Обзор законодательства, регулирующего деятельность физических лиц, признанных иностранными СМИ, выполняющими функцию иностранного агента
23.12.2021
Физическое лицо может быть признано иностранным агентом по двум разным нормативным актам: Федеральному закону «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28.12.2012 № 272-ФЗ (далее – закон № 272-ФЗ, 272-ФЗ) и Закону РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации» (далее – закон о СМИ).

Основания для признания иностранным агентом (далее – ИА) в рамках двух федеральных законов отличаются, равно как и последствия и меры ответственности. Реестры по каждому из двух законов разные. И если реестр СМИ-ИА в 2021 году пополнялся регулярно, то реестр по закону № 272-ФЗ к моменту написания настоящей справки (15.12.2021) пока не создан. То есть практики по 272-ФЗ пока нет.

Данный обзор включает в себя ответы на вопросы, касающиеся правового регулирования деятельности физических лиц, признанных иностранными СМИ, выполняющими функции иностранного агента (далее — ФЛ СМИ-ИА), а также некоторые практические аспекты оказания помощи этим лицам.

По состоянию на 15 декабря 2021 года в реестре было 103 записи, в том числе 67 физических лиц (журналисты, юристы, правозащитники).
Информация в данной статье не является юридической консультацией. Прежде чем предпринять какие-либо действия в связи с вопросами, затронутыми в статье, просим проконсультироваться с российским юристом.
1. Какого человека могут признать СМИ-ИА?

Любой гражданин Российской Федерации (РФ), иностранного государства, лицо без гражданства, где бы он/она ни находились в данный момент, может быть признан иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, если он

или

распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (часть 3 статьи 6 Закона о СМИ)

или

распространяет материалы и сообщения, созданные и (или) распространяемые иностранным СМИ, признанным иностранным агентом или российским юридическим лицом, учрежденным таким иностранным СМИ,

или

участвует в создании и распространении таких материалов (часть 7 статьи 6 Закона о СМИ).

и

получает денежные средства и иное имущество из иностранных источников.


2. Какие обязанности возложены на ФЛ СМИ-ИА?

Министерство юстиции РФ (Минюст) включает ФЛ в реестр СМИ-ИА по своей инициативе, при этом Минюст не обязан обосновывать свое решение. Уведомление о включении в реестр направляется Минюстом лицам, включенным в реестр, не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о внесении в реестр, однако, уведомление направляется почтовым отправлением, которое приходит, как правило, в течение недели. В уведомлении указывается норма закона, которая послужила основанием для издания распоряжения Минюста о включении лица в реестр. Узнать о внесении в реестр в день включения можно на сайте Минюста, который обновляется почти еженедельно.

Если человека признали СМИ-ИА, то он обязан в течение месяца учредить российское юридическое лицо любой организационно-правовой формы (часть 2 статьи 25.1 Закона о СМИ) и уведомить об этом и обо всех ранее учрежденных им юридических лицах Минюст в течение месяца после создания. В уведомлении, примерный образец которого утвержден Минюстом, указывается фамилия имя, отчество (ФИО) этого ФЛ- СМИ-ИА, порядковый номер в реестре СМИ-ИА, наименование созданного юрлица, его Основной государственный регистрационный номер (ОГРН), дата внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Такое уведомление подается в отношении каждого учрежденного юридического лица, в том числе тех, что были созданы ФЛ до признания его СМИ-ИА. Кроме того, все СМИ-ИА, как физические, так и юридические лица, учрежденные ФЛ СМИ-ИА (как до, так и после включения ФЛ в реестр), обязаны маркировать все материалы, сообщения, посты в социальных сетях, публикации и т.д. специальной маркировкой о выполнении функций иностранного агента.

Однако на практике не все ФЛ СМИ-ИА подавали в Минюст информацию о ранее учрежденных ими юридических лицах, и по состоянию на 15.12 21 нам неизвестны факты наложения административной ответственности за это нарушение.

3. Какие расходы и обязательства возникают у ФЛ СМИ-ИА при регистрации юридического лица?

Реализация нормы по созданию юридического лица принуждает ФЛ СМИ-ИА к дополнительным расходам в виде уплаты госпошлины (4000 рублей [54 USD]) или получения электронной цифровой подписи (ЭЦП) (3000 рублей [40 USD]) в случае электронной регистрации, оплаты уставного капитала (10000 рублей [134 USD]) в случае регистрации коммерческой организации (КО) в любой организационно-правовой форме. После создания юридического лица, на ФЛ СМИ-ИА также возлагаются обязанности по открытию счета в банке для вновь созданного юридического лица, сдаче бухгалтерских и налоговых отчетов юридического лица, отчетов в Минюст в качестве СМИ-ИА, а также дополнительные расходы по оплате работы бухгалтера, на приобретение печати, ЭЦП руководителя юридического лица для сдачи отчетности, бухгалтерской программы, ежегодного прохождения аудита (ст. 25.1 Закона о СМИ).

Минюст включает вновь созданные юридические лица, не зависимо от организационной формы (КО и НКО), в реестр СМИ-ИА после получения от ФЛ СМИ-ИА уведомления о регистрации юридического лица. Таким образом, и ФЛ СМИ-ИА, и учрежденное им юридическое лицо, оба включаются в реестр СМИ-ИА, и оба несут обязанности, налагаемые на ИА.


4. Может ли ФЛ СМИ-ИА выйти из реестра СМИ -ИА?

Закон не содержит четкого ответа на вопрос о возможности и процедуре выхода ФЛ СМИ-ИА из соответствующего реестра. В Приказе Минюста о порядке ведения реестра СМИ-ИА указано, что основаниями для принятия решения об исключении из реестра являются документы, поступившие от органов государственной власти РФ (вероятно, любых, законодательство не уточняет), подтверждающие отсутствие фактов (обстоятельств), послуживших основанием для включения в реестр, либо внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации российского юридического лица, учрежденного иностранным СМИ-ИА, или государственная регистрация смерти физического лица.

Практики по состоянию на 15.12.2021 пока нет.

Приказ Минюста России от 24.09.2020 № 216 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента».

5. Какая маркировка предусмотрена для ФЛ СМИ-ИА?

Все сообщения и материалы ФЛ СМИ-ИА (часть 8 ст. 25.1 Закона о СМИ) и российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, должны сопровождаться словами: «Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента".

6. Что и как нужно маркировать?

ФЛ СМИ-ИА обязано маркировать любые сообщения, материалы и публикации. Маркировка должна размещаться даже над фотографиями, в постах на любые темы, в обращениях в государственные органы власти, в любой публичной переписке и т.д.

Маркировка текстом «Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента должна стоять в самом начале любого сообщения в печатной или аудиовизуальной продукции, а также при распространении иных сообщений и материалов, в том числе в сети Интернет. Шрифт должен быть в два раза больше шрифта сообщения и контрастным по отношению к фону.

Маркировка звуком при распространении аудиосообщений и материалов СМИ-ИА должна быть той же громкости и на той же скорости, что и само сообщение.

Маркировка картинкой также предусмотрена при распространении аудиовизуальной продукции. Она должна быть расположена по центру изображения на площади не менее 20% от размера изображения. Картинка должна оставаться на экране не менее 15 секунд, появляться в начале и при возобновлении трансляции.


7. Какая отчетность предусмотрена для ФЛ СМИ-ИА?

ФЛ СМИ-ИА, как и созданные ими юридические лица, внесенные в реестр СМИ-ИА, обязаны направлять отчетность по утвержденным формам в Минюст. Отчет о деятельности представляется каждые полгода, до 15 января и до 15 июля; отчет об использовании имущества, в том числе денежных средств, представляется ежеквартально, до 15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября.

Отчет о деятельности включает в себя информацию о целях и видах деятельности, осуществляемой в отчетном периоде. Закон не определяет, какую конкретно деятельность нужно описывать, а формы отчетности, изначально созданные для НКО-ИА, не адаптированы для ФЛ. Вероятно, речь идет о деятельности, связанной с созданием и распространением информации (деятельности, квалифицирующей ФЛ как СМИ-ИА), а также о проведенных мероприятиях. Что конкретно подразумевается под «мероприятиями» для ФЛ СМИ-ИА, сказать также затруднительно. Некоторые ФЛ СМИ-ИА при сдаче отчетности указывают что-то формально (например, «трудовая деятельность») или ставят прочерк в графе «проведенные мероприятия», а также в графе «наименование и реквизиты документа — основания проведения мероприятия и источники финансирования мероприятия».

В отчете об использовании имущества, в том числе денежных средств, необходимо отражать источники поступлений, основания поступления, виды имущества, способ использования (непосредственное использование или передача третьим лицам, включая основания такой передачи), суммы израсходованных денежных средств по каждому источнику поступления. В этом отчете отражаются все расходы, которые понесло ФЛ СМИ-ИА за квартал, включая покупку еды, одежды, литературы, оплату коммунальных услуг и пр. Необходимо также указать, из каких доходов производились расходы. Источники доходов, например, российское юридическое лицо, иностранное государство, посредник, указываются на отдельных листах отчета, а потом суммируются отдельно российские источники, отдельно иностранные.
Приказ Минюста РФ от 24.09.2020 № 214 «Об утверждении порядков применения к лицам, указанным в частях третьей и седьмой статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации», и к российскому юридическому лицу, учрежденному иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, положений Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

8. Какая ответственность лежит на ФЛ СМИ-ИА?

Если ФЛ СМИ-ИА не выполняет требования законодательства об учреждении российского юридического лица или уведомлении о создании юридического лица, то к человеку будет применяться административная ответственность по статье 19.34.1 КоАП РФ, и будет вменен штраф в размере 10000 рублей [134 USD]. Кроме того, если ФЛ СМИ-ИА нарушит требование маркировать все свои материалы, публикации, сообщения и т.д., на него может быть наложена административная ответственность по статье 19.7.5-4 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 10 до 30 тысяч рублей [134-400 USD] за каждый случай отсутствия маркировки.

За неисполнение обязанности по сдаче отчета предусмотрена административная ответственность по ч. 1 cт. 19.7.5-4 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 30 до 50 тысяч рублей [400 – 667 USD].


© 2020

Информационный портал разработан и поддерживается «Правовой командой».


Политика в отношении обработки
персональных данных

Публичная оферта
БУДЬТЕ В КУРСЕ НОВОСТЕЙ