Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Ноябрь, 2024
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
Данным законом с 01.01.2025 внесены в том числе изменения в Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в части, касающейся применения организациями, в том числе некоммерческими организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), коэффициентов-дефляторов и о применении счетов-фактур.

Коэффициент-дефлятор в целях применения главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) установлен на 2025 год равным 1. Все ранее установленные коэффициенты-дефляторы не применяются с 01.01.2025; лимиты доходов в 2024 году индексации на коэффициент-дефлятор не подлежат.

Следовательно, в 2025 году базовый порог доходов для перехода на УСН составит 337,5 млн рублей (по итогам девяти месяцев того года, в котором подается уведомление о переходе на УСН). Лимиты для применения УСН: доходы не превышают 450 млн рублей, порог по остаточной стоимости основных средств - 200 млн рублей.

Организациям, применяющим УСН, освобожденным от налога на добавленную стоимость (НДС), с 01.01.2025 не нужно будет выставлять счета-фактуры «без НДС» и сдавать налоговую декларацию. То есть организации, которые: переходят на УСН с 2025 года и уже работали на УСН, и их доход за 2024 год не превысил 60 млн рублей составлять счета-фактуры не будут. В п. 5 ст. 168 НК РФ в новой редакции предусмотрено, что организации, применяющие УСН, и освобожденные от обязанностей налогоплательщика НДС, счета-фактуры составлять и выставлять контрагентам не будут.
Вывод: принятые поправки в Налоговый Кодекс имеют исключительно позитивный эффект, освобождая НКО, применяющие УСН, от дополнительной отчетности и «бумажной» работы.
Принятые законодательные изменения связаны со вступлением с 05.02.2025 Федерального закона от 08.08.2024 №322-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство был введен институт наставничества. Соответствующие поправки были внесены в Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и в Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Принятый закон закрепляет в Трудовом кодексе РФ определение наставничества как дополнительной работы, за которую положена доплата.

Предполагается, что оплата наставничества будет осуществляться работодателем за счет собственных средств, а в случае принятия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, закрепляющих дополнительные гарантии наставникам - также за счет средств региональных бюджетов и местных бюджетов.

В развитие принятых законодательных изменений Минпросвещения России в настоящее время разрабатывает:


Вывод: принятые изменения затрагивают НКО, осуществляющие свою деятельность в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предоставляя им дополнительные возможности.
Принятые изменения связаны с рядом нормативных правовых актов, принятых в развитие норм Федерального закона от 12.12.2023 №565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», в котором, в частности, закреплены нормы по трудоустройству инвалидов (Постановление Правительства РФ от 30.05.2024 №709 «О порядке выполнения работодателями квоты для приема на работу инвалидов»).

Законом существенно ужесточено наказание за нарушения прав инвалидов в области трудоустройства и занятости.

Так, за неисполнение работодателем обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов, за исключением случаев освобождения работодателя от выполнения установленной квоты, либо отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, установлен штраф для юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей (по ранее действовавшей редакции ответственность несли только должностные лица – штраф от 5 000 до 10 000 рублей).
Вывод: изменения следует учитывать тем НКО, у которых среднесписочная численность работников превышает 35 человек, т.к. для них также могут быть установлены квоты для трудоустройства инвалидов.
С 1 января 2025 года перечень возмещаемых расходов добровольцев (волонтеров), закрепленный в ст. 17.1 № 135-ФЗ дополнен правом на оплату расходов медицинских услуг и на обучение. При этом не были внесены изменения в п. 3.1 ст. 217 НК РФ в перечень доходов добровольцев (волонтеров), освобождаемых от НДФЛ. Принятым законом устраняется этот пробел в отношении расходов на медицинские услуги. Что касается оплаты обучения, в пояснительной записке на стадии законопроекта было сделано важное разъяснение, что на добровольцев (волонтеров) распространяется п. 21 ст. 217 НК РФ, который освобождает от НДФЛ суммы оплаты за обучение.

Принятые изменения корреспондируют с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 №1297 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. № 1425». Оплата медицинских услуг допускается, если есть требования к состоянию здоровья волонтеров по видам деятельности, определенным указанным постановлением Правительства.
Вывод: принятые изменения направлены на реализацию ранее внесенных законодательных изменений, расширяющих перечень возмещаемых расходов добровольцев (волонтеров).
Проекты федеральных законов
О приведении отдельных законов в соответствие с ГК РФ
Законопроект направлен на приведение ряда федеральных законов в соответствие с Гражданским кодексом РФ.

Изменения вносятся в:
  • «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1);
  • Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»;
  • Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  • Федеральный закон от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
  • Федеральный закон от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
  • Федеральный закон от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях».

Большинство изменений носит технический характер, например, замена термина «предпринимательская деятельность» на «приносящая доход деятельность», и «учредительные документы» на «устав», исключение уже несуществующих организационно-правовых форм НКО (общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, некоммерческое партнерство), исключение противоречащих или дублирующих ГК РФ норм.

Закрепляется, что для государственной регистрации НКО и общественного объединения устав представляется в двух, на не в трех экземплярах. Это связано с тем, что Минюст России хочет установить аналогичный порядок регистрации и для общественных объединений, и для других некоммерческих организаций. В настоящее время это противоречит действующему Административному регламенту по предоставлению государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденному Приказом Минюста России от 26.09.2022 №199, но в случае принятия законопроекта, вероятно, он также будет скорректирован в части количества экземпляров устава, представляемых на регистрацию.

Вводится перечень организационно правовых форм некоммерческих организаций – ресурсных центров поддержки СО НКО. Такими центрами могут быть общественные организации, учреждения, ассоциации (союзы), общественно полезные фонды, АНО.

Вводятся положения, в соответствии с которыми устав фонда при создании утверждается учредителем (учредителями), а также вносится уточнение, что устав фонда должен содержать порядок формирования и деятельности попечительского совета.

Норма ФЗ «О некоммерческих организациях» о проведении заседаний высшего органа управления скорректирована с учетом возможности проведения заседания в дистанционной форме. С 2021 года ГК РФ содержит положения о возможности проведения заседаний коллегиальных органов управления юридических лиц в дистанционной форме (п. 1 ст. 181.2). При этом заседание предполагает возможность присутствовать в месте проведения заседания физически или подключаться к заседанию с помощью электронных либо иных технических средств или комбинировать оба эти способа. Норма п. 4 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» упоминает только возможность присутствия на заседании, то есть исключает дистанционное участие. Законопроектом предлагается устранить такое двоякое толкование, заменив «присутствие» на «участие».

Из ФЗ «О некоммерческих организациях» исключаются нормы, устанавливающие требованиях к содержанию протокола заочного голосования. С 2021 года единые требования к содержанию протокола заседания и заочного голосования содержатся в п.4 ст. 181.2 ГК РФ. При этом п. 4.1 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» содержит не соответствующие ГК РФ положения о содержании протокола заочного голосования.

В случае принятия законопроекта, учредительные документы НКО, созданных до дня вступления в силу данных изменений, подлежат приведению в соответствие при первом изменении учредительных документов таких НКО. До приведения их в соответствие с принятыми изменениями, учредительные документы действуют в части, не противоречащей указанным нормам.
Вывод: приведение специальных федеральных законов в соответствие с действующей редакцией Гражданского кодекса РФ является позитивным, поскольку оно призвано исключить противоречия и двоякое толкование законодательных норм, снизит риски выявления нарушений в деятельности НКО, связанных с недопонимаем действующего законодательства.
Законопроектом предлагается дополнить статью 73 Федерального закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», регулирующую правила проведения выездных проверок, новой частью 7.1, устанавливающей, что срок выездной проверки для СОНКО, включенных в реестр Минэкономразвития[1], численность работников которых соответствует малому предприятию (от 16 до 100 человек) – не может превышать 50 часов, а для тех организаций, численность работников которых соответствует микропредприятию (до 15 человек)– не больше 15 часов. Следует отметить, что общий срок выездной проверки составляет 10 рабочих дней, т.е. 80 часов.

Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, по данным Росстата, 95% СОНКО имеет численность работников менее 15 человек.
Вывод: предлагаемые законопроектом изменения носят положительный характер для СОНКО, выключенных в реестр Минэкономразвития, поскольку существенно сокращают срок возможных выездных проверок, что будет в меньшей степени влиять на полноценное осуществление ими своей деятельности.
Законопроектом предлагается обязать иностранного агента сообщить о наличии этого статуса лицам, на которых в соответствии с законом или договором возлагается обязанность по выплате иностранному агенту вознаграждения и иных платежей (в том числе неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых санкций) в связи с отчуждением или использованием исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

Также законопроектом предлагается обязать иностранного агента для получения причитающихся ему вознаграждения и иных платежей (в том числе неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых санкций) от физического или юридического лица в связи с отчуждением или использованием исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации использовать специальный рублевый счет, открытый в уполномоченном банке, режим которого устанавливается решением Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации. Зачисление на специальный счет платежей по иным основаниям не допускается.

Списание денежных средств со специального счета по обязательствам иностранного агента допускается по решению суда о взыскании этих денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ и в иных случаях, установленных Правительством РФ. Порядок списания денежных средств определяется Правительством РФ.

В случае исключения иностранного агента из реестра специальный счет подлежит закрытию уполномоченным банком на основании заявления лица, ранее признаваемого иностранным агентом, в течение 15 календарных дней со дня получения указанного заявления. В этом случае остаток денежных средств со специального счета по заявлению лица, ранее признаваемого иностранным агентом, выдается ему или перечисляется на другой его банковский счет.
Вывод: законопроектом предлагается установить дополнительные обязанности и ограничения для НКО, признанных иностранными агентами.
Первый законопроект направлен на серьезное ужесточение ответственности за административные правонарушения в сфере обработки персональных данных.

Законопроектом предлагается:

  • штраф за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных, установить для юридических лиц в размере от 150 000 до 300 000 рублей (вместо от 60 000 до 100 000 рублей). За повторное нарушение – от 300 000 до 500 000 рублей (вместо от 100 000 до 300 000 рублей);
  • вводятся новые части 10 – 18, предусматривающие административную ответственность за новые виды административных правонарушений.

Так, предлагается ввести административную ответственность за:

  • ненаправление или несвоевременное направление в Роскомнадзор уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных (в настоящее время это административное правонарушение охватывается ст. 19.7 КоАП, но отныне его предлагается вынести в отдельный состав административного правонарушения) – штраф для юрлиц в размере от 100 000 до 300 000 рублей;
  • ненаправление или несвоевременное направление в Роскомнадзор уведомления об инциденте с персональными данными (утечке) – штраф для юрлиц в размере от 1 000 000 до 3 000 000 рублей;
  • утечку персональных данных от 1 000 до 10 000 субъектов ПДн – штраф для юрлиц в размере от 3 000 000 до 5 000 000 рублей;
  • утечку персональных данных от 10 000 до 100 000 субъектов ПДн штраф для юрлиц в размере от 5 000 000 до 10 000 000 рублей;
  • утечку персональных данных от 100 000 субъектов ПДн – штраф для юрлиц в размере от 10 000 000 до 15 000 000 рублей;
  • повторную утечку персональных данных, если оператор ранее привлекался к административной ответственности за аналогичные правонарушения – штраф для юрлиц в размере от 1 до 3% совокупного размера суммы выручки за календарный год;
  • утечку специальных категорий персональных данных (касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, сведений о судимости) – штраф для юрлиц в размере от 10 000 000 до 15 000 000 рублей;
  • утечку биометрических персональных данных (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных) – штраф для юрлиц в размере от 15 000 000 до 20 000 000 рублей;
  • повторную утечку специальных категорий персональных данных или биометрических персональных данных, если оператор ранее был привлечен к административной ответственности за аналогичное правонарушение – штраф для юрлиц в размере от 1 до 3% совокупного размера суммы выручки за календарный год.

Вторым законопроектом предлагается ввести в УК РФ новую статью 272.1, предусматривающую уголовную ответственность за хищение и незаконную передачу, в т.ч. за пределы РФ компьютерной информации, содержащей персональные данные.
Вывод: законопроект о внесении изменений в КоАП РФ создает существенные риски для НКО, поскольку для них, равно как и для других операторов персональных данных, предлагается существенно увеличить размеры штрафных санкций за нарушения, допущенные при обработке персональных данных. Учитывая специфику деятельности и финансирования НКО, такие большие суммы штрафов фактически будут означать ликвидацию некоммерческих организаций, при том, что требования к обработке персональных данных, закрепленные в Федеральном законе от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» зачастую трудновыполнимы для НКО, в т.ч. из-за их финансовой неустойчивости.
Проекты постановлений Правительства
О порядке включения в реестр СОНКО
Проектом постановления предлагается разрешить включение в Реестр СОНКО благотворительных организаций после однократного представления отчетности в Минюст России, а не после двух отчетных периодов как сейчас.
В Реестр не будут включаться некоммерческие организации, не являющиеся социально ориентированными, такие как государственные компании, политические партии, потребительские кооперативы, товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества, автономные учреждения.

Также проектом предусмотрено:

  • введение в законодательство порядка включения правопреемника некоммерческой организации в случае ее реорганизации,
  • уточнение сроков внесения сведений о некоммерческой организации в реестр,
  • разграничение полномочий по внесению сведений о некоммерческих организациях в реестр для федеральных органов исполнительной власти, органов публичной власти федеральной территории, организаций, уполномоченных на включение некоммерческих организаций в реестр, и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и появление порядка передачи сведений о некоммерческих организациях органами местного самоуправления в исполнительный орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный на включение некоммерческих организаций в реестр, в связи с тем, что органам местного самоуправления доступ для внесения сведений в реестр не предоставляется,
  • наделение полномочиями по внесению, изменению и исключению сведений в реестре органов публичной власти федеральной территории.
Вывод: проектом предлагается скорректировать и упростить порядок включения в Реестр СОНКО.
Иные новости некоммерческого законодательства и судебная практика
О плане проверок НКО в 2025 г.
Минюстом России опубликован план проверок деятельности НКО на 2025 год. НКО следует заранее проверить, включена ли она в данный план и при необходимости начать процесс подготовки к будущей проверке. Узнать о требованиях к НКО при проверке Минюста можно из Приказ Минюста России от 30.12.2021 №274 «Об утверждении Административного регламента осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации».

Узнать о плановых проверках иных контролирующих органов можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →