Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Май 2021 года
Проекты федеральных законов



Принятые или вступающие в силу
федеральные законы
Законом внесены изменения в статью 13.15 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за злоупотребление свободой массовой информации, а именно введена новая часть 2.4, в соответствии с которой состав административного правонарушения образует распространение в СМИ и в сообщениях и материалах СМИ в информационно-телекоммуникационных сетях сообщений и (или) материалов иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, включенного в реестр иностранных СМИ-ИА, без указания на то, что эти сообщения и (или) материалы созданы и (или) распространены иностранным СМИ-ИА, и (или) российским юридическим лицом, включенным в реестр иностранных СМИ-ИА.

В качестве ответственности за данное административное правонарушение установлен штраф на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц - от 4 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей.

Схожие составы административных правонарушений за распространение без соответствующей маркировки материалов НКО-ИА, незарегистрированных общественных объединений-ИА и физлиц-ИА, уже урегулированы частями 2.1 – 2.3 статьи 13.15 КоАП РФ.

Также дополнена статья 20.2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования). В нее введена новая часть 6.2, предусматривающая административную ответственность за использование в ходе публичного мероприятия отличительного знака (признака) представителя средства массовой информации лицом, не имеющим права на его использование, с установлением наказания в виде штрафа в размере от 20 000 до 30 000 рублей.

Вывод: внесенными изменениями установлена административная ответственность за нарушения ранее установленных законодательных требований в части распространения материалов и сообщений иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, и за неправомерное использование отличительного знака представителя СМИ в ходе публичных мероприятий.
В законодательство включены нормы о формировании единого реестра некоммерческих организаций для повышения эффективности мер их государственной поддержки и налогового стимулирования.

В соответствии с подпунктом 19.6 пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации юридические лица, передавшие на безвозмездной основе некоммерческим организациям имущество (включая денежные средства), могут включить его в состав внереализационных расходов при определении ими налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом имущество должно быть передано некоммерческим организациям, которые включены в реестры:

- согласно абзацу второму в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом - оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг;

- согласно абзацу четвертому в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Порядок ведения указанных реестров утвержден постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 июня 2020 года № 906 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций» (далее - постановление № 906) и от 11 июня 2020 г. № 847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее - постановление № 847).

Указанные реестры сформированы в период распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе для предоставления дополнительных мер поддержки НКО, аналогичных мерам поддержки, предоставленным субъектам малого и среднего предпринимательства (предоставление кредитов на льготных условиях, освобождение от уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, сборов по налогу на прибыль организаций в части ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во II квартале 2020 года, и другие). Соответственно, после получения указанных преференций необходимость в ведении двух разных реестров отсутствует.

Внесенными изменениями определено ведение единого реестра социально ориентированных некоммерческих организаций и одновременно исключены нормы, в соответствии с которыми формируется два реестра НКО. Правительству РФ предоставлена возможность определять дополнительные критерии для включения НКО в единый реестр.

Вывод: изменения носят положительный характер, поскольку объединяются два реестра НКО, ведущиеся параллельно, а также Правительство РФ получает право расширения перечня критериев для включения НКО в единый реестр.
В ФЗ «О рекламе» введено новое понятие владельца рекламной системы: «владелец рекламной системы - лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для организации распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (включая показ, сообщение потребителю) рекламы на принадлежащих третьим лицам сайтах, информационных системах и (или) программах для электронных вычислительных машин». Иными словами, это некий «посредник», организующий передачу рекламы от рекламодателя к рекламораспространителям.

Следующей новеллой является введение в закон понятия «оператор социальной рекламы», необходимость которого обосновывается обеспечением равных условий распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Оператор социальной рекламы определяется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры), и таковым может стать только не основанная на членстве некоммерческая организация, в состав учредителей которой не входят иностранные граждане, иностранные организации или международные организации. Срок полномочий оператора социальной рекламы составляет 5 лет, но Минцифры может прекратить его досрочно.

