Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Ноябрь, 2023
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
Законом закреплено право (а не обязанность, как в действующей на сегодняшний день редакции закона) НКО иметь печать. В отличие от коммерческих организаций (которые еще в 2015 году получили возможность отказаться от печати) НКО на сегодняшний день обязаны иметь печать. С 1 июня 2024 года наличие печати для НКО станет добровольным, а сведения о том, что у организации есть печать с полным наименованием этой НКО на русском языке, будут отражаться в уставе организации.

Таким образом, включая в устав норму о наличии печати, организация добровольно возложит на себя обязанность изготовить печать. Тем организациям, в уставах которых на сегодняшний день сведений о печати нет, хотя сама печать изготовлена и используется, нужно будет внести в устав изменения.

Важно также понимать, что отсутствие печати у организации требует усиленного внимания со стороны контрагентов таких организаций. Поэтому юристы рекомендуют при заключении договора с организацией, действующей без печати, обязательно проверить такую организацию по ЕГРЮЛ и удостовериться, что организация является действующей, а лицо, заключающее договор, вправе совершать такие действия.
Вывод: принятые изменения представляются позитивными, поскольку позволят НКО самим выбирать более предпочтительный способ идентификации собственных документов. Это позволит сократить издержки НКО на изготовление печатей.
В соответствии с принятыми изменениями, в перечень информации, распространяемой с нарушением закона, включена также информация об осуществлении сбора пожертвований в связи с совершением централизованными религиозными организациями и религиозными организациями, входящими в их структуру, религиозных обрядов и церемоний в нарушение требований пункта 6 ст. 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».
Вывод: принятые изменения позволят в установленном порядке блокировать распространение ложной информации о сборе пожертвований под видом религиозных организаций.
Внесен ряд законодательных изменений в части регулирования добровольческой (волонтерской) деятельности:

  • устранены ранее существовавшие неточности в понятийном аппарате;

  • добавлены новые цели благотворительной деятельности:

«участие в проведении мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества;

оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности»;

  • расширен перечень участников благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности – добавлены ассоциации (союзы) добровольческих (волонтерских) организаций, ресурсные центры добровольчества (волонтерства) и добровольческие (волонтерские) организации;

  • изменено определение организатора добровольческой (волонтерской) деятельности: вместо некоммерческих организаций в качестве таковых смогут выступать любые юридические лица. Таким образом, в качестве организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности смогу выступать и коммерческие организации. Это подтверждается и установленным в законе запретом на оказание государственной финансовой и имущественной поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, являющимся коммерческими организациями;

  • закреплено определение ресурсного центра добровольчества (волонтерства): «некоммерческая организация в форме общественной организации, учреждения, ассоциации (союза), общественно полезного фонда или автономной некоммерческой организации, которая оказывает комплекс информационных, консультационных, методических услуг участникам добровольческой (волонтерской) деятельности, а также способствует развитию инфраструктуры осуществления и поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности»;

  • закреплено право добровольца (волонтера) на оплату расходов на оказание медицинских услуг, если получение медицинских услуг необходимо в соответствии с требованиями к состоянию здоровья добровольца (волонтера) при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности в соответствии с перечнем видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, установленными законодательством Российской Федерации, оплату расходов на обучение по дополнительным образовательным программам, основным программам профессионального обучения, если обучение по таким программам является обязательным условием выполнения добровольцем (волонтером) определенных видов добровольческой (волонтерской) деятельности;

  • закреплено право добровольца (волонтера) на получение в порядке, определяемом Правительством РФ, нагрудного знака за участие в добровольческой (волонтерской) деятельности;

  • расширены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по утверждению требований к состоянию здоровья добровольца (волонтера) при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности в соответствии с перечнем видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, установленными законодательством Российской Федерации;

  • в перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ включены предоставление сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства), определение некоммерческой организации, осуществляющей функции ресурсного центра добровольчества (волонтерства), создание ее инфраструктуры и оказание поддержки (финансовое, материальное и кадровое обеспечение);

  • полномочия органов местного самоуправления дополнены правом формирования координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), а также предоставлением сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства);

  • конкретизированы формы господдержки добровольческой (волонтерской) деятельности:

1) финансовая поддержка, в том числе предоставление грантов и субсидий;

2) организационная поддержка;

3) информационная поддержка;

4) консультационная поддержка;

5) имущественная поддержка, в том числе предоставление помещений в безвозмездное пользование;

6) методическая поддержка.

В Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» введено определение ресурсного центра поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, и закреплено их право оказывать поддержку СОНКО.
Вывод: несмотря на ряд позитивных изменений с сфере регулирования добровольческой (волонтерской) деятельности, некоторые изменения представляются спорными. В-частности, это закрепление возможности коммерческих организаций выступать в качестве организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, поскольку это вступает в противоречие с целью создания коммерческих организаций – извлечение прибыли (ч. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ) и принципом бескорыстности и безвозмездности добровольческой (волонтерской) деятельности (ст. 1 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»). Право организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления (новая редакция пп. 1 п. 1 ст. 17.2 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)») вступает в противоречие с новым п. 4 ст. 17.4, устанавливающим, что не допускается оказание финансовой и имущественной поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, являющимся коммерческими организациями. Таким образом, принятые законодательные изменения возможно будут нуждаться в дополнительной проработке с учетом последующей правоприменительной практики.
Принятые ведомственные приказы
Данным Приказом помимо технических правок, связанных со вступившими в силу изменениями законодательства, скорректирован Порядок ведения реестра иностранных агентов в части расширения перечня содержащихся в реестре сведений ‎об иностранном агенте.

Так, в реестр иностранных агентов, опубликованный на официальном сайте Минюста России, теперь дополнительно включаются:

  • дата опубликования принятия решения о включении лица ‎в реестр иностранных агентов;
  • псевдоним физического лица (при его наличии);
  • прежняя фамилия, и (или) имя, и (или) отчество (в случае если иностранный агент менял фамилию, и (или) имя, и (или) отчество) или прежнее наименование юридического лица, общественного объединения, действующего без образования юридического лица, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица (в случае его изменения).

Таким образом, если физическое лицо, признанное иностранным агентом, использует в своей публичной деятельности псевдоним, либо если юридическое лицо или незарегистрированное общественное объединение сменило свое наименование, то сведения об этом также будут указываться в реестре иностранных агентов.
Вывод: с одной стороны, внесенные изменения увеличивают репутационные риски лиц, признанных иностранными агентами, с другой стороны – это позволит иным лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» обязаны соблюдать запреты и ограничения, установленные для иностранных агентов, не допустить нарушений этого требования.
Приказом дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных, на основании которых определяется частота и характер проведения контрольно-надзорных мероприятий Роскомнадзора.

Так, в качестве индикатора риска дополнительно закреплено «установление контролирующим органом трех и более фактов несоответствия информации, указанной контролируемым лицом в уведомлениях, подлежащих направлению в контролирующий орган в соответствии с частью 3 статьи 12 и частью 1 стать 22 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», сведениям, размещенным на принадлежащем такому контролируемому лицу сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».

Это означает, что в случае выявления трех и более фактов несоответствия информации, направленной оператором персональных данных в Роскомнадзор в составе уведомлений о намерении осуществлять обработку ПДн и намерении осуществлять трансграничную передачу ПДн, той информации, которая содержится в опубликованной на сайте оператора ПДн политике обработки ПДн, Роскомнадзор получает право инициировать внеплановую проверку.

Выявить такое несоответствие Роскомнадзор может в ходе проверочных мероприятий без взаимодействия с оператором персональных данных.
Вывод: во избежание рисков внеплановых проверок, некоммерческим организациям следует внимательно следить за актуальностью сведений, направленных в качестве обязательных уведомлений в Роскомнадзор, а также своевременно вносить изменения в политику обработки персональных данных, размещаемую на своем сайте.
В данном Приказе ФАС России разъяснило, что относится к рекламе, а также ее отличия от иных материалов.

По мнению ФАС, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку. В свою очередь, наличие факта размещения информации за плату не входит в перечень признаков рекламы, перечисленных в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе».

Нанесение логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию, одежду осуществляется в рекламных целях, вместе с тем данная продукция может быть также использована и самим юридическим лицом (его сотрудниками) для собственных нужд при организации работы предприятия, непосредственном осуществлении своей деятельности. В таком случае информация, нанесенная на такую продукцию, не будет рассматриваться в качестве рекламы и на нее не будут распространяться требования Федерального закона «О рекламе». Соответственно, при предоставлении сотруднику юридического лица изготовленной сувенирной продукции (например, ручек) для использования в качестве канцелярских товаров, или спецодежды, униформы юридическое лицо не осуществляет функций по распространению рекламы, равно как и не передает такую продукцию сотрудникам в рекламных целях, однако обеспечивает организацию работы юридического лица. Однако распространение такой продукции среди неопределенного круга лиц, в том числе в качестве подарков контрагентам, потребителям, может являться основанием для признания таких акций по распространению как рекламы.

Информация, текст которой содержит указание на профиль деятельности организации, оказывающей какие-либо услуги, а также номер телефона или адрес сайта, позволяющие получателю такой информации воспользоваться услугами, оказываемыми конкретной организацией, является рекламой, поскольку указанные сведения индивидуализируют данную организацию и направлены на привлечение внимания к деятельности такой организации.

ФАС отметила, что совокупный анализ положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О рекламе», а также Федерального закона «О некоммерческих организациях» позволяет сделать вывод о том, что рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к предпринимательской деятельности некоммерческой организации, а также к некоммерческой организации без конкретизации деятельности такой организации, при условии того, что такая некоммерческая организация осуществляет в том числе предпринимательскую деятельность.

Не относится к рекламе:

  • информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

  • справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

  • информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;

  • любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

  • информация о планируемых публикациях (анонсах), размещенная в средстве массовой информации, в котором планируется опубликование впоследствии заявленного в анонсе материала, или освещающая какие-либо вопросы, связанные с изданием или реализацией такого средства массовой информации (например, о сроках подписной кампании или о местах реализации газеты, журнала);

  • размещённые в печатных изданиях, теле- и радиопрограммах, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» различные статьи, теле-, радио-, видео- и аудиопередачи, аудиовизуальные произведения и иные информационные материалы, не формирующие интереса к какому-либо товару;

  • информация, содержащая одинаковый набор сведений об организациях и производимых или реализуемых ими товарах (оказываемых услугах), сгруппированная по определенным рубрикам, размещенная на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», представляющем собой каталог;

  • единообразная информация о производимых или реализуемых товарах, размещённая на сайте владельца агрегатора информации о товарах (услугах), а также страницах владельца агрегатора информации о товарах (услугах) в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в официальном приложении для мобильных устройств, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта, соответствующей страницы в социальной сети, мобильного приложения об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, и сгруппированы по определенным рубрикам, разделам, категориям;

  • информация о производимых товарах (оказываемых услугах, организуемых выставках и подобных мероприятиях), размещённая на официальном сайте производителя таких товаров (лица, оказывающего услуги, организатора таких мероприятий), на страницах производителя таких товаров (лица, оказывающего услуги, организатора таких мероприятий) в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в официальном приложении для мобильных устройств, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта, соответствующей страницы в социальной сети, мобильного приложения об ассортименте своих товаров (услуг, организуемых мероприятиях), условиях их приобретения (участия в них), ценах и скидках, правилах пользования (участия);

  • информация о реализуемых товарах разных производителей, размещённая на официальном сайте продавца данных товаров, на страницах продавца данных товаров в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в официальном приложении для мобильных устройств, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта, соответствующей страницы в социальной сети, мобильного приложения об ассортименте реализуемых товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования;

  • отзывы покупателей о товарах, размещенные в специальных разделах.

В отдельных случаях, когда размещаемая на сайте, на странице в социальных сетях, или в приложении для мобильного устройства продавца товаров разных производителей информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте предлагаемых товаров, работ, услуг или деятельности компании, в том числе о контрагентах (партнерах) данной компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару, работе, услуге и их выделение среди однородных товаров, работ, услуг (например, путем размещения стационарного баннера, размещаемого на каждой странице сайта и не связанного с содержанием таких страниц и т.п.), такая информация может быть признана рекламой, и на такую информацию распространяются требования Федерального закона «О рекламе». Кроме того, может быть признана рекламой размещаемая на сайте, на странице в социальных сетях производителя таких товаров (лица, оказывающего услуги, организатора таких мероприятий) или продавца товаров, в официальном приложении для мобильных устройств информация об иных хозяйствующих субъектах, если такая информация привлекает внимание к таким хозяйствующим субъектам, а не деятельности указанных производителя или продавца.

При этом размещение на официальном сайте компании или мероприятия информации о спонсорах/партнерах с изображением товарных знаков (логотипов) таких спонсоров/партнеров в специальном разделе сайта, посвященном описанию именно спонсоров/партнеров, не является рекламой, если размещенная информация не формирует интерес непосредственно к спонсорам, и они не являются самостоятельными объектами рекламирования.

Требования, установленные для распространения рекламы в сети Интернет, вызывают множество вопросов, в связи с чем, ФАС России ранее было подготовлено письмо, а также размещены разъяснения на официальном сайте.

Следует напомнить, что 16 октября 2023 года ФАС России размещен для общественного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», которым предлагается на законодательном уровне определить, что не считается рекламой, а также закрепить механизм выдачи антимонопольным органом предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства о рекламе.
Вывод: Приказ ФАС России очень полезен для НКО, поскольку позволяет разобраться во многих вопросах, связанных с отнесением той или иной информации к рекламе.
Как следует из названия Приказа, он направлен на утверждение порядка ведения реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Следует отметить, что данный реестр ведется Минюстом России уже много лет и действует Приказ Минюста России от 31.10.2022 №261 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о регистрации представительств иностранных религиозных организаций и внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций» (заменивший ранее действовавший аналогичный приказ), в то время как напрямую порядок ведения данного реестра до настоящего времени урегулирован не был.

Новым Приказом закреплен порядок ведения реестра на бумажных и электронных носителях, перечень документов, включаемых в дела структурных подразделений ИНКО, основания для включения в реестр, внесения изменений и исключения из него.

На официальном сайте Минюста России предполагается размещение следующих сведений о структурных подразделениях ИНКО:

а) наименование структурного подразделения (полное ‎и сокращенное (при наличии);

б) фамилия, имя, отчество (при наличии), должность руководителя структурного подразделения;

в) цели и задачи создания структурного подразделения;

г) реестровый номер структурного подразделения;

д) дата внесения сведений о структурном подразделении в реестр;

е) адрес (место нахождения) структурного подразделения

ж) дата исключения структурного подразделения из реестра.

Ведение реестра осуществляет Департамент по защите национальных интересов от внешнего влияния Минюста России.
Вывод: принятие данного Приказа можно расценивать как устранение существующей правовой коллизии, когда реестр филиалов и представительств ИНКО фактически длительное время ведется, однако, нормативного акта о порядке его ведения принято не было.
Принятие данного Приказа обусловлено вступившими в силу законодательными изменениями, в соответствии с которыми, иностранная некоммерческая неправительственная организация, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, не имеющая зарегистрированного в установленном порядке структурного подразделения - отделения, имеет право участвовать в мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации, по приглашению задействованных в организации и (или) проведении таких мероприятий государственных органов, органов местного самоуправления и (или) организаций.

Организациями, которые вправе пригласить иностранную некоммерческую неправительственную организацию для участия в мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации, являются:
  • организации, учредителями которых является Российская Федерация или государственный орган;
  • публично-правовые компании, государственные корпорации и государственные компании;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • общественно-государственные и государственно-общественные объединения;
  • организации, находящиеся под прямым или косвенным контролем государственных органов, выраженным в обязанности исполнять указания, распоряжения, осуществлять действия, определенные иным образом;
  • организации, созданные на основании федеральных законов, актов Президента РФ или Правительства РФ.

Приказом установлен порядок направления и форма уведомления о проведении мероприятия, и также порядок размещения в сети Интернет государственным органом, органом местного самоуправления и (или) организацией информации о проведении мероприятия с участием иностранных и международных организаций, не имеющих зарегистрированных на территории РФ структурных подразделений.

Следует напомнить, что проведение иных мероприятий с участием иностранных и международных организаций, не имеющих зарегистрированных на территории РФ структурных подразделений, а также участие в них граждан РФ и НКО не допускается под угрозой привлечения к административной ответственности по ст. 19.34.2 КоАП РФ (штраф на граждан – от 3 000 до 5 000 рублей, на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей).
Вывод: напрямую принятый Приказ НКО не касается, но следует учитывать, что участвовать можно только в тех мероприятиях, которые проводятся иностранными и международными организациями, имеющими зарегистрированные на территории РФ структурные подразделения, или в тех мероприятиях, информация о проведении которых размещена на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления или соответствующими организациями.
Федеральный закон от 31.07.2023 N 409-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"
Проекты федеральных законов
Об отчетности НКО
2 ноября 2023 года Минюстом России опубликован для общественного обсуждения (срок до 23.11.2023) проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроектом предлагается внести изменения в порядок направления в Минюст России отчетности общественных объединений и некоммерческих организаций, в т.ч. благотворительных организаций, а именно предлагается унифицировать порядок отчетности общественных объединений и некоммерческих организаций.

Пункт 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предлагается изложить в новой редакции:

«Некоммерческие организации обязаны ежегодно представлять ‎в уполномоченный орган в форме электронного документа отчет о своей деятельности, о персональном составе высшего органа управления ‎(в отношении унитарных и благотворительных организаций), иных органов и работников, о целях расходования денежных средств ‎и использования иного имущества, в том числе, полученных ‎от иностранных источников, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Форма, сроки и порядок представления указанного отчета определяются уполномоченным органом.

Указанный отчет размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ‎в порядке и объеме сведений, утвержденных уполномоченным органом.»

Таким образом, предлагается:

  • закрепить обязательность именно электронной формы отчета;
  • исключить право некоммерческих организаций, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представлять в Минюст России заявление, подтверждающее их соответствие вышеперечисленным критериям, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности;
  • исключить обязанность некоммерческих организаций ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

В ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» предлагается внести коррелирующие изменения об обязанности общественных объединений «ежегодно в форме электронного документа представлять ‎в федеральный орган государственной регистрации отчет, предусмотренный абзацем первым пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ‎по форме, в сроки и порядке, которые определяются федеральным ‎органом государственной регистрации.».

Закрепленные в настоящее время обязанности общественного объединения публиковать отчет и информировать Минюст России о продолжении своей деятельности предлагается исключить.

В Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ ‎«О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» предлагается внести изменения, обязывающие направить в Минюст России отчет в форме электронного, а обязанность по опубликованию отчета предлагается исключить.

Аналогичные требования предлагается установить и для отчетов структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
Вывод: с одной стороны, предлагаемые изменения представляются позитивными, поскольку закрепляют порядок направления отчетов в электронной форме и исключают обязанность по их опубликованию (эта функция возлагается на Минюст России). С другой стороны, исключается возможность определенным некоммерческим организациям направлять отчет по «упрощенной» форме в виде сообщения о продолжении деятельности.
Об информировании службы занятости
30 ноября 2023 года Государственной Думой принят и направлен на одобрение в Совет Федерации проект федерального закона №275599-8 «О занятости населения в Российской Федерации».
Законопроект разработан в целях замены действующего на настоящий момент Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

В отличие от действующего закона проект включает новую статью с понятийным аппаратом. Скорректирован перечень граждан, считающихся занятыми. В частности, в действующей редакции занятыми считаются только проходящие обучение по очной форме. Законопроект уточняет, что занятыми гражданами являются обучающиеся по любым программам профессионального образования. Кроме того, уточнено, что занятыми могут быть признаны только учредители (члены) корпоративных коммерческих организаций, учредители и члены НКО полностью исключены.

Новая редакция статьи «Занятые граждане» не решает вопрос о признании руководителя некоммерческой организации, осуществляющего свои функции на общественных началах, безработным. Соответствующая норма законопроекта полностью повторяет норму действующего федерального закона.

Законопроект излагает в новой редакции статью, регламентирующую обязанность работодателей, в частности, некоммерческих организаций, по информированию государственной службы занятости. В перечень информации, о которой нужно будет посылать сведения, дополнительно включен временный перевод (либо его изменение и отмена) работников на дистанционную работу в исключительных случаях, предусмотренных трудовым законодательством – эти сведения нужно будет представлять в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. В случае принятия законопроекта перечень информации станет открытым, Правительство РФ сможет устанавливать обязанность работодателей представлять в службы занятости иные сведения, кроме перечисленных в законе.

Сведения о применении в отношении работодателя процедур несостоятельности (банкротства) нужно будет представлять в течении 3 рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий, а не ежемесячно, как в действующем законе.

Сведения о новых рабочих местах или закрытии вакансии нужно будет представлять в течение 5 рабочих дней со дня появления информации, а не ежемесячно, как в действующем законе.

При этом при отсутствии событий, о которых необходимо информировать службы занятости, никакие сведения представлять не нужно.

Законопроект исключает возможность предоставления работодателями информации в письменной форме, информирование возможно только путем размещения сведений на единой цифровой платформе или иных информационных ресурсах, определяемых Правительством РФ.
Вывод: с одной стороны, принятие законопроекта позволит информировать службы занятости не в соответствии с определенным графиком, а при наличии соответствующего события, что снизит риски привлечения НКО к ответственности в этой сфере. С другой стороны, перечень обязательной к представлению информации расширяется. Важный для НКО вопрос о признании безработным руководителя некоммерческой организации, действующего на общественных началах, данный законопроект не решает.
Проекты ведомственных приказов
Минтруд планирует дополнить перечень индикаторов риска еще двумя индикаторами, а именно:

1. выявление признаков выплаты заработной платы ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ) путем соотношения фонда оплаты труда и количества работников за отчетный период;

2. отсутствие кадровых изменений, при условии сокращения обязательных отчислений в Социальный фонд России на 50 процентов.

Индикаторы риска используются при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

Индикатор риска 1 может увеличить количество проверок некоммерческих организаций либо запросов к ним от Государственной инспекции труда, так как зачастую НКО заключают трудовые договоры на неполное рабочее время, соответственно, фактический размер заработной платы не превышает установленный в регионе МРОТ, хотя, по сути, законодательство не нарушено. Работодатели обязаны платить заработную плату не менее МРОТ за полное рабочее время, соответственно, при установлении, к примеру, 4-часового рабочего дня вместо 8-часового, заработная плата пропорционально уменьшается.

Индикатор риска 2 вряд ли окажет существенное влияние на работу НКО.
Вывод: предлагаемые изменения носят негативный характер для некоммерческих организаций, поскольку не учитывают специфику работы в НКО, зачастую характеризующуюся неполной занятостью работников, что может привлекать повышенный интерес контролирующего органа и увеличить число проверок со стороны трудовых инспекций.
Иные новости некоммерческого законодательства и судебная практика
О рекомендациях по размещению идентификатора рекламы
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) разработала памятку «Рекомендации по размещению идентификатора рекламы».
В соответствии с ФЗ «О рекламе» (статья 18.1), с 1 сентября 2022 года участники рекламного рынка обязаны маркировать интернет-рекламу и передавать данные о ее размещениях в Роскомнадзор.

С 1 сентября 2023 года введены штрафы за отсутствие маркировки интернет-рекламы и непредоставление сведений: от 10 тыс. до 100 тыс. рублей для физических лиц, от 30 тыс. до 200 тыс. рублей для должностных лиц, от 200 тыс. до 500 тыс. рублей для юридических лиц.

Ранее Роскомнадзор опубликовал схожую памятку по процедуре учета интернет-рекламы.
О товарном знаке
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации «15» ноября 2023 г. утвержден «Обзор судебной практики по делам, связанным с оценкой действий правообладателей товарных знаков» (далее – Обзор).
Данный Обзор касается именно зарегистрированных товарных знаков, т.е. изображений, словесных выражение или комбинированных товарных знаков, которые были в установленном законом порядке зарегистрированы и права на которые защищаются законом как объекты интеллектуальной собственности. Обратим внимание, что на символику НКО, описанную в уставе, но не зарегистрированную в качестве товарного знака, данный Обзор не распространяется.

Верховный Суд в Обзоре напомнил, что товарный знак подлежит защите, однако, если использование осуществляется с нарушением закона или злоупотреблениями, а также если он не использовался более 3 лет, может быть отказано в его защите. Наибольший акцент в Обзоре сделан на добросовестности правообладателя товарного знака и последствий недобросовестного поведения (злоупотребления правом) с его стороны.

Судом в Обзоре были сформулированы некоторые, важные для правоприменения, позиции, в частности:

  • приобретение права на товарный знак не с целью фактически использовать его для индивидуализации товаров, а для предъявления исков к добросовестным участникам гражданского оборота является злоупотреблением правом и не подлежит защите в суде;

  • приобретение товарного знака, содержащего обозначение, сходное с товарным знаком, ранее принадлежавшим этому лицу, правовая охрана которого была досрочно прекращена в связи с неиспользованием может быть признано злоупотреблением правом, поскольку такие действия были направлены на преодоление вступившего в законную силу судебного акта и препятствовали иному лицу осуществить регистрацию товарного знака и использовать его;

  • действия лица, связанные с регистрацией в качестве товарного знака обозначения, включающего в себя сильный элемент товарного знака иного лица, если этот элемент обладает широкой известностью и высокой степенью узнаваемости потребителями, могут быть признаны судом недобросовестными.

Правовые позиции, сформулированные Верховным Судом в Обзоре, могут иметь значение для НКО, обладающих зарегистрированным товарным знаком или правомерно использующих такие товарные знаки на основании лицензионного договора.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →