Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Июнь 2021
Принятые или вступающие в силу
федеральные законы
Данным законом закреплено, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения 5 лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения 3 лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

Вывод: непосредственно для НКО данный закон ничего не меняет (деятельность экстремистских и террористических организаций запрещена по решению суда), а вот для лиц, участвовавших в деятельности таких организаций, возникает временный запрет на участие в избирательном процессе: для членов руководящих органов – 5 лет, для членов и работников – 3 года.
Принятие данного закона связано со вступающим в силу с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», отдельные положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» продолжают действовать в отношении 15 видов государственного контроля (надзора), в т.ч. в отношении надзора за деятельностью некоммерческих и религиозных организаций, до 31 декабря 2024 года, а с 1 января 2025 года этот федеральный закон утрачивает свою силу. До этого времени контроль за деятельностью НКО и религиозных организаций будет осуществляться Минюстом по действующим сейчас правилам.

В отношении всех остальных видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (в т.ч. пожарного надзора, контроля за соблюдением норм трудового законодательства и т.д.) в специальные законы внесены изменения, приводящие их в соответствие с новым законом о госконтроле.

Вывод: принятый закон вносит в законодательство изменения технического характера. Изменения направлены на приведение его в соответствие с новым законом, регулирующим сферу осуществления госконтроля, который существенно смягчает и упрощает существующую систему осуществления государственного контроля (надзора), но не в отношении осуществления контроля Минюста за деятельностью НКО.

Внесенные изменения предоставляют возможность участвовать в заседании органов управления организаций дистанционно с помощью электронных либо иных технических средств, если при этом используются любые способы, позволяющие достоверно установить лицо, принимающее участие в заседании, и позволяющие ему участвовать в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать. Дистанционные собрания отнесены к очным. Законом, единогласным решением собрания или уставом юридического лица может быть предусмотрено совмещение голосования на очном собрании и заочного голосования.

Уточнены также требования к оформлению протоколов: место проведения собрания необходимо указывать только в случае проведения заседания совместным присутствием участников. В случае же, если собрание проводилось дистанционно, в протоколе будет необходимо отразить способ дистанционного участия в заседании. Сам же протокол составляется в письменной форме, в том числе с помощью электронных либо иных технических средств, если иной способ подтверждения принятия решения собрания не предусмотрен законом, единогласным решением собрания или уставом юридического лица.

При заочном голосовании закреплена возможность направления документов, содержащих сведения о голосовании, с помощью электронных либо иных технических средств.

Вывод: изменения носят исключительно положительный характер, т.к. закрепили на законодательном уровне возможность проводить собрания в дистанционной форме, сформулированы требования к способам проведения таких собраний и к оформлению решений. Для НКО это означает, что они смогут смело проводить такие собрания и подавать документы в государственные органы, не боясь получить отказ.

Суть нововведений заключается в следующем. В текущей редакции ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон 115-ФЗ) операции некоммерческих организаций подлежат обязательному контролю в случае, если НКО получает денежные средства в размере, превышающем 100 000 рублей, от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства либо проводит расходную операцию на аналогичную сумму.

Эта норма в Законе №115-ФЗ изменена: любая операция НКО будет подлежать обязательному контролю, что будет установлено на уровне федерального законодательства.

Таким образом, любая операция НКО, занимающейся общественно-полезной деятельностью, будет подлежать обязательному контролю в соответствии с федеральным законом.

Принципиально эти изменения вряд ли затронут деятельность некоммерческих организаций, так как сейчас среди критериев подозрительных операций, о которых необходимо информировать службу финансовой разведки (Росфинмониторинг), утвержденных Приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 года №103. есть критерий №1122: «Совершение операции (сделки) в случае, когда клиент является некоммерческой организацией, иностранной некоммерческой неправительственной организацией и ее отделением, представительством и филиалом, осуществляющим свою деятельность на территории Российской Федерации, и такая операция (сделка) не подлежит обязательному контролю в соответствии с п. 1.2 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ».

То есть, и так сейчас все контролируется.

Помимо указанного выше изменения, статья 6 Закона №115-ФЗ дополнена пунктом 1.3-1, в соответствии с которым любое получение денег субъектом (человеком, организацией или филиалом иностранной организации) на территории России от плательщика из иностранного государства, включенного в особый перечень, также будет подлежать обязательному контролю. Перечень будет утверждаться Росфинмониторингом совместно с ЦБ и, к сожалению, будет относиться к информации с ограниченным доступом: знать о включенных в него юрисдикциях будут только банки.

Важно напомнить, что такое обязательный контроль в рамках Закона №115-ФЗ. Это совокупность принимаемых Росфинмониторингом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему банками, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На практике это означает, что при наличии операции, которая подлежит обязательному контролю в соответствии с Законом №115-ФЗ либо в соответствии с нормативными актами Росфинмониторинга (например, Приказом №103, упомянутым выше), банки обязаны сообщать о ней в службу финансовой разведки. Росфинмониторинг может через банк затребовать дополнительные документы по такой операции, а также сообщить о ней в Министерство юстиции, основной контролирующий орган НКО.

Изменения в этой части вступят в силу с 1 октября 2021 года.

Законом расширены основания для признания деятельности иностранной или международной неправительственной организации (далее - ИМНПО) нежелательной на территории Российской Федерации.

ИМНПО может быть признана нежелательной в случае, если в отношении этой организации получены сведения об оказании ею посреднических услуг при проведении операций с денежными средствами и (или) иным имуществом, принадлежащими иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации, в целях осуществления такой организацией деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности или безопасности государства. Таким образом, установлено, что любые финансовые операции, информация о которых имеется в распоряжении Росфинмониторинга и ЦБ, между ИМНПО, находящейся в реестре «нежелательных» и иной ИМНПО, законно осуществляющей деятельность на территории РФ, целью которых является передача финансовых средств или иного имущества любому лицу на территории РФ для осуществления им деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности или безопасности государства, влечет за собой практически автоматическое признание деятельности такой ИМНПО нежелательной.

Часть 3 ст. 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 272-ФЗ) предусматривает последствия для организаций, деятельность которых признана нежелательной.
К таким последствиям относится, в частности:
  • запрет на создание (открытие) на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранной или международной неправительственной организации и прекращение в определенном законодательством Российской Федерации порядке деятельности ранее созданных (открытых) на территории Российской Федерации таких структурных подразделений;
  • запрет на распространение информационных материалов, издаваемых иностранной или международной неправительственной организацией и (или) распространяемых ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также производство или хранение таких материалов в целях распространения;
  • запрет на осуществление на территории Российской Федерации программ (проектов) для иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации;
  • запрет за проведение любых финансовых операций, если одной их сторон является организация, деятельность которой признана нежелательной;
  • запрет на создание иностранной или международной неправительственной организацией на территории Российской Федерации юридических лиц либо участие в них
Часть 3 статьи 3.1 дополнена новым последствием признания деятельности ИМНПО нежелательной, а именно:

«гражданам Российской Федерации, лицам без гражданства, постоянно проживающим в Российской Федерации, и российским юридическим лицам устанавливается запрет на участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации за пределами территории Российской Федерации.».

Таким образом, невозможно участие в конференциях, организуемых «нежелательными» ИМНПО, публикации в финансируемых ими изданиях, распространение информации о них, в том числе упоминание их названий, — все это будет признаваться участием в деятельности, где бы физически ни происходили действия или мероприятия.

Изменения вступят в силу через 10 дней после официального опубликования, т.е. с 7 июля 2021 года.

Одновременно Президентом РФ подписан Федеральный закон от 28 июня 2021 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

В ч. 3 статьи 1.8 КоАП РФ (Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве) внесено дополнение о том, что лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.33 настоящего Кодекса (прим. – (в действующей редакции) - Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности), за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, если указанное административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если указанное лицо не было привлечено за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве.

В ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ (Давность привлечения к административной ответственности) закреплено, что срок давности по ст. 20.33 КоАП РФ составляет 2 года.

Сама статья 20.33 КоАП изложена в новой редакции:

«Статья 20.33. Участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности

Участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение запретов, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - работников аппаратов избирательных комиссий - дисквалификацию сроком на один год; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.».

Таким образом, в корне изменена суть статьи: вместо «осуществления деятельности на территории РФ» состав административного правонарушения будет образовывать любое участие в деятельности «нежелательной» организации, причем, как на территории РФ, так и за рубежом. Отсутствие в законодательстве четкого определения понятия «участие» позволит на практике трактовать его максимально расширительно.

В настоящее время правоприменительная и судебная практика сложилась таким образом, что НКО штрафуют, например, за хранение на сайте организации материалов с упоминанием организаций, чья деятельность была признана нежелательной на территории РФ, хотя эти материалы были созданы задолго до принятия решения о признании деятельности той или иной организации нежелательной.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях по ст. 20.33 КоАП поручено судьям районных судов.

Закон вступает в силу по истечение 10 дней после официального опубликования, т.е. с 7 июля 2021 года.

Еще одним связанным законом является Федеральный закон 1 июля 2021 года №292-ФЗ «О внесении изменения в статью 284-1 Уголовного кодекса Российской Федерации», которым статья 284.1 УК РФ изложена в новой редакции:

«Статья 284.1. Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности

1. Участие в деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного настоящей статьей, -

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

2. Предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для обеспечения деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, -

наказывается обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок от одного года до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

3. Организация деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, -

наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок от двух до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности по данной статье, если оно добровольно прекратило участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо способствовало пресечению деятельности такой организации, для обеспечения которой оно предоставляло или собирало средства либо оказывало финансовые услуги, и если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления.».

В предыдущей редакции ст. 284.1 УК РФ был закреплен всего один состав преступления, предусматривавший уголовную ответственность за руководство деятельностью на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участие в такой деятельности, совершенные лицом, которое ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года. В новой же редакции статьи (этот состав теперь является частью 1 ст. 284.1 УК РФ) состав преступления образует только участие в любой форме в деятельности «нежелательной» организации, и уголовная ответственность наступает только если лицо ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное деяние (т.е. по ст. 20.33 КоАП) либо уже имеет судимость за совершение преступления, предусмотренного 284.1 УК РФ.

В статью 284.1 УК РФ добавлены еще два отдельных состава преступления, предусматривающих уголовную ответственность за предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для обеспечения деятельности «нежелательной организации», и за организацию ее деятельности на территории РФ.

Таким образом, сбор пожертвований или финансирование в любом другом виде деятельности «нежелательной» организации отныне образует состав уголовного преступления. Важно отметить, что действие части 2 ст. 284.1 УК РФ распространяется на финансирование деятельности «нежелательной организации», осуществляемой только на территории РФ.

Что же касается новой части 3 ст. 284.1 УК РФ, то не очень понятно какие более конкретные формы участия в деятельности «нежелательной» организации (ч. 1 ст. 284.1 УК РФ) могут трактоваться как «организация» ее деятельности, в виду размытости данного термина. При этом срок лишения свободы за «организацию» существенно выше, чем за «участие». Как уже отмечалось выше, сложившаяся судебная практика пошла по пути максимальной широкого толкования термина «осуществление» деятельности «нежелательной» организации (предыдущая редакция ст. 20.33 КоАП), в связи с чем возникают опасения, что и в отношении толкования термина «организация» будет применяться такой же подход.

Вывод: несмотря на то, что в части усиления контроля за финансовыми операциями НКО, для них ничего существенно не изменится (фактически такой контроль в полной мере осуществлялся и ранее), размытость и оценочный характер понятий «участие» в деятельности иностранной или международной неправительственной организации или «организация» ее деятельности, порождает риски расширительного и произвольного его толкования. Фактически, любое упоминание организации, в отношении которой Генеральной прокуратурой по согласованию с МИД принято решение о нежелательности ее деятельности на территории РФ (при том, что и перечень оснований для принятия таких решений расширяется), может образовывать состав и административного правонарушения и уголовного преступления с чрезвычайно жесткими видами наказаний.

Исключение сделано только для определенных организационно-правовых форм, таких как:
государственные внебюджетные фонды, государственные компании и государственные корпорации, государственные образовательные учреждения; публично-правовые компании; потребительские кооперативы; товарищества собственников недвижимости; садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества; объединения работодателей.
В существующей редакции это: угроза основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, в том числе способствование либо препятствование выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме (включая участие в иных формах в избирательных кампаниях, кампаниях референдума, за исключением участия в избирательных кампаниях, кампаниях референдума в качестве иностранных (международных) наблюдателей.
Принятые ведомственные приказы:
Приказ принят в развитие норм Федерального закона от 30 декабря 2020 года №481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности», которым в Федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» была введена новая статья 29.1, предусматривающая учет общественных объединений, которые функционируют без приобретения прав юридического лица (далее – незарегистрированные общественные объединения), получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников и участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ. Следует отметить, что до внесения поправок 481-ФЗ, никакой учет общественных объединений, не имеющих статуса юридического лица, Минюстом не велся.

Суть Приказа состоит в урегулировании технической стороны создания и ведения реестра незарегистрированных общественных объединений, получающих финансирование из иностранных источников и участвующих в политической деятельности.

Приказом утверждены (приложения к приказу):

1) порядок ведения реестра незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента;

2) порядок и сроки уведомления общественным объединением, функционирующим без приобретения прав юридического лица, ‎о получении (намерении получать) денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников и об участии (намерении участвовать) в политической деятельности на территории РФ;

3) форма отчета общественного объединения, включенного ‎в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, информации об объеме денежных средств и (или) иного имущества, полученных от иностранных источников в отчетный период, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества, об их фактическом расходовании и использовании;

4) форма сообщения общественного объединения, включенного ‎в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, об изменении сведений, указанных в части 3 ст. 29.1 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

5) форма заявления общественного объединения, включенного ‎в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, об исключении ‎из реестра незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента.

Включение в реестр производится по 2 основаниям:

а) поступление в Минюст уведомления от самого незарегистрированного общественного объединения;

б) поступление в Минюст документов от государственных органов, подтверждающих получение общественным объединением, которое функционирует без приобретения прав юридического лица, и не подало уведомление, денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников ‎и участие в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ.

Уведомление должно быть подано:

- не позднее чем за 10 рабочих дней до начала осуществления политической деятельности на территории Российской Федерации, если объединение в течение года, предшествующего осуществлению политической деятельности на территории Российской Федерации, получало денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников;

- в течение 10 рабочих дней после получения денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников, если объединение в течение года, предшествующего получению указанных денежных средств и (или) иного имущества, участвовало в политической деятельности;

- не позднее чем за 10 рабочих дней до начала осуществления политической деятельности на территории Российской Федерации и получения денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников, если объединение намеревается получать денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников и участвовать в политической деятельности на территории Российской Федерации.

Объединение освобождается от подачи уведомления в случае, если денежные средства и (или) иное имущество, полученные от иностранных источников, были возвращены отправителю в течение 3 рабочих дней с момента их поступления.

В уведомлении должны содержаться следующие сведения:

- цели деятельности объединения;

- структура объединения; дата создания объединения;

- территория, в пределах которой объединение осуществляет свою деятельность;

- об учредителях и (или) о руководителях объединения;

- адрес (место нахождения) руководящего органа объединения, по которому осуществляется связь с объединением;

- источники формирования денежных средств и (или) иного имущества, в том числе банковские счета, используемые для осуществления деятельности объединения.

К уведомлению (рекомендуемый образец уведомления приведен в приложении) прилагается копия устава объединения, также по инициативе заявителей могут прилагаться иные документы.

Минюст не вправе отказать в приеме уведомления.

Отчет незарегистрированного общественного объединения, включенного в реестр, включает в себя помимо аналогичных сведений из уведомления также сведения по каждому источнику поступления денежных средств и иного имущества, о целях их расходования и о фактическом расходовании.

Несмотря на закрепление в законе обязанности незарегистрированных общественных объединений подавать уведомление, если они соответствуют необходимым признакам (иностранное финансирование и политическая деятельность), остается непонятным, как именно данные нормы могут реализовываться на практике, поскольку общественное объединение без статуса юрлица не может иметь банковские счета и вести финансово-хозяйственную деятельность. Фактическое же принуждение физических лиц, входящих в органы управления незарегистрированного общественного объединения, сообщать Минюсту сведения о своих личных счетах, использование которых для финансирования деятельности незарегистрированного общественного объединения неочевидно и недоказуемо, опять же в связи с невозможностью получения этих средств на счет объединения, является нарушением прав граждан.

Это же касается и необходимости включения в подаваемое уведомление и в последующую отчетность информации о полученных незарегистрированным общественным объединением пожертвованиях, поскольку получение пожертвований в виде денежных средств невозможно из-за отсутствия счета у объединения, на который они должны быть зачислены, а в случае получения пожертвования в виде имущества его невозможно поставить на баланс объединения ввиду нераспространения на объединения, не имеющие статуса юридического лица, требований законодательства о бухучете. Получение же пожертвования гражданином в соответствии с ч. 3 ст. 582 Гражданского кодекса РФ должно быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. Только наличие такого условия может «привязать» пожертвование к деятельности незарегистрированного общественного объединения. При отсутствии такого условия пожертвование гражданину считается обычным дарением.

Вывод: Приказ Минюста носит крайне негативный характер, поскольку является реализацией введенных в законодательство норм о распространении на деятельность общественных объединений, не имеющих статуса юридического лица, положений, применимых исключительно к юридическим лицам. Отсутствие механизма реализации внесенных в законодательство размытых и произвольно трактуемых норм об учете незарегистрированных общественных объединений фактически позволяет Минюсту требовать предоставления информации о получении денежных средств или иного имущества от физических лиц, в то время как «связь» этих денежных средств или иного имущества с деятельностью незарегистрированных общественных объединений в подавляющем большинстве случаев неочевидна и недоказуема.

Проекты федеральных законов
1 июня 2021 года Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона
№1184356-7 «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»

Законопроектом предлагается изложить в новой редакции статью 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», которая в действующей редакции называется: «Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя». В новой редакции статью предлагается назвать: «Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя».

Предлагается изменить формулировку о том, что условия договора, ущемляющие права потребителя вместо недействительных (в действующей редакции), признаются недопустимыми и ничтожными.

Расширяется перечень лиц, которые обязаны возместить убытки потребителю, возникшие из-за включения в договор условий, ущемляющих его права: помимо продавца, исполнителя и изготовителя, норма распространяется и на уполномоченные организации или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров, владельцев агрегаторов.

Устанавливается срок удовлетворения требования потребителя о возмещении убытков – 10 дней.

Предлагается установить запрет для продавца (исполнителя, владельца агрегатора) отказывать в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора в связи с отказом потребителя предоставить свои персональные данные, если они не связаны непосредственно с исполнением договора. Эта новелла полностью коррелируется с одной из основополагающих норм Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» (ст. 5), гласящей, что обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки и не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) обязан в письменной форме сообщить в течение 7 дней по требованию потребителя о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных. Если потребитель предъявил такое требование в устной форме, то такая информация должна быть предоставлена незамедлительно.

Одновременно Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона №1184517-7 «О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» - https://sozd.duma.gov.ru/bill/1184517-7, которым предлагается статью 14.8 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за нарушение иных прав потребителей, дополнить новой часть 6, закрепляющей, что:

«Отказ в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, когда обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством Российской Федерации или связана с непосредственным исполнением договора с потребителем, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.11 настоящего Кодекса (прим. - Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных), -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.».

В случае принятия оба законопроекта вступят в силу с 1 марта 2022 года.

Вывод: законопроекты расцениваются как положительные, поскольку направлены на защиту прав потребителей в случаях принуждения их к заключению договоров, содержащих условия, ущемляющие их права, в т.ч. устанавливают запрет требования от потребителя передачи его персональных данных, не обусловленных предметом договора и административную ответственность за нарушение этого запрета. Для НКО же будет необходимо пересмотреть свои формы договоров и исключить из них положения, которые могут быть истолкованы как ущемляющие права потребителя.
К ним относятся условия, которые:

1) предоставляют продавцу (исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (о предмете, цене, сроке и иных согласованных с потребителем условий), за исключением случаев, когда законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления договором такого права;

2) ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров, предусмотренный пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона;

3) устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права, установленного статьей 32 настоящего Закона;

4) исключают или ограничивают ответственность продавца (исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, владельца агрегатора) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом;

5) обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), а также создают для потребителя иные обременения, в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров;

6) предусматривают оказание дополнительных услуг за плату без получения согласия потребителя;

7) ограничивают установленное статьей 161 настоящего Закона право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг);

8) содержат основания досрочного расторжения продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) договора, не предусмотренные законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации;

9) уменьшают размер законной неустойки;

10) ограничивают право выбора вида требований, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона могут быть предъявлены продавцу, исполнителю, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру при продаже товара (оказании услуг, выполнении работ) ненадлежащего качества;

11) устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом;

12) перекладывают на потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;

13) ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав;

14) иные условия, нарушающие правила, установленные международными договорами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
23 июня 2021 года Советом Федерации одобрен и направлен на подпись Президенту РФ внесенный 22 февраля 2021 года Правительством РФ проект федерального закона №1116819-7 «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Законопроектом предлагается урегулировать вопросы, связанные с проведением публичных слушаний в муниципальных образованиях.

Так, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на официальном сайте субъекта Российской Федерации или муниципального образования с учетом положений Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством их размещения на официальном сайте.

Также уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования может быть установлено, что для этих целей может использоваться федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Вывод: законопроект носит положительный характер, поскольку направлен на упрощение доступа жителей муниципальных образований к проводимым в них публичным слушаниям, в т.ч. в условиях эпидемиологических ограничений, и повышение активности участия граждан в этих слушаниях.

23 июня Советом Федерации одобрен и направлен на подпись Президенту РФ внесенный 31 мая 2021 года Правительством РФ проект федерального закона «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
Данный проект был разработан Минюстом России и прошел процедуру общественного обсуждения с 25 января по 8 февраля 2021 года - https://regulation.gov.ru/projects#npa=112593.

Текст принятого Государственной Думой законопроекта отличается от первоначальной редакции, выносившейся на общественное обсуждение – изменены номера частей, в которые вносятся изменения.

Так, в статью 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», регулирующую соблюдение банковской тайны, предлагается внести следующие изменения (с соответствующим сдвигом нумерации частей статьи):

1. дополнить новой частью 10, устанавливающей, что «Информация об операциях и о счетах некоммерческих организаций, за исключением некоммерческих организаций, указанных в пункте 4 статьи 1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (прим. - это религиозные организации), представляется кредитными организациями федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций (прим. – Министерство юстиции РФ), по запросам, направленным руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Таким образом, Министерству юстиции РФ фактически разрешается доступ к информации, составляющей банковскую тайну в отношении некоммерческих организаций всех организационно-правовых форм, на которые распространяется действие Федерального закона «О некоммерческих организациях» и Федерального закона «Об общественных объединениях»;

2. дополнить новой частью 15, закрепляющей, что «Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций (прим. – Минюст), не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.». Тем самым логично установлена обязанность должностных лиц Минюста соблюдать конфиденциальность. Дополнительно это подтверждается включением Минюста в список органов власти, которые несут ответственность (часть 16 в новой нумерации). За разглашение банковской тайны в законодательстве предусмотрена административная ответственность по ст. 13.14 КоАП РФ (Разглашение информации с ограниченным доступом) и уголовная ответственность по ст. 183 УК РФ (Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну). Вместе с тем, сложность доказывания факта разглашения информации, составляющей банковскую тайну, конкретным должностным лицом, вызывает серьезные опасения относительно четкого соблюдения Минюстом режима конфиденциальности, а также возможного использования данной информации для давления на конкретные НКО (например, распространение информации в СМИ).

В соответствии со ст. 26 (ч. 1) ФЗ «О банках и банковской деятельности», кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

При внесении законопроекта на рассмотрение Государственной Думы в пояснительной записке к законопроекту было указано, что «для проверки соответствия расходования денежных средств некоммерческими организациями уставным целям Минюсту России ‎и его территориальным органам необходима информация ‎о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций. Указанная информация при проведении проверок запрашивается непосредственно у проверяемых организаций. При этом некоммерческой организацией запрашиваемые документы могут быть представлены не полностью или вовсе не представлены».

В соответствии с пп. 4 п. 5 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», Минюст России, действительно, имеет право проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами. В рамках таких проверок Минюстом России у проверяемых некоммерческих организаций запрашиваются бухгалтерские документы, копии договоров и иные документы, подтверждающие расходование денежных средств и использование иного имущества. За непредставление требуемой Минюстом информации или за ее представление в неполном или искаженном виде действующим законодательством предусмотрена административная ответственность по ст. 19.4 КоАП РФ (Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль), ст. 19.4.1 КоАП РФ (Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля), ст. 19.7 КоАП (Непредставление сведений (информации).

Помимо получения информации непосредственно от проверяемой некоммерческой организации, Минюст России в постоянном режиме получает информацию от Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) в соответствии со п. 14.1 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», который гласит, что «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, анализирует информацию об операциях некоммерческих организаций, полученную им на основании Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и при наличии оснований, свидетельствующих о неполноте и (или) недостоверности указанной информации либо о том, что некоммерческая организация не исполняет или не в полной мере исполняет требования законодательства Российской Федерации, сообщает об этом органу, принявшему решение о государственной регистрации данной некоммерческой организации, по запросу указанного органа или по собственной инициативе». Федеральные органы государственного финансового контроля и налоговые органы также сообщают в Минюст о результатах контроля соответствия расходования денежных средств уставным целям деятельности некоммерческих организаций (п. 14 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Таким образом, Минюст России обладает всеми возможностями получения полного объема информации, необходимого для реализации им своих контрольных полномочий. В связи с этим, предоставление Минюсту России права доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну, является избыточной и необоснованной мерой. Аргументация Минюста о том, что проверяемые организации могут не представить или представить неполную информацию, является несостоятельной.

Вывод: законопроект носит негативный характер, поскольку предоставление Минюсту России права доступа к сведениям о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций, составляющим банковскую тайну, является избыточной и необоснованной мерой, а также создает риски их неправомерного разглашения и причинения ущерба интересам некоммерческих организаций.

Проекты постановлений Правительства
2 июня 2021 года истек срок общественного обсуждения разработанного Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных».
В настоящее время проект постановления находится на рассмотрении в Правительстве РФ.

Разработка данного проекта постановления Правительства обусловлена вступающим в силу с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Разрабатываемое положение заменит действующее Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2019 года №146 «Об утверждении Правил организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных».

В новом положении будет урегулирован порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций далее (Роскомнадзор).

Роскомнадзором объектам контроля будет присвоена одна из 4 категорий риска:

1) высокий риск

2) значительный риск;

3) средний риск;

4) умеренный риск;

5) низкий риск.

От присвоенной категории риска зависит периодичность контрольных мероприятий:

- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, 1 раз в 2 года:

1)инспекционный визит или

2)выездная проверка.

- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, 1 раз в 3 года:

1)инспекционный визит или

2)выездная проверка.

- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, 1 раз в 4 года:

1)инспекционный визит или

2)документарная проверка или

3)выездная проверка.

- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, 1 раз в 6 лет:

1)документарная проверка или

2)выездная проверка.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных, имеют право на досудебное обжалование:

1) решений об отнесении контролируемого лица к категориям риска;

2) решений о включении контрольных (надзорных) мероприятий в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;

3) решений, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе в части сроков исполнения этих решений.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федеральный закон от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности. Это одно из существенных отличий нового регулирования госконтроля от действующего Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с которым (п. 4 ст. 21), руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Т.е. ранее обжалование в административном порядке не исключало право на одновременное обращение в суд. С 1 июля 2021 года для подачи жалобы в суд сначала должна пройти процедура досудебного обжалования.

Вывод: проект не носит негативного характера для деятельности НКО, т.к. реализует вступающие в силу положения нового Федерального закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который в целом либерализует порядок осуществления госконтроля.

Данный проект постановления Правительства разрабатывается в развитие норм Федерального закона от 30 апреля 2021 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в статью 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым в единый реестр должны быть объединены:

- реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом - оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг;

- реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Порядок ведения указанных реестров утвержден постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 июня 2020 года № 906 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций» и от 11 июня 2020 г. № 847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

Проектом постановления предлагается утвердить положение о ведении единого реестра и определить Минэкономразвития России в качестве уполномоченного органа по его формированию и ведению.

В реестр будут включаться НКО:

- являющиеся получателями грантов Президента Российской Федерации ‎по результатам конкурсов, проведенных Фондом – оператором президентских грантов по развитию гражданского общества (далее – организация, уполномоченная на предоставление грантов), или получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления один раз и более в течение трех лет на момент включения в реестр;

- являющиеся исполнителями общественно полезных услуг;

- являющиеся поставщиками социальных услуг;

- являющиеся частными образовательными организациями, осуществляющими ‎на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

- являющиеся благотворительными организациями, зарегистрированными ‎в установленном законодательством Российской Федерации порядке ‎и представившими в Минюст России отчет о своей деятельности в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» за два года, предшествующих дате включения в реестр;

- являющиеся получателями имущественной поддержки федерального, государственного или муниципального имущества на срок предоставления такой поддержки, но не более чем на три года.

НКО, соответствующие вышеуказанным критериям для включения в реестр, имеют право подать заявку в Общественную палату РФ или общественные палаты субъектов РФ.

В реестр не может быть включена некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления.

НКО исключается из реестра в случае:

- выявления несоответствия поданных некоммерческой организацией данных пункту 7 настоящего Положения, за исключением технических ошибок или опечаток в течение 10 рабочих дней органом исполнительной власти или уполномоченной организацией, ответственными за ее включение в реестр;

- выявления несоответствия некоммерческой организации требованиям, установленным пунктами 3 и 3.1 настоящего Положения в течение 10 рабочих дней органом исполнительной власти или уполномоченной организацией, ответственными за ее включение в реестр;

- получения некоммерческой организацией субсидии из бюджета бюджетной системы Российской Федерации более трех лет назад, предшествующих дате включения некоммерческой организации в реестр оператором в соответствии с пунктом 19 настоящего Положения;

- неисполнения некоммерческой организацией существенных условий соглашения (договора) о предоставлении субсидии или гранта на основании проверки, проведенной главным распорядителем бюджетных средств и органами государственного финансового контроля в течение 10 рабочих дней органом власти или уполномоченной организацией, ответственными за ее включение в Реестр, в том числе, в случае получения субсидий или грантов из нескольких источников и нарушения существенных условий одного соглашения (договора);

- ликвидации, реорганизации или исключения некоммерческой организации из единого государственного реестра юридических лиц соответствующим органом исполнительной власти или уполномоченной организацией, ответственными за ее включение в реестр в течение 10 рабочих дней со дня, когда стало известно об этом;

- непредставления в Минюст России отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Вывод: проект постановления направлен на техническую реализацию законодательных норм о ведении единого реестра СОНКО, которые расцениваются как положительные из-за сокращения количества разных реестров и предоставления Правительству РФ права устанавливать дополнительные основания для включения в реестр.

Иные новости некоммерческого законодательства и судебная практика
Разъяснение ФАС России от 24 мая 2021 года № АК/41745/21 «О квалификации в качестве рекламы информации о бесплатных услугах, оказываемых некоммерческой организацией».

ФАС России отметил, что совокупный анализ положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О рекламе», а также Федерального закона «О некоммерческих организациях» позволяет сделать вывод о том, что является рекламой информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к предпринимательской деятельности некоммерческой организации, а также к некоммерческой организации без конкретизации деятельности такой организации, при условии того, что такая некоммерческая организация осуществляет, в том числе, предпринимательскую деятельность.

Информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к деятельности некоммерческой организации, не являющейся предпринимательской деятельностью, рекламой не является, и требования Федерального закона «О рекламе» на такую информацию не распространяются.

23 июня 2021 года Росфинмониторингом опубликованы методические рекомендации «Что делать, если банк ограничил операции по счету?», которые могут быть интересны и для НКО.

Хотите получать обзоры на e-mail?
Оставьте свой e-mail в форме ниже, и мы будем отправлять Вам раз в месяц обзор некоммерческого законодательства