Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Октябрь 2021
Принятые или вступающие в силу
постановления Правительства
Постановление принято в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2021 года №75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях».

В соответствии с утвержденным Положением, структурные подразделения ИНКО должны представлять в Минюст информацию в следующие сроки:

- заявленные для осуществления на территории Российской Федерации программы и иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий на территории Российской Федерации, – ежегодно, ‎не позднее 1 ноября года, предшествующего году, в котором будет осуществляться программа;

- осуществляемые на территории Российской Федерации программы ‎и иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий на территории Российской Федерации, – в течение 7 рабочих дней ‎со дня начала осуществления программы;

- отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий на территории Российской Федерации, либо информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились – ежегодно до 1 марта года, следующего ‎за отчетным.

При принятии решения об изменении (в том числе дополнении) целей (задач) и мероприятий заявленной для осуществления ‎и осуществляемой программы, о которой структурное подразделение ИНКО ранее информировало Минюст России, оно представляет документы, содержащие уточненную информацию, в течение 7 рабочих дней со дня изменения указанной программы и не позднее, чем за 30 дней рабочих дней до начала реализации указанной программы.

Если срок реализации заявленной программы составляет более 1 года, то сведения о ее реализации представляются в Минюст ежегодно.

Отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий на территории РФ, должен содержать следующую информацию:

- наименование программы и иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий на территории РФ;

- орган (лицо), утвердивший программу и иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий на территории РФ;

- цели (задачи) программы и иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий на территории РФ;

- перечень реализованных мероприятий с указанием их участников ‎и контрагентов, периода (даты) проведенных мероприятий, сумм израсходованных денежных средств по каждому реализованному мероприятию;

- территория (адрес) проведения мероприятий.

Информация о программах структурных подразделений ИНКО представляется в Минюст только непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения. Электронный способ подачи информации, в т.ч. через ресурсы официального сайта Минюста России не предусмотрен. Таким образом, предполагается, что должны быть представлены заверенные копии документов, связанных с программами.

Программы и иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, которые структурные подразделения ИНКО начали осуществлять на территории РФ до 3 октября 2021 года должны быть представлены в Минюст России до 30 декабря 2021 года.

Формы отчета, в которые должна включаться вышеуказанная информация (СП003, СП004 и СП005) утверждены Приказом Минюста от 30.09.2021 №185 (см. раздел «Принятые ведомственные приказы»).

Вывод: Постановление направлено на техническую реализацию ранее внесенных законодательных изменений, существенно увеличивающих объем информации, представляемый филиалами и представительствами ИНКО в Минюст России.

Принятые ведомственные приказы
Приказ вступил в силу 11 октября 2021 года.

Принятие Приказа обусловлено вступившим в силу Федеральным законом от 30 декабря 2020 года №481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности», в соответствии с которым в Федеральный закон от 28 декабря 2012 года №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» была введена новая статья 2.1, предусматривающая, что «Физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, в случае, если оно осуществляет на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее - иностранный источник) политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации), в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника гражданами Российской Федерации, российскими организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи)». Перечень таких сведений должен быть установлен актом ФСБ России.

Перечень состоит из 60 пунктов:

1. Сведения в области военной деятельности Российской Федерации, ‎не содержащие сведений, составляющих государственную тайну:

1) сведения об оценке и прогнозах развития военно-политической, стратегической (оперативной) обстановки;

2) сведения о планировании и осуществлении мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

3) сведения о дислокации, действительных наименованиях, организационной структуре, вооружении и численности Вооруженных Сил РФ, войск национальной гвардии РФ, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, воинских подразделений федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формирований, Службы внешней разведки РФ, органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов военной прокуратуры, военных следственных органов Следственного комитета РФ, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ;

4) сведения о дислокации, назначении, строительстве, степени готовности, эксплуатации и защищенности объектов войск, воинских формирований и органов;

