Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Июль 2021
Принятые или вступающие в силу
федеральные законы
Новый Ф З о госконтроле для большинства видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля заменяет собой Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее —Закон 294-ФЗ), однако, для 15 видов государственного контроля (надзора) он продолжает действовать до 31 декабря 2024 года, после чего полностью утрачивает свою силу.

ВАЖНО: в соответствии с п.п. 12, 13 ч. 5 ст. 2 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», положения данного закона НЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ к организации и осуществлению федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций и надзора и контроля за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Таким образом, контроль Минюста России за деятельностью НКО и религиозных организаций до 31 декабря 2024 года будет проводиться по старым правилам. Несмотря на то, что это означает для НКО некую «привычность» контрольных мероприятий со стороны Минюста, данное законодательное исключение все же расценивается как негативное, поскольку на основной для НКО вид государственного контроля не будет распространяться значительно более мягкое регулирование нового ФЗ о госконтроле.

В соответствии с новым законом под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

В соответствии со ст. 18 ФЗ о госконтроле, Минэкономразвития обязано запустить единый реестр видов контроля, но по состоянию на 30 июля 2021 года он находится в стадии разработки. Предусмотренный ст. 19 ФЗ о госконтроле Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий интегрирован в уже ведущийся Генеральной прокуратурой РФ Единый реестр проверок.

В качестве существенных отличий нового ФЗ о госконтроле от Закона 294-ФЗ можно выделить следующие:

 — судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности (ч. 2 ст. 39). В соответствии же с п. 4 ст. 21 Закона 294-ФЗ, действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке (т.е. с одновременным использованием обоих механизмов обжалования). Досудебное обжалование может быть инициировано с использованием сервиса на портале госуслуг;

 — документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также специалистами, экспертами, привлекаемыми к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, составляются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом используются как типовые формы документов, так и иные формы документов, утверждаемые контрольными (надзорными) органами;

 — вводится понятие «контролируемые лица» — граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю (действие Закона 294-ФЗ распространяется только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

 — вводится новый участник государственного контроля (надзора) —свидетель — лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения о фактических обстоятельствах, имеющих значение для принятия решения при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, специального режима государственного контроля (надзора). Участие свидетеля является добровольным, но он предупреждается об ответственности за предоставление заведомо ложных сведений (при этом не понятно, какая именно ответственность имеется в виду, поскольку ст. 17.9 КоАП РФ применима только к свидетелям в рамках производства по делам об административных правонарушениях или исполнительных производств);

 — расширен перечень контрольных (надзорных) мероприятий:

1) контрольная закупка;

2) мониторинговая закупка;

3) выборочный контроль;

4) инспекционный визит;

5) рейдовый осмотр;

6) документарная проверка;

7) выездная проверка;

а также 2 вида мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом:

1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;

2) выездное обследование;

 — сокращен срок проведения проверки, как документарной, так и выездной, — он не может превышать 10 рабочих дней (в соответствии с Законом 294-ФЗ — 20 рабочих дней).

Вступление в силу ФЗ о госконтроле потребовало принятия Федерального закона от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», которым было изменено регулирование осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в 133 специальных федеральных законах.

По каждому виду государственного контроля (надзора) должно быть принято соответствующее постановление Правительства РФ:

 — Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 999 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания»;

 — Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 1007 «О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны»;

 — Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 1016 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре»;

 — Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 1020 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации»;

 — Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 года № 1046 «О федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных»;

 — Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 года № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

и др., но по состоянию на 30 июля 2021 года необходимые положения приняты еще не по всем видам государственного контроля (надзора).

В соответствии со ст. 44 ФЗ о госконтроле принято Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям».

Вывод: вступление в силу нового ФЗ о госконтроле касается НКО в части соблюдения требований пожарной безопасности, трудового законодательства, обработки персональных данных и др сфер деятельности, однако, основной контроль за деятельностью НКО со стороны Минюста России будет и дальше осуществляться по старым правилам Закона 294-ФЗ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» это содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Правила формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 года № 128.
Закон вступит в силу 1 марта 2022 года.

С 1 сентября 2018 года в ГК РФ введены положения, предусматривающие возможность учреждать наследственные фонды (ст. 123.20-1). Такой фонд создается во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества. Его назначение - управление полученным в порядке наследования имуществом этого гражданина бессрочно или в течение определенного срока.

В соответствии с поправками вводятся новые нормы - о личных фондах, которые могут быть как "прижизненными", так и наследственными. Таким образом, наследственный фонд будет являться разновидностью личного фонда.

Личным фондом будет признаваться учрежденная на определенный срок либо бессрочно гражданином или после его смерти нотариусом унитарная некоммерческая организация, осуществляющая управление переданным ей этим гражданином имуществом или унаследованным от этого гражданина имуществом в соответствии с утвержденными им условиями управления.

Остальные же фонды, учреждаемые гражданами и (или) юрлицами и преследующие благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели, получат в ГК РФ новое наименование - "общественно полезные фонды". Общественно полезные фонды и личные фонды будут существовать в качестве различных организационно-правовых форм унитарных некоммерческих организаций. При этом при жизни учредителя, а в некоторых случаях - и после его смерти, допускается преобразование личного фонда в общественно полезный фонд.

Внесенными изменениями предусмотрено, что при создании личного фонда его учредителю необходимо передать фонду имущество стоимостью не менее 100 млн рублей, при этом стоимость этого имущества определяется на основании оценки его рыночной стоимости. Указанное правило о стоимости имущества не будет распространяться на наследственные фонды. Имущество, передаваемое личному фонду его учредителем, принадлежит личному фонду на праве собственности. Учредитель личного фонда не имеет прав на имущество созданного им фонда. Безвозмездная передача иными лицами имущества в личный фонд не допускается.

Закон запрещает соучредительство в личном фонде (за исключением случаев, если учредителями личного фонда являются супруги, передающие фонду общее имущество) и замену учредителя личного фонда, что должно исключить возможность использования конструкции личных фондов вместо организационно-правовых форм корпоративных юридических лиц.

Личный фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, определенным его уставом, и необходимой для их достижения. Для осуществления предпринимательской деятельности личный фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Внесенными поправками предусмотрено, что учредитель личного фонда несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого фонда при недостаточности его имущества, а личный фонд, за исключением наследственного, несет субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам своего учредителя в течение 3 лет со дня его создания. В исключительных случаях этот срок может быть продлен судом, но не более чем на 5 лет со дня создания личного фонда.

После смерти учредителя личного фонда утвержденные учредителем при его жизни устав личного фонда, условия управления фондом и иные внутренние документы личного фонда не могут быть изменены. Из этого правила есть исключение - такие документы можно будет изменить на основании решения суда по требованию любого органа фонда в случаях, если управление таким фондом на прежних условиях стало невозможно по обстоятельствам, возникновение которых при создании фонда нельзя было предполагать.

Важно, что для фондов, зарегистрированных до дня вступления в силу данного закона и подпадающих под новое определение общественно полезных фондов, не требуется обязательная регистрация изменений в их уставы с указанием нового статуса. В то же время, при внесении изменений в устав фонда, обусловленных вступлением в силу данного закона, государственная пошлина не взимается. Это обстоятельство вполне может быть использовано фондами, у которых созрела необходимость внесения в устав не только этих изменений.

Вывод: данные поправки можно считать прогрессивными и отвечающими запросам определенных лиц, но весьма ограниченной группы. Каким образом будут применяться нормы, покажет только практика.
Законом урегулированы вопросы, связанные с проведением публичных слушаний в муниципальных образованиях.

Так, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальном сайте субъекта Российской Федерации или муниципального образования с учетом положений Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством их размещения на официальном сайте.

Также уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования может быть установлено, что для этих целей может использоваться федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Вывод: внесенные изменения носят положительный характер, поскольку направлены на упрощение доступа жителей муниципальных образований к проводимым в них публичным слушаниям, в т.ч. в условиях эпидемиологических ограничений, и повышение активности участия граждан в этих слушаниях.
Проект данного закона был разработан Минюстом России и прошел процедуру общественного обсуждения с 25 января по 8 февраля 2021 года. Текст принятого закона отличается от первоначальной редакции, выносившейся на общественное обсуждение – изменены номера частей, в которые вносятся изменения.

В статью 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», регулирующую соблюдение банковской тайны, внесены следующие изменения (с соответствующим смещением нумерации частей статьи):

1. введена новая часть 10, устанавливающая, что «Информация об операциях и о счетах некоммерческих организаций, за исключением некоммерческих организаций, указанных в пункте 4 статьи 1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (прим. - это религиозные организации), представляется кредитными организациями федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций (прим. – Министерство юстиции РФ), по запросам, направленным руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Таким образом, Министерству юстиции РФ фактически разрешается доступ к информации, составляющей банковскую тайну в отношении некоммерческих организаций всех организационно-правовых форм, на которые распространяется действие Федерального закона «О некоммерческих организациях» и Федерального закона «Об общественных объединениях»;

2. введена новая часть 15, закрепляющая, что «Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций (прим. – Минюст), не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.». Тем самым логично установлена обязанность должностных лиц Минюста соблюдать конфиденциальность. Дополнительно это подтверждается включением Минюста в список органов власти, которые несут ответственность (часть 16 в новой нумерации). За разглашение банковской тайны в законодательстве предусмотрена административная ответственность по ст. 13.14 КоАП РФ (Разглашение информации с ограниченным доступом) и уголовная ответственность по ст. 183 УК РФ (Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну). Вместе с тем, сложность доказывания факта разглашения информации, составляющей банковскую тайну, конкретным должностным лицом, вызывает серьезные опасения относительно четкого соблюдения Минюстом режима конфиденциальности, а также возможного использования данной информации для давления на конкретные НКО (например, распространение информации в СМИ в целях создания негативного образа НКО).

В соответствии со ст. 26 (ч. 1) ФЗ «О банках и банковской деятельности», кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

На стадии внесения Правительством РФ законопроекта на рассмотрение Государственной Думы в пояснительной записке было указано, что «для проверки соответствия расходования денежных средств некоммерческими организациями уставным целям Минюсту России ‎и его территориальным органам необходима информация ‎о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций. Указанная информация при проведении проверок запрашивается непосредственно у проверяемых организаций. При этом некоммерческой организацией запрашиваемые документы могут быть представлены не полностью или вовсе не представлены».

В соответствии с пп. 4 п. 5 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», Минюст России, действительно, имеет право проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами. В рамках таких проверок Минюстом России у проверяемых некоммерческих организаций запрашиваются бухгалтерские документы, копии договоров и иные документы, подтверждающие расходование денежных средств и использование иного имущества. За непредставление требуемой Минюстом информации или за ее представление в неполном или искаженном виде действующим законодательством предусмотрена административная ответственность по ст. 19.4 КоАП РФ (Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль), ст. 19.4.1 КоАП РФ (Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля), ст. 19.7 КоАП (Непредставление сведений (информации).

Помимо получения информации непосредственно от проверяемой некоммерческой организации, Минюст России в постоянном режиме получает информацию от Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) в соответствии с п. 14.1 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», который гласит, что «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, анализирует информацию об операциях некоммерческих организаций, полученную им на основании Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и при наличии оснований, свидетельствующих о неполноте и (или) недостоверности указанной информации либо о том, что некоммерческая организация не исполняет или не в полной мере исполняет требования законодательства Российской Федерации, сообщает об этом органу, принявшему решение о государственной регистрации данной некоммерческой организации, по запросу указанного органа или по собственной инициативе». Федеральные органы государственного финансового контроля и налоговые органы также сообщают в Минюст о результатах контроля соответствия расходования денежных средств уставным целям деятельности некоммерческих организаций (п. 14 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Таким образом, Минюст России обладает всеми возможностями получения полного объема информации, необходимого для реализации им своих контрольных полномочий. В связи с этим, предоставление Минюсту России права доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну, является избыточной и необоснованной мерой. Аргументация Минюста о том, что проверяемые организации могут не представить или представить неполную информацию, является несостоятельной.

Вывод: внесенные изменения носят негативный характер, поскольку предоставление Минюсту России права доступа к сведениям о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций, составляющим банковскую тайну, является избыточной и необоснованной мерой, а также создает риски их неправомерного разглашения и причинения вреда интересам некоммерческих организаций.
Данным Законом скорректированы правила представления некоммерческими организациями, включенными в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента (далее – НКО-ИА), аудиторского заключения.

Закон №352-ФЗ вносит изменения в ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которыми НКО-ИА должны будут размещать аудиторское заключение на государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, который администрирует Федеральная налоговая служба. В Министерство юстиции нужно будет отправить информацию, подтверждающую представление аудиторского заключения на этот ресурс. А Минюст получит всю необходимую ему информацию с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Закон №352-ФЗ вступает в силу с 1 января 2022 года, то есть, аудиторское заключение за 2021 год НКО-ИА будут уже представлять на ресурс ФНС, а не в Министерство юстиции, как в 2021 году и ранее.

Параллельно на НКО-ИА распространяется обязанность публикации аудиторского заключения в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (Федресурс).

Вывод: в связи с принятием данных законодательных изменений для НКО-ИА принципиально ничего не меняется, они должны будут представлять аудиторские заключения в тот же срок, до 15 апреля года, следующего за отчетным, на два различных портала. Федресурс уже знаком и опробован, а в 2022 году предстоит разобраться, как разместить аудиторское заключение на новом ресурсе ФНС, который начал функционировать только с 1 июля 2021 года.
Принятые ведомственные приказы
Ранее действовавший Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16.04.2013 №50 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» признан утратившим силу.

Сроки и порядок представления отчетности остаются прежними: отчет о деятельности и персональном составе – 15 января, 15 июля, отчет о расходовании денежных средств и использовании иного имущества – 15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября, аудиторское заключение – 15 апреля.

Изменения в формах отчетности, установленные новым приказом Минюста:

- изменены названия граф 3 и 4 раздела 2 формы ОИА001: вместо «виды политической деятельности» и «цели политической деятельности» они соответственно названы «сферы, в которых осуществлялась политическая деятельность на территории Российской Федерации» и «формы, в которых осуществлялась политическая деятельность на территории Российской Федерации»;

- изменен раздел 3 формы ОИА001: помимо сведений о руководящих органах некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, графа 4 теперь должна содержать сведения о количестве работников. Сведения о персональном составе руководящих органов указываются в листе А, сведения о персональном составе работников указываются в листе Б;

- в графе 2 раздела 4 строка «Юридические лица, получающие денежные средства и иное имущество от иностранных источников (лист М)» заменена 3 новыми строками:

«Граждане Российской Федерации, получающие денежные средства и иное имущество от иностранных источников (лист Н)»

«Российские юридические лица, получающие денежные средства и иное имущество из иностранных источников (лист О)»

«Лица, действующие в качестве посредников (лист П)»;

- введен новый лист Б (буквенные обозначения последующих листов, соответственно смещены), в который включаются сведения о персональном составе работников некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента (ФИО, дата рождения, гражданство, данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства или пребывания, должность, реквизиты трудового договора);

- введен новый лист Н, в который включаются сведения о расходовании некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, денежных средств, полученных от граждан Российской Федерации, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, и использовании иного имущества, об их фактическом расходовании (использовании) в отчетном периоде;

- введен новый лист О, в который включаются сведения о расходовании некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, денежных средств, полученных от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, и использовании иного имущества, об их фактическом расходовании (использовании) в отчетном периоде;

- введен новый лист П, в который включаются сведения о расходовании некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, денежных средств, полученных от лиц, действующих в качестве посредников, и использовании иного имущества, об их фактическом расходовании (использовании) в отчетном периоде;

- уведомление о получении отчета вместо листа Н (как это было в утратившем силу Приказе №50) выделено в Приложение №2 к Приказу.

Вывод: Приказ носит технический характер и является реализацией положений вступившего в силу Федерального закона от 30 декабря 2020 года №481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности», которым в понятие «иностранный источник» были включены также граждане РФ, получающие денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников, а также лица (граждане и юридические лица), действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, сведения о которых должны включаться в отчетность НКО, выполняющих функции иностранного агента.
В Приказ Минюста России от 30.11.2012 №223 «О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» внесены следующие изменения:

- в подпункте «а» пункта 6, закрепляющем перечень документов, включаемых в дело некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, слова «бланк заявления» заменены словами «рекомендуемый образец»;

- подпункт «ж» пункта 8, устанавливающего перечень сведений, включаемых в реестр на электронных носителях, дополнен абзацами, предусматривающими включение сведений о физических и юридических лицах, действующих в качестве посредников при получении денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников, а также сведений об иностранных источниках, от которых денежные средства и (или) иное имущество получено гражданами и российскими юридическими лицами, от которых в свою очередь их получила некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента;

- в подпункте «и» пункта 8 слова «цели и виды политической деятельности» заменены словами «сферы, в которых осуществляется политическая деятельность на территории Российской Федерации, и формы ее осуществления»;

- Порядок ведения реестра дополнен новым пунктом 11.1 о том, что заявление о включении некоммерческой организации в реестр должно быть подписано лицом, выступающим заявителем при государственной регистрации некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, а также содержать сведения о полном наименовании, о государственной регистрации НКО (ОГРН), сведения об иностранных источниках поступления (планируемого поступления) денежных средств и иного имущества, сферах и формах осуществления политической деятельности. Соответствующие графы включены в рекомендуемый образец заявления о включении в реестр, являющийся приложением №1 к Порядку;

- в Приложение №2 к Порядку, определяющее структуру реестрового номера некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, введены новые коды: 84 – Республика Крым и 85 – Севастополь.

В Приказ Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» внесены изменения в формы отчетов и их названия:

- в название формы ОН0001 добавлены слова «и работников» - «Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов и работников;

- изменилось название раздела 2 формы ОН0001: ранее он назывался – «предпринимательская деятельность», теперь – «предпринимательская и иная приносящая доход деятельность»;

- в разделе 3 формы ОН0001 «Источники формирования имущества» изменились названия строк 3.2, 3.3, 3.13 (ранее – 3.12) на «Целевые поступления от граждан Российской Федерации», «Целевые поступления от иностранных граждан и лиц без гражданства», «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» соответственно, появилась новая строка 3.9 (с изменением нумерации последующих строк) «Целевые поступления от посредников»;

- появился новый лист для отражения информации о работниках НКО (Лист Б).

- в название формы ОН0002 добавлены упоминания о гражданах Российской Федерации и о лицах, действующих в качестве посредников - «О целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества»;

- в разделе 1 появились подразделы 1.5. «Вид расходования целевых денежных средств, полученных от граждан Российской Федерации, получающих денежные средства от иностранных источников», 1.6. «Вид расходования целевых денежных средств, полученных от граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, действующих в качестве посредников»;

- в наименование раздела 3 также добавлены упоминания о гражданах РФ и посредниках – «Сведения об использовании иного имущества, включая полученное от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении такого имущества»;

- в разделе 3 появились подразделы 3.4 «Использование имущества, поступившего от граждан Российской Федерации, получающих имущество от иностранных источников» и 3.5 Использование имущества, поступившего от граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, действующих в качестве посредников.

- в название формы ОН0003 добавлены упоминания о гражданах РФ и о посредниках - «Отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, о целях расходования этих денежных и использовании иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании»;

- изменились названия 1, 2, 3 и 4 разделов: включены граждане РФ и посредники, соответствующие изменения внесены в наименования подразделов 1.2 и 1.3;

- в форме ОН0003 появился раздел 5 «Сведения о фактическом использовании в отчетном периоде иного имущества, полученного от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, действующих в качестве посредников».

Вывод: Приказ носит технический характер и является реализацией положений вступившего в силу Федерального закона от 30 декабря 2020 года №481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности», которым в понятие «иностранный источник» были включены также граждане РФ, получающие денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников, а также лица (граждане и юридические лица), действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, сведения о которых должны включаться в отчетность НКО.
Проект данного приказа был представлен Минюстом России для общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы с 4 по 18 марта 2021 года под другим названием («О списке физических лиц, выполняющих функции иностранного агента») и с несколько иным содержанием. Данный проект так и не числится в качестве принятого документа, а текст, доработанный по итогам общественного обсуждения, не размещался, сведений о поступивших к нему замечаниях нет.

Суть принятого Приказа состоит в реализации положений статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (далее – Закон 272-ФЗ), которая была введена Федеральным законом от 30 декабря 2020 года №481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности» (далее – Закон №481-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Закона 272-ФЗ, физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, в случае, если оно осуществляет на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее - иностранный источник) политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации), в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника гражданами Российской Федерации, российскими организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи).

Определение политической деятельности (а точнее, сферы и формы ее осуществления) абсолютно идентично содержащемуся в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Изменение окончательного названия данного Приказа представляется странным, поскольку в ч. 3 ст. 2.1 Закона 272-ФЗ закреплена обязанность Минюста вести и размещать на своем официальном сайте в сети Интернет список физических лиц, признанных выполняющими функции иностранного агента (далее – физлица-ИА). Законом 481-ФЗ также была введена возможность присвоения статуса выполняющих функции иностранного агента и общественным объединениям, которые функционируют без приобретения прав юридического лица (далее – незарегистрированные ОО-ИА), а на Минюст возложена обязанность ведения реестра таких незарегистрированных ОО-ИА. Во исполнение данной обязанности Минюстом России принят Приказ от 01.06.2021 №92 «Об утверждении порядка ведения реестра незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, порядка и сроков уведомления общественным объединением, функционирующим без приобретения прав юридического лица, о получении (намерении получать) денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников и об участии (намерении участвовать) в политической деятельности на территории Российской Федерации и форм документов, представляемых общественным объединением, включенным в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента» (Зарегистрирован 03.06.2021 № 63787). Таким образом, обязанность Минюста по ведению реестра незарегистрированных ОО, выполняющих функции иностранного агента, оформлена приказом о ведении такого реестра, а схожая по смыслу обязанность Минюста по ведению списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, урегулирована приказом не о ведении такого списка, а об утверждении документов, предусмотренных конкретной нормой закона.

Приказом утверждены:

- порядок подачи физическим лицом, деятельность которого подпадает под признаки, указанные в части 1 статьи 2.1 Федерального закона ‎от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных ‎к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», заявления о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (приложение № 1);

- порядок уведомления физическим лицом, не являющимся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим ‎за пределами территории Российской Федерации, о намерении после прибытия в Российскую Федерацию заниматься деятельностью, связанной с выполнением функций иностранного агента (приложение № 2);

- порядок ведения и размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (приложение № 3);

- порядок принятия Министерством юстиции Российской Федерации решения, согласованного с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, об освобождении лиц (категорий лиц) от обязанности подавать заявление о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (приложение 4);

- порядок представления физическим лицом, включенным в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, отчета ‎о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях расходования денежных средств ‎и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании (приложение № 5);

- форма отчета о деятельности физического лица, включенного ‎в список физических лиц, выполняющих функции иностранного ‎агента, связанной с выполнением функций иностранного агента, ‎а также о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании (приложение № 6);

- форма ходатайства об исключении физического лица из списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (приложение № 7).

От обязанности подавать заявление о включении в список физлиц-ИА освобождаются:

1) сотрудники дипломатических представительств, работники консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также представители иностранных государственных органов и международных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации по официальному приглашению;

2) иностранные журналисты, аккредитованные в Российской Федерации, в том числе признанные иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации;

3) иные лица по решению Минюста России, принятому в установленном им порядке по согласованию с ФСБ, ФСО, СВР и Минобороны (приложение 4 к Приказу).

В соответствии с п. 2 утвержденного Порядка подачи физическим лицом заявления о включении в список физлиц-ИА (Приложение 1 к Приказу), оно должно быть представлено в Минюст «в течение 10 рабочих дней со дня начала осуществления физическим лицом на территории РФ в интересах иностранного источника политической деятельности и (или) целенаправленного сбора сведений в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника гражданами РФ, российскими организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности». Данная формулировка не соответствует ч. 1 ст. 2.1 Закона 272-ФЗ, поскольку в ней отсутствует конкретизация характера сведений, сбор которых в интересах иностранного источника порождает обязанность подачи заявления о включении физического лица в список физлиц-ИА (это сведения в области военной, военно-технической деятельности РФ). Также следует отметить, что упоминание о 10-дневном сроке для подачи заявления в проекте данного Приказа отсутствовало.

Заявление представляется в Минюст непосредственно, либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в электронной форме с использованием сети Интернет. В случае подачи заявления в электронной форме, оно должно быть подписано электронной подписью заявителя, т.е. физическому лицу предварительно необходимо оформить себе ЭЦП.

В заявление включаются:

1. сведения о заявителе (ФИО, дата рождения, гражданство, данные документа, удостоверяющего личность, адрес регистрации по месту жительства/пребывания);

2. деятельность, осуществляемая на территории РФ (политическая деятельность или целенаправленный сбор сведений);

3. наименование или ФИО иностранного источника, в интересах которого осуществляется политическая деятельность или целенаправленный сбор сведений;

4. сведения об иностранных источниках и действующих в интересах иностранного источника гражданах РФ, российских организациях, оказывающих на физическое лицо воздействие, выражающееся в поддержке политической деятельности или целенаправленного сбора сведений (по каждому виду источника);

5. гарантия заявителя о достоверности представленных сведений;

6. форма представления заявления.

В рекомендуемом образце заявления, содержащемся в Порядке подачи заявления (приложение 1 к Приказу) также отсутствует конкретизация характера сведений, целенаправленный сбор которых осуществляется (а именно в области военной, военно-технической деятельности РФ), хотя на стадии проекта данное уточнение содержалось в тексте.

Физические лица, не являющиеся гражданами РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ, но намеревающиеся после прибытия в РФ осуществлять политическую деятельность обязаны подать в Минюст соответствующее уведомление. Порядок подачи такого уведомления и его рекомендуемый образец утверждены в приложении 2 к Приказу. Такое уведомление должно быть подано не позднее чем за 1 месяц до дня прибытия иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ.

Примечательно, что порядок представления в Минюст уведомления иностранным гражданином или лицом без гражданства идентичен порядку представления заявления гражданином РФ, т.е. непосредственно, либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в электронной форме с использованием сети Интернет. В случае подачи уведомления в электронной форме, оно должно быть подписано электронной подписью заявителя. Однако, остается непонятным, как иностранный гражданин или лицо без гражданства может представить уведомление в Минюст непосредственно, если оно должно быть подано не позднее чем за 1 месяц до его прибытия в РФ. Что же касается электронного документа, подписанного ЭЦП, то остается надеяться, что Минюстом России учтены нормы ст. 7 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №63 «Об электронной подписи» о признании электронных подписей, созданных в соответствии с нормами иностранного права и международными стандартами, хотя упоминания об этом в тексте Приказа нет.

Перечень сведений, включаемых в уведомление иностранного гражданина или лица без гражданства, полностью идентичен перечню сведений, включаемых в заявление гражданина РФ.

Приложением 3 к Приказу закреплен Порядок ведения и размещения в сети Интернет списка физлиц-ИА. В Порядке (п. 9) закреплено, что основаниями для включения в список физлиц-ИА являются:

1. заявление;

2. уведомление;

3. документ, подтверждающий осуществление деятельности физического лица, выполняющего функции иностранного агента, которое не подало заявление или уведомление в порядке, установленном Приказом, поступившего от государственных органов;

4. документ, подтверждающий осуществление иностранным журналистом, аккредитованным в РФ, деятельности, деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, несовместимой с его профессиональной деятельностью журналиста, поступившего от государственных органов.

Включение физлица в список физлиц-ИА осуществляется не позднее чем через 10 рабочих дней со дня поступления в Минюст заявления, уведомления или документа от государственного органа. Основанием для исключения из списка является подтверждение прекращения осуществления деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента. Решение об исключении из списка принимается Минюстом в течение 60 дней со дня поступления соответствующего ходатайства (приложение 7 к Приказу) при подтверждении прекращения деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента. При этом, никаких разъяснений по поводу того, каким образом должно быть подтверждено прекращение такой деятельности, в тексте Приказа не содержится.

В случае изменения сведений, содержащихся в списке физлиц-ИА, физическое лицо может направить в Минюст сообщение, рекомендованный образец которого утвержден в приложении 3 к Приказу.

Приложением 4 к Приказу утвержден порядок согласования Минюстом с ФСБ, ФСО, СВР, Минобороны решений об освобождении лиц (категорий лиц) от обязанности подавать заявление о включении в список физлиц-ИА.

При поступлении в Минюст информации от государственных органов о лицах (категориях лиц), в отношении которых целесообразно принять решение об освобождении от обязанности подавать заявление о включении в список физлиц-ИА, Минюст готовит проект такого решения и направляет его на согласование в ФСБ, ФСО, СВР и Минобороны, которые в срок, не превышающий 20 рабочих дней, направляют в Минюст документы о согласовании. Решение принимается Минюстом только в случае согласования всеми вышеуказанными органами. Если проект решения не согласован, то лица, в отношении которых рассматривался вопрос, должны подать заявление о включении в список физлиц-ИА.

Исходя из текста приложения 4 к Приказу, порядок согласования решений об освобождении лиц (категорий лиц) не распространяется на физических лиц, не являющихся гражданами РФ, постоянно проживающих за пределами РФ, т.к. речь идет исключительно о возможности освобождения от подачи заявления, но не уведомления.

Следует отметить, что приложение 4 к Приказу не содержит никаких указаний на публикацию Минюстом принятых решений об освобождении конкретных физических лиц или категорий лиц от необходимости подачи заявления.

В приложении 5 к Приказу урегулирован порядок представления физлицом-ИА отчета о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях и фактическом расходовании денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников.

Отчет по форме №ОИФ001, утвержденной приложением 6 к приказу, физлицо обязано представлять в Минюст не реже 1 раза в 6 месяцев (15 января и 15 июля). Он может быть представлен в Минюст непосредственно, либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо направляется в форме электронных документов с использованием сети Интернет, в т.ч. путем их размещения на информационных ресурсах Минюста.

Форма отчета ОИФ001 включает в себя сведения за отчетный период в объеме, идентичном объему сведений, включаемых в заявление (приложение 1 к Приказу) или в уведомление (приложение 2 к Приказу).

Ходатайство об исключении из списка физлиц ИА (приложение 7 к Приказу) включает в себя сведения о заявителе, просьбу об исключении из списка и заверение заявителя в достоверности сведений, содержащихся в ходатайстве.

Вывод: несмотря на то, что Приказ является технической реализацией обязанности Минюста по разработке нормативных актов в соответствии со ст. 2.1 Закона 272-ФЗ, в самом Приказе присутствуют положения, носящие спорный характер или не соответствующие нормам закона. Так, практически во всех утвержденных Приказом документах используется формулировка «целенаправленный сбор сведений», в то время как в Законе 272-ФЗ речь идет о «целенаправленном сборе сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации)». Также в тексте Приказа отсутствует указание на то, что перечень таких сведений должен быть утвержден отдельным ведомственным актом ФСБ России (анализ проекта см. ниже). Использование в Приказе такой некорректной по отношению к закону формулировки может ввести в заблуждение лицо, заполняющее данные документы.
Проекты федеральных законов
29 июня 2021 года Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона №1202931-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
Статью 10 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (регулирующую правовые основы деятельности автономных некоммерческих организаций – АНО) предлагается дополнить новым пунктом 4.1, закрепляющим, что крупная сделка может быть совершена АНО, в деятельности которой используются средства бюджетов бюджетной системы РФ, только с предварительного согласия учредителей (учредителя) или коллегиального высшего органа управления в порядке, предусмотренном учредительными документами АНО.

В качестве крупной сделки АНО законопроектом предлагается признавать сделку или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества, а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов АНО, определяемой по данным ее бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если учредительными документами АНО не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

В решении о предварительном согласии на совершение крупной сделки должны быть указаны лица, являющиеся стороной (сторонами) такой сделки, выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет крупной сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения. В решении о предварительном согласии на совершение крупной сделки может быть указан срок, в течение которого оно действительно. Если такой срок в решении не указан, предварительное согласие считается действующим в течение 1 года с даты принятия решения, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий крупной сделки, на совершение которой было дано предварительное согласие, либо из обстоятельств, в которых оно давалось.

Если крупная сделка одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и учредителями (учредителем) АНО принято решение о предварительном согласии на ее совершение, принятие решения об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, в порядке, предусмотренном статьей 27 ФЗ «О некоммерческих организациях» (конфликт интересов), не требуется.

Крупная сделка, совершенная с нарушением порядка получения предварительного согласия на ее совершение, может быть признана недействительной в соответствии со статьей 1731 ГК РФ по иску АНО, ее учредителей (учредителя) или членов (члена) коллегиального высшего органа управления, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителей (учредителя) или коллегиального высшего органа управления.

Вывод: проект касается только АНО, в деятельности которой используются средства бюджетов бюджетной системы РФ, для большинства же некоммерческих организаций, зарегистрированных в организационно-правовой форме АНО, совершение крупных сделок представляется маловероятным.
Проекты постановлений Правительства
Срок проведения общественного обсуждения Проекта – с 5 по 19 июля 2021 года.

Проект разработан в целях реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2021 года №75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», вступающего в силу с 3 октября 2021 года. Данным Законом п. 4 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изложен в новой редакции, расширившей перечень информации, представляемой в Минюст России структурными подразделениями ИНКО. С 3 октября 2021 года они будут обязаны информировать Минюст о заявленных для осуществления и осуществляемых программах, об иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий, а также информацию об их проведении или о том, что соответствующие мероприятия не проводились.

Программы и иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, которые структурные подразделения ИНКО начали осуществлять на территории РФ до 3 октября 2021 года должны быть представлены в Минюст России до 30 декабря 2021 года.

В соответствии с утверждаемым Проектом постановления Положением, структурные подразделения ИНКО должны представлять в Минюст информацию в следующие сроки:

- заявленные для осуществления на территории Российской Федерации программы и иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий на территории Российской Федерации, – ежегодно, ‎не позднее 1 ноября года, предшествующего году, в котором будет осуществляться программа;

- осуществляемые на территории Российской Федерации программы ‎и иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий на территории Российской Федерации, – в течение 7 рабочих дней ‎со дня начала осуществления программы;

- отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий на территории Российской Федерации, либо информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились – ежегодно до 1 марта года, следующего ‎за отчетным.

При принятии решения об изменении (в том числе дополнении) целей (задач) и мероприятий заявленной для осуществления ‎и осуществляемой программы, о которой структурное подразделение ИНКО ранее информировало Минюст России, оно представляет документы, содержащие уточненную информацию, в течение 7 рабочих дней со дня изменения указанной программы и не позднее, чем за 30 дней рабочих дней до начала реализации указанной программы.

Если срок реализации заявленной программы составляет более 1 года, то сведения о ее реализации представляются в Минюст ежегодно.

Отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий на территории РФ, должен содержать следующую информацию:

- наименование программы и иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий на территории РФ;

- орган (лицо), утвердивший программу и иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий на территории РФ;

- цели (задачи) программы и иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий на территории РФ;

- перечень реализованных мероприятий с указанием их участников ‎и контрагентов, периода (даты) проведенных мероприятий, сумм израсходованных денежных средств по каждому реализованному мероприятию;

- территория (адрес) проведения мероприятий.

Проектом предлагается закрепить, что информация о программах структурных подразделений ИНКО представляется в Минюст только непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения. Электронный способ подачи информации, в т.ч. через ресурсы официального сайта Минюста России не предусмотрен. Таким образом, предполагается, что должны быть представлены заверенные копии документов, связанных с программами.

Следует отметить, что конкретных или рекомендуемых форм для представления отчета о реализации программ структурных подразделений ИНКО Проект постановления не содержит, а поскольку формы отчетов структурных подразделений ИНКО утверждаются Минюстом, то вероятно, что к моменту вступления в силу новой редакции п. 4 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» и данного Проекта, будут также разработаны и внесены изменения в недавно принятый Минюстом Приказ от 28 июня 2021 года № 105 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

Вывод: несмотря на то, что проект скорее направлен на регулирование технических вопросов реализации вступающих в силу законодательных норм, расширяющих перечень сведений, представляемых в Минюст структурными подразделениями ИНКО, однако, он не дает четкого понимания как это должно осуществляться на практике: будет ли утверждена отдельная форма отчета, будут ли внесены необходимые изменения в существующие формы, или же информация будет подаваться в произвольной форме с предоставлением копий документов.
Проекты ведомственных приказов
Срок общественного обсуждения проекта приказа установлен до 19 августа 2021 года.

Разработка проекта приказа обусловлена вступившим в силу Федеральным законом от 30 декабря 2020 года №481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности», в соответствии с которым в Федеральный закон от 28 декабря 2012 года №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» была введена новая статья 2.1, предусматривающая, что «Физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, в случае, если оно осуществляет на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее - иностранный источник) политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации), в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника гражданами Российской Федерации, российскими организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи)». Перечень таких сведений должен быть установлен актом ФСБ России.

В соответствии с проектом приказа перечень таких сведений будет состоять из 61 пункта:

1. Сведения в области военной деятельности Российской Федерации, ‎не содержащие сведений, составляющих государственную тайну:

1) сведения об оценке и прогнозах развития военно-политической, стратегической (оперативной) обстановки;

2) сведения о планировании и осуществлении мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

3) сведения о дислокации, действительных наименованиях, организационной структуре, вооружении и численности Вооруженных Сил РФ, войск национальной гвардии РФ, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службы внешней разведки РФ, органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов военной прокуратуры, военных следственных органов Следственного комитета РФ, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделений федеральной противопожарной службы и создаваемых ‎на военное время специальных формирований;

4) сведения о дислокации, назначении, строительстве, степени готовности, эксплуатации и защищенности объектов войск (сил);

5) сведения об оперативном оборудовании территории РФ в целях обороны;

6) сведения о прохождении гражданами РФ военной службы, государственной службы иных видов в войсках (силах), ‎о трудовой деятельности граждан РФ в войсках (силах);

7) сведения о строительстве и развитии войск (сил);

8) сведения о мобилизации, боевой и мобилизационной подготовке войск (сил);

9) сведения о местах хранения оружия и боеприпасов, находящихся на вооружении войск (сил);

10) сведения о потребностях войск (сил) в капитальных вложениях ‎в строительство объектов войск (сил);

11) сведения о потребностях войск (сил) в разработке, производстве, испытаниях, установке, монтаже, техническом обслуживании, ремонте ‎и утилизации образцов вооружения, военной и специальной техники, ‎в том числе робототехнических комплексов;

12) сведения о материально-техническом и финансовом обеспечении войск (сил);

13) сведения о закупках товаров, работ, услуг для нужд войск (сил), ‎в том числе сведения о единственных поставщиках товаров, работ, услуг;

14) сведения о соблюдении законности и морально-психологическом климате в войсках (силах);

15) сведения о деятельности войск (сил), имеющие ограничения ‎для публикации в средствах массовой информации.

16) персональные данные военнослужащих (сотрудников, работников) войск (сил) и членов их семей, в том числе адреса проживания, посещаемые образовательные и медицинские организации, используемые транспортные средства и личные средства связи, сведения о соединениях ‎и переписке с использованием средств связи;

17) сведения о средствах и сетях связи, используемых в войсках (силах), в том числе сведения о номерах служебных телефонов, ‎за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе;

18) сведения о подготовке, заключении, содержании, выполнении, прекращении или приостановлении действия международных договоров и соглашений;

19) сведения об организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) и иных лиц, подлежащих охране войсками национальной гвардии РФ и органами государственной охраны в соответствии с решением Президента РФ, ‎а также сведения о финансировании этой деятельности;

20) сведения о методах профессионально-должностной, командирской и боевой подготовки военнослужащих войск (сил);

21) сведения о режимных помещениях и специальных хранилищах ‎на объектах войск (сил), а также лицах, имеющих право сдачи их под охрану;

22) сведения о ходе и результатах рассмотрения сообщений ‎о преступлениях и предварительного расследования, которые производятся следователями органов федеральной службы безопасности и военных следственных органов Следственного комитета РФ, ‎за исключением сведений, преданных гласности в соответствии ‎с законодательством РФ с разрешения уполномоченных сотрудников органов федеральной службы безопасности и Следственного комитета РФ;

2. Сведения в области военно-технической деятельности ‎Российской Федерации, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну:

23) сведения о развитии вооружения, военной и специальной техники, содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию ‎и модернизации образцов вооружения, военной и специальной техники;

24) сведения о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения, военной и специальной техники, ‎за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе;

25) сведения об используемых предприятиями оборонно-промышленного комплекса комплектующих, материалах и сырье, в том числе импортного производства, ценовой политике в рамках государственного оборонного заказа, схемах финансовых расчетов;

26) сведения о производственной кооперации предприятий оборонно-промышленного комплекса, в том числе о разработчиках или изготовителях вооружения, военной и специальной техники, другой продукции, используемой для нужд войск (сил);

27) сведения о предоставлении земельных участков для строительства или проведения изыскательных, проектных, строительно-монтажных и иных работ по созданию объектов войск (сил) и их расположении;

28) сведения об оценках производителем качества образцов российского вооружения, военной и специальной техники, их боевых возможностей, за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе;

29) сведения о функционировании центров государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ, сил и средств, предназначенных для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты, осуществляющих свою деятельность в рамках оборонно-промышленного комплекса, а также о компьютерных инцидентах в информационных системах (сетях) предприятий оборонно-промышленного комплекса;

30) сведения о проведении закупок в части программных ‎и программно-аппаратных средств информатизации и защиты информации для нужд предприятий оборонно-промышленного комплекса;

31) сведения о составе и организации работы государственных информационных систем, виде, количестве и наименованиях модулей, местах расположения хранилищ данных и каналов связи, исходных текстах ‎и дистрибутивах программного обеспечения, применяемого в работе государственных информационных систем, технической документации (техническом задании, моделях угроз и нарушителя) на создание государственных информационных систем и систем безопасности, в том числе для систем, обрабатывающих служебную информацию ограниченного распространения, действующих паролях, кодах систем доступа к служебной информации ограниченного распространения, настройках средств защиты информации;

32) сведения об импорте продукции двойного назначения, используемой в интересах выполнения государственных программ РФ, целевых программ, государственного задания, научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, в том числе связанных ‎с развитием технологий в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства;

33) сведения о планах, силах, средствах, методах охраны ‎и об оснащении инженерно-техническими средствами охраны (организация связи, охранной, пожарной и специальной сигнализации, их технические возможности и сведения в них содержащиеся) объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ, а также данные о финансировании этой деятельности;

34) сведения о целевых программах Государственной корпорации ‎по космической деятельности «Роскосмос», их финансовом и материально-техническом обеспечении, сроках их выполнения;

35) сведения о порядке, сроках и объемах финансирования программ реструктуризации организаций Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», состоянии расчетов с российскими организациями, результатах финансово-экономической деятельности за квартал (год), а также об итогах финансово-экономического прогнозирования деятельности ‎на среднесрочный период по решению приоритетных задач в области космической деятельности;

36) сведения о долевом финансировании Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», Министерством обороны РФ, организациями (в том числе иностранными) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области космической деятельности;

37) сведения о проблемах, в том числе финансово-экономических, сдерживающих развитие Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в одной или нескольких областях деятельности;

38) обобщенные сведения о конверсии, производственных мощностях, планах и результатах реструктуризации организаций Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»;

39) систематизированные сведения о реализации конверсионных разработок новой продукции социально-экономического назначения на базе высвобождаемых производственных мощностей Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»;

40) сведения о техническом состоянии и готовности к выполнению задач по предназначению средств выведения космических аппаратов ‎и наземной космической инфраструктуры;

41) сведения о планируемых работах по обеспечению эксплуатации ‎и развития средств выведения космических аппаратов и наземной космической инфраструктуры;

42) сведения о планируемых работах по созданию и развитию автоматизированных систем информационного обеспечения деятельности Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»;

43) систематизированные сведения об организации работ ‎по использованию ракетных систем оборонного назначения в качестве средств запуска космических аппаратов научного и социально-экономического назначения;

44) сведения о разработке и совершенствовании средств поиска, эвакуации и утилизации отделяющихся частей ракет-носителей, средств нейтрализации и очистки промышленных отходов;

45) сведения о ракетных технологиях, подпадающих под действие законодательства РФ в области экспортного контроля;

46) сведения о разработке и освоении перспективных базовых ‎и критических промышленных технологий машиностроения, приборостроения и материаловедения, обеспечивающих производство перспективной космической техники нового поколения на основе материалов (включая композитные) и комплектующих российского производства, в том числе изделий на новых физических принципах;

47) сведения о новых технологиях, материалах, комплектующих изделиях, которые придают новые свойства продукции Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»;

48) сведения о создании и внедрении космических технологий ‎в интересах обороны страны и безопасности государства;

49) сведения о развитии космической ядерной энергетики, включая создание и эксплуатацию принципиально новых космических средств (космических аппаратов, межорбитальных буксиров), напланетных аппаратов и станций, функционирующих без использования солнечной энергии ‎и обладающих повышенной энерговооруженностью;

50) сведения об обеспечении информационной безопасности при реализации государственной политики в области космической деятельности, ‎в том числе в части противодействия несанкционированному использованию спутниковых систем, а также незаконному оказанию на территории РФ услуг с использованием космической техники;

51) сведения об оснащении Вооруженных Сил РФ и систем вооружения специализированной аппаратурой в необходимом составе для использования данных, передаваемых космическими аппаратами, в ходе подготовки к боевым действиям и при ведении боевых действий;

52) сведения о наращивании возможностей инфраструктуры перспективных средств системы контроля космического пространства, а также возможностей системы обнаружения и документирования фактов преднамеренного воздействия на российскую орбитальную группировку космических аппаратов;

53) сведения о результатах изучения научно-технического уровня, достигнутого иностранными организациями по отдельным направлениям космической деятельности или в целом по космической области;

54) сведения о результатах и перспективах развития организациями ракетно-космической отрасли космических технологий, за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе;

55) сведения о содержании и полученных результатах исследований, проведенных по заказу Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», которые могут быть использованы при разработке, модернизации и производстве продукции;

56) сведения о результатах системных исследований по определению приоритетных разработок и основных технических и экономических характеристиках перспективных образцов космической техники;

57) сведения о необходимости, потребности и объемах закупок ‎у иностранных производителей высокотехнологичных материалов, комплектующих элементов, используемых в производстве космической техники, и оборудования для их производства;

58) сведения о программах международного сотрудничества ‎в области космической деятельности, за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе;

59) сведения о позиции представителей Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» на переговорах с иностранными ‎(в том числе международными) организациями, разглашение которых может нанести ущерб РФ в одной или нескольких областях деятельности;

60) сведения об экспорте и импорте космической техники, ‎за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе;

61) сведения, раскрывающие исходные данные для заключения международных договоров в области космической деятельности.

Таким образом, сбор данных сведений (при условии, что эти действия осуществляются в интересах иностранных источников, и при оказании соответствующей поддержки) является основанием для признания физического лица выполняющим функции иностранного агента и включения данного физического лица в соответствующий список, который ведется Минюстом России (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 28.06.2021 № 106 «Об утверждении документов, предусмотренных статьей 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-Ф3 «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»).

Вывод: закрепление таких размытых формулировок как, например, «сведения об оценке и прогнозах развития военно-политической, стратегической (оперативной) обстановки» или «сведения о соблюдении законности и морально-психологическом климате в войсках (силах)», создают существенные риски присвоения статуса «выполняющих функции иностранного агента» физическим лицам, занимающимся научной деятельностью или публично высказывающимся по вопросам, которые, теоретически, могут быть отнесены к сфере военной или военно-технической деятельности государства. Опасения необоснованно широкого толкования данных формулировок усугубляются тем обстоятельством, что применяться они будут не ФСБ России (утверждающей данный перечень) или Минобороны России (к чьей непосредственной компетенции относятся эти сферы), а Минюстом России, и никаких процедур согласования решения Минюста с заинтересованными ведомствами законодательством не предусмотрено.
Иные новости некоммерческого законодательства и судебная практика
1 июля 2021 года Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) объявила о запуске сервиса для операторов персональных данных по составлению шаблона формы согласия на обработку персональных данных (ПДн), разрешенных субъектом для распространения
Данная инициатива Роскомнадзора связана со вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2020 года №519-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», которым вместо термина «общедоступные персональные данные» введено понятие «персональные данные, разрешенные субъектом для распространения», и установлена обязанность операторов ПДн получать отдельное согласие на распространение ПДн. Требования к такому согласию утверждены Приказом Роскомнадзора от 24 февраля 2021 года №18 «Об утверждении требований к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения» (зарегистрирован в Минюсте России 21.04.2021 №63204).

Примечательно, что нормы Закона №519-ФЗ вступили в силу с 1 марта 2021 года, Приказ Роскомнадзора №18 подписан 24 февраля 2021 года (т.е. к дате вступления в силу соответствующих законодательных норм), но зарегистрирован и опубликован он был 21 апреля 2021 года (через полтора месяца после вступления в силу Закона), а датой вступления в силу данного Приказа установлено – 1 сентября 2021 года (через полгода после вступления в силу закона). Таким образом, сложилась ситуация, когда законодательные нормы, возлагающие на операторов ПДн дополнительные обязанности и устанавливающие для них дополнительные риски привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ (штраф на юрлиц в размере от 30 000 до 150 000 рублей), вступили в силу, а подзаконный акт, позволяющий выполнить эти требования закона, еще нет.

Вероятно, что именно в целях нивелирования вышеуказанного пробела Роскомнадзором был разработан специальный сервис. При использовании сервиса сформированный оператором шаблон отправляется специалисту Роскомнадзора, который рассматривает его, и в течение 5 дней оператору направляются рекомендации относительно шаблона.

Вопрос использования сервиса Роскомнадзора решается каждым оператором ПДн самостоятельно, но следует помнить, что его использование не является обязательным ни с точки зрения Закона 519-ФЗ, ни Приказа Роскомнадзора №18, т.к. его функционирование данными нормативными правовыми актами не регулируется. Также необходимо отметить, что сервисом можно воспользоваться после трехкратного перехода по гиперссылкам на сайте Роскомнадзора, а возможность перехода непосредственно к порталу госуслуг (ЕСИА) (где, собственно, и должно происходить формирование шаблона согласия на распространение ПДн) появляется лишь при проставлении галочки об ознакомлении с Условиями использования функционала.

При ознакомлении с данными Условиями, ряд пунктов может вызывать сомнения в целесообразности использования сервиса:

- в пункте 1.1.2 закреплено, что оператор обязуется не размещать заведомо недостоверную информацию о себе, своей компании. Это может свидетельствовать о том, что специалистами Роскомнадзора, рассматривающими сформированные с помощью сервиса шаблоны, будут предприниматься меры по проверке достоверности указанных в них сведений, в т.ч. поиск организации в реестре операторов персональных данных (в данный реестр включаются только операторы ПДн, подавшие соответствующее уведомление в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О персональных данных»);

- в пункте 2.4. указано, что рекомендации Роскомнадзора по итогам рассмотрения шаблона формы согласия на обработку ПДн, разрешенных субъектом ПДн для распространения, носят информационный характер и не являются подтверждением законности деятельности оператора по распространению ПДн субъектов ПДн. Таким образом, в случае спора с Роскомнадзором о правильности заполнения согласия на распространение ПДн, ссылаться на использование при подготовке шаблона согласия сервиса самого же Роскомнадзора абсолютно неэффективно;

- пункт 4.2. закрепляет, что ответственность за размещение при использовании сервиса ПДн субъекта ПДн в шаблоне формы согласия на обработку ПДн, разрешенных субъектом ПДн для распространения, несет оператор. Это означает, что если в направленный в Роскомнадзор шаблон согласия по недосмотру будут включены персональные данные конкретного субъекта, то это фактически будет являться нарушением требования о конфиденциальности ПДн (ст. 7 Федерального закона «О персональных данных») вплоть до привлечения оператора к административной ответственности;

- в соответствии с пунктом 5.1 Роскомнадзор оставляет за собой право изменения Условий использования функционала с момента их опубликования на своем сайте. Таким образом, воспользовавшись сервисом Роскомнадзора на действовавших на тот момент условиях, оператор не гарантирован от последующего внесения в них изменений и дополнений, которые первоначально могли бы побудить оператора к отказу от использования сервиса;

- в Условиях использования функционала отсутствуют положения об уничтожении Роскомнадзором поступивших запросов (в т.ч. заполненных некорректно) после направления рекомендаций.

Хотите получать обзоры на e-mail?
Оставьте свой e-mail в форме ниже, и мы будем отправлять Вам раз в месяц обзор некоммерческого законодательства