Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Октябрь 2020 года
1. Принятые федеральные законы.
Законом установлено, что депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иные лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, не могут являться членами общественных палат.

Вывод: депутаты и чиновники всех уровней не могут входить в состав общественных палат.
Законом на Минюст России возложена обязанность по утверждению порядка ведения перечня некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, а также порядка ведения перечня общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.

Одновременно закреплена обязанность органов прокуратуры и судов направлять в Минюст России копии решений о приостановлении деятельности указанных объединений, об удовлетворении жалоб на решение о приостановлении деятельности, а также копии вступивших в законную силу решений суда по заявлению о ликвидации указанных объединений или о запрете их деятельности.

Следует отметить, что ведение перечня некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, уже длительное время ведется Минюстом России (по состоянию на 31 октября 2020 года в нем содержатся сведения о 77 организациях). Перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, также был создан Минюстом России 3 октября 2019 года, но по состоянию на 31 октября 2020 года в него не была включена ни одна организация, а страница соответствующего перечня (возможно в связи с полным обновлением официального сайта Минюста России) так и не заработала.

Таким образом, суть внесенных поправок состоит лишь в возложении на Минюст России обязанности разработать ведомственные акты, регулирующие ведение данных перечней, а также в установлении требований к должностным лицам и органам, принимающим решения о приостановлении деятельности, о ликвидации или запрете деятельности НКО в связи с осуществлением экстремистской деятельности, направлять их копии в трехдневный срок со дня принятия решения.

Вывод: дополнительно на НКО это негативно не отразится, поскольку лишь придается нормативное регулирование давно сложившейся практике. Единственным изменением является установление 3-дневного срока для сообщения в Минюст о принятии соответствующих решений органами прокуратуры (которые наравне с Минюстом имеют право приостанавливать деятельность НКО по признакам экстремизма) и судами (о решениях по ликвидации или запрете деятельности НКО).
Данным законом в статье 13.20 КоАП, предусматривающей административную ответственность за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов, увеличены размеры штрафных санкций для граждан – от 1 000 до 3 000 рублей (ранее – от 100 до 300 рублей) и для должностных лиц – от 3 000 до 5 000 рублей (ранее – от 300 до 500 рублей), а также установлена административная ответственность для юридических лиц – от 5 000 до 10 000 рублей.

Вывод: на НКО это может сказаться негативно, поскольку вводится ответственность для юрлиц, а у НКО на практике отмечается низкая культура ведения архивного дела, что в большинстве случаев связано с отсутствием соответствующих работников, отвечающих за комплектование и учет архивных документов.
Увеличивается срок для сообщения регистрирующему органу о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Действующая редакция закона обязывает организации подать документы для регистрации изменений, не связанных с изменением учредительных документов, в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об утверждении таких изменений. Новая редакция нормы увеличивает срок до 7 рабочих дней.

Если организация имеет полное и (или) сокращенное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке, сведения об этом также будут подлежать включению в ЕГРЮЛ.

Вывод: увеличение срока подачи документов является позитивной нормой(теперь не надо впопыхах бежать, чтобы за 3 дня успеть и заверить форму у нотариуса, и попасть в часы приема в Минюст). А включение в ЕГРЮЛ сведений на иностранном языке скорее техническое изменение.
2. Принятые постановления Правительства.
Данное Постановление принято в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и вступило в силу 5 октября 2020 года одновременно с самой нормой и Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31 августа 2020 года № 190 «Об утверждении требований к форме и срокам опубликования отчета некоммерческой организации об использовании собранных благотворительных пожертвований».

Постановлением Правительства установлены требования к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядок их установки и использования, а также Правила извлечения имущества, собранного с помощью ящика для сбора благотворительных пожертвований.

Требования к ящику для сбора благотворительных пожертвований:
 — он должен быть оснащен прорезью для опускания денежных средств и (или) отверстием для опускания иного имущества и отверстием для вскрытия и извлечения денежных средств и (или) иного имущества, опечатанным бумажной лентой с подписью и печатью организации или опломбированным номерной пломбой;

 — ему должен быть присвоен инвентарный номер, и сам ящик должен быть оснащен следующей информацией:
  • сведения об организации, которая собирает пожертвования (наименование, почтовый адрес, ИНН, номер счета);
  • наименование программы или иного документа, в соответствии с которым будет проводиться сбор пожертвований;
  • доменное имя и (или) сетевой адрес официального сайта организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии);
  • контактные данные, по которым благотворитель может получить информацию.
Стационарный ящик для сбора пожертвований должен быть установлен таким образом, чтобы возможность его перемещения была максимально ограничена для посторонних лиц.

