Правовая команда
Обзор законодательных норм, регулирующих вопросы идентификации лиц (в контексте использования систем распознавания лиц).

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫПОЛНЕНО В РАМКАХ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НКО

ООО «Правком», сентябрь 2020 г.
Оглавление
Введение. Идентификация личности в России
История идентификации личности в России и появление первых документов начинается с 18 века. До этого выдавался только «заграничный» паспорт для иностранцев, прибывших в Россию. С тех пор персонализация личности стала развиваться достаточно активно. Указами вводились различные документы, необходимые как для перемещения по стране, так и для привязки к адресу – «адресные билеты». К концу 18 века количество документов, необходимых для той или иной идентификации, стало достаточно большим, и появилась необходимость введения единого унифицированного документа, в котором содержалась бы вся необходимая информация. Но с учетом определенных особенностей персонализации каждого из сословий, возникли определенные трудности, которые не давали возможности ввести паспортизацию населения быстро. Революция в 1905 году побудила органы власти ускорить процедуру идентификации личности. Таким образом появилась «паспортная книжка», в которой содержались основные сведения, позволяющие идентифицировать владельца документа. По сути, данный документ стал прототипом современного паспорта.
В современной России существует несколько основных документов и технических средств, с помощью которых возможно не только провести идентификацию человека, но и обратиться в государственные органы и не только за получением необходимых услуг. Фактически все документы и технические средства можно условно поделить на три основных вида, в зависимости от системы установления личности:
1
Условный – когда определение и идентификация проходит по номеру/коду, присвоенному каждому лицу индивидуально, такой вид не содержит каких-либо биометрических данных, в связи с чем идентификацию можно считать не полной.
2
Объектный/биометрический – это вид идентификации, который позволяет установить личность полностью за счет уникальных биометрических данных человека: папиллярные узоры пальцев, радужка глаза, уникальные черты лица, то есть не меняемые данные.
3
Системно-технический – данный вид включает в себя не только первые два предыдущих вида идентификации и аутентификации личности, но и применение определенных сложных технически систем, имеющих в себе достаточно обширные базы данных с информацией о людях, с помощью которых весьма оперативно можно получить о человеке всю необходимую информацию, содержащуюся фактически во всех органах государственной власти, банковской системы и т.д. Подобные системы относятся к понятию искусственного интеллекта, который в подобной ситуации собирает информацию, находит необходимые данные в базах, сверяет и обобщает ее.
1
Условный – когда определение и идентификация проходит по номеру/коду, присвоенному каждому лицу индивидуально, такой вид не содержит каких-либо биометрических данных, в связи с чем идентификацию можно считать не полной.
2
Объектный/биометрический – это вид идентификации, который позволяет установить личность полностью за счет уникальных биометрических данных человека: папиллярные узоры пальцев, радужка глаза, уникальные черты лица, то есть не меняемые данные.денежные средства, полученные некоммерческими организациями - собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Законом о целевом капитале (пп. 14 п. 2 ст. 251 НК РФ);
3
Системно-технический – данный вид включает в себя не только первые два предыдущих вида идентификации и аутентификации личности, но и применение определенных сложных технически систем, имеющих в себе достаточно обширные базы данных с информацией о людях, с помощью которых весьма оперативно можно получить о человеке всю необходимую информацию, содержащуюся фактически во всех органах государственной власти, банковской системы и т.д. Подобные системы относятся к понятию искусственного интеллекта, который в подобной ситуации собирает информацию, находит необходимые данные в базах, сверяет и обобщает ее.
Основными документами и техническими средствами в России, с помощью которых можно идентифицировать личность, являются:
1
паспорт,
2
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН),
3
страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС),
4
документ, удостоверяющий личность гражданина, осуществляющего въезд на территорию или выезд с территории Российской Федерации,
5
электронная подпись.
1
паспорт,
2
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН),
3
страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС),
4
документ, удостоверяющий личность гражданина, осуществляющего въезд на территорию или выезд с территории Российской Федерации,
5
электронная подпись.
Кроме того, для определенных профессий устанавливаются дополнительные обязательные документы, например, паспорт моряка, дипломатический паспорт, служебный паспорт, удостоверение личности военнослужащего и т.д.
Необходимо отметить, что в российском законодательстве распознавание лиц граждан, а также любая другая идентификация личности урегулирована достаточно слабо.
При этом, с законодательной точки зрения, не урегулирован момент, является ли распознавание лиц частью внедрения систем искусственного интеллекта. Очевидно, что является, однако, не видно существенных попыток урегулировать это на уровне правовых норм (что может вполне осознанно). Прямой связи - нет. Эксперты, задействованные в теме искусственного интеллекта, отказываются напрямую связывать его с системой распознавания лиц.
Можно констатировать определенное нарастание социальной напряженности в связи с использованием искусственного интеллекта и распознаванием лиц, т.к. это все больше сужает сферу частной жизни человека, его личное пространство, недоступное для контроля.
Однако до того, как искать правовое обоснование идентификации лиц с помощью искусственного интеллекта, необходимо определить, какие действующие нормы обеспечивают возможность идентификации лица.
Предметом данного исследования стали
1) правовые нормы, регулирующие документарные и технические способы идентификации лиц,
2) нормативное регулирование идентификации лица в некоторых сферах, в которых для получения услуги необходима идентификация, например, нотариат, образование и пр., а также
3) правовые основания для идентификации лица в рамках законодательства о противодействии легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
Документы, удостоверяющие личность
Документ, удостоверяющий личность на территории РФ (Паспорт)
Паспорт - это основной документ, который удостоверяет личность гражданина, то есть универсальный инструмент идентификации лица. Паспорт обязан иметь каждый гражданин России, достигший 14-летнего возраста и проживающий на территории Российской Федерации (п. 1 Положения о паспорте). В противном случае гражданин может быть привлечен к административной ответственности (ст. 19.15 КоАП РФ).
Паспорт гражданина используется для идентификации лица во множестве случаев, вот лишь некоторые из них: заключение договоров, установление личности обратившегося за совершением нотариального действия, идентификация личности клиента (физического лица) при проведении банками расходных операций по списанию денежных средств со счета, оформление заявления о переходе на специальный налоговый режим, например, в статус самозанятого.
Паспорт гражданина Российской Федерации был введен в действие Указом Президента РФ от 13.03.1997 № 232 «в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации». Предполагалось также, что будет разработан специальный закон федерального уровня об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, однако он так и не был принят до сих пор.
Положение о паспорте гражданина Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828.
В соответствии с пунктом 10 Положения о паспорте выдача и замена паспортов производится территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД России от 13.11.2017 N 851 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Административным регламентом установлено, что предоставление государственной услуги по выдаче/замене паспортов включает в себя следующие административные процедуры:
1
прием документов,
2
формирование и направление межведомственных запросов,
3
рассмотрение документов и принятие решения,
4
оформление паспорта,
5
выдача паспорта.
1
прием документов,
2
формирование и направление межведомственных запросов,
3
рассмотрение документов и принятие решения,
4
оформление паспорта,
5
выдача паспорта.
Основанием для начала административной процедуры является подача лично гражданином заявления о выдаче (замене) паспорта.
Подразделение по вопросам миграции не вправе требовать от заявителя совершения иных действий, кроме:
1
2
указания цели приема,
3
предоставления сведений, необходимых для расчета длительности временного интервала, который необходимо забронировать для приема.
1
2
указания цели приема,
3
предоставления сведений, необходимых для расчета длительности временного интервала, который необходимо забронировать для приема.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122455/ (Подробнее об идентификации и аутентификации на странице 29)
Любой гражданин РФ при желании имеет право обратиться в налоговый орган и сделать на 18 странице паспорта РФ отметку с указанием ИНН (п. 5 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 №828; п. 14 Описания бланка паспорта, утв. Постановлением N 828; п. п. 1, 2 Приложения к Приказу ФНС России от 30.10.2017 №СА-7-14/831@). Наличие ИНН в паспорте РФ позволяет упростить процедуру подтверждения соответствия сведений при оформлении разного рода документов и сделок.
Документ, удостоверяющий личность гражданина для выезда с территории и въезда на территорию Российской Федерации.
Правила пересечения границы Российской Федерации устанавливаются законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), в котором прописаны основные положения, регулирующие возможность гражданина покинуть территорию Российской Федерации или въехать на нее.
Независимо от того, является ли человек гражданином РФ или же иностранным гражданином, при пересечении границы Российской Федерации за каждым закреплено обязательство предоставления документа, удостоверяющего личность гражданина для осуществления въезда и выезда. Для граждан РФ есть обязательные требования к такому документу, закрепленные в Перечне, установленном Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2010 г. N 125 "О перечне персональных данных, записываемых на электронные носители информации, содержащиеся в основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию":
1
Номер документа
2
Фамилия и имя владельца документа
3
Гражданство владельца документа
4
Дата рождения владельца документа
5
Пол владельца документа
6
Цветное цифровое фотографическое изображение лица владельца документа (биометрические персональные данные владельца документа)
7
Изображение папиллярных узоров 2 пальцев рук владельца документа (биометрические персональные данные владельца документа).
1
Номер документа
2
Фамилия и имя владельца документа
3
Гражданство владельца документа
4
Дата рождения владельца документа
5
Пол владельца документа
6
Цветное цифровое фотографическое изображение лица владельца документа (биометрические персональные данные владельца документа)
7
Изображение папиллярных узоров 2 пальцев рук владельца документа (биометрические персональные данные владельца документа).
При помощи таких данных представитель государственного органа исполнительной власти, осуществляющий пропуск гражданина через границу, может идентифицировать лицо, проверить действительность документов, выявить наличие нарушения закона, препятствующее пересечению границы, выявить лицо, находящееся в розыске и т.д., а также вести регистрацию и учет фактических данных лиц, следующих через государственную границу, с использованием информационных систем (Положение пограничного контроля, закрепленное Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2012 г. N 546 "Об утверждении Положения о содержании пограничного контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации").
Основными способами идентификации лица при пересечении границы и проверки документов на основании Постановления Правительства РФ от 2 февраля 2005 г. N 50 "О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации" являются: устный опрос, сопоставление сведений с информацией, полученной из других источников, в том числе в результате осуществления иных методов контроля, анализа статистических сведений, а также другими способами, не запрещенными федеральным законодательством.
При проведении контроля государственные органы вправе мотивированно запросить у любых лиц, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, выдавших соответствующие документы, дополнительные документы и сведения в письменной форме и установить срок их представления.
Таким образом, если человек захотел прибыть в Россию или выехать из России в другие страны, ему необходимо будет пройти несколько видов контроля: условный – устный опрос, сверку сведений, указанных в документе, удостоверяющем личность для пересечения границ; объектный – проверку биометрических данных – сверку изображения в документе с лицом, предоставившим документ (данная процедура проходит при помощи визуального сличения представителем контролирующего органа и выявления определенных характерных схожих черт, по сути, тут присутствует человеческий фактор при идентификации таким путем); системно-технический – с помощью электронных баз данных, содержащих различные сведения от государственных органов власти, в том числе базы: МВД, ФССП, ФСИН и т.д. Последний метод контроля подразумевает под собой использование искусственного интеллекта, с помощью которого и происходит проверка данных. В связи с этим для граждан Российской Федерации установлены определенные требования к документам, удостоверяющим личность для пересечения границы: уникальный номер, папиллярные узоры двух пальцев (за исключением случаев действия документа старого образца). При помощи специального сканирующего устройства представитель контролирующих органов вводит настоящие данные в систему, где происходит обработка данных и поиск информации в соответствующих базах. В случае, если представителем власти будет выявлено хотя бы одно нарушение при проведении контроля, в том числе расхождение предоставления устных ответов с данными документа, или наличие запрещающего фактора въезда/выезда, сотрудник имеет право отказать в пребывании в РФ/отбытии в другие страны и сообщить в органы власти, обеспечивающие безопасность границы Российской Федерации, после чего составляется акт об отказе в двух экземплярах, один из которых выдается лицу (за исключением оперативно-розыскных мероприятий, противодействие терроризму и т.д.). Если человек понимает, что ему незаконно препятствовали, он имеет право обратиться в суд с иском и упомянутым выше актом. В случае, если судом будет принято положительное решение, государственные органы обязаны будут компенсировать ущерб лицу, чьи права были нарушены.
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)
Идентификационный номер налогоплательщика или ИНН представляет собой цифровой код, который присваивается в Федеральной налоговой службе физическим и юридическим лицам для учета налогоплательщиков на всей территории Российской Федерации. ИНН относится к основным реквизитам организации или индивидуального предпринимателя (далее – ИНН) и главный идентификатор, в котором зашифрованы сведения о гражданине, ИП, организации.
ИНН применяется для регламентации начисления и учета налогов, сборов и многих других целей. Налогоплательщик (физическое или юридическое лицо) указывает ИНН в документах, подаваемых в налоговые органы: заявлениях, отчетах, декларациях или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. В свою очередь налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях.
ИНН налоговые органы стали присваивать физическим лицам - с 1999 года (с начала действия части первой НК РФ).
Порядок получения ИНН физическим лицом (гражданином РФ) установлен в ст. 83 НК РФ. В статье определена процедура оформления ИНН. Получить ИНН физические лица могут тремя способами: при личном визите в налоговый орган, через интернет, по почте.
ИНН в Российской Федерации присваивается гражданину с рождения, номер не подлежит изменению ни при смене фамилии, ни при изменении места жительства или иных данных и остается неизменным на протяжении всей жизни. Это установлено в ст. 84 НК РФ и в приказе ФНС от 29.06.2012 № ММВ-7-6/435@ “Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика» (далее - Приказ ФНС № ММВ-7-6/435@).
Поэтому смена ИНН не производится, в случае утери физического документа в налоговом органе выдается другое свидетельство с прежним номером. В случае смерти налогоплательщика, присвоенный ему номер ИНН признается недействительным и больше не может быть выдан другому лицу.
ИНН присваивается при первичной постановке гражданина на учет в налоговом органе по месту жительства, а при отсутствии такового - по месту пребывания. При отсутствии на территории РФ и места жительства, и места пребывания ИНН присваивается лицу по месту нахождения недвижимости или транспортного средства на территории РФ. В указанных случаях постановка гражданина на налоговый учет осуществляется на основании либо его заявления в любой налоговый орган, либо информации, представляемой в налоговую инспекцию соответствующими органами.
