Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Февраль 2021 года
Проекты федеральных законов




Принятые или вступающие в силу
федеральные законы
Данным законом в КоАП РФ внесены изменения, необходимость которых обусловлена ранее принятым Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности», в соответствии с которым законодательные нормы о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, распространены на физических лиц и незарегистрированные общественные объединения.

Так, принятым законом расширено действие статьи 13.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП), предусматривающей ответственность за злоупотребление свободой массовой информации. Она дополнена тремя новыми частями об ответственности за распространение информации, соответственно, о некоммерческой организации, незарегистрированном общественном объединении, физическом лице, включенных в реестры выполняющих функции иностранного агента, но без указания на то, что они имеют такой статус. По всем новым частям статьи предлагается установить идентичные наказания: «штраф на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой».

КоАП РФ также дополнен новыми статьями 19.7.5-3 и 19.7.5-4, которые устанавливают административную ответственность за нарушение порядка деятельности общественного объединения, функционирующего без приобретения прав юридического лица (незарегистрированного общественного объединения) и нарушение обязанностей физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Ответственность установлена за непредставление, несвоевременное представление отчетности или ее представление в искаженном виде, а также за производство или распространение материалов без указания на статус выполняющего функции иностранного агента.

В отношении НКО (новая часть 3 ст. 19.34 КоАП) и незарегистрированных общественных объединений (часть 3 новой статьи 19.7.5-3 КоАП) отдельно установлена административная ответственность их учредителей, членов, участников, руководителей за производство, распространение и направление в государственные или муниципальные органы власти материалов без указания на наличие у организации статуса выполняющего функции иностранного агента.

ВАЖНО: при введении новой части 3 в статью 19.34 КоАП в ее тексте допущена серьезная ошибка, создающая правовую коллизию. Так, в соответствии с принятой редакцией КоАП, в отношении НКО, выполняющих функции иностранного агента, устанавливается административная ответственность не только ее учредителей, членов, участников, руководителей и лиц, входящих в состав органов НКО, но и в отношении работников. В то же время, из текста Федерального закона №481-ФЗ, послужившего основанием для введения административной ответственности, норма об ответственности работников НКО была исключена еще на стадии второго чтения в Государственной Думе и в окончательную редакцию не вошла. Таким образом, правовая коллизия заключается в том, что в КоАП РФ введена ответственность за нарушение фактически несуществующих требований, что является недопустимым.

В соответствии с новой статьей 19.7.5-3 КоАП, за непредставление незарегистрированным общественным объединением сведений, предусмотренных законом, установлено наказание в виде штрафа на граждан в размере от 5 000 до 10 000 рублей; на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей. За производство и распространение таким общественным объединением материалов без маркировки «иностранного агента» введен штраф на граждан в размере от 50 000 до 100 000 рублей; на должностных лиц - от 100 000 до 300 000 рублей. Если же такие материалы производятся или распространяются без соответствующей маркировки учредителем, членом, участником, руководителем незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такого общественного объединения, то на таких граждан накладывается штраф в размере 5 000 рублей.

Следует отметить, что в отношении незарегистрированных общественных объединений предлагается установить ответственность должностных лиц. В соответствии с законодательством, у общественных объединений, не имеющих статуса юридического лица, не может быть «должностных лиц», однако принятым законом на этот счет предусмотрено примечание о том, что «лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в общественном объединении, функционирующем без приобретения прав юридического лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, несут административную ответственность как должностные лица». Данная норма является крайне спорной, поскольку осуществление, как минимум, административно-хозяйственных функций в организации, не имеющей статуса юридического лица невозможно ввиду невозможности наличия у нее расчетного счета, ведения бухгалтерского учета и наличия какого-либо имущества.

В отношении физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, новой статьей 19.7.5-4 КоАП закреплено, что за непредставление в Минюст сведений, предусмотренных законом, предусматривается штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей, а за неуказание таким лицом своего статуса «выполняющего функции иностранного агента» - штраф от 10 000 до 30 000 рублей.

Полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях наделен Минюст России, за исключением следующих случаев:

- в отношении неисполнения обязанностей физическими лицами, признанными выполняющими функции иностранного агента – органы внутренних дел (полиция);

- в случаях распространения материалов через СМИ или направления их в адрес государственных или муниципальных органов власти без соответствующей маркировки – Федеральная служба в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Вывод: внесенные законом изменения носят негативный характер, поскольку вводят административную ответственность за правонарушения, состав которых образуют действия (бездействие), нарушающие законодательные нормы о присвоении статуса «выполняющего функции иностранного агента», которые являются крайне спорными, размытыми и допускающими множественность их толкования. Особенно ярко это выражено в отношении незарегистрированных общественных объединений, т.к. имеет место попытка распространить на них нормы, применимые лишь для организаций, имеющих статус юридического лица. Также крайне негативным моментом является несоответствие введенной административной ответственности работников НКО закону, на основании которого она вводится. В отсутствие сложившейся практики возникают серьезные опасения в произвольном применении норм об административной ответственности и злоупотреблений со стороны органов власти.
В соответствии с внесенными законодательными изменениями, в частности, вдвое увеличены размеры штрафных санкций за административные правонарушения, предусмотренные ст. 13.11 КоАП РФ – «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных».

В статью 13.11 КоАП РФ введены новые части 1.1, 2.1, 5.1, вводящие повышенную ответственность за повторное совершение административных правонарушений:

- ч. 1 - Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных;

- ч. 2 - Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

- ч. 5 - Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

Вывод: внесенные законом изменения носят негативный характер, поскольку существенно увеличивают размеры штрафных санкций за нарушения требований законодательства о персональных данных, выплата которых некоммерческими организациями в случае допущения таких правонарушений является практически невыполнимой задачей в связи с ограниченностью финансовых ресурсов и их целевым назначением, что может привести к ликвидации НКО.
Принятые постановления правительства
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 года № 128 «Об утверждении Правил формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований»
Создание реестра установлено Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

В соответствии с принятым Постановлением, в срок до 1 марта 2021 года реестр обязательных требований должен быть введен в опытную эксплуатацию, а до 1 июля 2021 года обеспечена работа публичного портала реестра.

В отношении каждого обязательного требования должно быть указано:
-содержание обязательного требования;
- кто обязан его соблюдать;
- каким актом оно утверждено (со ссылкой на портал правовой информации);
- форма оценки соблюдения обязательного требования;
- ответственность за его несоблюдение и пр. (всего – 22 пункта).

Оператором реестра будет являться Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры), наполнять ресурс должны уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

В соответствии с графиком, содержащимся в Постановлении, сведения об обязательных требованиях должны вести:
- Роструд – охрана труда;
- Роспотребнадзор – предоставление услуг населению, оказание услуг общественного питания, оказание услуг предприятиями торговли;
- Росаккредитация – аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации;
- МЧС России – обеспечение пожарной безопасности;
- Минстрой России – управление многоквартирными домами.

Можно предположить, что в будущем перечень федеральных органов исполнительной власти и ведомств, которые будут публиковать в данном реестре обязательные требования в своих сферах деятельности, будет расширен.

Вывод: создаваемый реестр обязательных требований позволит, в частности, некоммерческим организациям узнать на одном ресурсе все требования, которые необходимо соблюдать в целях минимизации рисков привлечения к ответственности.

Принятые ведомственные приказы
Данный приказ, по всей видимости, направлен на приведение в соответствие с действующим законодательством порядка формирования и ведения существующего с 2007 года «Перечня НКО, ликвидированных в соответствии с ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». По состоянию на 28 февраля 2021 года в нем содержатся записи о 81 организации, ликвидированной по решению суда.

Вывод: данный ведомственный приказ не имеет существенного значения для деятельности НКО, поскольку носит технический характер и направлен на фактическое приведение в соответствие с действующим законодательством уже осуществляемую Минюстом деятельность по ведению реестра НКО, ликвидированных по решению суда в связи с их экстремистской деятельностью.
Проекты федеральных законов
8 февраля 2021 года истек срок общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы разработанного Минюстом России проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»
Законопроектом предлагается внести изменения в части доступа к банковской тайне. В соответствии со ст. 26 (ч. 1) Федерального закона от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности», кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

В статью 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» предлагается внести изменения в виде новых частей 38 и 39 (нумерация последующих статей, соответственно, сдвигается):

«Информация об операциях и счетах некоммерческих организаций предоставляется кредитными организациями федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по федеральному государственному надзору ‎за деятельностью некоммерческих организаций, и его территориальным органам по их запросам в соответствии ‎с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ ‎«Об общественных объединениях».