Правила извлечения имущества, собранного с помощью ящика:
 — денежные средства и иное имущество извлекаются из ящика для сбора пожертвований по мере его заполнения или после окончания периода, на который он был установлен;

 — денежные средства и (или) иное имущество извлекаются из ящика для сбора пожертвований уполномоченным лицом, которому выдана доверенность от организации или с которым организацией заключен договор на вскрытие указанного ящика и изъятие из него денежных средств и (или) иного имущества, в присутствии не менее 2 свидетелей;

 — извлечение денежных средств и (или) иного имущества фиксируется в акте вскрытия ящика для сбора пожертвований, который подписывается уполномоченным лицом и 2 свидетелями. Акт вскрытия ящика составляется в 3 экземплярах, 2 из которых передаются свидетелям;

 — денежные средства, извлеченные из ящика для сбора пожертвований, пересчитываются на месте, и их размер фиксируется в акте вскрытия ящика. Если пересчет на месте невозможен (например, в случае сбора денежных средств в виде монет), денежные средства перемещаются в специализированную сумку, которая опломбируется в присутствии свидетелей извлечения денежных средств из ящика для сбора пожертвований. Номер пломбы заносится в акт вскрытия ящика;

 — денежные средства зачисляются на банковский счет организации сотрудником организации, уполномоченным на работу с денежными средствами;

 — извлекаемое уполномоченным сотрудником организации из ящика для сбора пожертвований иное имущество упаковывается в специализированные мешки, на которых указаны адрес установки ящика для сбора пожертвований и дата его вскрытия и которые опломбируются. Номер пломбы заносится в акт вскрытия ящика. После доставки иного имущества по адресу организации производятся взвешивание и сортировка имущества. Данные взвешивания и сортировки иного имущества фиксируются в соответствующих актах взвешивания и сортировки, которые подписываются уполномоченным сотрудником организации.

Вывод: принятое Постановление носит положительный характер, т.к. вводит единые требования к использованию ящиков для сбора пожертвований, поможет снизить количество мошеннических действий в сфере сбора благотворительных пожертвований и дисциплинирует те благотворительные организации, которые ранее пренебрегали такими очевидными правилами как опечатывание (опломбирование) ящика или составление акта о его вскрытии.
3. Принятые ведомственные приказы.
2 октября 2020 года зарегистрирован Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 24 сентября 2020 № 214 «Об утверждении порядков применения к лицам, указанным в частях третьей и седьмой статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», и к российскому юридическому лицу, учрежденному иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, положений Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Данный приказ разработан в целях реализации внесенных в 2019 году изменений в статью 6 Закона РФ «О средствах массовой информации», в соответствии с которыми Минюст России определяет какие положения Федерального закона «О некоммерческих организациях» могут применяться к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников («иностранным СМИ – иностранным агентам»).

Приказ закрепляет 3 отдельных порядка применения норм Федерального закона «О некоммерческих организациях»:
1) к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим иностранное финансирование;

2) к физическому лицу или российскому юридическому лицу, распространяющим сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующим в создании указанных сообщений и материалов;

3) к российскому юридическому лицу, учрежденному иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента.

В отношении всех трех категорий устанавливаются идентичные требования:
1) сопровождать издаваемые и (или) распространяемые материалы, в том числе через СМИ и (или) с использованием сети "Интернет", указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента;

2) проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением физических лиц);

3) представлять в Минюст России документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании, аудиторское заключение по итогам аудита своей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

4) один раз в полгода размещать в сети "Интернет" в порядке, утвержденном приказом Минюста России от 7 октября 2010 года № 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», или представлять российским средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Минюст России.

Вывод: принятие данного Приказа было неизбежно, поскольку ранее обязанность Минюста определить какие положения ФЗ «О некоммерческих организациях» распространяются на иностранные СМИ – ИА, российские юридические лица и физические лица, была закреплена в законе. Минюст пошел по самому простому пути и распространил на них те же обязанности, которые возложены на НКО, выполняющие функции иностранного агента. Таким образом, у указанных в Приказе лиц появляются обязанности по маркировке издаваемых/распространяемых материалов, дополнительной отчетности (для юрлиц), ежегодному аудиту (для юрлиц) и публикации отчетов о своей деятельности в сети Интернет.
Приказом установлен порядок ведения реестра иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, закреплен перечень информации, включаемой в данный реестр.

Следует отметить, что фактически данный реестр уже ведется без всякого нормативного регулирования с 5 декабря 2017 года.

Вывод: документ носит технический характер и лишь закрепляет давно сложившуюся практику Минюста по ведению данного реестра, не вводя положений, изменяющих практику.
19 октября 2020 года зарегистрирован Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23 сентября 2020 года № 124 «Об утверждении формы указания на то, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, созданы и (или) распространены указанными лицами, а также требований и порядка размещения такого указания».
Установлено, что текстовые сообщения или материалы должны сопровождаться следующим текстовым указанием: «Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента».

Размещаться такое текстовое сообщение должно в начале сообщения (или материала), под заголовком, либо в случае отсутствия заголовка непосредственно перед началом такого сообщения (материала).

Размер шрифта текстового указания должен вдвое превышать размер шрифта заголовка и текста сообщения (материала). Цвет шрифта текстового указания должен быть контрастным ‎по отношению к фону, на котором он размещается. Не допускается наложение данного текстового указания на иные изображения и материалы.

Аудиовизуальная продукция таких организаций также должна сопровождаться текстовым сообщением аналогичного содержания. Демонстрация данного текстового указания должна быть обеспечена в начале трансляции сообщения (материала), а также при каждом возобновлении трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией). Продолжительность демонстрации должна составлять не менее 15 секунд и занимать не менее 20% от площади экрана.

Аудиопродукция должна сопровождаться звуковым текстовым сообщением аналогичного содержания (в начале трансляции, а также при каждом возобновлении трансляции), при этом не допускается применение технологий по ускорению речи и уровень громкости данного звукового текстового указания должен быть не ниже уровня громкости распространяемых сообщений (материалов).

Вывод: данный Приказ носит негативный характер, поскольку ранее ввиду отсутствия четких требований к маркировке материалов и аудио-/видеопродукции, существовала возможность с помощью более обтекаемых формулировок, размера шрифта и характера размещения маркировки, несколько нивелировать негативные репутационные и иные последствия присвоения статуса «иностранного агента», учитывая, что решения о присвоении такого статуса при размытости законодательных формулировок во многих случаях вызывали вопросы об их обоснованности и непредвзятости.
4. Проекты федеральных законов.
Законопроектом предполагается расширение круга лиц, которые могут создавать на территории специальных административных районов (САР) международные фонды, определить перечень требований, предъявляемых к таким фондам, а также структуре органов управления международного фонда.

Законопроектом предлагается закрепить, что, если международный фонд на момент своей государственной регистрации на территории Российской Федерации соответствует требованиям закона, то целями его создания ‎и деятельности могут являться:

1) выплаты в пользу учредителя, и (или) лиц, входящих в органы управления международного фонда, и (или) третьих лиц от приносящей доход деятельности в порядке, предусмотренном уставом международного фонда;

2) деятельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом физического лица;

3) деятельность по управлению имуществом, переданным в международный фонд, в собственном интересе или в интересах третьих лиц.

Вероятно, разрабатываемый законопроект направлен на привлечение в САР инвесторов, желающих создать международные фонды, поскольку, как показывает практика, с ноября 2019 года (когда вообще появилась такая возможность) был создан лишь один международный фонд.

Международные фонды не могут быть признаны некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, поскольку это прямо указано в п. 5 ст. 1 Федерального закона «О международных компаниях и международных фондах».

Вывод: оценить, как это повлияет на сектор НКО, сложно, т.к., по существу, механизм САР и международных фондов так и не заработал, и государству приходится предпринимать меры его стимулирования.
Предлагаемые в законопроекте меры не приведут к снижению издержек работодателей, в том числе некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, ввиду того, что продление срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда уже осуществляется без дополнительных затрат со стороны работодателя при условии отсутствия обстоятельств, изложенных в ч. 5 ст.11 действующей редакции Федерального закона №426-ФЗ (отсутствие несчастных случаев, профессиональных заболеваний и т.д.).

Однозначным преимуществом предлагаемых изменений является закрепление бессрочного действия декларации соответствия условий труда до наступления вышеуказанных обстоятельств, изложенных в ч. 5 ст.11 действующей редакции Федерального закона №426-ФЗ.

Вывод: данный законопроект скажется на НКО позитивно, существенно сократив финансовые и административные издержки НКО.
Законопроектом предлагается расширить установленный пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» перечень активов (за счет включения инвестиционные паев биржевых паевых инвестиционных фондов, а также клиринговых сертификатов участия), в которые можно осуществлять инвестирование денежных средств, составляющих целевой капитал некоммерческой организации.

Законопроектом предлагается изменить подход в отношении расходов, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал. В частности, устанавливается, что размер расходов управляющей компании, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим ЦК (кроме недвижимого имущества), не может превышать определенный договором доверительного управления процент средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении, за отчетный год. При этом он не может быть более 0,2 процента средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении, за отчетный год. Кроме того, впервые расходы, связанные с доверительным управлением недвижимым имуществом, получили отдельное регулирование. Законопроектом предлагается оплачивать такие расходы за счет имущества, составляющего целевой капитал, находящегося в доверительном управлении, при этом размер расходов не может превышать определенный договором доверительного управления процент средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении, за отчетный год.

Предлагается также предельный размер вознаграждения управляющей компании рассчитывать от средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющей компании по договору доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, за отчетный год. Законопроектом предлагается исключить компетенцию Банка России в части регулирования отдельных частных аспектов деятельности по установлению требований, направленных на ограничение рисков при заключении управляющими компаниями, осуществляющими доверительное управление целевым капиталом, договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, а также по установлению порядка и сроков расчета стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющей компании целевого капитала, отнеся их на условия договора доверительного управления между учредителем доверительного управления и управляющей компанией.

Вывод: непосредственно для НКО данный законопроект ничего особо не меняет, но в нем закреплен ряд преимуществ для управляющих компаний.
Подзаголовком данного законопроекта указано: «о приоритете Конституции Российской Федерации».

Законопроектом предлагается внести изменения во множество федеральных законов, в том числе в Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» и др. (а всего 115).

Во все законы вносится идентичная норма о том, что: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом».

Вывод: на НКО это может повлиять в том случае, если при обращении, например, в Европейский суд по правам человека, его решение может быть признано неисполнимым на территории Российской Федерации.
Проект федерального конституционного закона направлен на приведение в соответствие с внесенными ранее изменениями в Конституцию РФ.

Так, число судей сокращается с 19 до 11. У Президента РФ появилось право вносить в Совет Федерации представление об их увольнении. Раньше увольнение судьи было возможно только по представлению самого суда.

Важным изменением является то, что судьям Конституционного Суда запрещено публиковать особые мнения и ссылаться на них в тех случаях, когда они не согласны с решением коллег. Ранее у судей была возможность публично не соглашаться с коллективными решениями коллег. По закону, принятому ещё в 1991 году, особое мнение могло быть опубликовано даже раньше основного решения суда. В 2001 году особое мнение судей было разрешено публиковать только в выходящем шесть раз в год "Вестнике Конституционного суда" – и только вместе с самим решением. По имеющейся в свободном доступе статистике, с 1991 по 2017 год конституционные судьи воспользовались своим правом на особое мнение 360 раз. В некоторых случаях это становилось предметом широкой общественной дискуссии. В 2014 году судья Ярославцев выступил против поправок в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части появления статуса некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Он отметил, что закон закрепляет неравенство общественных организаций и не даёт чёткого определения, что такое "политическая деятельность" для НКО. По его мнению, сам термин "иностранный агент" несовместим с чувством человеческого достоинства. Судья Арановский в 2019-м выразил особое мнение против введения запрета на владение СМИ иностранными гражданами и называл его цензурой и «контролем над умами».
5. Проекты постановлений Правительства.
--------------------------
6. Проекты ведомственных приказов:
Проект приказа подготовлен в связи с изданием приказа Федеральной налоговой службы от 31 августа 2020 г. № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм ‎и требований к оформлению документов, представляемых ‎в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», которым утверждены новые формы документов, представляемых в ФНС России при государственной регистрации юридических лиц.

Проектом приказа предлагается установить, что некоммерческие организации для государственной регистрации представляют в Минюст России и его территориальные органы формы документов, утвержденные приказом № ЕД-7-14/617@, в то время как прежний приказ Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ ‎«Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей ‎и крестьянских (фермерских) хозяйств» признается утратившим свою силу.