5) сведения об оперативном оборудовании территории РФ в целях обороны;

6) сведения о прохождении гражданами РФ военной службы, государственной службы иных видов в войсках, воинских формированиях и органах, ‎о трудовой деятельности граждан РФ в войсках, воинских формированиях и органах;

7) сведения о строительстве и развитии войск, воинских формированиях и органах;

8) сведения о мобилизации, боевой и мобилизационной подготовке войск, воинских формирований и органов;

9) сведения о местах хранения оружия и боеприпасов, находящихся на вооружении войск, воинских формирований и органов;

10) сведения о потребностях войск, воинских формирований и органов в капитальных вложениях ‎в строительство объектов войск, воинских формирований и органов;

11) сведения о потребностях войск, воинских формирований и органов в разработке, производстве, испытаниях, установке, монтаже, техническом обслуживании, ремонте ‎и утилизации образцов вооружения, военной и специальной техники, ‎в том числе робототехнических комплексов;

12) сведения о материально-техническом и финансовом обеспечении войск, воинских формирований и органов;

13) сведения о закупках товаров, работ, услуг для нужд войск, воинских формирований и органов, ‎в том числе сведения о единственных поставщиках товаров, работ, услуг;

14) сведения о соблюдении законности и морально-психологическом климате в войсках, воинских формированиях и органах;

15) сведения о деятельности войск, воинских формирований и органов, имеющие ограничения ‎для публикации в средствах массовой информации.

16) персональные данные военнослужащих (сотрудников, работников) войск, воинских формирований и органов, членов их семей, в том числе об адресах проживания, посещаемых образовательных и медицинских организациях, используемых транспортных средствах и личные средствах связи, сведения о соединениях ‎и переписке с использованием средств связи, за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе;

17) сведения о средствах и сетях связи, используемых в войсках, воинских формированиях и органах, в том числе сведения о номерах служебных телефонов, ‎за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе;

18) сведения о подготовке, заключении, содержании, выполнении, прекращении или приостановлении действия международных договоров и соглашений, за исключением случаев, предусмотренных обязательствами Российской Федерации в связи с участием в международных договорах и соглашениях;

19) сведения об организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) и иных лиц, подлежащих охране войсками национальной гвардии РФ и органами государственной охраны в соответствии с решением Президента РФ, ‎а также сведения о финансировании этой деятельности;

20) сведения о методах профессионально-должностной, командирской и боевой подготовки военнослужащих войск, воинских формирований и органов;

21) сведения о режимных помещениях и специальных хранилищах ‎на объектах войск, воинских формирований и органов, а также лицах, имеющих право сдачи их под охрану;

22) сведения о ходе и результатах рассмотрения сообщений ‎о преступлениях и предварительного расследования, которые производятся следователями органов федеральной службы безопасности и военных следственных органов Следственного комитета РФ, ‎за исключением сведений, преданных гласности в соответствии ‎с законодательством РФ с разрешения уполномоченных сотрудников органов федеральной службы безопасности и Следственного комитета РФ;

2. Сведения в области военно-технической деятельности ‎Российской Федерации, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну:

23) сведения о развитии вооружения, военной и специальной техники, содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию ‎и модернизации образцов вооружения, военной и специальной техники;

24) сведения о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения, военной и специальной техники, ‎за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе;

25) сведения об использовании технологий криптографической защиты информации, квантовых технологий и технологий искусственного интеллекта при разработке и производстве новых (перспективных) образцов (комплексов, систем) вооружения, военной и специальной техники, за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе (на стадии проекта приказа данный пункт был сформулирован как: «сведения об используемых предприятиями оборонно-промышленного комплекса комплектующих, материалах и сырье, в том числе импортного производства, ценовой политике в рамках государственного оборонного заказа, схемах финансовых расчетов»);

26) сведения о производственной кооперации предприятий оборонно-промышленного комплекса, в том числе о разработчиках или изготовителях вооружения, военной и специальной техники, другой продукции, используемой для нужд войск, воинских формирований и органов, за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе;

27) сведения о предоставлении земельных участков для строительства или проведения изыскательных, проектных, строительно-монтажных и иных работ по созданию объектов войск, воинских формирований и органов и их расположении;

28) сведения об оценках производителем качества образцов российского вооружения, военной и специальной техники, их боевых возможностей, за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе;

29) сведения о функционировании центров государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ, сил и средств, предназначенных для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты, осуществляющих свою деятельность в рамках оборонно-промышленного комплекса, а также о компьютерных инцидентах в информационных системах (сетях) предприятий оборонно-промышленного комплекса;

30) сведения о проведении закупок в части программных ‎и программно-аппаратных средств информатизации и защиты информации для нужд предприятий оборонно-промышленного комплекса;

31) сведения о составе и организации работы государственных информационных систем, виде, количестве и наименованиях модулей, местах расположения хранилищ данных и каналов связи, исходных текстах ‎и дистрибутивах программного обеспечения, применяемого в работе государственных информационных систем, технической документации (техническом задании, моделях угроз и нарушителя) на создание государственных информационных систем и систем безопасности, в том числе для систем, обрабатывающих служебную информацию ограниченного распространения, действующих паролях, кодах систем доступа к служебной информации ограниченного распространения, настройках средств защиты информации;

32) сведения об импорте продукции двойного назначения, используемой в интересах выполнения государственных программ РФ, целевых программ, государственного задания, научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, в том числе связанных ‎с развитием технологий в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства;

33) сведения о планах, силах, средствах, методах охраны ‎и об оснащении инженерно-техническими средствами охраны (организация связи, охранной, пожарной и специальной сигнализации, их технические возможности и сведения в них содержащиеся) объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ, а также данные о финансировании этой деятельности;

34) сведения о целевых программах Государственной корпорации ‎по космической деятельности «Роскосмос», их финансовом и материально-техническом обеспечении, сроках их выполнения, за исключением сведений, относящихся к созданию космической техники научного и социально-экономического назначения;

35) сведения о порядке, сроках и объемах финансирования программ реструктуризации организаций Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», состоянии расчетов с российскими организациями, результатах финансово-экономической деятельности за квартал (год), а также об итогах финансово-экономического прогнозирования деятельности ‎на среднесрочный период по решению приоритетных задач в области космической деятельности;

36) сведения о долевом финансировании Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», Министерством обороны РФ, организациями (в том числе иностранными) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области космической деятельности;

37) сведения о проблемах, в том числе финансово-экономических, сдерживающих развитие Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в одной или нескольких областях деятельности, за исключением сведений, относящихся к созданию космической техники научного и социально-экономического назначения;

38) обобщенные сведения о конверсии, производственных мощностях, планах и результатах реструктуризации организаций Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»;

39) систематизированные сведения о реализации конверсионных разработок новой продукции социально-экономического назначения на базе высвобождаемых производственных мощностей Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»;

40) сведения о техническом состоянии и готовности к выполнению задач по предназначению средств выведения космических аппаратов ‎и наземной космической инфраструктуры, за исключением сведений, относящихся к запуску космических аппаратов научного и социально-экономического назначения, а также случаев, предусмотренных обязательствами Российской Федерации в связи с участием в международных договорах и соглашениях;

41) сведения о планируемых работах по обеспечению эксплуатации ‎и развития средств выведения космических аппаратов и наземной космической инфраструктуры, за исключением сведений, относящихся к обеспечению подготовки к запуску космических аппаратов научного и социально-экономического назначения;

42) сведения о планируемых работах по созданию и развитию автоматизированных систем информационного обеспечения деятельности Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»;

43) систематизированные сведения об организации работ ‎по использованию ракетных систем оборонного назначения в качестве средств запуска космических аппаратов научного и социально-экономического назначения;

44) сведения о разработке и совершенствовании средств поиска, эвакуации и утилизации отделяющихся частей ракет-носителей, средств нейтрализации и очистки промышленных отходов, за исключением случаев, предусмотренных обязательствами Российской Федерации в связи с участием в международных договорах и соглашениях;

45) сведения о ракетных технологиях, подпадающих под действие законодательства РФ в области экспортного контроля, за исключением случаев, предусмотренных обязательствами Российской Федерации в связи с участием в международных договорах и соглашениях;

46) сведения о разработке и освоении перспективных базовых ‎и критических промышленных технологий машиностроения, приборостроения и материаловедения, обеспечивающих производство перспективной космической техники нового поколения на основе материалов (включая композитные) и комплектующих российского производства, в том числе изделий на новых физических принципах;

47) сведения о новых технологиях, материалах, комплектующих изделиях, которые придают новые свойства продукции Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»;

48) сведения о создании и внедрении космических технологий ‎в интересах обороны страны и безопасности государства;

49) сведения о развитии космической ядерной энергетики, включая создание и эксплуатацию принципиально новых космических средств (космических аппаратов, межорбитальных буксиров), напланетных аппаратов и станций, функционирующих без использования солнечной энергии ‎и обладающих повышенной энерговооруженностью, за исключением случаев, относящихся к использованию для космической техники научного и социально-экономического назначения;

50) сведения об обеспечении информационной безопасности при реализации государственной политики в области космической деятельности, ‎в том числе в части противодействия несанкционированному использованию спутниковых систем, а также незаконному оказанию на территории РФ услуг с использованием космической техники;

51) сведения об оснащении Вооруженных Сил РФ и систем вооружения специализированной аппаратурой в необходимом составе для использования данных, передаваемых космическими аппаратами, в ходе подготовки к боевым действиям и при ведении боевых действий;

52) сведения о наращивании возможностей инфраструктуры перспективных средств системы контроля космического пространства, а также возможностей системы обнаружения и документирования фактов преднамеренного воздействия на российскую орбитальную группировку космических аппаратов;

53) сведения о результатах и перспективах развития организациями ракетно-космической отрасли космических технологий, за исключением случаев, предусмотренных обязательствами Российской Федерации в связи с участием в международных договорах и соглашениях;

54) сведения о содержании и полученных результатах исследований, проведенных по заказу Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», которые могут быть использованы при разработке, модернизации и производстве продукции, за исключением сведений, относящихся к продукции научного и социально-экономического назначения;

55) сведения о результатах системных исследований по определению приоритетных разработок и основных технических и экономических характеристиках перспективных образцов космической техники, за исключением сведений, относящихся к разработкам и перспективным образцам космической техники научного и социально-экономического назначения;

56) сведения о необходимости, потребности и объемах закупок ‎у иностранных производителей высокотехнологичных материалов, комплектующих элементов, используемых в производстве космической техники, и оборудования для их производства;

57) сведения о программах международного сотрудничества ‎в области космической деятельности, за исключением сведений, относящихся к сотрудничеству в сферах научной и социально-экономической космической деятельности;

58) сведения о позиции представителей Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» на переговорах с иностранными ‎(в том числе международными) организациями, разглашение которых может нанести ущерб РФ в одной или нескольких областях деятельности;

59) сведения об экспорте и импорте космической техники, ‎за исключением случаев, предусмотренных обязательствами Российской Федерации в связи с участием в международных договорах и соглашениях;

60) сведения, раскрывающие исходные данные для заключения международных договоров в области космической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных обязательствами Российской Федерации в связи с участием в международных договорах и соглашениях.

Из окончательного текста Приказа был исключен содержавшийся в проекте пункт «53) сведения о результатах изучения научно-технического уровня, достигнутого иностранными организациями по отдельным направлениям космической деятельности или в целом по космической области;».

Таким образом, сбор данных сведений (при условии, что эти действия осуществляются в интересах иностранных источников, и при оказании соответствующей поддержки) является основанием для признания физического лица выполняющим функции иностранного агента и включения данного физического лица в соответствующий список, который ведется Минюстом России (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 28.06.2021 № 106 «Об утверждении документов, предусмотренных статьей 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-Ф3 «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»).

Опасения вызывает то обстоятельство, что Минюст России обязан согласовывать с ФСБ, ФСО, СВР и Минобороны по их обращению только решение о невключении конкретных ли (категорий лиц) в список, в то время как согласование решения о включении формально законом не предусмотрено. Это может означать, что Минюстом России будут самостоятельно толковаться

Вывод: размытость ряда формулировок, фигурирующих в Приказе (например, «сведения о соблюдении законности и морально-психологическом климате в войсках, воинских формированиях и органах»), создает дополнительные ограничения и риски для общественных организаций и журналистов в своей деятельности по привлечению общественного внимания к различным проблемам, связанным с военной службой.

В формы отчетности некоммерческих организаций, включенных в реестр выполняющих функции иностранного агента внесены существенные изменения, предусматривающие значительное увеличение объема сведений, включаемых в отчетность.

Важно: Приказ вступит в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать в течение 6 лет.

Новая версия формы №ОИА001 включает сведения об организации (раздел 1), сведения о деятельности НКО в отчетном году (раздел 2), сведения о руководящих органах и работниках (раздел 3, листы А и Б). Проект формы копирует разделы 1-3 + листы А и Б действующей редакции.

Форму №ОИА001 необходимо будет представлять в Минюст до 15 января и до 15 июля.

Введена новая форма №ОИА002, включающая в себя сведения об организации (раздел 1), сведения о расходовании денежных средств и имущества в отчетном периоде (раздел 2). Раздел 2 (листы А - Н) полностью идентичен разделу 4 формы №ОИА001 в предыдущей редакции (листы В - П), но в нее включен новый лист О – «Сведения о расходовании некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, денежных средств, полученных от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства, и использовании иного имущества, об их фактическом расходовании (использовании) в отчетном периоде», который раньше отсутствовал.

Графы для заполнения в новом листе О: наименование и ОГРН российского юридического лица, предоставившего денежные средства (имущество), израсходованные (использованное) в отчетном периоде, сведения о бенефициарном владельце (ФИО, дата рождения, гражданство, документ, удостоверяющий личность, миграционная карта, документ, подтверждающий право пребывания в РФ, адрес), наименование и реквизиты документа о передаче денежных средств и имущества, вид имущества, цели и способ его фактического использования, наименование и реквизиты документа о передаче имущества третьим лицам, сумма переданных денежных средств, цели их расходования и сведения о фактическом расходовании.

Форма №ОИА002 представляется в Минюст до 15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября соответственно.

В настоящее время НКО, включенные в реестр выполняющих функции иностранного агента, обязаны представлять в Министерство юстиции непосредственно аудиторское заключение. В соответствии с принятыми изменениями достаточным будет заполнить новую форму №ОИА003, в которой обозначена дата представления аудиторского заключения в Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (портал ФНС). Представление заключения на портале ФНС не отменяет обязанности НКО публиковать аудиторское заключение в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее - Федресурс). То есть, представить аудиторское заключение необходимо будет на два электронных ресурса: портал ФНС и Федресурс, а в Министерство юстиции отправить заполненную новую форму №ОИА003, в которой нужно будет указать данные организации и поставить дату отправки аудиторского заключения в ФНС.

При этом меняются сроки представления информации о проведении аудита. В соответствии с действующим Приказом Минюста России от 28 июня 2021 года №105 срок представления аудиторского заключения 15 апреля года, следующего за отчетным. Срок предлагается увеличить: необходимо будет представить форму №ОИА003 до 31 декабря года, следующего за отчетным.

Приказом утверждена форма сообщения некоммерческой организации, включенной в реестр выполняющих функции иностранного агента, о заявленных для осуществления программах, иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий (форма №ОИА004). Такие сведения прежде в Минюст не представлялись. Отчет включает сведения об основаниях (программах и (или) документах) для проведения планируемых мероприятий: наименовании программ (документов), дате их утверждения и утвердившем органе НКО, целях (задачах) программы (документа), стратегии их осуществления, содержании, этапах, механизме реализации, планируемых результатах, сроках реализации, размерах (в рублях) и источниках финансирования, территории реализации с приложением самой программы (документа). При этом, что именно понимается под стратегией, содержанием и механизмом реализации – не разъясняется.

Форма подается ежегодно, не позднее 1 ноября года, предшествующего году, в котором будет осуществляться программа (проводиться мероприятия).

Введена новая форма №ОИА005, в которой необходимо будет отражать информацию об осуществляемых программах, иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий. Включать в сообщение необходимо будет основную информацию о программах, например, наименование, дату утверждения, цели, этапы, сроки, территорию реализации, а также стратегию и специальные условия реализации, размер финансирования и фактические расходы.

Сообщение по форме №ОИА005 необходимо будет представлять ежегодно, не позднее 1 ноября года, предшествующего году, в котором будет осуществляться программа (проводиться мероприятия).

В соответствии с действующей редакцией формы №ОИА001, представляются сведения о прошедших мероприятиях (пункт 5 раздела II ОИА001). Предлагается вывести отчет о проведенных мероприятиях в отдельную форму №ОИА006. В новой форме меняется принцип заполнения: в действующей форме нужно заполнять названия мероприятий, цели, источники финансирования, а почти в самом конце указывать программу или документ, на основании которого они проведены. Форма №ОИА006 закладывает иную логику, по которой программа или иной документ (например, договор), является первичным. Исходя из примечания, можно сделать вывод, что такой отчет надо заполнить на каждое проведенное мероприятие. Значительно расширен перечень информации, которую необходимо представить. Сейчас нужно сообщить только 6 позиций:

- наименование мероприятия

- цели мероприятия

- дата (период) проведения мероприятия

- место проведения

- наименование и реквизиты документа – основания проведения мероприятия

- источники финансирования мероприятия

В соответствии с новой формой в дополнение к уже присутствующей в форме информации нужно указать полный адрес места проведения (в ОИА001 организации заполняли по своему усмотрению).

Абсолютным новшеством является необходимость заполнить список участников мероприятия (пока только фамилия, имя и отчество), и/или его контрагентов.

Еще одним нововведением является отчет о расходовании средств на мероприятие, который включает в себя:

- сведения о потраченных на конкретное мероприятие денежных средствах, с указанием вида расходования и документа-основания для перечисления средств (включая его наименование и дату).

- сведения о фактическом использовании иного имущества: наименование объекта гражданских прав, способ его использования и документ-основание, по которому такое использование стало возможным. По всей вероятности, в этом пункте речь идет об имеющемся в распоряжении организации имуществе (например, компьютере), которое будет задействовано в мероприятии, но на которое в рамках именно организации мероприятия не было затрачено денежных средств.

Форму №ОИА006 необходимо будет представлять до 1 марта года, следующего за отчетным.

По новой форме №ОИА007 необходимо будет сообщать информацию о мероприятиях, которые были предусмотрены программой или иными документами, но в отчетном периоде не проводились. Необходимо будет указать название документа (наименование программы), которым были предусмотрены мероприятия, и дату направления в Минюст информации о планируемых мероприятиях.

Форма представляется ежегодно, не позднее 01 марта года, следующего за отчетным.

Вывод: сами по себе новые формы отчетности являются лишь технической реализацией ранее внесенных в законодательство негативных изменений, существенно увеличивающих объем информации, предоставляемой в Минюст России некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента.

Приказ Минюста от 28.06.2021 №105 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»



Под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия
Увеличен объем сведений включаемых в отчетность некоммерческих организаций и структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Важно: Приказ вступит в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать в течение 6 лет.

Некоммерческие организации и общественные объединения.

В формах отчетов некоммерческих организаций (ОН0001, ОН0002) и общественных объединений (ОН0003) включены дополнительные строки, для внесения информации о получении и расходовании средств от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства. В форме ОН0001 появляется дополнительная строка для отражения информации о целевых поступлениях от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, действующих в качестве посредников при получении НКО имущества от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц.

Формы отчетов необходимо будет представлять до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Структурные подразделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Формы отчетов филиалов и представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации, значительно изменяются и дополняются.

Так, например, к отчетности об объеме и источниках денежных средств и иного имущества, их планируемом распределении и целях расходования (форма СП0001), добавлены листы Б, В, Г, Д, Ж - в которых нужно будет отразить различные источники получения денежных средств и иного имущества. В листе Б - нужно будет отразить все деньги и имущество, полученные от российских граждан, в листе В - от иностранных государств и их органов, в листе Г - от иностранных и международных организаций, в листе Д - от иностранных граждан, в листе Ж - от уполномоченных лиц.

Форма №СП0001 сдается ежеквартально, но не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Отчет о фактическом расходовании средств и иного имущества практически не изменяется (форма СП0002).

Форма №СП0002 сдается по-прежнему ежегодно до 15 апреля.

Информация о заявленных программах (форма №СП0003) дополняется новыми разделами, например, появляется раздел 5 «Стратегия осуществляемой программы», раздел 8 «Механизм реализации программы».

Информацию о новых программах необходимо будет ежегодно представлять в Минюст до 1 ноября года, предшествующего осуществлению программы (ранее было до 31 октября).

Информация об осуществляемых программах (форма №СП0004) является новой формой и содержит, например, такие нововведения, как раздел 9 «Специальные условия реализации программы», раздел 10 «Целевые показатели», разделы 11 и 12 соответственно «Предполагаемые и осуществляемые мероприятия», раздел 13 «Участники осуществляемой программы».

Отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий в рамках программы, или информация о том, что мероприятия не проводились, подается ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным (было до 15 апреля).

Информация о проведении мероприятий (форма №СП0005) содержит развилку: если мероприятий не проводились, достаточно галочки, если проводились, то заполняется лист А на каждое проведенное мероприятие: наименование, сроки, адрес.

Форма №СП0005 сдается раз в полгода 15 января и 15 июля

Вывод: новые формы отчетности являются лишь технической реализацией ранее внесенных в законодательство негативных изменений, существенно увеличивающих объем информации, предоставляемой некоммерческими организациями в Минюст России.

Приказ вступил в силу с 11 октября 2021 года.

Приказ принят в целях реализации норм Федерального закона от 5 апреля 2021 года № 75-ФЗ «О внесении изменений ‎в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым, адресом (местом нахождения) структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации не может быть жилое помещение.

Вывод: принятый Приказ Минюста России вносит технические изменения, обусловленные ранее принятыми законодательными изменениями в части внесения сведений о структурных подразделениях ИНКО.


Под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия




Лица, имеющие полномочия/доверенность/иной документ, позволяющий действовать, в том числе заключать финансовые /имущественные договоры, от имени других лиц, в частности иностранных.


Проекты федеральных законов
Законопроектом предлагается закрепить внесудебный механизм принятия правоохранительными и иными государственными органами решения о приостановлении операций, связанных со списанием денежных средств с банковских счетов (вкладов) или с уменьшением остатка электронных денежных средств при использовании электронных средств платежа, в отношении которых имеются сведения об их использовании в целях финансирования террористической деятельности, финансирования экстремистской деятельности, в том числе массовых беспорядков экстремистской направленности, финансирования деятельности, направленной на организацию и (или) проведение публичных мероприятий ‎с нарушением установленного порядка, что может привести к массовым беспорядкам, погромам, поджогам, нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, иным аналогичным негативным последствиям, а также для целей незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также растений (либо их частей), содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Предполагается, что такое решение может быть принято только в нетерпящих отлагательства случаях, а являющиеся основанием для принятия указанного решения и имеющиеся в распоряжении уполномоченных государственных органов сведения должны быть «достаточными, предварительно подтвержденными и задокументированными».

Такое приостановление будет носить временный характер, а именно приниматься ‎на срок до 10 рабочих дней.

Само решение о приостановлении будет приниматься ограниченной категорией должностных лиц, в которую предлагается включить руководителей федеральных органов исполнительной власти и их заместителей (МВД России, ФСБ России, Росфинмониторинг), ‎а также отдельных руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (МВД России, ФСБ России).

Законопроект предусматривает обязательное уведомление в течение 24 часов Генерального прокурора, его заместителя или иного подчиненного ему соответствующего прокурора о принятом решении ‎о приостановлении операций.

Генеральной прокуратуре предлагается предоставить право направления протеста в отношении решения о приостановлении операций, если такие решения были приняты с нарушением законодательства. Срок рассмотрения такого протеста составляет 48 часов.

Дальнейшее приостановление операций после окончания срока приостановления операций по решению уполномоченных государственных органов возможно только путем вынесения соответствующего судебного решения, полученного ‎в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (его предлагается дополнить новой главой 27.3 «Производство по административным делам о приостановлении операций, связанных со списанием денежных средств с банковским счетов (вкладов) ‎или с уменьшением остатка электронных денежных средств при использовании электронных средств платежа»).

Для целей оперативного исполнения принятых решений ‎о приостановлении операций или в случае отмены таких решений законопроект закрепляет механизм доведения информации до сведения кредитных организаций, являющихся эмитентами банковских карт, либо открывших банковский счет (вклад), либо с которыми заключен договор об использовании электронного средства платежа, а также исполнения принятых решений. Такой механизм аналогичен действующему правовому механизму доведения до кредитных организаций перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения ‎об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в целях применения мер по замораживанию (блокированию) принадлежащих ‎им денежных средств или иного имущества. В случае отмены решения о приостановлении операций предусматривается незамедлительное информирование Росфинмониторинга и последующее доведение информации об этом до кредитных организаций.

Также, для обеспечения защиты прав лиц, в отношении банковских счетов (вкладов) или электронных средств платежа которых приостановлены расходные операции, законопроект предусматривает:

- информирование названных лиц кредитными организациями ‎о приостановленных операциях;

- возможность назначения судом ежемесячной выплаты для обеспечения жизнедеятельности названных лиц и находящихся на их иждивении членов семьи (минимума имущества, необходимого для их существования);

- установление перечня операций, на которые не распространяется решение суда о приостановлении расходных операций (оплата труда, уплата налогов, сборов, штрафов, оплата коммунальных платежей и т.п.);

- общие нормы, гарантирующие судебную защиту прав названных лиц.

В пояснительной записке к законопроекту необходимость введения данного механизма приостановления операций обосновывается тем, что для совершения преступлений (правонарушений) в рассматриваемой области в подавляющем большинстве случаев используются счета (вклады) или электронные средства платежа, открытые на небольшой промежуток времени на подставных лиц или ‎с использованием процедур, не требующих идентификации владельцев таких счетов (вкладов или электронных средств платежа), что делает неэффективным их первоначальное блокирование путем получения судебного решения.

Вывод: оценка предлагаемым изменениям может быть дана только после появления правоприменительной практики, поскольку изначально декларируется «достоверность, предварительная подтвержденность и документированность» информации, которая может быть использована для применения механизма внесудебного приостановления операций.

Иные новости некоммерческого законодательства и судебная практика
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →
Хотите получать обзоры на e-mail?
Оставьте свой e-mail в форме ниже, и мы будем отправлять Вам раз в месяц обзор некоммерческого законодательства