Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Октябрь, 2025
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
Внесены изменения в конструкцию ч.ч. 1 и 2 статьи 330-1 УК РФ (Уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации об иностранных агентах). Из диспозиции исключено условие о совершении лицом повторного административного правонарушения в течение одного года, установлена однократная административная преюдиция. Ранее к уголовной ответственности по данной статье могло быть привлечено лицо, которое в течение одного года дважды привлекалось к административной ответственности по ст. 19. 34 КоАП РФ (Нарушение порядка деятельности иностранного агента). После принятия данного закона уголовная ответственность может наступать уже в случае второго правонарушения, совершенного лицом, ранее однократно привлеченного к административной ответственности по ст. 19.34 КоАП РФ.
Вывод: изменения в УК РФ повышают для иностранных агентов риски привлечения к уголовной ответственности за невыполнение предусмотренных законом обязанностей.
Внесенными в КоАП РФ изменениями закреплено, что конфискованные товары и продукция, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, которые являлись орудиями совершения или предметами административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.12 КоАП РФ (за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов для медицинского применения, спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, алкогольной продукции, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, пищевой продукции, а также товаров легкой промышленности, распоряжение которыми осуществляется в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации), в случаях и порядке распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, которые установлены Правительством Российской Федерации, подлежат направлению на переработку (утилизацию), уничтожение либо могут быть безвозмездно переданы в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти и (или) организациям, определенным Правительством Российской Федерации.

В ряде средств массовой информации были опубликованы сообщения о том, что принятие данных поправок означает передачу конфискованных в установленном порядке товаров и продукции, в том числе, благотворительным организациям.

Подтверждения данным предположениям в настоящее время нет, поскольку Правительством РФ еще не утвержден перечень организаций, которым могут передаваться конфискованные товары или продукция.
Вывод: принятие вышеуказанных поправок в КоАП РФ, теоретически, может означать, что конфискованные в установленном порядке товары или продукция могут передаваться благотворительным организациям, однако, перечень таких организаций должен быть утвержден Правительством РФ.
Принятые или вступающие в силу постановления и распоряжения Правительства
О критериях для включения в реестр СОНКО
Изменения затрагивают перечень критериев – оснований для включения некоммерческих организаций в реестр СОНКО. Благотворительные организации будут включаться в реестр после представления отчетности в Минюст за один год, включению в реестр теперь подлежат организации, которые являются получателями субсидий, грантов, получателями имущественной поддержки от органов публичной власти федеральной территории.

Появляется порядок включения в реестр сведений о правопреемнике реорганизованной НКО, ранее включенной в реестр, устанавливается порядок передачи сведений о некоммерческих организациях органами местного самоуправления в исполнительный орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный на включение некоммерческих организаций в реестр, в связи с тем, что органам местного самоуправления доступ для внесения сведений в реестр не предоставляется.
Вывод: принятое Постановление Правительства РФ позволит благотворительным организациям, соблюдающим требование законодательства о предоставлении отчетности в Минюст России, быстрее попадать в реестр, что, вероятно, может стимулировать жертвователей больше поддерживать развитие благотворительности.
Проекты федеральных законов
Законопроектом предлагается внести с 01.01.2026 в Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) многочисленные изменения, касающиеся практически всех налогоплательщиков, в том числе и НКО. Предлагается повысить налоговую ставку по налогу на добавленную стоимость (НДС), по организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения (УСН), снизить лимит по НДС, освобождающий от уплаты НДС, расширить перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу по УСН, ограничить полномочия субъектов РФ по установлению пониженных ставок налога, изменить сроки уплаты налогов и другие.

Перенос срока уплаты налогов

Предлагается установить новое правило для уплаты налогов. Если срок уплаты налога (авансовых платежей) приходится на нерабочий (праздничный) день, налог нужно будет уплачивать в предшествующий рабочий день. Порядок переноса сроков уплаты страховых взносов, сборов и подачи налоговой отчетности остаются прежними.

Налог на добавленную стоимость

Стандартную ставку по НДС с 01.01.2026 предложено повысить с 20% до 22%. Пониженная ставка 10%. для всех социально значимых товаров (продукты питания, лекарственные препараты, детские товары) сохраняется. Льгота по освобождению от НДС операций по реализации туристских продуктов по внутреннему туризму продлевается до 2030 года.

Счета-фактуры

В Законопроекте предусмотрено, что форму и порядок оформления счета-фактуры, книг покупок и продаж, журнала учета счетов-фактур с 2026 года будет утверждать ФНС России, а не Правительство РФ. Но пока ФНС этого не сделает, будут действовать правительственные документы (п. 23 ст. 13. Законопроекта).

Снижение лимита дохода, по достижении которого организации на УСН, являются плательщиками УСН

Лимит годового дохода, по достижении которого организации на УСН обязаны будут уплачивать НДС, предложено снизить с 60 млн руб. до 10 млн рублей. Плательщиками НДС с 2026 года будут все применяющие УСН организации, чьи доходы за 2025 год окажутся выше 10 млн рублей.

Если доход за 2025 год превысил 10 млн руб. - с 01.01.2026 нужно платить НДС; если доход за 2025 год меньше 10 млн руб. - с 01.01.2026 налог платить не нужно, пока показатель не достигнет лимита; если в течение 2026 года доход превысит 10 млн руб. в любом месяце — обязанность по уплате налога возникает с 1-го числа следующего месяца. Организации, зарегистрированные в 2026 году, освобождаются от уплаты НДС до момента, когда их доход превысит установленный лимит.