Оператор социальной рекламы осуществляет:

1) мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с целью выявления владельцев рекламных систем, а также рекламораспространителей;

2) в случае выявления по результатам мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» владельцев рекламных систем, а также рекламораспространителей, направляет таким лицам уведомление о представлении сведений об объемах, формах, способах и средствах распространения рекламы для формирования прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

3) сбор и учет сведений об объемах, формах, способах и средствах распространения рекламы владельцами рекламных систем, а также рекламораспространителями для формирования прогнозных значений распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Соответствующая методика определяется Минцифры;

4) информирование о доступных объемах размещения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», формах, способах и средствах распространения социальной рекламы, предоставляемых владельцами рекламных систем, а также рекламораспространителями;

5) размещение социальной рекламы посредством информационных систем и программ для электронных вычислительных машин владельцев рекламных систем и рекламораспространителей;

6) в порядке, определенном Минцифры, учет соблюдения владельцами рекламных систем и рекламораспространителями требований о размещении социальной рекламы в установленном объеме (в пределах 5% годового объема распространяемой ими рекламы);

7) подготовку и размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ежегодного отчета о распространении социальной рекламы;

8) представление для утверждения Минцифры, методики определения и уточнения прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы.

Таким образом, деятельность оператора социальной рекламы направлена на владельцев рекламных систем и рекламораспространителей и не затрагивает рекламодателей.

Владельцы рекламных систем и (или) рекламораспространители, аудитория которых в течение суток составляет более 100 000 пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязаны:

1) направлять оператору социальной рекламы сведения об объемах, формах, способах и средствах распространения рекламы для формирования прогнозных значений распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Требования к сведениям об объемах, формах способах и средствах распространения рекламы и порядку их предоставления определяются Минцифры;

2) распространять в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без взимания платы в пределах установленного объема (в пределах 5% годового объема распространяемой ими рекламы), социальную рекламу, размещаемую в информационных системах и программах для электронных вычислительных машин оператором социальной рекламы. Не допускаются любые формы ограничений в отношении оператора социальной рекламы при распространении социальной рекламы.

Уточнены и требования к самой социальной рекламе: она должна содержать машиночитаемую информацию о социальной рекламе, включая пометку «Социальная реклама» и указание на рекламодателя социальной рекламы. Вместе с тем, закреплено, что требования к размещаемой информации о социальной рекламе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» устанавливаются Минцифры.

В отношении владельцев рекламных систем и рекламораспространителей, не исполняющих предлагаемые законопроектом требования, могут применяться меры по ограничению деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все вновь вводимые положения не распространяются на сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которые зарегистрированы в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» в качестве сетевых изданий, а также на телеканалы и (или) радиоканалы. Т.е. полномочия оператора социальной рекламы на них не действуют.

Вывод: с одной стороны, внесенные изменения направлены на обеспечение равных условий для распространения социальной рекламы, для чего в помощь рекламодателям будет определен оператор социальной рекламы. В то же время, предоставление Минцифры права устанавливать требования к информации о социальной рекламе, вызывает опасения возможного чрезмерного регулирования данного аспекта.
Принятые постановления Правительства
Данное постановление Правительства РФ связано со вступающим в силу с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Для 62 видов федерального государственного контроля (надзора) с 1 июля 2021 года начнет действовать процедура обязательного досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов.

С помощью сервиса на портале госуслуг можно будет подать электронную жалобу, отслеживать ее рассмотрение и взаимодействовать с должностными лицами без личного посещения государственного органа. Ответ на обращение должен быть направлен в течение 20 рабочих дней.

Данные правила будут действовать, в том числе, в отношении пожарного надзора, контроля за деятельностью СМИ, соблюдением трудового законодательства и др.

Необходимо напомнить, что в соответствии с п.п. 12, 13 ч. 5 ст. 2 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», положения данного закона НЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ к организации и осуществлению федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций и надзора и контроля за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Т.е. контроль за деятельностью НКО и религиозных организаций со стороны Минюста продолжит осуществляться «в старом режиме», по правилам, определенным Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Вывод: принятие данного Постановления Правительства РФ направлено на реализацию норм вступающего в силу нового закона о госконтроле в части нового механизма обжалования действий контролирующих органов, но для НКО оно не имеет существенного значения, поскольку не затрагивает значимые для НКО виды контроля.
Проекты федеральных законов
4 мая 2021 года на рассмотрение Государственной Думы депутатами В.И. Пискаревым, А.Г. Альшевских, Н.И. Рыжаком, А.К. Исаевым, Р.Д. Курбановым, Д.И. Савельевым, А.В. Чепой, А.Л. Шхагошевым внесен проект федерального закона №1165650-7 «О внесении изменения в статью 3-1 и статью 3-2 Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»
Законопроектом предлагается дополнить перечень запретов, которые являются следствием признания нежелательной на территории РФ деятельности иностранной или международной неправительственной организации. В него предлагается включить «запрет на участие в ее деятельности за пределами территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, и российских юридических лиц».

Также закон предлагается дополнить нормой о том, что деятельность иностранной или международной неправительственной организации может быть признана нежелательной на территории РФ «в случае, если в отношении этой организации получены сведения об оказании ею посреднических услуг при проведении операций с денежными средствами и (или) иным имуществом, принадлежащими иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской федерации, в целях осуществления такой организацией деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности или безопасности государства». При этом ничего не говорится о том, как и каким органом государственной власти должны быть получены эти сведения и должны ли быть подтверждены.

Одновременно этими же депутатами на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона №1165661-7 «О внесении изменений в статью 284-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», которым вводится новый состав преступления, предусматривающий уголовную ответственность не только за руководство иностранной или международной неправительственной организацией, в отношении которой принято решение о признании нежелательной ее деятельности на территории РФ (как это предусмотрено действующей редакцией ст. 284.1 УК РФ), но и фактически за участие в любой форме в деятельности такой организации. В качестве наказания за такое преступление предусматривается штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо принудительными работами на срок до 4 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового, либо лишением свободы на срок от 1 года до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет или без такового.

В настоящее время правоприменительная и судебная практика сложилась таким образом, что НКО штрафуют, например, за хранение на сайте организации материалов с упоминанием организаций, чья деятельность была признана нежелательной на территории РФ, хотя эти материалы были созданы задолго до принятия решения о признании деятельности той или иной организации нежелательной.

Вывод: законопроекты можно расценить как негативные, поскольку размытость и оценочный характер понятия «участие» в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, порождает риски расширительного и произвольного его толкования. Фактически, любое упоминание организации, в отношении которой Генеральной прокуратурой по согласованию с МИД принято решение о нежелательности ее деятельности, образует состав преступления наказанием в виде лишения свободы на срок до 4 лет.
В качестве примеров можно привести следующие судебные решения:

Постановление мирового судьи судебного участка № 14 района Зюзино города Москвы от 30.06.17 по делу № 05-0255/14/2017 (фонд).
Постановление Ярославского областного суда от 01.01.18 по делу № 4А-175/2018 (общественная организация).
Постановление мирового судьи судебного участка №10 по Кировскому району города Уфы Республики Башкортостан от 28.09.17 по делу № 5-583/2017 (автономное учреждение).
Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс Российской Федерации поправки, в соответствии с которым юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее – ИП) смогут уплачивать налоги, отдельные виды сборов и страховые взносы единым налоговым платежом.

Для граждан такая возможность по уплате имущественного, транспортного и земельного налогов действует уже с 1 сентября 2019 года, а НДФЛ - с 1 января 2020 года.

Механизм «единого налогового платежа» позволяет уплачивать обязательные платежи одним платежным поручением без уточнения вида платежа, срока его уплаты, принадлежности к бюджету бюджетной системы Российской Федерации. При этом налоговый орган на основе имеющейся у него информации самостоятельно производит зачет перечисленных средств в счет обязательств плательщика.

В первую очередь сумма единого налогового платежа юридического лица и ИП будет направляться на погашение имеющейся у соответствующего плательщика недоимки, возникшей ранее. Если недоимки нет, то зачет суммы единого налогового платежа будет производиться в счет предстоящих платежей с наиболее ранним сроком уплаты, а в случае их отсутствия - в счет задолженности по уплате пеней, процентов и штрафов.

При этом налоговый орган будет обязан информировать плательщика о принятом решении о зачете денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа, в течение 5 дней со дня принятия такого решения.

Уплатить единый платеж сможет не только сам плательщик, но и иное лицо за него. Однако, иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ единого налогового платежа, перечисленного за плательщика - только сам налогоплательщик имеет на это право.

Принятие таких изменений значительно сократит время, затрачиваемое плательщиком на оформление расчетных документов, а также позволит плательщикам своевременно исполнять свои обязательства перед бюджетом.

При этом у плательщика сохранится право уплачивать платежи по действующему порядку: направлять средства на соответствующие обязательствам коды бюджетной классификации.

В случае принятия закона поправки начнут действовать с 1 января 2022 года.

