Правовая командА
Обзор некоммерческого законодательства
Сентябрь 2020 года
Приказ принят в целях реализации положений, вступающей в силу с 5 октября 2020 года статьи 16.1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», регулирующей использование ящиков для сбора пожертвований.
В содержательную часть отчета предлагается включать:
1
полное наименование, адрес, основной государственный регистрационный номер некоммерческой организации, использующей ящик для сбора благотворительных пожертвований, а также индивидуальный номер налогоплательщика;
2
дата утверждения положения о программе или иного акта, в соответствии с которым проводится сбор благотворительных пожертвований, и наименование органа некоммерческой организации, утвердившего указанный документ;
3
цель (цели) сбора благотворительных пожертвований;
4
этапы и сроки сбора благотворительных пожертвований;
5
вид ящика для сбора благотворительных пожертвований (стационарный или переносной);
6
место размещения ящика для сбора благотворительных пожертвований (в случае установки и использования ящика для сбора благотворительных пожертвований во время проведения публичного или иного мероприятия, организованного некоммерческой организацией, дополнительно указывается наименование такого мероприятия);
7
периодичность извлечения благотворительных пожертвований ‎из ящика для сбора благотворительных пожертвований;
8
суммы наличных денежных средств (наименование и количество иного имущества) на начало отчетного периода, извлеченных из ящика для благотворительных пожертвований и не израсходованных ‎(не использованных) в течение предыдущих отчетных периодов;
9
даты извлечения благотворительных пожертвований из ящика для сбора благотворительных пожертвований в течение отчетного периода ‎и суммы наличных денежных средств (наименование и количество иного имущества), извлеченных из ящика для благотворительных пожертвований в течение отчетного периода;
10
сведения о расходовании извлеченных наличных денежных средств ‎(об использовании иного имущества) в течение отчетного периода;
11
сумма наличных денежных средств (наименование и количество иного имущества), извлеченных из ящика для сбора благотворительных пожертвований, не израсходованных (не использованных) в соответствии ‎с целями сбора благотворительного пожертвования на конец отчетного периода;
12
сумма наличных денежных средств (наименование и количество иного имущества), извлеченных из ящика для сбора благотворительных пожертвований, израсходованных (использованных) на иные благотворительные цели (в случае наличия не израсходованных ‎(не использованных) наличных денежных средств (иного имущества) ‎в соответствии с целями сбора благотворительного пожертвования при достижении заявленной благотворительной цели некоммерческой организации) с указанием благотворительных целей, на которые направлялись не израсходованные (не использованные) благотворительные пожертвования.
1
полное наименование, адрес, основной государственный регистрационный номер некоммерческой организации, использующей ящик для сбора благотворительных пожертвований, а также индивидуальный номер налогоплательщика;
2
дата утверждения положения о программе или иного акта, в соответствии с которым проводится сбор благотворительных пожертвований, и наименование органа некоммерческой организации, утвердившего указанный документ;
3
цель (цели) сбора благотворительных пожертвований;
4
этапы и сроки сбора благотворительных пожертвований;
5
вид ящика для сбора благотворительных пожертвований (стационарный или переносной);
6
место размещения ящика для сбора благотворительных пожертвований (в случае установки и использования ящика для сбора благотворительных пожертвований во время проведения публичного или иного мероприятия, организованного некоммерческой организацией, дополнительно указывается наименование такого мероприятия);
7
периодичность извлечения благотворительных пожертвований ‎из ящика для сбора благотворительных пожертвований;
8
суммы наличных денежных средств (наименование и количество иного имущества) на начало отчетного периода, извлеченных из ящика для благотворительных пожертвований и не израсходованных ‎(не использованных) в течение предыдущих отчетных периодов;
9
даты извлечения благотворительных пожертвований из ящика для сбора благотворительных пожертвований в течение отчетного периода ‎и суммы наличных денежных средств (наименование и количество иного имущества), извлеченных из ящика для благотворительных пожертвований в течение отчетного периода;
10
сведения о расходовании извлеченных наличных денежных средств ‎(об использовании иного имущества) в течение отчетного периода;
11
сумма наличных денежных средств (наименование и количество иного имущества), извлеченных из ящика для сбора благотворительных пожертвований, не израсходованных (не использованных) в соответствии ‎с целями сбора благотворительного пожертвования на конец отчетного периода;
12
сумма наличных денежных средств (наименование и количество иного имущества), извлеченных из ящика для сбора благотворительных пожертвований, израсходованных (использованных) на иные благотворительные цели (в случае наличия не израсходованных ‎(не использованных) наличных денежных средств (иного имущества) ‎в соответствии с целями сбора благотворительного пожертвования при достижении заявленной благотворительной цели некоммерческой организации) с указанием благотворительных целей, на которые направлялись не израсходованные (не использованные) благотворительные пожертвования.
На стадии проекта данного приказа предполагалось установить, что, некоммерческая организация, использующая ящик для сбора благотворительных пожертвований, обязана публиковать отчет на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России и официальные сайты его территориальных органов ‎в сети Интернет, а также на сайте некоммерческой организации, ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего ‎за отчетным периодом.
На стадии проекта, приказ прошел общественное обсуждение в Общественной палате РФ - и к нему был высказан ряд замечаний.
В окончательной редакции Приказа учтены замечания в отношении ежегодного (а не ежеквартального) представления некоммерческими организациями отчета об использовании собранных благотворительных пожертвований, указания в отчете общих сумм средств, собранных в течение года, а не по каждому ящику отдельно, а также единиц измерения, в которых должны учитываться пожертвования, собранные в ящик для сбора благотворительных пожертвований.
В соответствии со статьей 16.1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» Правительство РФ должно принять постановление, устанавливающее требования к самим ящикам для сбора благотворительных пожертвований. Такой проект был разработан, прошел процедуру общественного обсуждения, но по состоянию на 30 сентября 2020 года не был утвержден.
Вместе с тем, 17 сентября 2020 года депутатом Госдумы Н.В. Костенко на рассмотрение Госдумы внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», подразумевающий, установление административной ответственности за неправильное или неправомерное использование ящиков для сбора благотворительных пожертвований.
Следует отметить, что введение такой ответственности должно производиться в случае, если на законодательном уровне четко решен вопрос о том, какие некоммерческие организации имеют право осуществлять благотворительную деятельность и включать это право в свои уставы. В противном случае, может возникнуть широкое поле для произвольного трактования закона и злоупотреблений, что может быть использовано против благотворительных организаций.
Приказ Федеральной налоговой службы от 27 августа 2020 года N ЕД-7-2/609@ «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)»
Из-за расширения полномочий ФНС, скорректированы формы документов, используемых при проведении налогового контроля. Налоговые органы могут проводить камеральные проверки без деклараций по НДФЛ на основе имеющихся у них документов и информации о налогоплательщике и его доходах. В рамках процедуры принудительного взыскания налоговой задолженности возможно проведение осмотра территорий, помещений, документов и предметов организации при ее согласии. Также могут быть истребованы документы и информация о ее имуществе, имущественных правах и обязательствах.
В связи с этим изменены формы:
1
постановления о проведении и протокола осмотра территорий, помещений, документов и предметов;
2
требования о представлении и поручения об истребовании документов (информации);
3
постановления о назначении экспертизы,
4
документов, используемых при проведении налоговой проверки.
1
постановления о проведении и протокола осмотра территорий, помещений, документов и предметов;
2
требования о представлении и поручения об истребовании документов (информации);
3
постановления о назначении экспертизы,
4
документов, используемых при проведении налоговой проверки.
Кроме того, обновлена форма требования о предоставлении странового отчета.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 15 сентября 2020 года под №59845.
С 25 ноября 2020 года, взамен старых, начинают действовать новые формы для совершения регистрационных действий.
Новые формы предполагают добавление в сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), наименования организации не только на русском языке, но и на английском (полное и сокращенное наименование).
При этом, не урегулирован вопрос, будет ли это правом или обязанностью организации в том случае, если у зарегистрированных организаций в уставах уже содержатся наименования на английском языке, должны ли будут такие организации в обязательном порядке вносить изменения. Кроме того, аналогичный вопрос возникает относительно вновь регистрируемых организаций. В новых регистрационных формах предоставляется возможность внесения кода по классификатору языка народов Российской Федерации в случае, если в названии организации используется такой язык. Также, по новым формам организация может внести адрес электронной почты в ЕГРЮЛ.
Новыми регистрационными формами предполагается уточнение места нахождения организации и отдельно адреса юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Данные сведения будут вноситься только в соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном адресном реестре. Данный реестр находится в открытом доступе, но найти в нем какую-либо информацию достаточно проблематично, файлы, предоставленные в данной системе для скачивания, имеют определенное расширение, которое поддерживается только с помощью специальных программ.
Кроме того, приказом закреплена единая форма для внесения изменений в учредительный документ организации и в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ. С помощью новой формы №13014 организация может как единовременно подать документы на внесение изменений, например, в устав, так и внести сведения о новом директоре.
Таким образом, процедура внесения изменений становится значительно легче, организации не требуется готовить два разных комплекта документов.
Заполняя форму №Р15016 «Заявление (уведомление) о ликвидации юридического лица», необходимо подтвердить, что произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством для увольняемых в связи с ликвидацией организации.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 15 сентября 2020 года под № 59872 и вступает в силу с 25 ноября 2020 года.
2 сентября Минэкономразвития опубликовало проект федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации»
В соответствии с действующей редакцией Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 19.6. пункта 1 статьи 256), юридические лица, передавшие на безвозмездной основе некоммерческим организациям имущество (включая денежные средства), могут включить его в состав внереализационных расходов при определении ими налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом имущество должно быть передано некоммерческим организациям, которые включены в реестры:
1
реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг
1
реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг
Указанные реестры были сформированы в период распространения новой коронавирусной инфекции в том числе для предоставления дополнительных мер поддержки НКО аналогичных мерам поддержки, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства (предоставление кредитов на льготных условиях, освобождение от уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, сборов по налогу на прибыль организаций в части ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во 2 квартале 2020 года ‎и других). После получения указанных преференций необходимость в ведении двух разных реестров отсутствует.
Определяются требования к НКО, которые войдут в единый реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, и предлагается исключить нормы, в соответствии с которыми формируется два реестра НКО.
Правительству РФ предоставляется право определять дополнительные критерии для включения НКО в единый реестр.
9 сентября 2020 года Минкомсвязь России опубликовало для общественного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» в части установления основ правового регулирования обязательных требований»
Закон предлагается дополнить новой статьей 4.1. следующего содержания:
«Статья 4.1. Обязательные требования в области персональных данных.
Настоящим федеральным законом и издаваемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются следующие обязательные требования в области персональных данных, в том числе:
  1. к обработке персональных данных в части соблюдения принципов обработки персональных данных;
  2. к обработке персональных данных в части установления правовых оснований обработки персональных данных;
  3. к поручению оператором обработки персональных данных другому лицу;
  4. к обработке персональных данных в части соблюдения конфиденциальности персональных данных;
  5. к обработке персональных данных в общедоступных источниках персональных данных (в части установления правовых оснований для включения и исключения персональных данных);
  6. к согласию субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
7) к обработке специальных категорий персональных данных;
8) к обработке биометрических персональных данных;
9) к трансграничной передаче персональных данных;
10) к обработке персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных;
11) к предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных;
12) к обработке персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации (в части установления правовых оснований для осуществления такой обработки и ее прекращения);
13) по защите прав субъектов персональных данных при принятии решений на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных;
14) к действиям оператора при сборе персональных данных;
15) по обеспечению выполнения оператором обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
16) к действиям оператора при обращении к нему субъекта персональных данных либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя;
17) по устранению нарушений законодательства, допущенных при обработке персональных данных, по уточнению, блокированию и уничтожению персональных данных;
18) по уведомлению уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных о намерении осуществлять обработку персональных данных;
19) к порядку и условиям назначения лица, ответственного за организацию обработки персональных данных в организации;
20) к полномочиям лица, ответственного за организацию обработки персональных данных в организациях;
21) к хранению и уничтожению персональных данных;
22) к обработке персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации;
23) по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке;
24) по обезличиванию персональных данных.
Обязательные требования в области персональных данных устанавливаются в настоящем Федеральном законе и не могут содержаться в иных федеральных законах, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В случае установления обязательных требований в области персональных данных в иных федеральных законах, такие обязательные требования действуют в части, не противоречащей обязательным требованиям, установленным в настоящем Федеральном законе.».
Данный законопроект, очевидно, связан со вступлением в силу с 1 февраля 2021 года положений Федерального закона от 31 июля 2021 года №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (однако, он не упомянут в пояснительной записке к законопроекту).
Законопроект направлен на систематизацию перечня обязательных требований, которые входят в компетенцию Роскомнадзора, и соблюдение которых входит в предмет контрольно-надзорной деятельности этой службы.
Систематизация и опубликование всех обязательных требований позволит НКО понять какие именно обязательны требования должны быть соблюдены в их деятельности при обработке персональных данных.
Настоящим Постановлением установлен порядок выдачи Фондом президентских грантов по развитию гражданского общества (ФПГ) заключения о надлежащей реализации проектов по оказанию общественно полезных услуг.
Внесенными изменениями предусмотрено, что заключение о надлежащей реализации проектов выдается ФПГ по итогам оценки результатов реализации проектов на основании составленного в письменной форме заявления организации о выдаче заключения.
Вносимые данным Постановлением изменения связаны с принятием положений Федерального закона от 18 марта 2020 года №60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 31.4 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
5 сентября 2020 года Государственным Собранием - Курултай Республики Башкортостан и депутатом ГД Р.Р. Ишсариным на рассмотрение ГД РФ внесен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Законопроектом, в частности, предлагается дополнить статью 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», регламентирующей порядок ограничения доступа к информации, выраженной в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, демонстрирует явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации.
Инициаторы предлагают дополнить данную статью нормой, позволяющей Роскомнадзору блокировать сайты как экстремистские в досудебном порядке на основании обращений органов, имеющих право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, на основании заключения эксперта.
Данная законодательная инициатива носит весьма неоднозначный характер, поскольку в качестве экспертов по «экстремистским» делам, как показывает практика, зачастую выступают преподаватели региональных вузов, а выводы экспертизы нередко вызывают вопросы в их объективности и обоснованности.
Согласно данному Постановлению Правительства РФ, приглашающая сторона должна обеспечить соблюдение приглашенным иностранным гражданином порядка пребывания (проживания) в РФ. Определен перечень мер, которые должна предпринять для этого приглашающая сторона:
1
предоставление приглашающей стороной иностранному гражданину своих доступных контактных данных для поддержания связи, в том числе с помощью информационных технологий;
2
реализация заявленных при оформлении приглашения гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина;
3
оказание содействия иностранному гражданину в реализации заявленной им цели въезда в Российскую Федерацию;
4
уведомление территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации об утрате контактов с находящимся в Российской Федерации и прибывшим к приглашающей стороне иностранным гражданином.
1
предоставление приглашающей стороной иностранному гражданину своих доступных контактных данных для поддержания связи, в том числе с помощью информационных технологий;
2
реализация заявленных при оформлении приглашения гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина;
3
оказание содействия иностранному гражданину в реализации заявленной им цели въезда в Российскую Федерацию;
4
уведомление территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации об утрате контактов с находящимся в Российской Федерации и прибывшим к приглашающей стороне иностранным гражданином.
Приглашающая сторона также должна обеспечить своевременный выезд иностранного гражданина из страны.
16 сентября 2020 года Комитетом Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений рекомендован к принятию в 1 чтении (но 21 сентября его рассмотрение было отложено) внесенный на рассмотрение ГД Правительством РФ проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части совершенствования правового регулирования деятельности религиозных объединений»
Законопроектом предлагается обязать священнослужителей, получивших образование за пределами Российской Федерации, до начала своей религиозной или преподавательской деятельности в России пройти переподготовку и аттестацию в российских вузах.
Законопроект предусматривает запрет быть участником или руководителем религиозной группы иностранным гражданам, чье пребывание в РФ признано нежелательным, а также иностранным гражданам, включенным в реестр экстремистов и террористов, ведущийся Росфинмониторингом
Законопроектом также предлагается изменить периодичность уведомления религиозными группами Минюста России о продолжении своей деятельности: вместо 1 раза в 3 года – ежегодно.
Рассмотрение законопроекта было отложено из-за критики со стороны иудаистских и мусульманских религиозных организаций, которые считают, что имеют существенно меньше возможностей для образования и переподготовки своих священнослужителей в российских вузах.
На практике некоммерческие организации часто привлекают сотрудников для реализации ограниченных по времени проектов, в связи с чем, актуальным является предлагаемое законопроектом изменение - возможность заключения некоммерческими организациями срочного трудового договора по аналогии с работодателями - субъектами малого предпринимательства (статья 59 Трудового кодекса РФ), по соглашению сторон.
Законопроектом предлагается, что для НКО будут упрощены требования трудового законодательства. Они, также как и микропредприятия, будут вправе полностью или частично не принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и др. будут включаться в текст трудовых договоров. Данная норма распространится на некоммерческие организации с аналогичной микропредприятиям среднесписочной численности работников (до 15 человек) и объемов дохода за предшествующий календарный год (до 120 млн. рублей в год).
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности»
Правительством РФ утверждены новые правила лицензирования образовательной деятельности. Ранее утвержденный порядок признан утратившим силу с 1 января 2021 года в рамках механизма «регуляторной гильотины». Уточнены требования для получения лицензии. Прописан перечень услуг по реализации образовательных программ, определены лицензирующие органы. Документы на получение лицензии можно подать в т.ч. через МФЦ.
Постановление вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2021 года.
18 сентября 2020 года на рассмотрение Государственной Думы депутатами В.И. Пискаревым и Д.Ф. Вяткиным внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Законопроектом предлагается увеличить административные штрафы по ст. 13.14 КоАП – «Разглашение информации с ограниченным доступом». Вместо штрафа в размере от 500 до 1 000 рублей для граждан и от 4 000 до 5 000 рублей для должностных лиц, предлагается установить в качестве штрафа для граждан – от 5 000 до 10 000 рублей, а для должностных лиц – от 40 000 до 50 000 рублей.
К информации с ограниченным доступом относится много различных данных (коммерческая или банковская тайна, тайна усыновления или тайна завещания, адвокатская тайна, тайна связи и др.), но важно помнить, что и персональные данные (сотрудников, контрагентов, благополучателей, добровольцев), обрабатываемые в организации, также являются информацией с ограниченным доступом.
Реестр обновлен с учетом дополнительных данных, представленных Рособрнадзором, и сверки информации с ФНС России.
По состоянию на 24 сентября 2020 года в реестре содержатся сведения об 11 122 НКО.
29 сентября 2020 года Государственной Думой принят в 3 чтении и направлен на одобрение Совет Федерации, внесенный Правительством РФ проект федерального закона №974088-7 «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»
Законопроектом предлагается возложить на Минюст России обязанность по утверждению порядка ведения перечня некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, а также порядка ведения перечня общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.
Одновременно предлагается закрепить обязанность соответствующих должностных лиц или органов направлять в Минюст России копии решений о приостановлении деятельности указанных объединений, об удовлетворении жалоб на решение о приостановлении деятельности, а также копии вступивших в законную силу решений суда по заявлению о ликвидации указанных объединений или о запрете их деятельности.
Ведение перечня некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, в настоящее время ведется Минюстом России (по состоянию на 30 сентября 2020 года в нем содержатся сведения о 77 организациях). Перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, также был создан Минюстом России 3 октября 2019 года, но по состоянию на 30 сентября 2020 года в него не была включена ни одна организация, а страница соответствующего перечня (возможно в связи с полным обновлением официального сайта Минюста России) так и не заработала.
Таким образом, суть предлагаемых поправок состоит лишь в возложении на Минюст России обязанности разработать ведомственные акты, регулирующие ведение данных перечней, а также в установлении требований к должностным лицам и органам, принимающим решения о приостановлении деятельности, о ликвидации или запрете деятельности НКО в связи с осуществлением экстремистской деятельности, направлять их копии в трехдневный срок со дня принятия.