Анализ проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности»
29 АПРЕЛЯ 2021
23 апреля 2021 года Министерство просвещения Российской Федерации разместило для общественного обсуждения проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности».
Юристы анализируют предлагаемые нововведения.

UPD: По итогам общественных слушаний проект постановления отправили на доработку. По состоянию на 16.06 происходит формирование окончательного варианта текста проекта нормативного правового акта.
Проект постановления разработан в целях реализации изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» или 85-ФЗ, принятых 5 апреля 2021 года. 85-ФЗ ввел новый термин «просветительская деятельность» и установил требования к лицам, осуществляющим просветительскую деятельность.

Напомним, что под просветительской деятельностью понимается «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые 85-ФЗ. К такой деятельности, относятся, в частности, семинары, круглые столы, презентации, распространение информации в интернете и пр.
В соответствии с проектом постановления, образовательные организации, а также организации в сфере науки и культуры (например, школы, библиотеки, высшие учебные заведения) смогут привлекать к сотрудничеству на основании договоров только тех экспертов и организации, которые соответствуют определенным требованиям, установленным в проекте постановления. Проект постановления также устанавливает формы просветительской деятельности и ее направления, но их перечни общие и открытые. По сути любое профессиональное сотрудничество, связанное с передачей знаний, между образовательными организациями, организациями в сфере науки и культуры и физическими или юридическими лицами будет признаваться просветительской деятельностью для последних.
Проведение семинаров или размещение информации в Интернете физическими и юридическими лиц, в том числе некоммерческих организации (НКО), самостоятельно, не в сотрудничестве с образовательными организациями, организациями в сфере науки и культуры, не регулируется проектом постановления.

Требования 85-ФЗ и проекта постановления на нее не распространяются.
Физические и юридические лица, , которые собираются осуществлять просветительскую деятельность (т.е. сотрудничать с образовательными учреждениями, организациями науки или культуры), должны соответствовать следующим требованиям:

Физические лица должны:

  • быть совершеннолетними;
  • принимать участие в реализации общественно значимых инициатив (не определенных в законе) и- или осуществлять просветительскую деятельность, на протяжении не менее 2-х лет, предшествующих заключению договора. Проект положения не определяет, каким образом лицо будет демонстрировать такой опыт.
  • не иметь ограничений к занятию педагогической деятельностью, предусмотренные статьей 331 Трудового кодекса Российской Федерации.

    Таких ограничений несколько:
    — образовательный ценз (среднее профессиональное или высшее образование и соответствие стандартам);
    — отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступлений против личности, семьи и несовершеннолетних и других тяжких и особо тяжких преступлений;
    — отсутствие заболеваний, например, таких как туберкулез, новообразования, болезни крови и пр.

Юридические лица должны:

  • не состоять в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;
  • не иметь задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам;
  • удостовериться, что у сотрудников, планируемых к привлечению к непосредственному осуществлению просветительской деятельности, отсутствуют ограничения к занятию педагогической деятельностью, предусмотренные статьей 331 Трудового кодекса Российской Федерации;
  • разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию:

— о дате создания юридического лица, об учредителе (учредителях), месте нахождения юридического лица и его представительств и (или) филиалов (при наличии), контактных телефонах и адресах электронной почты;
— о персональном составе сотрудников, планируемых к привлечению к непосредственному осуществлению просветительской деятельности, с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы.



Контроль за исполнением требований 85-ФЗ образовательными учреждениями, организациями науки или культуры осуществляется федеральными органам власти, в сфере компетенции которых эти организации осуществляют свою деятельность.

Контроль за соответствием просветительской деятельности ее целям и направлениям осуществляется учредителями организаций, заключивших договор оказания услуг, т.е., например, муниципальными образованиями в отношении школ и некоторых вузов.

В настоящее время ответственности за нарушение условий осуществления просветительской деятельности не установлено.