Вывод: предлагаемые законопроектом изменения в целом носят позитивный характер, поскольку упрощают процедуру уплаты налогов юрлицами и ИП.
25 мая 2021 года Государственной Думой принят в 1 чтении внесенный депутатами П.В. Крашенинниковым, А.М. Макаровым проект федерального закона №1158774-7 «О внесении изменений в статью 181-2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
Предлагаемые изменения предоставляют возможность участвовать в заседании органов управления организаций дистанционно с помощью электронных либо иных технических средств, если при этом используются любые способы, позволяющие достоверно установить лицо, принимающее участие в заседании, и позволяющие ему участвовать в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать. Дистанционные собрания отнесены к очным. Законом, единогласным решением собрания или уставом юридического лица может быть предусмотрено совмещение голосования на очном собрании и заочного голосования.

Уточняются также требования к оформлению протоколов: место проведения собрания необходимо указывать только в случае проведения заседания совместным присутствием участников. В случае же, если собрание проводилось дистанционно, в протоколе будет необходимо отразить способ дистанционного участия в заседании. Сам же протокол составляется в письменной форме, в том числе с помощью электронных либо иных технических средств, если иной способ подтверждения принятия решения собрания не предусмотрен законом, единогласным решением собрания или уставом юридического лица.

При заочном голосовании законопроектом вводится возможность направления документов, содержащих сведения о голосовании, с помощью электронных либо иных технических средств.

Вывод: законопроект носит крайне положительный характер, т.к. закрепляет на законодательном уровне возможность проводить собрания в дистанционной форме, будут сформулированы требования к способам проведения таких собраний и к оформлению решений. Для НКО это означает, что они смогут смело проводить такие собрания и подавать документы в государственные органы, не боясь получить отказ.
Этот законопроект также связан со вступлением в силу с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В соответствии с текстом законопроекта, отдельные положения Федерального закона №294-ФЗ продолжают действовать в отношении 15 видов государственного контроля (надзора), в т.ч. в отношении надзора за деятельностью некоммерческих и религиозных организаций, до 31 декабря 2024 года, а с 1 января 2025 года этот федеральный закон утрачивает свою силу. В связи с этим можно предположить, что к моменту прекращения действия Федерального закона №294-ФЗ, нормы об осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих и религиозных организаций будут введены в специальные законы, регулирующие их деятельность.

Вывод: принимаемый проект ФЗ вносит изменения в специальные законы и связан со вступлением в силу закона о госконтроле, который существенно смягчает существующую систему осуществления государственного контроля (надзора).
Проекты постановлений Правительства
7 мая 2021 года истек срок общественного обсуждения разработанного Минпросвещения России проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности» (по состоянию на 28 мая 2021 не принято)
Проект постановления Правительства разработан в целях реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2021 года № 85-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 июня 2021 года.

В Положении об осуществлении просветительской деятельности предлагается установить порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры, а также порядок проведения контроля за ней.

Предлагаемые проектом Положения направления просветительской деятельности:

- распространение духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

- распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека;

- развитие способности творческого самовыражения и эстетической образованности;

- популяризация достижений современной науки и техники, лучших образцов отечественной и мировой культуры;

- формирование экологической культуры, бережного отношения ‎к природе, рационального использования природных ресурсов;

- распространение знаний о здоровом образе жизни;

- распространение знаний о психологии человека, выборе жизненного пути, профессии, отвечающей индивидуальным способностям, склонностям и интересам человека;

- повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;

- распространение знаний о формах и методах генерации инновационных подходов, нацеливающих сознание людей на создание новых инновационных социально значимых продуктов, открытий, нестандартных решений и т.п.;

- по иным направлениям, соответствующим целям просветительской деятельности, установленным пунктом 35 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В Положении предлагается закрепить перечень форм просветительской деятельности:

1) организация презентаций, лекториев;

2) проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий;

3) организация размещения или распространения информационно-печатной продукции, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

4) организация демонстрации или распространения видео-, аудиоматериалов, том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

5) создание просветительских интернет-порталов;

6) иные формы, обеспечивающие достижение целей просветительской деятельности.

Исходя из п. 4 проекта Положения можно сделать вывод о том, что требования к осуществлению просветительской деятельности распространяются на органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также на заключивших с ними договоры оказания услуг физических лиц (в т.ч. индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, осуществляющих образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры. Таким образом, деятельность физических или юридических лиц, подпадающая под определение «просветительской», не заключивших договор оказания услуг с субъектами осуществления просветительской деятельности, не будет регулироваться Положением.

