Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Март 2020
Принятые или вступающие в силу
федеральные законы
В статью 20.3 КоАП (Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами) внесено примечание, в соответствии с которым положения указанной статьи не распространяются на случаи использования указанной атрибутики или символики, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды нацистской или экстремистской идеологии.

Федеральным законом установлены единые принципы организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, а также правовые основы взаимодействия таких уполномоченных с органами государственной власти и институтами гражданского общества.

Законом закреплено новое основание для включения социально ориентированных некоммерческих организаций в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг – «надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества.


Оценка результатов реализации таких проектов будет осуществляться организацией, уполномоченной на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. В настоящее время такой организацией является Фонд президентских грантов.

Получение дополнительных заключений об оценке качества общественно полезных услуг таким организациям не требуется.

Проекты федеральных законов

Данный законопроект является частичным воспроизведением проекта федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций», разрабатываемого Минэкономразвития» (находится в стадии «Подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия», сведений о прекращении разработки нет).


Законопроектом предлагается закрепить возможность возмездного отчуждения государственного и муниципального имущества в собственность СОНКО в случае, если такое имущество находится во владении или пользовании данной СОНКО непрерывно в течение 5 и более лет. При возмездном отчуждении такого имущества СОНКО имеет приоритетное право на его приобретение по рыночной стоимости без проведения конкурса или аукциона.


СОНКО предлагается предоставить право на заключение договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав владения или пользования в отношении помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения конкурсов или аукционов.

Договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества, должен содержать в качестве существенного условия обременение приобретаемого объекта недвижимого имущества обязанностью использовать его в соответствии с целями, указанными в ст. 31.1 ФЗ об НКО в течение 5 лет с момента его приватизации.


Закрепляется право уполномоченного органа на обращение в суд с требованием прекращения права собственности в случае нецелевого использования ранее переданного им недвижимого имущества.

Запрещаются переуступка прав пользования переданным социально ориентированным некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом ‎в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности, передача третьим лицам прав и обязанностей по договорам аренды такого имущества (перенаем), передача в субаренду.

17 марта 2020 года Минкомсвязь России для общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы разместило текст проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» в части установления основ правового регулирования обязательных требований»
Законопроектом предлагается возложить на Минюст России обязанность по утверждению порядка ведения перечня некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, а также порядка ведения перечня общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.

Одновременно предлагается закрепить обязанность соответствующих должностных лиц или органов направлять в Минюст России копии решений о приостановлении деятельности указанных объединений, об удовлетворении жалоб на решение о приостановлении деятельности, а также копии вступивших в законную силу решений суда по заявлению о ликвидации указанных объединений или о запрете их деятельности.

Ведение перечня некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, в настоящее время ведется Минюстом России (по состоянию на 24 июля 2020 года в нем содержатся сведения о 76 организациях).

Перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, также был создан Минюстом России 3 октября 2019 года, но по состоянию на 24 июля 2020 года в него не была включена ни одна организация.

Таким образом, суть предлагаемых поправок состоит лишь в возложении на Минюст России обязанности разработать ведомственные акты, регулирующие ведение данных перечней, а также в установлении требований к должностным лицам и органам, принимающим решения о приостановлении деятельности, о ликвидации или запрете деятельности НКО в связи с осуществлением экстремистской деятельности, направлять их копии в трехдневный срок со дня принятия.
18 марта 2020 года Советом Государственной Думы рекомендован к принятию во 2 чтении проект федерального закона №441707-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в части введения понятия и видов ящиков для сбора пожертвований). Законопроект внесен на рассмотрение Госдумы, предлагаемая дата рассмотрения – 1 апреля 2020 года

Законопроектом предлагается закрепить определение понятия ящика для сбора пожертвований, которое ранее в законодательстве отсутствовало. В предлагаемой законопроектом формулировке «ящик для сбора пожертвований – любая емкость (в том числе, устройство) для сбора пожертвований, право использования которой принадлежит исключительно некоммерческим организациям, учредительными документами которых предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности». Ящики предусматриваются в двух видах: переносные и стационарные. Установка и использование стационарных ящиков допускается на основании договора с собственником (пользователем) помещения, за исключением случаев, когда они устанавливаются соответствующими некоммерческими организациями во время проведения публичных мероприятий, организованных ими (или их объединениями) или при наличии письменного разрешения от организаторов публичного мероприятия. Использование переносного ящика допускается только во время публичного мероприятия при наличии документа от организатора мероприятия. Требования к ящикам, порядок их установки и использования должны быть определены отдельным нормативным актом Правительства РФ.


Законопроект носит положительный характер, поскольку направлен на установление единых требований к установке и использованию ящиков для сбора пожертвований, которые в том числе затруднят использование таких ящиков в мошеннических целях.

Проекты постановлений Правительства

Предусмотренный проектом постановления государственный портал обеспечит единый цифровой контур для работы всех участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, предусмотренных Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», при выполнении ими задач в сфере правового просвещения граждан и оказания бесплатной юридической помощи.


Принятие постановления предполагает создание платформы, которая предоставит гражданам возможность получать бесплатную юридическую помощь с применением технологичных сервисов, что позволит осуществить в цифровой трансформации процессы оказания такой помощи, а также обеспечит граждан систематизированной, актуальной, достоверной и доступной для восприятия правовой информацией с высокой степенью визуализации и простыми поисковыми сценариями.


Планируется использование «Правового помощника» (чат-бот), который поможет гражданину ориентироваться в контенте, размещенном на Портале. Также на Портале будут использоваться интерактивные карты судов, пунктов бесплатной юридической помощи, правоохранительных органов, всех участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

Проекты ведомственных приказов
17 марта 2020 года Минюстом России объявлено о разработке взаимосвязанных проектов указа Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313» и постановления Правительства РФ «Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на принятие уведомлений иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, об учрежденных ими российских юридических лицах и установление порядка уведомления иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, об учрежденных им российских юридических лицах, порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, и порядка применения положений Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующих правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, к российскому юридическому лицу, выполняющему функции иностранного агента»

Проекты разработаны в целях реализации норм Федерального закона от 02 декабря 2019 года № 426-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» ‎и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которым были закреплены:


- обязанность иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента (в качестве которого могут выступать и физические лица), в случае присвоения ему соответствующего статуса, учредить российское юридическое лицо (через которое осуществлять свою деятельность по распространению предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и уведомить о нем Минюст;

- обязанность иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента (в качестве которого могут выступать и физические лица), в случае присвоения ему соответствующего статуса, уведомить Минюст об учрежденных им ранее российских юридических лицах;


- право Минюста определять порядок применения положений Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующих правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, к российскому юридическому лицу, выполняющему функции иностранного агента (т.е. и к коммерческим организациям).

Разрабатываемыми проектами предлагается закрепить соответствующие полномочия в Положении о Министерстве юстиции и определить порядок приема им соответствующих уведомлений и ведения реестра ИноСМИ-ИА (который фактически ведется без всякого регулирования нормативными актами с декабря 2017 года).

Иные новости

Согласно п. 5 Рекомендаций Роскомнадзора от 14 декабря 2012 года в случае отказа в приеме на работу сведения, предоставленные соискателем, должны быть уничтожены в течение 30 дней.


В Роскомнадзор поступил вопрос относительно того, не противоречат ли эти разъяснения статье 438 Перечня типовых управленческих архивных документов, в силу которой документы (заявления, анкеты, справки, копии документов, удостоверяющих личность, копии документов о трудовой деятельности, квалификации, образовании) лиц, не принятых на работу, подлежат хранению в течение 1 года.


Очевидно, специалисты Роскомнадзора, готовившие Рекомендации (от 14.12.12), ориентировались на часть 4 ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», согласно которой в случае достижения цели обработки персональных данных (ПДн) оператор обязан уничтожить ПДн или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных. Однако, в силу ч. 2 ст. 1 этого закона, его положения не распространяются на отношения, возникающие при организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих ПДн архивных документов.


В ответе Роскомнадзора отмечено, что согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 22 октября 2004 года №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» архивным документом признается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителей и информации для граждан, общества и государства. Архивному документу присваиваются реквизиты, позволяющие идентифицировать информацию, зафиксированную на материальном носителе в соответствии с государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.8-2013.


По мнению Роскомнадзора, далеко не всегда сведения о гражданах, которым было отказано в трудоустройстве, соответствуют критериям архивного документа. Тем не менее, как следует из самого названия Перечня, Росархив считает архивными документами в том числе анкеты, копии документов соискателя, хотя никакие реквизиты им обычно не присваиваются.


Таким образом, нельзя сформулировать однозначный вывод о том, каковы все-таки сроки хранения документов, содержащих ПДн лиц, не принятых на работу.

16 марта 2020 года Федеральная служба по контролю в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) объявила о том, что в данное ведомство поступил ряд жалоб от граждан на то, что в отсутствие их согласия и участия неустановленными лицами на их имя была оформлена электронная подпись, а также осуществлена регистрация юридических лиц.

Ведомство направило соответствующие запросы по адресу организаций, указанных в обращениях граждан, для получения пояснений по ситуации, а также причинам ее возникновения. Кроме того, ввиду возможного наличия признаков уголовно наказуемых деяний, в том числе носящих мошеннический характер, обращения были направлены в МВД России.


По результатам рассмотрения материалов МВД России возбудило уголовные дела по ч.1 ст.173.1 Уголовного кодекса РФ, а именно незаконное образование, создание, реорганизация юридического лица. Также организованы и на данный момент продолжаются проверки в порядке ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

С 16 марта 2020 года Европейский суд по правам человека приостановил прием жалоб на месяц и отменил слушания в марте и апреле 2020 года:
https://www.echr.coe.int/Pages/home.aspx?p=home
https://ria.ru/20200327/1569247797.html
https://ria.ru/20200316/1568679364.html

Минюст России рекомендует всем заявителям направлять документы по вопросам оказания государственных услуг через Единый портал госуслуг или почтовым отправлением.


Отчеты о деятельности некоммерческих организаций могут быть представлены посредством их размещения на информационном портале Минюста России о деятельности некоммерческих организаций или направлены почтовым отправлением.


Также для приема отчетов в административном здании Минюста России, расположенном по адресу: Москва, ул. Кржижановского, д. 7, копр. 1, и административных зданиях территориальных органов Минюста России будут установлены специальные ящики.

Данные временные меры введены в связи с усложнившейся эпидемиологической ситуацией.

В связи с усложнившейся эпидемиологической ситуацией с 23.03.2020 временно ограничен личный прием граждан в Минюсте России.

Заявителям рекомендуется обращаться в письменной форме по почтовому адресу Минюста России (119991, ГСП-1, г. Москва, ул. Житная, д. 14), в электронном виде через официальный сайт Минюста России в сети «Интернет», а также через Единый портал государственных услуг.


Также можно оставить свое обращение в ящике «Для обращений граждан в Минюст России» по адресу г. Москва, ул. Житная, д. 14.


Для получения информации о поступлении обращения в Минюст России можно позвонить в отдел по работе с обращениями граждан Департамента организации и контроля Минюста России по телефонам: (495) 994-93-55, (495) 955-57-73.

Федеральной налоговой службой дополнительно разъяснено, что обработка персональных данных ФНС не может быть прекращена на основании обращения субъекта персональных данных.


Обработка сведений о субъектах персональных данных осуществляется налоговыми органами для достижения целей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и выполнения возложенных на налоговые органы функций, полномочий и обязанностей. Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», налоговые органы вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных.


Учитывая, что уничтожение персональных данных повлечет невозможность выполнения ФНС России своих функций, полномочий и обязанностей, то требование об уничтожении персональных данных не может быть удовлетворено.

Установлено, что дата проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», определяется отдельным указом Президента Российской Федерации.

С 30 марта по 3 апреля 2020 года объявлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.


Указ не распространяется на работников:


а) непрерывно действующих организаций;

б) медицинских и аптечных организаций;

в) организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости;

г) организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения;

д) организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.


Федеральным органам государственной власти определить численность федеральных государственных служащих, обеспечивающих с 30 марта по 3 апреля 2020 г. функционирование этих органов.


Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления определить в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории Российской Федерации численность государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих с 30 марта по 3 апреля 2020 г. функционирование этих органов.


Организациям, осуществляющим производство и выпуск средств массовой информации, определить численность работников, обеспечивающих с 30 марта по 3 апреля 2020 г. функционирование этих организаций.

Письмо Минфина России и Федеральной налоговой службы от 27 марта 2020 г. N 07-04-07/24096/ВД-4-1/5303@ "О сроках представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г."



В связи с поступающими запросами Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная налоговая служба сообщают следующее.

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - обязательный экземпляр отчетности) в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта. Обязательный экземпляр отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.


Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 с 30 марта по 3 апреля 2020 г. установлены нерабочие дни.


Согласно пункту 47 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н, если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления бухгалтерской отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.


Исходя из изложенного, в связи с тем, что последний день срока представления обязательного экземпляра отчетности в налоговый орган в 2020 г. совпадает с нерабочим днем, установленным Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206, днем окончания срока представления обязательного экземпляра отчетности в 2020 г. Является первый рабочий день, следующий за 31 марта 2020 г., т.е. 6 апреля 2020 г.

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации А.В. Дроздов

Заместитель руководителя

Федеральной налоговой службы Д.В. Вольвач

Дни с 30 марта по 3 апреля 2020 года объявлены нерабочими, в связи с чем, днем окончания срока представления обязательного экземпляра отчетности является первый рабочий день, следующий за 31 марта 2020 года, - 6 апреля 2020 года.


Однако не вся отчетность переносится на 6 апреля! Срок представления бухгалтерской (финансовой) отчётности перенесен на 6 апреля. Вся остальная отчетность (налоговые декларации) должна быть представлена в срок. Отчетность в Росстат перенесена официально, см. полный список форм и сроков сдачи.

В настоящее время эти сроки составляют 2 месяца (при рассмотрении дела об административном правонарушении уполномоченным органом или должностным лицом) и 3 месяца (при рассмотрении дела об административном правонарушении судом).


Проекты планируется внести в правительство в мае 2020 года, а в Госдуму - в июне. Ожидается, что они вступят в силу с 2021 года.

На основании Закона РФ от 7 июля 1993 года «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» ТПП России свидетельствует обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации.


В соответствии с Положением о порядке свидетельствования ТПП Российской Федерации обстоятельств форс-мажора, утвержденного постановлением Правления ТПП РФ № 173-14 от 23 декабря 2015 года, решение о выдаче сертификата об обстоятельствах форс-мажора принимается ТПП России в каждом конкретном случае, исходя из условий контракта и документов компетентных органов Российской Федерации, подтверждающих наличие события, на которое организация ссылается в своем заявлении.


На основании выдаваемого ТПП России сертификата об обстоятельствах форс-мажора сторона внешнеторгового контракта освобождается от ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих контрактных обязательств в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.


Оформление сертификата о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) относится к исключительной компетенции ТПП России. Торгово-промышленные палаты вправе осуществлять консультирование заинтересованных лиц по вопросам оформления и выдачи ТПП России сертификатов о форс-мажоре (п. 4.10 Положения о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора).

Хотите получать обзоры на e-mail?
Оставьте свой e-mail в форме ниже, и мы будем отправлять Вам раз в месяц обзор некоммерческого законодательства