Обзор законодательства, регулирующего деятельность физических лиц, признанных выполняющими функцию иностранного агента
22.12.2021
Физическое лицо может быть признано иностранным агентом (ФЛ-ИА) по двум разным нормативным актам: Федеральному закону «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28.12.2012 № 272-ФЗ (далее – закон № 272-ФЗ, 272-ФЗ) и Закону РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации» (далее – закон о СМИ).

Основания для признания физического лица иностранным агентом (ИА) в рамках двух федеральных законов отличаются, равно как и последствия и меры ответственности. Реестры по каждому из двух законов разные. Реестр СМИ-ИА в 2021 году пополнялся регулярно. Реестр по закону № 272-ФЗ к моменту написания настоящего обзора пока не создан. Практики применения 272-ФЗ пока нет.

Данный обзор включает в себя ответы на вопросы, касающиеся правового регулирования деятельности физических лиц, признанных выполняющими функции иностранного агента (далее - ФЛ-ИА).

По состоянию на 15 декабря 2021 года в реестре было 103 записи, в том числе 67 физических лиц (журналисты, юристы, правозащитники).
Информация в данной статье не является юридической консультацией. Прежде чем предпринять какие-либо действия в связи с вопросами, затронутыми в статье, просим проконсультироваться с российским юристом.
1. Кто может быть признан иностранным агентом в рамках 272-ФЗ?

ИА по закону № 272-ФЗ может стать человек независимо от наличия у него российского гражданства, то есть, любой, при условии, что он осуществляет на территории Российской Федерации (РФ) политическую деятельность или деятельность по сбору информации, перечень которой утвержден приказом Федеральной Службы Безопасности (ФСБ) в связи с оказанным на него воздействием со стороны иностранных источников либо граждан и организаций РФ, действующих в интересах иностранного источника. «Воздействие» выражается в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи).

ФЛ обязано зарегистрироваться в реестре ФЛ-ИА, если оно соответствует вышеназванным критериям ИА, путем подачи заявления в Министерство юстиции РФ, которое ведет реестр ФЛ-ИА. Правоприменительной практики, каким образом будет применяться требование добровольно регистрироваться в реестре, пока нет. Учитывая чрезвычайно широкое определение «политической деятельности» в законе, а также неопределенность, что же понимается под «воздействием» и «в интересах» иностранного источника, теоретически, все активные граждане России и любые другие ФЛ при наличии какого-либо взаимодействия с иностранными гражданами или организациями могут оказаться в реестре.

От обязанности подавать заявление освобождены только:

1) сотрудники дипломатических представительств, работники консульских учреждений иностранных государств в РФ, а также представители иностранных государственных органов и международных организаций, находящиеся на территории РФ по официальному приглашению;

2) иностранные журналисты, аккредитованные в РФ, в том числе признанные иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, в соответствии с законом о СМИ;

3) иные лица по решению Министерства юстиции, принятому в установленном им порядке по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в сфере государственной охраны, в сфере внешней разведки, в области обороны. Это исключение установлено законом, но практики пока нет. Министерство юстиции совместно с поименованными госорганами имеет возможность освободить от обязанности регистрироваться в реестре любые категории ФЛ.
Форма заявления утверждена Приложением №1 к Приказу Министерства юстиции РФ от 28.12.2021 №106.

2. Что понимается под иностранными источниками?

К иностранным источникам в рамках 272-ФЗ относятся следующие:
• иностранные государства;
• государственные органы других стран;
• международные организации;
• иностранные организации;
• иностранные граждане или лица без гражданства.

3. Что понимается под «политической деятельностью», и под «деятельностью по сбору информации» как квалифицирующих факторов для включения человека в реестр ФЛ-ИА?


Определение политической деятельности в 272-ФЗ аналогично определению политической деятельности в законе о некоммерческих организациях (часть 2 п.1 ст. 2.1 272-ФЗ):

«Политической деятельностью признается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Политическая деятельность осуществляется в следующих формах:

участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;

финансирование указанной деятельности.

К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.»

Таким образом, политической деятельностью может быть признана любая публичная деятельность, которая может оказать влияние на мнение людей.

Перечень сведений, утвержденный ФСБ, тоже является довольно обширным и включает, например, сведения о соблюдении законности и морально-психологическом климате в войсках, воинских формированиях и органах. На практике, после публикации Перечня некоммерческая организация, которая занималась защитой прав военнослужащих, объявила о том, что больше не будет заниматься этой деятельностью, хотя и готова оказывать информационную поддержку близким военнослужащих, которые будут отстаивать права последних.


4. Что понимается под «воздействием иностранного источника» как квалифицирующего фактора для включения человека в реестр ФЛ-ИА?

Термин «воздействие» включает в себя предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи. Иностранное воздействие может быть оказано не только напрямую из иностранных источников, но и через российские юридические лица и российских граждан, действующих в интересах иностранных источников.

Определения организационно-методической помощи в законодательстве РФ нет.

К ней могут относиться, например:
- создание и систематизация материалов;
- разработка методических пособий и рекомендаций;
- проведение просветительских мероприятий;
- оказание консультационных и методических услуг.

Таким образом, практически любая публичная деятельность при наличии иностранного воздействия, в том числе оказанного через российское лицо, может послужить основанием для включения человека в реестр ФЛ-ИА по закону № 272-ФЗ, даже если человек не знал о факте воздействия на него, например, получил консультацию у другого российского лица, имеющего иностранное финансирование.

Практики по состоянию на 15 декабря 2021 года нет, поэтому, как и в какую сторона она будет развиваться, покажет время.


5. Каковы последствия включения ФЛ в реестр ИА по 272-ФЗ?

Человек, включенный в реестр ИА по закону № 272-ФЗ, обязан:
• каждые полгода сдавать в Министерство юстиции отчет по форме, утвержденной Приложением №6 к Приказу Министерства юстиции РФ от 28.12.2021 № 106. Этот отчет включает в себя сведения о том, какая именно поддержка была получена из иностранных источников и какого рода политическая деятельность или деятельность по сбору информации осуществляется лицом, включенным в реестр;

• указывать наличие у него статуса ИА при осуществлении деятельности, связанной с выполнением функций ИА, в частности, маркировать свои публикации, т.е. указывать, что материалы созданы или распространены лицом, выполняющим функции иностранного агента, а при сборе информации сообщать респондентам о наличии у него статуса ИА;

• указывать наличие у него статуса ИА при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации.

ФЛ-ИА не имеет права занимать должности в государственных органах и органах местного самоуправления.

СМИ обязаны упоминать наличие статуса в любых материалах, содержащих информацию об этом человеке, реестр ФЛ-ИА будет открытым, поэтому любому СМИ необходимо будет уточнять соответствующую информацию, прежде чем упоминать любого человека.

6. Можно ли выйти из реестра ФЛ-ИА по 272-ФЗ?

Теоретически, да, однако правоприменительной практики пока нет. Если ФЛ прекратило вести политическую деятельность, деятельность по сбору информации, перечень которой утвержден ФСБ, а также исключило все возможные связи и взаимоотношения с иностранными источниками, оно имеет право обратиться с ходатайством в Министерство юстиции. Форма ходатайства утверждена Приложением №7 к Приказу Министерства юстиции РФ от 28.12.2021 № 106.

В течение 60 дней со дня получения ходатайства Министерство юстиции должно принять решение либо об исключении из реестра, либо об отказе в исключении.


7. Какие штрафы предусмотрены для ФЛ-ИА по 272-ФЗ?

Ответственность за несоблюдение требований закона № 272-ФЗ в части статуса ИА установлена ст. 19.7.5-4 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

За неподачу заявления о включении в реестр или за нарушения, связанные с отчетностью (несвоевременное представление, недостоверные сведения или непредставление) человек может быть оштрафован на сумму от 30 до 50 тысяч рублей (410-685 USD).

Немаркировка себя в качестве ФЛ-ИА может повлечь штраф в размере от 10 до 30 тысяч рублей (137-410 USD) с возможной конфискацией предмета административного правонарушения.

Определения предмета административного правонарушения в законодательстве нет, однако в ст. 3.7 КоАП это понятие соседствует с орудием совершения правонарушения, следовательно, можно предположить, что есть риск конфискации оборудования (компьютера, телефона), с помощью которых было отправлено в публичное пространство немаркированное надлежащим образом сообщение.


8. Может ли участие в мероприятии, организованном иностранцами, повлечь за собой включение в реестр ИА по 272-ФЗ?

Участие в мероприятии может быть расценено как иностранное воздействие, если оно организовано с участием иностранцев или иностранных структур. Оплата проезда, проживания в месте проведения мероприятия, обеспечение материалами или предоставление возможности опубликовать свои материалы – все это может определяться как воздействие.

При этом из закона не ясно, должно ли производиться воздействие только на территории РФ, или оно может осуществляться и за рубежом (в отличие от политической деятельности или деятельности по сбору квалифицированной информации, которые должны производиться на территории РФ, для признания этого лица ИА).

Если после участия в мероприятии человек предпримет действия, подпадающие под определение политической деятельности или сбора квалифицируемой информации, то его могут включить в реестр ИА по 272-ФЗ.

© 2020

Информационный портал разработан и поддерживается «Правовой командой».


Политика в отношении обработки
персональных данных

Публичная оферта
БУДЬТЕ В КУРСЕ НОВОСТЕЙ