Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Октябрь 2019
Принятые или вступающие в силу
федеральные законы

Законодательно закреплен новый объект гражданских прав – цифровые права.


Целью введения института цифровых прав является обеспечение условий для совершения и исполнения сделок в цифровой среде.


Целесообразность закрепления понятия «цифровое право» в ГК РФ была предметом дискуссий. В частности, при разработке Федерального закона от 02 августа 2019 года №259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» отмечалась необходимость выработки единой терминологии и единого понимания природы тех объектов, которые не вписываются в привычную систему регулирования. Поэтому было принято решение внести положения о цифровых правах в ГК РФ как в документ, определяющий основы гражданско-правового регулирования.


Разработчики Федерального закона от 18 марта 2019 года №34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Закон), которым как раз вводится базовое понятие «цифровое право», в пояснительной записке к нему предусмотрели, что понятие «цифровое право» вводится вместо термина «токен», который изначально обозначает устройство для идентификации, а сейчас стал использоваться в IT-лексиконе для обозначения шифров, владение которыми дает в сети определенные возможности или «токен, к которому привязана информация об имущественном праве».


Закон вводит базовое понятие «цифровое право» в ст. 141.1 ГК РФ.


«Статья 141.1. Цифровые права

1. Цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.

2. Если иное не предусмотрено законом, обладателем цифрового права признается лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распоряжаться этим правом. В случаях и по основаниям, которые предусмотрены законом, обладателем цифрового права признается иное лицо.

3. Переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву.».

Цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам.


Таким образом, права являются цифровым в следующих случаях:

  1. если закон прямо указывает, что они могут создаваться и обращаться в качестве цифровых;
  2. права должны создаваться в привязке к определённой информационной системе и существовать только в электронной среде.

Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу (п. 1 ст. 141.1 ГК РФ).


Как видно, определение цифровых прав не позволяет раскрыть содержание и условия осуществления цифрового права, за исключением указаний, что распоряжение цифровыми правами возможно только в информационной системе без обращения к третьему лицу, а также переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву (п. 3 ст. 141.3 ГК РФ).


Из определения цифрового права, следует его неразрывная связь с понятием «информационная система». Под информационной системой следует понимать совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. В свою очередь информационные технологии – это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (Федеральный закон от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Обладателем цифрового права признается лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность им распоряжаться (п. 2 ст. 141.1 ГК РФ).


Для целей облегчения совершения сделок с цифровыми правами совершенствуются правила ГК о форме сделок, в том числе договоров. Уточнения вносятся в том числе в следующие статьи:


- 160 – письменная форма сделки считается соблюденной также в случаях совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю.

- п. 4 ст. 454 – положения о договоре купли-продажи применяются к продаже имущественных прав, в том числе цифровых.

- 493 – договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, электронного чека.

- п. 2 ст. 494 – распространение публичной оферты товара в сети Интернет.

По замыслу разработчиков Закона создание цифровых прав, сферы их использования и особенности оборота будут определяться федеральными законами, содержащими нормы публичного права и разрабатываемыми с участием Банка России, Министерства финансов, Министерства экономического развития и иных ведомств.


На сегодняшний день понятие цифровых прав получило развитие в Федеральном законе от 02 августа 2019 года №259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» (далее – Закон о краудфандинге), регулирующем отношения, возникающие в связи с инвестированием и привлечением инвестиций с использованием инвестиционных платформ. Закон о краудфандинге регулирует возникновение и обращение утилитарных цифровых прав, а также выдачу и обращение ценных бумаг, удостоверяющих утилитарные цифровые права.

Цифровые права признаются утилитарными, если они изначально возникли в качестве цифрового права на основании договора о приобретении утилитарного цифрового права, заключенного с использованием инвестиционной платформы. Таким договором является договор инвестирования, заключаемые в письменной форме с помощью информационных технологий и технических средств инвестиционной платформы путем принятия инвестиционного предложения лица, привлекающего инвестиции, и перечисления на его банковский счет денежных средств инвесторов (ч. 1 ст. 13 Закона о краудфандинге).


В соответствии со ст. 8 Закона о краудфандинге в инвестиционной платформе, отвечающей соответствующим признакам, могут приобретаться, отчуждаться и осуществляться следующие утилитарные цифровые права:


1) право требовать передачи вещи (вещей);

2) право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;

3) право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.

Принятые постановления Правительства

Изменения вносятся в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года №1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – единый реестр).


В компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) включено новое основание для принятия решений о включении доменных имен в единый реестр – размещение «информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами, размещенной в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет». Запрет на распространение такой информации был введен Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №50-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)».

Расширен перечень информации, запрещенной для распространения среди детей. К такой информации отнесена информация, содержащая изображение или описание сексуального насилия.


Для организаторов зрелищных мероприятий (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании), содержащих информацию, запрещенную для распространения среди детей, а также лиц, непосредственно осуществляющих реализацию входных билетов, приглашений и иных документов, предоставляющих право посещения зрелищного мероприятия и лиц, контролирующих проход на такое зрелищное мероприятие, закреплена обязанность не допускать на такие мероприятия лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Для организаторов, распространителей билетов и контролеров закреплено право потребовать у посетителя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого посетителя.


Аналогичные требования устанавливаются для осуществления продажи, проката, аренды и выдачи из фондов общедоступных библиотек информационной продукции, содержащей информацию, запрещённую для распространения среди детей.


Субъектам Российской Федерации предоставляется право устанавливать, что информационная продукция, содержащая информацию, запрещённую для распространения среди детей, допускается к распространению на территориях конкретных населённых пунктов на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учёта искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией организации из числа организаций, предназначенных для детей, но не менее чем пятьдесят метров от границ территорий указанных организаций. При этом данное правило не распространяется на рекламу, содержащую информацию, запрещённую для распространения среди детей.

Принятые ведомственные приказы

Данным Административным регламентом Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) урегулировала возложенный на нее федеральный госнадзор за соблюдением норм трудового права. Служба, в частности, контролирует полноту и своевременность выплаты зарплаты, отпускных и выходных пособий, выполнение требований по охране труда, обеспечение рабочими местами инвалидов. В регламенте указаны:


- права и обязанности проверяющих и проверяемых лиц;

- документы, которые могут быть истребованы у работодателя и у других органов в рамках госнадзора

- виды, сроки и порядок проведения проверок.


При планировании надзорных мероприятий применяется риск-ориентированный подход. Категории риска присваиваются хозяйствующим субъектам автоматически через систему Роструда с использованием ведомственных отчетов о травматизме и задолженности по зарплате, а также при помощи Системы межведомственного электронного взаимодействия с ФНС России.

В Административном регламенте закреплен круг заявителей, имеющих право на обращение за получением заключения, стандарт предоставления государственной услуги, сроки ее предоставления, перечень документов, представляемых заявителем, перечень основания для отказа в выдаче заключения.
Проекты федеральных законов
8 октября 2019 года Государственной Думой РФ принят в 1 чтении проект федерального закона №441707-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в части введения понятия и видов ящиков для сбора пожертвований)

Законопроектом предлагается закрепить определение понятия ящика для сбора пожертвований, которое ранее в законодательстве отсутствовало. В предлагаемой законопроектом формулировке «ящик для сбора пожертвований – любая емкость (в том числе, устройство) для сбора пожертвований, право использования которой принадлежит исключительно некоммерческим организациям, учредительными документами которых предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности». Ящики предусматриваются в двух видах: переносные и стационарные. Установка и использование стационарных ящиков допускается на основании договора с собственником (пользователем) помещения, за исключением случаев, когда они устанавливаются соответствующими некоммерческими организациями во время проведения публичных мероприятий, организованных ими (или их объединениями) или при наличии письменного разрешения от организаторов публичного мероприятия. Использование переносного ящика допускается только во время публичного мероприятия при наличии документа от организатора мероприятия. Требования к ящикам, порядок их установки и использования должны быть определены отдельным нормативным актом Правительства РФ.


Законопроект носит положительный характер, поскольку направлен на установление единых требований к установке и использованию ящиков для сбора пожертвований, которые в том числе затруднят использование таких ящиков в мошеннических целях.

Законопроектом предлагается закрепить новое основание для включения социально ориентированных некоммерческих организаций в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг – «надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества.


Оценка результатов реализации таких проектов будет осуществляться организацией, уполномоченной на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. В настоящее время такой организацией является Фонд президентских грантов.


Получение дополнительных заключений об оценке качества общественно полезных услуг таким организациям не требуется.

Законопроектом предлагается расширить понятие биометрических персональных данных, отнеся к ним сведения, характеризующие генетические особенности человека.

Продовольственные товары могут списываться ритейлерами и без предоставления им налоговых льгот. Цель установления налоговых льгот – стимулировать передачу таких товаров на благотворительные цели. Однако, в этом случае необходим строгий контроль соответствия передаваемой продукции требованиям качества и безопасности, установленным для пищевых продуктов, поскольку возможность применения налоговых льгот создает поле для злоупотребления со стороны ритейлеров.


Помимо обязательного соблюдения требований, предъявляемых к качеству продовольственных товаров, необходимо уточнить предполагаемый механизм освобождения от уплаты налогов. Освобождение от уплаты налога на прибыль организации возможно путем уменьшения налоговой базы на сумму, равную стоимости товара, который раздается на социальные нужды, либо путем уменьшения налоговой ставки для таких товаров. Однако, во избежание возможных злоупотреблений при реализации таких продовольственных товаров в целях уклонения от уплаты налога, необходимо разработать систему учета такого товара и лиц, которые этот товар получили.


В связи с принятием Федерального закона от 28 ноября 2018 года №446-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ритейлеры лишились права на возврат поставщику продовольственных товаров, на которые срок годности установлен до тридцати дней включительно, либо замену товаров на такие же товары, либо возмещение их стоимости (за исключением случаев, если иное допускается или предусмотрено законодательством Российской Федерации). Это означает, что до вступления в силу указанных норм ритейлеры могли возвратить нереализованную продукцию со сроком годности до тридцати дней поставщику. В настоящее время они этого права лишены, следовательно, сами несут убытки, в том случае, если реализовать весь объем закупленных товаров не получится. Отсюда следует, что ритейлерам, в связи с внесенными в закон поправками, невыгодно приобретать большее количество продукции, т.к. в противном случае возникает риск возникновения убытков.

Законопроект устанавливает требование об обязательном представлении официального отзыва Правительства РФ при внесении законопроектов в Государственную Думу, предусматривающих внесение изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проекты постановлений Правительства

Субсидии предлагается предоставлять некоммерческим организациям в целях государственной поддержки мероприятий в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации по одному или нескольким направлениям:


-укрепление гражданского единства, гражданского самосознания ‎и сохранение самобытности и традиций многонационального народа ‎Российской Федерации;

- сохранение этнокультурного и языкового многообразия, сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации ‎и языка межнационального общения;

- развитие межнационального сотрудничества;

- гармонизация межэтнических отношений, содействие межрелигиозному диалогу;

- осуществление деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан.


Проект постановления устанавливает требования к некоммерческим организациям – получателям субсидий, перечень документов, представляемых для получения субсидии, порядок и сроки рассмотрения заявлений, порядок и периодичность представления отчетности по субсидиям.

Проекты ведомственных приказов

Проект приказа разработан в целях реализации норм Федерального закона от 18 июля 2019 года №185-ФЗ «О внесении изменений в статью 33 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и статьи 4 и 4.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступающего в силу с 1 января 2020 года.


Так, часть 7 статьи 33 181-ФЗ изложена в новой редакции, уточняющей, что на общества с ограниченной ответственностью, участниками которых являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), распространяется действие Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» при соответствии таких обществ с ограниченной ответственностью требованиям, установленным указанным Федеральным законом, и при условии, что сведения о таких обществах с ограниченной ответственностью внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.


Вышеуказанные общероссийские общественные объединения инвалидов информируют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций (Минюст России), о создании (прекращении деятельности) своих отделений (территориальных подразделений) в течение одного месяца со дня создания (прекращения деятельности) отделения (территориального подразделения) с приложением копии протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания соответствующего отделения (территориального подразделения).


Форма и порядок уведомления утверждаются Минюстом России.

Проектом приказа предполагается перенос вступления в силу пунктов 1.4 и 3.3 формы №ОН0002 и пунктов 1, 2, 3, 4 формы №ОН0003, предусматривающих включение в них сведений о получении и расходовании денежных средств и иного имущества, полученных от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников.


Так, проектом приказа устанавливается, что вышеуказанные пункты должны заполняться при подаче отчетности не за 2019, а за 2020 год.

Иные новости
Сформирован новый состав Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

ФНС разъясняет, что организации и обособленные подразделения, которые они наделили правом начислять вознаграждения в пользу физлиц, уплачивают страховые взносы и представляют расчеты по ним по месту нахождения.


Если подразделение не наделено соответствующими полномочиями, но расчеты представлены в налоговый орган по месту его нахождения, то организация направляет туда уточненный расчет за соответствующий отчетный период с нулевыми показателями всех разделов документа.

В случае лишения подразделения таких полномочий, расчеты за предыдущие отчетные периоды представляются организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

Законодательством установлено, что обработка персональных данных допускается в случаях, если она необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, в том числе при отсутствии согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (подп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»). Вместе с тем, также указывается, что персональные данные могут быть получены оператором не только от субъекта, но и от другого лица. При этом должны выполняться условия предоставления оператору подтверждения наличия оснований соблюдения принципов и правил обработки данных, установленных законодательством (подп. 2 - 11 п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 10 Закона № 152-ФЗ).


Так, например, налоговая служба может запросить сведения, подтверждающие право на налогоплательщика на налоговую льготу, если в самой инспекции такие документы отсутствуют или не представлены налогоплательщиком. Запрашивать проверяющие будут их у органов и иных лиц, обладающих этими сведениями (п. 3 ст. 361.1 Налогового кодекса).


При этом у налогового органа не будет согласия налогоплательщика на обработку его персональных данных. Тем не менее, как поясняет ФНС России, это не может рассматриваться основанием для не направления налоговым органом соответствующего запроса с целью подтверждения права налогоплательщика на налоговую льготу.


Именно поэтому типовые формы согласия налогоплательщика – физлица на обработку и распространение персональных данных в связи с необходимостью запроса налоговой инспекции в орган, организацию, должностному лицу, у которых имеются сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, применяются в качестве необязательных.

25 октября 2019 года Президентом РФ утвержден перечень поручений по итогам встречи с представителями общественности по вопросам развития Дальнего Востока, состоявшейся 6 сентября 2019 года

Внесены изменения в форму 3-НДФЛ, которую физлица представляют для декларирования полученных доходов и заявления налоговых вычетов.

Поправки вступают в силу 1 января 2020 года. Доходы, полученные в 2019 году, следует декларировать с помощью обновленной формы. Так, раздел декларации, предназначенный для отражения доходов от источников за пределами Российской Федерации, дополнен новым полем. В нем налогоплательщики смогут отразить доходы, полученные от иностранных организаций или иностранных структур без образования юридического лица, которые освобождаются от налогообложения в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 №490-ФЗ. Изменения были внесены в форму 3-НДФЛ приказом ФНС России от 07.10.2019 №ММВ-7-11/506@. Они также были добавлены в порядок заполнения налоговой декларации и ее электронный формат. Напомним, что заполнить и отправить онлайн в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ можно с помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

Минэкономразвития России представило в Правительство РФ измененный проект Концепции развития благотворительности до 2025 года

По требованию Минфина России из проекта Концепции были исключены предлагавшиеся снижение налога на прибыль социально ориентированных некоммерческих организаций и предоставление гражданам права перечислять часть своего НДФЛ на благотворительность.

Хотите получать обзоры на e-mail?
Оставьте свой e-mail в форме ниже, и мы будем отправлять Вам раз в месяц обзор некоммерческого законодательства