Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Август 2021
Принятые постановления Правительства
Постановление вступает в силу одновременно с Федеральным законом от 30 апреля 2021 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в статью 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» - с 1 января 2022 года.

В соответствии с данным Постановлением Правительства РФ и ранее принятыми законодательными изменениями в единый реестр должны быть объединены:

- реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом - оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг;

- реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Порядок ведения указанных реестров утвержден постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 июня 2020 года № 906 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций» и от 11 июня 2020 г. № 847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», которые с 1 января 2022 года утратят силу.

Постановлением утверждено положение о ведении единого реестра и Минэкономразвития России определено в качестве уполномоченного органа по его формированию и ведению.

В реестр будут включаться НКО:

- являющиеся получателями грантов Президента Российской Федерации ‎по результатам конкурсов, проведенных Фондом – оператором президентских грантов по развитию гражданского общества (далее – организация, уполномоченная на предоставление грантов), или получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления один раз и более в течение трех лет на момент включения в реестр;

- являющиеся исполнителями общественно полезных услуг;

- являющиеся поставщиками социальных услуг;

- являющиеся частными образовательными организациями, осуществляющими ‎на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

- являющиеся благотворительными организациями, зарегистрированными ‎в установленном законодательством Российской Федерации порядке ‎и представившими в Минюст России сообщение о продолжении деятельности или отчетность в соответствии со статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» за 2 года, предшествующие дате включения в реестр;

- являющиеся получателями имущественной поддержки предоставляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на срок предоставления такой поддержки, но не более чем на 3 года.

НКО, не соответствующие вышеуказанным критериям, включаются в реестр по решению органа исполнительной власти субъекта РФ на срок до 3 лет.

НКО, соответствующие вышеуказанным критериям, должны обратиться в Общественную палату РФ или в общественную палату субъекта РФ, которые, в свою очередь, направляют запрос в органы, уполномоченные на включение в реестр и получают мотивированный ответ.

В реестр не может быть включена некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления.

НКО исключается из реестра в случае:

- выявления несоответствия данных о некоммерческой организации, за исключением технических ошибок или опечаток;

- выявления несоответствия некоммерческой организации критериям, установленным для включения в реестр;

- получения некоммерческой организацией субсидии из бюджета бюджетной системы Российской Федерации более 3 лет назад, предшествующих дате включения некоммерческой организации в реестр;

- нарушения некоммерческой организацией существенных условий соглашения или договора о предоставлении субсидии или гранта (цели и условия предоставления субсидии (гранта), достижение значений показателей результативности) на основании проверки, проведенной органами государственного финансового контроля, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления или организациями, уполномоченными на включение в реестр. В случае получения субсидий или грантов из нескольких источников организация исключается за нарушение существенных условий одного соглашения (договора);

- непредставления в Минюст России отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

- несоответствия деятельности НКО, учредительными документами которой предусмотрено осуществление благотворительной деятельности, требованиям Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (в тексте принятого Постановления ошибочно указано старое название закона – Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Последнее основание для исключения из реестра отсутствовало в тексте на стадии разработки проекта постановления, и, наоборот, в окончательный текст Постановления не вошло такое основание для исключения как «ликвидация, реорганизация или исключение некоммерческой организации из единого государственного реестра юридических лиц», содержавшееся в проекте.

Вывод: Постановление направлено на техническую реализацию законодательных норм о ведении единого реестра СОНКО, которые расцениваются как положительные из-за сокращения количества разных реестров и предоставления Правительству РФ права устанавливать дополнительные основания для включения в реестр.
Постановление принято в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2021 года №75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и вступает в силу одновременно с ним – с 3 октября 2021 года.

В соответствии с утверждаемым Проектом постановления Положением, структурные подразделения ИНКО должны представлять в Минюст информацию в следующие сроки:

- заявленные для осуществления на территории Российской Федерации программы и иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий на территории Российской Федерации, – ежегодно, ‎не позднее 1 ноября года, предшествующего году, в котором будет осуществляться программа;

- осуществляемые на территории Российской Федерации программы ‎и иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий на территории Российской Федерации, – в течение 7 рабочих дней ‎со дня начала осуществления программы;

- отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий на территории Российской Федерации, либо информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились – ежегодно до 1 марта года, следующего ‎за отчетным.

При принятии решения об изменении (в том числе дополнении) целей (задач) и мероприятий заявленной для осуществления ‎и осуществляемой программы, о которой структурное подразделение ИНКО ранее информировало Минюст России, оно представляет документы, содержащие уточненную информацию, в течение 7 рабочих дней со дня изменения указанной программы и не позднее, чем за 30 дней рабочих дней до начала реализации указанной программы.

Если срок реализации заявленной программы составляет более 1 года, то сведения о ее реализации представляются в Минюст ежегодно.

Отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий на территории РФ, должен содержать следующую информацию:

- наименование программы и иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий на территории РФ;

- орган (лицо), утвердивший программу и иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий на территории РФ;

- цели (задачи) программы и иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий на территории РФ;

- перечень реализованных мероприятий с указанием их участников ‎и контрагентов, периода (даты) проведенных мероприятий, сумм израсходованных денежных средств по каждому реализованному мероприятию;

- территория (адрес) проведения мероприятий.

Информация о программах структурных подразделений ИНКО представляется в Минюст только непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения. Электронный способ подачи информации, в т.ч. через ресурсы официального сайта Минюста России не предусмотрен. Таким образом, предполагается, что должны быть представлены заверенные копии документов, связанных с программами.

Программы и иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, которые структурные подразделения ИНКО начали осуществлять на территории РФ до 3 октября 2021 года должны быть представлены в Минюст России до 30 декабря 2021 года.

Формы отчета, в которые должна включаться вышеуказанная информация (СП003, СП004 и СП005) в настоящее время разрабатываются Минюстом России и проходят процедуру общественного обсуждения.

Вывод: Постановление направлено на техническую реализацию ранее внесенных законодательных изменений, существенно увеличивающих объем информации, представляемый филиалами и представительствами ИНКО в Минюст России.
Принятые ведомственные приказы
Приказ издан в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», вступившими в силу с 1 марта 2021 года. Данными изменениями закреплено, что для распространения персональных данных от субъекта должно быть получено отдельное согласие.

Согласие на распространение ПДн может быть получен непосредственно у субъекта (требования к такому согласию утверждены Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 24 февраля 2021 года № 18 «Об утверждении требований к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения») или с использованием информационной системы уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных (на что и направлен анализируемый Приказ Роскомнадзора №106).

Согласие предоставляется и отзывается субъектом ПДн на информресурсе Роскомнадзора (еще не создан). Оно формируется с использованием сведений, указанных при регистрации субъекта ПДн в ЕСИА (портал госуслуг), и подписывается электронной подписью.

Обезличенная информация о предоставленных и отозванных согласиях поступает в информсистему Роскомнадзора из подсистемы управления согласиями ЕСИА. Роскомнадзор получает из подсистемы сведения о лице, предоставившем согласие, в случае поступления обращения о нарушении прав указанного лица как субъекта ПДн. В такую обезличенную информацию включаются: цели обработки ПДн, перечень устанавливаемых в отношении ПДн условий и запретов, информация об интернет-ресурсах оператора, посредством которых будет предоставляться доступ неограниченному кругу лиц и совершаться иные действия с ПДн субъекта. Сформированное согласие и содержащиеся в нем ПДн не передаются оператору, в информсистему Роскомнадзора и иным третьим лицам.

Данный Приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года и действует до 1 марта 2028 года.

Вывод: с одной стороны, Приказ направлен на упрощение получения оператором согласия субъекта на распространение его персональных данных, что в целом соответствует направлению на цифровизацию всех «бумажных» процессов, однако, установление обязательного требования наличия у субъекта ПДн электронной подписи сводит к минимуму возможности использования данного сервиса.
Федеральный закон от 30 декабря 2020 года №519-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных»
Проекты федеральных законов
Законопроектом предлагается исключить из обязательных положений уставов НКО и общественных объединений сведения об источниках формировании имущества НКО, о порядке внесения изменений в устав НКО, сведения о филиалах и представительствах, о порядке реорганизации и ликвидации, поскольку эти положения, как правило, дублируют нормы закона. При желании организации могут оставить в своих уставах названные выше сведения, а могут и отказаться от их включения.

Кроме того, технически изменяемые статьи закона приводятся в соответствие с действующими положениями Гражданского кодекса, исключая давно неактуальные нормы (например, положения об учредительном договоре, устаревшие нормы в части уставов фондов, ассоциаций (союзов) и некоммерческих партнерств).

Содержательно требования к уставам упрощаются: с принятием законопроекта самостоятельно написать устав станет гораздо проще. «Вычистка» недействующих норм из статей законов, наконец, устранит путаницу при ознакомлении с содержанием законодательных требований. НКО станет гораздо легче разобраться в тех положениях, которые должны содержать их уставы.

Также изменения позволят разрешить дискуссию между юристами: какие именно нормы необходимо включать в устав, а что можно и не включать, поскольку это и так есть в законе.

Вместе с тем, в тексте законопроекта присутствует одно не совсем понятное изменение: в отношении имущества, оставшегося после ликвидации организации, в новой редакции планируется использовать термин «распределение», хотя НКО имущество не распределяет (в действующей редакции нормы фигурирует понятие «использование имущества», а в статье 20 ФЗ «О некоммерческих организациях» (имущество ликвидируемой некоммерческой организации) имущество «направляется». В пояснительной записке к законопроекту необходимость такого изменения не объяснена.

Вывод: принятие законопроекта позволит существенно упростить для организаций процедуру разработки устава, а также уменьшить объем устава. Однако это не означает, что НКО автоматически освобождаются от соблюдения установленных законом правил: принятие законопроекта позволит лишь не переписывать нормы закона в свои уставы. Работать со своим уставом также станет проще, поскольку «облегченный» вариант позволит легче воспринимать текст документа.
Проекты ведомственных приказов
Разработка новых форм обусловлена законодательными изменениями, внесенными Федеральным законом от 5 апреля 2021 года № 75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (далее – Закон 75-ФЗ, вступает в силу с 3 октября 2021 года) и Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 352-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон 352-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2022 года).

Формы отчетов НКО.

В формах отчетов некоммерческих организаций (№ОН0001, №ОН0002) и общественных объединений (№ОН0003) планируется включение дополнительных строк для внесения информации о получении и расходовании средств от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства. В форме №ОН0001 появляется дополнительная строка для отражения информации о целевых поступлениях от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, действующих в качестве посредников при получении НКО имущества от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц.

Формы отчетов необходимо будет представлять до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Формы отчетов филиалов и представительств ИНКО.

Формы отчетов филиалов и представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации, значительно изменяются и дополняются. Так, например, к отчетности об объеме и источниках денежных средств и иного имущества, их планируемом распределении и целях расходования (форма №СП0001), добавляются листы Б, В, Г, Д, Ж, в которых нужно будет отразить различные источники получения денежных средств и иного имущества. В листе Б должно быть указано все полученное от российских граждан, в листе В - от иностранных государств и их органов, в листе Г - от иностранных и международных организаций, в листе Д - от иностранных граждан, в листе Ж - от уполномоченных лиц. Форма сдается ежеквартально, но не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Отчет о фактическом расходовании средств и иного имущества практически не изменятся (форма №СП0002) и сдается по-прежнему ежегодно до 15 апреля.

Информация о заявленных программах (форма №СП0003) дополняется новыми разделами (такие же разделы появляются в формах №ОИА005 и №ОИА006), например, появляется раздел 5 «Стратегия осуществляемой программы», раздел 8 «Механизм реализации программы».

Информацию о новых программах необходимо будет ежегодно представлять в Минюст до 1 ноября года, предшествующего осуществлению программы (ранее было до 31 октября).

Информация об осуществляемых программах (форма №СП0004) является новой формой и содержит, например, такие нововведения, как раздел 9 «Специальные условия реализации программы», раздел 10 «Целевые показатели», разделы 11 и 12 соответственно «Предполагаемые и осуществляемые мероприятия», раздел 13 «Участники осуществляемой программы». Об осуществляемых программах нужно будет сообщать в течение 7 рабочих дней со дня начала осуществления программы.

Информация о проведении мероприятий (форма №СП0005) заполняется альтернативно: если мероприятий не проводились, достаточно галочки, если проводились, то заполняется достаточно простой лист А на каждое проведенное мероприятие: наименование, сроки, адрес. Форма сдается раз в полгода до 15 января и до 15 июля.

Данная отчетность структурных подразделений ИНКО будет представляться в Минюст России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2021 года № 1363 «Об утверждении Положения о порядке и сроках представления структурными подразделениями иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленных для осуществления и осуществляемых на территории Российской Федерации программ и иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, а также отчета об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий».

Формы отчетов НКО, выполняющих функции иностранного агента.

Новая версия формы №ОИА001 включает сведения об организации (раздел 1), сведения о деятельности НКО в отчетном году (раздел 2), сведения о руководящих органах и работниках (раздел 3, листы А и Б). Фактически полностью копирует разделы 1-3 + листы А и Б предыдущей редакции (Приказ Минюста от 28.06.2021 №105).

Форма №ОИА001 представляется в Минюст раз в полгода до 15 января и до 15 июля

Вводится новая форма №ОИА002, включающая в себя сведения об организации (раздел 1), сведения о расходовании денежных средств и имущества в отчетном периоде (раздел 2). Раздел 2 (листы А - Н) полностью идентичен разделу 4 формы №ОИА001 в предыдущей редакции (листы В - П), но в нее включен новый лист О – «Сведения о расходовании некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, денежных средств, полученных от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства, и использовании иного имущества, об их фактическом расходовании (использовании) в отчетном периоде», который раньше отсутствовал.

Графы для заполнения в новом листе О: наименование и ОГРН российского юридического лица, предоставившего денежные средства (имущество), израсходованные (использованное) в отчетном периоде, сведения о бенефициарном владельце (ФИО, дата рождения, гражданство, документ, удостоверяющий личность, миграционная карта, документ, подтверждающий право пребывания в РФ, адрес), наименование и реквизиты документа о передаче денежных средств и имущества, вид имущества, цели и способ его фактического использования, наименование и реквизиты документа о передаче имущества третьим лицам, сумма переданных денежных средств, цели их расходования и сведения о фактическом расходовании.

Форма №ОИА002 представляется в Минюст ежеквартально до 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября соответственно.

Для НКО, выполняющих функции иностранного агента, изменяются требования к представлению аудиторского заключения. В настоящее время НКО-ИА обязаны представлять в Министерство юстиции непосредственно аудиторское заключение. В соответствии с предлагаемыми изменениями достаточным будет заполнить форму №ОИА003, в которой должна быть указана дата представления аудиторского заключения в Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это не отменяет обязанности НКО публиковать аудиторское заключение в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (Федресурс). То есть, представить аудиторское заключение необходимо будет на два электронных ресурса: портал ФНС и Федресурс. А в Министерство юстиции отправить заполненную новую форму №ОИА003, в которой нужно будет указать данные организации и поставить дату отправки аудиторского заключения в ФНС. При этом меняются и сроки прохождения аудита. Сейчас в соответствии с действующим Приказом Минюста России от 28 июня 2021 года №105 срок представления аудиторского заключения – до 15 апреля года, следующего за отчетным. Этот срок предлагается увеличить: НКО должна будет отправить форму №ОИА003 в Минюст в течение 15 рабочих дней после даты аудиторского заключения и до 31 декабря года, следующего за отчетным, то есть у организации будет практически целый год на проведение у себя аудита.

Для НКО-ИА вводится новая форма сообщения о заявленных для осуществления программах, иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий (форма №ОИА004). Об этих сведениях НКО-ИА прежде не отчитывались. Отчет включает сведения об основаниях (программах и (или) документах) для проведения планируемых мероприятий: наименовании программ (документов), дате их утверждения и утвердившем органе НКО, целях (задачах) программы (документа), стратегии их осуществления, содержании, этапах, механизме реализации, планируемых результатах, сроках реализации, размерах (в рублях) и источниках финансирования, территории реализации с приложением самой программы (документа). При этом, что именно понимается под стратегией, содержанием и механизмом реализации – не разъясняется.

Форма подается ежегодно, не позднее 1 ноября года, предшествующего году, в котором будет осуществляться программа (проводиться мероприятия).

Еще одной новой формой отчетности НКО-ИА является форма №ОИА005 – сообщение об осуществляемых программах, иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий. Форма №ОИА005 подразумевает включение информации не только по тем мероприятиям, которые будут проводиться в будущем в рамках той или иной программы, но и в том числе отчет о мероприятиях, ранее проведенных. Сроки, за которые организация должна будет указать проведенные мероприятия, не определены, но с учетом того, что данное сообщение подается ежегодно, не позднее 1 ноября, предполагается, что информация должна быть указана с момента прошлого отчета.

Следующей новой формой отчета НКО-ИА является форма №ОИА006 - об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятия. В соответствии с действующей редакцией формы ОИА001, утвержденной приложением к Приказу Минюста России от 28 июня 2021 г. №105, НКО, включенные в реестр ИА, должны заполнять сведения о мероприятиях (пункт 5 раздела II ОИА001). Предлагается вывести отчет по мероприятиям в отдельную форму №ОИА006, которую необходимо будет представлять до 1 марта года, следующего за отчетным. Исходя из примечания, можно сделать вывод, что такой отчет надо заполнить на каждое проведенное мероприятие. Значительно расширен перечень информации, которую необходимо представить. Помимо наименования мероприятия, его цели, даты (периода) проведения мероприятия, места проведения, наименования и реквизитов документа – основания проведения мероприятия и источников его финансирования, в новой форме нужно указать полный адрес места проведения, заполнить список участников мероприятия (пока только фамилия, имя и отчество), и/или его контрагентов. Включаются и сведения о расходовании средств на мероприятие:

- сведения о потраченных на конкретное мероприятие денежных средствах, с указанием вида расходования и документа-основания для перечисления средств (включая его наименование и дату);

- сведения о фактическом использовании иного имущества: наименование объекта гражданских прав, способ его использования и документ-основание, по которому такое использование стало возможным. По всей видимости, речь идет об имеющемся в распоряжении организации имуществе (например, компьютере), которое будет задействовано в мероприятии, но на которое в рамках именно организации мероприятия не было затрачено денежных средств.

В еще одной новой форме №ОИА007 необходимо будет сообщать информацию о мероприятиях, которые были предусмотрены программой или иными документами, но в отчетном периоде не проводились. Необходимо будет указать название документа (наименование программы), которым были предусмотрены мероприятия, и дату направления в Минюст информации о планируемых мероприятиях. Форма представляется ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

И, наконец, в качестве новой формы №ОИА008 выделено уведомление о представлении в Минюст всех вышеуказанных форм отчетности.

С учетом вводимых дополнительных форм, график отчетности НКО-ИА будет выглядеть следующим образом:

15 января – ОИА001 + ОИА002 (не позднее числа месяца, следующего за отчетным кварталом);

1 марта – ОИА006 + ОИА007;

15 апреля – ОИА002;

15 июля – ОИА001 + ОИА002;

15 октября – ОИА002;

1 ноября – ОИА004 + ОИА005;

31 декабря – ОИА003;

+ ОИА005 о начале программы – 7 рабочих дней;

+ ОИА004 или ОИА005 об изменении ранее поданных сведений – 10 рабочих дней.

Вывод: сами по себе новые формы отчетности являются лишь технической реализацией ранее внесенных в законодательство негативных изменений, существенно увеличивающих объем информации, предоставляемой некоммерческими организациями в Минюст России.
Под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →
Хотите получать обзоры на e-mail?
Оставьте свой e-mail в форме ниже, и мы будем отправлять Вам раз в месяц обзор некоммерческого законодательства