Трудовой кодекс РФ дополнен новыми статьями 22.1 — 22.3, регулирующими электронный документооборот в сфере трудовых отношений.
Работодатели получают возможность не дублировать документы, касающиеся заключения и ведения трудовых отношений, на бумажном носителе при условии, что они будут использовать:
1) либо единую цифровую платформу «Работа в России», в том числе посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru);
2) либо собственную систему электронного документооборота
Перевести «в цифру» можно любые документы кадрового учета, за исключением (ч.3 ст. 22.1 ТК РФ):
- Трудовых книжек и формируемых в электронном виде сведений о трудовой деятельности работников;
- Акта о несчастном случае на производстве по установленной форме;
- Приказа об увольнении работника;
- Документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемых работником.
Чтобы перейти на электронный документооборот работодатель должен (ст. 22.2) издать соответствующий локальный нормативный акт (далее — ЛНА). В нем нужно определить перечень документов и перечень категорий работников, в отношении которых будет осуществляться электронный документооборот, а также указать, какую систему будет использовать работодатель и уточнить порядок доступа к ней. Кроме того, в ЛНА необходимо уточнить срок уведомления работников о переходе на электронные документы.
Работодатель не имеет права ввести электронный документооборот в императивном порядке. Он обязан уведомить работников о переходе, а работник, в случае согласия, направляет работодателю письменное подтверждение. Если подтверждения нет, документы продолжают оформляться традиционным способом, на бумажных носителях.
Исключение составят работники, которые будут приняты на работу после 31 декабря 2021 года и у которых на эту дату будет отсутствовать трудовой стаж.
Закреплена обязанность работодателя на оплату расходов по получению электронной цифровой подписи работником, поскольку при введении электронного документооборота она будет необходима всем сторонам трудового договора.
Для подписания разных документов ЭЦП работника может быть разная. Во всех случаях подходит: 1) Усиленная квалифицированная ЭЦП;
2) Усиленная неквалифицированная ЭЦП, оформленная в порядке, определенном соглашением сторон трудового договора;
3) Усиленная неквалифицированная ЭЦП, выданная с использованием инфраструктуры электронного правительства.
Сторонам надо самостоятельно определить (и закрепить документально), какой именно ЭЦП они будут пользоваться.
Новая ст. 22.3 закрепляет право работодателя и работников в исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения (эпидемия, пожар, наводнение и так далее), обмениваться электронными документами или электронными образами документов (фото и сканы), связанными с работой, даже если они не внедрили электронный документооборот в свою деятельность. Главное условие — принять ЛНА, который внедряет такую возможность, и в последующем, когда действие чрезвычайных обстоятельств закончится, обменяться документами на бумажном носителе.
Кроме того, внесены изменения в ст. 68 Трудового кодекса. Эти изменения отменяют обязанность оформлять приказ о приеме на работу. В случае принятия законопроекта это будет право, но не обязанность работодателя.
Закон вступает в силу с момента официального опубликования (22.11.2021) за рядом исключений: 1. Положение, касающееся единых требований к электронным документам, вступит в силу с 1 марта 2023 года (так как эти требования еще предстоит написать);
2. Положения законопроекта, которые касаются взаимодействия собственной информационной системы работодателя и платформы «Работа в России» с единым порталом государственных и муниципальных услуг, вступят в силу 1 сентября 2022 года, так как порядок этого взаимодействия должно будет установить Правительство РФ.
Вывод: с одной стороны, принятые законодательные изменения носят положительный характер, т.к. позволят организациям уменьшить бумажный документооборот (большую часть можно будет хранить в цифровом формате и не распечатывать). Вместе с тем, возникают опасения, что небольшие организации не смогут позволить себе собственную электронную систему хранения, следовательно, будут пользоваться сервисом «Работа в России». Таким образом, у государства будет полная информация о том, какой человек чем занимается и какие у него должностные обязанности.