5 апреля опубликован закон с рядом ограничительных нововведений для НКО. Юристы анализируют нововведения
05 АПРЕЛЯ 2021
Федеральный закон №75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» внес изменения, касающихся всех НКО в части расширения понятия иностранного источника и дополнительного основания для проверки. Изменения коснутся и НКО, выполняющих функции иностранного агента, в части дополнения отчетности и оснований для ликвидации. Изменения затронут и структурные подразделения иностранных неправительственных некоммерческих организаций в части дополнительной отчетности, особенности адреса местонахождения и представления аудиторских заключений.


Изменения, касающиеся всех российских НКО
1. Внесенными изменениями дополнено определение иностранного источника (использующегося для признания в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента) российскими юридическими лицами, бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства. В соответствии с ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», бенефициарный владелец — физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия этого юридического лица.
Информацию о бенефициарном владельце редко можно увидеть в открытом доступе, как правило, эти сведения известны самим акционерам, банку и руководителю юрлица. Обязанности раскрывать сведения о бенефициарных владельцах у юрлица нет.

2. В перечень оснований для проведения внеплановой проверки внесено дополнение о том, что в отношении НКО она возможна также в случае «поступления в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об участии некоммерческой организации в мероприятиях, проводимых иностранной или международной неправительственной организацией, деятельность которой в установленном законодательством Российской Федерации порядке признана нежелательной на территории Российской Федерации.». Следует отметить, что норма сформулирована некорректно, поскольку само по себе включение иностранной или международной неправительственной организации в перечень «нежелательных» организаций автоматически влечет запрет на осуществление ею какой-либо деятельности на территории РФ, в т.ч. проведение любых мероприятий, под угрозой привлечения к административной или уголовной ответственности. При вероятном широком толковании Минюстом данной нормы, фактически любое упоминание в материалах НКО (на сайте, в публикациях, сообщениях и т.д.) иностранной или международной организации, включенной в перечень «нежелательных», позволит Минюсту инициировать внеплановую проверку в отношении некоммерческой организации.
Изменения, касающиеся деятельности НКО, выполняющих функции иностранного
агента (НКО-ИА)

1. Внесены изменения, устанавливающие, что НКО-ИА, в дополнение к уже существующей отчетности обязаны будут ежегодно представлять в Минюст «заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, а также отчет об их исполнении или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились».

2. Также внесено дополнительное основание для ликвидации НКО-ИА: они том, , могут быть ликвидированы, если не выполнили решение Минюста о запрете осуществления той или иной программы программы (ее части).
Изменения, касающиеся структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций (ИНКО)
1. Установлен запрет структурным подразделениям ИНКО указывать в качестве адреса местонахождения жилое помещение. Вероятно, данная поправка обосновывается тем, что при нахождении организации в жилом помещении ее выездная проверка возможна только при согласии владельца жилого помещения и совместно проживающих с ним лиц (ст. 25 Конституции РФ).

2. Внесено изменение, обязывающее структурные подразделения ИНКО включать в свои отчеты сведения об источниках получения денежных средств и иного имущества, о планируемом направлении денежных средств и иного имущества получателям указанных средств и имущества, об иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий, а также информацию об их проведении или о том, что соответствующие мероприятия не проводились.

3. Закреплено, что сроки представления в Минюст аудиторского заключения структурными подразделениями ИНКО будут определяться Минюстом России Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.