Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Декабрь, 2021
Проекты федеральных законов







Принятые или вступающие в силу
федеральные законы
Изменен механизм, по которому работает система противодействия легализации и отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в России.

Внесены изменения в 2 федеральных закона: Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

В законе 115-ФЗ появилось новое определение «подозрительной операции»: это операция с денежными средствами или иным имуществом, предположительно совершаемая в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма.

Расширены функции Центрального банка РФ (ст. 4 закона №86-ФЗ): он получает полномочие проводить оценку уровня риска проведения подозрительных операций любого юридического лица или индивидуального предпринимателя, зарегистрированных в России и открывших банковский счет. Исключение составляют только непосредственно кредитные организации, государственные органы и органы местного самоуправления.

Одновременно, в соответствии с внесенными изменениями, банки будут обязаны проводить и самостоятельную оценку каждого клиента.

ЦБ РФ и кредитное учреждение отнесет каждое юридическое лицо/индивидуальный предприниматель к одной из трех групп риска проведения подозрительных операций:
  • Низкий уровень риска;
  • Средний уровень риска;
  • Высокий уровень риска.

Чтобы Банк России смог провести оценку, каждая кредитная организация должна будет передать ему наименования всех своих клиентов-юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также их ИНН. ЦБ РФ проведет оценку и передаст ее результаты в банки по телекоммуникационным каналам связи.

Кроме того, ЦБ имеет право разместить информацию о результатах оценки на своем официальном сайте, но пока непонятно, в каком виде, в каком объеме, и смогут ли юридические лица эту информацию получить.

Кредитные учреждения имеют право (но пока не обязанность) использовать результаты оценки ЦБ в качестве дополнительного фактора при проведении своей собственной оценки. При этом, если банк не согласен с вышестоящей оценкой и принял решение присвоить клиенту категорию ниже той, которую определил Банк России, он имеет право проинформировать об этом ЦБ РФ. То есть, теоретически, возможна ситуация, что ЦБ отнесет организацию к категории высокого уровня риска, а конкретный банк не согласится с этой оценкой и присвоит клиенту категорию среднего риска.

Естественно, получение той или иной категории имеет для юридического лица или индивидуального предпринимателя вполне осязаемые последствия.

Так, если юридическое лицо получило категорию низкого риска, то такому клиенту везде «зеленый свет»:
  • банки не могут отказать ему в открытии банковского счета;
  • операция по перечислению денежных средств такого клиента другой организации с низким риском обязательно должна быть проведена;
  • для категории низкого риска банки смогут проводить идентификацию бенефициарных владельцев 1 раз в 3 года, а не ежегодно, как сейчас.

Если банк начнет сомневаться в «зеленом» клиенте и о принимает решение об отказе в проведении операции на основании положений закона №115-ФЗ, банк обязан изменить такому клиенту категорию на категорию более высокого риска.

Для клиентов, которым присвоена категория среднего риска, в целом, ничего не изменится. Банки будут отслеживать их операции, могут отказать в проведении перечисления, если эта операция кажется им подозрительной. Бенефициарных владельцев и выгодоприобретателей таких клиентов банки будут определять 1 раз в год.

«Желтые» клиенты могут обжаловать присвоение им категории в Межведомственную комиссию, состоящую из представителей ЦБ РФ и уполномоченного органа (предположительно, уполномоченным органом будет назначен Росфинмониторинг).

Самые значительные последствия ожидают тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым будет присвоена категория высокого риска.

Такие организации и ИП не смогут проводить операции по счетам, за некоторыми исключениями:
  • операции по оплате труда работников, получавших заработную плату до дня получения лицом категории высокого риска, причем объем зарплаты не может превышать объем, выплаченный за предыдущий месяц;
  • операции по выплате работникам гарантий и компенсации, предусмотренных Трудовым кодексом, кроме расходов на проезд и найм жилого помещения;
  • операции по оплате кредитных договоров;
  • операции в целях обеспечения жизнедеятельности ИП и членов его семьи, не имеющих самостоятельного дохода, из расчета 30 000 рублей на каждого;
  • операции, связанные с прохождением процедуры банкротства, для осуществления ликвидации и удовлетворения требований кредиторов.

Причем, если у банка возникают подозрения в любых операциях, кроме бюджетных платежей, он имеет право отказать в их проведении.

Таким образом, у юридического лица или ИП, получившего высокую категорию риска, есть два пути:
1) ликвидироваться тем или иным путем;
2) обжаловать присвоение категории высокого риска.

На обжалование есть 6 месяцев с даты включения. Если заявление об отсутствии оснований для включения в категорию высокого риска в течение этого времени подано не будет, субъект подлежит исключению из ЕГРЮЛ. Что в таком случае произойдет с остатками денежных средств на его счетах, закон не устанавливает.

Обжаловать присвоение категории высокого риска можно в Межведомственную комиссию, которая состоит из представителей Центрального банка, таможенных органов и Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Комиссия обязана в течение 20 рабочих дней принять решение либо о подтверждении категории, либо о необходимости ее понижения.

Решение комиссии может быть впоследствии обжаловано в судебном порядке. Однако сразу обратиться в суд нельзя, досудебный порядок является обязательным.

Если Межведомственная комиссия примет решение об отсутствии у клиента кредитной организации признаков, повлекших за собой присвоение категории высокого риска, банк обязан будет понизить ему категории в течение 1 дня со дня вынесения решения. И открыть доступ к счетам такого клиента.

Вывод: каким образом введение нового порядка отразится на деятельности некоммерческих организаций в России, пока предположить сложно. Все будет зависеть от правоприменительной практики.

Принятые или вступающие в силу постановления Правительства
Постановление принято в развитие норм о деятельности оператора социальной рекламы, подразумевающих в т.ч. установление критериев отнесения информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», к социальной рекламе в целях определения объема социальной рекламы.

Для отнесения распространяемой в сети «Интернет» информации к социальной рекламе, такая информация должна одновременно соответствовать требованиям частей 1, 3.19, 4 и 6 статьи 10 Федерального закона «О рекламе», предъявляемым к социальной рекламе, и быть направлена на достижение одной или нескольких из следующих благотворительных и общественно полезных целей, целей обеспечения интересов государства:
  • социальная поддержка и обслуживание населения, оказание защиты и помощи населению на безвозмездной основе;
  • помощь населению в преодолении последствий стихийных и иных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, аварий, опасных природных явлений, распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
  • помощь населению в предотвращении несчастных случаев, социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • охрана окружающей среды и защита животных;
  • охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
  • повышение правовой, финансовой и иных видов грамотности населения на безвозмездной основе;
  • профилактика социально опасных форм поведения, правонарушений и антиобщественного поведения граждан;
  • повышение безопасности дорожного движения;
  • поддержка благотворительной деятельности благотворительных организаций, в том числе направленной на социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ограниченными возможностями, инвалидов, лиц старшего поколения и иных лиц, нуждающихся в социальном обслуживании, добровольчества (волонтерства);
  • поддержка образования, просвещения, науки, культуры, искусства, профилактика и охрана здоровья населения, пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни, улучшение морально-психологического состояния граждан и содействие развитию указанных видов деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
  • формирование в обществе нетерпимости к нарушениям законности, в том числе к коррупции и ее провоцированию;
  • развитие межкультурного и межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
  • поддержка проведения поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
  • профилактика и лечение заболеваний, в том числе редких, поддержка инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;
  • социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов, помощь беженцам и вынужденным переселенцам;
  • формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению и обороту наркотических средств, социальная реабилитация, социальная и трудовая реинтеграция лиц с наркотической, алкогольной или иной зависимостью, в том числе лиц, имеющих пристрастие к азартным играм, а также повышение информированности таких категорий граждан о возможности прохождения медицинской реабилитации;
  • содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;
  • активизация гражданского участия в выборах, референдумах;
  • духовно-нравственное и патриотическое воспитание и пропаганда семейных ценностей и общественно полезного поведения;
  • повышение престижа государственной и муниципальной службы, а также профессий, связанных с достижением общественно полезных целей;
  • продвижение национальных проектов;
  • поддержка социального предпринимательства;
  • обеспечение достижения целей государственной политики в социально значимых сферах.
Вывод: принятое Постановление Правительства является еще одним шагом к реализации ранее принятых законодательных изменений, направленных на обеспечение равных условий для распространения социальной рекламы.
Введены Федеральным законом от 30.04.2021 №124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе».
Проекты федеральных законов
17 ноября 2021 года на рассмотрение Государственной Думы депутатами С.М. Мироновым, О.А. Ниловым, Г.Ю. Семигиным, В.К. Гартунгом, Д.Г. Гусевым, А.А. Кузнецовым, М.Г. Делягиным, Ю.И. Григорьевым, Я.В. Лантратовой, А.И. Лисицыным, Н.В. Новичковым, А.А. Ремезковым, А.В. Терентьевым, Ф.С. Тумусовым, И.А. Ананских, С.В. Кабышевым, Д.В. Кузнецовым, А.А. Вассерманом и сенатором О.Н. Епифановой внесен проект федерального закона №19728-8 «О внесении изменений в статью 6 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».
Законопроектом предлагается изменить основание для признания физического лица или российского юридического лица выполняющим функции иностранного агента, дополнив его обязательным признаком «неоднократности» распространения сообщений и материалов, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участия в создании указанных сообщений и материалов. Согласно предлагаемым поправкам, «неоднократность» должна обязательно присутствовать и при получении денежных средств и иного имущества от иностранных источников.

Еще одной новеллой законопроекта является закрепление «значительности» получаемых от иностранных источников денежных средств и (или) иного имущества. Объем полученных денежных средств и (или) иного имущества, признаваемых значительными, определяется Минюстом.

Однократное получение физическим лицом или российским юридическим лицом значительных денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников влечет письменное предупреждение такого лица со стороны Минюста.

Неоднократное получение значительных денежных средств и (или) иного имущества из иностранных источников, при наличии вышеуказанного письменного предупреждения, является основанием для обращения Минюста в суд для принятия решения о признании лица выполняющим функции иностранного агента.

При рассмотрении обращения Минюста объем полученных значительных денежных средств и (или) иного имущества судом может быть признан незначительным, что исключает признание лица выполняющим функции иностранного агента.

Вывод: предлагаемые поправки носят положительный характер, поскольку вводят судебный порядок признания физических лиц и российских юридических лиц выполняющими функции иностранного агента, конкретизируют основания такого признания, закрепляют возможность предупреждения Минюстом лица, потенциально подпадающего под признаки выполняющего функции иностранного агента.
2 декабря 2021 года депутатами С.И. Неверовым, А.Б. Выборным, В.И. Пискаревым на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона №29913-8 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
Законопроектом предлагается дополнить одну из целей благотворительной деятельности (предлагаемые изменения выделены шрифтом):

«содействия в ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, профилактике и тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, а также оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам».

Таким образом, в случае принятия предлагаемых изменений деятельность общественных объединений пожарной охраны (общественных организаций и общественных объединений), регулируемая Федеральным законом от 06.05.2011 №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», может быть отнесена к благотворительной деятельности.

Вывод: законопроект носит положительный характер, поскольку расширяет перечень видов благотворительной деятельности.
8 декабря 2021 года Народным Собранием Республики Дагестан на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона №34557-8 «О внесении изменений в статьи 7 и 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Законопроектом предлагается привести нормы ФЗ «О некоммерческих организациях» в части определения организационно-правовой формы – фонд в соответствие с Гражданским кодексом РФ (ст. 123.17).

В пояснительной записке к законопроекту инициатором не приводится обоснование необходимости приведения в соответствие с ГК исключительно норм о фондах, в то время как нормы ФЗ «О некоммерческих организациях», касающиеся и других организационно-правовых форм НКО, в той же степени требуют актуализации.

Ранее на рассмотрении Государственной Думы находился проект федерального закона №207015-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (в части приведения Федерального закона «О некоммерческих организациях» в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации), внесенный еще в 2017 году, но 20 декабря 2021 года он был снят с рассмотрения в связи с отзывом субъектом законодательной инициативы (Правительством РФ), так и не пройдя 1 чтение.

Вывод: несмотря на то, что внесенный законопроект №34557-8 направлен на приведение норм ФЗ «О некоммерческих организациях» в соответствие с Гражданским кодексом, он касается крайне малой части норм, требующих актуализации.
В Законе РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» предлагается дополнить перечень основных понятий (ст. 2), закрепив в нем определение иностранного принципала (орфография и стилистика сохранены): «Под иностранным принципалом понимается любые иностранное правительство, иностранная политическая партия, иностранное юридическое лицо, корпорация, организация или «объединение лиц», которые созданы в соответствии с законами иностранного государства или международного права и любое иностранное физическое лицо.».

Часть 3 ст. 6 предлагается изложить в новой редакции (орфография и выделение шрифтом предлагаемых изменений сохранены): «Юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они действуют по приказу, поручению, запросу, указанию или контролю «иностранного принципала» или лица, любая деятельность которого прямо или косвенно контролируется, направляется, регулируется или финансируется полностью или частично «иностранным принципалом». В случае, если суд устанавливает факт о том, что такие юридические и физические лица осуществляют свою деятельность по приказу, поручению, запросу, указанию или контролю «иностранного принципала» или лица, любая деятельность которого прямо или косвенно контролируется, направляется, регулируется или финансируется полностью или в размере не менее 30% от оборотных активов «иностранным принципалом», то в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.» «Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается судом.»

Выявление факта участия физического лица или российского юридического лица в области политической деятельности и (или) целенаправленного сбора сведений в области военной, военнотехнической деятельности Российской Федерации, действующих по приказу, поручению, запросу, указанию или контролю «иностранного принципала» или лица, любая деятельность которого прямо или косвенно контролируется, направляется, регулируется или финансируется полностью или частично «иностранным принципалом» влечет письменное предупреждение такого лица федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

Российскому юридическому лицу предоставляется три месяца со дня положения предупреждения для того, чтобы направить в уполномоченный орган мотивированный ответ и предпринять действия в целях исключения указанных оснований.

Участия физического лица или российского юридического лица в области политической деятельности и (или) целенаправленного сбора сведений в области военной, военнотехнической деятельности Российской Федерации, действующих по приказу, поручению, запросу, указанию или контролю «иностранного принципала» или лица, любая деятельность которого прямо или косвенно контролируется, направляется, регулируется или финансируется полностью или частично «иностранным принципалом» при наличии письменного предупреждения лица федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, являются основанием для обращения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций в суд для принятия решения о признании такого лица выполняющим функции иностранного агента.».

Таким образом, предлагаемые изменения заключаются в следующем:
  • фактически заменяется понятие «иностранный источник» термином «иностранный принципал» и из него исключаются лица без гражданства, а также любые российские юридические и физические лица;
  • закрепляется обязательное наличие признака «действия по приказу, поручению, запросу, указанию или контролю иностранного принципала» для включения в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее – реестр СМИ-ИА);
  • устанавливается исключительно судебный порядок принятия решения о включении в реестр СМИ-ИА;
  • Минюст наделяется правом выявлять у конкретного лица признаки СМИ-ИА и письменно предупреждать его об этом;
  • лицу, получившему от Минюста письменное предупреждение о наличии признаков СМИ-ИА, предоставляется трехмесячный срок для направления в Минюст мотивированного ответа и принятия мер по устранению оснований для предупреждения;
  • лишь после истечения срока предупреждения у Минюста появляется право на обращение в суд для включения лица в реестр СМИ-ИА.

Правом принимать решение об исключении лица из реестра СМИ-ИА предлагается наделить Минюст, но по согласованию с МИД.

Предлагаемые поправки во многом схожи с ранее внесенным на рассмотрение Государственной Думы проектом федерального закона №19728-8 «О внесении изменений в статью 6 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», но помимо ФЗ о СМИ изменения вносятся и в другие федеральные законы.

В Федеральный закон от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» законопроектом предлагается внести аналогичные изменения о судебном порядке принятия решения о признании физического лица выполняющим функции иностранного агента, и об обязательном «действии по приказу, поручению, запросу, указанию или контролю «иностранного принципала» или лица, любая деятельность которого прямо или косвенно контролируется, направляется, регулируется или финансируется полностью или частично «иностранным принципалом». Минюсту также предлагается предоставить право сначала направлять физическому лицу предупреждение с трехмесячным сроком для мотивированного ответа или принятия мер по устранению оснований для предупреждения, и лишь по истечении данного срока у Минюста появляется право на обращение в суд для включения физического лица в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.

Также законопроектом предлагается расширить такую форму политической деятельности как «участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий», дополнив ее «агитацией за или против кандидатов, списков кандидатов, агитации по вопросам референдума». Другую существующую в законе форму политической деятельности предлагается изложить в новой редакции (вносимые изменения выделены шрифтом): «формирование общественно-политических взглядов и убеждений путем их пропаганды, с использование средств массовой информации (на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях), посредством изготовления и распространения пропагандистских или агитационных материалов, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований».

Из определения политической деятельности предлагается исключить «информирование граждан о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, кандидатов, списков кандидатов, агитации по вопросам референдума» и «добровольческую деятельность».

Законопроектом предлагается установить минимальную сумму в 100 000 рублей, при расходовании которой у физического лица, включенного в список выполняющих функции иностранного агента, возникает обязанность представлять в Минюст отчетность по установленным формам.

Из нормы, регулирующей обязанность физлица, признанного выполняющим функции иностранного агента, маркировать соответствующим образом издаваемые и (или) распространяемые материалы (п. 7 с. 2.1) предлагается сделать исключение в виде «материалов, относящихся к частной жизни данного физического лица либо носящих личный характер».

В Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» законопроектом предлагается внести следующие изменения:
  • п. 6 статьи 2 изложить в новой редакции (орфография сохранена): «К денежным средствам и (или) иному имуществу не относятся средства, являющиеся денежной частью международных премий и призов, установленных за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, благотворительности и защиты прав человека, культуры, литературы, искусства, туризма и средств массовой информации, утвержденные Постановлением Постановление Правительства РФ, закрепляющее положение о премиях победителям и призерам национальных и международных чемпионатов по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс", а также их тренерам (экспертам)». Предположительно, имеет место ошибка и речь идет не об изложении пункта 6 ст. 2 в новой редакции, а о дополнении его новым абзацем. При этом, очевидно, что упущено необходимое уточнение, что исключение предлагается сделать из перечня денежных средств и иного имущества, полученных из иностранных источников;
  • пункт 7 статьи 32 также предлагается изложить в новой редакции: «В случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган направляет такой некоммерческой организации представление о наличии оснований для внесения ее в указанный реестр. Некоммерческой организации предоставляется три месяца для того, чтобы направить в уполномоченный орган мотивированный ответ и предпринять действия в целях исключения указанных оснований. По истечении данного срока уполномоченный орган вправе включить некоммерческую организацию в указанный реестр», однако, по всей видимости здесь речь идет о новой редакции не пункта 7 целиком, а только о его третьем абзаце. Как следует из предлагаемых изменений, для НКО не планируется введение судебного порядка принятия решения о включении в реестр НКО-ИА, как это предлагается закрепить для СМИ-ИА и физлиц-ИА. Также в отличие от них, для НКО Минюст будет направлять представление, а не предупреждение.

Вывод: предлагаемые законопроектом поправки в целом носят положительный характер, поскольку направлены на введение исключительно судебного порядка признания физических и российских юридических лиц выполняющими функции иностранного агента и лишь при наличии предупреждения со стороны Минюста. Вместе с тем, первоначальный текст внесенного законопроекта нуждается в тщательной доработке.
Законопроектом предполагается внести изменения в Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а именно в перечень сведений, которые отражаются в информации об индивидуальном лицевом счете ПФР каждого физического лица. В частности, туда добавят сведения о вступлении в брак или его расторжении.

В настоящее время страхователи обязаны представлять сведения в электронном виде, если количество лиц, заключившихся с ним трудовые и гражданско-правовые договоры, превышает 25, но, в случае принятия законопроекта, число 25 изменится на 10.

Дополняется регулирование в части подтверждения полномочий представителя страхователя: это может быть как простая доверенность, выданная в порядке, установленном гражданским законодательством, так и электронная доверенность, подписанная ЭЦП.

Схожие изменения вносятся и в Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В настоящее время отчитываться в электронном виде юрлицу обязательно, если его среднесписочная численность более 25 человек. В случае принятия законопроекта, по телекоммуникационным каналам нужно будет подавать отчет, если численность лиц, в пользу которых в отчетном периоде начислены вознаграждения, равна или меньше 10 человек. На среднесписочную численность ориентироваться больше не будут.

Вывод: в соответствии с вносимыми изменениями, если у организации больше 10 человек получают вознаграждение, она обязана будет применять электронный документооборот при взаимодействии с Пенсионным фондом и Фондом социального страхования. Эти изменения не являются негативными для НКО, поскольку им так или иначе необходимо получение ЭЦП для сдачи бухгалтерской отчетности в электронном виде, и, соответственно, переход на электронный документооборот с другими государственными органами не должен создать дополнительных сложностей.
18 декабря 2021 года Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы внесен разработанный Минэкономразвития России проект федерального закона 42172-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части совершенствования назначения административного наказания субъектам малого и среднего предпринимательства).
Законопроектом предлагается:

1. Назначать в безусловном порядке для некоммерческих организаций и субъектов МСП предупреждение в качестве единственно допускаемого административного наказания за впервые совершенное административное правонарушение, не связанное с причинением вреда (возникновением угрозы причинения вреда) жизни и здоровью людей, а также окружающей среде, с имущественным ущербом, за которое нормами особенной части КоАП РФ установлена санкция в виде административного штрафа. В соответствии с действующей редакцией ч. 3 ст. 3.4 КоАП, наказание в виде административного штрафа может быть заменено предупреждением в вышеуказанных случаях, т.е. замена не применяется автоматически.

2. Размер административного штрафа для юридических лиц – СОНКО, включенных в соответствующий реестр, и субъектов МСП, относящихся к категориям микро- и малых предприятий, по соответствующим статьям (частям статей) раздела II КоАП РФ (или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях) устанавливается в размере, предусмотренном не для юридических лиц, а для индивидуальных предпринимателей (для этого вводится новая статья 4.1.2 КоАП). Если для индивидуальных предпринимателей в этих санкциях назначение административного наказания в виде административного штрафа не предусмотрено, то размер штрафа не может составлять более ½ максимального размера и менее ½ минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридического лица (при наличии в санкции штрафа для должностного лица – не менее минимального размера штрафа для такого лица).

3. В статье 2.1 КоАП устанавливается ограничение по одновременному привлечению к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение юридического лица и его должностного лица и (или) иного работника. Юридическое лицо предлагается освободить от административной ответственности за административное правонарушение, за которое его должностное лицо или иной работник привлечены к административной или уголовной ответственности, либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

4. В статье 4.4 КоАП предлагается установить запрет на суммирование административных штрафов при назначении административного наказания за несколько объединенных одним составом административных правонарушений, выявленных в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В случае выявления нескольких административных правонарушений, предусмотренных разными составами, применяется одно наказание, но наиболее строгое из предусмотренных соответствующими статьями КоАП.

Вывод: законопроект носит исключительно позитивный характер, т.к. позволит существенно сократить штрафы для НКО за совершение административных правонарушений.
Данным законопроектом предлагается ввести административную ответственность за правонарушения, связанные с использованием ящиков для сбора благотворительных пожертвований.

Следует напомнить, что понятие «ящиков для сбора благотворительных пожертвований» и правила их использования были введены в Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (ст. 16.1) с 5 октября 2020 года, а требования к самим ящикам и порядок извлечения из них собранных денежных средств и иного имущества установлены Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 №1584 «Об утверждении требований к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядка их установки, использования и извлечения имущества, собранного с их помощью».

Это вторая попытка введения такой административной ответственности и по сравнению с первоначальной редакцией, текст был существенно изменен.

В соответствии с окончательным текстом законопроекта, в статью 7.27 КоАП, предусматривающую административную ответственность за мелкое хищение, предлагается ввести новую часть 3 следующего содержания:

«3. Мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает две тысячи пятьсот рублей, совершенное с использованием ящика для сбора благотворительных пожертвований лицом, которое не имеет права на осуществление данной деятельности, путем мошенничества при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, частями второй, третьей и четвертой статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо установка и (или) использование ящика для сбора благотворительных пожертвований физическим или юридическим лицом, которое не имеет права на осуществление данной деятельности, –

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее трех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и (или) предмета административного правонарушения, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и (или) предмета административного правонарушения, либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и (или) предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и (или) предмета административного правонарушения.».

Также в КоАП РФ законопроектом предлагается ввести новую статью 14.66:

«Статья 14.66. Несоблюдение требований к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядка их установки, использования и (или) правил извлечения имущества, собранного с их помощью

Несоблюдение некоммерческой организацией, учредительным документом которой предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности, требований к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, и (или) порядка их установки, использования, и (или) правил извлечения имущества, собранного с помощью ящика для сбора благотворительных пожертвований, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.».

Таким образом, по ч. 3 ст. 7.27 КоАП ответственность будут нести граждане и юридические лица, которые не имеют права использовать ящики для сбора благотворительных пожертвований, и такие действия отныне являются квалифицированным составом мелкого хищения, а по новой статье 14.66. КоАП ответственность будет наступать для некоммерческих организаций (их должностных лиц), которые хоть и наделены таким правом, но не выполнили установленных правил использования ящиков для сбора пожертвований.

Правом составления протоколов об административных правонарушениях и направления их в суд по ч. 3 ст. 7.27 наделяются должностные лица органов внутренних дел (полиции), а по ст. 14.66 КоАП – должностные лица Министерства юстиции.

Не совсем понятно включение новой статьи (14.66) именно в главу 14 – «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций», т.к. сбор пожертвований некоммерческими организациями не является предпринимательской деятельностью, однако, это замечание никак не сказывается в целом на необходимости закрепления такого состава административного правонарушения.

Вывод: введение административной ответственности за правонарушения, связанные с использованием ящиков для сбора благотворительных пожертвований, носит положительный характер, поскольку позволит привлекать к ответственности лиц, которые заведомо незаконно используют такие ящики и тем самым наносят ущерб как жертвователям, так и законопослушным некоммерческим организациям. В то же время, установление административной ответственности за нарушение требований и правил при использовании ящиков для сбора благотворительных пожертвований должно способствовать соблюдению законодательства, повышению прозрачности деятельности НКО и, соответственно, доверия к ним со стороны потенциальных благотворителей.
Федеральный закон от 07.04.2020 №113-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
17.09.2020 в Госдуму был внесен законопроект №1022603-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», но 17.12.2020 он был отозван с одновременным внесением рассматриваемого законопроекта.
Проекты ведомственных приказов
Проект приказа разработан в соответствии с ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Проектом предлагается закрепить 2 формы проверочных листов, используемых Роскомнадзором при проведении выездных проверок по соблюдению обязательных требований в области обработки персональных данных, одна из которых касается операторов персональных данных – юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей (приложение 1), а вторая – государственных и муниципальных органов (приложение 2).

При выездной проверке юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей будет проверяться соблюдение перечня из 59 обязательных требований, например:

– Соблюдаются ли обязательные требования при обработке персональных данных в части совместимости с целями сбора персональных данных?

– Соблюдаются ли обязательные требования к содержанию и объему персональных данных в части соответствия заявленным целям обработки?

– Соблюдаются ли обязательные требования при поручении иному лицу осуществлять обработку персональных данных с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом?

– Соблюдаются ли обязательные требования по обеспечению конфиденциальности при обработке персональных данных?

– Соблюдаются ли обязательные требования к содержанию письменного согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных?

– Соблюдаются ли обязательные требования по наличию согласия субъекта персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, отдельно оформленного от иных согласий на обработку его персональных данных?

– Соблюдаются ли обязательные требования по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, при сборе персональных данных?

– Соблюдаются ли юридическим лицом обязательные требования по принятию мер, необходимых и достаточных для выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами?

– Соблюдаются ли обязательные требования по опубликованию или обеспечению неограниченного доступа к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных?

– Соблюдаются ли обязательные требования по представлению уведомления по обработке персональных данных при осуществлении деятельности по обработке персональных данных, не попадающей под исключения ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О персональных данных»?

– Соблюдаются ли обязательные требования по изданию документов, устанавливающих места хранения персональных данных (материальных носителей), а также перечня лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ?

и др.

Вывод: проект приказа направлен на техническую реализацию норм законодательства о государственном контроле (надзоре). Вместе с тем, заблаговременное ознакомление с проверочными листами позволит проверяемым лицам подготовиться к возможной проверке Роскомнадзора и устранить риски несоблюдения обязательных требований при обработке персональных данных.
Хотите получать обзоры на e-mail?
Оставьте свой e-mail в форме ниже, и мы будем отправлять Вам раз в месяц обзор некоммерческого законодательства