1. Внесенными изменениями дополнено определение иностранного источника (использующегося для признания в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента) российскими юридическими лицами, бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства. В соответствии с ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», бенефициарный владелец — физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия этого юридического лица.
Информацию о бенефициарном владельце редко можно увидеть в открытом доступе, как правило, эти сведения известны самим акционерам, банку и руководителю юрлица. Обязанности раскрывать сведения о бенефициарных владельцах у юрлица нет.
2. В перечень оснований для проведения внеплановой проверки внесено дополнение о том, что в отношении НКО она возможна также в случае «поступления в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об участии некоммерческой организации в мероприятиях, проводимых иностранной или международной неправительственной организацией, деятельность которой в установленном законодательством Российской Федерации порядке признана нежелательной на территории Российской Федерации.». Следует отметить, что норма сформулирована некорректно, поскольку само по себе включение иностранной или международной неправительственной организации в перечень «нежелательных» организаций автоматически влечет запрет на осуществление ею какой-либо деятельности на территории РФ, в т.ч. проведение любых мероприятий, под угрозой привлечения к административной или уголовной ответственности. При вероятном широком толковании Минюстом данной нормы, фактически любое упоминание в материалах НКО (на сайте, в публикациях, сообщениях и т.д.) иностранной или международной организации,
включенной в перечень «нежелательных», позволит Минюсту инициировать внеплановую проверку в отношении некоммерческой организации.