Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Декабрь 2019
Принятые или вступающие в силу
федеральные законы

Законом дополнена статья 13.11 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных, новыми частями 8 и 9.


Новой частью 8 введена административная ответственность за невыполнение оператором при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.


За совершение данного административного правонарушение установлено наказание в виде штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 рублей, на должностных лиц – от 200 000 до 500 000 рублей, на юридических лиц – от 2 000 000 до 6 000 000 рублей.


Новой частью 9 установлена административная ответственность за повторное совершение данного правонарушения. В этом случае штраф для граждан составит от 50 000 до 100 000 рублей, для должностных лиц – от 500 000 до 1 000 000 рублей, для юридических лиц – от 6 000 000 до 18 000 000 рублей.


Индивидуальные предприниматели по данным составам административных правонарушений будут нести ответственность как юридические лица.

В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 27 июля 206 года №152-ФЗ «О персональных данных», при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации. До настоящего времени административная ответственность за нарушение этой обязанности установлена не была.

Законом внесены идентичные изменения в Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», устанавливающие, что учредителем, членом, участником общественного объединения или иной некоммерческой организации не может быть организация или физическое лицо, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в соответствии со статьей 7.4 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", до отмены такого решения.


В соответствии с Указом Президента РФ от 18 ноября 2015 года №562, органом, имеющим право принимать такие решения, является Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма.

Внесенные изменения заключаются в законодательном закреплении возможности распространения норм о деятельности иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, и некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, на физических лиц и коммерческие организации.


Так, часть 3 статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) изложена в новой редакции (внесенные изменения выделены шрифтом):


«Юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.».


Для простоты понимания внесенных изменений далее будут использоваться следующие сокращения:


- юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы – иностранное юрлицо или иная структура;

- иностранные средствами массовой информации, выполняющие функции иностранного агента – ИноСМИ-ИА;

- денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников – денежные средства от иностранных источников.


Таким образом, буквальное толкование внесенных поправок позволяет сделать вывод, что любое физическое лицо, распространяющее любые материалы, в т.ч. через интернет, может быть признано ИноСМИ-ИА, если оно получило денежные средства или иное имущество от иностранных источников. При этом следует помнить, что к иностранным источникам относятся и российские юридические лица, которые, в свою очередь, получили денежные средства и иное имущество из иностранных источников. Подобная неточность закрепленных формулировок допускает необоснованно широкое и произвольное их толкование или, наоборот, их избирательное применение. Так, исходя из предлагаемых законопроектом изменений, любое физическое лицо, распространяющее в свое свободное время какие-либо сообщения или материалы (как подготовленные самостоятельно, так и делая «перепост» чужих), может быть признано ИноСМИ-ИА, если это физическое лицо, например, является работником в коммерческой организации, деятельность которой никак не связана с распространением работником этих сообщений или материалов, но предполагает продажу товаров или услуг иностранным компаниям.

Статья 6 Закона о СМИ дополнена частями 5-7, регулирующими порядок ведения реестра ИноСМИ-ИА. При этом новая часть 7 не соответствует действующей части 3 той же статьи (даже с учетом внесенных поправок), поскольку, как уже отмечалось выше, распространение фактически любых сообщений и материалов, при условии получения денежных средств или иного имущества из иностранных источников, может послужить основанием для признания физического лица в качестве ИноСМИ-ИА, в то время как новая часть 7 закрепляет:


«Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации.».


Таким образом, в данной норме содержатся два уточнения:


- для признания физлица или российского юрлица в качестве ИноСМИ-ИА ими должно осуществляться распространение не любых сообщений или материалов, а только тех, которые созданы уже действующим ИноСМИ-ИА или учрежденным им российским юрлицом;

- помимо распространения вышеуказанных сообщений или материалов основанием для признания в качестве ИноСМИ-ИА может служить также участие в их создании физлица или российского юрлица.

Поскольку эти противоречия между частью 3 и частью 7 статьи 6 Закона о СМИ существенно влияют на процесс признания в качестве ИноСМИ-ИА, они требуют приведения к единообразию.


Внесенными поправками закреплено именно «признание» в качестве ИноСМИ-ИА, т.е. присвоение этого статуса решением уполномоченного органа, которым в настоящее время определен Минюст, но установлена обязанность согласования этих решений с МИД РФ (новая статья 25.1 Закона о СМИ). Данный механизм принятия решений сомнителен с точки зрения полномочий Минюста, поскольку одним из двух основных признаков ИноСМИ-ИА является получение денежных средств или иного имущества от иностранных источников, в то время как контроль за доходами физических лиц не входит в компетенцию данного министерства. Также представляется сомнительной роль МИД РФ в согласовании решений о признании в качестве ИноСМИ-ИА граждан РФ. В отличие от процедуры признания некоммерческой организации в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в случае с признанием физического лица или российского юридического лица (не обязательно НКО) в качестве ИноСМИ-ИА, добровольной подачи заявления о включении в соответствующий реестр законом не предусмотрено.


Далее, согласно внесенным поправкам, в отношении таких физлиц в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время это Министерство юстиции РФ) «могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации». В настоящее время порядок применения к ИноСМИ-ИА положений ФЗ об НКО урегулирован Приказом Министерства юстиции РФ от 28 марта 2018 года №58 «Об утверждении порядка применения в отношении иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, положений Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующих правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента». Так, к ИноСМИ-ИА применяются нормы о маркировке распространяемых материалов, обязательном аудите годовой бухгалтерской отчетности, представления в Минюст отчетности по установленным формам, а также опубликования в интернете сведений, включаемых в отчетность. Остается неясным какие именно положения ФЗ об НКО, кроме требования о маркировке материалов, могут быть применены к физическому лицу, признанному в качестве ИноСМИ-ИА.

В новой статье 25.1 Закона о СМИ закреплено, что в случае признания в качестве ИноСМИ-ИА все лица, в т.ч. физические, осуществляют распространение своих сообщений и материалов через учрежденные ими российские юридические лица. Учредить российское юрлицо или сообщить в уполномоченный Правительством РФ орган (Минюст) о всех учрежденных ранее российских юридических лицах, лица, которые решением Минюста признаны в качестве ИноСМИ-ИА, обязаны в течение месяца с момента принятия такого решения. Таким образом, получается, что физическое лицо, которое решением Минюста признано в качестве ИноСМИ-ИА, должно в течение месяца учредить юрлицо и уже через него распространять свои сообщения и материалы. Возложение на физлицо такой обязанности, а фактически принуждение его к совершению действий по учреждению юрлица, является абсурдом и нарушением статьи 29 Конституции РФ, гарантирующей свободу распространения информации. Отдельно закреплена обязанность иностранных юрлиц или иных структур, созданных до вступления в силу данного Закона, а также физических лиц, подпадающих под признаки ИноСМИ-ИА, учредить российское юрлицо до 1 февраля 2020 года, однако, как уже упоминалось выше, Законом установлен механизм присвоения статуса ИноСМИ-ИА решением Минюста, а не путем добровольной подачи заявления, в связи с чем может сложиться ситуация, при которой физическое лицо, в попытке подстраховаться от возможных претензий со стороны Минюста и привлечения к ответственности, учредит юридическое лицо и возьмет на себя тем самым существенные финансовые и трудозатраты, в то время как Минюст совсем не обязательно посчитает данное физическое лицо в качестве ИноСМИ-ИА. Обязанность учредить российское юрлицо вынуждает физическое лицо также решить вопрос о соблюдении трудового законодательства в отношении руководителя, бухгалтера и других сотрудников учрежденного юрлица. При более чем вероятной нехватке финансовых ресурсов для найма штатных работников, учредителю-физлицу остается только возложить эти обязанности на себя и заключить трудовой договор самому с собой. Таким образом, принятие решения Минюстом о присвоении статуса ИноСМИ-ИА в отношении физического лица фактически принуждает его к осуществлению трудовой деятельности, т.е. нарушает статью 37 Конституции РФ.

Законом не установлены нормы, регулирующие порядок уведомления ИноСМИ-ИА о признании их в качестве таковых. В связи с этим непонятно, как физическое лицо должно узнать о присвоении ему такого статуса, в т.ч. для того, чтобы выполнить вышеуказанную «обязанность» учредить юрлицо. В связи с отсутствием такого регулирования физические лица фактически вынуждаются ежедневно обращаться к сайту Минюста с целью мониторинга изменений в соответствующем реестре.


Законом также внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», касающиеся установления запрета на распространение сообщений и материалов ИноСМИ-ИА без соответствующей их маркировки и введения возможности блокировки информационных ресурсов, содержащих данные материалы.


В связи с принятием данного закона также был принят Федеральный закон от 16 декабря 2019 года №443-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», направленный на установление административной ответственности за нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учрежденного им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента (новая статья 19.34.1 КоАП). В качестве наказания установлен штраф на граждан в размере 10 000 рублей; на должностных лиц – 50 000 рублей; на юридических лиц – 500 000 рублей, а также повышенные штрафы в случае повторного нарушения или административный арест до 15 суток для физических лиц в случае грубого нарушения (более 2 раз в течение года).

Законом внесены изменения в ряд федеральных законов, в том числе в Федеральный закон от 27.07.04 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон от 02.03.07 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а именно в части запретов, связанных с гражданской службой. Согласно действующей редакции п. 3 ч. 1 ст. 17 79-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 14 25-ФЗ), гражданскому (муниципальному) служащему запрещается «заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия на безвозмездной основе в управлении органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии и органа профессионального союза, в том числе выборного органа первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа), кроме участия на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; представления на безвозмездной основе интересов Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок осуществления от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации полномочий учредителя организации либо управления находящимися в федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации акциями (долями участия в уставном капитале); иных случаев, предусмотренных федеральными законами».


В соответствии с внесенными изменениями, гражданскому (муниципальному) служащему запрещается:


«3) участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев:

а) осуществления на безвозмездной основе полномочий единоличного исполнительного органа общественной организации (кроме политической партии, органа профессионального союза), жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости или вхождение в состав их коллегиальных органов управления (с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа);

б) участия на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;

в) вхождения на безвозмездной основе в состав коллегиальных органов управления фонда, государственного или частного учреждения, автономной некоммерческой организации (с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа);

г) вхождения на безвозмездной основе в состав коллегиального органа коммерческой или некоммерческой организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

д) представления на безвозмездной основе интересов Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок осуществления от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации акциями (долями в уставном капитале);

е) иных случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами;».


Таким образом, новеллой закона является законодательное закрепление возможности вхождения государственных гражданских служащих на безвозмездной основе в состав коллегиальных органов управления фонда, государственного или частного учреждения, автономной некоммерческой организации (с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа), а также в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

Запрет заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц закреплен отдельным пунктом 3.1.

Законом в Трудовом кодексе закреплены положения об электронном учете сведений о трудовой деятельности. Для работодателей будет введена обязанность отправлять сведения о работе сотрудников в Пенсионный фонд в электронном виде.


В срок до 31 декабря 2020 года все работники обязаны подать заявление о продолжении ведения его трудовой книжки или о предоставлении ему сведений о его трудовой деятельности в электронном виде. Хранение сведений о трудовой деятельности работников будет осуществляться в информационных ресурсах Пенсионного фонда РФ.


Объем и порядок предоставления работодателями сведений о трудовой деятельности в электронную систему будут определены нормативными актами Министерства труда и Пенсионного фонда.


Соответствующие изменения внесены также в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - Федеральный закон от 16 декабря 2019 года №436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»


Еще один законопроект, связанный с введением электронной системы учета сведений о трудовой деятельности – проект федерального закона №748758-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности либо за представление неполных и (или) недостоверных сведений», устанавливающий административную ответственность в виде предупреждения должностных лиц за неоднократное (два и более раза в течение года) нарушение работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности в информационную систему органа, осуществляющего индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, либо неоднократное представление неполных и (или) недостоверных сведений. 3 декабря 2019 года данный законопроект принят Государственной Думой в 1 чтении.

