Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Ноябрь 2019
Принятые или вступающие в силу
федеральные законы

Законом установлено, что законопроекты о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть внесены на рассмотрение Государственной Думы только при наличии официального отзыва Правительства РФ.

Принятые постановления Правительства

К полномочиям Минтруда отнесено:


«5.18(1). оказывает поддержку в установленной сфере деятельности организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям, в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Необходимость внесения данного изменения обусловлено введением в Федеральный закон от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» норм об организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях и их поддержке со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления (Федеральный закон от 05.02.18 №15-ФЗ).

Постановлением закреплено, что некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность в сфере «Интернета вещей» и информационной безопасности, смогут получить субсидии из федерального бюджета.


Субсидии предоставляются по итогам конкурса на достижение, в частности, следующих результатов федерального проекта «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика РФ»:

— разработка требований к операторам промышленного Интернета, проектов стандартов безопасности для киберфизических систем, включая устройства «Интернета вещей»;


— создание системы отраслевого регулирования использования киберфизических систем, включая устройства «Интернета вещей», и установление требований по идентификации участников информационного взаимодействия, а также регистрации оборудования сетей устройств «Интернета вещей».


Субсидии также предоставляются в том числе на:


— разработку и принятие комплекса стандартов информационной безопасности, обеспечивающего минимизацию рисков и угроз безопасного функционирования сетей связи общего пользования;

— проведение анализа существующих и перспективных средств защиты информации;

— разработку модели угроз информационной безопасности для персональных устройств сбора биометрических данных и дорожной карты по обеспечению информационной безопасности при использовании гражданами указанного класса технических средств в РФ;

— создание технологии обработки инцидентов информационной безопасности с использованием искусственного интеллекта для повышения уровня автоматизации процессов принятия решений и уменьшения времени реакции на инциденты;

— проведение мероприятий по развитию отечественной инфраструктуры телерадиовещания и обеспечению безопасности ее функционирования;

— разработка информационно-справочной системы, позволяющей бизнесу определять свое соответствие требованиям российского и международного законодательства, а также отраслевым, национальным и международным стандартам в области информационной безопасности.

Конкурс на предоставление субсидий организует и проводит Микомсвязь России.

К полномочиям Минпросвещения отнесено:


«4.181. оказывает поддержку организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;».

Необходимость внесения данного изменения обусловлено введением в Федеральный закон от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» норм об организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях и их поддержке со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления (Федеральный закон от 05.02.18 №15-ФЗ).

Данным Распоряжением утверждена Концепция развития благотворительной деятельности в Российской Федерации до 2025 года, разработанная Министерством экономического развития РФ. Вместе с принятием данной Концепции признана утратившей силу аналогичная Концепция 2009 года.


Основными направлениями содействия развитию благотворительности в Концепции определены:


- содействие развитию институтов благотворительности;

- содействие развитию благотворительности физических лиц и коммерческих организаций;

- содействие развитию культуры благотворительности;

- содействие развитию поддержки благотворительности в субъектах Российской Федерации;

- содействие развитию международной деятельности в сфере благотворительности.


Одним из основных результатов реализации Концепции должно стать изменение законодательного регулирования благотворительности, в том числе:

- совершенствование регулирования формирования целевого капитала некоммерческих организаций;

- обеспечение возможности благотворительным организациям осуществлять оплату кредита (возврат займа) за счет средств пожертвований с установлением предельного размера процентов по займу, оплата которого допускается за счет пожертвований;

- обеспечение эффективного предотвращения и пресечения мошеннической деятельности, осуществляемой под видом сбора благотворительных пожертвований;

- исключение необходимости представления благотворительными организациями дублирующей отчетности в органы государственной власти;

- поддержка системы добровольных стандартов, этических кодексов и механизмов саморегулирования благотворительности;

- проработка предложений по совершенствованию регулирования и правоприменительной практики в области контроля органов управления некоммерческими организациями при совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью.


В ходе реализации Концепции будут проработаны вопросы установления дополнительных налоговых льгот и случаев освобождения от налогообложения. Также предполагается развитие системы подготовки кадров для НКО и системы поддержки вновь созданных организаций.

В области развития международной благотворительной деятельности планируется содействовать работе российских благотворительных организаций за рубежом и выстраивать мировое сотрудничество.

Проекты федеральных законов
6 ноября 2019 года на рассмотрение Государственной Думы депутатами С.А. Гавриловым, Д.Ф. Вяткиным, И.К. Сухаревым, Р.Р. Ишсариным, М.С. Селимхановым, А.Ю. Брыксиным, Д.В. Саблиным, М.А. Ивановым, А.В. Ильтяковым, В.А. Крупенниковым, И.И. Гильмутдиновым, А.А. Гетта, С.В. Чижовым, И.М. Гусевой, В.С. Скруг, И.В. Сапко, А.В. Маграмовым, В.В. Суббот, Г.К. Сафаралиевым, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, А.И. Петровым внесен проект федерального закона №829787-7 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статью 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Законопроект направлен на закрепление права использования без разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, в наименованиях религиозных организаций, входящих в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, в случае использования в наименованиях указанных религиозных организаций полного наименования централизованной религиозной организации.

Законопроектом предлагается внести идентичные изменения в Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», устанавливающие, что учредителем, членом, участником общественного объединения или иной некоммерческой организации не может быть организация или физическое лицо, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в соответствии со статьей 7.4 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", до отмены такого решения.


В соответствии с Указом Президента РФ от 18 ноября 2015 года №562, органом, имеющим право принимать такие решения, является Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма.

14 ноября 2019 года Министерством экономического развития РФ для проведения публичного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы размещен проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций»

Законопроектом предлагается увеличить с 2 до 5 лет срок предоставления мер имущественной поддержки некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг.


Предлагается закрепить возможность возмездного отчуждения государственного и муниципального имущества в собственность СОНКО в случае, если такое имущество находится во владении или пользовании данной СОНКО непрерывно в течение 10 и более лет. При возмездном отчуждении такого имущества СОНКО имеет приоритетное право на его приобретение по рыночной стоимости без проведения конкурса или аукциона.


СОНКО предлагается предоставить право на заключение договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав владения или пользования в отношении государственного и муниципального имущества без проведения конкурсов или аукционов.


Договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества, должен содержать в качестве существенного условия обременение приобретаемого объекта недвижимого имущества обязанностью использовать его в соответствии с целями, указанными в ст. 31.1 ФЗ об НКО в течение 5 лет с момента его приобретения.


Сведения об оказании финансовой поддержки СОНКО должны размещаться на Едином портале бюджетной системы РФ, который управляется Министерством финансов РФ.


Законопроектом предлагается закрепить норму о том, что для СОНКО не допускается установление отдельных форм федерального статистического наблюдения. Таким образом, в случае принятия поправок, должна быть упразднена существующая в настоящее время форма 1-СОНКО.

Формы отчетности российских НКО и сроки их предоставления определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минюст) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки СОНКО (Минэкономразвития). Аналогичное правило устанавливается и для форм отчетности общественных объединений и религиозных организаций.

В ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предлагается внести дополнение, в соответствии с которым, в части общего срока проведения плановых выездных проверок, СОНКО (если они подходят под необходимые критерии по среднесписочной численности и значениям дохода) приравниваются к субъектам малого предпринимательства и микропредприятиям, т.е. вышеуказанный срок плановых проверок не может превышать 50 и 15 часов соответственно. На НКО не распространяется предусмотренный статьей 26.2 указанного закона мораторий на проведение плановых проверок до 31.12.20.


В ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предлагается закрепить, что организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, вправе оказывать поддержку СОНКО, подходящим под необходимые критерии по среднесписочной численности и значениям дохода.


В ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» законопроектом предлагается изменить срок представления ежегодной отчетности благотворительных организаций, сделав его идентичным сроку представления отчетности иных некоммерческих организаций.

19 ноября 2019 года Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона № 840046-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»

Законопроектом предлагается устранить содержащуюся в Федеральном законе от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» неточность, на практике приводящую к обязанности всех фондов, в том числе благотворительных, проводить обязательный аудит своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а копию аудиторского заключения сдавать в органы статистики, что для многих благотворительных фондов является финансово и трудозатратно, а для некоторых из них и вовсе невозможно в связи с отсутствием финансовых средств.


Законопроектом предлагается распространить требование о проведении обязательного аудита только на те фонды, поступления средств в которые в предшествующем году превысило 3 млн рублей.

21 ноября 2019 года Государственной Думой в 3 чтении принят и 25 ноября одобрен Советом Федерации проект федерального закона №729516-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Законопроектом предлагается дополнить статью 13.11 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных, новыми частями 8 и 9.


Проектируемой частью 8 предлагается ввести административную ответственность за невыполнение оператором при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.


За совершение данного административного правонарушение предлагается установить наказание в виде штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 рублей, на должностных лиц – от 200 000 до 500 000 рублей, на юридических лиц – от 2 000 000 до 6 000 000 рублей.


Проектируемой частью 9 предлагается установить административную ответственность за повторное совершение данного правонарушения. В этом случае штраф для граждан составит от 50 000 до 100 000 рублей, для должностных лиц – от 500 000 до 1 000 000 рублей, для юридических лиц – от 6 000 000 до 18 000 000 рублей.


Индивидуальные предприниматели по данным составам административных правонарушений будут нести ответственность как юридические лица.

В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 27 июля 206 года №152-ФЗ «О персональных данных», при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации. В настоящее время административная ответственность за нарушение этой обязанности не установлена.

Законопроектом предлагается закрепить в Трудовом кодексе положение об электронном учете сведений о трудовой деятельности. Для работодателей будет введена обязанность отправлять сведения о работе сотрудников в Пенсионный фонд в электронном виде.


В срок до 1 января 2021 года работники, желающие, чтобы работодатель продолжал вести трудовую книжку на бумажном носителе, должны подать соответствующее заявление. В случае отсутствия такого заявления, работодатель выдает работнику трудовую книжку на бумажном носителе и освобождается от ответственности за ее хранение.


Объем и порядок предоставления работодателями сведений о трудовой деятельности в электронную систему будут определены нормативными актами Министерства труда и Пенсионного фонда.


Соответствующие изменения вносятся также в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - проект федерального закона №748744-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»


Еще один законопроект, связанный с введением электронной системы учета сведений о трудовой деятельности – проект федерального закона №748758-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности либо за представление неполных и (или) недостоверных сведений» - устанавливающий административную ответственность в виде предупреждения должностных лиц за неоднократное (два и более раза в течение года) нарушение работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности в информационную систему органа, осуществляющего индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, либо неоднократное представление неполных и (или) недостоверных сведений.

21 ноября 2019 года Государственной Думой отклонен уже принятый в 1 чтении 21 февраля 2018 года проект федерального закона №332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

Как следует из заключения Комитета Государственной Думы по контролю и регламенту, законопроект отклонен по следующим причинам:


«В процессе системной работы над законопроектом ко всем ее участникам пришло понимание необходимости существенной его переработки и целесообразности его обсуждения в новой, переработанной редакции, в значительной мере учитывающей высказанные в ходе работы замечания, предложения и поправки.


В связи с этим, Правительством Российской Федерации было запланировано внесение в конце 2019 года – начале 2020 года в Государственную Думу пакета законопроектов, направленных на комплексное реформирование и совершенствование законодательства Российской Федерации о контрольно-надзорной деятельности; при этом первые два законопроекта (о системе контрольно-надзорной деятельности и о системе обязательных требований) могут быть внесены в Государственную Думу сразу же, как только будет окончена работа над рассматриваемым законопроектом».

25 ноября 2019 года Советом Федерации одобрен проект федерального закона №345523-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - внесенный на рассмотрение Государственной Думы РФ 19 декабря 2017 года депутатами ГД П.О. Толстым, Л.Л. Левиным, В.А. Крупенниковым, П.И. Пимашковым, М.Г. Кудрявцевым, Д.В. Саблиным; члены Совета Федерации А.А. Клишасом, Л.Н. Боковой, Б.А. Невзоровым.

Предлагаемые законопроектом изменения заключаются в законодательном закреплении возможности распространения норм о деятельности иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, и некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, на физических лиц и коммерческие организации.


Так, часть 3 статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) изложена в новой редакции (вносимые изменения выделены шрифтом):

«Юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.».


Для простоты понимания вносимых изменений далее будут использоваться следующие сокращения:

- юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы – иностранное юрлицо или иная структура;

- иностранные средствами массовой информации, выполняющие функции иностранного агента – ИноСМИ-ИА;

- денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников – денежные средства от иностранных источников.


Таким образом, буквальное толкование вносимых законопроектом изменений позволяет сделать вывод, что любое физическое лицо, распространяющее любые материалы, в т.ч. через интернет, может быть признано ИноСМИ-ИА, если оно получило денежные средства или иное имущество от иностранных источников. При этом следует помнить, что к иностранным источникам относятся и российские юридические лица, которые, в свою очередь, получили денежные средства и иное имущество из иностранных источников. Подобная неточность предлагаемых законопроектом формулировок допускает необоснованно широкое и произвольное их толкование или, наоборот, их избирательное применение. Так, исходя из предлагаемых законопроектом изменений, любое физическое лицо, распространяющее в свое свободное время какие-либо сообщения или материалы (как подготовленные самостоятельно, так и делая «перепост» чужих), может быть признано ИноСМИ-ИА, если это физическое лицо, например, является работником в коммерческой организации, деятельность которой никак не связана с распространением работником этих сообщений или материалов, но предполагает продажу товаров или услуг иностранным компаниям.


Законопроектом статью 6 Закона о СМИ предлагается дополнить частями 5-7, регулирующими порядок ведения реестра ИноСМИ-ИА. Проектируемая часть 7 не соответствует действующей части 3, поскольку, как уже отмечалось выше, распространение фактически любых сообщений и материалов, при условии получения денежных средств или иного имущества из иностранных источников, может послужить основанием для признания физического лица в качестве ИноСМИ-ИА, в то время как новая часть 7 закрепляет:


«Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации.».


Таким образом, в данной проектируемой норме содержатся два уточнения:

- для признания физлица или российского юрлица в качестве ИноСМИ-ИА ими должно осуществляться распространение не любых сообщений или материалов, а только тех, которые созданы уже действующим ИноСМИ-ИА или учрежденным им российским юрлицом;


- помимо распространения вышеуказанных сообщений или материалов основанием для признания в качестве ИноСМИ-ИА может служить участие в их создании физлица или российского юрлица.

Поскольку эти противоречия между частью 3 и проектируемой законопроектом частью 7 статьи 6 Закона о СМИ существенно влияют на процесс признания в качестве ИноСМИ-ИА, они должны быть устранены.

В действующей редакции закона и в предлагаемых законопроектом изменениях речь идет о «признании» в качестве ИноСМИ-ИА, т.е. о присвоении этого статуса решением уполномоченного органа, которым в настоящее время определен Минюст, но в законопроекте предлагается закрепить обязанность согласования этих решений с МИД РФ (предлагаемая законопроектом новая статья 25.1 Закона о СМИ). Данный механизм принятия решений сомнителен с точки зрения полномочий Минюста, поскольку одним из двух основных признаков ИноСМИ-ИА является получение денежных средств или иного имущества от иностранных источников, в то время как контроль за доходами физических лиц не входит в компетенцию данного министерства. Также представляется сомнительной роль МИД РФ в согласовании решений о признании в качестве ИноСМИ-ИА граждан РФ.


Далее, согласно предлагаемым поправкам, в отношении таких физлиц в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время это Министерство юстиции РФ) «могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации». В настоящее время порядок применения к ИноСМИ-ИА положений ФЗ об НКО урегулирован Приказом Министерства юстиции РФ от 28 марта 2018 года №58 «Об утверждении порядка применения в отношении иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, положений Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующих правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента». Так, к ИноСМИ-ИА применяются нормы о маркировке распространяемых материалов, обязательном аудите годовой бухгалтерской отчетности, представления в Минюст отчетности по установленным формам, а также опубликования в интернете сведений, включаемых в отчетность. Остается неясным какие именно положения ФЗ об НКО кроме требования о маркировке материалов могут быть применены к физическому лицу, признанному в качестве ИноСМИ-ИА.

В предлагаемой законопроектом новой статье 25.1 Закона о СМИ закрепляется, что в случае признания в качестве ИноСМИ-ИА все лица, в т.ч. физические, осуществляют распространение своих сообщений и материалов через учрежденные ими российские юридические лица. Учредить российское юрлицо или сообщить в уполномоченный Правительством РФ орган (Минюст) о всех учрежденных ранее российских юридических лицах, лица, которые решением Минюста признаны в качестве ИноСМИ-ИА, обязаны в течение месяца с момента принятия такого решения. Таким образом, получается, что физическое лицо, которое решением Минюста признано в качестве ИноСМИ-ИА, должно в течение месяца учредить юрлицо и уже через него распространять свои сообщения и материалы. Возложение на физлицо такой обязанности, а фактически принуждение его к совершению действий по учреждению юрлица, является абсурдом и нарушением статьи 29 Конституции РФ, гарантирующей свободу распространения информации.


Ни в действующей редакции закона, ни в законопроекте не содержатся нормы, регулирующие порядок уведомления ИноСМИ-ИА о признании их в качестве таковых. В связи с этим непонятно как физическое лицо должно узнать о присвоении ему такого статуса, в т.ч. для того, чтобы выполнить вышеуказанную предлагаемую законопроектом «обязанность» учредить юрлицо.


Законопроектом также вносятся изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», касающиеся установления запрета на распространение сообщений и материалов ИноСМИ-ИА без соответствующей их маркировки.


В данный закон предлагается ввести новую статью 15.9, устанавливающую, что «в случае установления вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении нарушения порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента и определенного в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации», или учрежденного им российского юридического лица федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, ограничивает доступ к информационному ресурсу соответствующего лица», однако, действующая редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующего состава административного правонарушения не содержит.

Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →
Хотите получать обзоры на e-mail?
Оставьте свой e-mail в форме ниже, и мы будем отправлять Вам раз в месяц обзор некоммерческого законодательства