Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Апрель 2021 года
Принятые или вступающие в силу
федеральные законы
Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования – 3 октября 2021 года.

Изменения, касающиеся всех российских НКО:

- внесенными изменениями дополнено определение иностранного источника (использующегося для признания в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента) российскими юридическими лицами, бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», бенефициарный владелец - физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента - физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо.

- в перечень оснований для проведения внеплановой проверки (п. 4.2 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях») внесено дополнение о том, что в отношении НКО она возможна также в случае «поступления в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об участии некоммерческой организации в мероприятиях, проводимых иностранной или международной неправительственной организацией, деятельность которой в установленном законодательством Российской Федерации порядке признана нежелательной на территории Российской Федерации.». Следует отметить, что норма сформулирована некорректно, поскольку само по себе включение иностранной или международной неправительственной организации в перечень «нежелательных» организаций автоматически влечет запрет на осуществление ею какой-либо деятельности на территории РФ, в т.ч. проведение любых мероприятий, под угрозой привлечения к административной или уголовной ответственности. При вероятном широком толковании Минюстом данной нормы, фактически любое упоминание в материалах НКО (на сайте, в публикациях, сообщениях и т.д.) иностранной или международной организации, включенной в перечень «нежелательных», позволит Минюсту инициировать внеплановую проверку в отношении некоммерческой организации.

Изменения, касающиеся деятельности НКО, выполняющих функции иностранного агента:

- в статью 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» внесены изменения, устанавливающие, что некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, в дополнение к уже существующей отчетности обязаны будут ежегодно представлять в Минюст «заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, а также отчет об их исполнении или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились».

- в пункт 12 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» внесено изменение о том, что не только структурные подразделения ИНКО, но и российские некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, могут быть ликвидированы, если не выполнили решение Минюста о запрете осуществления той или иной программы (ее части).

Изменения, касающиеся структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций:

- установлен запрет структурным подразделениям иностранной некоммерческой неправительственной организации указывать в качестве адреса регистрации жилое помещение. Вероятно, данная поправка обосновывается тем, что при регистрации организации в жилом помещении ее выездная проверка возможна только при согласии владельца жилого помещения и совместно проживающих с ним лиц (ст. 25 Конституции РФ).

- структурные подразделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций также отныне обязаны включать в свои отчеты сведения об источниках получения денежных средств и иного имущества, о планируемом направлении денежных средств и иного имущества получателям указанных средств и имущества, не только о заявленных для осуществления и осуществляемых программах, но и об иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий, а также информацию об их проведении или о том, что соответствующие мероприятия не проводились.

- закреплено, что сроки представления в Минюст аудиторского заключения структурными подразделениями иностранных некоммерческих неправительственных организаций будут определяться Минюстом России (изменения в п 4 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Вывод: внесенные законодательные изменения расцениваются как негативные, т.к. расширяют понятие «иностранный источник», которое используется при присвоении НКО статуса выполняющей функции иностранного агента, увеличивают объем отчетности и усложняют ее заполнение, вводят новое основание для внеплановой проверки и новое основание для ликвидации НКО.
В понятийный аппарат закона (ст. 2) введены два новых термина: «кандидат, аффилированный с выполняющим функции иностранного агента лицом» и «кандидат, являющийся физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента» (новые пункты 35.1 и 35.2):

«35.1) кандидат, аффилированный с выполняющим функции иностранного агента лицом, - кандидат, который в период, составляющий два года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и (или) в период избирательной кампании на соответствующих выборах:

входит (входил) в состав органов некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (или) является (являлся) ее учредителем, членом, участником, руководителем либо работником;

входит (входил) в состав органов незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента, и (или) является (являлся) его учредителем, членом, участником, руководителем;

входит (входил) в состав органов управления и (или) является (являлся) учредителем, руководителем, работником иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, иного лица, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента;

осуществляет (осуществлял) политическую деятельность и получает (получал) денежные средства и (или) иную имущественную помощь от некоммерческой организации, незарегистрированного общественного объединения, физического лица, выполняющих функции иностранного агента, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности. Под политической деятельностью понимается деятельность в том значении, в каком она определена пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», частью 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»;

«35.2) кандидат, являющийся физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, – кандидат, который включен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, и (или) информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента;».

Если кандидат подпадает под определения «кандидат, аффилированный с выполняющим функции иностранного агента лицом» или «кандидат, являющийся физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента», то сведения об этом должны быть включены в заявление о выдвижении кандидата, а избирательная комиссия доводит эту информацию до избирателей. Аналогичная информация должна содержаться в подписных листах в поддержку кандидата, в агитационных материалах (не менее 15% от площади/объема агитационного материала) и избирательном бюллетене.

В связи с ранее внесенными законодательными изменениями (Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности»), закрепляющими возможность присвоения статуса «выполняющих функции иностранного агента» незарегистрированным общественным объединениям, иностранным средствам массовой информации и учрежденным ими российским юридическим лицам, в данном законе для них также установлен запрет участия в любых формах в избирательных кампаниях и кампаниях референдума (до настоящего времени данный запрет распространялся только на некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента).

Внесенные изменения касаются и возможности получения добровольных пожертвований в избирательный фонд: «Добровольное пожертвование гражданина Российской Федерации в избирательный фонд вносится в отделение связи, кредитную организацию лично гражданином из собственных средств по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

При внесении пожертвования гражданином, который включен в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, и (или) информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, такой гражданин указывает в платежном документе сведения об этом».

Вывод: законопроект носит негативный характер, поскольку предлагаемые законодательные изменения могут отрицательно сказаться на рейтинге кандидатов, связанных с организациями, получившими статус «выполняющих функции иностранного агента», либо самостоятельно имеющих такой статус в качестве физических лиц, в условиях размытости и возможности произвольного толкования законодательных норм о присвоении статуса «выполняющего функции иностранного агента» и отсутствия положительной судебной практики обжалования подобных решений. Изменения, касающиеся порядка внесения пожертвований в избирательный фонд, могут негативно сказаться на количестве пожертвований, поскольку необходимость предъявления при этом паспорта гражданина способно отпугнуть потенциальных жертвователей из-за рисков разглашения информации о поддержке того или иного кандидата.

Принятые постановления правительства
Данное Постановление Правительства принято в соответствии со ст. 309.1 Трудового кодекса РФ, которая Федеральным законом от 29 декабря 2020 года № 477-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» была изложена в новой редакции.

В практике некоммерческие организации часто привлекают сотрудников для реализации ограниченных по времени проектов, в связи с чем крайне актуальной является возможность заключения некоммерческими организациями срочного трудового договора по аналогии с работодателями - субъектами малого предпринимательства (статья 59 Трудового кодекса РФ), по соглашению сторон.

В соответствии с принятыми ранее поправками и данным Постановлением Правительства, для НКО упрощены требования трудового законодательства. Они, также как и микропредприятия, будут вправе полностью или частично не принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и др. будут включаться в текст трудовых договоров. Данная норма распространится на некоммерческие организации с аналогичной микропредприятиям среднесписочной численностью работников - до 15 человек, и объемом доходов за предшествующий календарный год - до 120 млн. рублей.

Одновременно принято и Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2021 года № 618 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2016 года № 858», которым внесены изменения в типовую форму трудового договора, позволяющие заключать их между работниками и работодателями – некоммерческими организациями.

Вывод: принятые Постановление Правительства №№ 617 и 618 развивают внесенные ранее законодательные изменения, которые носят положительный характер, поскольку упрощают документооборот значительного числа некоммерческих организаций в части кадровых документов и снижают экономические и временнЫе затраты НКО.
Принятые ведомственные приказы
Данный приказ, по всей видимости, направлен на приведение в соответствие с действующим законодательством порядка формирования и ведения существующего с 2019 года «Перечня НКО, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности». За все время существования данного перечня в него не были включены сведения ни об одной некоммерческой организации.

Вывод: данный ведомственный приказ не имеет существенного значения для деятельности НКО, поскольку носит технический характер и направлен на фактическое приведение в соответствие с действующим законодательством уже осуществляемую Минюстом деятельность по ведению Перечня НКО, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.
Приказом установлен срок представления форм отчетности № ОН0001, № ОН0002 и № ОН0003, предусматривающих информацию об иностранных источниках за 2020 год, не позднее 15 июля 2021 года (вместо 15 апреля).