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному надзору ‎за деятельностью некоммерческих организаций, и его территориальные органы не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ ‎«Об общественных объединениях», за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. За разглашение банковской тайны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, его территориальные органы и их должностные лица несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, ‎в порядке, установленном федеральным законом.».

Согласно тексту пояснительной записки к законопроекту, для проверки соответствия расходования денежных средств некоммерческими организациями уставным целям Минюсту России ‎и его территориальным органам необходима информация ‎о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций. В соответствии с пп. 4 п. 5 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», Минюст России, действительно, имеет право проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами. В рамках таких проверок Минюстом России у проверяемых некоммерческих организаций запрашиваются бухгалтерские документы, копии договоров и иные документы, подтверждающие расходование денежных средств и использование иного имущества.

Помимо получения информации непосредственно от проверяемой некоммерческой организации, Минюст России в постоянном режиме получает информацию от Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) в соответствии с п. 14.1 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», который гласит, что «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, анализирует информацию об операциях некоммерческих организаций, полученную им на основании Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и при наличии оснований, свидетельствующих о неполноте и (или) недостоверности указанной информации либо о том, что некоммерческая организация не исполняет или не в полной мере исполняет требования законодательства Российской Федерации, сообщает об этом органу, принявшему решение о государственной регистрации данной некоммерческой организации, по запросу указанного органа или по собственной инициативе». Федеральные органы государственного финансового контроля и налоговые органы также сообщают в Минюст о результатах контроля соответствия расходования денежных средств уставным целям деятельности некоммерческих организаций (п. 14 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Таким образом, Минюст России обладает всеми возможностями получения полного объема информации, необходимого для реализации им своих контрольных полномочий. В связи с этим, предоставление Минюсту России права доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну, является избыточной и необоснованной мерой. Получение Минюстом России сведений, являющихся банковской тайной, вызывает опасения в соблюдении требований безопасности этих сведений от их случайного или неправомерного распространения или доступа к ним посторонних лиц.

Вывод: законопроект носит негативный характер, поскольку предоставление Минюсту России права доступа к сведениям о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций, составляющим банковскую тайну, является избыточной и необоснованной мерой, а также создает риски их неправомерного разглашения и причинения ущерба интересам некоммерческих организаций.
10 февраля 2021 года на рассмотрение Государственной Думы депутатами А.Е. Хинштейном, С.М. Боярским, М.Г. Кудрявцевым, М.А. Мукабеновой, А.Н. Свинцовым, А.А. Ющенко, А.В. Горелкиным внесен проект федерального закона №1109512-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»
Законопроектом предлагается ввести в ФЗ «О рекламе» новое понятие владельца рекламной системы: «владелец рекламной системы - лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для организации распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (включая показ, сообщение потребителю) рекламы на принадлежащих третьим лицам сайтах, информационных системах и (или) программах для электронных вычислительных машин». Иными словами, это некий «посредник», организующий передачу рекламы от рекламодателя к рекламораспространителям.

Следующей новеллой законопроекта является введение понятия «оператор социальной рекламы», необходимость которого обосновывается обеспечением равных условий распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Оператор социальной рекламы определяется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры), и таковым может стать только не основанная на членстве некоммерческая организация, в состав учредителей которой не входят иностранные граждане, иностранные организации или международные организации. Срок полномочий оператора социальной рекламы составляет 5 лет, но Минцифры может прекратить его досрочно.

Оператор социальной рекламы осуществляет:

1) мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с целью выявления владельцев рекламных систем, а также рекламораспространителей;

2) в случае выявления по результатам мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» владельцев рекламных систем, а также рекламораспространителей, направляет таким лицам уведомление о представлении сведений об объемах, формах, способах и средствах распространения рекламы для формирования прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

3) сбор и учет сведений об объемах, формах, способах и средствах распространения рекламы владельцами рекламных систем, а также рекламораспространителями для формирования прогнозных значений распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Соответствующая методика определяется Минцифры;

4) информирование о доступных объемах размещения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», формах, способах и средствах распространения социальной рекламы, предоставляемых владельцами рекламных систем, а также рекламораспространителями;

5) размещение социальной рекламы посредством информационных систем и программ для электронных вычислительных машин владельцев рекламных систем и рекламораспространителей;

6) в порядке, определенном Минцифры, учет соблюдения владельцами рекламных систем и рекламораспространителями требований о размещении социальной рекламы в установленном объеме (в пределах 5% годового объема распространяемой ими рекламы);

7) подготовку и размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ежегодного отчета о распространении социальной рекламы;

8) представление для утверждения Минцифры, методики определения и уточнения прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы.

Таким образом, деятельность оператора социальной рекламы направлена на владельцев рекламных систем и рекламораспространителей и не затрагивает рекламодателей.

Владельцы рекламных систем и (или) рекламораспространители, аудитория которых в течение суток составляет более 100 000 пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязаны:

1) направлять оператору социальной рекламы сведения об объемах, формах, способах и средствах распространения рекламы для формирования прогнозных значений распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Требования к сведениям об объемах, формах способах и средствах распространения рекламы и порядку их предоставления определяются Минцифры;

2) распространять в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без взимания платы в пределах установленного объема (в пределах 5% годового объема распространяемой ими рекламы), социальную рекламу, размещаемую в информационных системах и программах для электронных вычислительных машин оператором социальной рекламы. Не допускаются любые формы ограничений в отношении оператора социальной рекламы при распространении социальной рекламы.

Законопроектом уточняются и требования к самой социальной рекламе: она должна содержать машиночитаемую информацию о социальной рекламе, включая пометку «Социальная реклама» и указание на рекламодателя социальной рекламы. Вместе с тем, законопроектом предлагается закрепить, что требования к размещаемой информации о социальной рекламе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» устанавливаются Минцифры.

В отношении владельцев рекламных систем и рекламораспространителей, не исполняющих предлагаемые законопроектом требования, могут применяться меры по ограничению деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В законопроекте отдельно уточняется, что все вновь вводимые положения не распространяются на сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которые зарегистрированы в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» в качестве сетевых изданий, а также на телеканалы и (или) радиоканалы. Т.е. полномочия оператора социальной рекламы на них не действуют.

Вывод: с одной стороны, предлагаемые законопроектом изменения направлены на обеспечения равных условий для распространения социальной рекламы, для чего в помощь рекламодателям будет определен оператор социальной рекламы. В то же время, предоставление Минцифры права устанавливать требования к информации о социальной рекламе, вызывает опасения возможного чрезмерного регулирования данного аспекта.
16 февраля 2021 года Государственной Думой принят в 1 чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных»
Законопроектом предлагается упростить получение согласия субъекта на обработку его персональных данных (ПДн), в частности: закрепить возможность получения согласия субъекта на обработку его персональных данных для достижения нескольких целей (ранее закон требовал получения отдельного согласия при обработке ПДн для достижения каждой конкретной цели), а также закрепить возможность указания в согласии на обработку ПДн нескольких третьих лиц, которым обработка ПДн может быть поручена (ранее в законе была предусмотрена возможность указания только одного лица).

В перечень мер по обеспечению безопасности ПДн предлагается включить «применение для уничтожения персональных данных средств защиты информации, в составе которых реализована функция уничтожения информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия, проведенную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности (ФСБ), или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации (ФСТЭК)».

В полномочия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) предлагается включить установление требований к обезличиванию персональных данных и методы обезличивания персональных данных (в настоящее время такие требования не установлены).

Вывод: законопроект носит положительный характер, поскольку призван упростить получение согласия на обработку персональных данных для достижения нескольких целей и передачу их нескольким третьим лицам, тем самым устраняется необходимость получения нескольких согласий на обработку персональных данных. Другие предлагаемые законопроектом изменения не имеют существенного значения для деятельности НКО.
17 февраля 2021 года Государственной Думой принят в 1 чтении проект федерального закона №1034889-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»
Законопроектом предлагается расширить установленный пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» перечень активов (за счет включения инвестиционных паев биржевых паевых инвестиционных фондов, а также клиринговых сертификатов участия), в которые можно осуществлять инвестирование денежных средств, составляющих целевой капитал некоммерческой организации.

Законопроектом предлагается изменить подход в отношении расходов, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал. В частности, устанавливается, что размер расходов управляющей компании, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим ЦК (кроме недвижимого имущества), не может превышать определенный договором доверительного управления процент средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении, за отчетный год. При этом он не может быть более 0,2 процента средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении, за отчетный год. Кроме того, впервые расходы, связанные с доверительным управлением недвижимым имуществом, получили отдельное регулирование. Законопроектом предлагается оплачивать такие расходы за счет имущества, составляющего целевой капитал, находящегося в доверительном управлении, при этом размер расходов не может превышать определенный договором доверительного управления процент средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении, за отчетный год.

Предлагается также предельный размер вознаграждения управляющей компании рассчитывать от средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющей компании по договору доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, за отчетный год. Законопроектом предлагается исключить компетенцию Банка России в части регулирования отдельных частных аспектов деятельности по установлению требований, направленных на ограничение рисков при заключении управляющими компаниями, осуществляющими доверительное управление целевым капиталом, договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, а также по установлению порядка и сроков расчета стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющей компании целевого капитала, отнеся их на условия договора доверительного управления между учредителем доверительного управления и управляющей компанией.

Вывод: непосредственно для НКО данный законопроект ничего особо не меняет, но в нем закреплен ряд преимуществ для управляющих компаний.

Проекты ведомственных приказов
10 февраля 2021 года истек срок общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы разработанного Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) проекта ведомственного приказа «Об установлении требований к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения»
Проект приказа разработан в целях реализации норм Федерального закона от 30 декабря 2020 года №519-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», вступающего в силу с 1 марта 2021 года.

В соответствии с проектом приказа, согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения (далее – Согласие) должно включать в себя следующую информацию:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии) субъекта персональных данных на русском языке (в русской транскрипции для иностранного гражданина и лица без гражданства);

2) контактная информация (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес субъекта персональных данных). Номер телефона должен представлять собой абонентский номер подвижной радиотелефонной или фиксированной связи. Номер телефона указывается в формате: код страны, код города или код мобильного оператора связи (до 3 знаков), номер телефона. Адрес электронной почты должен состоять из двух частей, разделенных символом «@». В левой части указывается имя электронного почтового ящика, в правой части указывается доменное имя сервера, на котором располагается электронный почтовый ящик. Почтовый адрес указывается в соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном адресном реестре (ФИАС).

3) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) ‎и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных. Указывается полное и сокращенное (при наличии) наименование оператора, осуществляющего обработку персональных данных, индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), а также ссылки на код(ы) классификаторов (ОКВЭД, ОКПО, ОКОГУ, ОКОП, ОКФС) по направлениям деятельности. Адрес оператора, осуществляющего обработку персональных данных, указывается в соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном адресном реестре (ФИАС), с обязательным указанием субъекта Российской Федерации, населенного пункта (муниципального образования) в пределах которого находится адрес оператора, осуществляющего обработку персональных данных.

4) цель (цели) обработки персональных данных. Формулировки цели (целей) обработки персональных данных должны соответствовать положениям законодательства Российской Федерации, устанавливающим функции, полномочия и обязанности оператора, и (или) документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных.

5) категории и перечень персональных данных, на обработку которых дается Согласие субъекта персональных данных. Заполнение соответствующего поля осуществляется применительно к конкретному субъекту персональных данных по следующему образцу:

- общие персональные данные (фамилия, имя, отчество (при наличии), год, месяц, дата рождения, место рождения, адрес, семейное положение, социальное положение, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация, относящаяся к субъекту персональных данных);

- специальные категории персональных данных (расовая, национальная принадлежности, политические взгляды, религиозные или философские убеждения, состояния здоровья, интимной жизни, сведения о судимости);

- биометрические персональные данные (ДНК, радужная оболочка глаз, дактилоскопическая информация, цветное цифровое фотографическое изображение лица, голос, фотоизображение рисунка вен ладони, полученного в диапазоне, близком к инфракрасному, и иные сведения).

Указание специальных категорий персональных данных и биометрических персональных данных допускается в случае предварительного получения оператором, осуществляющим обработку персональных данных, согласия на обработку персональных данных в соответствии с требованиями статей 9, 10, 11 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

6) категории и перечень персональных данных, для обработки которых субъект персональных данных устанавливает условия и запреты, а также перечень устанавливаемых условий и запретов. Указанное поле заполняется по желанию субъекта персональных данных без ограничений со стороны оператора, осуществляющего обработку персональных данных. Условия и запреты предполагают ограничение или запрет осуществления оператором действий по распространению и (или) предоставлению персональных данных неограниченному или определенному кругу лиц соответственно. Дополнительно в Согласии могут быть указаны условия, при которых полученные персональные данные могут передаваться оператором, осуществляющим обработку персональных данных, только по его внутренней сети, обеспечивающей доступ к информации лишь для строго определенных сотрудников, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, либо без передачи полученных персональных данных.

7) срок, в течение которого действует Согласие. В указанном поле Согласия должен быть отражен конкретный срок его действия (определенный период времени или дата окончания срока действия). Не допускается указание положений об автоматической пролонгации срока действия Согласия, а также определение срока его действия путем установления бессрочного статуса или указания на событие, неизбежность наступления которого возможно в долгосрочной перспективе.

8) сведения об информационных ресурсах оператора, посредством которых будет осуществляться предоставление доступа неограниченному кругу лиц и иные действия с персональными данными субъекта персональных данных. Сведения об информационных ресурсах оператора указываются в виде адреса, состоящего из наименования протокола (http или https), сервера (www), домена (персональные данные.ru), имя каталога на сервере и имя файла веб-страницы, на которой будут размещены персональные данные субъекта персональных данных.

Вывод: закрепление четкой формы Согласия субъекта персональных данных позволит исключить различное толкование законодательных норм при получении Согласия операторами персональных данных, а также минимизирует риски привлечения операторов к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ за несоблюдение письменной формы Согласия.

19 февраля 2021 года Минюстом России объявлено о разработке проекта ведомственного приказа «О реестре незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента»
Проект приказа разработан в целях реализации норм Федерального закона от 30 декабря 2020 года №481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности», которым в Федеральный закон от 19 мая1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» была введена новая статья 29.1, предусматривающая учет общественных объединений, которые функционируют без приобретения прав юридического лица, получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников и участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ.

Суть проекта состоит в создании и ведении реестра незарегистрированных общественных объединений, получающих финансирование из иностранных источников и участвующих в политической деятельности. Следует отметить, что до внесения поправок 481-ФЗ, никакой учет общественных объединений, не имеющих статуса юридического лица, не велся.

Включение в реестр производится по 2 основаниям:

а) поступление в Минюст уведомления от самого незарегистрированного общественного объединения;

б) поступление в Минюст документов от государственных органов, подтверждающих получение общественным объединением, которое функционирует без приобретения прав юридического лица, и не подало уведомление, денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников ‎и участие в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ.

Уведомление должно быть подано:

- до начала осуществления объединением политической деятельности;

- в течение 10 рабочих дней после получения денежных средств ‎и (или) иного имущества от иностранных источников, если общественное объединение в течение года, предшествовавшего получению указанных денежных средств и (или) иного имущества, участвовало в политической деятельности. Объединение освобождается от подачи уведомления ‎в случае, если указанные денежные средства и (или) иное имущество было возвращено отправителю в течение 3 рабочих дней с момента ‎их поступления.

Проектом приказа предлагается утвердить (приложения к приказу):

- порядок ведения реестра незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента;

- порядок и сроки уведомления общественным объединением, функционирующим без приобретения прав юридического лица, ‎о получении (намерении получать) денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников и об участии (намерении участвовать) в политической деятельности на территории РФ;

- форму предоставления общественным объединением, включенным ‎в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, информации об объеме денежных средств и (или) иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества, об их фактическом расходовании и использовании;

- форму представления общественным объединением, включенным ‎в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, информации об изменении сведений, указанных в ранее представленном уведомлении;

- форму заявления об исключении общественного объединения ‎из реестра незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента.

Несмотря на закрепление в законе обязанности незарегистрированных общественных объединений подавать уведомление, если они соответствуют необходимым признакам (иностранное финансирование и политическая деятельность), остается непонятным, как именно данные нормы могут реализовываться на практике, поскольку общественное объединение без статуса юрлица не может иметь банковские счета и вести финансово-хозяйственную деятельность. Фактическое же принуждение физических лиц, входящих в органы управления незарегистрированного общественного объединения, сообщать Минюсту сведения о своих личных счетах, использование которых для финансирования деятельности незарегистрированного общественного объединения неочевидно и недоказуемо, опять же в связи с невозможностью получения этих средств на счет объединения, является нарушением прав граждан.

Это же касается и необходимости указания в подаваемом уведомлении о полученных незарегистрированным общественным объединением пожертвованиях, поскольку получение пожертвований в виде денежных средств невозможно из-за отсутствия счета у объединения, на который они должны быть зачислены, а в случае получения пожертвования в виде имущества его невозможно поставить на баланс объединения ввиду нераспространения на объединения, не имеющие статуса юридического лица, требований законодательства о бухучете. Получение же пожертвования гражданином в соответствии с ч. 3 ст. 582 Гражданского кодекса РФ должно быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. Только наличие такого условия может «привязать» пожертвование к деятельности незарегистрированного общественного объединения. При отсутствии такого условия пожертвование гражданину считается обычным пожертвованием.

Вывод: проект ведомственного приказа Минюста носит крайне негативный характер, поскольку является попыткой распространить на деятельность общественных объединений, не имеющих статуса юридического лица, нормы, применимые исключительно к юридическим лицам. Отсутствие механизма реализации внесенных в законодательство размытых и произвольно трактуемых норм об учете незарегистрированных общественных объединений фактически позволяет Минюсту требовать предоставления информации о получении денежных средств или иного имущества от физических лиц, в то время как «связь» этих денежных средств или иного имущества с деятельностью незарегистрированных общественных объединений в подавляющем большинстве случаев неочевидна и недоказуема.

Иные новости некоммерческого
законодательства и судебная практика
Решением суда истцу отказано в удовлетворении жалобы на неправомерное снятие с учета в качестве безработного и требование возврата пособия в связи с назначением на должность директора благотворительного фонда на безвозмездной основе.

Суд отметил: «можно сделать вывод, что заключение с руководителем договора о выполнении своих функций на безвозмездной волонтерской основе можно однозначно трактовать как не оформленные должным образом трудовые отношения, поскольку трудовыми они становятся в силу закона с того момента, когда руководитель только приступил к исполнению своих фактических обязанностей. При этом отсутствие заключенного трудового договора с руководителем организации не означает отсутствия трудовых отношений».

Следует отметить, что согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации избрание или назначение на должность является основанием для возникновения трудовых отношений. Это означает, что с момента подписи протокола о назначении руководителя у него возникают трудовые отношения с организацией, и отсутствие трудового договора является нарушением трудового законодательства. Соответственно, трудовой договор с руководителем необходимо заключить.

Это подтверждается в том числе позицией Пленума Верховного суда (постановление от 2 июня 2015 года №21). Дословно: «При рассмотрении споров, связанных с применением законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации, судам следует исходить из того, что руководителем организации является работник организации, выполняющий в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию (часть первая статьи 15, часть вторая статьи 57 ТК РФ). Трудовая функция руководителя организации в силу части первой статьи 273 ТК РФ состоит в осуществлении руководства организацией, в том числе выполнении функций ее единоличного исполнительного органа, то есть в совершении от имени организации действий по реализации ее прав и обязанностей, возникающих из гражданских, трудовых, налоговых и иных правоотношений (полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, правообладателя исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, прав и обязанностей работодателя в трудовых отношениях с иными работниками организации и т.д.).»

Хотите получать обзоры на e-mail?
Оставьте свой e-mail в форме ниже, и мы будем отправлять Вам раз в месяц обзор некоммерческого законодательства