Субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям на нерабочие дни
и на карантин освободили
от налогообложения

В соответствии с утвержденными постановлением Правительства от 07.09.2021 № 1513 Правилами предоставления субсидий субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), включенные на дату получения субсидии в единый реестр субъектов МСП, и социально ориентированные некоммерческие организации (далее – СОНКО) могут получить в связи с коронавирусом из федерального бюджета субсидию на карантин (предоставляется тем, кто ведет в 2021 году деятельность в муниципальном образовании, в котором введены ограничения в связи с коронавирусом) и субсидию на нерабочие дни (разовая субсидия, которая предоставляется в связи с нерабочими днями с 30.10.2021 до 07.11.2021 года).
В постановлении предусмотрено, что субсидии предоставляются из федерального бюджета в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с осуществлением СОНКО деятельности в условиях нерабочих дней на основании реестра получателей субсидий для перечисления субсидий (далее – реестр получателей субсидий). Реестр получателей субсидий формирует Федеральная налоговая служба.

Основным условием для включения получателя субсидии-СОНКО в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии на нерабочие дни являются включение получателя субсидии в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, по состоянию на 01.07.2021, или в реестр СОНКО, являющихся получателями государственной поддержки по состоянию на 01.07.2021 года.
Условиями для включения получателя субсидии-СОНКО
в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии на нерабочие дни
являются:
  • направление получателем субсидии в налоговый орган
    заявления о предоставлении субсидии;
  • включение получателя субсидии в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, по состоянию на 01.07.2021 (постановление Правительства РФ от 11.06.2020 N 847) или в реестр СОНКО, являющихся получателями государственной поддержки по состоянию на 01.07.2021 (постановление Правительства РФ от 23.06. 2020 N 906);
  • получатель субсидии на дату направления заявления не находится в процессе ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц;
  • у получателя субсидии по состоянию на 01.07.2021 отсутствует задолженность по уплате налогов и страховых взносов, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату направления заявления.
Размер субсидии
Размер субсидии на нерабочие дни СОНКО определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 01.01.2021, установленной ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (МРОТ на 01.01.2021 – 12 792 руб.), на количество работников получателя субсидии в июне 2021 года. Количество работников за июнь 2021 года налоговый орган определит по форме «Расчет по страховым взносам» (раздел 3) за полугодие, представленной в установленный срок. Ответственность за достоверность информации о численности работников несет получатель субсидии. Субсидия на нерабочие дни предоставляется получателю субсидии однократно. Для получения субсидии на нерабочие дни получатель субсидии должен направить в налоговый орган по месту своего нахождения заявление в период с 1 ноября по 15 декабря 2021 года.
Заявление на получение субсидии за нерабочие дни можно подать в электронном виде по интернету, через личный кабинет налогоплательщика, в бумажном виде по почте. На сайте ФНС действует сервис, с помощью которого СОНКО может проверить, полагается ли ей субсидия за нерабочие дни.

В случае установления факта неправомерного получения субсидии, в том числе искажения получателем численности работников организации, субсидия подлежит возврату в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Контроль соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий получателям субсидий осуществляет Федеральное казначейство и органы государственного финансового контроля».

Федеральным закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ), в соответствии с которыми субсидии на нерабочие дни и на карантин освобождены от налогообложения. Новые нормы будут действовать со дня публикации закона.

Указанные субсидии этим законом освобождены от обложения налогом на прибыль организаций. Соответствующие изменения внесены в пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ (п.20 ст. 1 Закона). Новая редакция пп. 60 позволяет МСП, включенным на дату получения субсидии в единый реестр субъектов МСП, и СОНКО, не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы в виде субсидий (за исключением субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам), полученных из федерального и (или) регионального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. Указанные субсидии освобождены и от обложения налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, так как статья 251 НК РФ распространяется и на указанную систему налогообложения (пп. 1 п 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
В статьи 217 НК РФ и 422 НК РФ внесены дополнения, которыми освобождены от обложения налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) и страховых взносов выплаты работникам, произведенные работодателем за счет полученной субсидии, предоставленной из федерального бюджета из-за введения нерабочих дней с 30.10.2021 до 07.11.2021 года. Указанные выплаты работникам освобождаются от НДФЛ и страховых взносов однократно в календарном месяце получения субсидии или в следующем за ним календарном месяце:

  • от НДФЛ доходы в виде оплаты труда работников в размере, не превышающем 12 792 руб., выплаченные работодателями-МСП и СОНКО, получившими субсидии из федерального бюджета в целях частичной компенсации их затрат, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях нерабочих дней с 30.10.2021 до 07.11.2021) (новый п. 89 ст. 217 НК РФ);
  • от страховых взносов суммы выплат работникам в размере, не превышающем 12 792 руб. на одного работника, выплаченные работодателями МСП и СОНКО, получившими субсидии из федерального бюджета в целях частичной компенсации их затрат, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях нерабочих дней с 30.10.2021 до 07.11.2021 года) (новый пп. 17 п. 1 ст. 422 НК РФ).

Кроме того, вновь введенным в ст. 217 НК РФ пп. 87 от налогообложения НДФЛ освобождены доходы в виде призов в денежной и натуральной форме, полученные налогоплательщиками в соответствии с законодательными актами РФ, актами Президента РФ, актами Правительства РФ, законами и (или) иными актами органов государственной власти субъектов РФ, решениями органов местного самоуправления за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ в рамках стимулирующих мероприятий для граждан, принявших участие в вакцинации от новой коронавирусной инфекции».


Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →

Статья 29.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (данная статья была введена Федеральным законом от 30 декабря 2020 года №481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности»).
п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»: Иностранные источники - иностранные государства, их государственные органы, международные и иностранные организации, иностранные граждане, лица без гражданства либо уполномоченные ими лица и (или) граждане Российской Федерации или российские юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ).
п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»: Политическая деятельность - деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия. Она может осуществляться, например, в следующих формах:

- участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

- участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

- публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

- распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

- формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

- вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;

- финансирование указанной деятельности.
Статья 5 Федерального закона РФ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Рекомендуемый образец утвержден Приказом.
Ст.31 Федерального закона РФ от 19.05.1995 № 82-ФЗ ФЗ «Об общественных объединениях» Имущество общественных объединений формируется из вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.
Ст.1041 ГК РФ «Договор простого товарищества».
Ст. 1043 ГК РФ «Общее имущество товарищей»
Часть 1 статьи 19.7.5-3 КоАП РФ.
Образец утвержден Приказом. Форма ИОО001.