Новые формы документов для государственной регистрации будут представляться с 25 ноября 2020 года.

Вывод: принятие приказа закономерно и ожидаемо, поскольку он устраняет коллизию, возникшую после утверждения ФНС новых форм (в случае отсутствия Приказа Минюста, НКО были бы вынуждены подавать документы по старым формам и получать отказ в регистрации от ФНС, требующей подачи документов по новым формам).

Новые формы расширяют перечень запрашиваемых сведений об учредителе и руководителе (появляются дополнительные графы про пол и гражданство), а также вводят дополнительные графы для сведений об организации (появились графы для указания сведений о наличии у организации наименования на иностранном языке, а также графа для внесения наименования организации на английском языке).
7. Иные новости некоммерческого законодательства.
2 октября 2020 года Министерство экономического развития объявило о том, что готовит предложения по усовершенствованию механизма общероссийских классификаторов видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Министр отметил, что зачастую ОКВЭДы в налоговой - одни, в статистике - другие, в Фонде соцстрахования – третьи.

Коды экономической деятельности по общероссийскому классификатору обязательны к указанию для любого юридического лица и индивидуальных предпринимателей. Организация не сможет вести деятельность, если нет соответствующего кода по ОКВЭД, даже если деятельность прописана в Уставе, поэтому очень важно иметь соответствующие экономические виды деятельности, которые отображаются в том числе в ЕГРЮЛ.

Зачастую, особенно это распространено у НКО, формулировка из общего классификатора не точно отображает суть деятельности организации, а иногда и вовсе в смысловом значении весьма расходится с тем, что организации могут делать. В большей степени классификатор подходит для коммерческих юридических лиц и ИП, что же касается НКО, то у них часто возникают проблемы с тем, что тот или иной код содержит описание коммерческой деятельности. Кроме того, в перечне кодов крайне мало тех, что могли подходить именно для некоммерческой деятельности.

Уточнение описания ОКВЭД, расширение перечня, адаптация к тому, что организации делают в действительности – очень важны. Кроме того, в зависимости от прописанных кодов ОКВЭД, организация в установленных случаях имеет право на определенные льготы.
В Письме приведен список локальных актов, которые работодателю рекомендуется издать по вопросам работы с персональными данными:

  • политику оператора персональных данных в отношении обработки персональных данных;
  • положение об обработке и защите персональных данных;
  • обязательство о соблюдении режима конфиденциальности персональных данных;
  • перечень должностей сотрудников, имеющих доступ к персональным данным;
  • приказ о назначении лица, ответственного за организацию обработки персональных данных;
  • приказ об утверждении мест хранения материальных носителей персональных данных.
По вопросу о возможности предоставления согласия на обработку персональных данных в электронной форме в Минцифры России отметили, что такое согласие может быть дано, если иное не установлено федеральным законом, в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, в том числе в письменной форме, с использованием электронной цифровой подписи, акцептирования публичной оферты, получения на мобильный телефон и (или) электронную почту уникальной последовательности символов и иными способами и формами. Вместе с тем, в случаях, когда Законом о персональных данных предусмотрена обработка персональных данных только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных, то равнозначным признается только согласие в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Однако в тексте письма есть и негативный момент. В ведомстве отметили, что письменная форма согласия должна включать в себя цель обработки персональных данных, а согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных может включать в себя только одну цель обработки персональных данных. Указанная норма является императивной и не подлежит расширенному толкованию. При обработке персональных данных субъекта в случаях, требующих составления письменной формы согласия в соответствии с ч. 4 ст. 9 ФЗ «О персональных данных», указанное согласие составляется отдельно для каждой из целей обработки персональных данных. Данным тезисом Минцифры России нивелировало позицию подведомственного ему Роскомнадзора, который ранее допускал включение в одно письменное согласие нескольких целей обработки персональных данных.

В случае отказа в приеме на работу сведения, предоставленные соискателем, должны быть уничтожены в течение 30 дней.

Вывод: данные рекомендации существенно упрощают понимание необходимого объема требующихся внутренних документов, поскольку в этом вопросе существует множество разночтений, а законодательство четкого ответа на сей счет не дает. Даже несмотря на наличие и негативного толкования регулятором отдельных положений закона, озвученная официальная позиция позволяет сформировать алгоритм необходимых действий НКО для соблюдения требований закона и минимизации допускаемых нарушений.