Изменен механизм, по которому работает система противодействия легализации и отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в России.
Внесены изменения в 2 федеральных закона: Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
В законе 115-ФЗ появилось новое определение «подозрительной операции»: это операция с денежными средствами или иным имуществом, предположительно совершаемая в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма.
Расширены функции Центрального банка РФ (ст. 4 закона №86-ФЗ): он получает полномочие проводить оценку уровня риска проведения подозрительных операций любого юридического лица или индивидуального предпринимателя, зарегистрированных в России и открывших банковский счет. Исключение составляют только непосредственно кредитные организации, государственные органы и органы местного самоуправления.
Одновременно, в соответствии с внесенными изменениями, банки будут обязаны проводить и самостоятельную оценку каждого клиента.
ЦБ РФ и кредитное учреждение отнесет каждое юридическое лицо/индивидуальный предприниматель к одной из трех групп риска проведения подозрительных операций:
- Низкий уровень риска;
- Средний уровень риска;
- Высокий уровень риска.
Чтобы Банк России смог провести оценку, каждая кредитная организация должна будет передать ему наименования всех своих клиентов-юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также их ИНН. ЦБ РФ проведет оценку и передаст ее результаты в банки по телекоммуникационным каналам связи.
Кроме того, ЦБ имеет право разместить информацию о результатах оценки на своем официальном сайте, но пока непонятно, в каком виде, в каком объеме, и смогут ли юридические лица эту информацию получить.
Кредитные учреждения имеют право (но пока не обязанность) использовать результаты оценки ЦБ в качестве дополнительного фактора при проведении своей собственной оценки. При этом, если банк не согласен с вышестоящей оценкой и принял решение присвоить клиенту категорию ниже той, которую определил Банк России, он имеет право проинформировать об этом ЦБ РФ. То есть, теоретически, возможна ситуация, что ЦБ отнесет организацию к категории высокого уровня риска, а конкретный банк не согласится с этой оценкой и присвоит клиенту категорию среднего риска.
Естественно, получение той или иной категории имеет для юридического лица или индивидуального предпринимателя вполне осязаемые последствия.
Так, если юридическое лицо получило категорию низкого риска, то такому клиенту везде «зеленый свет»:
- банки не могут отказать ему в открытии банковского счета;
- операция по перечислению денежных средств такого клиента другой организации с низким риском обязательно должна быть проведена;
- для категории низкого риска банки смогут проводить идентификацию бенефициарных владельцев 1 раз в 3 года, а не ежегодно, как сейчас.
Если банк начнет сомневаться в «зеленом» клиенте и о принимает решение об отказе в проведении операции на основании положений закона №115-ФЗ, банк обязан изменить такому клиенту категорию на категорию более высокого риска.
Для клиентов, которым присвоена категория среднего риска, в целом, ничего не изменится. Банки будут отслеживать их операции, могут отказать в проведении перечисления, если эта операция кажется им подозрительной. Бенефициарных владельцев и выгодоприобретателей таких клиентов банки будут определять 1 раз в год.
«Желтые» клиенты могут обжаловать присвоение им категории в Межведомственную комиссию, состоящую из представителей ЦБ РФ и уполномоченного органа (предположительно, уполномоченным органом будет назначен Росфинмониторинг).
Самые значительные последствия ожидают тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым будет присвоена категория высокого риска.
Такие организации и ИП не смогут проводить операции по счетам, за некоторыми исключениями:
- операции по оплате труда работников, получавших заработную плату до дня получения лицом категории высокого риска, причем объем зарплаты не может превышать объем, выплаченный за предыдущий месяц;
- операции по выплате работникам гарантий и компенсации, предусмотренных Трудовым кодексом, кроме расходов на проезд и найм жилого помещения;
- операции по оплате кредитных договоров;
- операции в целях обеспечения жизнедеятельности ИП и членов его семьи, не имеющих самостоятельного дохода, из расчета 30 000 рублей на каждого;
- операции, связанные с прохождением процедуры банкротства, для осуществления ликвидации и удовлетворения требований кредиторов.
Причем, если у банка возникают подозрения в любых операциях, кроме бюджетных платежей, он имеет право отказать в их проведении.
Таким образом, у юридического лица или ИП, получившего высокую категорию риска, есть два пути:
1) ликвидироваться тем или иным путем;
2) обжаловать присвоение категории высокого риска.
На обжалование есть 6 месяцев с даты включения. Если заявление об отсутствии оснований для включения в категорию высокого риска в течение этого времени подано не будет, субъект подлежит исключению из ЕГРЮЛ. Что в таком случае произойдет с остатками денежных средств на его счетах, закон не устанавливает.
Обжаловать присвоение категории высокого риска можно в Межведомственную комиссию, которая состоит из представителей Центрального банка, таможенных органов и Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Комиссия обязана в течение 20 рабочих дней принять решение либо о подтверждении категории, либо о необходимости ее понижения.
Решение комиссии может быть впоследствии обжаловано в судебном порядке. Однако сразу обратиться в суд нельзя, досудебный порядок является обязательным.
Если Межведомственная комиссия примет решение об отсутствии у клиента кредитной организации признаков, повлекших за собой присвоение категории высокого риска, банк обязан будет понизить ему категории в течение 1 дня со дня вынесения решения. И открыть доступ к счетам такого клиента.
Вывод: каким образом введение нового порядка отразится на деятельности некоммерческих организаций в России, пока предположить сложно. Все будет зависеть от правоприменительной практики.