Если гражданин без места жительства и места пребывания не имеет недвижимости и транспортных средств, то ИНН присваивается налоговым органом, в который гражданин по своему выбору обратился с соответствующим заявлением (п. 7 ст. 83, п. 7 ст. 84 НК РФ; п. п. 9, 12 Приложения к Приказу ФНС № ММВ-7-6/435@).
Таким образом, можно сделать вывод, что ИНН присваивается каждому гражданину, который поставлен на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика. При этом гражданин, не являющийся ИП, вправе не указывать ИНН в представляемых им в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах. Но при этом необходимо указывать свои персональные данные: Ф.И.О., дату и место рождения, пол, место жительства, данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, данные о гражданстве. Отказ (нежелание) указывать ИНН в документах не означает его отсутствие (п. 7 ст. 84 НК РФ).
Независимо от желания физического лица, его поставят на учет в налоговом органе, если он является собственником недвижимого имущества или на его имя зарегистрировано транспортное средство (п. 2 ст. 84 НК РФ). Например, если в собственности гражданина находится недвижимость или транспортное средство, то этот гражданин (в том числе несовершеннолетний ребенок) признается плательщиком налога на имущество физических лиц или транспортного налога. Это значит, что на него уже открыто учетное дело, и вполне возможно, что налоговые органы уже присвоили ему ИНН.
Для оформления ИНН физическому лицу необходимо: заполнить заявление на получение ИНН лично; с заявлением и паспортом РФ обратиться в любой налоговый орган ФНС (при невозможности получить документ самостоятельно, это может сделать доверенное лицо по заверенной нотариально доверенности). С января 2017 года получить свидетельство о постановке на налоговый учет гражданин может в любом налоговом органе (п. 7 ст. 83 НК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ). В указанный работником налогового органа день (не позднее 5 рабочих дней со дня подачи заявления) прийти за свидетельством ИНН.
Подать заявление на получение ИНН, также можно в электронном виде на официальном сайте ФНС. Для этого необходимо осуществить регистрацию пользователя, после чего авторизоваться на этой странице и заполнить всю необходимую информацию. В случае успешной подачи заявления, в течение 5 дней на указанный при регистрации e-mail, придет уведомление, в котором заявителю будет указан день прихода лично с паспортом РФ для получения свидетельства ИНН.
В случае невозможности посещения налогового органа, заявление на получение ИНН можно отправить по почте с уведомлением о вручении. При этом к заявлению должна быть приложена заверенная нотариусом копия документа, удостоверяющего личность (паспорт РФ) и копия документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства (5-я страница паспорта РФ).
Для восстановления свидетельства ИНН (в случае утраты или хищения) физическому лицу необходимо обратиться лично или через представителя в любую ИФНС (МРИ ФНС), представив документы, необходимые для первичного получения Свидетельства, и оплаченную квитанцию государственной пошлины в размере 300 рублей. При изменении места жительства, повторно получать новое свидетельство не требуется.
Отдельные категории граждан обязаны получить ИНН в стране по месту пребывания в законодательном порядке. К ним относятся специалисты, привлеченные к трудовой деятельности за рубежом их работодателем; граждане другой страны, временно проживающие в РФ; ИП.
Для получения свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции иностранный гражданин должен обратиться в налоговый орган по месту жительства. В целях налогового учета иностранных граждан место их проживания в РФ приравнивается к месту жительства в РФ (п. 1 Приложения к Приказу Минфина России от 21.10.2010 № 129н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах физических лиц – иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями»). Если иностранный гражданин не состоит на налоговом учете в РФ либо не получил свидетельство о постановке на учет, ему необходимо подать заявление об оформлении свидетельства по форме №2-2-Учет, приложить к нему документ, удостоверяющий личность (паспорт), документ, подтверждающий регистрацию гражданина по месту его временного пребывания, и документы, состав которых зависит от статуса иностранного гражданина на территории РФ (п. п. 11, 12, 16, 18, 20 Приложения). Получить свидетельство иностранный гражданин сможет в течение пяти рабочих дней с даты написания заявления.
Для получения свидетельства о постановке на учет, следует обратиться в налоговый орган, предъявив: паспорт и заявление на получение свидетельства о присвоении ИНН по форме № 2-2-Учет; для оформления свидетельства на ребенка вместо паспорта следует предъявить свидетельство о рождении; военнослужащим необходимо удостоверение личности военнослужащего; в случае оформления документа гражданину его доверенным лицом, необходима доверенность. Оформление ИНН в первый раз не облагается госпошлиной.
ИНН подлежит замене в случае изменения личных данных гражданина, как правило, это фамилия. Замена ИНН в связи с изменением ФИО, пола, даты и места рождения производится бесплатно. При этом законодателем отдельно отмечается, что в указанных случаях замена ИНН не является обязанностью гражданина.
Страховой номер индивидуального лицевого счета
СНИЛС - страховой номер индивидуального лицевого счета - уникальный номер индивидуального лицевого счета, используемый для обработки сведений о физическом лице в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций, определение которого установлено Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", является наравне с ИНН и другими документами еще одним способом идентифицировать человека. Получить СНИЛС человек может в любом возрасте, данный документ в первую очередь необходим для контроля пенсии.
Несмотря на то, что 1 апреля 2019 года Федеральным законом № 48-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации” СНИЛС как бумажный документ был отменен (взаимен теперь выдается документ о регистрации в системе), тем не менее, сам номер продолжает являться идентификатором. Кроме того, государственные органы используют данный уникальный номер как определенную базу данных для систематического хранения информации о человеке, поэтому, в отличие от ИНН, СНИЛС невозможно найти в открытом доступе.
В государственных органах, кредитных организациях, медицинских учреждениях, многофункциональных центрах и т.д. СНИЛС может использоваться как второй документ для подтверждения личности, так как его уникальный номер присваивается раз в жизни и смене не подлежит. С помощью СНИЛС происходит подтверждение личности в банке (помимо паспорта), регистрация личного кабинета в системе ЕСИА (единая система идентификации и аутентификации), доступ к личному кабинету Пенсионного Фонда и т.д. Но необходимо учитывать, что сам СНИЛС не содержит биометрических данных человека, поэтому предоставить его как прямое удостоверение личности не получится.
Идентификация лица с помощью электронной подписи
В течение последних нескольких лет становится популярным способ взаимодействия физического лица с определенными государственными органами, с банковскими организациями через электронные системы, т.е. через электронную цифровую подпись, с помощью которой можно идентифицировать лицо.
В Федеральном законе "Об электронной подписи" от 06.04.2011 N 63-ФЗ закреплено понятие «электронная подпись» - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Таким образом человек, имеющий такую подпись, может подтвердить свои данные, полномочия и т.д. с помощью электронных систем подачи информации.
Каждая электронная подпись имеет свой ключ – уникальную последовательность символов, что позволяет полностью идентифицировать подпись человека. Создать нелегальным путем идентичный ключ фактически невозможно, что позволяет защитить подписываемую информацию от подделки.
Электронные подписи бывают двух видов: простая и усиленная, которая, в свою очередь, может быть неквалифицированной и квалифицированной. То есть, человек может получить в специальных аккредитованных центрах простой ключ, которым можно подписывать определенный перечень документов (если стороны договорились, что простая электронная подпись действует взаимен физической), после чего они будут иметь такую же юридическую силу как и документ, подписанный физической подписью человека, так и «сложный» ключ, который содержит простой ключ и дополнительный – секретный, с помощью которого может быть установлена полная идентификация лица, что позволяет подписывать все документы/пакеты документов/заявления и т.д. в случаях, когда такая возможность предусмотрена в принципе.
Законом установлено, что ЭЦП применяется и используется при помощи различных технических систем, которые могут считать заложенный ключ. Наиболее распространенная система для раскрытия ключа – КриптоПро, позволяющая проверить действительность подписи, в том числе по времени, сделать копию, подписать документы. Государственные органы имеют свои определенные системы для возможности подписи документов или проверки подписи.
ГОСТом Р. 34.10-2012 Национальный стандарт Российской Федерации «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи» установлено, что ЭЦП выполняет функции аутентификации, то есть доказательного подтверждения авторства лица. Несмотря на то, что аутентификация является более глубоким и детальным подтверждением личности человека в отличие от идентификации, тем не менее, данный способ распознавания не может обеспечить полноценное установление лица по биометрическим данным человека, следовательно, может быть применима только в ограниченном использовании.
ЭЦП является индивидуальным ключом, принадлежащем одному лицу, представляет собой носитель информации в виде флеш-карты. Как для шифрования подписи человека, так и для ее расшифровки, применяется искусственный интеллект, который сопоставляет и идентифицирует символы для подтверждения аутентификации человека. При этом, такая система встречается не только в государственных органах, с кем возможен электронный документооборот, но и иных структурах: банках, электронных площадках, программ для подготовки бухгалтерской и финансовой отчетности и т.д.
Идентификация лица на портале Госуслуг
Единый портал государственных и муниципальных услуг (далее по тексту – Портал Госуслуг) - это федеральная государственная информационная система. Она обеспечивает гражданам, предпринимателям и юридическим лицам доступ к сведениям о государственных и муниципальных учреждениях и оказываемых ими электронных услугах.
Меры защиты персональных данных на портале Госуслуг определяются в зависимости от класса защищенности информационной системы.
Портал Госуслуг аттестован по требованиям Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) на обработку конфиденциальной информации и персональных данных по требованиям первого класса защищенности информационной системы (К1).
Согласно Приложению 1 к Приказу ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" класс защищенности информационной системы определяется в зависимости от уровня значимости информации и масштаба информационной системы (федеральный, региональный, объектовый).
Уровень значимости информации определяется степенью возможного ущерба для обладателя информации (заказчика) и (или) оператора от нарушения конфиденциальности (неправомерные доступ, копирование, предоставление или распространение), целостности (неправомерные уничтожение или модифицирование) или доступности (неправомерное блокирование) информации.
часть 2 Приложения 1 к Приказу ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах"
Идентификация лиц на портале Госуслуг проходит в несколько этапов.
Для начала работы с порталом Госуслуг необходимо зарегистрироваться. Для этого достаточно ввести имя, фамилию, адрес электронной почты и/или номер мобильного телефона.
Всего на портале Госуслуг предусмотрено 3 (три) уровня учетной записи:
1
Упрощенная учетная запись
Упрощенная учетная запись предполагает ограниченный доступ к порталу Госуслуг. Этот уровень присваивается сразу после регистрации.
2
Стандартная учетная запись
Стандартная учетная запись открывает доступ к расширенному перечню государственных услуг. Для ее получения необходимо дополнительно ввести данные документа, удостоверяющего личность, и СНИЛС, после чего отправить их на проверку. МВД РФ и Пенсионный фонд РФ проверяет указанные данные, после чего на адрес электронной почты заявителя поступает уведомление о результатах проверки.
3
Подтвержденная учетная запись
Подтвержденная учетная запись открывает полный доступ к электронным государственным услугам. Для ее получения необходимо лично подтвердить регистрационные данные, введенные на портале Госуслуг.
1
Упрощенная учетная запись
Упрощенная учетная запись предполагает ограниченный доступ к порталу Госуслуг. Этот уровень присваивается сразу после регистрации.
2
Стандартная учетная запись
Стандартная учетная запись открывает доступ к расширенному перечню государственных услуг. Для ее получения необходимо дополнительно ввести данные документа, удостоверяющего личность, и СНИЛС, после чего отправить их на проверку. МВД РФ и Пенсионный фонд РФ проверяет указанные данные, после чего на адрес электронной почты заявителя поступает уведомление о результатах проверки.
3
Подтвержденная учетная запись
Подтвержденная учетная запись открывает полный доступ к электронным государственным услугам. Для ее получения необходимо лично подтвердить регистрационные данные, введенные на портале Госуслуг.
Это возможно сделать любым из следующих способов:
1
онлайн через интернет-банк банков-партнеров (Сбербанк, Тинькофф Банк, Почта Банк, Банк ВТБ, Банк Санкт-Петербург, Ак Барс Банк, СКБ Банк, Газэнергобанк, ДелоБанк (при условии, что заявитель является клиентом одного из указанных банков));
2
лично через удобный Центр обслуживания (с собой необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, и СНИЛС);
3
почтой, заказав получение кода подтверждения личности Почтой России через личный кабинет;
4
с помощью Усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписи.
1
онлайн через интернет-банк банков-партнеров (Сбербанк, Тинькофф Банк, Почта Банк, Банк ВТБ, Банк Санкт-Петербург, Ак Барс Банк, СКБ Банк, Газэнергобанк, ДелоБанк (при условии, что заявитель является клиентом одного из указанных банков));
2
лично через удобный Центр обслуживания (с собой необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, и СНИЛС);
3
почтой, заказав получение кода подтверждения личности Почтой России через личный кабинет;
4
с помощью Усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписи.
Для создания учетной записи юридического лица или ИП необходимо иметь подтвержденную учетную запись физического лица.
Идентификация лица при совершении нотариальных действий
В соответствии со ст. 42 «Основ законодательства о Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 года N 4462-1 (далее – Основы о нотариате) на нотариуса возлагается обязанность при совершении нотариального действия установить личность обратившегося к нему гражданина, а также его представителя или представителя юридического лица.
Установление личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия, должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности указанных гражданина, его представителя или представителя юридического лица.
Как следует из Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, информацию о личности заявителя (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения) и иных лицах, участвующих в совершении нотариального действия, нотариус получает из документов, удостоверяющих личность. К таким документам относятся:
П. 10 Приказа Минюста России от 30.08.2017 N 156 «Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования»
1
паспорт гражданина РФ;
2
временное удостоверение личности гражданина РФ (в период оформления паспорта гражданина РФ);
3
удостоверение личности или военный билет военнослужащего;
4
паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами Российской Федерации;
5
дипломатический или служебный паспорт;
6
удостоверение личности моряка;
7
паспорт гражданина СССР образца 1974 г. с указанием гражданства РФ или с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ, выданным по достижении гражданином 45-летнего возраста;
8
удостоверение беженца;
9
свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу;
10
свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ;
11
документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином РФ или о приеме в гражданство РФ;
12
паспорт иностранного гражданина или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
13
копия заключения территориального органа МВД об установлении личности иностранного гражданина, заверенная в порядке, установленном законодательством РФ (для иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории РФ и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность);
14
документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, разрешение на временное проживание, вид на жительство или иные документы, предусмотренные законодательством РФ или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства;
15
иной документ, предусмотренный законодательством РФ или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность.
1
паспорт гражданина РФ;
2
временное удостоверение личности гражданина РФ (в период оформления паспорта гражданина РФ);
3
удостоверение личности или военный билет военнослужащего;
4
паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами Российской Федерации;
5
дипломатический или служебный паспорт;
6
удостоверение личности моряка;
7
паспорт гражданина СССР образца 1974 г. с указанием гражданства РФ или с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ, выданным по достижении гражданином 45-летнего возраста;
8
удостоверение беженца;
9
свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу;
10
свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ;
11
документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином РФ или о приеме в гражданство РФ;
12
паспорт иностранного гражданина или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
13
копия заключения территориального органа МВД об установлении личности иностранного гражданина, заверенная в порядке, установленном законодательством РФ (для иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории РФ и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность);
14
документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, разрешение на временное проживание, вид на жительство или иные документы, предусмотренные законодательством РФ или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства;
15
иной документ, предусмотренный законодательством РФ или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность.
Случаи, не требующие предоставления документов, удостоверяющих личность:
1
направление нотариусу в электронной форме для регистрации уведомлений о залоге движимого имущества или направление в электронной форме заявления о выдаче выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества. Личность заявителя – физического лица считается установленной при условии, что его квалифицированная электронная подпись проверена и ее принадлежность заявителю подтверждена в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
2
с 29 декабря 2020г. нотариусы будут вправе устанавливать личность гражданина посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, а при обращении за совершением нотариального действия удаленно с применением информационных технологий – в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также законодательством РФ в области персональных данных (ст. 42 Основ о нотариате будет дополнена новыми ч.ч. 5 и 6).
1
направление нотариусу в электронной форме для регистрации уведомлений о залоге движимого имущества или направление в электронной форме заявления о выдаче выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества. Личность заявителя – физического лица считается установленной при условии, что его квалифицированная электронная подпись проверена и ее принадлежность заявителю подтверждена в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
2
с 29 декабря 2020г. нотариусы будут вправе устанавливать личность гражданина посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, а при обращении за совершением нотариального действия удаленно с применением информационных технологий – в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также законодательством РФ в области персональных данных (ст. 42 Основ о нотариате будет дополнена новыми ч.ч. 5 и 6).
Состав сведений, размещаемый в указанной системе, определяется Постановлением Правительства РФ от 30.06.2018 N 772 «Об определении состава сведений, размещаемых в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, включая вид биометрических персональных данных, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301465/
Изменения вносятся Федеральным законом от 27.12.2019 N 480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Нотариус будет обязан предложить использовать указанные средства физическим лицам, обратившимся к нему в целях проведения идентификации без личного присутствия, и указать страницу сайта в сети Интернет, с которой предоставляются эти средства. При совершении нотариусами действий, связанных с идентификацией обратившихся к ним лиц, согласие гражданина, его представителя или представителя юридического лица на обработку его биометрических персональных данных для совершения нотариальных действий не требуется.
При установлении личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия, нотариус использует соответствующие государственные информационные ресурсы, доступ к которым предоставляет федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, установленном Постановление Правительства от 9 декабря 2017г. № 1505.
«О доступе нотариусов к государственной информационной системе миграционного учета и базовому государственному информационному ресурсу регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации при установлении личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия»
Для установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия, нотариус также использует специальные технические и программно-технические средства, позволяющие удостовериться в подлинности представленных гражданином документов, при их наличии в его распоряжении.
Требования к таким специальным техническим и программно-техническим средствам утверждены Приказом МВД от 13 июня 2019 г. N 382. Такие специальные технические средства позволяют осуществить:
«Об утверждении Требований к специальным техническим и программно-техническим средствам, позволяющим нотариусу удостовериться в подлинности документов, удостоверяющих личность гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия»
1
визуальный контроль подлинности документов в белом проходящем и отраженном свете;
2
наличие источника ультрафиолетового света;
3
наличие источника инфракрасного излучения.
1
визуальный контроль подлинности документов в белом проходящем и отраженном свете;
2
наличие источника ультрафиолетового света;
3
наличие источника инфракрасного излучения.
При обработке персональных данных должна быть обеспечена безопасность их обработки в информационной системе.
С 29 декабря 2020 г. нотариусы должны будут при совершении нотариального действия использовать средства видеофиксации в порядке, установленном Федеральной нотариальной палатой (далее - ФНП).
Материалами видеофиксации признаются любые фото-, видео- и аудиоматериалы, полученные при использовании средств видеофиксации при совершении нотариального действия.
Решением Правления ФНП (протокол N 15/15 от 17 ноября 2015 г.) утвержден Порядок использования нотариусами средств видеофиксации и хранения материалов видеофиксации, согласно которому программно-технические средства видеофиксации используются нотариусом в целях объективного документирования фактов при совершении нотариальных действий и событий, связанных с их совершением.
«Порядок использования нотариусами средств видеофиксации и хранения материалов видеофиксации»
Материалы видеофиксации являются сведениями, составляющими нотариальную тайну, включают персональные данные, не являющиеся биометрическими, и подлежат защите в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о нотариате и законодательством в области персональных данных.
Нотариус при совершении нотариального действия вправе использовать стационарные средства видеофиксации, размещаемые в помещениях нотариальной конторы, и мобильные средства видеофиксации - как в помещении, так и вне помещения нотариальной конторы.
Средства видеофиксации используются с соблюдением следующих требований:
1
в обзор стационарного средства видеофиксации должно попадать лицо, от имени которого совершается нотариальное действие;
2
обзору камер не должны препятствовать различные предметы;
3
видеозапись должна содержать указание на дату и время ее совершения;
4
видеозапись должна обеспечивать сохранение изображения без применения цифрового увеличения в формате, позволяющем идентифицировать лиц, от имени которых совершается нотариальное действие, с разрешением кадра в пикселях не менее 640 x 480.
1
в обзор стационарного средства видеофиксации должно попадать лицо, от имени которого совершается нотариальное действие;
2
обзору камер не должны препятствовать различные предметы;
3
видеозапись должна содержать указание на дату и время ее совершения;
4
видеозапись должна обеспечивать сохранение изображения без применения цифрового увеличения в формате, позволяющем идентифицировать лиц, от имени которых совершается нотариальное действие, с разрешением кадра в пикселях не менее 640 x 480.
Лица, обратившиеся к нотариусу для совершения нотариального действия, должны быть уведомлены о видеофиксации в устной форме или путем размещения текстовой и/или графической информации, находящейся в зонах видимости граждан.
При совершении нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы нотариус в устной форме предупреждает лицо (лиц) об использовании средств видеофиксации, факт предупреждения должен быть отражен в соответствующей видеозаписи.
Нотариус обязан реализовать организационные и технические меры по обеспечению защиты материальных носителей, содержащих материалы видеофиксации, от неправомерного доступа, копирования, уничтожения и иных неправомерных действий.
Срок хранения материалов видеофиксации должен составлять не менее 5 лет. Нотариус обеспечивает сохранение материалов видеофиксации на материальном носителе, предназначенном для хранения и воспроизведения информации, включая съемный носитель и/или сервер нотариуса.
Передача нотариусом материалов видеофиксации допускается по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по запросу нотариальной палаты в связи с возбуждением дисциплинарного производства.
Использование материалов видеофиксации без согласия субъектов персональных данных, которых эти материалы касаются, допускается только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
В случае возникновения сомнений в подлинности документов, удостоверяющих личность гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия, нотариус вправе направить запрос в федеральные органы государственной власти, выдающие такие документы.
Порядок направления и форма такого запроса утверждены решением правления ФНП от 10 июня 2015 г., Приказом Минюста от 29 июня 2015 г. N 158. от
Запрос направляется нотариусом или лицом, замещающим временно отсутствующего нотариуса, с использованием средств единой информационной системы нотариата через единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Содержание и формат запроса, направляемого в электронном виде, должны соответствовать требованиям, предусмотренным в федеральном органе государственной власти, в адрес которого направляется запрос.
В случае невозможности направления запроса в форме электронного документа через СМЭВ запрос может быть направлен в виде документа на бумажном носителе.
Идентификация лица в сфере услуг связи
В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" с целью оказания услуг связи с абонентом заключается договор оказания таких услуг и выделяется для этих целей абонентский номер или уникальный код идентификации. Для идентификации абонентов используется идентификационный модуль - электронный носитель информации, который устанавливается в пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании) и обеспечивает доступ оборудования указанных абонента или пользователя к сети оператора подвижной радиотелефонной связи.В случае невозможности направления запроса в форме электронного документа через СМЭВ запрос может быть направлен в виде документа на бумажном носителе.
Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услуг связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и используемого ими оконечного оборудования устанавливаются Правительством РФ.
В части идентификации абонентов, например, Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 (ред. от 27.05.2019) "О порядке оказания услуг телефонной связи" установлено, что при поступлении запроса от оператора связи с требованием подтвердить соответствие персональных данных фактического пользователя сведениям, заявленным в договоре, осуществить подтверждение персональных данных путем представления оператору связи документа, удостоверяющего личность, или одним из следующих предоставляемых оператором связи способов:
1
путем направления оператору связи электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо при осуществлении доступа к системе самообслуживания оператора связи, через которую абонентом осуществляется доступ к сведениям об оказываемых ему услугах телефонной связи и о расчетах с оператором связи, а также к иной информации (личный кабинет), с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;
2
с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" при наличии подтвержденной учетной записи в системе.
1
путем направления оператору связи электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо при осуществлении доступа к системе самообслуживания оператора связи, через которую абонентом осуществляется доступ к сведениям об оказываемых ему услугах телефонной связи и о расчетах с оператором связи, а также к иной информации (личный кабинет), с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;
2
с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" при наличии подтвержденной учетной записи в системе.
путем направления оператору связи электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо при осуществлении доступа к системе самообслуживания оператора связи, через которую абонентом осуществляется доступ к сведениям об оказываемых ему услугах телефонной связи и о расчетах с оператором связи, а также к иной информации (личный кабинет), с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;
  • получением информации об услугах телефонной связи, оказываемых оператором связи, и состоянии расчетов за них, а также иной информации, связанной с оказанием услуг телефонной связи в соответствии с договором;
  • заказом детализации счета;
  • изменением состава оказываемых услуг телефонной связи, тарифных планов, иных условий договора;
  • совершением иных действий, связанных с оказанием услуг телефонной связи.
Срок хранения информации оператором связи составляет:
  • не менее 3 лет со дня расторжения договора - в отношении действий абонентов, направленных на изменение условий договора;
  • не менее 3 лет со дня совершения действия - для остальных действий абонентов.
В Постановлении Правительства РФ от 15.04.2005 N 222 "Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи" напрямую не идет речь об идентификации или установлении личности физического лица. Установлено, что оператор связи обязан обеспечивать соблюдение тайны телеграфной связи и принимать все возможные совместимые с применяемой системой телеграфной связи меры с целью обеспечить соблюдение тайны передаваемых текстовых сообщений. Пользователям гарантируется соблюдение тайны текстовых сообщений, передаваемых по сетям телеграфной связи. Ограничение права на тайну текстовых сообщений допускается только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Не требуется согласие пользователя-гражданина на обработку его персональных данных в целях осуществления оператором связи расчетов за оказанные услуги связи, а также рассмотрения претензий.
Ознакомление третьих лиц с текстовыми сообщениями телеграфной связи осуществляется только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Сведения о передаваемых по сетям телеграфной связи текстовых сообщениях, а также сами эти сообщения могут выдаваться только отправителям и адресатам (их уполномоченным представителям), если иное не предусмотрено федеральными законами.
Вместе с тем оператор связи оказывает пользователям услуги телеграфной связи на основании договора об оказании услуг телеграфной связи, который заключается в соответствии с гражданским законодательством и должен содержать условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и утвержденными Правилами. Договором в соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса РФ признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Для указания физического лица – стороны в договоре используются паспортные данные.
Также Правилами установлено, что в нижней части бланка подаваемой телеграммы (листа светлой бумаги или фирменного бланка, используемых вместо бланка телеграммы) отправитель должен указать свою фамилию и адрес (вместо адреса допускается указывать номер телефона отправителя или отметку "проездом"). Подача телеграмм должностными лицами осуществляется при предъявлении служебного удостоверения.
В Приказе Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" необходимость идентификации упоминается в части, касающейся направления почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа. Осуществлять такую пересылку могут отправители, прошедшие регистрацию в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". Доставка таких отправлений осуществляется при условии:
1
прохождения пользователем регистрации и авторизации в единой системе идентификации и аутентификации;
2
подтверждения пользователем согласия на получение заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, по почтовому адресу, указанному в информационной системе организации федеральной почтовой связи (пункт 57 Правил).
1
прохождения пользователем регистрации и авторизации в единой системе идентификации и аутентификации;
2
подтверждения пользователем согласия на получение заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, по почтовому адресу, указанному в информационной системе организации федеральной почтовой связи (пункт 57 Правил).
При подтверждении пользователем согласия на получение заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, пользователю автоматически присваивается почтовый адрес пользователя услуг почтовой связи в информационной системе организации федеральной почтовой связи.
На почтовых отправлениях и бланках почтовых переводов денежных средств отправителем указываются точные адреса отправителя и адресата, а также может указываться номер телефона отправителя и (или) адресата.
Вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (уполномоченным представителям) осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или с использованием определенного оператором почтовой связи иного способа, обеспечивающего достоверное установление сведений о пользователе услугами почтовой связи, в том числе на основе кодов, паролей с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств.
При этом оператор почтовой связи осуществляет фиксирование:
1
данных документа, удостоверяющего личность адресата или его уполномоченного представителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), номер документа, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе);
2
реквизитов доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя (в случае, если от имени адресата действует уполномоченный представитель).
1
данных документа, удостоверяющего личность адресата или его уполномоченного представителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), номер документа, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе);
2
реквизитов доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя (в случае, если от имени адресата действует уполномоченный представитель).
Указанные данные могут фиксироваться, в том числе путем их внесения оператором почтовой связи в установленные им типовые формы (бланки) документов, характер информации в которых предусматривает включение в них персональных данных адресата или его уполномоченного представителя, используемых для оказания услуг почтовой связи и обработки персональных данных.
Факт вручения регистрируемых почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) подтверждается подписью адресата (его уполномоченного представителя) или иным определенным оператором почтовой связи способом, обеспечивающим достоверное подтверждение факта вручения почтового отправления (выплаты почтового перевода).
Идентификация лица в единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2011 N 977 "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" с 15 апреля 2012 года идентификация, аутентификация, авторизация и регистрация физических и юридических лиц в целях предоставления государственных услуг, в том числе предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное (муниципальное) задание (заказ) федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов осуществляется путем использования единой системы идентификации и аутентификации. Рекомендация использовать единую систему закреплена также для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Постановлением утверждены также Требования к федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", в соответствии с которыми доступ к информации, содержащейся в системе должен осуществляться посредством использования простых электронных подписей и усиленных квалифицированных электронных подписей в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Единая система идентификации и аутентификации включает в себя несколько регистров:
1
физических лиц,
2
юридических лиц,
3
должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, а также иных организаций в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации,
4
органов и организаций - федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, а также иных организаций в случаях использования единой системы идентификации и аутентификации, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации,
5
информационных систем,
6
органов и организаций, имеющих право создания (замены) и выдачи ключа простой электронной подписи в целях оказания государственных и муниципальных услуг (перечень закреплен пунктом 7 Постановление Правительства РФ от 25.01.2013 N 33 (ред. от 20.11.2018) "Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг").
1
физических лиц,
2
юридических лиц,
3
должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, а также иных организаций в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации,
4
органов и организаций - федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, а также иных организаций в случаях использования единой системы идентификации и аутентификации, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации,
5
информационных систем,
6
органов и организаций, имеющих право создания (замены) и выдачи ключа простой электронной подписи в целях оказания государственных и муниципальных услуг (перечень закреплен пунктом 7 Постановление Правительства РФ от 25.01.2013 N 33 (ред. от 20.11.2018) "Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг").
ЕСИА обрабатывает следующие персональные данные физических лиц:
  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • пол;
  • дата рождения;
  • сведения о гражданстве;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС);
  • адрес электронной почты пользователя;
  • номер абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи (то есть, номер мобильного телефона);
  • адрес места жительства (регистрации);
  • реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, т.е. паспорта гражданина РФ (серия, номер, кем выдан, дата выдачи, код подразделения);
  • данные, сформированные в результате использования стандартных механизмов учета информации о посещаемости Интернет-ресурсов, интегрированных с ЕСИА, отдельных его страниц и мобильных приложений;
  • иные данные о пользователе, предоставленные пользователем, органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами или иными третьими лицами (например, банками) на законных основаниях.
При проведении первичной аутентификации в ЕСИА пользователь должен подтвердить согласие на получение системой сведений из Министерства внутренних дел, Пенсионного фонда, Федеральной налоговой службы с целью интеграции всех уведомлений от этих государственных органов на портале Госуслуги (по принципу «одного окна»). Таким образом, работа портала Госуслуг практически неотделима от ЕСИА.
Единая система идентификации и аутентификации обеспечивает осуществление следующих основных функций:
1
идентификация участников информационного взаимодействия путем сравнения вводимого идентификатора с имеющимся в базах;
2
аутентификация участников информационного взаимодействия - проверка принадлежности участнику информационного взаимодействия введенного им идентификатора, а также подтверждение подлинности идентификатора;
3
авторизация участников информационного взаимодействия - подтверждение наличия у участника информационного взаимодействия прав на получение доступа к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
4
формирование перечня прошедших идентификацию и аутентификацию информационных систем, участников информационного взаимодействия, органов и организаций, а также их идентификаторов в регистрах единой системы идентификации и аутентификации;
5
создание пароля ключа простой электронной подписи для физических и юридических лиц в целях обращения за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также за получением услуг, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ) на предоставление таких услуг;
6
автоматическое предоставление по запросу органов и организаций, имеющих право на создание (замену) и выдачу ключей простой электронной подписи (перечень закреплен в п. 7 Правил использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденных Постановление Правительства РФ от 25.01.2013 N 33) в целях оказания государственных и муниципальных услуг, пароля ключа простой электронной подписи для физического или юридического лица;
7
автоматическое предоставление по запросу государственных органов и организаций сведений о гражданине Российской Федерации, размещенных в единой системе идентификации и аутентификации, в целях идентификации гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий без его личного присутствия;
8
автоматическое обновление сведений о гражданах Российской Федерации, содержащихся в единой системе идентификации и аутентификации, посредством получения сведений о гражданах Российской Федерации в целях их обновления из государственных информационных систем;
9
предоставление по запросу государственных органов, банков и иных организаций с согласия гражданина Российской Федерации сведений о нем, размещенных в единой системе идентификации и аутентификации, в целях обновления информации о гражданах Российской Федерации, идентифицированных в соответствии с частью 18 статьи 14.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (идентификация гражданина без его личного присутствия).
1
идентификация участников информационного взаимодействия путем сравнения вводимого идентификатора с имеющимся в базах;
2
аутентификация участников информационного взаимодействия - проверка принадлежности участнику информационного взаимодействия введенного им идентификатора, а также подтверждение подлинности идентификатора;
3
авторизация участников информационного взаимодействия - подтверждение наличия у участника информационного взаимодействия прав на получение доступа к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
4
формирование перечня прошедших идентификацию и аутентификацию информационных систем, участников информационного взаимодействия, органов и организаций, а также их идентификаторов в регистрах единой системы идентификации и аутентификации;
5
создание пароля ключа простой электронной подписи для физических и юридических лиц в целях обращения за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также за получением услуг, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ) на предоставление таких услуг;
6
автоматическое предоставление по запросу органов и организаций, имеющих право на создание (замену) и выдачу ключей простой электронной подписи (перечень закреплен в п. 7 Правил использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденных Постановление Правительства РФ от 25.01.2013 N 33) в целях оказания государственных и муниципальных услуг, пароля ключа простой электронной подписи для физического или юридического лица;
7
автоматическое предоставление по запросу государственных органов и организаций сведений о гражданине Российской Федерации, размещенных в единой системе идентификации и аутентификации, в целях идентификации гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий без его личного присутствия;
8
автоматическое обновление сведений о гражданах Российской Федерации, содержащихся в единой системе идентификации и аутентификации, посредством получения сведений о гражданах Российской Федерации в целях их обновления из государственных информационных систем;
9
предоставление по запросу государственных органов, банков и иных организаций с согласия гражданина Российской Федерации сведений о нем, размещенных в единой системе идентификации и аутентификации, в целях обновления информации о гражданах Российской Федерации, идентифицированных в соответствии с частью 18 статьи 14.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (идентификация гражданина без его личного присутствия).
Идентификация лица при оказании образовательных услуг
С ростом популярности применения электронных технологий в образовательном процессе увеличивается и потребность применения систем идентификации личности, что находит отражение в законодательстве.
Центральное место в системе нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования в Российской Федерации, занимает Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Сам ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не использует термин «идентификация», однако ч.1 ст. 4 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что, помимо Конституции Российской Федерации и указанного закона, отношения в сфере образования регулируются также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования. То есть, применимо к системе идентификации личности в сфере образования, можно говорить о действии норм Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (например, при осуществлении процесса видеосъемки в образовательных организациях или применении системы электронных пропусков).
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) // «Собрание законодательства РФ». - 31.12.2012. - №53 (ч. 1),. - ст. 7598. - http:// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О персональных данных» // «Собрание законодательства РФ». - 31.07.2006. - №31 (1 ч.). - ст. 3451. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/
Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 03.04.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // «Собрание законодательства РФ». - 31.07.2006. - №31 (1 ч.). - ст. 3448. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/
Термин «идентификация» в нормативных правовых актах, регулирующих отношения в сфере образования, используется в Приказе Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (далее – Приказ). Приказ вступил в силу с 1 октября 2017 г. Норма Приказа устанавливает, что, при реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций обеспечивает идентификацию личности обучающегося. При этом организация сама выбирает способ такой идентификации и контролирует соблюдение условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 №48226) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 20.09.2017.
Таким образом, образовательным организациям предоставляется возможность самостоятельно определять, как именно проводить идентификацию личности обучающихся при электронных методах обучения, закрепляя это в локальных актах.
Рассмотрим систему идентификации в образовательном процессе на примере одной из образовательных организаций высшего образования. В соответствии с Порядком идентификации личности обучающихся в электронной информационно-образовательной среде при реализации образовательных программ, утвержденным руководителем образовательной организации, первым шагом в системе идентификации учащихся является получение обучающимися доступа к единой электронной информационной системе образовательной организации. Учащийся определяется (авторизуется) посредством использования электронной и (или) визуальной идентификации. При этом могут быть использованы технические средства, способные обеспечить идентификацию личности обучающегося. При проведении идентификации обучающийся предоставляет необходимые сведения и документы, которые должны быть действительными на дату их предъявления. Электронная идентификация личности обучающегося осуществляется посредством авторизации на специальном портале дистанционного обучения образовательной организации. Для входа в систему необходимо ввести свой логин и пароль, выданный в образовательной организации.
Визуальная идентификация личности обучающегося осуществляется уполномоченным лицом посредством визуальной проверки личности обучающегося по документу, удостоверяющему его личность. Также она может осуществляться при помощи средств телекоммуникаций путем демонстрации уполномоченному лицу перед телекамерой страниц с фотографией документа, удостоверяющего личность обучающегося. Для корректного проведения идентификации необходимо наличие у обучающегося технических средств и технической возможности в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Приведенный выше пример иллюстрирует возможность изложения норм, закрепляющих применение системы идентификации личности, в локальном акте образовательной организации.
Идентификация лица в рамках законодательства о противодействии легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
Таким образом, идентификация в целях противодействия легализации и отмыванию доходов проводится как в отношении физических, так и юридических лиц. Важно понимать, что идентификация в рамках этой ветви законодательства проводится, в основном, либо при совершении финансовых операций, либо при открытии возможности их совершения (например, открытие банковского счета), хотя из этого правила есть несколько исключений. Чтобы иметь возможность максимально кратко и ясно изложить порядок и регулирование идентификации в рамках Федерального закона №115-ФЗ, введены два понятия:
1
Субъект идентификации
лицо, которое производит мероприятия по установлению сведений.
2
Объект идентификации
организация или физическое лицо, в отношении которых проводятся мероприятия по установлению сведений.
1
Субъект идентификации
лицо, которое производит мероприятия по установлению сведений.
2
Объект идентификации
организация или физическое лицо, в отношении которых проводятся мероприятия по установлению сведений.
Некоммерческие организации, пожалуй, наиболее часто выступают в качестве объектов идентификации, так как в соответствии с действующим законодательством любые операции НКО подлежат обязательному контролю со стороны кредитных учреждений и Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмонторинга), соответственно, в их отношении постоянно проводится комплекс мероприятий по идентификации. Хотя идентифицировать необходимо и физических лиц, и иные организации и структуры.
Субъектами идентификации в рамках законодательства о противодействии легализации и отмыванию доходов выступают:
1
Кредитные учреждения (банки);
2
Организации федеральной почтовой связи;
3
Операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи;
4
Удостоверяющие центры, аккредитованные в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 года №63-ФЗ «Об электронной подписи»;
5
Адвокаты;
6
Нотариусы;
7
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.
1
Кредитные учреждения (банки);
2
Организации федеральной почтовой связи;
3
Операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи;
4
Удостоверяющие центры, аккредитованные в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 года №63-ФЗ «Об электронной подписи»;
5
Адвокаты;
6
Нотариусы;
7
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.
Обязательные события, при наступлении которых необходима идентификация, субъект идентификации и ее объект приведены в таблице 1.
Таблица 1.
В отношении физического лица субъект идентификации обязан получить следующую информацию:
  • фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
  • идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Дополнительно субъект имеет право потребовать у физического лица информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).
Важно отметить, что банки вправе обновлять информацию о своих клиентах-физических лицах с помощью единой системы идентификации (ЕСИА) и аутентификации только с согласия клиентов. При этом каждое обращение кредитного учреждения в единую систему фиксируется в установленном порядке.
Помимо основных средств для аутентификации: паспорта и телефона, с 30.06.2018 г. у кредитных учреждений появилась возможность проводить идентификацию физических лиц с использованием биометрических средств (фото и записи голоса). Это стало возможным благодаря Федеральному закону от 31.12.2017 N 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес изменения в Федеральный закон №115-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ информация, полученная в процессе идентификации, хранится у субъекта идентификации как минимум 5 лет. Этот срок исчисляется с момента прекращения отношений между субъектом и объектом идентификации.
Заключение
Идея данного исследования возникла в ходе обсуждений законодательного регулирования распознавания лиц с помощью искусственного интеллекта, однако до того, как понять, что таких нормативных актов практически нет, мы решили выяснить, какие способы идентификации личности установлены законодательно.
Необходимо отметить, что любая идентификация основывается на тех данных, которые изначально предоставлены/зафиксированы документально, причем в различных областях жизни и деятельности эти документы могут различаться.
Введение единой информационной системы идентификации и аутентификации стало толчком к развитию, в том числе и правового регулирования, более современных - технических - способов идентификации, например, электронно- цифровых. Несмотря на намечающийся прогресс в сфере регулирования цифровых технологий, например, законодательно закрепленных с конца января будущего года экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций, такие набирающие популярность средства и способы идентификации, как распознавание лиц или голоса, не имеют на настоящий момент достаточной правовой базы.
Ясно одно: на сегодняшний день законодательно установлено, что данные, позволяющие идентифицировать лицо, аккумулируются в единой системе и при необходимости идентификации конкретной личности, запрашиваются из указанной системы и проверяются или с применением информационных технологий, или с помощью простого сопоставления для установления взаимного соответствия предоставленных данных представленным документам или иным используемым средствам идентификации.