую деятельность, осуществляемую религиозными организациями, и на совершение и организацию паломниками собственных паломнических поездок.

В соответствии с законом посещение мест религиозного почитания (паломничества), принадлежащих на праве собственности или ином имущественном праве религиозной организации, предполагает соблюдение туристами порядка совершения религиозных обрядов и церемоний, а также требований к внешнему виду и поведению в соответствии с внутренними установлениями религиозной организации.

Законом вводится единообразное правовое регулирование порядка обращения в суд, арбитражный суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов группы лиц. Для этого ГПК РФ дополнен новой главой, устанавливающей порядок рассмотрения данной категории дел. Ряд изменений внесен также в АПК РФ, положениями которого аналогичный правовой институт уже предусмотрен (в числе прочего предусмотрены особенности рассмотрения корпоративных споров по требованиям о защите прав и законных интересов группы лиц). Иски о защите прав и законных интересов группы лиц, в том числе прав потребителей, подаются по адресу ответчика.


Предусмотрена минимальная численность участников группы для рассмотрения судом дела о защите прав и законных интересов группы лиц по правилам ГПК РФ о групповых исках - не менее 20 (для арбитражного процесса минимальный размер группы - не менее 5 лиц).

Оговаривается, что в установленных федеральными законами случаях в защиту прав и законных интересов группы лиц также могут обратиться органы, организации и граждане, не являющиеся членами такой группы.

Закреплен перечень условий, при наличии которых (в совокупности) гражданин или организация вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц. Одно из таких условий, - всеми участниками группы должен использоваться одинаковый способ защиты прав.


Кроме того, поправками урегулированы вопросы, касающиеся порядка ведения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, а также замены лица, которое ведет дело в интересах группы лиц, несения судебных расходов. Помимо этого, определены требования к исковому заявлению, подаваемому в защиту прав и законных интересов группы лиц, порядок присоединения заинтересованных лиц к заявленному требованию, а также порядок рассмотрения судами данной категории дел.


Дела о защите прав и законных интересов группы лиц рассматриваются судом в срок, не превышающий 8 месяцев со дня вынесения определения о принятии искового заявления к производству, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Законом предусматривается включение во внереализационные расходы тех затрат, которые были направлены на создание объектов социальной инфраструктуры, впоследствии переданных в государственную или муниципальную собственность. Также устанавливается и дата осуществления таких расходов для целей налогообложения – ею будет признаваться дата передачи готового объекта в собственность.

Что касается НДС, то законодательством уже предусмотрено право на освобождение от уплаты налога (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). Однако теперь устанавливается перечень документов, необходимых для получения такой льготы. Так, для подтверждения права на необложение НДС передачи товаров (работ, услуг и имущественных прав) на благотворительность нужно предоставить в налоговую инспекцию договор или контракт о безвозмездной передаче, а также акт приема-передачи или иной документ, подтверждающий передачу налогоплательщиком товаров, имущественных прав, выполнение работ или оказание услуг.


Кроме вышеуказанных изменений в отношении налогообложения благотворительности, в НК РФ вносятся дополнения и в части налогообложения прибыли резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток (далее – ТОСЭР и СПВ). Прежде всего, разрешается исключить из расчета налоговой базы по налогу на прибыль курсовые разницы. Также вводится понятие первой прибыли резидентов. Ею считается положительная разница между доходами и расходами, которые исчисляются нарастающим итогом за период с даты включения налогоплательщика в реестр резидентов ТОСЭР и СПВ и до окончания налогового периода, в котором такая разница будет положительной.


Вышеуказанные положения применяются налогоплательщиками, которые не получили первую прибыль от деятельности на ТОСЭР и СПВ в соответствии с нормами законодательства, действовавшими до 1 января 2020 года.

Согласно внесенным законом поправкам, «социальное предпринимательство - деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующих решению социальных проблем граждан и общества, при осуществлении которой выполняются условия, предусмотренные частью 1 статьи 24.1 настоящего Федерального закона». «Социальные предприятия - субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в сфере социального предпринимательства».


Упоминаемая в определении статья 24.1 также введена данным законом и регулирует оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере социального предпринимательства, органами государственной власти и органами местного самоуправления.


В качестве условий получения поддержки установлены:

- обеспечение занятости социально уязвимых категорий граждан;

- обеспечение доступа производимых уязвимыми категориями граждан товаров (работ, услуг) к рынку сбыта;

- осуществление деятельности, направленной на производство товаров (работ, услуг), которые ориентированы на уязвимые категории граждан;

- осуществление деятельности, направленной на достижение общественно полезных целей, способствующих решению социальных проблем граждан и общества в целом.


Определение порядка признания социальным предприятием возложено на Министерство экономического развития РФ.


Сведения о том, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является социальным предприятием, будут вноситься в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поскольку к социальным предприятиям предлагается относить исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства, предлагаемые законопроектом нормы не распространяются на деятельность некоммерческих организаций.

Изначально предполагалось, что указанный нормативный акт будет регулировать также сферу краудфандинга, однако в процессе работы над законопроектом термин «краудфандинг» был исключен из текста и сейчас в законе его нет. В пояснительной записке к законопроекту утверждается, что это нововведение регулирует только те виды сбора средств, которые связаны с получением инвестором финансового результата на вложенные инвестиции, и не регулирует виды, связанные с безвозмездной передачей средств (пожертвованием имущества). На обсуждениях авторы новации также открыто предполагали, что публичного сбора пожертвований через платформы конкретно этот закон не коснется.


Однако при первоначальном детальном анализе текста закона обращают на себя внимание два важных момента:


1) Определение инвестиций, приведенное в.2 ч.1 ст.2 Закона №259-ФЗ, частично повторяет действующее определение инвестиций в той части, что инвестиции – это не только денежные средства, используемые в целях получения прибыли, но и средства, которые используются для достижения некоего полезного эффекта. Определения «полезного эффекта» в законодательстве нет. Есть основания предполагать, что под полезным эффектом законодатель подразумевает в том числе благотворительные и иные общественно-полезные цели.

2) Инвестирование можно осуществлять в том числе путем приобретения утилитарных цифровых прав. В соответствии со статьей 141.1. ГК РФ, которая вступит в силу 1 октября 2019 года, цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Указано также, что осуществление цифровых прав, распоряжение ими, в том числе передача прав, или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу. В данной норме, вероятно, можно говорить об аналогии заключения договора в пользу третьего лица (по смыслу статьи 430 ГК РФ), в особенности учитывая положения части 3 статьи 141.1 ГК РФ, определяющей, что переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву.


Согласно ч. 1 ст. 8 Закона №259-ФЗ в инвестиционной платформе могут приобретаться, отчуждаться и осуществляться следующие утилитарные цифровые права:

• Право требовать передачи вещи (вещей);

• Право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;

• Право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.


При этом в указанной статье, как и во всем законе, нет ограничения, что право требовать, например, передачи вещи возникает именно у того, кто это право приобрел. Однако любые действия с этим правом можно совершать исключительно в рамках инвестиционной платформы, и алгоритмы работы с утилитарными цифровыми правами пока четко не установлены и не имеют практического закрепления в связи с тем, что изменения в ГК еще не вступили в силу. Иными словами, мы полагаем, что инвестор теоретически может потребовать передать как свое право, так и приобретенную на основании такого права вещь, третьим лицам, что очень похоже на благотворительный краудфандинг.


Необходимо принять во внимание, что приобретение инвестором утилитарных цифровых прав для лица, привлекающего инвестиции, является продажей, то есть коммерческой выручкой. Так как никаких изменений в налоговое законодательство Закон №259-ФЗ не вносит, средства, полученные лицом, привлекающим инвестиции, в полном объеме являются налогооблагаемыми.


Закон №259-ФЗ вступает в силу с 01 января 2020 года. До этого времени мы надеемся получить разъяснения государственных органов, как тех, кто принимал участие в разработке законопроекта, так и тех, кто будет в дальнейшем контролировать его исполнение, как будут применяться нормы закона к некоммерческим и, в частности, благотворительным организациям, использующим или предполагающим использовать инвестиционные платформы для сбора средств.

Принятые постановления Правительства

В перечень общественно полезных услуг в рамках оказания помощи семье в воспитании детей включена психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям (законным представителям) детей.

В перечень общественно полезных услуг включены услуги по профилактике искусственного прерывания беременности по желанию женщины; услуги по профилактике социального сиротства, включая психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей для предотвращения отказа от новорожденного ребенка, сокращения случаев лишения родительских прав в части консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи родителям детей и профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав.

Постановлением определен порядок предоставления субсидии, требования к соглашению, порядок предоставления отчетности и государственного финансового контроля.


Субсидия предоставляется Федеральным агентством по делам молодежи.

Постановление вступило в силу 14 августа 2019 года.


Постановлением Правительства № 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее — Правила).


Поправками скорректирован порядок определения размера неустоек за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по госконтракту, в том числе уточнены правила о штрафах в отношении победителей закупки, предложивших наиболее высокую цену за право заключения контракта. Кроме того, порядок начисления пени приведён в соответствие с законодательством.


Изменился размер штрафа за ненадлежащее исполнение контрактов, заключённых по итогам закупки с субъектом малого предпринимательства и (или) социально ориентированной НКО. По новым правилам он составит 1% от цены контракта или его этапа, но не менее чем 1 тыс. рублей и не более чем 5 тыс. рублей. Сейчас размер штрафа может доходить до 200 тыс. рублей.

Постановлением определен порядок функционирования единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства).


Полномочия по формированию и ведению данной системы возлагаются на Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь).

Организаторы и участники добровольческой (волонтерской) деятельности вправе передавать в систему сведения о себе, включая информацию:


- о количестве затраченных на эту деятельность часов;

- о компетенции добровольцев (волонтеров) и полученном ими опыте;

- о видах осуществляемой деятельности.


Система позволит вести учет потребностей добровольцев (волонтеров) и отслеживать их достижения. Будет создана база данных обучающих материалов и специализированных программ.

Закреплены требования к технологическим и лингвистическим средствам системы, а также правила ее взаимодействия с другими информационными ресурсами.

Принятые ведомственные приказы

Данный приказ входит в группу подзаконных актов, разрабатываемых во исполнение положений Федерального закона от 01 мая 2019 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (более известного как «закон об устойчивом Рунете»).

Приказом определено, что Российскую национальную доменную зону составляют доменные имена, входящие в следующие группы доменных имен, имеющих единое уникальное символьное значение (далее – домен верхнего уровня):


а) домен верхнего уровня .RU;

б) домен верхнего уровня .РФ;

в) домен верхнего уровня .SU;

г) иные домены верхнего уровня, управление которыми осуществляется зарегистрированными на территории Российской Федерации юридическими лицами, являющимися зарегистрированными владельцами баз данных указанных доменов в международных организациях распределения сетевых адресов и доменных имен.


Также Роскомнадзором разработан проект приказа «Об утверждении Положения о национальной системе доменных имен, требований к ней, порядка ее создания, правил ее использования».

Административный регламент регулирует порядок выдачи заключений, необходимых для принятия Минюстом России решений о признании НКО исполнителями общественно полезных услуг в сфере труда и социальной защиты.


Заявление на оценку могут подать НКО, оказывающие одну общественно полезную услугу на территории более половины регионов и (или) получившие финансовую поддержку из федерального бюджета в связи с оказанием общественно полезных услуг. К заявлению на выдачу заключения прилагаются документы, обосновывающие соответствие общественно полезной услуги установленным критериям, а также подтверждающие отсутствие задолженностей по налогам. Заявление рассматривается в течение 30 дней.

Проекты федеральных законов
3 июня 2019 года Государственным Собранием - Курултай Республики Башкортостан и депутатом ГД И.З. Бикбаевым на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона №723363-7 «О внесении изменений в статью 126 Налогового кодекса Российской Федерации»

Суть законодательной инициативы заключается в усилении ответственности налогоплательщиков за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов о создании обособленного подразделения организации. За такое нарушение предлагается предусмотреть штраф в размере 40 000 рублей. В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса, сведения о создании подразделения должны быть предоставлены в течение одного месяца со дня его образования, а при изменении сведений – в течение трех дней.


В действующей редакции закона предусматривается налоговая ответственность за непредставление в срок информации об обособленных подразделениях, но штраф составляет всего 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, существующий на сегодняшний день размер административного штрафа несоизмерим с финансовым оборотом организаций, нарушающих требования постановки на учет обособленного подразделения. Также стоит учесть, что если созданные подразделения являются территориально обособленными, то они обязаны уплачивать налоги и сборы в регионах своего расположения. Это означает, что, если такое обособленное подразделение не зарегистрировано в налоговой инспекции, то оно и не уплачивает налоги в бюджеты субъектов РФ (например, НДФЛ). В этой связи законопроектом предлагается увеличить размер штрафов до 40 000 рублей, сделав его сопоставимым с штрафом за ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе. В настоящее время за такое деяние предусмотрен штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 рублей (п. 2 ст. 116 НК РФ).


Для постановки на учет обособленного подразделения нужно заполнить Форму № С-09-3-1, утв. приказом ФНС России от 9 июня 2011 года № ММВ-7-6/362@.

4 июня 2019 года Минюстом России размещен для общественного обсуждения текст законопроекта, во-многом дублирующего законопроект, о разработке которого тем же ведомством было объявлено ранее.

Так, 25 декабря 2018 года Минюстом России было объявлено о разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» в части установления уведомительного порядка деятельности общественных объединений, не являющихся юридическими лицами»

Текст законопроекта был размещён для общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы с 18 января по 14 февраля 2019 года.

В настоящее время законопроект находится в стадии подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия. Сведения об отказе разработчика от продолжения разработки законопроекта на портале regulation.gov.ru отсутствуют.


Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» новой статьёй 13.1, предусматривающей законодательное регулирование деятельности общественных объединений, не являющихся юридическими лицами (далее – ОО, незарегистрированные ОО).


Согласно предложенным поправкам, общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, считается созданным с момента принятия его учредителями решений о создании, утверждении устава и формировании органов общественного объединения.


Руководитель общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, в течение месяца со дня принятия решения, указанного в части первой настоящей статьи, размещает в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» уведомление о создании такого общественного объединения, содержащее полное наименование общественного объединения, фамилию, имя, отчество (при наличии) руководителя общественного объединения и членов его органов управления, сведения о территории, в пределах которой осуществляется деятельность общественного объединения, дату принятия решения, указанного ‎в части первой настоящей статьи, сведения о структурных подразделениях – для общероссийского, международного или межрегионального общественного объединения.


Форма уведомления и порядок его размещения в сети Интернет должны быть утверждены Минюстом.


Таким образом, для общественных объединений, не намеревающихся регистрироваться в установленном порядке и приобретать статус юридического лица, возникает ранее не существовавшая обязанность разместить в течение месяца с момента принятия решений о создании ОО и о формировании его органов управления соответствующее уведомление в сети Интернет.


Несмотря на то, что создание и ведение какого-то особого реестра незарегистрированных ОО Минюстом России законопроектом не предлагается, вероятнее всего, для этих целей будет создан соответствующий раздел на официальном сайте министерства.


Размещаемое в сети Интернет уведомление о создании ОО должно содержать:

- полное наименование ОО;

- ФИО руководителя и членов органов управления;

- сведения о территории, в пределах которой осуществляется деятельность ОО;

- дату принятия решений о создании ОО, утверждения ее устава и формирования органов управления;

- сведения о структурных подразделениях (для общероссийских, международных или межрегиональных ОО).


В статье 27 ФЗ «Об общественных объединениях» законопроектом предлагается закрепить, что незарегистрированные ОО только со дня размещения в сети Интернет уведомления о своем создании приобретают свои права, а именно:


- свободно распространять информацию о своей деятельности;

- проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;

- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

- осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;

- выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Установление каких-либо дополнительных условий для возникновения прав у общественного объединения нарушает часть 4 статьи 13 и статью 30


Конституции РФ, гарантирующие право на объединение, свободу деятельности общественных объединений и равенство их перед законом, а также противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ,

выраженной в Определении от 15 февраля 2005 года №49-О: «Федеральный закон "Об общественных объединениях" предусматривает, что право на объединение включает в том числе право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты своих интересов и достижения общих целей; при этом создаваемые по своему выбору и без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (части первая и четвертая статьи 3). Устанавливая заявительный порядок создания общественных объединений, Федеральный закон "Об общественных объединениях" предусматривает, что с момента принятия на съезде (конференции) или общем собрании решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов оно осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя соответствующие обязанности, то есть считается созданным (статья 18)».


В том же Определении Конституционный Суд РФ отметил: «Законодатель, регламентируя условия, порядок создания и деятельности общественных объединений, а также порядок их государственной регистрации, обязан соблюдать положение статьи 17 (часть 1) Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а осуществляемое им регулирование не должно искажать существо права на объединение и свободы деятельности общественных объединений; возможные же ограничения, затрагивающие эти или иные конституционные права, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям(Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 ноября 1999 года № 16-П по делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях")».


Помимо обязанности разместить уведомление о создании, законопроектом предлагается (изменения в статье 29) обязать незарегистрированные ОО ежегодно не позднее 1 февраля размещать в сети Интернет (опять же по форме и в порядке, утверждаемым Минюстом) сообщение о продолжении своей деятельности в объеме сведений, аналогичном уведомлению о создании. При этом, в соответствии с предлагаемой законопроектом нормой, неисполнение данной обязанности влечет за собой прекращение прав ОО, что, как отмечалось выше, противоречит Конституции РФ и правовой позиции Конституционного суда. Остается непонятной предлагаемая Минюстом дата – 1 февраля, не коррелирующая с иными установленными законом датами отчетности НКО в целом и общественными объединениями, в частности.


Законопроектом предлагается внести изменения в порядок приостановления деятельности ОО и запрета их деятельности. Согласно действующей редакции закона (ст. 42, 44), в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, Минюст или прокурор вносят представление об устранении указанных нарушений. Неисполнение данного представления влечет вынесение Минюстом или прокурором решения о приостановлении деятельности ОО на срок до 6 месяцев. Решение о приостановлении деятельности ОО действует до рассмотрения судом заявления о ликвидации ОО либо о запрете его деятельности, подаваемого Минюстом или прокурором. Аналогичные полномочия по приостановлению деятельности ОО и обращению в суд с заявлением о запрете деятельности ОО предоставлены Минюсту и органам прокуратуры в соответствии с Федеральным законом от 25.07.02 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Иными словами, при наличии соответствующих оснований, общественное объединение, имеющее статус юридического лица, может быть ликвидировано, а в отношении общественного объединения, не зарегистрированного в качестве юрлица, может быть установлен запрет деятельности. Таким образом, механизм приостановления деятельности ОО и запрета его деятельности в действующем законодательстве полностью урегулирован. Однако, не изменяя существующего регулирования, законопроект предлагает в отношении незарегистрированных ОО дополнительно установить, что их деятельность может быть приостановлена только по решению Генерального прокурора (в отношении международных или общероссийских ОО) или прокурора субъекта РФ (в отношении иных ОО или их структурных подразделений). Можно предположить, что Минюст России, разрабатывая данный законопроект, пытается снять с себя полномочия по приостановлению/запрету деятельности незарегистрированных ОО.


В предлагаемых законопроектом изменениях усматриваются риски для общероссийских и межрегиональных ОО, структурными подразделениями которых являются незарегистрированные ОО, необходимые для получения соответствующего общероссийского или межрегионального статуса. Запрет деятельности таких незарегистрированных ОО фактически может привести к ликвидации основной организации.


В пояснительной записке к законопроекту Минюст делает упор на то, что необходимо урегулировать реализацию права незарегистрированных ОО проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, т.е. фактически предоставить органам власти информацию о руководителях и органах управления ОО, на которых может быть возложена ответственность за нарушения, допущенные при проведении таких публичных мероприятий.

Несмотря на продолжение разработки вышеуказанного законопроекта, 20 мая 2019 года Минюстом России было объявлено о разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» в части установления уведомительного порядка деятельности общественных объединений, не являющихся юридическими лицами».


Текст законопроекта размещен для общественного обсуждения с 4 по 18 июня 2019 года.


Законопроектом предлагается законодательно закрепить уведомительный порядок создания и деятельности общественных объединений, не являющихся юридическими лицами (незарегистрированных ОО).

Так, законопроектом устанавливается, что руководитель (лицо, входящее в состав руководящих органов) общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, в течение месяца со дня принятия решения о создании такого общественного объединения представляет в федеральный орган государственной регистрации (его территориальный орган) или размещает в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» уведомление о создании такого общественного объединения, содержащее полное наименование общественного объединения, уставные цели, данные о руководителе общественного объединения ‎и членах его органов управления, сведения о территории, в пределах которой осуществляется деятельность общественного объединения, дату принятия решения о создании, сведения ‎о структурных подразделениях – для общероссийского, международного или межрегионального общественного объединения, информацию об участии ‎в политической деятельности на территории Российской Федерации, сведения ‎о получении руководителем (лицом, входящим в состав руководящих органов) или иным лицом по поручению руководителя (лица, входящего в состав руководящих органов) денежных средств и иного имущества от иностранных государств, ‎их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников.


Следует отметить, что последний пункт указываемых сведений практически полностью повторяет понятие «иностранного источника», содержащееся в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.96 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», однако не содержит в себе исключений, предусмотренных для некоторых российских юридических лиц, получающих денежные средства или иное имущество из иностранных источников (на сегодняшний день это открытые акционерные общества с государственным участием и их дочерние общества).


В целом, включение в уведомление о создании ОО и в сообщение о продолжении деятельности, сведений о получении руководителем и иными лицами, входящими в состав руководящих органов, а также иными лицами по поручению руководителя и лиц, входящих в состав руководящих органов, денежных средств и иного имущества из иностранных источников, является абсолютно необоснованным по следующим причинам:


- сведения о доходах физических лиц являются персональными данными, на которые распространяются режимы конфиденциальности и налоговой тайны;

- контроль за сведениями о доходах физических лиц не относится к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации;

- российские физические лица, получившие денежные средства или иное имущество из иностранных источников не входят в понятие «иностранный источник», закрепленное в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.96 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Исходя из данной нормы, единственным исключением, когда российское физическое лицо может расцениваться в качестве иностранного источника, является подтвержденное полномочие такого физического лица передавать денежные средства или иное имущество, полученные из иностранных источников, российской некоммерческой организации;

- денежные средства и иное имущество, полученные из иностранных источников физическими лицами (руководителем ОО, лицами, входящими в органы управления ОО, иными лицами по поручению руководителя или лиц, входящих в органы управления ОО) не могут быть переданы в ОО, не являющееся юридическим лицом, поскольку такие ОО не могут иметь счета и совершать операции с денежными средствами или иным имуществом.

Таким образом, если целью внесения данных изменений является распространение на ОО, не являющиеся юридическими лицами, норм законодательства, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, то данная цель является необоснованной и не может быть достигнута предлагаемыми изменениями. Фактически, предлагаемые Минюстом изменения направлены не на прозрачность деятельности незарегистрированных ОО, а на снятие конфиденциальности и контроль за доходами физических лиц, являющихся руководителями незарегистрированных ОО, или входящих в их органы управления.


Исходя из вышеизложенного, разработанные Минюстом России проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» в части установления уведомительного порядка деятельности общественных объединений, не являющихся юридическими лицами» (далее – законопроект 1) и проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» в части установления уведомительного порядка деятельности общественных объединений, не являющихся юридическими лицами» (далее – законопроект 2) по сути дублируют друг друга в части законодательного закрепления обязательной подачи уведомления о создании общественных объединений, не являющихся юридическими лицами, а также ежегодных сообщений о продолжении их деятельности.

Основным отличием законопроекта 2 от законопроекта 1 является то, что он не устанавливает зависимости возникновения прав у ОО от подачи уведомления о создании, что, как уже отмечалось выше, противоречит Конституции РФ и правовой позиции Конституционного суда.


В отличие от перечня сведений, включаемых в уведомление о создании ОО, предлагаемого законопроектом 1, законопроект 2 дополнительно включает в уведомление (и в ежегодное сообщение о продолжении деятельности ОО:

- уставные цели создаваемого ОО;

- информацию об участии ОО в политической деятельности на территории РФ;

- сведения ‎о получении руководителем (лицом, входящим в состав руководящих органов) или иным лицом по поручению руководителя (лица, входящего в состав руководящих органов) денежных средств и иного имущества от иностранных государств, ‎их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников.


Если к включению в перечень сведений, указываемых в уведомлении о создании ОО и ежегодном сообщении о продолжении деятельности ОО, уставных целей ОО существенных нареканий нет, то вопрос о включении в данный перечень информации об участии ОО в политической деятельности требует дополнительной проработки, поскольку из всех форм общественных объединений, закрепленных в Гражданском кодексе и ФЗ об ОО, право осуществления политической деятельности прямо предусмотрено только для политических партий (которые являются разновидностью общественной организации и должны быть зарегистрированы в качестве юридического лица – ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 11.07.01 №95-ФЗ «О политических партиях») и общественных движений. В связи с этим проектируемая норма требует уточнения, что только создаваемые общественные движения обязаны сообщать об их намерении участвовать в политической деятельности.


Предлагаемое законопроектом 2 указание в уведомлении о создании ОО и сообщении о продолжении деятельности сведений о получении физическими лицами, осуществляющими управление в незарегистрированном ОО, денежных средств или иного имущества из иностранных источников является необоснованным и избыточным по рассмотренным выше причинам, в связи с чем подлежит исключению.

Еще одним отличием законопроекта 2 является отсутствие изменений в части закрепления дополнительных оснований для приостановления или запрета деятельности незарегистрированных ОО, содержащихся в тексте законопроекта 1.


В пояснительной записке к законопроекту №1 Минюст делал упор на то, что необходимо урегулировать реализацию права незарегистрированных ОО проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, т.е. фактически предоставить органам власти информацию о руководителях и органах управления ОО, на которых может быть возложена ответственность за нарушения при проведении таких мероприятий. В пояснительной записке к более позднему законопроекту 2 акцент на реализации права ОО проводить публичные мероприятия не сделан, а указывается на необходимость определения лиц, на которых может быть возложена ответственность за любые нарушения законодательства при осуществлении деятельности незарегистрированного ОО.


В целом оба законопроекта направлены на установление отдельных элементов государственной регистрации в отношении общественных объединений, имеющих право осуществлять свою деятельность без государственной регистрации и приобретения статуса юридического лица.

7 июня 2019 года Правительство РФ дало положительный отзыв на проект федерального закона №575535-7 «О внесении изменений в статью 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Федеральным законом перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, дополняется доходами в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счёте, счёте, счетах специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, а также доходами указанных специализированных некоммерческих организаций, полученными от размещения средств фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Текст законопроекта в настоящее время отсутствует, но по информации, размещенной на официальном сайте Минюста, планируется предусмотреть, что законопроекты о внесении изменений и дополнений в КоАП РФ могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии официального отзыва Правительства РФ.

В Гражданский процессуальный кодекс РФ вводится новый институт рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц.

Членами группы лиц могут быть граждане и организации, отвечающие совокупности условий:


- общий ответчик;

- предмет спора – общие или однородные права и законные интересы;

- в основании прав членов группы лиц и обязанностей ответчика лежат схожие фактические обстоятельства;

- все члены группы используют одинаковый способ защиты своих прав (например, признание права, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки).


В защиту прав и законных интересов группы лиц могут обратиться гражданин и организация, являющиеся членами этой группы лиц, а также в установленных федеральными законами случаях орган, организация и гражданин, не являющиеся членами этой группы лиц.


Минюст России, являющийся автором законопроекта, указывает, что федеральный закон позволит «гражданам и юридическим лицам отстаивать свои интересы в суде через уполномоченное ими лицо, не оформляя нотариальной доверенности. В то же время суды освобождаются от необходимости рассматривать большое количество идентичных исков, что способствует качественному и быстрому рассмотрению дел».


Также законопроектом вносятся изменения в Арбитражный процессуальный кодекс, например, в части определения предельного размера судебного штрафа, налагаемого арбитражным судом, установления порядка рассмотрения корпоративных споров по требованиям о защите прав и законных интересов группы лиц.

2 июля 2019 года Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона №744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О персональных данных" в части обработки биометрических персональных данных»

Законопроектом предлагается расширить понятие биометрических персональных данных, отнеся к ним сведения, характеризующие генетические особенности человека.

Законопроектом предлагается внести идентичные изменения в Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", устанавливающие, что учредителем, членом, участником общественного объединения или иной некоммерческой организации не может быть организация или физическое лицо, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в соответствии со статьей 7.4 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", до отмены такого решения.


В соответствии с Указом Президента РФ от 18 ноября 2015 года №562, органом, имеющим право принимать такие решения, является Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма.

Внесенный законопроект практически полностью копирует проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, ‎прав и свобод граждан Российской Федерации», разработанный Министерством юстиции. Данный законопроект был размещен для проведения публичного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы с 28 августа по 17 сентября 2018 года, в настоящее время он числится в стадии подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, сведений о прекращении его разработки нет.


Законопроектом предлагается изложить часть 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.12 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, ‎прав и свобод граждан Российской Федерации» (далее – 272-ФЗ) в новой редакции:


«В соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность некоммерческих организаций, которые участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки или реализуют на территории Российской Федерации проекты, программы, в том числе подготовленные с участием граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки либо в их интересах, либо осуществляют иную деятельность, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, приостанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет сведения о некоммерческих организациях, деятельность которых приостановлена, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.».


Исключение из данной нормы указания на безвозмездность получаемых денежных средств и иного имущества позволяет Минюсту России приостанавливать деятельность некоммерческих организаций, участвующих в политической деятельности, которые получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) США в рамках исполнения возмездных договоров, например, по договору оказания услуг. В предлагаемой редакции данная норма, теоретически, допускает даже приостановление Минюстом деятельности НКО, просто осуществляющих закупку товаров у организаций, зарегистрированных в США.


Еще одним основанием для приостановления деятельности НКО предлагается закрепить реализацию НКО программ (проектов), подготовленных с участием граждан (организаций) США либо в их интересах. Предлагаемая поправка, в силу своей размытости, фактически заставляет НКО отказаться от любого участия в их деятельности граждан и организаций США, даже тех, в отношении которых не приняты решения о нежелательности их пребывания и деятельности на территории РФ. Однако, действующая редакция закона и предлагаемые изменения не учитывают возможности наличия у руководителей (учредителей, участников) или сотрудников НКО второго гражданства США, наравне с российским.


Аналогичные изменения предлагается внести и в ч 4 ст. 3 272-ФЗ, закрепляющей, что деятельность НКО возобновляется в случае, если она прекратила получение денежных средств и иного имущества от граждан и организаций США и реализацию вышеуказанных программ (проектов). Следует отметить, что законопроектом не регулируется порядок и сроки возобновления приостановленной деятельности НКО.


В случае приостановления деятельности некоммерческой организации приостанавливаются ее права как учредителя средства массовой информации, ей запрещается организовывать, проводить массовые акции и публичные мероприятия, участвовать в них, использовать банковские счета и вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности (например, оплата аренды помещения или услуг связи) и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных ее действиями, уплате налогов, сборов и штрафов. В отношении имущества некоммерческих организаций, деятельность которых приостанавливается, решение о наложении на него ареста принимается судом по заявлению Минюста.


Статью 3 272-ФЗ предлагается дополнить новой частью 1.1:

«1.1. Решение о приостановлении деятельности некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций по результатам федерального государственного контроля (надзора) либо на основании сведений, полученных ‎от федеральных органов исполнительной власти и органов прокуратуры Российской Федерации.».


Исходя из предлагаемой формулировки, сведения, на основании которых Минюст может приостановить деятельность НКО, могут поступить из любого федерального органа исполнительной власти, но вероятнее всего речь здесь может идти об органах Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), которые в силу специфики своей деятельности получают информацию о поступлении денежных средств в НКО. Поскольку в предлагаемых поправках не закреплена обязанность Минюста по проверке и подтверждению поступивших сведений, это порождает возможности для злоупотребления правом или избирательного применения закона.


Законопроектом определяется трехдневный срок уведомления НКО, деятельность которых приостановлена/возобновлена, с момента принятия соответствующего решения.


В части 1 статьи 3.1 272-ФЗ законопроектом предлагается расширить перечень оснований для признания деятельности иностранной или международной неправительственной организации нежелательной на территории РФ: помимо угрозы основам конституционного строя, обороноспособности страны и безопасности государства, она может представлять угрозу интересам Российской Федерации. Следует отметить, что термин «интересы Российской Федерации» (равно как и термины «обороноспособность страны» и «безопасность государства») не имеет четкого законодательного определения, что создает возможности для его произвольного толкования.


Единственным отличием законопроекта, разработанного Минюстом, является норма о предоставлении Минюсту полномочия своим ведомственным актом определить порядок ведения перечня НКО, деятельность которых приостановлена/возобновлена, и опубликования его на своем официальном сайте в сети Интернет. В законопроекте депутата А.К. Лугового перечень НКО, деятельность которых приостановлена/возобновлена не упоминается.

8 июля 2019 года Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона №748684-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Законопроектом предлагается закрепить в Трудовом кодексе положение об электронном учете сведений о трудовой деятельности. Для работодателей будет введена обязанность отправлять сведения о работе сотрудников в Пенсионный фонд в электронном виде.


В срок до 1 января 2021 года работники, желающие, чтобы работодатель продолжал вести трудовую книжку на бумажном носителе, должны подать соответствующее заявление. В случае отсутствия такого заявления, работодатель выдает работнику трудовую книжку на бумажном носителе и освобождается от ответственности за ее хранение.


Объем и порядок предоставления работодателями сведений о трудовой деятельности в электронную систему будут определены нормативными актами Министерства труда и Пенсионного фонда.


Соответствующие изменения вносятся также в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - проект федерального закона №748744-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».


Еще один законопроект, связанный с введением электронной системы учета сведений о трудовой деятельности – проект федерального закона №748758-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности либо за представление неполных и (или) недостоверных сведений», устанавливающий административную ответственность в виде предупреждения должностных лиц за неоднократное (два и более раза в течение года) нарушение работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности в информационную систему органа, осуществляющего индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, либо неоднократное представление неполных и (или) недостоверных сведений.

Законопроект внесен на рассмотрение Государственной Думы 30 октября 2018 года группой депутатов.


Законопроектом предлагается разрешить замену для некоммерческих организаций административного штрафа на предупреждение. В действующей редакции статьи 4.1.1. замена возможна, если правонарушение совершено впервые и выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и при этом отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей КоАП.


В случае замены административного штрафа на предупреждение не применяется дополнительное административное наказание, если оно предусмотрено соответствующей статьей.


В соответствии с частью 2 статьи 4.1.1. Кодекса об административных правонарушениях, вносить изменения в которую проектом федерального закона не предполагается, замена административного штрафа на предупреждение не применяется к целому ряду правонарушений, предусмотренных КоАП, например:


статья 19.5 - Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль;

статья 19.5.1 - Неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму;

статья 19.6 - Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

статья 19.30 - Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса.

Таким образом, мера наказания в виде предупреждения сможет применяться по наиболее распространенным для НКО статьям:

- статья 13.11. Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных;

- статья 19.7 – Непредставление сведений (информации);

- статья 19.7.5-2 - Непредставление сведений некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента;

- статья 19.34 - Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.


Предлагаемые законопроектом изменения носят положительный характер для НКО, поскольку позволят избежать крупных штрафов при однократном совершении административных правонарушений. Как показывает практика, совершение административных правонарушений со стороны НКО является неумышленным и связано с размытостью норм закона, допускающей их множественное толкование.

1 августа 2019 года Законодательным собранием Санкт-Петербурга на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона №767533-7 «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «Об общественных объединениях»

Часть пятую статьи 14 ФЗ «Об общественных объединениях», определяющую территориальную сферу деятельности местных общественных объединений, предлагается изложить в новой редакции:


«Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления. Территориальная сфера деятельности местных общественных объединений в городах федерального значения определяется административно-территориальным устройством городов федерального значения.».

Таким образом, уточняется территориальная сфера деятельности местных общественных объединений в городах федерального значения, имеющих свое специфическое административно-территориальное устройство.

Текст законопроекта размещен для общественного обсуждения с 16 по 30 августа 2019 года.


Законопроектом предлагается закрепить, что уничтожение персональных данных должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, т.е. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

В пояснительной записке к законопроекту разработчик указывает, что оператор в отсутствие требований к уничтожению персональных данных сталкивается с проблемой, связанной с анализом достаточности принимаемых мер по уничтожению персональных данных. В целях применения операторами единых подходов при уничтожении персональных данных и предлагается наделить Роскомнадзор полномочиями по установлению соответствующих требований.


Уничтожение персональных данных предполагает осуществление действий, в результате которых исключается возможность восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных или в результате которых уничтожаются материальные носители таких данных (п. 8 ст. 3 ФЗ «О персональных данных»). По общему правилу, персональные данные подлежат уничтожению в случаях:


- выявления неправомерной обработки персональных данных при невозможности обеспечить правомерность обработки;

- достижения цели обработки персональных данных;

- отзыва субъектом персональных данных согласия на их обработку.

При этом, если оператор не может в установленные сроки (10 дней – для случаев неправомерной обработки и по 30 дней – в остальных случаях) уничтожить персональные данные, то он должен осуществить их блокирование, а затем – в течение полугода обеспечить уничтожение (ст. 21 ФЗ «О персональных данных).

6 августа 2019 года Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона №769142-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»

Основное предложение законопроекта заключается в изменении механизма проведения специальной оценки условий труда.


Так, организации, проводящие специальную оценку условий труда (СОУТ), обязаны будут в течение 5 рабочих дней со дня заключения гражданско-правового договора на проведение СОУТ представить в специальную информационную систему следующую информацию:


• Полное наименование работодателя, его ИНН и ОГРН;

• Индивидуальный номер каждого рабочего места;

• Численность работников, занятых на каждом рабочем месте;

• СНИЛС работника или работников, занятых на каждом рабочем месте.


В настоящее время эти сведения, в числе других сведений, должны передаваться только после завершения СОУТ и утверждения отчета.

После передачи сведений в информационную систему организация, проводящая СОУТ, получит специальный идентификационный номер именно этой конкретной специальной оценки, который она обязана сообщить работодателю.


Сейчас отчет о проведенной СОУТ вступает в силу с момента его утверждения работодателем. Он обязан уведомить организацию, проводившую СОУТ, в течение 3х дней со дня утверждения отчета.

Если законопроект будет принят, юридическую силу результаты спецоценки получат после включения их в информационную систему учета, на что у организаций, проводящих СОУТ, есть 10 рабочих дней с момента утверждения их отчета работодателем. В течение 3 рабочих дней с даты передачи сведений в систему учета организация обязана уведомить о ней работодателя в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью.


Важно иметь в виду, что в случае принятия законопроекта 5 лет действительности отчета о СОУТ будут исчисляться со дня представления данных в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда.

Законопроектом предлагается внести изменения в статью, устанавливающую ограничения, связанные с учреждением средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание. Так, предлагается уточнить, что в качестве российского юридического лица с иностранным участием расцениваются такие юридические лица, в том числе с участием иностранного гражданина, лица без гражданства, гражданина РФ, имеющего гражданство другого государства.


Действующей редакцией закона установлено, что принадлежащие лицам, являющимся участниками (учредителями) учредителей средств массовой информации или редакций средств массовой информации, а также организаций (юридических лиц), осуществляющих вещание, в случае несоответствия требованиям статьи 19-1 ФЗ о СМИ, голоса не учитываются при определении кворума общего собрания участников (членов, акционеров) и при подсчете голосов. Законопроектом предлагается учитывать такие голоса, но в пределах, не превышающих 20% участия. Также предлагается разрешить таким лицам получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией, а также обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия.

Законопроектом предлагается распространить действие Федерального закона от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» на отношения, возникающие при формировании целевого капитала, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал, использовании доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал.


С этой целью предлагается изложить определение благотворительной деятельности в следующей редакции:


«Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки, в том числе передача в собственность некоммерческих организаций денежных средств, ценных бумаг, соответствующих критериям, установленным частями 1 и 2 статьи 15 Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», и недвижимого имущества на формирование и пополнение целевого капитала.».


Распространение законодательства о целевых капиталах НКО на благотворительные организации представляется сомнительным с точки зрения временнОго аспекта благотворительной деятельности. Благотворительная деятельность как правило осуществляется «здесь и сейчас», направлена на достижение конкретных благотворительных целей, в то время как формирование целевого капитала осуществляется на временной период не менее 10 лет. Таким образом, в случае формирования целевого капитала благотворительные организации (общественные организации и фонды) не смогут использовать собранные пожертвования на благотворительные цели в текущий момент.


В перечень целей благотворительной деятельности законопроектом предлагается включить «содействие долгосрочному и устойчивому развитию сфер, для которых в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» установлена возможность формирования и пополнения целевого капитала.».

Перечень источников формирования имущества благотворительных организаций предлагается дополнить двумя новыми:

- «имущество, переходящее благотворительной организации ‎по завещанию в порядке наследования»;

- «денежные средства, полученные благотворительной организацией – собственником целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».


Установленные законом ограничения, связанные с необходимостью использования не менее 80% благотворительного пожертвования на благотворительные цели в течение года с момента получения этого пожертвования, предлагается не распространять на пожертвования, полученные на формирование или пополнение целевого капитала.

Законопроектом также предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2006 года №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».


Так, законопроектом предлагается закрепить возможность продления на 6 месяцев срока на сбор пожертвований, если на момент истечения годичного срока с момента объявления о сборе пожертвований собрано более 1,5 млн рублей.


Несмотря на возможность продления срока сбора пожертвований на формирование целевого капитала, законопроектом не предлагается изменений в порядок возврата собранных пожертвований в случае недостижения суммы в 3 млн. рублей. Характер пожертвований в благотворительные организации носит массовый характер и небольшой размер самого пожертвования. В случае невыполнения условия об общем размере пожертвований, необходимом для формирования целевого капитала и передачи его в доверительное управление, непонятно как некоммерческая организация может выполнить требование закона о возврате таких пожертвований.


В полномочия высшего органа управления НКО – собственника целевого капитала предлагается включить право принятия решений об изменении срока, на который был сформирован целевой капитал, но этот срок не может составлять менее 10 лет (ч. 11 ст. 6 275-ФЗ).


Предлагается изменить порядок использования дохода от доверительного управления целевым капиталом. В соответствии с действующей редакцией закона (ч. 5 ст. 13 275-ФЗ), размер неиспользованного дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, не может быть более 50 процентов такого дохода за два года подряд. Законопроектом предлагается иная формулировка: размер использованного дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, должен быть не менее 25 процентов за три года подряд.


Законопроектом вносятся изменения в порядок исчисления и выплаты вознаграждения управляющей компании, в связи с чем можно предположить, что предлагаемые законопроектом поправки инициированы как раз управляющими компаниями, вероятно, усмотревшими источник дохода в возможности распространения законодательства о целевых капиталах НКО на благотворительные организации.

Проекты ведомственных приказов

Проект приказа размещен для общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы с 5 по 19 июля 2019 года.


Разрабатываемый приказ должен заменить существующий Приказ Минюста РФ от 30 декабря 2011 года № 456 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации".


Основной новеллой проекта приказа является введение нового раздела (пункты 14-15 в предлагаемой проектом нумерации), закрепляющего перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки лично у проверяемой некоммерческой организации. Перечень состоит из 55 подпунктов, некоторые из которых противоречат действующему законодательству или очевидно не относятся к компетенции Минюста.

Так, подпункт 3 пункта 14 позволяет Минюсту истребовать у проверяемой НКО решения постоянно действующего руководящего органа, распорядительные документы других органов управления, в том числе по утверждению финансового плана (сметы), по утверждению добровольных, вступительных и иных взносов, ‎по утверждению численного состава работников, размеров оплаты их труда, ‎по использованию имущества, по использованию безвозмездного труда граждан, а подпункт 17 включает в себя документы по использованию некоммерческой организацией труда добровольцев, волонтеров. Эти пункты некорректны с точки зрения действующего законодательства, поскольку, согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ, Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, т.е. труд не может быть безвозмездным. В то же время Федеральный закон от 11.08.95 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» оперирует терминами «добровольческая (волонтерская) деятельность» и «помощь добровольцев (волонтеров)», а не «труд».


Подпункт 13 пункта 14 закрепляет право Минюста требовать у проверяемой НКО сведения о членах (участниках) некоммерческой организации с указанием даты рождения и гражданства (копии заявлений о вступлении в члены (участники) некоммерческой организации, решений уполномоченных органов некоммерческой организации об их приеме или исключении, реестр членов (участников) некоммерческой организации). Данный подпункт противоречит Федеральному закону от 27.07.06 №152-ФЗ «О персональных данных», а именно ст. 7 данного закона, устанавливающий запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия на то субъектов персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Правовых оснований, позволяющих Минюсту истребовать у проверяемой НКО персональные данные ее членов (участников) в законодательстве не установлено. Таким образом, Минюстом предпринята попытка хотя бы на уровне ведомственного акта закрепить за собой право истребовать такие сведения. По всей видимости, это связано с проигранными территориальным управлением Минюста по Тульской области судебными спорами (Решение Центрального районного суда г. Тулы №12-56/2015 от 01.04.15, Решение Центрального районного суда г. Тулы №12-137/2015 от 03.07.15, Постановление Тульского областного суда №4А-206/2015 от 03.08.15).


В соответствии с подпунктом 19 пункта 14 Минюсту предоставляется право истребовать переписку некоммерческой организации с физическими и юридическими лицами по вопросам осуществления деятельности, направленной на достижение уставных целей. Данное положение является избыточным для целей контроля за деятельностью НКО и противоречит статье 23 Конституции РФ, гарантирующей тайну переписки.

Подпункт 24 пункта 14 наделяет Минюст избыточным правом истребовать у проверяемых НКО публикации в СМИ, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Это может существенно увеличить объем представляемой на проверку документации, а также финансовые и трудовые затраты проверяемых НКО. Учитывая, что публикации в СМИ и сети «Интернет» находятся в свободном доступе и могут быть самостоятельно получены должностными лицами Минюста, осуществляющими проверку, введение данной нормы не обоснованно.

Подпунктом 26 пункта 14 в перечень истребуемой у проверяемой НКО документации включены сведения о ежегодном опубликовании отчета о деятельности некоммерческой организации, что является избыточным, т.к. отчеты НКО о своей деятельности и так находятся в распоряжении Минюста в связи с исполнением НКО соответствующей обязанности, предусмотренной ст. 32 Федерального закона от 12.01.96 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».


Подпункт 28 пункта 14 необоснованно наделяет Минюст правом истребовать у проверяемых НКО документы, подтверждающие соблюдение установленных требований в отношении лицензируемой деятельности. Такой контроль осуществляется органами власти, выдавшими лицензии, и к компетенции Минюста не относится.


Подпункт 34 пункта 14 включает в перечень истребуемой документации банковские документы по всем открытым некоммерческой организацией счетам (платежные поручения и иные поручения за проверяемый период, банковские выписки и т.д.). Данный пункт противоречит пункту 5 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», т.к. Минюст обязан самостоятельно запрашивать и получать эту информацию у кредитных и иных финансовых организаций. Возложение на НКО обязанности предоставлять банковские выписки существенно увеличит объем представляемой в рамках проверки документации, а также может вынудить НКО понести финансовые расходы, т.к. в некоторых банках выписки делаются за плату.


Отсутствие в действующем Административном регламенте (№456) четкого перечня документов, которые Минюст вправе истребовать при проведении проверки, на практике выражается в различных объемах документации, истребуемых при проверках разных территориальных управлений Минюста. В связи с этим, необходимость закрепления такого перечня в ведомственном акте есть, однако, разработанный Минюстом проект приказа требует дополнительной проработки и исключения положений, противоречащих действующему законодательству и избыточных по отношению к целям государственного контроля.

Срок общественного обсуждения проекта – с 12 по 27 августа 2019 года.

Проект разработан в целях закрепления порядка выдачи соответствующих заключений для принятия решений о признании НКО исполнителями общественно полезных услуг в сфере дополнительного образования.

Аналогичные административные регламенты уже приняты в некоторых министерствах и ведомствах:


- Приказ Минюста России от 01.03.2019 №34 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по оценке качества оказания социально ориентированной некоммерческой организацией содействия в предоставлении бесплатной юридической помощи»;


- Приказ ФАДН России от 15.04.2019 N 42 «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральным агентством по делам национальностей государственной услуги по оценке качества оказания социально ориентированной некоммерческой организацией общественно полезных услуг»;


- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.05.2019 № 351н «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по оценке качества оказания социально ориентированной некоммерческой организацией общественно полезных услуг»;


- Приказ Ростуризма от 31.05.2019 N 164-Пр-19 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по выдаче заключений о соответствии качества общественно полезных услуг по организации экскурсионных программ или по оказанию туристско-информационных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями, установленным критериям».

В некоторых министерствах и ведомствах разработаны проекты таких административных регламентов:


- Роспотребнадзор - https://regulation.gov.ru/projects#npa=88710;

- Минкультуры России - https://regulation.gov.ru/projects#npa=86788.

12 августа 2019 года Минэкономразвития России разместило для общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы проект приказа «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций»

Проектом приказа предлагается утвердить:

- методические указания по определению в составе имущества государственной казны Российской Федерации нежилых помещений, которые могут быть предоставлены социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе;


- типовую форму договора безвозмездного пользования нежилым помещением, включенным в перечень федерального имущества, свободного ‎от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией), которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование ‎на долгосрочной основе;


- типовую форму договора аренды нежилого помещения, включенного ‎в перечень федерального имущества, свободного от прав третьих лиц ‎(за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, ‎не являющихся государственными и муниципальными учреждениями ‎и некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией), которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование ‎на долгосрочной основе;


- порядок оценки и сопоставления заявлений социально ориентированных некоммерческих организаций о предоставлении нежилого помещения ‎в безвозмездное пользование и в аренду.

Проект приказа разработан в целях реализации положений Федерального закона от 26 июля 2019 года № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие».


В проекте приказа определен перечень документов, необходимых для предоставления в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в целях получения статуса социального предприятия. список прилагаемых к заявлению документов конкретизирован в зависимости от условия, в соответствии с которым субъект МСП обращается за его признанием в качестве социального предприятия.


Срок подачи документов – ежегодно до 1 июня текущего года. Субъект МСП признается социальным предприятием решением уполномоченного органа, принятым на основании рекомендации комиссии, не позднее одного месяца со дня представления заявления и документов.


Закрепляются и основания для отказа в признании субъекта МСП социальным предприятием – некомплектность или недостоверность представленных заявителем документов, установленное в ходе рассмотрения документов несоответствие заявителя условиям признания социальным предприятием. При этом допускается повторная подача и рассмотрение заявления и комплекта документов.


В настоящее время термины «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие» не применимы к деятельности некоммерческих организаций, поскольку они не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, однако Минэкономразвития разрабатывается законопроект, призванный фактически приравнять НКО к субъектам МСП в вопросах государственной поддержки.

Текст проекта приказа в настоящее время отсутствует.


Минюст России обосновывает необходимость разработки проекта приказа тем обстоятельством, что Федеральными законами от 05 мая 2014 года № 130-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 23 мая 2015 года № 129-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях были внесены изменения, согласно которым должностным лицам органов, уполномоченных на осуществление функций в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, предоставлены полномочия составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.5.1, частью 1 статьи 19.26 и статьей 20.33 Кодекса, а также исключаются аналогичные полномочия, предусмотренные статьями 17.7 и 17.9 Кодекса.

Иные новости
5 июня 2019 года Правительством РФ одобрена Концепция нового кодекса РФ об административных правонарушениях
http://government.ru/news/36971/; http://static.government.ru/media/files/KVhRVrFpSydJQShBIwlAY7khO7NAt9EL.pdf

В ходе заседания Правительства Российской Федерации 21 марта 2019 года Председатель Правительства РФ дал поручение Минюсту России совместно с Минэкономразвития России и с участием заинтересованных органов государственной власти и экспертных организаций подготовить и до 1 июня 2019 года представить в Правительство Российской Федерации Концепцию нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


4 апреля 2019 года подписано распоряжение Правительства Российской Федерации №631-р, в соответствии с которым образована Межведомственная рабочая группа по подготовке нового КоАП. В её состав, в частности, вошли представители федеральных органов исполнительной власти, Государственной Думы, Совета Федерации, Верховного Суда, научного юридического сообщества.


Концепция направлена на совершенствование процедуры рассмотрения дел и обеспечение адекватности наказания совершённому правонарушению. С этой целью разработчики предлагают разделить административное законодательство на материальное и процессуальное. То есть, речь идет о выделении из КоАП норм, регламентирующих производство по делам об административных правонарушениях, при сохранении в нем положений о подведомственности таких дел субъектам административной юрисдикции; при этом нормы, регулирующие судопроизводство, должны быть включены в процессуальное законодательство.


Предлагается сократить количество составов административных правонарушений, по которым суд (арбитражный суд) является органом, привлекающим к административной ответственности, и ограничить их только теми составами, которые представляют повышенную общественную вредность и по которым административные наказания вправе назначать только суд.


Концепция предполагает вступление в силу нового КоАП с 1 января 2021 года.

Сама Концепция развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года (далее – Концепция) утверждена распоряжением Правительства от 27 декабря 2018 года №2950-р.

План состоит из семи разделов, которыми, в частности, предусматривается совершенствование нормативного правового регулирования и правоприменительной практики в сфере волонтёрства, развитие механизмов поддержки добровольческой деятельности, в том числе развитие инфраструктуры и механизмов поддержки добровольческой деятельности. Реализация Концепции будет способствовать развитию волонтёрской деятельности, расширению поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

ВС РФ отметил, что способы возмещения ущерба и заглаживания вреда должны носить законный характер и не ущемлять права третьих лиц. При этом возможные способы возмещения ущерба и заглаживания причиненного преступлением вреда законом не ограничены.


В качестве примера ВС РФ привел постановление Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 28 июня 2017 г., в соответствии с которым прекращено уголовное дело в отношении К., обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов), в соответствии со ст. 251 УПК РФ с назначением судебного штрафа в размере 10 тыс. руб. Суд мотивировал свое решение тем, что К. загладила причиненный преступлением вред путем добровольного выполнения общественных работ в «Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» и пожертвования денежных средств в данное учреждение на благотворительность.

Хотите получать обзоры на e-mail?
Оставьте свой e-mail в форме ниже, и мы будем отправлять Вам раз в месяц обзор некоммерческого законодательства