Проект федерального закона
«О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации»


Проект ФЗ №758161-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 1 ноября 2024 года внесен Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы.

Законопроект был вызван тем, что, начиная с 2014 года, в Гражданский Кодекс РФ вносились изменения, касающиеся правового положения некоммерческих организаций. Так:

  • менялись определения и названия организационно-правовых форм, например, общественные фонды стали общественно-полезными,
  • понятия общественного фонда и некоммерческого партнерства перестали существовать,
  • были уточнены вопросы наличия некоторых органов НКО, например, в соответствии с ГК, в отличие от действующих норм закона об НКО, не требуется коллегиальный орган управления в АНО,
  • появлялись новые термины, например, приносящая доход деятельность вместо предпринимательской деятельности.

Однако специальные законы, на основании которых действуют НКО, не были приведены в соответствие с изменившимися нормами Гражданского Кодекса. Внесенный законопроект устраняет противоречия и снимает дублирование норм.

Ниже — изменения, вносимые в различные нормативные акты РФ.
Изменения, вносимые в «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1)
По тексту закона (ст. 24 и 29) термин «предпринимательская деятельность» заменяется термином «приносящая доход деятельность». Это обусловлено тем, что в соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ) нотариальные палаты вправе осуществлять именно приносящую доход деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач.
Изменения, вносимые в Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»
В закон вносятся уточнения, соответствующие ГК РФ, о том, что общественные объединения могут создаваться в организационно-правовых формах общественной организации и общественного движения. Для этого из закона исключаются ст. 7, 10-12, 12.2, 13, 34-37, ранее регулировавшие порядок создания и деятельности таких организационно-правовых форм как общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия. В таких организационно-правовых формах общественные объединения больше создаваться не могут.

Понятия общественной организации и общественного движения изложены в редакции, которая закреплена в ГК РФ.

Так, в соответствии с ГК РФ, общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

В действующей же редакции закона, общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Таким образом, исключено указание на то, что общественная организация основана на членстве. Также в определении ГК РФ четко указано, что это объединение граждан, и не допускается объединение граждан и юридических лиц.

В соответствии с ГК РФ общественным движением является состоящее из участников общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

В действующей редакции закона общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Таким образом, из определения в законе исключаются указания на массовость общественного движения и на то, что оно не имеет членства.
Законопроектом предлагается исключить ст. 13 и ч. 3 ст. 32 закона, регулирующие деятельность союзов (ассоциаций) общественных объединений, т.к. это охватывается нормами об ассоциациях (союзах), закрепленных в ГК РФ, и устраняются возможные противоречия в толковании понятия ассоциации (союза). По тому же основанию из закона (ст. 47) исключается упоминание «международных союзов (ассоциаций) международных общественных объединений».
По тексту закона термин «учредительные документы» заменен термином «устав», как это установлено в ГК РФ.
Закреплено, что для государственной регистрации общественного объединения устав представляется в двух, а не в трех экземплярах. Это связано с тем, что Минюст России хочет установить аналогичный порядок регистрации и для общественных объединений, и для других некоммерческих организаций. В настоящее время это противоречит действующему Административному регламенту по предоставлению государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденному Приказом Минюста России от 26.09.2022 №199, но в случае принятия законопроекта, вероятно, он также будет скорректирован в части количества экземпляров устава, представляемых на регистрацию.
В тексте закона (ст. 31) термин «предпринимательская деятельность» заменен термином «приносящая доход деятельность», поскольку в ГК РФ закреплено право общественных объединений осуществлять именно приносящую доход деятельность.
Норма о собственнике имущества общественной организации (ч. 1 ст. 32) также приведена в соответствие с ГК РФ.

Так, в ГК РФ закреплено, что общественная организация является собственником своего имущества. Ее участники (члены) не сохраняют имущественные права на переданное ими в собственность организации имущество, в том числе на членские взносы.

В действующей же редакции закона, собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации.

Новая редакция более четко конкретизирует, что участник (члены) не сохраняют имущественных прав ни на переданное имущество, ни на членские взносы, а также устраняет возможное двоякое толкование в части долей имущества общественной организации.

Исключаются положения о том, что структурные подразделения (отделения) общественных организаций, действующие на основании единого устава, имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственниками.
Изменения, вносимые в Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»
По тексту закона термин «предпринимательская деятельность» заменяется термином «приносящая доход деятельность». Это обусловлено тем, что благотворительные организации, создаваемые в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ, вправе осуществлять именно приносящую доход деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения их уставных задач.
Изменения, вносимые в Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
Уточнены направления применения закона в отношении некоммерческих организаций. Новая редакция на смысл не повлияла, но уточняется сфера регулирования деятельности НКО в части применения к ним закона 7-ФЗ.
В остальные пункты изменения не вносятся, то есть виды НКО, на которые распространяется / не распространяется действие закона 7-ФЗ, остаются прежними.
В понятии некоммерческой организации в новой редакции уточняется, что государственные и муниципальные учреждения не могут иметь статус социально ориентированных некоммерческих организаций.
Положения о некоммерческих организациях — исполнителях общественно полезных услуг остались без изменений.
Вводится перечень организационно правовых форм некоммерческих организаций — ресурсных центров поддержки СО НКО. Такими центрами могут быть общественные организации, учреждения, ассоциации (союзы), общественно полезные фонды, АНО.
Исключается перечень форм, в которых могут создаваться НКО, поскольку аналогичные положения содержатся в п. 3 ст. 50 ГК РФ.
Уточняется в соответствии с ГК РФ, что юридические лица действуют на основании своего устава, являющегося учредительным документом НКО.
Исключаются положения об указании в наименовании НКО характера ее деятельности и организационно правовой формы, поскольку такие положения предусмотрены ГК РФ и являются дублирующими (п. 1 ст. 54 ГК).
Исключаются п. 2-4 ст. 5 о филиалах и представительствах некоммерческой организации как дублирующие нормы ст. 55 ГК РФ.

Поскольку ранее в отношении филиалов и представительств действовали нормы ГК РФ, то новая редакция не влечет изменений в части регулирования деятельности филиалов и представительств НКО.
Исключаются положения, закрепляющие понятие общественных и религиозных организаций (объединений) ввиду отсылки к ГК РФ и специальным законам «Об общественных объединениях» и «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Исключаются определение и основные положения об общинах коренных малочисленных народах России, которые дублируют положения ст. 123.16 ГК РФ. Наименование общин малочисленных народов приводится в соответствие с ГК РФ как общины коренных малочисленных народов РФ.
Положения о казачьих обществах приводятся в соответствие с ГК РФ. Наименование статьи изменяется на «Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации», а также исключаются пункты, определяющие понятие и общие положения о казачьих обществах, поскольку их деятельность регулируется отдельным специальным законом.
Положения о фондах приведены в соответствие с ГК РФ: уточняется название статьи и организационно правовая форма фондов — общественно полезный фонд, а также исключаются устаревшие пункты, содержащие положения, дублирующие нормы ГК РФ. Поскольку ранее к фондам применялись нормы ГК РФ, то данные изменения направлены на приведение закона «О некоммерческих организациях» в соответствие с ГК РФ и не влекут изменений в деятельности общественно полезных фондов.

Добавлены положения, в соответствии с которыми устав фонда при создании утверждается учредителем (учредителями), а также вносится уточнение, что устав фонда должен содержать порядок формирования и деятельности попечительского совета. При этом на практике мало уставов фондов, которые бы не содержали положений о порядке формирования и деятельности попечительского совета, поскольку в силу п. 3 ст. 14 Закона «О некоммерческих организациях» состав, порядок формирования, компетенцию и срок полномочий органов некоммерческой организации, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов — должны быть отражены в уставе организации. Но, в случае отсутствия в уставе указанных положений о попечительском совете, следует внести изменения в устав для приведения его в соответствие с указанной нормой.
В отношении государственных корпораций и государственных компаний предпринимательская деятельность заменяется на термин «приносящая доход деятельность», для приведения к однообразному применению с положениями п. 4 ст. 50 ГК РФ.
Исключается ст. 8, содержащая нормы о некоммерческих партнерствах, поскольку такой отдельной организационно правовой формы как «некоммерческие партнерства» уже не существует. В этой части закон приведен в соответствие с ГК РФ. С 2014 года некоммерческие партнерства обязаны перерегистрироваться в ассоциации (союзы). Если НКО до сих пор существует в форме некоммерческого партнерства, необходимо подать в Минюст документы для регистрации смены устава и наименования организации, а затем уведомить банк и контрагентов об изменениях. Если такая организация продолжает пользоваться печатью, необходимо также заменить печать (если на ней присутствовало прежнее наименование).
Исключается ст. 9, содержащая нормы о частных учреждениях, что является приведением в соответствие с положениями ГК РФ, поскольку деятельность учреждений регулируется нормами ст. 123.21-123.23 ГК РФ.
Общие положения об автономных некоммерческих организациях исключаются как устаревшие, поскольку аналогичные положения содержатся в ст. 123.24-123.25 ГК РФ. Таким образом, устраняются противоречия закона «О некоммерческих организациях» с ГК РФ. Указанные изменения не влекут за собой необходимости внесения изменений в устав АНО, поскольку и ранее в отношении правового регулирования деятельности АНО применялись нормы ГК РФ.
Исключаются общие положения об ассоциациях (союзах) как дублирующие положения ГК РФ, но на их деятельности такие изменения не отразятся.
П. 1 ст. 13.1, предусматривающий, что государственная регистрация некоммерческих организаций производится в соответствии с законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», дополняется отсылкой на специальные законы для регистрации некоммерческих организаций, не попадающих под действие закона 7-ФЗ.
Изменения коснулись количества представляемых для государственной регистрации НКО документов. Так, в новой редакции значится, что в уполномоченный территориальный орган представляется два экземпляра устава (за исключением, когда регистрация осуществляется в электронной форме), в то время как в соответствии с Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным Приказом Минюста России от 26.09.2022 №199, количество представляемых уставов — 3 экземпляра. Решение о создании некоммерческой организации в действующей редакции должно представляться в двух экземплярах, а в новой редакции указание на количество его экземпляров исключается, в связи с чем при буквальном толковании нормы следует, что такое решение будет должно представляться в одном экземпляре (справочно — по регламенту — 3 экз. решения, п. 27 Регламента).

Между тем, один «пробел» в этой статье остался не урегулированным. Так, в п. 5 ст. 13.1 осталась формулировка, что для государственной регистрации НКО в числе прочих документов представляется заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов; в то время как в утвержденной форме Р11001 заявления отсутствуют графы для заполнения сведений о месте жительства заявителя.
Есть еще ряд общих изменений, предлагаемых законопроектом.
Замена по всему тексту ФЗ «О некоммерческих организациях» термина «учредительные документы» на термин «устав». Это обусловлено тем, что ГК РФ предусматривает единственный вариант учредительного документа для всех юридических лиц, кроме хозяйственных товариществ и государственных корпораций — устав (п. 1 ст. 52 ГК РФ). Таким образом, законопроект позволяет исключить неоднозначное толкование термина «учредительный документ», заменив его на «устав». Если в уставе НКО есть упоминания учредительного договора в качестве учредительного документа, то необходимо внести изменения в устав.
Исключение из ФЗ «О некоммерческих организациях» ряда дублирующих или противоречащих ГК положений о реорганизации НКО. Единые нормы, регулирующие процедуру реорганизации юридических лиц, закреплены в ГК РФ (ст. 57-60.2). Дублирование указанных норм в ФЗ «О некоммерческих организациях» является излишним и во многих случаях создает путаницу. В ФЗ «О некоммерческих организациях» остаются отсылочные к ГК нормы, которые исключают двоякое толкование и устраняют неопределенность в проведении процедуры реорганизации НКО.
Кроме того, законопроект устраняет противоречия о возможностях преобразования одной организационно-правовой формы НКО в другую. В случае принятия законопроекта вопрос о возможности преобразования будет однозначно решаться нормами ГК, регулирующими особенности отдельных организационно-правовых форм. В случае наличия в уставе НКО положений о реорганизации необходимо свериться, соответствует ли закрепленная в уставе процедура реорганизации положениям ст. 57-60.2 ГК РФ. При наличии противоречий необходимо внести изменения в устав. Также необходимо уточнить, вправе ли организация данной организационно-правовой формы преобразоваться в те формы, которые указаны в уставе. Свериться необходимо с нормами ГК РФ, регулирующими особенности организационно-правовых форм (для общественной организации — п. 4 ст. 123.4, для ассоциации (союза) — п. 4 ст. 123.8, для АНО — п. 7 ст. 123.24, для частного учреждения — п. 3 ст. 123.23, общественно полезные фонды не реорганизуются — п. 3 ст. 123.17).
Исключение из ФЗ «О некоммерческих организациях» ряда дублирующих или противоречащих ГК РФ положений о ликвидации НКО. Единые нормы, регулирующие процедуру ликвидации юридических лиц, закреплены в Гражданском кодексе (ст. 61-64.1). Противоречия и дублирование исключаются из ФЗ «О некоммерческих организациях», однако специальные нормы, применяемые в особых ситуациях (например, ликвидация АНО в случае смерти ее единственного учредителя), остаются в ФЗ «О некоммерческих организациях». Кроме того, ФЗ «О некоммерческих организациях» сохраняет отсылочные к ГК РФ нормы, которые исключают двоякое толкование и устраняют неопределенность в проведении процедуры ликвидации. В случае наличия в уставе НКО положений о ликвидации необходимо свериться, соответствует ли закрепленная в уставе процедура ликвидации положениям ст. 61-64.1 ГК РФ. При наличии противоречий необходимо внести изменения в устав.
Исключение из ФЗ «О некоммерческих организациях» обязанности для АНО иметь в качестве высшего органа управления коллегиальный орган. С 2014 года ГК РФ не обязывает автономные некоммерческие организации создавать высший коллегиальный орган управления. В соответствии со ст. 123.25 ГК РФ управление АНО осуществляют учредители. При этом ГК дает возможность создания АНО единственным учредителем (п.1 ст. 123.24). Таким образом, в соответствии с нормами ГК РФ высший орган управления АНО не обязательно должен быть коллегиальным (что противоречит п. 1 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Законопроект исключает спорную норму и устраняет возможность двоякого толкования, подтверждая возможность высшего управления АНО единственным учредителем. В случае наличия в системе органов управления АНО высшего коллегиального органа, который существует помимо учредителя (например, Совета/Правления и т.д.), но не имеющего необходимого в реальной практике функционала, «утяжеляющего» работу организации и созданным исключительно под влиянием нормы п.1 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», можно отказаться от этого органа путем внесения соответствующих изменений в устав. Это право организации, а не обязанность (то есть организации не обязательно исключать этот орган из системы управления, если данный орган ей необходим).
Норма ФЗ «О некоммерческих организациях» о проведении заседаний высшего органа скорректирована с учетом возможности проведения заседания в дистанционной форме. С 2021 года ГК РФ содержит положения о возможности проведения заседаний коллегиальных органов управления юридических лиц в дистанционной форме (п. 1 ст. 181.2). При этом заседание предполагает возможность присутствовать в месте проведения заседания физически или подключаться к заседанию с помощью электронных либо иных технических средств или комбинировать оба эти способа. Норма п. 4 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» упоминает только возможность присутствия на заседании, то есть исключает дистанционное участие. Законопроектом предлагается устранить такое двоякое толкование, заменив «присутствие» на «участие». Данное изменение не требует обязательного внесения изменений в устав, однако в случае внесения изменений по другим основаниям, рекомендуется предусмотреть в уставе возможность проведения заседаний коллегиальных органов организации в дистанционной форме.
Уточнение порядка принятия решений высшего органа управления НКО по вопросам исключительной компетенции. И нормы ГК РФ, и нормы ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривают принятие решения по вопросам исключительной компетенции высшего органа квалифицированным большинством голосов. Однако закон не содержит уточнений, какое именно большинство будет считаться квалифицированным, что создает некоторую неопределенность на практике. Законопроектом предлагается внести в ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» соответствующее минимальное количество членов, которое будет считаться достаточным для признания большинства квалифицированным.

Таким образом, квалифицированное большинство будут составлять не менее 2/3 голосующих за принятие решения, при наличии кворума, если необходимость большего числа голосов (например, 3/4) не будет предусмотрена уставом. В подавляющем большинстве уставов для принятия решения по вопросам, составляющим исключительную компетенцию высшего органа управления, необходимо не менее 2/3 голосующих «за» при наличии кворума. Однако если в уставе указано меньшее число голосующих «за» по вопросам исключительной компетенции высшего органа, необходимо внести изменения в устав.
Исключение из ФЗ «О некоммерческих организациях» нормы о требованиях к содержанию протокола заочного голосования. С 2021 года единые требования к содержанию протокола заседания и заочного голосования содержатся в п. 4 ст. 181.2 ГК РФ. При этом п. 4.1 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» содержит не соответствующие ГК РФ положения о содержании протокола заочного голосования. Законопроектом предлагается исключить излишнее дублирование, содержащее противоречия. Если в уставе содержатся положения о содержании протокола, необходимо свериться с п. 4 ст. 181.2 ГК РФ и при необходимости внести изменения.
Изменения, вносимые в Федеральный закон от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»
В п. 2 ст. 24 термин «предпринимательская деятельность» заменяется термином «приносящая доход деятельность». Это обусловлено тем, что в соответствии с ГК РФ профсоюзы вправе осуществлять именно приносящую доход деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач.
Изменения, вносимые в Федеральный закон от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»
Несколько изменятся и будут синхронизированы с ГК РФ требования к содержанию уставов религиозных организаций, вместо целей, задач и видов деятельности, уставы должны будут включать предмет, цели, задачи и виды деятельности, дополнительно к источникам образования денежных средств и иного имущества организации нужно будет указать направления их использования.
Действующая редакция ст. 23 «Предпринимательская деятельность религиозных организаций» будет изложена в новой редакции, в соответствии с которой религиозные организации будут вправе осуществлять приносящую доход деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами и служит достижению целей, ради которых они созданы, а также соответствует таким целям, и создавать собственные коммерческие организации в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации. Приносящей доход деятельностью будут признаваться приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания религиозной организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
В части требований к уставам и приносящей доход деятельности религиозным организациям необходимо будет проверить свои уставы на соответствие новеллам и при необходимости внести изменения.
Планируется также разрешить создание централизованных религиозных организаций другими централизованными религиозными организациями. По действующим сейчас нормам централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций (п. 4 ст. 8).
Изменения, вносимые в Федеральный закон от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях»
В тексте закона термин «предпринимательская деятельность» заменяется термином «приносящая доход деятельность». Это обусловлено тем, что в соответствии с ГК РФ политические партии вправе осуществлять именно приносящую доход деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач.
Нужна консультация?
Обратитесь к юристам «‎Правовой команды»!