Проект постановления Правительства разработан в целях реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2021 года № 85-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 июня 2021 года.
Следует напомнить, что 85-ФЗ был введен новый термин «просветительская деятельность» и регулирование отношений по осуществлению просветительской деятельности.
Под просветительской деятельностью понимается «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые ФЗ «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». К такой деятельности, например, могут относиться семинары, круглые столы и пр.
Важно понимать, что теперь просветительская деятельность регулируется ФЗ «Об образовании», который определяет отношения в сфере образования. Требования ФЗ «Об образовании» к образовательной деятельности распространяются в целом и на просветительскую деятельность.
Образовательную деятельность в соответствии с ФЗ «Об образовании» (статья 2) осуществляют образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели. Что касается НКО, то образовательной организацией может быть только НКО, осуществляющая образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Организацией, осуществляющей обучение, может быть любое юридическое лицо (и коммерческая, и некоммерческая организация), осуществляющее образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности наряду с основной деятельностью.
Для осуществления образовательной деятельности необходимо получение лицензии.
Если анализировать текст закона, то из него следует, что требования к просветительской деятельности распространяются только на организации, обладающие лицензией на образовательную деятельность. Исходя из этого утверждения, организации, не имеющие такой лицензии, не осуществляющие образовательную деятельность, не подпадают под требования ФЗ «Об образовании» и могут свободно заниматься просветительской деятельностью (если их аналогичная по существу деятельность не будет рассматриваться как просветительская, с точки зрения ФЗ «Об образовании»).
В законе сказано, что «просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении установленных законодательством требований». Однако ряд перечисленных субъектов обладателями лицензии на образовательную деятельность по закону являться не могут, что противоречит иным положениям ФЗ «Об образовании».
Из определения следует, что просветительская деятельность:
а) не охватывается рамками образовательных программ, а значит не относится к образовательной деятельности (которая, в соответствии с п.17 ст. 2 ФЗ «Об образовании» представляет собой деятельность по реализации образовательных программ);
б) направлена на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции, хотя и не является образовательной;
в) осуществляется в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (из определения понятия «образование» также следует, что оно осуществляется в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов).
Закон устанавливает ограничения для ведения просветительской деятельности. Так, «не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации». Эти требования шире, чем требования к образовательной деятельности.
Ни сам закон, ни разрабатываемый проект Положения не устанавливают каких-либо иных требований к организациям, занимающимся просветительской деятельностью (нет специальной регистрации, отчетности и т.п.).
В Положении об осуществлении просветительской деятельности предлагается установить порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры, а также порядок проведения контроля за ней.
Предлагаемые проектом Положения направления просветительской деятельности:
- распространение духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
- распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека;
- развитие способности творческого самовыражения и эстетической образованности;
- популяризация достижений современной науки и техники, лучших образцов отечественной и мировой культуры;
- формирование экологической культуры, бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов;
- распространение знаний о здоровом образе жизни;
- распространение знаний о психологии человека, выборе жизненного пути, профессии, отвечающей индивидуальным способностям, склонностям и интересам человека;
- повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;
- распространение знаний о формах и методах генерации инновационных подходов, нацеливающих сознание людей на создание новых инновационных социально значимых продуктов, открытий, нестандартных решений и т.п.;
- по иным направлениям, соответствующим целям просветительской деятельности, установленным пунктом 35 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В Положении предлагается закрепить перечень форм просветительской деятельности:
1) организация презентаций, лекториев;
2) проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий;
3) организация размещения или распространения информационно-печатной продукции, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
4) организация демонстрации или распространения видео-, аудиоматериалов, том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
5) создание просветительских интернет-порталов;
6) иные формы, обеспечивающие достижение целей просветительской деятельности.
Исходя из п. 4 проекта Положения можно сделать вывод о том, что требования к осуществлению просветительской деятельности распространяются на органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также на заключивших с ними договоры оказания услуг физических лиц (в т.ч. индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, осуществляющих образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры. Таким образом, деятельность физических или юридических лиц, подпадающая под определение «просветительской», не заключивших договор оказания услуг с субъектами осуществления просветительской деятельности, не будет регулироваться Положением.
К физическим и юридическим лицам, заключающим договор об оказании услуг в сфере просветительской деятельности, предлагается установить ряд требований:
- для физических лиц:
а) являются совершеннолетними;
б) принимают (принимали) участие в реализации общественно значимых инициатив и (или) на протяжении не менее 2-х лет, предшествующих заключению договора, осуществляют деятельность, соответствующую направлениям просветительской деятельности, указанным в Положении;
в) отсутствуют ограничения к занятию педагогической деятельностью, предусмотренные статьей 331 Трудового кодекса Российской Федерации;
- для юридических лиц:
а) не включены в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;
б) не имеют задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам;
в) у сотрудников, планируемых к привлечению к непосредственному осуществлению просветительской деятельности, отсутствуют ограничения к занятию педагогической деятельностью, предусмотренные статьей 331 Трудового кодекса Российской Федерации;
г) размещают на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» следующую информацию:
о дате создания юридического лица, об учредителе (учредителях), месте нахождения юридического лица и его представительств и (или) филиалов (при наличии), контактных телефонах и адресах электронной почты;
о персональном составе сотрудников, планируемых к привлечению к непосредственному осуществлению просветительской деятельности, с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы.
Контроль за организациями, подведомственными федеральным органам власти, осуществляется данными органами.
Контроль за соответствием просветительской деятельности ее целям и направлениям осуществляется учредителями организаций, заключивших договор оказания услуг.
Вывод: проект постановления носит негативный характер, поскольку не конкретизирует размытое законодательное определение просветительской деятельности, а лишь добавляет положения, допускающие произвольное применение, фактически распространяет действие норм ФЗ «Об образовании» на организации, не являющиеся его субъектами, вопреки правовой позиции Конституционного суда РФ дискриминирует некоммерческие организации, которые добровольно или в принудительном порядке приобрели статус «выполняющих функции иностранного агента».