Правовая командА
Обзор некоммерческого законодательства
Декабрь 2020 года
Принятые федеральные законы






Принятые федеральные законы
Новым законом предусмотрена серьезная реструктуризация главы 49.1 Трудового кодекса РФ, регулирующей дистанционную работу, и довольно значительные изменения и уточнения в регулировании труда дистанционных работников.

Основной новеллой закона является расширение возможностей использования дистанционной работы. Если раньше работник либо работал очно, либо дистанционно на постоянной основе, теперь его можно переводить на дистанционную работу на определенный период времени, не превышающий 6 месяцев, либо ввести периодическое чередование периодов работы дистанционно и на стационарном рабочем месте.

Таким образом, в Трудовой кодекс введена возможность установления работнику режима комбинированной работы. Потребность в этом назрела достаточно давно. Теперь и некоммерческие организации смогут устанавливать такой режим своим работникам.

В период пандемии одним из самых актуальных вопросов был вопрос о том, как правильно оформить перевод работников на «дистанционку»: уже был объявлен режим всеобщей самоизоляции, так что подписать какие-либо документы было затруднительно. К концу года законодатели фактически решили этот вопрос.

Теперь для оформления переводов есть несколько вариантов:

1) Заключение дополнительного соглашения к трудовому договору;

2) Издание локального нормативного акта, регулирующего временную дистанционную работу, и приказа о переводе на домашний режим работы и ознакомление с ними работников.

Второй пункт необходим в тех случаях, когда имеет место катастрофа природного или техногенного характера, несчастный случай на производстве, пожар, наводнение, землетрясение, эпидемия или эпизоотия, а также в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь и нормальные жизненные условия людей. Примечательно, что в этом случае согласия работника на такой перевод не требуется, он является для него обязательным.

Локальный нормативный акт должен предусматривать, в частности:

- порядок обеспечения работников, временно переводимых на другую работу, оборудованием и техническими средствами;

- режим рабочего времени, включая определение времени когда работник непосредственно взаимодействует с работодателем;

- порядок и сроки представления работником отчетов о выполненной работе.

Если работник использует свое оборудование, локальным нормативным актом или его соглашением должна предусматриваться соответствующая компенсация. Уточнено, что перевод на дистанционную работу стационарного работника не может являться основанием для снижения ему заработной платы.

Уточнено регулирование режима рабочего времени для дистанционных работников. Сохранена возможность дистанционного работника самостоятельно устанавливать себе режим рабочего времени, если иное не предусмотрено договором. При этом уточнено, что время взаимодействия дистанционного работника с работодателем включается в рабочее время.

До принятия закона Трудовой кодекс позволял работодателю устанавливать дополнительные основания для расторжения трудового договора с дистанционным работником по своему усмотрению, что, естественно, вызывало споры. Теперь дополнительное основание увольнения всего одно, оно закреплено ст. 312.8 Трудового кодекса: работодатель может по своей инициативе расторгнуть договор с дистанционным работником, если работник в течение двух рабочих дней подряд или больше без уважительной причины не взаимодействует с работодателем по вопросам, связанным с выполнением им трудовой функции. Срок исчисляется с момента поступления соответствующего запроса работодателя.

Кроме того, расторжение договора возможно в случае, когда работник меняет местность выполнения его трудовой функции и это влечет невозможность исполнения им обязанностей по трудовому договору на прежних условиях. Мы не выделили это как самостоятельное основание, так как оно тесно коррелируется с уже имеющимися положениями Трудового кодекса, а именно, с возможностью расторжения трудового договора в случае изменения организационных и технологических условий труда.

Вывод: внесенные законом изменения носят положительный характер, поскольку упрощают оформление труда дистанционных работников, особенно в условиях ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, дополняют регулирование спорных вопросов, связанных с дистанционной работой, а также создают новые возможности для работников и работодателей.
Законом распространены на НКО особые условия применения мер административной ответственности в отношении лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее - их работники), а именно – распространить на них возможность замены административного штрафа на предупреждение.

Внесенными законом изменениями запрещается заменять предупреждением штраф по таким статьям как:

- Статья 13.37. Распространение владельцем аудиовизуального сервиса информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалов, публично оправдывающих терроризм, или других материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

- Статья 19.7.5-2. Непредставление сведений некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента;

- Статья 19.34. Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента;

- Статья 20.3. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами;

- ч. 2 ст. 20.28. Организация деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в отношении которой принято решение о приостановлении ее деятельности, либо участие в такой деятельности.

В случае замены административного штрафа на предупреждение не применяется дополнительное административное наказание, если оно предусмотрено соответствующей статьей.

Вывод: с одной стороны, внесенные изменения носят положительный характер, поскольку устраняют неравенство НКО с субъектами малого и среднего предпринимательства и позволяют судам избирать в отношении НКО меру наказания в виде предупреждения, а не штрафа по совершенным впервые административным правонарушениям (за исключением строго определенных статей КоАП РФ). Вместе с тем, перечень исключений практически нивелирует положительный характер данных поправок, поскольку в него входят наиболее применяемые к НКО статьи КоАП РФ.

Внесены изменения во множество федеральных законов, в том числе в Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» и др. (а всего 115).

Во все законы вносится идентичная норма о том, что: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом».

Вывод: на НКО это может повлиять в том случае, если при обращении, например, в Европейский суд по правам человека, его решение может быть признано неисполнимым на территории Российской Федерации.
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012290117
Фонды, которые в 2020 году получили имущество и денежные средства в размере, не превышающем 3 миллиона рублей, вправе не проводить аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год, но в случае, если аудиторской организацией, индивидуальным аудитором до 1 января 2021 года не начато исполнение договора на проведение обязательного аудита отчетности. В таких случаях новые положения в п. 1 ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности» применяются при аудите годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.

Вывод: характер внесенных изменений носит положительный характер, поскольку призван освободить фонды, с ежегодным оборотом денежных средств менее 3 млн. рублей от финансово- и трудозатратной процедуры аудита бухгалтерской отчетности.

Федеральный закон от 29 декабря 2020 года № 477-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
В практике некоммерческие организации часто привлекают сотрудников для реализации ограниченных по времени проектов, в связи с чем, актуальным является внесенное новым законом изменение - возможность заключения некоммерческими организациями срочного трудового договора по аналогии с работодателями - субъектами малого предпринимательства (статья 59 Трудового кодекса РФ), по соглашению сторон.

В соответствии с принятыми поправками, для НКО будут упрощены требования трудового законодательства. Они, также как и микропредприятия, будут вправе полностью или частично не принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и др. будут включаться в текст трудовых договоров. Данная норма распространится на некоммерческие организации с аналогичной микропредприятиям среднесписочной численностью работников (до 15 человек) и объемом доходов за предшествующий календарный год (до 120 млн. рублей в год).

Вывод: внесенные законодательные изменения можно расценивать как положительные, поскольку они упрощают документооборот значительного числа некоммерческих организаций в части кадровых документов, и снижают экономические и временнЫе затраты НКО.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 503-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
Суть внесенных поправок состоит в окончательном закреплении отмены необходимости проводить специальную оценку условий труда каждые 5 лет: если на рабочем месте не происходили несчастные случае, не было выявлено профессиональных заболеваний у работников, В таком случае декларация соответствия (которую необходимо подавать в Роструд после присвоения рабочему месту класса 1 «оптимальный» или класса 2 «допустимый») действует бессрочно.

Закрепленные в новом законе меры не приведут к снижению издержек работодателей, в том числе некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, ввиду того, что продление срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда уже осуществляется без дополнительных затрат со стороны работодателя при условии отсутствия обстоятельств, изложенных в ч. 5 ст.11 действующей редакции Федерального закона №426-ФЗ (отсутствие несчастных случаев, профессиональных заболеваний и т.д.).

Вывод: однозначным преимуществом внесенных изменений является закрепление бессрочного действия декларации соответствия условий труда до наступления обстоятельств, изложенных в ч. 5 ст.11 действующей редакции Федерального закона №426-ФЗ.

Изменения, внесенные законом:

1. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» дополняется новой статьей 29.1, которой вносятся изменения, предусматривающие учет Минюстом общественных объединений, функционирующих без приобретения прав юридического лица (далее – незарегистрированные общественные объединения – это вольная интерпретация авторов настоящего обзора, для краткости, однако, это важно для понимания сути вносимых поправок и юридической точности), получающих денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников и участвующих в политической деятельности на территории Российской Федерации. На такие общественные объединения предлагается распространить обязанности, предусмотренные для НКО, выполняющих функции иностранного агента (подача уведомления, сдача ежеквартальной финансовой отчетности по определяемым Минюстом формам, а также маркировка издаваемых/распространяемых материалов). Не совсем понятно, на какие счета незарегистрированные общественные объединения могут получать иностранное финансирование, поскольку они не имеют права открыть расчетный счет, не являясь юрлицами.

В уведомлении, подаваемом незарегистрированными общественными объединениями в Минюст, должны содержаться сведения о целях деятельности общественного объединения, его структуре, дате создания, территории, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность, об учредителях и (или) руководителях общественного объединения, об адресах для связи с руководящим органом общественного объединения, об источниках формирования денежных средств и (или) иного имущества, в том числе о банковских счетах, используемых для осуществления деятельности общественного объединения. К уведомлению прилагается копия устава общественного объединения.

Минюст будет обязан создать соответствующий реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. В случае выявления Минюстом незарегистрированного общественного объединения, не подавшего соответствующее уведомление, ведомство получает право включения его в реестр на основании собственного решения.

Не только само вышеуказанное общественное объединение законопроектом предлагается обязать маркировать издаваемые/распространяемые материалы, но и материалы, производимые и (или) распространяемые его учредителем, членом, участником, руководителем, или лицом, входящим в состав органа данного незарегистрированного общественного объединения также должны снабжаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента или лицом, входящим в состав органа такого общественного объединения. Аналогичные изменения вносятся и в Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

В случае прекращения осуществления незарегистрированным общественным объединением политической деятельности, оно имеет право подать заявление об исключении из реестра, а Минюст будет обязан провести проверку деятельности данного общественного объединения и в течение месяца со дня ее окончания принять решение об исключении. По всей видимости, подразумевается исключительно документарная проверка незарегистрированного общественного объединения, поскольку речь о выездной проверке не может идти, т.к. незарегистрированные общественные объединения не могут арендовать помещения ввиду невозможности оформления счета и ведения банковских расчетов.

Следует напомнить, что ранее Минюстом России уже предпринимались попытки закрепить в законодательстве нормы об учете незарегистрированных общественных объединений и подаче ими в Минюст уведомлений о своей деятельности, составе руководящих органов и финансировании, но они до настоящего времени так и не были приняты.

Исходя из существующего законодательного определения, под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5).

В ст. 18 ФЗ «Об общественных объединениях» уточняется, что решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Федеральным законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Таким образом, под незарегистрированным общественным объединением следует понимать не просто группу граждан, объединившихся единожды и для решения конкретной проблемы, а должны присутствовать определенные элементы формализации (хоть и без государственной регистрации), т.е. это устойчивое объединение граждан, оформивших решение о создании общественного объединения, разработавших и утвердивших устав и сформировавших руководящие органы общественного объединения.

В ходе рассмотрения законопроекта внесены поправки, предполагающие изменения, уточняющие привязку определения понятия «политическая деятельность» к определению, содержащемуся в п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», однако, в соответствии со ст. 48 и 50 Гражданского кодекса РФ, к незарегистрированным общественным объединениям не могут быть применены положения о юридических лицах.

Также, внесенными поправками в первоначальный текст законопроекта, исключена обязанность незарегистрированных ОО, которым присвоен статус «выполняющих функции иностранного агента» маркировать свои материалы.

2. В Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (п. 6 ст. 2) вносятся дополнения о том, что и посредничество в получении иностранного финансирования также является основанием для признания в качестве НКО, выполняющей функции иностранного агента, при этом посредником может быть любое физическое или юридическое лицо.

В качестве посредника при получении денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника признается российское физическое или юридическое лицо, которое осуществляет передачу денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника либо уполномоченного им лица российской некоммерческой организации, участвующей в политической деятельности на территории РФ.

При условии «размытости» определения «политической деятельности» в РФ, предлагаемая норма содержит в себе существенные предпосылки для произвольного ее толкования и применения на усмотрение должностных лиц Минюста, как это произошло с нормами ФЗ «О некоммерческих организациях» в части признания НКО «иностранными агентами».

Ко 2 чтению была внесена поправка о том, что в качестве иностранного источника предлагается считать и «граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее – иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.».

Таким образом, Минюст России вновь пытается получить доступ к контролю доходов физлиц.

В п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» также вносятся изменения, предполагающие, что не только сама некоммерческая организация, получившая статус «выполняющей функции иностранного агента» обязана маркировать издаваемые/распространяемые материалы, но и материалы, производимые и (или) распространяемые ее учредителем, членом, участником, руководителем, или лицом, входящим в состав ее органа управления также должны снабжаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента или лицом, входящим в состав органа такой НКО. ;

3. Предлагается разрешить руководителям территориальных органов Минюста продлевать своим решением до 45 дней (вместо существующих 20 с возможностью продления еще на 20) срок проверки любой НКО в случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия, производства сложных и (или) длительных исследований, специальных экспертиз и расследований. Изменения вносятся в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», при этом коррелирующие поправки не предлагаются в Федеральный закон 26 декабря 2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», регулирующий сроки проверок. Таким образом, Минюст получает право продления в отношении НКО срока проверок большего, чем имеют другие органы государственного контроля.

4. В ходе рассмотрения законопроекта, была исключена норма о том, что некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, не смогут выдвигать кандидатуры в состав общественных советов при федеральных органах исполнительной власти (изменения в ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»). В настоящее время правом выдвижения кандидатур в члены общественных советов обладают общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, целями деятельности которых являются представление или защита общественных интересов и (или) выполнение экспертной работы в сфере общественных отношений. В условиях неконкретности норм законодательства о признании НКО в качестве «некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента», предлагаемая норма существенно ограничивает возможность участия в мероприятиях общественного контроля представителей правозащитных, экологических и др. организаций, и создает некий «фильтр» для «отсеивания неугодных»;

5. В соответствии предлагаемыми законом поправками, запрещается распространение в СМИ и в сообщениях и материалах средств массовой информации, без соответствующей маркировки информации об НКО, выполняющих функции иностранного агента, незарегистрированных общественных объединениях, выполняющих функции иностранного агента, и физических лицах, выполняющих функции иностранного агента, за исключением информации, размещенной в официальных государственных реестрах. В соответствии с предлагаемыми изменениями, маркировке также подлежат материалы производимые/распространяемые учредителем, членом, участником, руководителем, работником такой организации или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации (изменения в ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации»). Таким образом, предлагается закрепить в законе, что любые материалы «иностранных агентов» (при условии законодательной неопределенности в процедуре признания их таковыми), не могут распространяться без соответствующей маркировки. На СМИ фактически накладывается дополнительная обязанность по проверке нахождения в соответствующих реестрах лиц (юридических, физических, незарегистрированных общественных объединений), чьи материалы они намереваются публиковать В принятой редакции речь идет исключительно о средствах массовой информации, т.е. о зарегистрированных в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» организациях, и, по заявлениям инициаторов законопроекта, это не должно коснуться интернет-пользователей или блогеров - https://tass.ru/politika/10285705.

6. В Федеральный закон от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» вводится новая статья 2.1 и предлагается законодательно закрепить возможность признания физического лица выполняющим функции иностранного агента вне зависимости от его гражданства или его отсутствия у него, если оно «осуществляет на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства (иностранный источник) политическую деятельность в сфере, целях и формах, определенных в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, получение которых иностранным источником может быть использовано против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 «Государственная измена» и 276 «Шпионаж» Уголовного кодекса Российской Федерации), в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника российскими гражданами, организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи). Перечень сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, получение которых иностранным источником может быть использовано против безопасности Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности (ФСБ). В настоящее время такой перечень не определен и не опубликован. Физическое лицо, не являющееся гражданином РФ, намеревающееся заниматься такой деятельностью, обязано еще до момента въезда в РФ подать соответствующее уведомление в Минюст (от подачи такого уведомления освобождаются дипломатические работники, иностранные аккредитованные журналисты, а также иные лица по решению Минюста);

Физические лица, признанные исполняющими функции иностранного агента, предлагается обязать 1 раз в полгода отчитываться в Минюст о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. В таком случае, контроль за доходами и расходами физических лиц будут осуществлять не только налоговые органы, но и Минюст;

Физические лица предлагается обязать указывать наличие у них статуса выполняющих функции иностранного агента при выполнении этих функций (по аналогии с маркировкой материалов юрлицами). При буквальном толковании данной нормы, все публикации (посты в социальных сетях, интервью в СМИ и т.д.) физического лица, которое может быть признано «исполняющим функции иностранного агента» при весьма спорных законодательных нормах, будет необходимо маркировать соответствующим образом;

7. Физические лица, признанные выполняющими функции иностранного агента, не могут быть назначены на должности в государственных органах и органах местного самоуправления, а также получить допуск к государственной тайне (ч. 1 ст. 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне»). В настоящее время организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны (ст. 25 ФЗ «О государственной тайне») в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 года №63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне».

Все иные поправки, внесенные в законопроект после 1 чтения, не меняют сути законопроекта, сделаны в духе «отписки» (вплоть до простого изменения мест слов в предложении) после публичного обсуждения данного законопроекта в Общественной палате РФ.

ВАЖНО:

С принятием вышеуказанного закона тесно взаимосвязаны еще 1 принятый закон и 2 законопроекта, которые еще не рассмотрены Госдумой. Вот они:

1. Проект федерального закона № 1052523-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части совершенствования правового регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций».

15 декабря 2020 года законопроект был принят в 1 чтении (внесен на рассмотрение ГД Правительством 10 ноября 2020 года). Таблицы поправок (к отклонению или принятию) ко 2 чтению по состоянию на 23 декабря на сайте ГД РФ не опубликованы.

Законопроектом предлагается включить в определение иностранного источника (использующегося для признания в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента) также и организации, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном в пункте 8 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства.

Предлагается запретить структурным подразделениям иностранной некоммерческой неправительственной организации указывать в качестве адреса регистрации жилое помещение. Вероятно, данная поправка обосновывается тем, что при регистрации организации в жилом помещении ее выездная проверка возможна только при согласии владельца жилого помещения и совместно проживающих с ним лиц (ст. 25 Конституции РФ).

В статье 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» предлагается закрепить, что некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента в дополнение к своей отчетности обязаны будут ежегодно представлять в Минюст «заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, а также отчет об их исполнении или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились».

Предлагается закрепить, что сроки представления в Минюст аудиторского заключения структурными подразделениями иностранных некоммерческих неправительственных организаций будет определяться Минюстом России (предлагаемые изменения в п 4 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Это может свидетельствовать о намерении со стороны Минюста каким-то образом изменить существующий ежегодный порядок предоставления копии аудиторского заключения ИНКО.

В перечень оснований для проведения внеплановой проверки предлагается внести дополнение о том, что в отношении НКО она возможна в случае «поступления в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об участии некоммерческой организации в мероприятиях, проводимых иностранной или международной неправительственной организацией, деятельность которой в установленном законодательством Российской Федерации порядке признана нежелательной на территории Российской Федерации». Таким образом, любое упоминание в деятельности НКО иностранной или международной организации, включенной в список нежелательных позволяет Минюсту инициировать внеплановую проверку в отношении некоммерческой организации.

Необходимо напомнить, что внеплановые проверки в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и п. 4.2 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» проводятся лишь при появлении соответствующих оснований для их проведения.

Пункт 12 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» предлагается дополнить положением о том, что не только структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть исключено из соответствующего реестра после направления Минюстом в письменной форме мотивированного решения о запрете осуществления на территории РФ заявленной для осуществления на территории РФ программы или ее части (в действующей редакции закона), но и российские некоммерческие организации, получившие статус «выполняющих функции иностранного агента», также могут быть ликвидированы судебным решением за неисполнение данного письменного уведомления Минюста.

2. Проект федерального закона №1060950-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения ответственности за нарушение порядка деятельности лиц, выполняющих функции иностранного агента».

24 декабря законопроект принят в 1 чтении без изменений внесенного текста.

Законопроект разработан в развитие ранее внесенного (18.11.2020) проекта федерального закона №1057914-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности», в соответствии с которым законодательные нормы о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, предлагается распространить на физических лиц и незарегистрированные общественные объединения.

В тексте рассматриваемого законопроекта предлагается расширить действие статьи 13.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП), предусматривающей ответственность за злоупотребление свободой массовой информации. Данную статью предлагается дополнить тремя новыми частями об ответственности за распространение информации, соответственно, о некоммерческой организации, незарегистрированном общественном объединении, физическом лице, включенных в реестры выполняющих функции иностранного агента, но без указания на то, что они имеют такой статус. По всем новым частям статьи предлагается установить идентичные наказания: «штраф на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой».

КоАП РФ также предлагается дополнить новыми статьями 19.7.5-3 и 19.7.5-4, которые устанавливают административную ответственность за нарушение порядка деятельности общественного объединения, функционирующего без приобретения прав юридического лица (незарегистрированного общественного объединения) и нарушение обязанностей физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Ответственность предлагается установить за непредставление, несвоевременное представление отчетности или ее представление в искаженном виде, а также за производство или распространение материалов без указания на статус выполняющего функции иностранного агента.

В отношении НКО и незарегистрированных общественных объединений предлагается также установить ответственность ее учредителя, члена, участника, руководителя за производство, распространение и направление в государственные или муниципальные органы власти материалов без указания на наличие у организации статуса выполняющего функции иностранного агента.

В соответствии с проектируемой статьей 19.7.5-3 КоАП, за непредставление незарегистрированным общественным объединением сведений, предусмотренных законом, предлагается установить наказание в виде штрафа на граждан в размере от 5 000 до 10 000 рублей; на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей. За производство и распространение таким общественным объединением материалов без маркировки «иностранного агента» предлагается ввести штраф на граждан в размере от 50 000 до 100 000 рублей; на должностных лиц — от 100 000 до 300 000 рублей. Если же такие материалы производятся или распространяются без соответствующей маркировки учредителем, членом, участником, руководителем незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такого общественного объединения, то на граждан законопроектом предлагается накладывать штраф в размере 5 000 рублей.

Следует отметить, что в отношении незарегистрированных общественных объединений предлагается установить ответственность должностных лиц. В соответствии с законодательством, у общественных объединений, не имеющих статуса юридического лица, не может быть «должностных лиц», однако законопроектом на этот счет предусмотрено примечание о том, что «лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в общественном объединении, функционирующем без приобретения прав юридического лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, несут административную ответственность как должностные лица». Данная норма также является крайне спорной, поскольку осуществление, как минимум, административно-хозяйственных функций в организации, не имеющей статуса юридического лица невозможно ввиду невозможности наличия у нее расчетного счета, ведения бухгалтерского учета и наличия какого-либо имущества.

В отношении физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, по статье 19.7.5-4 КоАП предлагается установить, что за непредставление в Минюст сведений, предусмотренных законом, предусматривается штраф в размере 30 000 до 50 000 рублей, а за неуказание таким лицом своего статуса «выполняющего функции иностранного агента» - штраф от 10 000 до 30 000 рублей.

Полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях предлагается наделить Минюст России, за исключением следующих случаев:

- в отношении неисполнения обязанностей физическими лицами, признанными выполняющими функции иностранного агента – органы внутренних дел (полиция);

- в случаях распространения материалов через СМИ или направления их в адрес государственных или муниципальных органов власти без соответствующей маркировки – Федеральная служба в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

3. 23 декабря 2020 года Государственной Думой принят в 3 окончательном чтении, а 24 декабря 2020 года одобрен Советом Федерации проект федерального закона «О внесении изменения в статью 330-1 Уголовного кодекса Российской Федерации».

В статью 330-1 УК РФ вносятся изменения, коррелирующие с ранее внесенными на рассмотрение ГД законопроектами, предлагающими возможность придания статуса «выполняющего функции иностранного агента» не только некоммерческим организациям (поправки 2012 года в ФЗ «О некоммерческих организациях» — п. 6 ст. 2) или иностранным СМИ и физлицам, которые также могут быть признаны иностранными СМИ, выполняющими функции иностранного агента (поправки 2019 года в ФЗ «О средствах массовой информации» — ч. 3 ст. 6), но и общественным объединениям, функционирующим без приобретения прав юридического лица (хотя в данном законопроекте используется термин «незарегистрированное общественное объединение») и просто физическим лицам.

Следует отметить, что термины «общественное объединение, функционирующее без приобретения прав юридического лица» и «незарегистрированное общественное объединение» не встречаются ни в Гражданском кодексе РФ, ни в ФЗ «Об общественных объединениях». В последнем лишь делается оговорка, что «создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица» (ч. 4 ст. 3). Таким образом, в одном законопроекте вводится формально новый вид общественного объединения (корреляция с существующими законодательными нормами в законопроекте не предложена), но эта формулировка хоть немного согласуется с действующим законодательством, а в рассматриваемом законопроекте используется термин, не закрепленный в законодательстве РФ, однако, он предлагается как основание для установления уголовной ответственности со сроком лишения свободы до 2 лет.

О несовпадении терминов, использующихся в действующем законодательстве, касающихся «незарегистрированных ОО» и в тексте предлагаемых законопроектов уже говорилось выше, однако, вероятно, это не станет препятствием применению вновь вводимых законодательных норм.

Также рассматриваемым законопроектом предлагается ввести в ст. 330.1 УК РФ 2 новые части, предусматривающие уголовную ответственность за нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, или учрежденного им юрлица (если оно ранее было привлечено к административной ответственности по ст. 19.34.1 КоАП), и за непредставление физлицом заявления о включении его в соответствующий реестр и отчета о своей деятельность, если это лицо ранее было подвергнуто административному наказанию по проектируемой статье 19.7.5-4 КоАП РФ.

Вывод: вышеуказанный пакет из 4 законопроектов дополнительно ограничивает деятельность НКО, выполняющих функции иностранного агента, вводит нормы о возможности распространения норм об «иностранных агентах» на общественные объединения, функционирующие без приобретения прав юридического лица, а также на физических лиц. При этом, за неисполнение обязанностей, возлагаемых на таких «иностранных агентов», устанавливается административная ответственность. Все 4 законопроекта носят исключительно негативный характер.

Принятые ведомственные приказы
Управлением Минюста России по г. Москве утвержден План проверок НКО на 2021 год
По организационно-правовым формам плановые проверки на 2021 год распределились следующим образом:

- региональные отделение политической партии – 2

- общественные организации – 13

- ассоциация (союз, НП) – 6

- религиозные организации – 5

- АНО – 16

- фонд – 20

Приказ Минэкономразвития России от 23 декабря 2020 года № 848 «О формировании реестра социально ориентированных некоммерческих организаций и реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (вместе с «Порядком представления в Министерство экономического развития Российской Федерации сведений для включения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций и реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»)
По состоянию на 28 декабря 2020 года приказ не опубликован и обнаружен только в базе «Консультант».

По сути, данный приказ объединяет два ранее существовавших реестра в один, что является положительным моментом, т.к. сокращается количество административных процедур и упрощается доступ НКО к господдержке.
Проекты федеральных законов
Законопроектом предлагается ввести обязательное предварительное согласие учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации на совершение этой организацией крупных сделок, если в ее деятельности используются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Законопроект также закрепляет критерии отнесения сделки автономной некоммерческой организации под понятие «крупная сделка», обязательные требования к содержанию согласия учредителя (учредителей) на совершение крупной сделки, а также последствия несоблюдения условия об обязательном одобрении такой сделки.

Вывод: в целом, инициативу можно считать положительной, поскольку предполагается, что введение обязательного одобрения крупных сделок снизит риск недобросовестных действий со стороны руководителей организаций.

17 декабря 2020 года субъектом законодательной инициативы (депутатом Костенко Н.В.) был отозван законопроект №1022603-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и депутатами ГД РФ Костенко Н.В. и Марданшиным Р.М. внесен новый законопроект №1077387-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
В тексте внесенного законопроекта изменения коснулись вновь вводимой в КоАП статьи. Вместо статьи 19.38 (Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления) в новой редакции статья предлагается под номером 6.34 (Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность).

Также предлагаемые изменения выразились в переформатировании очередности назначения наказания (юрлица, должностные лица, граждане – хотя во всех других статьях КоАП РФ очередность противоположная).

Главным же нововведением является то, что в тексте части 2 вводимой статьи делается уточнение (выделено шрифтом): «2. Установка и использование ящика для сбора благотворительных пожертвований от имени некоммерческой организации лицом, которое не имеет права на осуществление данной деятельности, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или предмета административного правонарушения, на должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или предмета административного правонарушения, на физических лиц от трёх тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или предмета административного правонарушения».

Данное изменение, по сравнению с первой редакцией законопроекта, существенно сокращает возможности привлечения к ответственности мошенников, пытающихся придать своей криминальной деятельности вид благотворительности, т.е. вводится дополнительный квалифицирующий признак, необходимый для квалификации действий в качестве административного правонарушения, при этом спектр действий лиц, наживающихся в сфере благотворительности, значительно шире.

Вывод: внесение законопроекта в новой редакции практически нивелирует положительную идею, позволяющую привлекать к ответственности лиц, мошенническим путем пытающихся заработать на теме благотворительности.

В Госдуму внесен законопроект об отмене обязанности для ряда организаций представлять годовую бухгалтерскую (финансовую отчетность), включая аудиторские заключения, в государственные органы. Изменения касаются НКО, выполняющих функции иностранного агента, туроператоров и организаторов азартных игр. Предполагается, что любое заинтересованное лицо, в том числе и государственные органы могут теперь получать информацию о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая аудиторское заключение, из общедоступного государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности – ГИРБО. Законопроект предполагает изменения для вышеперечисленных организаций сроков проведения аудита их бухгалтерской (финансовой отчётности). Цель изменений— своевременное получение в установленные нормативными правовыми актами сроки федеральными органами исполнительной власти из ГИРБО аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности указанных организаций.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций, включая аудиторское заключение и пояснительную записку, представленные по телекоммуникационным каналам связи, отражаются в ресурсе ГИРБО в автоматическом режиме. Аудиторские заключения, пояснительные записки, представленные после предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности, как письменное обращение, в ресурсе ГИРБО не отражаются. Поэтому важно, чтобы аудиторское заключение представлялось в ИФНС одновременно с годовой бухгалтерской отёчностью не позднее установленных для ее сдачи сроков.

В ГИРБО будет содержаться бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций начиная с отчетности за 2019 год. ФНС России обеспечит свободный доступ к этому ресурсу. Предполагается, что государственные органы смогут получать необходимую им информацию из ГИРБО, а не от организаций. Предполагаемая дата внесения изменений — 1 января 2022 года

Вывод: законопроект носит положительный характер, поскольку подготовлен в целях дальнейшего упрощения требований к представлению организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы и завершения реализации концепции «одного окна» представления такой отчетности. То есть предполагается, что организации будут сдавать бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения только в ИФНС. Другие государственные органы будут получать ее из ГИРБО, законопроект должен снять дополнительную административной нагрузку на отчитывающиеся организации, а также позволит избежать дублирования функций государственных органов по получению и обработке отчетности.

Хотите получать обзоры на e-mail?
Оставьте свой e-mail в форме ниже, и мы будем отправлять Вам раз в месяц обзор некоммерческого законодательства