Вывод: приказ предусматривает отсрочку предоставления отчетности НКО за 2020 год, в т.ч. включающую информацию о наличии среди источников финансирования НКО российских юридических лиц, получающих денежные средства или иное имущество из иностранных источников, что можно расценить положительно, однако, это не отменяет саму обязанность НКО предпринимать меры по установлению происхождения поступающих средств (при условии, что отнюдь не всегда можно получить такую информацию или проверить ее достоверность) либо, при малейших сомнениях, отказываться от получения денежных средств или имущества, сокращая ресурсы для осуществления деятельности НКО.
Приказ опубликован почти с двухмесячным опозданием после вступления в силу (с 1 марта 2021 года) Федерального закона от 30 декабря 2020 года №519-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» (далее – 519-ФЗ), в соответствии с которым он разработан, однако, в самом тексте Приказа отдельно закреплено, что он действует с 1 сентября 2021 года до 1 сентября 2027 года. Таким образом, ответственность операторов ПДн за несоблюдение требований к получению согласия на обработку персональных данных (далее — ПДн), разрешенных субъектом ПДн для распространения, в период с 1 марта по 1 сентября 2021 года наступать не может.

Следует напомнить, что 519-ФЗ был введен новый термин «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения» вместо существовавшего ранее термина «персональные данные, сделанные субъектом персональных данных общедоступными». Также были изменены и требования к обработке персональных данных: если раньше общедоступные персональные данные могли обрабатываться без согласия субъекта ПДн, то теперь ПДн, разрешенные субъектом для распространения, могут обрабатываться только в строгом соответствии с полученным от него согласием. 519-ФЗ установлена обязанность операторов ПДн получать согласие на обработку ПДн, разрешенных субъектом для распространения, отдельно от всех иных согласий в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Роскомнадзором (т.е. данным Приказом).

В соответствии с Приказом, согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения должно включать в себя следующую информацию:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии) субъекта персональных данных;

2) контактная информация (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес субъекта персональных данных);

3) сведения об операторе-организации – наименование, адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный регистрационный номер (ОГРН) (если он известен субъекту персональных данных);

сведения об операторе-физическом лице – фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства или место пребывания;

сведения об операторе-гражданине, являющемся индивидуальным предпринимателем, - фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН, ОГРН (если он известен субъекту персональных данных;

4) сведения об информационных ресурсах оператора (адрес, состоящий из наименования протокола (http или https), сервера (www), домена, имени каталога на сервере и имя файла веб-страницы), посредством которых будут осуществляться предоставление доступа неограниченному кругу лиц и иные действия с персональными данными субъекта персональных данных;

5) цель (цели) обработки персональных данных;

6) категории и перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных:

персональные данные (фамилия, имя, отчество (при наличии), год, месяц, дата рождения, место рождения, адрес, семейное положение, образование, профессия, социальное положение, доходы, другая информация, относящаяся к субъекту персональных данных);

специальные категории персональных данных (расовая, национальная принадлежности, политические взгляды, религиозные или философские убеждения, состояние здоровья, интимной жизни, сведения о судимости);

биометрические персональные данные;

7) категории и перечень персональных данных, для обработки которых субъект персональных данных устанавливает условия и запреты, а также перечень устанавливаемых условий и запретов (заполняется по желанию субъекта персональных данных);

8) условия, при которых полученные персональные данные могут передаваться оператором, осуществляющим обработку персональных данных, только по его внутренней сети, обеспечивающей доступ к информации лишь для строго определенных сотрудников, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, либо без передачи полученных персональных данных (заполняется по желанию субъекта персональных данных);

9) срок, в течение которого действует согласие.

Вывод: закрепление четких требований к согласию субъекта персональных данных на их распространение позволит исключить различное толкование законодательных норм при получении операторами ПДн такого согласия, а также минимизирует риски привлечения операторов к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ за несоблюдение письменной формы согласия.
Проекты федеральных законов
2 апреля 2021 года на рассмотрение Государственной Думы Правительством РФ внесен проект федерального закона №1141868 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов»
Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс Российской Федерации поправки, в соответствии с которым юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее – ИП) смогут уплачивать налоги, отдельные виды сборов и страховые взносы единым налоговым платежом.

Для граждан такая возможность по уплате имущественного, транспортного и земельного налогов действует уже с 1 сентября 2019 года, а НДФЛ — с 1 января 2020 года.

Механизм «единого налогового платежа» позволяет уплачивать обязательные платежи одним платежным поручением без уточнения вида платежа, срока его уплаты, принадлежности к бюджету бюджетной системы Российской Федерации. При этом налоговый орган на основе имеющейся у него информации самостоятельно производит зачет перечисленных средств в счет обязательств плательщика.