Принятые ведомственные приказы

Вступление в силу отдельных граф новых форм отчетности НКО, содержащих сведения о денежных средствах или ином имуществе, полученных от российских юридических лиц, получающих их из иностранных источников, перенесено на отчетный период за 2020 год, т.е. на апрель 2021 года.

Проекты федеральных законов

Законопроектом предлагается увеличить с 2 до 5 лет срок предоставления мер имущественной поддержки некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг.


Предлагается закрепить возможность возмездного отчуждения государственного и муниципального имущества в собственность СОНКО в случае, если такое имущество находится во владении или пользовании данной СОНКО непрерывно в течение 10 и более лет. При возмездном отчуждении такого имущества СОНКО имеет приоритетное право на его приобретение по рыночной стоимости без проведения конкурса или аукциона.


СОНКО предлагается предоставить право на заключение договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав владения или пользования в отношении государственного и муниципального имущества без проведения конкурсов или аукционов.

Договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества, должен содержать в качестве существенного условия обременение приобретаемого объекта недвижимого имущества обязанностью использовать его в соответствии с целями, указанными в ст. 31.1 ФЗ об НКО в течение 5 лет с момента его приобретения.


Сведения об оказании финансовой поддержки СОНКО должны размещаться на Едином портале бюджетной системы РФ, который управляется Министерством финансов РФ.


Законопроектом предлагается закрепить норму о том, что для СОНКО не допускается установление отдельных форм федерального статистического наблюдения. Таким образом, в случае принятия поправок, должна быть упразднена существующая в настоящее время форма 1-СОНКО.

Формы отчетности российских НКО и сроки их предоставления определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минюст) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки СОНКО (Минэкономразвития). Аналогичное правило устанавливается и для форм отчетности общественных объединений и религиозных организаций.

В ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предлагается внести дополнение, в соответствии с которым, в части общего срока проведения плановых выездных проверок, СОНКО (если они подходят под необходимые критерии по среднесписочной численности и значениям дохода) приравниваются к субъектам малого предпринимательства и микропредприятиям, т.е. вышеуказанный срок плановых проверок не может превышать 50 и 15 часов соответственно. На НКО не распространяется предусмотренный статьей 26.2 указанного закона мораторий на проведение плановых проверок до 31.12.20.


В ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предлагается закрепить, что организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, вправе оказывать поддержку СОНКО, подходящим под необходимые критерии по среднесписочной численности и значениям дохода.


В ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» законопроектом предлагается изменить срок представления ежегодной отчетности благотворительных организаций, сделав его идентичным сроку представления отчетности иных некоммерческих организаций.

Законопроектом предлагается включить в систему страхования вкладов вклады некоммерческих организаций, имеющих статус исполнителя общественно-полезных услуг, или действующих в организационно-правовых формах садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, товариществ собственников жилья, гаражных и гаражно-строительных кооперативов, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ и зарегистрированных в качестве юридического лица, общин коренных малочисленных народов, зарегистрированных в качестве юридического лица, религиозных организаций.


Отдельно законопроектом предлагается установить, что не подлежат страхованию денежные средства, «размещенные некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, сведения о которых содержатся в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», или в их пользу».

Законопроектом предлагается закрепить новое основание для включения социально ориентированных некоммерческих организаций в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг – «надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества.


Оценка результатов реализации таких проектов будет осуществляться организацией, уполномоченной на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. В настоящее время такой организацией является Фонд президентских грантов.

Иные новости
Цель деятельности АНО «Национальные приоритеты» – повышение осведомлённости граждан о возможностях и результатах национальных проектов (программ), расширение участия граждан в их реализации.
Доклад доступен на английском языке. Большинство требований Рекомендации 8, имеющих прямое отношение к взаимодействию государства и некоммерческих организаций, по данным доклада, Россией соблюдены полностью, некоторые-соблюдены частично.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →
Хотите получать обзоры на e-mail?
Оставьте свой e-mail в форме ниже, и мы будем отправлять Вам раз в месяц обзор некоммерческого законодательства