Инструкция: как ликвидировать фонд

В этой инструкции мы расскажем, как ликвидировать фонд, какие для этого нужны основания и какие документы потребуются.
Одной из особенностей некоммерческой организации, созданной в организационно-правовой форме «фонд», является ликвидация исключительно по решению суда. Определяя сроки ликвидации, необходимо помнить, что в данном случае предполагается не только вынесение соответствующего решения суда, но и вступление этого решения в законную силу. Наличие указанной стадии существенно увеличивает сроки ликвидации фондов по сравнению с иными организационно правовыми формами НКО (в среднем, проведение такой процедуры для фондов занимает около года).

Для фондов предусмотрены особые основания ликвидации. В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» решение о ликвидации фонда принимается только судом по заявлению заинтересованных лиц. Такими заинтересованными лицами могут быть органы государственной власти — прокурор или уполномоченный орган, сам фонд, учредители фонда, попечительский совет фонда. При этом можно утверждать следующее: если инициатива о ликвидации исходит от самого фонда в лице его органов, ликвидацию можно считать добровольной.
Основания для ликвидации фонда
  • 1
    Недостаточность имущества фонда для осуществления его целей, при этом вероятность получения необходимого имущества нереальна (например, когда учредители понимают, что организовывать сбор пожертвований на уставную деятельность фонда не представляется возможным).
  • 2
    Невозможность достижения целей фонда, при этом необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены (данное основание вытекает из предыдущего: если имущества Фонда недостаточно для осуществления целей, указанных в его уставе, а вероятность получения необходимого имущества нереальна — Фонд не может достигнуть целей, установленных его учредителем при его создании, а изменение этих целей сделает нецелесообразным его существование).
  • 3
    Уклонение фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом.
  • 4
    В других случаях, предусмотренных федеральным законом.
1 ЭТАП
Решение о ликвидации фонда

Высший орган управления фонда принимает решение о ликвидации фонда. Данное решение оформляется протоколом заседания высшего органа управления фонда. В протоколе также необходимо указать основание ликвидации фонда. Протокол высшего органа управления является приложением к исковому заявлению о ликвидации, подаваемому в суд. Решение о ликвидации фонда выносится судом общей юрисдикции по правилам, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Важно в исковых требованиях предусмотреть не только ликвидацию фонда, но и (в зависимости от положений устава фонда) разрешить вопрос о формировании ликвидационной комиссии (либо назначении ликвидатора) с указанием ФИО и паспортных данных.

Суд выносит решение о ликвидации фонда. После вступления решения суда в законную силу (если решение не обжалуется, оно вступает в силу по истечении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме) можно переходить непосредственно к процедуре ликвидации.
Приказ ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ (ред. от 06.11.2020) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2020 №59872).
2 ЭТАП
Формирование ликвидационной комиссии

Формирование ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора) совпадает с принятием решения о ликвидации фонда. Документом, подтверждающим полномочия руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора), является заверенная (в суде) копия решения суда.
3 ЭТАП
Подготовка и подача документов

В территориальное управление Министерства юстиции по региону подается следующий комплект документов:
  • 1
    Уведомление о начале процедуры ликвидации по форме № Р15016, которая должна быть заверена нотариально, а также копия, заверенная заявителем (ликвидатор или руководитель ликвидационной комиссии).
  • 2
    Заверенная (судом) копия решения суда о ликвидации фонда – в 2 (двух) экземплярах.
  • 3
    Доверенность, удостоверенная нотариально (или нотариально заверенная копия) – в 1 (одном) экземпляре (в случае представления документов не заявителем).
Заявление о ликвидации юридического лица (Форма № Р15016)
Приказ ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ (ред. от 06.11.2020) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2020 №59872).
4 ЭТАП
Опубликование сведений о ликвидации в СМИ

Некоммерческая организация обязана опубликовать сведения о начале процедуры ликвидации в СМИ, а именно в журнале «Вестник государственной регистрации».

В объявлении нужно сообщить не только о самом факте ликвидации организации, но и о сроке, в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования. При этом стоит помнить, что заявленный срок не может быть меньше 2 (двух) месяцев с момента публикации.
5 ЭТАП
Промежуточный ликвидационный баланс

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) проводит инвентаризацию имущества и обязательств некоммерческой организации. При этом она принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации организации. В ПФР и ФСС подается расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в установленном законом порядке.
6 ЭТАП
Уведомление Минюста о составлении промежуточного ликвидационного баланса

Орган, принимающий решение о государственной регистрации, уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса путем подачи заявления по форме № P15016 и оформленным протоколом (решением) высшего органа управления.

Необходимый комплект документов:
  • 1
    Уведомление о ликвидации по форме № Р15016, которая должна быть заверена нотариально, а также копия, заверенная заявителем (ликвидатор или руководитель ликвидационной комиссии).
  • 2
    Протокол/решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса в 2 (двух) экземплярах с оригинальными подписями (документ также заверяется заявителем).
  • 3
    Доверенность, удостоверенная в нотариальном порядке (или нотариально заверенная копия) в 1 (одном) экземпляре (в случае представления документов не заявителем).
7 ЭТАП
Составление баланса и подготовка документов для завершения ликвидации

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается высшим органом управления организации. Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество направляется в соответствии с уставом организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Необходимый комплект документов:
  • 1
    Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ликвидацией по форме № Р15016, которая должна быть заверена нотариально, а также копия, заверенная заявителем (ликвидатор или руководитель ликвидационной комиссии).
  • 2
    Документ об уплате государственной пошлины (800 рублей) – в 1 (одном) экземпляре (оригинал).
  • 3
    Протокол/решение высшего органа об утверждении ликвидационного баланса и завершении процедуры ликвидации в 2 (двух) экземплярах с оригинальными подписями (документ также заверяется заявителем).
  • 4
    Справки из ФНС, ПФР, ФСС об отсутствии задолженности перед бюджетом – каждая справка предоставляется в 1 (одном) экземпляре (в оригинальном виде).
  • 5
    Доверенность, удостоверенная в нотариальном порядке (или нотариально заверенная копия) – в 1 (одном) экземпляре (в случае представления документов не заявителем).
После внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, ликвидация фонда считается завершенной.

Помимо перечисленных обязанностей, предусмотренных гражданским законодательством, фонд обязан сообщить о ликвидации и предстоящем в связи с этим увольнением работников в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий.

Работники фонда предупреждаются о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Хотите поручить ликвидацию фонда профессионалам?
Обратитесь к юристам «‎Правовой команды»!