К физическим и юридическим лицам, заключающим договор об оказании услуг в сфере просветительской деятельности, предлагается установить ряд требований:

- для физических лиц:

а) являются совершеннолетними;

б) принимают (принимали) участие в реализации общественно значимых инициатив и (или) на протяжении не менее 2-х лет, предшествующих заключению договора, осуществляют деятельность, соответствующую направлениям просветительской деятельности, указанным в Положении;

в) отсутствуют ограничения к занятию педагогической деятельностью, предусмотренные статьей 331 Трудового кодекса Российской Федерации;

- для юридических лиц:

а) не включены в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;

б) не имеют задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам;

в) у сотрудников, планируемых к привлечению к непосредственному осуществлению просветительской деятельности, отсутствуют ограничения к занятию педагогической деятельностью, предусмотренные статьей 331 Трудового кодекса Российской Федерации;

г) размещают на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» следующую информацию:

о дате создания юридического лица, об учредителе (учредителях), месте нахождения юридического лица и его представительств и (или) филиалов (при наличии), контактных телефонах и адресах электронной почты;

о персональном составе сотрудников, планируемых к привлечению к непосредственному осуществлению просветительской деятельности, с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы.

Контроль за организациями, подведомственными федеральным органам власти, осуществляется данными органами.

Контроль за соответствием просветительской деятельности ее целям и направлениям осуществляется учредителями организаций, заключивших договор оказания услуг.

Вывод: проект постановления носит негативный характер, поскольку не конкретизирует размытое законодательное определение просветительской деятельности, а лишь добавляет положения, допускающие произвольное применение, фактически распространяет действие норм ФЗ «Об образовании» на организации, не являющиеся его субъектами, вопреки правовой позиции Конституционного суда РФ дискриминирует некоммерческие организации, которые добровольно или в принудительном порядке приобрели статус «выполняющих функции иностранного агента».
20 мая 2021 года Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России объявлено о разработке проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных»
Разработка данного проекта постановления Правительства обусловлена вступающим в силу с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Разрабатываемое положение заменит действующее Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2019 года №146 «Об утверждении Правил организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных».

В положении будет урегулирован порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций далее (Роскомнадзор).

Роскомнадзором объектам контроля будет присвоена одна из 4 категорий риска:

1) значительный риск;

2) средний риск;

3) умеренный риск;

4) низкий риск.

От присвоенной категории риска зависит периодичность контрольных мероприятий:

- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска:

1) выборочный контроль; - периодичность 1 раз в 2 года;

2) инспекционный визит; - периодичность 1 раз в 2 года;

3) выездная проверка; - периодичность 1 раз в 2 года.

- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска:

1) выборочный контроль; - периодичность 1 раз в 3 года;

2) инспекционный визит; - 1 раз в 3 года;

3) документарная проверка; - периодичность 1 раз в 3 года;

4)выездная проверка; - периодичность 1 раз в 3 года.

- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска:

1)документарная проверка; - периодичность 1 раз в 6 лет;

2)выездная проверка; - периодичность 1 раз в 6 лет.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных, имеют право на досудебное обжалование:

1) решений об отнесении контролируемого лица к категориям риска;

2) решений о включении контрольных (надзорных) мероприятий в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;

3) решений, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе в части сроков исполнения этих решений.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федеральный закон от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности. Это одно из существенных отличий нового регулирования госконтроля от действующего Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с которым (п. 4 ст. 21), руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Т.е. ранее обжалование в административном порядке не исключало право на одновременное обращение в суд. С 1 июля 2021 года для подачи жалобы в суд сначала должна пройти процедура досудебного обжалования.

В приложении к проекту сформулированы критерии отнесения к категориям риска, в соответствии с которыми, деятельность НКО во многих случаях может расценена как категории значительного или даже высокого риска. Следует отметить, что в п. 11 проекта в перечне категорий риска «высокий» не указан вообще, но в приложении, определяющем критерии, он есть. Очевидно, что проект нуждается в более тщательной проработке.

Вывод: проект не носит негативного характера для деятельности НКО, т.к. реализует вступающие в силу положения нового Федерального закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который в целом существенно либерализует порядок осуществления госконтроля. Вместе с тем, проект содержит в себе серьезные противоречия и нуждается в доработке.
Хотите получать обзоры на e-mail?
Оставьте свой e-mail в форме ниже, и мы будем отправлять Вам раз в месяц обзор некоммерческого законодательства