Если доходы за 2025 год лимит не превысили, то организации получают автоматическое освобождение от НДС на 2026 год. При этом, когда доходы достигнут лимита, придется определится со ставкой налога и платить НДС.
Пониженные специальные ставки по НДС и условия их применения не изменяются: 5% при доходе от 10 до 250 млн руб. или 7% при доходе от 250 до 450 млн руб. без права на вычет.

Следовательно, при превышении лимита организация на УСН, будет вправе выбрать уплачивать ли ей НДС с 2026 года по стандартным ставкам 22%, 10%, 0% с правом применять вычеты по входному НДС или по специальным ставкам 5% или 7% без права применения вычета по входному НДС.

Упрощенная система налогообложения

В настоящее время субъекты РФ самостоятельно выбирают те виды деятельности и размер ставок УСН, которые применяются на их территории. Полномочия субъектов РФ по установлению пониженных ставок налога, которые могут быть снижены при объекте налогообложения «доходы» до 1%, «доходы минус расходы» до 5%, предлагается ограничить.

В Законопроекте предусмотрено, что отдельные виды деятельности, и критерии применения пониженных ставок будет устанавливать Правительство РФ. То есть субъекты РФ получат право устанавливать пониженные ставки налога только для плательщиков, соответствующих критериям, которые определит Правительство РФ.

Пониженный тариф страховых взносов

На 2027-2036 гг. предлагается установить пониженный тариф страховых взносов для некоммерческих организаций, отвечающих требованиями ст. 427 Налогового кодекса РФ, в размере 15% с сумм, не превышающих предельную базу для начисления, и 7,6% с сумм, превысивших указанный предел.
Вывод: наиболее значимым для НКО является предполагаемое повышение пониженного тарифа страховых взносов с 7,6% до 15% с 2027 года. Иные изменения для НКО не являются столь же существенными, пусть и некоторое время потребуется привыкать к новым правилам
О расширении целей благотворительной деятельности
Законопроектом предлагается расширить перечень целей благотворительной деятельности, добавив в него:
  • содействие населению в овладении навыками оказания первой помощи, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • содействие развитию международного медицинского добровольчества.
Вывод: расширение перечня целей благотворительной деятельности направлено на учет специфики деятельности волонтеров-медиков.
Проекты постановлений Правительства
О статусе исполнителя общественно полезных услуг
Данным проектом предлагается упросить документооборот, связанный с получением НКО статуса исполнителя общественно полезных услуг.

В настоящее время для признания организации исполнителем общественно полезных услуг и внесения ее в соответствующий реестр различными федеральными и региональными министерствами и ведомствами ей выдается заключение о соответствии качества оказываемых ею общественно полезных услуг. С этим документом и соответствующим заявлением представитель организации должен обратиться в Минюст России, чтобы НКО признали исполнителем общественно полезных услуг.

Предлагаемыми изменениями будет исключен этап самостоятельного получения заключения НКО и направления его в Минюст России. Если изменения примут, с 1 декабря 2026 года заключение в Минюст будет направлять орган исполнительной власти напрямую.

То же касается заключения о качестве оказываемых услуг, выдаваемого Фондом президентских грантов после реализации проекта, — его тоже не придется запрашивать самостоятельно.
Вывод: предлагаемыми изменениями несколько упрощается процедура получения НКО статуса исполнителя общественно полезных услуг.
Проекты ведомственных приказов
О новой форме отчетности НКО
21 октября 2025 года Минюстом России размещен для общественного обсуждения (срок до 12.11.2025) проект ведомственного приказа «Об отчетности некоммерческих организаций».
Разработка проекта обусловлена вступившим в силу с 1 сентября 2025 года Федеральным законом от 31.07.2025 №313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым все НКО (кроме религиозных организаций) отныне будут отчитываться по унифицированной форме.

Проект формы предполагает, например, что сведения о персональном составе высшего органа организации заполняются унитарными и благотворительными организациями, отчет будет включать сведения о составе работников на конец года, но кроме лиц, работающих на основании трудовых договоров, необходимо будет указывать сведения о лицах, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера.

Для всех категорий работников потребуется указание среднемесячного размера оплаты труда. Необходимо будет указывать среднюю и общую численность добровольцев (волонтеров), а также общее количество часов осуществления ими своей добровольческой деятельности. Всего в форме 8 разделов, например, четвертый касается имущества, цифровых финансовых активов и обязательств НКО, а восьмой распространяется только на казачьи общества.
Вывод: поскольку проект новой формы отчетности НКО еще находится в стадии общественного обсуждения и возможна его доработка, в полной мере оценить сложность ее заполнения можно будет после утверждения Минюстом соответствующего приказа.
Разработка данного приказа обусловлена вступлением в силу с 1 марта 2026 года отдельных положений Федерального закона от 31.07.2025 № 304-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми предусматривается оптимизация порядка предоставления Минюстом России и его территориальными органами государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческой организации, в том числе, внедрение реестровой модели учета результатов предоставления государственной услуги и отказ от их выдачи на бумажном носителе.
Вывод: проект приказа направлен на реализацию ранее принятых законодательных изменений.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →