Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Декабрь, 2023
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
О занятости населения
Федеральный закон от 12.12.2023 №565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (вступает в силу с 01.01.2024, за исключением некоторых положений).
Закон принят в целях замены действующего на настоящий момент Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

В отличие от действующего закона новый закон включает статью с понятийным аппаратом. Скорректирован перечень граждан, считающихся занятыми. В частности, в действующей редакции занятыми считаются только проходящие обучение по очной форме. Новый закон уточняет, что занятыми гражданами являются обучающиеся по любым программам профессионального образования. Кроме того, уточнено, что занятыми могут быть признаны только учредители (члены) корпоративных коммерческих организаций, учредители и члены НКО полностью исключены.

Новая редакция статьи «Занятые граждане» не решает вопрос о признании руководителя некоммерческой организации, осуществляющего свои функции на общественных началах, безработным. Соответствующая норма вступающего в силу закона полностью повторяет норму действующего федерального закона.

В новом законе в новой редакции изложена статья, регламентирующая обязанность работодателей, в частности, некоммерческих организаций, по информированию государственной службы занятости. В перечень информации, о которой нужно будет посылать сведения, дополнительно включен временный перевод (либо его изменение и отмена) работников на дистанционную работу в исключительных случаях, предусмотренных трудовым законодательством – эти сведения нужно будет представлять в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Таким образом, перечень информации становится открытым, Правительство РФ сможет устанавливать обязанность работодателей представлять в службы занятости иные сведения, кроме перечисленных в законе.

Сведения о применении в отношении работодателя процедур несостоятельности (банкротства) нужно будет представлять в течении 3 рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий, а не ежемесячно, как в действующем законе.

Сведения о новых рабочих местах или закрытии вакансии нужно будет представлять в течение 5 рабочих дней со дня появления информации, а не ежемесячно, как в действующем законе.

При этом при отсутствии событий, о которых необходимо информировать службы занятости, никакие сведения представлять не нужно.

Новый закон исключает возможность предоставления работодателями информации в письменной форме, информирование возможно только путем размещения сведений на единой цифровой платформе или иных информационных ресурсах, определяемых Правительством РФ.
Вывод: с одной стороны, принятие нового закона о занятости позволит информировать службы занятости не в соответствии с определенным графиком, а при наличии соответствующего события, что снизит риски привлечения НКО к ответственности в этой сфере. С другой стороны, перечень обязательной к представлению информации расширяется. Важный для НКО вопрос о признании безработным руководителя некоммерческой организации, действующего на общественных началах, также оставлен без решения.
Об ответственности за неправомерный сбор персональных данных
Принятыми изменениями установлен размер штрафов от 10 000 до 15 000 рублей (ранее – от 6 000 до 10 000 рублей) для физических лиц за сбор персональных данных без письменного согласия субъектов ПДн.

Также увеличены штрафы для должностных лиц и организаций:

  • от 100 000 до 300 000 рублей для должностных лиц (ранее – от 20 000 до 40 000 рублей);
  • от 300 000 до 700 000 рублей для юридических лиц (ранее – от 30 000 до 150 000 рублей).
При повторном нарушении:
  • для граждан – от 15 000 до 30 000 рублей (ранее – от 10 000 до 20 000 рублей);
  • для должностных лиц – от 300 000 до 500 000 рублей (ранее – от 40 000 до 100 000 рублей);
  • для юридических лиц – от 1 000 000 до 1 500 000 рублей (ранее – от 300 000 до 500 000 рублей).

Вместе с тем, 4 декабря 2023 года на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона №502113-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым предлагается ввести в УК РФ новую статью 272.1 «Незаконные использование и(или) передача, сбор и (или) хранение компьютерной информации, содержащей персональные данные, а равно создание и (или) обеспечение функционирования информационных ресурсов, предназначенных для ее незаконного хранения и (или) распространения». В качестве наказания предлагается установить лишение свободы на срок до 4-х лет.
Вывод: для минимизации рисков привлечения к административной ответственности некоммерческим организациям следует очень внимательно относиться к вопросам получения письменного согласия на обработку персональных данных.
Законом внесен ряд изменений в действующее законодательство по вопросам, связанным с учредителями НКО, в частности:

  • включение в ФЗ «О некоммерческих организациях» и ФЗ «Об общественных объединениях» дополнительного основания запрета для учредителей, участников, членов общественных объединений и НКО;
  • установление нового порядка выхода из состава учредителей НКО;
  • законодательное закрепление возможности исключения из состава учредителей фонда и АНО;
  • возвращение в ЕГРЮЛ сведений об учредителях НКО;
  • варианты разрешения проблемной ситуации, в которой АНО с единственным учредителем остается «обезглавленной» (в случае смерти/ликвидации учредителя).

Рассмотрим подробнее.

Расширен перечень субъектов, которых закон ограничивает в возможности создать общественное объединение или некоммерческую организацию. Таковыми теперь также являются лица, включенные в Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». Данная мера представляется закономерной, учитывая ограничения, установленные для «нежелательных» организаций законодательством.

Законом предусмотрен новый порядок регистрации добровольного выхода из состава учредителей НКО. Теперь выходящий из состава учредитель некоммерческой корпорации, АНО или фонда должен направить сведения о своем выходе не в ФНС (как в ранее действовавшей редакции закона), а в территориальное управление Минюста. Как и ранее, выходящий учредитель направляет в организацию уведомление о своем выходе. В связи с возникшими в настоящее время сложностями правоприменительной практики ФНС по вопросу регистрации выхода учредителей НКО, передача рассматриваемого вопроса в ведение Министерства юстиции видится позитивным решением. Выход последнего или единственного учредителя, по-прежнему, не допускается.

Закон закрепляет возможность и основания исключения лиц из состава учредителей по решению высшего органа АНО или фонда. Действовавшая ранее редакция закона не закрепляла возможности исключения лиц из состава учредителей, что зачастую сильно затрудняло положение некоторых НКО, учредители которых по объективным обстоятельствам не могли принимать участие в управлении организацией. Новые нормы закона дают возможность исключения из числа учредителей АНО и фондов по решению высшего органа организации:

  • в случае смерти учредителя-физического лица
  • в случае признания учредителя-физического лица недееспособным
  • в случае признания учредителя-физического лица безвестно отсутствующим
  • в случае объявления учредителя-физического лица умершим
  • в случае ликвидации учредителя-юридического лица
  • в случае исключения учредителя-юридического лица из ЕГРЮЛ по решению ФНС.

Кроме того, в соответствии с законом в ЕГРЮЛ возвращаются сведения об учредителях НКО, которые стали пропадать из реестра с 2020 года, а к настоящему времени полностью исчезли. Это создает довольно много сложностей для НКО, поскольку достоверных сведений об учредителях организации больше нет в открытом доступе.

Вывод: в целом, внесенные законодательные изменения видятся позитивными, поскольку позволяют разрешить многие трудности, с которыми сталкиваются некоммерческие организации в настоящее время.
Принятые ведомственные приказы
О критериях для блокировки сайтов
1 декабря 2023 года опубликован Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 08.11.2023 № 168 «О внесении изменений в Критерии оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 27 февраля 2023 г. № 25» (вступает в силу с 01.03.2024).
Приказом, в-частности, установлены новые критерии для блокировки сайтов:

«4(1). Критериями оценки информации о способах, методах обеспечения доступа к информационным ресурсам и (или) информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации, являются:

4(1).1. Наличие информации, содержащей описание действий, позволяющих получить доступ к информационным ресурсам и (или) информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации.

4(1).2. Наличие информации, дающей представление о способах, методах обеспечения доступа к информационным ресурсам и (или) информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации.

4(1).3. Наличие информации, побуждающей к использованию способов и методов обеспечения доступа к информационным ресурсам и (или) информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации, в том числе путем описания преимуществ их использования, или информации, одобряющей или оправдывающей их использование.

4(1).4. Наличие информации, содержащей предложение о приобретении доступа к информации и (или) информационному ресурсу, в том числе к программе для электронных вычислительных машин, позволяющей получить доступ к информационным ресурсам и (или) информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации.

4(1).5. Наличие информации, предоставляющей возможность получения доступа, в том числе путем загрузки программы для электронных вычислительных машин, к информационным ресурсам и (или) информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации.».
Вывод: Приказ устанавливает в качестве критериев для блокировки сайтов распространение информации о способах, методах обеспечения доступа к запрещенным в России сайтам, т.е. НКО следует учитывать, что распространение информации об использовании VPN-сервисов может служить основанием для блокировки сайта такой НКО.
ФНС обновлены форма, формат и порядок заполнения сообщения о создании на территории России обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее переданные сведения.

Отныне в составе адреса обособленного подразделения необходимо указывать номер земельного участка. Сведения об адресе заполняются в соответствии с данными Государственного адресного реестра.

Приказом также уточнено, что для доверенности, совершенной в форме электронного документа, в сообщении необходимо указывать GUID доверенности.
Вывод: Приказ технически дополняет перечень информации, представляемой в ФНС для регистрации обособленного подразделения юридического лица, теперь будет необходимо также указывать кадастровый номер участка, на котором такое обособленное подразделение располагается.
Взаимодействие территориального органа Минюста России и уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации осуществляется в целях защиты и восстановления нарушенных прав и свобод человека, а также создания механизма обеспечения эффективной реализации прав уполномоченного.

Взаимодействие осуществляется посредством:

  • оказания территориальным органом Минюста России содействия уполномоченному в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении жалоб заявителей;
  • представления уполномоченному сведений, документов, материалов и иной информации, необходимой для рассмотрения жалоб заявителей;
  • принятия мер, направленных на восстановление нарушенных прав и свобод человека;
  • проведения совместных совещаний и иных мероприятий;
  • заключения соглашений;
  • проведения совместных приемов граждан, в том числе с использованием видеоконференцсвязи или информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • иных форм взаимодействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В случае поступления в территориальный орган Минюста России запроса уполномоченного по существу жалобы, принятой им к рассмотрению, территориальный орган предоставляет сведения, документы, материалы, иную информацию, необходимые для проверки обстоятельств, изложенных в жалобе, не позднее 15 календарных дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

Предоставление уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если в запросе уполномоченного содержится предложение обосновать в целом позицию территориального органа Минюста России, руководитель территориального органа либо лицо, исполняющее его обязанности, при необходимости ссылаясь на соответствующие нормы законодательства, представляет уполномоченному аргументированную позицию с одновременным направлением информации по существу жалобы.

В случае поступления от уполномоченного письменных рекомендаций относительно возможных и необходимых мер по восстановлению прав и свобод заявителя руководитель территориального органа Минюста России (либо лицо, исполняющее его обязанности) обязан в течение 30 календарных дней со дня поступления рекомендаций рассмотреть их и сообщить уполномоченному в письменной форме о принятых мерах.

Уполномоченный по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителем и другими должностными лицами территориального органа Минюста России.

В отношении персональных данных, ставших известными в ходе осуществления взаимодействия территориального органа Минюста России с уполномоченным, обеспечивается конфиденциальность.
Вывод: данный Приказ может быть интересен НКО, занимающимся правозащитной деятельностью, поскольку он расширяет инструментарий уполномоченных по правам человека в субъектах РФ в части взаимодействия с территориальными органами Минюста России, и позволяет более эффективно защищать права граждан и других НКО.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.2022 N 1195 «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности» организатор просветительской деятельности, осуществляющий такую деятельность в отношении несовершеннолетних и с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, уведомляет о планируемом осуществлении просветительской деятельности Министерство просвещения Российской Федерации с приложением программы просветительской деятельности не позднее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты начала ее реализации. Форма и порядок направления такого уведомления и прилагаемых к нему документов определяется Министерством просвещения Российской Федерации. Приказом Минпросвещения России от 11.10.2023 N 754 «Об утверждении формы и порядка направления в Министерство просвещения Российской Федерации уведомления о планируемом осуществлении просветительской деятельности» утверждены форма уведомления о планируемом осуществлении просветительской деятельности и порядок направления в Министерство просвещения Российской Федерации уведомления о планируемом осуществлении просветительской деятельности.

В форме уведомления указываются сведения об организаторе просветительской деятельности, в частности, наименование юрлица, ФИО физлица, адрес, номер контактного телефона и адрес (почтовый или электронной почты) организатора просветительской деятельности или ответственного исполнителя организатора просветительской деятельности, по которому должен быть направлен ответ в письменной форме или в форме электронного сообщения, а также сроки осуществления просветительской деятельности.

В качестве приложений к уведомлению представляются:

1) программа просветительской деятельности,

2) документы, подтверждающие привлечение средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с указанием вида бюджетного ассигнования, его нормативного правового основания и объема выделенных на реализацию программы просветительской деятельности средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Из последнего приложения можно сделать вывод, что уведомления подаются только в том случае, если просветительская деятельность проводится на бюджетные деньги, выделенные на реализацию просветительской программы.

Программа просветительской деятельности должна содержать следующие сведения:

1) цели и задачи просветительской деятельности;

2) сроки осуществления просветительской деятельности;

3) формы осуществления просветительской деятельности;

4) место реализации просветительской деятельности:

  • адрес места осуществления просветительской деятельности, позволяющий определить конкретное место ее проведения;
  • адрес сайта и (или) страницы сайта, страницы социальной сети, персональной страницы социальной сети в сети "Интернет", с использованием которых планируется осуществление просветительской деятельности;

5) информацию о целевой аудитории просветительской деятельности:

  • возраст участников, в отношении которых осуществляется просветительская деятельность (в диапазоне с самого младшего по возрастанию);
  • предполагаемое количество участников, в отношении которых осуществляется просветительская деятельность;
  • принадлежность участников к организации, осуществляющей образовательную деятельность, иная основа объединения несовершеннолетних лиц для проведения просветительской деятельности;

6) информацию об организаторе:

  • наименование, адрес в пределах места нахождения юридического лица, основные направления деятельности (в случае, если организатор является юридическим лицом);
  • фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства (пребывания) физического лица, сведения об образовании, месте (опыте) работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий) (в случае, если организатор является физическим лицом);
  • фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства (пребывания) индивидуального предпринимателя, основные направления деятельности (в случае, если организатор является индивидуальным предпринимателем);

7) информацию о лицах, участвующих в реализации программы просветительской деятельности:

  • наименование, адрес в пределах места нахождения юридического лица, основные направления деятельности (в случае, если организатор является юридическим лицом);
  • фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства (пребывания) физического лица, сведения об образовании, месте (опыте) работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий) (в случае, если организатор является физическим лицом);
  • фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства (пребывания) индивидуального предпринимателя, основные направления деятельности (в случае, если организатор является индивидуальным предпринимателем).

Уведомление о планируемом осуществлении просветительской деятельности представляется организатором в Минпросвещения на бумажном носителе лично или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Уведомление регистрируется в течение 3 рабочих дней с даты его поступления в Минпросвещения.

В случае возвращения Министерством уведомления в связи с нарушением порядка и (или) сроков направления уведомления, после устранения причин, послуживших основанием для возврата уведомления, организатор вправе повторно направить уведомление в Минпросвещения с учетом сроков реализации программы и с приложением необходимых документов.
Вывод: Приказ носит позитивный характер, так как относится только к тем НКО, которые получают бюджетные средства на осуществление просветительской деятельности для несовершеннолетних, большинства НКО он не коснется.
Положения приказа не распространяются на просветительскую деятельность, осуществляемую организатором просветительской деятельности, являющимся органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, уполномоченной указанными органами, а также осуществляемую полностью или частично за счет средств грантов в форме субсидий из федерального бюджета, предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Минтруд дополнил перечень индикаторов риска еще двумя индикаторами, а именно:

«5. Среднее значение оплаты труда работника ниже минимального размера оплаты труда при соотношении размера фонда оплаты труда и количества работников у одного работодателя за квартал (за исключением случаев предоставления отпуска без сохранения заработной платы, отстранения от работы без сохранения заработной платы, установления сокращенной продолжительности рабочего дня (смены), сокращения тарифной ставки, оклада (должностного оклада);

6. Отсутствие кадровых изменений у одного работодателя за квартал при условии сокращения обязательных отчислений в Социальный фонд России на 50 процентов Индикаторы риска используются при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.».

Индикатор риска 5 может увеличить количество проверок некоммерческих организаций либо запросов к ним от Государственной инспекции труда, так как зачастую НКО заключают трудовые договоры на неполное рабочее время, соответственно, фактический размер заработной платы не превышает установленный в регионе МРОТ, хотя, по сути, законодательство не нарушено. Работодатели обязаны платить заработную плату не менее МРОТ за полное рабочее время, соответственно, при установлении, к примеру, 4-часового рабочего дня вместо 8-часового, заработная плата пропорционально уменьшается.

Индикатор риска 6 вряд ли окажет существенное влияние на работу НКО.
Вывод: внесенные изменения носят негативный характер для некоммерческих организаций, поскольку не учитывают специфику работы в НКО, зачастую характеризующуюся неполной занятостью работников, что может привлекать повышенный интерес контролирующего органа и увеличить число проверок со стороны трудовых инспекций.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →