Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Октябрь, 2024
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
Законом дополнен перечень видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций двумя новыми видами:
  • «участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • «деятельность по благоустройству территорий».
Вывод: расширение перечня видов деятельности СОНКО позволит большему числу организаций войти в соответствующий реестр Минэкономразвития России и претендовать на получение государственной поддержки.
О порядке формирования и использования целевого капитала
Федеральный закон от 25.10.2024 №349-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступает в силу с 01.11.2024, за исключением некоторых положений, вступающих в силу с 01.03.2025).
Принятым законом внесен ряд изменений в несколько федеральных законов, в частности, в Федеральный закон от 30 декабря 2006 года №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее – ФЗ о ЦК). Эти изменения вступают в силу с 1 марта 2025 года.

Внесены как технические, так и сущностные изменения.
Так, устранено несоответствие ФЗ о ЦК Гражданскому кодексу РФ в части названия организационно-правовых форм НКО-собственников ЦК, заменив слово «фонды» на «общественно полезные фонды», чтобы исключить любые возможные разночтения в вопросе о том, какие именно фонды могут формировать ЦК (общественно полезные, личные, наследственные или все сразу).

Также установлено, что при принятии НКО - собственником ЦК решения о продлении срока на сбор пожертвований на формирование целевого капитала срок сбора ограничивается одним годом. Данное изменение позволит устранить неопределенность в вопросе о порядке продления процедуры формирования ЦК.

Положительным представляются изменения по увеличению некоторых сроков, установленных ФЗ о ЦК.

Так, срок пополнения целевого капитала недвижимым имуществом увеличен с 30 до 60 дней, а срок для утверждения финансового плана увеличен до двух месяцев (в прежней редакции – один) с даты передачи имущества в доверительное управление.

Принятыми изменениями у НКО – собственника целевого капитала предусмотрена обязательная проверка (аудит) годового отчета о формировании и пополнении целевого капитала, об использовании, распределении дохода от целевого капитала; у управляющей компании - проверка отчета о деятельности управляющей компании по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал; у получателя дохода от целевого капитала предполагается, что при аудите его бухгалтерской (финансовой) отчетности будет выражаться мнение о соблюдении им порядка использования дохода от целевого капитала. То есть, если ранее аудиторской проверке подлежала бухгалтерская (финансовая) отчетность, то принятые изменения устанавливают обязанность по проверке отчета о формировании и пополнении целевого капитала, подлежащего обязательной подготовке в соответствии со ст. 12 Закона о ЦК.
Вывод: принятые изменения в целом позитивно скажутся на уже существующих собственниках целевого капитала, как формирующих, так и пополняющих целевой капитал, так как увеличивает сроки для совершения необходимых действий и оформления документов.
Об оформлении документов, связанных с уплатой и исчислением НДС для НКО
Принятые законом изменения важны в связи с тем, что в настоящее время НКО на УСН независимо от выбранного объекта налогообложения не являются плательщиками НДС. В п.2 ст. 346.11 НК РФ указано, что организации, применяющие УСН, имеют освобождение от Налога на добавленную стоимость. Но с 1 января 2025 года были внесены поправки в НК РФ, согласно которым все организации, в том числе и НКО, занимающиеся деятельностью, приносящей доход, применяющие УСН станут плательщиками НДС. У НКО появится обязанность выставлять счета-фактуры и вести книгу продаж, в которой эти счета-фактуры будут регистрироваться.

НДС — это добавленная стоимость к цене реализации услуг, работ или товара, которые производит или оказывает НКО. То есть цену, за которую продавали услугу, товар или осуществили работы, в зависимости от ставки НДС, которую в 2025 году выберет НКО самостоятельно, она должна будет увеличить на ставку НДС. Таким образом, стоимость услуги или товара вырастет на сумму НДС. Но разбираться с добавленной стоимостью в таком ключе и так подробно, придётся только тем НКО, которые заработали в 2024 году более 60 млн рублей.

НКО, которые имеют доход более 60 млн рублей от деятельности, приносящей доход, немного. Однако НКО, имеющие доход до 60 млн рублей, освобождаются только от уплаты и исчисления НДС, но не от отчетности по данному налогу. Соответственно, все НКО на УСН с 01.01.2025 будут являться налогоплательщиками НДС. Сдавать декларацию по НДС не нужно тем НКО, доход которых не превысил 60 млн рублей. Об этом сказано в ст.ст. 145 и 168 НК РФ, поправки к этим статьям тоже вступят в силу 1 января 2025 года. Лимит для освобождения от НДС в размере 60 млн рублей считают по доходам на УСН в 2024 году.

НКО на УСН могут выбрать один из трех вариантов применения НДС: платить НДС по общей ставке 20% либо перейти на пониженные, льготные ставки НДС 5% или 7%. Выбор ставок ограничен доходом и некоторыми условиями.

Условия для льготных ставок:
  • ставка НДС 5% – применяется, если сумма доходов за прошлый год была в пределах 250 млн рублей. Если в течение налогового периода доходы превысят 250 млн рублей, право на ставку НДС 5% утрачивается;
  • ставка НДС 7% – применяется, если сумма доходов за прошлый год была в пределах 450 млн рублей.
  • Платить НДС по льготным ставкам организация должна в течение не менее 12 последовательных налоговых периодов по НДС (36 месяцев).
  • Принятыми сейчас изменениями, в частности, пункт 5 статьи 168 НК РФ изложен в следующей редакции:
«5. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 145 настоящего Кодекса от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или упрощенную систему налогообложения и при этом освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, счета-фактуры не составляются.

При реализации налогоплательщиками товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров налогоплательщик составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога. При этом в указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом».

Таким образом, организации, имеющие доход до 60 млн рублей, будут не только освобождены от уплаты и исчисления НДС, но и от выставления счетов-фактур. И, соответственно, отсутствие счетов фактур будет являться основанием для того, чтобы не формировать и не заполнять книгу продаж.
Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» - http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202407120009
Вывод: принятые изменения носят положительный характер, поскольку решают возникающую с 1 января 2025 года проблему оформления документов, связанных с уплатой и исчислением НДС для некоммерческих организаций, имеющих доход, не превышающий 60 млн рублей, соответственно практически для всех организаций сектора.
Проекты федеральных законов
Законопроектом предлагается дополнить статью 73 Федерального закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», регулирующую правила проведения выездных проверок, новой частью 7.1:

«7.1. Требования, установленные частью 7 настоящей статьи в отношении сроков проведения выездных проверок и сроков взаимодействия с субъектами малого предпринимательства в ходе проведения выездных проверок, распространяются на социально ориентированные некоммерческие организации, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельное значение, установленное пунктом 2 части 1.1статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для малых предприятий, а в части проведения выездных проверок микропредприятий - на социально ориентированные некоммерческие организации, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельное значение, установленное указанным пунктом для микропредприятий.
Положения настоящей части распространяются на социально ориентированные некоммерческие организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированный в соответствии с подпунктом 19.6 пункта 1 статьи 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.».

Таким образом, срок выездной проверки для СОНКО, включенных в реестр Минэкономразвития, численность работников которых соответствует малому предприятию (от 16 до 100 человек) – не может превышать 50 часов, а для тех организаций, численность работников которых соответствует микропредприятию (до 15 человек)– не больше 15 часов. Следует отметить, что общий срок выездной проверки составляет 10 рабочих дней, т.е. 80 часов.

Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, по данным Росстата, 95% СОНКО имеет численность работников менее 15 человек.
Вывод: предлагаемые законопроектом изменения носят положительный характер для СОНКО, выключенных в реестр Минэкономразвития, поскольку существенно сокращают срок возможных выездных проверок, что будет в меньшей степени влиять на полноценное осуществление ими своей деятельности.
Об оплате медицинских услуг и обучения волонтеров
С 1 января 2024 года перечень возмещаемых расходов добровольцев (волонтеров), закрепленный в ст. 17.1 № 135-ФЗ дополнен правом на оплату расходов медицинских услуг и на обучение. При этом не были внесены изменения в п. 3.1 ст. 217 НК РФ в перечень доходов добровольцев (волонтеров), освобождаемых от НДФЛ. Законопроектом устраняется этот пробел в отношении расходов на медицинские услуги. Что касается оплаты обучения, в пояснительной записке к законопроекту сделано важное разъяснение, что на добровольцев (волонтеров) распространяется п. 21 ст. 217 НК РФ, который освобождает от НДФЛ суммы оплаты за обучение.

Данный законопроект корреспондирует с принятым Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 №1297 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. № 1425». Оплата медицинских услуг допускается, если есть требования к состоянию здоровья волонтеров по видам деятельности, определенным указанным постановлением Правительства.
Вывод: предлагаемые изменения направлены на реализацию ранее внесенных законодательных изменений, расширяющих перечень возмещаемых расходов добровольцев (волонтеров).
Об административной ответственности за нарушения за пределами РФ
Законом предлагается расширить возможность привлечения лиц, совершивших административные правонарушения за пределами РФ против интересов РФ. В настоящее время такая возможность существует только по некоторым статьям КоАП РФ, а законопроектом предлагается исключить указание на конкретные составы.

В действующей редакции КоАП РФ юридические лица могут нести административную ответственность на территории РФ, если они совершили правонарушение за пределами РФ против интересов РФ по следующим статьям:
  • 15.27.3 – Совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем;
  • 19.28 – Незаконное вознаграждение от имени юридического лица;
  • 20.33 – Участие в деятельности иностранной или международной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности (по данной статье могут нести ответственность и физические лица).

Законопроектом предлагается распространить возможность привлечения к административной ответственности за любые правонарушения, совершенные за пределами РФ, если они совершены против интересов РФ, и лицо не было привлечено к ответственности в иностранном государстве.
Вывод: предлагаемые законопроектом изменения могут коснуться НКО или ее руководителей или работников в случае совершения ими административных правонарушений за пределами РФ.
Об учете НКО, учредителем (участником) которых является РФ
Законопроектом предлагается в Федеральный закон от 12 января 1996 года ‎№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ввести новую статью 15.1, регулирующую учет некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является Российская Федерация.

Учету будут подлежать некоммерческие организации, созданные ‎в организационно-правовой форме общественно полезного фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного движения, учредителем (участником) которых ‎является Российская Федерация. Соответствующий перечень таких организаций будет вестись Минюстом России.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что учет позволит Российской Федерации (в лице Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти) контролировать качество и полноту реализации полномочий органов власти и их представителей при управлении некоммерческими организациями.
Вывод: разрабатываемый законопроект не окажет влияния на деятельность НКО, учредителем (участником) которых не является Российская Федерация.
Законопроектом предлагается внести в федеральный закон положения, уточняющие процедуры, которые проводятся в настоящее время при определении заказа в социальной сфере. Так, например, предлагается урегулировать процедуру ведения перечней (классификаторов) государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, способы определения исполнителей услуг, возможность определения эффективности организаций, оказывающих услуги, возможность использования реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг и т.д.

В частности, проектом устанавливается требование включать отдельные государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере и (или) одну или несколько отраслей социальной сферы, государственные (муниципальные) услуги в которых подлежат оказанию на основании государственного (муниципального) социального заказа, включая отрасли социальной сферы, в существующие перечни государственных (муниципальных) услуг как на федеральном, так и на региональном и муниципальных уровнях.

Кроме того, проектом уточняется, что при определении исполнителей услуг, если иное не установлено федеральными законами, порядок определения устанавливается федеральными, региональными и муниципальными правовыми актами органами власти, уполномоченными в социальной сфере.

Также в соответствии с законопроектом порядок формирования государственного (муниципального) заказа будет устанавливать показатели эффективности оказания услуг организацией оказания государственных (муниципальных) услуг. Устанавливаться показатели будут на федеральном, региональном и муниципальном уровне, в зависимости от уровня социального заказа.

Одно из технических изменений, вносимых законопроектом, уточняет и корректирует возможность (в случае ее закрепления нормативным правовым актом) использования реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг, сформированных в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в случае исполнения услуг в социальной сфере путем заключения соглашения о финансовом обеспечении (возмещении) затрат.

Основное изменение, предлагаемое законопроектом, касается исключения из закона 4 главы, которая в настоящее время устанавливает срок действия закона, перечень услуг в социальной сфере, которые могут быть исполнены по данному закону, а также указание на установление перечня субъектов, в которых распространяется действие закона. Таким образом, при принятии данного проекта и внесения изменений, закон не будет ограничен во времени и пространстве, перечень услуг будет формировать уполномоченный орган в зависимости от необходимости.
Вывод: законопроект носит положительный характер, он предлагаетряд технических изменений, существенно не меняя действующее регулирование в сфере социального обслуживания граждан.
О квотах для трудоустройства людей с инвалидностью
29 октября 2024 года Государственной Думой принят в 3 чтении и направлен на одобрение в Совет Федерации проект федерального закона №537160-8 «О внесении изменения в статью 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Законопроект связан с рядом нормативных правовых актов, принятых в развитие норм Федерального закона от 12.12.2023 №565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», в котором, в частности, закреплены нормы по трудоустройству инвалидов (Постановление Правительства РФ от 30.05.2024 №709 «О порядке выполнения работодателями квоты для приема на работу инвалидов»).

Законопроектом предлагается существенно ужесточить наказание за нарушения прав инвалидов в области трудоустройства и занятости.

Так, за неисполнение работодателем обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов, за исключением случаев освобождения работодателя от выполнения установленной квоты, либо отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, предлагается установить штраф для юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей (по действующей редакции ответственность несут только должностные лица – штраф от 5 000 до 10 000 рублей).
Вывод: изменения следует учитывать тем НКО, у которых среднесписочная численность работников превышает 35 человек, т.к. для них также могут быть установлены квоты для трудоустройства инвалидов.
Об оплате наставничества
Законопроект связан со вступлением с 05.02.2025 Федерального закона от 08.08.2024 №322-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство был введен институт наставничества. Соответствующие поправки были внесены в Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и в Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Законопроект закрепляет в Трудовом кодексе РФ определение наставничества как дополнительной работы, за которую положена доплата.

Предполагается, что оплата наставничества будет осуществляться работодателем за счет собственных средств, а в случае принятия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, закрепляющих дополнительные гарантии наставникам - также за счет средств региональных бюджетов и местных бюджетов.

В случае принятия законопроекта он вступит в силу с 1 марта 2025 года.
Вывод: вносимые изменения затрагивают НКО, осуществляющих свою деятельность в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и хотят получить статус наставника.
Проекты ведомственных приказов
Новый приказ должен заменить действующий аналогичный Приказ Минюста России ‎от 03.09.2015 № 209. Он учитывает произошедшие изменения законодательства, в частности, исключение указания на неправительственный характер деятельности иностранных или международных организаций, деятельность которых может быть признана нежелательной на территории РФ.

Перечень иностранных и международных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации ведется Минюстом России с 2015 года и по состоянию на 31.10.2024 в него включены 190 организаций.

Следует напомнить, что любое участие в деятельности организаций, включенных в перечень, может повлечь привлечение к административной (ст. 20.33 КоАП РФ) и уголовной (ст. 284.1 УК РФ) ответственности.
Вывод: напрямую новый приказ Минюста России деятельности НКО не касается, однако, им следует при взаимодействии с иностранными и международными организациями сверяться с Перечнем и не допускать участия в деятельности включенных в него организаций.
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7756/
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →