Законопроект направлен на приведение ряда федеральных законов в соответствие с Гражданским кодексом РФ.
Изменения вносятся в:- «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1);
- Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
- Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»;
- Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- Федеральный закон от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
- Федеральный закон от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
- Федеральный закон от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях».
Большинство изменений носит технический характер, например, замена термина «предпринимательская деятельность» на «приносящая доход деятельность», и «учредительные документы» на «устав», исключение уже несуществующих организационно-правовых форм НКО (общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, некоммерческое партнерство), исключение противоречащих или дублирующих ГК РФ норм.
Закрепляется, что для государственной регистрации НКО и общественного объединения устав представляется в двух, на не в трех экземплярах. Это связано с тем, что Минюст России хочет установить аналогичный порядок регистрации и для общественных объединений, и для других некоммерческих организаций. В настоящее время это противоречит действующему Административному регламенту по предоставлению государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденному Приказом Минюста России от 26.09.2022 №199, но в случае принятия законопроекта, вероятно, он также будет скорректирован в части количества экземпляров устава, представляемых на регистрацию.
Вводится перечень организационно правовых форм некоммерческих организаций – ресурсных центров поддержки СО НКО. Такими центрами могут быть общественные организации, учреждения, ассоциации (союзы), общественно полезные фонды, АНО.
Вводятся положения, в соответствии с которыми устав фонда при создании утверждается учредителем (учредителями), а также вносится уточнение, что устав фонда должен содержать порядок формирования и деятельности попечительского совета.
Норма ФЗ «О некоммерческих организациях» о проведении заседаний высшего органа управления скорректирована с учетом возможности проведения заседания в дистанционной форме. С 2021 года ГК РФ содержит положения о возможности проведения заседаний коллегиальных органов управления юридических лиц в дистанционной форме (п. 1 ст. 181.2). При этом заседание предполагает возможность присутствовать в месте проведения заседания физически или подключаться к заседанию с помощью электронных либо иных технических средств или комбинировать оба эти способа. Норма п. 4 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» упоминает только возможность присутствия на заседании, то есть исключает дистанционное участие. Законопроектом предлагается устранить такое двоякое толкование, заменив «присутствие» на «участие».
Из ФЗ «О некоммерческих организациях» исключаются нормы, устанавливающие требованиях к содержанию протокола заочного голосования. С 2021 года единые требования к содержанию протокола заседания и заочного голосования содержатся в п.4 ст. 181.2 ГК РФ. При этом п. 4.1 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» содержит не соответствующие ГК РФ положения о содержании протокола заочного голосования.
В случае принятия законопроекта, учредительные документы НКО, созданных до дня вступления в силу данных изменений, подлежат приведению в соответствие при первом изменении учредительных документов таких НКО. До приведения их в соответствие с принятыми изменениями, учредительные документы действуют в части, не противоречащей указанным нормам.