Разработка новых форм обусловлена законодательными изменениями, внесенными Федеральным законом от 5 апреля 2021 года № 75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (далее – Закон 75-ФЗ, вступает в силу с 3 октября 2021 года) и Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 352-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон 352-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2022 года).
Формы отчетов НКО.
В формах отчетов некоммерческих организаций (№ОН0001, №ОН0002) и общественных объединений (№ОН0003) планируется включение дополнительных строк для внесения информации о получении и расходовании средств от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства. В форме №ОН0001 появляется дополнительная строка для отражения информации о целевых поступлениях от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, действующих в качестве посредников при получении НКО имущества от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц.
Формы отчетов необходимо будет представлять до 15 апреля года, следующего за отчетным.
Формы отчетов филиалов и представительств ИНКО.
Формы отчетов филиалов и представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации, значительно изменяются и дополняются. Так, например, к отчетности об объеме и источниках денежных средств и иного имущества, их планируемом распределении и целях расходования (форма №СП0001), добавляются листы Б, В, Г, Д, Ж, в которых нужно будет отразить различные источники получения денежных средств и иного имущества. В листе Б должно быть указано все полученное от российских граждан, в листе В - от иностранных государств и их органов, в листе Г - от иностранных и международных организаций, в листе Д - от иностранных граждан, в листе Ж - от уполномоченных лиц. Форма сдается ежеквартально, но не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Отчет о фактическом расходовании средств и иного имущества практически не изменятся (форма №СП0002) и сдается по-прежнему ежегодно до 15 апреля.
Информация о заявленных программах (форма №СП0003) дополняется новыми разделами (такие же разделы появляются в формах №ОИА005 и №ОИА006), например, появляется раздел 5 «Стратегия осуществляемой программы», раздел 8 «Механизм реализации программы».
Информацию о новых программах необходимо будет ежегодно представлять в Минюст до 1 ноября года, предшествующего осуществлению программы (ранее было до 31 октября).
Информация об осуществляемых программах (форма №СП0004) является новой формой и содержит, например, такие нововведения, как раздел 9 «Специальные условия реализации программы», раздел 10 «Целевые показатели», разделы 11 и 12 соответственно «Предполагаемые и осуществляемые мероприятия», раздел 13 «Участники осуществляемой программы». Об осуществляемых программах нужно будет сообщать в течение 7 рабочих дней со дня начала осуществления программы.
Информация о проведении мероприятий (форма №СП0005) заполняется альтернативно: если мероприятий не проводились, достаточно галочки, если проводились, то заполняется достаточно простой лист А на каждое проведенное мероприятие: наименование, сроки, адрес. Форма сдается раз в полгода до 15 января и до 15 июля.
Данная отчетность структурных подразделений ИНКО будет представляться в Минюст России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2021 года № 1363
«Об утверждении Положения о порядке и сроках представления структурными подразделениями иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленных для осуществления и осуществляемых на территории Российской Федерации программ и иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, а также отчета об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий».
Формы отчетов НКО, выполняющих функции иностранного агента.
Новая версия формы №ОИА001 включает сведения об организации (раздел 1), сведения о деятельности НКО в отчетном году (раздел 2), сведения о руководящих органах и работниках (раздел 3, листы А и Б). Фактически полностью копирует разделы 1-3 + листы А и Б предыдущей редакции (Приказ Минюста от 28.06.2021 №105).
Форма №ОИА001 представляется в Минюст раз в полгода до 15 января и до 15 июля
Вводится новая форма №ОИА002, включающая в себя сведения об организации (раздел 1), сведения о расходовании денежных средств и имущества в отчетном периоде (раздел 2). Раздел 2 (листы А - Н) полностью идентичен разделу 4 формы №ОИА001 в предыдущей редакции (листы В - П), но в нее включен новый лист О – «
Сведения о расходовании некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, денежных средств, полученных от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства, и использовании иного имущества, об их фактическом расходовании (использовании) в отчетном периоде», который раньше отсутствовал.
Графы для заполнения в новом листе О: наименование и ОГРН российского юридического лица, предоставившего денежные средства (имущество), израсходованные (использованное) в отчетном периоде, сведения о бенефициарном владельце (ФИО, дата рождения, гражданство, документ, удостоверяющий личность, миграционная карта, документ, подтверждающий право пребывания в РФ, адрес), наименование и реквизиты документа о передаче денежных средств и имущества, вид имущества, цели и способ его фактического использования, наименование и реквизиты документа о передаче имущества третьим лицам, сумма переданных денежных средств, цели их расходования и сведения о фактическом расходовании.
Форма №ОИА002 представляется в Минюст ежеквартально до 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября соответственно.
Для НКО, выполняющих функции иностранного агента, изменяются требования к представлению аудиторского заключения. В настоящее время НКО-ИА обязаны представлять в Министерство юстиции непосредственно аудиторское заключение. В соответствии с предлагаемыми изменениями достаточным будет заполнить форму №ОИА003, в которой должна быть указана дата представления аудиторского заключения в
Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это не отменяет обязанности НКО публиковать аудиторское заключение в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (
Федресурс). То есть, представить аудиторское заключение необходимо будет на два электронных ресурса: портал ФНС и Федресурс. А в Министерство юстиции отправить заполненную новую форму №ОИА003, в которой нужно будет указать данные организации и поставить дату отправки аудиторского заключения в ФНС. При этом меняются и сроки прохождения аудита. Сейчас в соответствии с действующим Приказом Минюста России от 28 июня 2021 года №105 срок представления аудиторского заключения – до 15 апреля года, следующего за отчетным. Этот срок предлагается увеличить: НКО должна будет отправить форму №ОИА003 в Минюст в течение 15 рабочих дней после даты аудиторского заключения и до 31 декабря года, следующего за отчетным, то есть у организации будет практически целый год на проведение у себя аудита.
Для НКО-ИА вводится новая форма сообщения о заявленных для осуществления программах, иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий (форма №ОИА004). Об этих сведениях НКО-ИА прежде не отчитывались. Отчет включает сведения об основаниях (программах и (или) документах) для проведения планируемых мероприятий: наименовании программ (документов), дате их утверждения и утвердившем органе НКО, целях (задачах) программы (документа), стратегии их осуществления, содержании, этапах, механизме реализации, планируемых результатах, сроках реализации, размерах (в рублях) и источниках финансирования, территории реализации с приложением самой программы (документа). При этом, что именно понимается под стратегией, содержанием и механизмом реализации – не разъясняется.
Форма подается ежегодно, не позднее 1 ноября года, предшествующего году, в котором будет осуществляться программа (проводиться мероприятия).
Еще одной новой формой отчетности НКО-ИА является форма №ОИА005 – сообщение об осуществляемых программах, иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий. Форма №ОИА005 подразумевает включение информации не только по тем мероприятиям, которые будут проводиться в будущем в рамках той или иной программы, но и в том числе отчет о мероприятиях, ранее проведенных. Сроки, за которые организация должна будет указать проведенные мероприятия, не определены, но с учетом того, что данное сообщение подается ежегодно, не позднее 1 ноября, предполагается, что информация должна быть указана с момента прошлого отчета.
Следующей новой формой отчета НКО-ИА является форма №ОИА006 - об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятия. В соответствии с действующей редакцией формы ОИА001, утвержденной приложением к Приказу Минюста России от 28 июня 2021 г. №105, НКО, включенные в реестр ИА, должны заполнять сведения о мероприятиях (пункт 5 раздела II ОИА001). Предлагается вывести отчет по мероприятиям в отдельную форму №ОИА006, которую необходимо будет представлять до 1 марта года, следующего за отчетным. Исходя из примечания, можно сделать вывод, что такой отчет надо заполнить на каждое проведенное мероприятие. Значительно расширен перечень информации, которую необходимо представить. Помимо наименования мероприятия, его цели, даты (периода) проведения мероприятия, места проведения, наименования и реквизитов документа – основания проведения мероприятия и источников его финансирования, в новой форме нужно указать полный адрес места проведения, заполнить список участников мероприятия (пока только фамилия, имя и отчество), и/или его контрагентов. Включаются и сведения о расходовании средств на мероприятие:
- сведения о потраченных на конкретное мероприятие денежных средствах, с указанием вида расходования и документа-основания для перечисления средств (включая его наименование и дату);
- сведения о фактическом использовании иного имущества: наименование объекта гражданских прав, способ его использования и документ-основание, по которому такое использование стало возможным. По всей видимости, речь идет об имеющемся в распоряжении организации имуществе (например, компьютере), которое будет задействовано в мероприятии, но на которое в рамках именно организации мероприятия не было затрачено денежных средств.
В еще одной новой форме №ОИА007 необходимо будет сообщать информацию о мероприятиях, которые были предусмотрены программой или иными документами, но в отчетном периоде не проводились. Необходимо будет указать название документа (наименование программы), которым были предусмотрены мероприятия, и дату направления в Минюст информации о планируемых мероприятиях. Форма представляется ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
И, наконец, в качестве новой формы №ОИА008 выделено уведомление о представлении в Минюст всех вышеуказанных форм отчетности.
С учетом вводимых дополнительных форм, график отчетности НКО-ИА будет выглядеть следующим образом:
15 января – ОИА001 + ОИА002 (не позднее числа месяца, следующего за отчетным кварталом);
1 марта – ОИА006 + ОИА007;
15 апреля – ОИА002;
15 июля – ОИА001 + ОИА002;
15 октября – ОИА002;
1 ноября – ОИА004 + ОИА005;
31 декабря – ОИА003;
+ ОИА005 о начале программы –
7 рабочих дней;
+ ОИА004 или ОИА005 об изменении ранее поданных сведений –
10 рабочих дней.
Вывод: сами по себе новые формы отчетности являются лишь технической реализацией ранее внесенных в законодательство негативных изменений, существенно увеличивающих объем информации, предоставляемой некоммерческими организациями в Минюст России.