В первую очередь сумма единого налогового платежа юридического лица и ИП будет направляться на погашение имеющейся у соответствующего плательщика недоимки, возникшей ранее. Если недоимки нет, то зачет суммы единого налогового платежа будет производиться в счет предстоящих платежей с наиболее ранним сроком уплаты, а в случае их отсутствия - в счет задолженности по уплате пеней, процентов и штрафов.

При этом налоговый орган будет обязан информировать плательщика о принятом решении о зачете денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа, в течение 5 дней со дня принятия такого решения.

Уплатить единый платеж сможет не только сам плательщик, но и иное лицо за него. Однако, иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ единого налогового платежа, перечисленного за плательщика - только сам налогоплательщик имеет на это право.

Принятие таких изменений значительно сократит время, затрачиваемое плательщиком на оформление расчетных документов, а также позволит плательщикам своевременно исполнять свои обязательства перед бюджетом.

При этом у плательщика сохранится право уплачивать платежи по действующему порядку: направлять средства на соответствующие обязательствам коды бюджетной классификации.

В случае принятия закона поправки начнут действовать с 1 января 2022 года.

Вывод: предлагаемые законопроектом изменения в целом носят позитивный характер, поскольку упрощают процедуру уплаты налогов юрлицами и ИП.

Законопроектом предлагается закрепить законодательное регулирование создания и ведения «специализированного информационного банка данных экстремистских материалов» в дополнение к ведущемуся с 2004 года Федерального списка экстремистских материалов.

Законопроектом предусматривается определение Минюста России оператором системы с наделением его полномочиями по утверждению порядка ведения и использования банка данных.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что создание банка данных имеет целью обеспечение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, проводимых в рамках противодействия экстремистской деятельности, и организацию профилактических мероприятий, направленных на ее предупреждение. В отсутствие утвержденных Минюстом России ведомственных приказов неизвестно каким образом будет определен доступ к создаваемому банку данных, и какая информация будет в него включена. Предположительно, речь идет о самих экстремистских материалах, а не об их кратком описании, как это предусмотрено в существующем Федеральном списке экстремистских материалов. Допуск к создаваемому банку данных вероятно будет разрешен исключительно органам следствия и дознания, а также органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Вывод: до утверждения Минюстом России ведомственных актов о порядке ведения специализированного информационного банка данных экстремистских материалов» и правил доступа к нему, оценить характер предлагаемых законопроектом изменений затруднительно.

Законопроект направлен на включение в законодательство нормы о формировании единого реестра некоммерческих организаций для повышения эффективности мер их государственной поддержки и налогового стимулирования.

В соответствии с подпунктом 19.6 пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации юридические лица, передавшие на безвозмездной основе некоммерческим организациям имущество (включая денежные средства), могут включить его в состав внереализационных расходов при определении ими налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом имущество должно быть передано некоммерческим организациям, которые включены в реестры:

- согласно абзацу второму в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом - оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг;

- согласно абзацу четвертому в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Порядок ведения указанных реестров утвержден постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 июня 2020 года № 906 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций» (далее - постановление № 906) и от 11 июня 2020 г. № 847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее - постановление № 847).

Указанные реестры сформированы в период распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе для предоставления дополнительных мер поддержки НКО, аналогичных мерам поддержки, предоставленным субъектам малого и среднего предпринимательства (предоставление кредитов на льготных условиях, освобождение от уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, сборов по налогу на прибыль организаций в части ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во II квартале 2020 года, и другие). Соответственно, после получения указанных преференций необходимость в ведении двух разных реестров отсутствует.

Законопроектом определяется ведение единого реестра социально ориентированных некоммерческих организаций и одновременно исключаются нормы, в соответствии с которыми формируется два реестра НКО. Также предлагается предоставить Правительству Российской Федерации возможность определять дополнительные критерии для включения НКО в единый реестр.

Вывод: законопроект носит положительный характер, поскольку унифицирует два реестра НКО, ведущиеся параллельно, а также наделяет Правительство РФ правом расширения перечня критериев для включения НКО в единый реестр.
Законопроектом предлагается ввести в статью 13.15 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за злоупотребление свободой массовой информации, новую часть 2.4, в соответствии с которой состав административного правонарушения образует распространение в СМИ и в сообщениях и материалах СМИ в информационно-телекоммуникационных сетях сообщений и (или) материалов иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, включенного в реестр иностранных СМИ-ИА, без указания на то, что эти сообщения и (или) материалы созданы и (или) распространены иностранным СМИ-ИА, и (или) российским юридическим лицом, включенным в реестр иностранных СМИ-ИА.

В качестве ответственности за данное административное правонарушение предлагается установить в виде штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц - от 4 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей.

Схожие составы административных правонарушений за распространение без соответствующей маркировки материалов НКО-ИА, незарегистрированных общественных объединений-ИА и физлиц-ИА, уже урегулированы частями 2.1 – 2.3 статьи 13.15 КоАП РФ.

Данным законопроектом также предлагается дополнить статью 20.2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) новой частью 6.2, предусматривающей административную ответственность за использование в ходе публичного мероприятия отличительного знака (признака) представителя средства массовой информации лицом, не имеющим права на его использование, с установлением наказания в виде штрафа в размере от 20 000 до 30 000 рублей.

Вывод: фактически законопроект устанавливает административную ответственность за нарушения ранее установленных законодательных требований в части распространения материалов и сообщений иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, и за неправомерное использование отличительного знака представителя СМИ в ходе публичных мероприятий.

23 апреля 2021 года Советом Федерации одобрен и направлен на подпись Президенту РФ проект федерального закона №1109512-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»
Законопроектом предлагается ввести в ФЗ «О рекламе» новое понятие владельца рекламной системы: «владелец рекламной системы - лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для организации распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (включая показ, сообщение потребителю) рекламы на принадлежащих третьим лицам сайтах, информационных системах и (или) программах для электронных вычислительных машин». Иными словами, это некий «посредник», организующий передачу рекламы от рекламодателя к рекламораспространителям.

Следующей новеллой законопроекта является введение понятия «оператор социальной рекламы», необходимость которого обосновывается обеспечением равных условий распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Оператор социальной рекламы определяется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры), и таковым может стать только не основанная на членстве некоммерческая организация, в состав учредителей которой не входят иностранные граждане, иностранные организации или международные организации. Срок полномочий оператора социальной рекламы составляет 5 лет, но Минцифры может прекратить его досрочно.

Оператор социальной рекламы осуществляет:

1) мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с целью выявления владельцев рекламных систем, а также рекламораспространителей;

2) в случае выявления по результатам мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» владельцев рекламных систем, а также рекламораспространителей, направляет таким лицам уведомление о представлении сведений об объемах, формах, способах и средствах распространения рекламы для формирования прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

3) сбор и учет сведений об объемах, формах, способах и средствах распространения рекламы владельцами рекламных систем, а также рекламораспространителями для формирования прогнозных значений распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Соответствующая методика определяется Минцифры;

4) информирование о доступных объемах размещения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», формах, способах и средствах распространения социальной рекламы, предоставляемых владельцами рекламных систем, а также рекламораспространителями;

5) размещение социальной рекламы посредством информационных систем и программ для электронных вычислительных машин владельцев рекламных систем и рекламораспространителей;

6) в порядке, определенном Минцифры, учет соблюдения владельцами рекламных систем и рекламораспространителями требований о размещении социальной рекламы в установленном объеме (в пределах 5% годового объема распространяемой ими рекламы);

7) подготовку и размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ежегодного отчета о распространении социальной рекламы;

8) представление для утверждения Минцифры, методики определения и уточнения прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы.

Таким образом, деятельность оператора социальной рекламы направлена на владельцев рекламных систем и рекламораспространителей и не затрагивает рекламодателей.

Владельцы рекламных систем и (или) рекламораспространители, аудитория которых в течение суток составляет более 100 000 пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязаны:

1) направлять оператору социальной рекламы сведения об объемах, формах, способах и средствах распространения рекламы для формирования прогнозных значений распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Требования к сведениям об объемах, формах способах и средствах распространения рекламы и порядку их предоставления определяются Минцифры;

2) распространять в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без взимания платы в пределах установленного объема (в пределах 5% годового объема распространяемой ими рекламы), социальную рекламу, размещаемую в информационных системах и программах для электронных вычислительных машин оператором социальной рекламы. Не допускаются любые формы ограничений в отношении оператора социальной рекламы при распространении социальной рекламы.

Законопроектом уточняются и требования к самой социальной рекламе: она должна содержать машиночитаемую информацию о социальной рекламе, включая пометку «Социальная реклама» и указание на рекламодателя социальной рекламы. Вместе с тем, законопроектом предлагается закрепить, что требования к размещаемой информации о социальной рекламе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» устанавливаются Минцифры.

В отношении владельцев рекламных систем и рекламораспространителей, не исполняющих предлагаемые законопроектом требования, могут применяться меры по ограничению деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В законопроекте отдельно уточняется, что все вновь вводимые положения не распространяются на сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которые зарегистрированы в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» в качестве сетевых изданий, а также на телеканалы и (или) радиоканалы. Т.е. полномочия оператора социальной рекламы на них не действуют.

Вывод: с одной стороны, предлагаемые законопроектом изменения направлены на обеспечения равных условий для распространения социальной рекламы, для чего в помощь рекламодателям будет определен оператор социальной рекламы. В то же время, предоставление Минцифры права устанавливать требования к информации о социальной рекламе, вызывает опасения возможного чрезмерного регулирования данного аспекта.
26 апреля 2021 года на рассмотрение Государственной Думы депутатами П.В. Крашенинниковым, А.М. Макаровым внесен проект федерального закона №1158774-7 «О внесении изменений в статью 181-2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
Предлагаемые изменения предоставляют возможность участвовать в заседании органов управления организаций дистанционно с помощью электронных либо иных технических средств, если при этом используются любые способы, позволяющие достоверно установить лицо, принимающее участие в заседании, и позволяющие ему участвовать в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать. Дистанционные собрания отнесены к очным. Законом, единогласным решением собрания или уставом юридического лица может быть предусмотрено совмещение голосования на очном собрании и заочного голосования.

Уточняются также требования к оформлению протоколов: место проведения собрания необходимо указывать только в случае проведения заседания совместным присутствием участников. В случае же, если собрание проводилось дистанционно, в протоколе будет необходимо отразить способ дистанционного участия в заседании. Сам же протокол составляется в письменной форме, в том числе с помощью электронных либо иных технических средств, если иной способ подтверждения принятия решения собрания не предусмотрен законом, единогласным решением собрания или уставом юридического лица.

При заочном голосовании законопроектом вводится возможность направления документов, содержащих сведения о голосовании, с помощью электронных либо иных технических средств.

Вывод: законопроект носит крайне положительный характер, т.к. закрепляет на законодательном уровне возможность проводить собрания в дистанционной форме, будут сформулированы требования к способам проведения таких собраний и к оформлению решений. Для НКО это означает, что они смогут смело проводить такие собрания и подавать документы в государственные органы, не боясь получить отказ.
Проекты постановлений Правительства
23 апреля 2021 года Минпросвещения России разместило для общественного обсуждения проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности»
Проект постановления Правительства разработан в целях реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2021 года № 85-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 июня 2021 года.

Следует напомнить, что 85-ФЗ был введен новый термин «просветительская деятельность» и регулирование отношений по осуществлению просветительской деятельности.

Под просветительской деятельностью понимается «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые ФЗ «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». К такой деятельности, например, могут относиться семинары, круглые столы и пр.

Важно понимать, что теперь просветительская деятельность регулируется ФЗ «Об образовании», который определяет отношения в сфере образования. Требования ФЗ «Об образовании» к образовательной деятельности распространяются в целом и на просветительскую деятельность.

Образовательную деятельность в соответствии с ФЗ «Об образовании» (статья 2) осуществляют образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели. Что касается НКО, то образовательной организацией может быть только НКО, осуществляющая образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Организацией, осуществляющей обучение, может быть любое юридическое лицо (и коммерческая, и некоммерческая организация), осуществляющее образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности наряду с основной деятельностью.

Для осуществления образовательной деятельности необходимо получение лицензии.

Если анализировать текст закона, то из него следует, что требования к просветительской деятельности распространяются только на организации, обладающие лицензией на образовательную деятельность. Исходя из этого утверждения, организации, не имеющие такой лицензии, не осуществляющие образовательную деятельность, не подпадают под требования ФЗ «Об образовании» и могут свободно заниматься просветительской деятельностью (если их аналогичная по существу деятельность не будет рассматриваться как просветительская, с точки зрения ФЗ «Об образовании»).

В законе сказано, что «просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении установленных законодательством требований». Однако ряд перечисленных субъектов обладателями лицензии на образовательную деятельность по закону являться не могут, что противоречит иным положениям ФЗ «Об образовании».

Из определения следует, что просветительская деятельность:

а) не охватывается рамками образовательных программ, а значит не относится к образовательной деятельности (которая, в соответствии с п.17 ст. 2 ФЗ «Об образовании» представляет собой деятельность по реализации образовательных программ);

б) направлена на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции, хотя и не является образовательной;

в) осуществляется в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (из определения понятия «образование» также следует, что оно осуществляется в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов).

Закон устанавливает ограничения для ведения просветительской деятельности. Так, «не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации». Эти требования шире, чем требования к образовательной деятельности.

Ни сам закон, ни разрабатываемый проект Положения не устанавливают каких-либо иных требований к организациям, занимающимся просветительской деятельностью (нет специальной регистрации, отчетности и т.п.).

В Положении об осуществлении просветительской деятельности предлагается установить порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры, а также порядок проведения контроля за ней.

Предлагаемые проектом Положения направления просветительской деятельности:

- распространение духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

- распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека;

- развитие способности творческого самовыражения и эстетической образованности;

- популяризация достижений современной науки и техники, лучших образцов отечественной и мировой культуры;

- формирование экологической культуры, бережного отношения ‎к природе, рационального использования природных ресурсов;

- распространение знаний о здоровом образе жизни;

- распространение знаний о психологии человека, выборе жизненного пути, профессии, отвечающей индивидуальным способностям, склонностям и интересам человека;

- повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;

- распространение знаний о формах и методах генерации инновационных подходов, нацеливающих сознание людей на создание новых инновационных социально значимых продуктов, открытий, нестандартных решений и т.п.;

- по иным направлениям, соответствующим целям просветительской деятельности, установленным пунктом 35 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В Положении предлагается закрепить перечень форм просветительской деятельности:

1) организация презентаций, лекториев;

2) проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий;

3) организация размещения или распространения информационно-печатной продукции, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

4) организация демонстрации или распространения видео-, аудиоматериалов, том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

5) создание просветительских интернет-порталов;

6) иные формы, обеспечивающие достижение целей просветительской деятельности.

Исходя из п. 4 проекта Положения можно сделать вывод о том, что требования к осуществлению просветительской деятельности распространяются на органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также на заключивших с ними договоры оказания услуг физических лиц (в т.ч. индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, осуществляющих образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры. Таким образом, деятельность физических или юридических лиц, подпадающая под определение «просветительской», не заключивших договор оказания услуг с субъектами осуществления просветительской деятельности, не будет регулироваться Положением.

К физическим и юридическим лицам, заключающим договор об оказании услуг в сфере просветительской деятельности, предлагается установить ряд требований:

- для физических лиц:

а) являются совершеннолетними;

б) принимают (принимали) участие в реализации общественно значимых инициатив и (или) на протяжении не менее 2-х лет, предшествующих заключению договора, осуществляют деятельность, соответствующую направлениям просветительской деятельности, указанным в Положении;

в) отсутствуют ограничения к занятию педагогической деятельностью, предусмотренные статьей 331 Трудового кодекса Российской Федерации;

- для юридических лиц:

а) не включены в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;

б) не имеют задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам;

в) у сотрудников, планируемых к привлечению к непосредственному осуществлению просветительской деятельности, отсутствуют ограничения к занятию педагогической деятельностью, предусмотренные статьей 331 Трудового кодекса Российской Федерации;

г) размещают на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» следующую информацию:

о дате создания юридического лица, об учредителе (учредителях), месте нахождения юридического лица и его представительств и (или) филиалов (при наличии), контактных телефонах и адресах электронной почты;

о персональном составе сотрудников, планируемых к привлечению к непосредственному осуществлению просветительской деятельности, с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы.

Контроль за организациями, подведомственными федеральным органам власти, осуществляется данными органами.

Контроль за соответствием просветительской деятельности ее целям и направлениям осуществляется учредителями организаций, заключивших договор оказания услуг.

Вывод: проект постановления носит негативный характер, поскольку не конкретизирует размытое законодательное определение просветительской деятельности, а лишь добавляет положения, допускающие произвольное применение, фактически распространяет действие норм ФЗ «Об образовании» на организации, не являющиеся его субъектами, вопреки правовой позиции Конституционного суда РФ дискриминирует некоммерческие организации, которые добровольно или в принудительном порядке приобрели статус «выполняющих функции иностранного агента».
Хотите получать обзоры на e-mail?
Оставьте свой e-mail в форме ниже, и мы будем отправлять Вам раз в месяц обзор некоммерческого законодательства