Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Сентябрь 2019
Принятые или вступающие в силу
федеральные законы

Данным законом внесены изменения в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, раздельно вступающие в силу с 01.01.2020, с 01.01.21 и с 01.01.2022 года.


Введена обязанность организаций сообщать об объектах налогообложения по транспортному и земельному налогам в случае неполучения от налоговых органов сообщений об исчислении налогов в отношении таких объектов.


В статью 23 НК РФ с 01.01.2021 внесено дополнение, обязывающее организации направлять налоговым органам сообщения о наличии у них транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, в случае неполучения сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного или земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.


Сообщение с приложением копий документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств или прав на земельные участки в налоговый орган организации должны представлять в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

То есть организации должны будут сами напоминать налоговому органу об имуществе, на которое они не получили налоговое уведомление. Сообщение налоговому органу организация должна будет направить, если в предыдущий налоговый период налоговый орган не прислал организации сообщение об исчисленной сумме налога на данный объект.

Абзац второй п. 1 статьи 78 НК РФ признан утратившим силу с 01.01.2010, следовательно, принятый закон снял ограничение, по которому переплату по налогу разрешалось зачитывать только в счет налога того же вида: федеральный налог в счет федерального, региональный – регионального, местный – местного налога.


В статью 92 НК РФ внесено дополнение, в соответствии с которым должностные лица налогового органа на основании мотивированного постановления смогут осматривать помещения, вещи и документы организации, в отношении которых взыскивается недоимка свыше 1 млн. рулей. Однако при условии, что решение о взыскании не исполнено в течение 10 дней. Проводить осмотр должностные лица смогут не более одного раза по одному решению при наличии согласия организации.

Ряд изменений с 01.01.2020 Законом внесен в ст. 230 НК РФ, в том числе в порядок представления работодателями отчетности по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ).


Сокращено количество работодателей, имеющих право представлять отчетность по НДФЛ на бумажном носителе. Если по действующей в настоящее время норме при численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 25 человек налоговые агенты могут представлять справки по форме 2-НДФЛ и расчеты по форме 6-НДФЛ на бумажных носителях, то внесенными изменениями с 01.01.2020 этот порог снижен до 10 человек. Значит, с 01.01.2020 налоговые агенты с численностью работников более 10 человек должны будут отчитываться по НДФЛ исключительно в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.


Статья 230 НК РФ также дополнена новыми положениями, которые разрешают налоговым агентам, имеющим несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, уплачивать НДФЛ и отчитываться по этому налогу по месту нахождения одного из своих подразделений. О выборе инспекции для уплаты НДФЛ и представления отчетности налоговый агент обязан уведомить налоговые органы. Уведомление необходимо будет представлять не позднее 1 января в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения. При этом уведомление о выборе налогового органа не может меняться в течение налогового периода (года). Новое уведомление может быть направлено в налоговый орган только в случае, если изменилось количество обособленных подразделений на территории муниципального образования или произошли другие изменения, влияющие на порядок представления отчетности.


Кроме того, расчет по форме 6-НДФЛ, а также справку по форме 2-НДФЛ за год с 01.01.2020 нужно будет предоставлять в налоговый орган не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом) (по действующей норме не позднее 1 апреля). За 2021 год и последующие годы форму 2-НДФЛ нужно будет предоставлять в составе расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, то есть в составе расчета 6-НДФЛ.


Изменения внесены в ст. 356 НК РФ и в абзац второй п. 1 ст. 363 НК РФ по транспортному налогу. Срок уплаты транспортного налога организациями больше не будут устанавливать законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Транспортный налог организации должны будут перечислять не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи по налогу – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Изменения вступают в силу с 01.01. 2021.

Изменения внесены в ст. 387 и в абзац первый п. 2 ст. 397 НК РФ по земельному налогу. Представительные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать срок уплаты земельного налога организациями.Земельный налог организации должны будут перечислять не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи по налогу – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Изменения вступают в силу с 01.01.2021.


Изменением, внесенным в статью 431 НК РФ, снижена минимальная численность работников организаций-страхователей, при которой расчеты страховых взносов должны предоставляться в налоговые органы в электронном виде. Обязанность представления расчета по страховым взносам в электронном виде возложена на плательщиков взносов, производящих выплаты 10 и более физическим лицам, а не 25 как было ранее. Если работников меньше 10, то расчет организация сможет представить на бумажном носителе.


Кроме того, в п. 11 данной статьи внесено изменение, в соответствии с которым, организации с обособленными подразделениями будут платить страховые взносы и сдавать расчеты по страховым взносам по месту нахождения обособленного подразделения, только если организация открыла для него счет в банке. В ином случае сделать это можно по месту нахождения организации.


Изменения в части налога на прибыль организаций. Ужесточено условие смены метода начисления амортизации. По действующей в настоящее время норме налогоплательщики вправе менять нелинейный метод на линейный только один раз в пять лет. Данное ограничение принятым законом распространено и на обратную ситуацию – когда осуществляется переход с линейного метода на нелинейный метод начисления амортизации. Соответствующее изменение внесено в абзац четвертый п. 1 статьи 259 НК РФ.


В перечень расходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, включены расходы в виде сумм начисленной амортизации по основным средствам, переданным налогоплательщиками в безвозмездное пользование, кроме случае, когда такая передача установлена законодательством РФ как обязанность. Статья 270 НК РФ дополнена новым пунктом 16.1.

Принятым законом закрепляется порядок постановки на налоговый учет иностранных банков в случае, если им был открыт корреспондентский счет в российском банке. Соответствующее дополнение внесено в статью 84 НК РФ.


В НК РФ вновь введена Глава 20.3 «Взаимосогласительная процедура в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения». Установлено, что взаимосогласительной процедурой признается процедура разрешения споров о порядке налогообложения лица в отношении его доходов, прибыли и имущества при применении положений международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения. Подобных процедур в налоговом законодательстве ранее не содержалось. Данная процедура введена для того, чтобы российское законодательство соответствовало международным стандартам механизма разрешения споров при применении соглашения об избежании двойного налогообложения.

Принятые постановления Правительства

Субсидии будут направляться на счета, открытые территориальному органу Федерального казначейства в учреждении Центрального банка РФ, для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.


Положенные суммы перечислят не позднее второго рабочего дня, следующего за днем представления НКО в подразделение казначейства документов для оплаты денежного обязательства.

Проекты федеральных законов

Законопроектом предлагается дополнить статью 13.11 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных, новыми частями 8 и 9.


Проектируемой частью 8 предлагается ввести административную ответственность за невыполнение оператором при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.


За совершение данного административного правонарушение предлагается установить наказание в виде штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 рублей, на должностных лиц – от 200 000 до 500 000 рублей, на юридических лиц – от 2 000 000 до 6 000 000 рублей.


Проектируемой частью 9 предлагается установить административную ответственность за повторное совершение данного правонарушения. В этом случае штраф для граждан составит от 50 000 до 100 000 рублей, для должностных лиц – от 500 000 до 1 000 000 рублей, для юридических лиц – от 6 000 000 до 18 000 000 рублей.


Индивидуальные предприниматели по данным составам административных правонарушений будут нести ответственность как юридические лица.

В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 27 июля 206 года №152-ФЗ «О персональных данных», при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации. В настоящее время административная ответственность за нарушение этой обязанности не установлена.

13 сентября 2019 года на рассмотрение Государственной Думы членом СФ И.В. Рукавишниковой и депутатами Госдумы С.В. Чижовым, И.М. Гусевой, Л.Н. Тутовой, А.А. Кувычко, Т.В. Касаевой, М.М. Бариевым, С.В. Яхнюк, С.Н. Коткиным, Е.А. Митиной, В.М. Новиковым внесен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

Законопроектом предлагается установить обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и организаций направлять письменный ответ на запрос государственного юридического бюро в тридцатидневный срок, по аналогии с адвокатским запросом.


Законопроект фактически уравнивает в правах обращение государственных юридических бюро с адвокатским запросом, определяет случаи, в которых обращение может быть оставлено без ответа. За немотивированный отказ в предоставлении сведений по запросу государственного юридического бюро предполагается наказание в виде штрафа от 5 000 до 10 000 рублей в соответствии со статьей 5.39 КоАП РФ.

Законопроектом понятийный аппарат закона дополняется определениями «обезличенные персональные данные» и «обезличенные данные»:

- «обезличенные персональные данные – информация, которая в результате обезличивания персональных данных не позволяет без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных»;

- «обезличенные данные - информация, которая в результате обезличивания не позволяет даже при использовании дополнительной информации определить ее принадлежность конкретному субъекту персональных данных».


Вводится отдельная статья 8.1, регулирующая порядок обработки обезличенных персональных данных и обезличенных данных. Так, обезличивание персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных. Требования и методы обезличивания персональных данных устанавливаются уполномоченным органом (Роскомнадзор). Не допускается передача третьему лицу дополнительной информации, позволяющей определить принадлежность обезличенных персональных данных. Действия по получению и обработка обезличенных данных осуществляются без согласия субъекта персональных данных. Требования и методы обезличивания, обеспечивающие невозможность отнесения информации к конкретному субъекту персональных данных, устанавливаются Правительством РФ.


Уточняется и расширяется перечень случаев обработки персональных данных: закрепляется возможность обработки персональных данных без согласия субъекта персональных данных для предотвращения имущественного ущерба, предупреждения и предотвращения противоправных деяний и в аналитических целях (при условии обязательного обезличивания персональных данных), вводится новый случай обработки персональных данных – «осуществляется обработка персональных данных, полученных оператором на законных основаниях, в целях получения обезличенных данных».


Изменяются требования к способам получения согласия на обработку персональных данных. Так, предлагается закрепить, что согласие на обработку персональных данных может быть получено «в том числе электронной форме (путем направления короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, посредством электронной почты, путем заполнения формы на сайте оператора или лица, действующего по поручению оператора, иными способами)». Также, помимо электронной подписи (получение которой регулируется соответствующим законом), согласие на обработку персональных данных в электронной форме может быть подтверждено «любым способом, позволяющим достоверно определить субъекта персональных данных и установить его волеизъявление».


Закрепляется, что в согласии на обработку персональных данных могут указываться несколько целей обработки, а субъект персональных данных вправе требовать от оператора изменения состава целей, указанных в согласии.

20 сентября 2019 года на рассмотрение Государственной Думы депутатами С.А. Гавриловым, Д.Ф. Вяткиным, М.А. Ивановым, А.Ю. Брыксиным, Д.В. Саблиным, Р.Р. Ишсариным, А.В. Ильтяковым, В.А. Крупенниковым, И.М. Гусевой, Г.А. Карловым, И.В. Сапко, С.В. Чижовым, В.В. Ивановым, А.Г. Кобилевым, Д.В. Ламейкиным, А.А. Гетта, Р.А. Баталовой, И.К. Сухаревым, П.М. Федяевым, А.В. Маграмовым, Г.К. Сафаралиевым, В.В. Суббот; членом СФ Т.А. Кусайко внесен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации»
Законопроектом предлагается закрепить, что в случае, если член Общественной палаты, имеющий инвалидность, при осуществлении своих полномочий нуждается в сопровождении, он имеет право на возмещение расходов, связанных с проездом и проживанием сопровождающего лица, в размере, определенном федеральным законом, иным нормативным правовым актом, за счет средств федерального бюджета.

Законопроектом предлагается внести идентичные изменения в Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", устанавливающие, что учредителем, членом, участником общественного объединения или иной некоммерческой организации не может быть организация или физическое лицо, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в соответствии со статьей 7.4 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", до отмены такого решения.


В соответствии с Указом Президента РФ от 18 ноября 2015 года №562, органом, имеющим право принимать такие решения, является Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма.

25 сентября 2019 года Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений рекомендовал к принятию в 1 чтении (предлагаемая дата рассмотрения – 8 октября 2019 года) проект федерального закона №441707-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в части введения понятия и видов ящиков для сбора пожертвований)

Законопроектом предлагается закрепить определение понятия ящика для сбора пожертвований, которое ранее в законодательстве отсутствовало. В предлагаемой законопроектом формулировке «ящик для сбора пожертвований – любая емкость (в том числе, устройство) для сбора пожертвований, право использования которой принадлежит исключительно некоммерческим организациям, учредительными документами которых предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности». Ящики предусматриваются в двух видах: переносные и стационарные. Установка и использование стационарных ящиков допускается на основании договора с собственником (пользователем) помещения, за исключением случаев, когда они устанавливаются соответствующими некоммерческими организациями во время проведения публичных мероприятий, организованных ими (или их объединениями) или при наличии письменного разрешения от организаторов публичного мероприятия. Использование переносного ящика допускается только во время публичного мероприятия при наличии документа от организатора мероприятия. Требования к ящикам, порядок их установки и использования должны быть определены отдельным нормативным актом Правительства РФ.


Законопроект носит положительный характер, поскольку направлен на установление единых требований к установке и использованию ящиков для сбора пожертвований, которые в том числе затруднят использование таких ящиков в мошеннических целях.

Законопроектом предлагается внести изменения в ЖК РФ в части расширения перечня жилых помещений, имеющих статус специализированного жилищного фонда и включения в их состав жилых помещений для предоставления социальных услуг в стационарной форме, находящихся в собственности негосударственных организаций или индивидуальных предпринимателей и входящих в систему социального обслуживания граждан, к специализированному жилищному фонду.


В соответствии с действующим законодательством получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями (ст. 19 Федерального закона от 28.12.13 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – 442-ФЗ). При этом указанные жилые помещения принадлежат к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Виды помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду, определены ст. 92 ЖК РФ и могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Ст. 5 442-ФЗ предусматривает возможность оказания социальных услуг силами негосударственных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих, и одновременно с этим законом устанавливаются требования по оказанию услуг в стационарной форме на территории только жилых помещений, что делает реализацию данной возможности неисполнимой вследствие вышеуказанных положений ст. 92 ЖК РФ.


Законопроектом предлагается ввести в ЖК РФ изменения, в соответствии с которыми помещения, находящиеся в собственности негосударственных организаций или индивидуальных предпринимателей и входящие в систему социального обслуживания граждан, могут быть отнесены к специализированному жилищному фонду. Это даст возможность негосударственным организациям предоставлять социальные услуги в стационарной форме в соответствии с законодательством.


Законопроект предполагает принятие постановления Правительства РФ «Об утверждении правил отнесения жилого помещения, находящегося в собственности негосударственной организации или индивидуального предпринимателя и входящего в систему социального обслуживания граждан к специализированному жилищному фонду».

Проекты ведомственных приказов
По состоянию на 30 сентября 2019 года текст проекта приказа не опубликован, но в паспорте проекта опубликовано обоснование его разработки: «В соответствии с частью восьмой статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) указанные в части седьмой статьи 33 Закона № 181-ФЗ общероссийские общественные объединения инвалидов информируют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, о создании (прекращении деятельности) своих отделений (территориальных подразделений) в течение одного месяца со дня создания (прекращения деятельности) отделения (территориального подразделения) с приложением копии протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания соответствующего отделения (территориального подразделения). Согласно части девятой статьи 33 Закона № 181-ФЗ Минюст России определяет форму и порядок уведомления о создании (прекращении деятельности) отделений (территориальных подразделений) общероссийских общественных объединений инвалидов, указанных в части седьмой настоящей статьи 33 Закона № 181-ФЗ».
Иные новости

Подписанным распоряжением утверждена Концепция создания государственной единой облачной платформы (далее – ГЕОП).

Концепцией предусматривается поэтапный перевод информационных систем органов государственной власти и органов местного самоуправления в государственную единую облачную платформу. Это позволит повысить эффективность использования информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, созданной для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.


ГЕОП – это экосистема аккредитованных сервисов и поставщиков информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, которые соответствуют установленным уполномоченными органами требованиям к информационной безопасности и качеству оказания соответствующих услуг.


Поставщиков услуг ГЕОП будут отбирать в порядке, установленном федеральными законами «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Перевод информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов власти в ГЕОП позволит повысить эффективность использования и развития информационных систем потребителей услуг ГЕОП за счёт обеспечения их надёжной и производительной информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, информационную безопасность государственных информационных систем, информационных систем персональных данных российских граждан, значимых объектов критической информационной инфраструктуры России, будет способствовать развитию отечественных производителей вычислительного оборудования и программного обеспечения.

25 сентября 2019 года глава Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений объявил о необходимости «исключения таких форм деятельности иностранных некоммерческих неправительственных организаций в Российской Федерации, как отделения и филиалы» путем полного запрета на их создание. Это, по его словам, должно стать «следующей законодательной мерой»
Хотите получать обзоры на e-mail?
Оставьте свой e-mail в форме ниже, и мы будем отправлять Вам раз в месяц обзор некоммерческого законодательства