Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Ноябрь, 2021
Принятые или вступающие в силу
федеральные законы:
Трудовой кодекс РФ дополнен новыми статьями 22.1 — 22.3, регулирующими электронный документооборот в сфере трудовых отношений.

Работодатели получают возможность не дублировать документы, касающиеся заключения и ведения трудовых отношений, на бумажном носителе при условии, что они будут использовать:

1) либо единую цифровую платформу «Работа в России», в том числе посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru);

2) либо собственную систему электронного документооборота

Перевести «в цифру» можно любые документы кадрового учета, за исключением (ч.3 ст. 22.1 ТК РФ):

  • Трудовых книжек и формируемых в электронном виде сведений о трудовой деятельности работников;
  • Акта о несчастном случае на производстве по установленной форме;
  • Приказа об увольнении работника;
  • Документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемых работником.

Чтобы перейти на электронный документооборот работодатель должен (ст. 22.2) издать соответствующий локальный нормативный акт (далее — ЛНА). В нем нужно определить перечень документов и перечень категорий работников, в отношении которых будет осуществляться электронный документооборот, а также указать, какую систему будет использовать работодатель и уточнить порядок доступа к ней. Кроме того, в ЛНА необходимо уточнить срок уведомления работников о переходе на электронные документы.

Работодатель не имеет права ввести электронный документооборот в императивном порядке. Он обязан уведомить работников о переходе, а работник, в случае согласия, направляет работодателю письменное подтверждение. Если подтверждения нет, документы продолжают оформляться традиционным способом, на бумажных носителях.

Исключение составят работники, которые будут приняты на работу после 31 декабря 2021 года и у которых на эту дату будет отсутствовать трудовой стаж.

Закреплена обязанность работодателя на оплату расходов по получению электронной цифровой подписи работником, поскольку при введении электронного документооборота она будет необходима всем сторонам трудового договора.

Для подписания разных документов ЭЦП работника может быть разная. Во всех случаях подходит:

1) Усиленная квалифицированная ЭЦП;

2) Усиленная неквалифицированная ЭЦП, оформленная в порядке, определенном соглашением сторон трудового договора;

3) Усиленная неквалифицированная ЭЦП, выданная с использованием инфраструктуры электронного правительства.

Сторонам надо самостоятельно определить (и закрепить документально), какой именно ЭЦП они будут пользоваться.

Новая ст. 22.3 закрепляет право работодателя и работников в исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения (эпидемия, пожар, наводнение и так далее), обмениваться электронными документами или электронными образами документов (фото и сканы), связанными с работой, даже если они не внедрили электронный документооборот в свою деятельность. Главное условие — принять ЛНА, который внедряет такую возможность, и в последующем, когда действие чрезвычайных обстоятельств закончится, обменяться документами на бумажном носителе.

Кроме того, внесены изменения в ст. 68 Трудового кодекса. Эти изменения отменяют обязанность оформлять приказ о приеме на работу. В случае принятия законопроекта это будет право, но не обязанность работодателя.

Закон вступает в силу с момента официального опубликования (22.11.2021) за рядом исключений:

1. Положение, касающееся единых требований к электронным документам, вступит в силу с 1 марта 2023 года (так как эти требования еще предстоит написать);

2. Положения законопроекта, которые касаются взаимодействия собственной информационной системы работодателя и платформы «Работа в России» с единым порталом государственных и муниципальных услуг, вступят в силу 1 сентября 2022 года, так как порядок этого взаимодействия должно будет установить Правительство РФ.

Вывод: с одной стороны, принятые законодательные изменения носят положительный характер, т.к. позволят организациям уменьшить бумажный документооборот (большую часть можно будет хранить в цифровом формате и не распечатывать). Вместе с тем, возникают опасения, что небольшие организации не смогут позволить себе собственную электронную систему хранения, следовательно, будут пользоваться сервисом «Работа в России». Таким образом, у государства будет полная информация о том, какой человек чем занимается и какие у него должностные обязанности.
Принятые ведомственные приказы
Оба приказа приняты в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 апреля 2021 года № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», закрепившими понятие и полномочия оператора социальной рекламы. Оператор социальной рекламы определяется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры), и таковым может стать только не основанная на членстве некоммерческая организация, в состав учредителей которой не входят иностранные граждане, иностранные организации или международные организации. Срок полномочий оператора социальной рекламы составляет 5 лет, но Минцифры может прекратить его досрочно. Данным законом в статью 10 ФЗ «О рекламе» были в том числе введены новые части 3.13 и 3.18.

В соответствии с п. 1 ч. 3.13 ст. 10 ФЗ «О рекламе», рекламораспространители, распространяющие в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, на принадлежащих им информационных ресурсах, доступ к которым в течение суток составляет более 100 000 пользователей, обязаны направлять оператору социальной рекламы сведения об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы на принадлежащих им информационных ресурсах для формирования прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) прогнозные значения объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Для реализации этой обязанности и принят Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.09.2021 №924 «Об утверждении Требований к сведениям об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы и прогнозным значениям объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также к срокам и порядку их предоставления».

Часть 3.18 статьи 10 ФЗ «О рекламе» закрепляет, что для рассмотрения вопросов, связанных с распространением в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» социальной рекламы, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, создает совет по вопросам распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок его создания регулируется Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 23.07.2021 №764 «Об утверждении Порядка образования и деятельности совета по вопросам распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Вывод: вышеуказанные приказы Минцифры развивают положительные законодательные изменения, направленные на обеспечение равных условий распространения социальной рекламы в сети «Интернет».
В перечень общественно полезных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями, оценку качества оказания которых проводит Минпросвещения, включено «20.1) оказание помощи семье в воспитании детей: психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям (законным представителям) детей».

Изменено структурное подразделение Минпросвещения, уполномоченное на прием заявлений и документов на предоставление государственной услуги: вместо Департамента управления делами определен Департамент правового обеспечения, администрирования и государственной службы.

Вывод: приказ носит положительный характер, поскольку расширяет перечень общественно полезных услуг СО НКО.
Приказ вступит в силу с 1 марта 2022 года (и будет действовать до 1 марта 2028 года) и заменит собой Приказ МЧС России от 12.12.2007 №645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

Новый Приказ №806 не распространяется на лиц, прошедших необходимое обучение в соответствии с Приказом №645, до истечения сроков периодичности прохождения ими такого обучения.

Приказом установлены виды и периодичность проведения противопожарных инструктажей, требования к содержанию инструктажа, а также перечень категорий лиц, которые должны проходить обучение.

Вывод: приказ актуализирует существовавшую и ранее обязанность организаций проводить обучение своих сотрудников по программам противопожарного инструктажа, и не вводит каких-то дополнительных обязанностей.
Проекты федеральных законов
29 октября 2021 года Минюстом России был повторно размещен для общественного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статью 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» (срок обсуждения до 15 ноября 2021 года).
Ранее с 25 августа по 8 сентября 2021 года Минюст России уже размещал для общественного обсуждения законопроект с идентичным названием.

Законопроектом предлагается исключить из обязательных положений уставов НКО и общественных объединений сведения об источниках формировании имущества НКО, о порядке внесения изменений в устав НКО, сведения о филиалах и представительствах, о порядке реорганизации и ликвидации, поскольку эти положения, как правило, дублируют нормы закона. При желании организации могут оставить в своих уставах названные выше сведения, а могут и отказаться от их включения.

Кроме того, технически изменяемые статьи закона приводятся в соответствие с действующими положениями Гражданского кодекса, исключая давно неактуальные нормы (например, положения об учредительном договоре, устаревшие нормы в части уставов фондов, ассоциаций (союзов) и некоммерческих партнерств).

Содержательно требования к уставам упрощаются: с принятием законопроекта самостоятельно написать устав станет гораздо проще. «Вычистка» недействующих норм из статей законов, наконец, устранит путаницу при ознакомлении с содержанием законодательных требований. НКО станет гораздо легче разобраться в тех положениях, которые должны содержать их уставы.

Вместе с тем, в тексте законопроекта присутствует одно не совсем понятное изменение: в отношении имущества, оставшегося после ликвидации организации, в новой редакции планируется использовать термин «распределение», хотя НКО имущество не распределяет (в действующей редакции нормы фигурирует понятие «использование имущества», а в статье 20 ФЗ «О некоммерческих организациях» (имущество ликвидируемой некоммерческой организации) имущество «направляется». В пояснительной записке к законопроекту необходимость такого изменения не объяснена.

В отличие от первоначального текста законопроекта, его новая редакция предусматривает дату вступления в силу предлагаемых изменений - 1 сентября 2022 года. Кроме того, разработчики включили в новый проект возможность некоммерческих организаций действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным органом (для общественных объединений такой возможности не предусматривается). Вероятно, по замыслу разработчиков к сентябрю 2022 года типовые уставы для НКО будут разработаны и утверждены Минюстом.

Вывод: принятие законопроекта позволит существенно упростить для организаций процедуру разработки устава, а также уменьшить его объем. Однако, это не означает, что НКО автоматически освобождаются от соблюдения установленных законом правил: принятие законопроекта позволит лишь не переписывать нормы закона в свои уставы. Работать со своим уставом также станет проще, поскольку «облегченный» вариант позволит легче воспринимать текст документа.
12 ноября 2021 года Минэкономразвития России разместило для общественного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части совершенствования назначения административного наказания субъектам малого и среднего предпринимательства).
Законопроектом предлагается:

1. Назначать в безусловном порядке для некоммерческих организаций и субъектов МСП предупреждение в качестве единственно допускаемого административного наказания за впервые совершенное административное правонарушение, не связанное с причинением вреда (возникновением угрозы причинения вреда) жизни и здоровью людей, а также окружающей среде, с имущественным ущербом, за которое нормами особенной части КоАП РФ установлена санкция в виде административного штрафа. В соответствии с действующей редакцией ч. 3 ст. 3.4 КоАП, наказание в виде административного штрафа может быть заменено предупреждением в вышеуказанных случаях, т.е. замена не применяется автоматически.

2. Размер административного штрафа для юридических лиц – СОНКО, включенных в соответствующий реестр, и субъектов МСП, относящихся к категориям микро- и малых предприятий, по соответствующим статьям (частям статей) раздела II КоАП РФ (или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях) устанавливается в размере, предусмотренном не для юридических лиц, а для индивидуальных предпринимателей (для этого вводится новая статья 4.1.2 КоАП). Если для индивидуальных предпринимателей в этих санкциях назначение административного наказания в виде административного штрафа не предусмотрено, то размер штрафа не может составлять более ½ максимального размера и менее ½ минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридического лица (при наличии в санкции штрафа для должностного лица – не менее минимального размера штрафа для такого лица).

3. В статье 2.1 КоАП устанавливается ограничение по одновременному привлечению к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение юридического лица и его должностного лица и (или) иного работника. Юридическое лицо предлагается освободить от административной ответственности за административное правонарушение, за которое его должностное лицо или иной работник привлечены к административной или уголовной ответственности, либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

4. В статье 4.4 КоАП предлагается установить запрет на суммирование административных штрафов при назначении административного наказания за несколько объединенных одним составом административных правонарушений, выявленных в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В случае выявления нескольких административных правонарушений, предусмотренных разными составами, применяется одно наказание, но наиболее строгое из предусмотренных соответствующими статьями КоАП.

Вывод: законопроект носит исключительно позитивный характер, т.к. позволит существенно сократить штрафы для НКО за совершение административных правонарушений.
Первым законопроектом предлагается изложить в новой редакции статью 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», которая в действующей редакции называется: «Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя». В новой редакции статью предлагается назвать: «Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя».

Предлагается изменить формулировку о том, что условия договора, ущемляющие права потребителя вместо недействительных (в действующей редакции), признаются недопустимыми и ничтожными.

Расширяется перечень лиц, которые обязаны возместить убытки потребителю, возникшие из-за включения в договор условий, ущемляющих его права: помимо продавца, исполнителя и изготовителя, норма распространяется и на уполномоченные организации или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров, владельцев агрегаторов.

Устанавливается срок удовлетворения требования потребителя о возмещении убытков – 10 дней.

Предлагается установить запрет для продавца (исполнителя, владельца агрегатора) отказывать в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора в связи с отказом потребителя предоставить свои персональные данные, если они не связаны непосредственно с исполнением договора. Эта новелла полностью коррелируется с одной из основополагающих норм Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» (ст. 5), гласящей, что обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки и не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) обязан в письменной форме сообщить в течение 7 дней по требованию потребителя о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных. Если потребитель предъявил такое требование в устной форме, то такая информация должна быть предоставлена незамедлительно.

Вторым законопроектом предлагается статью 14.8 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за нарушение иных прав потребителей, дополнить новой часть 6, закрепляющей, что:
«Отказ в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, когда обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством Российской Федерации или связана с непосредственным исполнением договора с потребителем, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.11 настоящего Кодекса (прим. – Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных), – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.».
В случае принятия оба законопроекта вступят в силу с 1 марта 2022 года.

Вывод: законопроекты расцениваются как положительные, поскольку направлены на защиту прав потребителей в случаях принуждения их к заключению договоров, содержащих условия, ущемляющие их права, в т.ч. устанавливают запрет требования от потребителя передачи его персональных данных, не обусловленных предметом договора и административную ответственность за нарушение этого запрета. Для НКО же будет необходимо пересмотреть свои формы договоров и исключить из них положения, которые могут быть истолкованы как ущемляющие права потребителя.
К ним относятся условия, которые:

1) предоставляют продавцу (исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (о предмете, цене, сроке и иных согласованных с потребителем условий), за исключением случаев, когда законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления договором такого права;

2) ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров, предусмотренный пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона;

3) устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права, установленного статьей 32 настоящего Закона;

4) исключают или ограничивают ответственность продавца (исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, владельца агрегатора) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом;

5) обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), а также создают для потребителя иные обременения, в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров;

6) предусматривают оказание дополнительных услуг за плату без получения согласия потребителя;

7) ограничивают установленное статьей 161 настоящего Закона право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг);

8) содержат основания досрочного расторжения продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) договора, не предусмотренные законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации;

9) уменьшают размер законной неустойки;

10) ограничивают право выбора вида требований, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона могут быть предъявлены продавцу, исполнителю, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру при продаже товара (оказании услуг, выполнении работ) ненадлежащего качества;

11) устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом;

12) перекладывают на потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;

13) ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав;

14) иные условия, нарушающие правила, установленные международными договорами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Проекты ведомственных приказов
Проект приказа разработан в соответствии с ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и призван заменить существующий Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 10 ноября 2017 года №655 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (зарегистрирован Минюстом России 22.01.2018, регистрационный № 49720).

В новом приказе предлагается почти вдвое сократить количество проверочных листов по сравнению с действующим– 75 вместо 133.

Проверочные листы содержат вопросы, ответы на которые при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований. Таким образом, ознакомившись с текстом проверочных листов, работодатель может заранее проверить полноту и правильность выполнения им требований трудового законодательства.

Вывод: сокращение количества проверочных листов является еще одним шагом в направлении смягчения законодательства о госконтроле в рамках вступившего в силу с 1 июля 2021 года Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Иные новости некоммерческого законодательства и судебная практика
Территориальные управления Министерства юстиции начали публиковать планы проверок НКО на 2022 год.
Планы следует искать на сайтах территориальных управлений в подразделе «Планы и результаты проверок некоммерческих организаций».

Сайты территориальных управлений Минюста России.

Планы проверок Главного управления Минюста России
по г. Москве на 2022 г.

Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →
Хотите получать обзоры на e-mail?
Оставьте свой e-mail в форме ниже, и мы будем отправлять Вам раз в месяц обзор некоммерческого законодательства