Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Октябрь, 2023
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
О передаче полномочий министерствам и ведомствам
Принятым законом внесены изменения в целый ряд федеральных законов.

Основная суть принятых поправок заключается в передаче полномочий Правительства РФ профильным министерствам и ведомствам по нормативно-правовому регулированию в сферах их компетенции.

В-частности, в статье 16.1 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» отныне закреплено, что требования к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядок их установки и использования, а также порядок извлечения собранных благотворительных пожертвований будет определять само Правительство РФ, а уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти. Предположительно, эти полномочия будут делегированы Минюсту России.

Аналогичные изменения внесены и в отношении частичной передачи полномочий Правительства РФ Росфинмониторингу, Минобразования, Минспорта, Минкультуры и др.
Вывод: сами по себе принятые законодательные изменения никаких последствий для НКО не несут, однако, последующее изменение уже министерствами и ведомствами установленных в настоящее время требований может сказаться на деятельности НКО.
Проекты федеральных законов
О регулировании рекламы в Интернете
16 октября 2023 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) опубликовала для общественного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» (срок общественного обсуждения до 23 ноября 2023 года).
Законопроектом предлагается конкретизировать регулирование распространения рекламы в сети Интернет.

Следует напомнить, что требования к распространению рекламы в сети Интернет были установлены вступившим в силу с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 02.07.2021 №347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» (с последующими изменениями), а с 1 сентября 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 24.06.2023 №274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым была введена административная ответственность за их нарушение.

Требования, установленные для распространения рекламы в сети Интернет, вызывают множество вопросов, в связи с чем, ФАС России подготовила письмо, а также разместила разъяснения на своем официальном сайте. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) также опубликовала инструкцию по учету интернет-рекламы.

Разработанным ФАС России законопроектом предлагается установить, что именно не считается распространением рекламы в сети Интернет:

  • информация о товаре, его продавце или производителе, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте владельца агрегатора информации об однородных товарах или на сайте такого товара, его производителя или продавца, либо в сервисах размещения объявлений, определенных в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» без учета требований к количеству пользователей, имеющих доступ к таким сервисам, не имеющая в качестве основной цели продвижение товара на рынке;

  • сведения об указателе страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», выдаваемые оператором поисковой системы для доступа к запрашиваемой информации, расположенной на сайтах в сети «Интернет», принадлежащих иным лицам, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке.

Законопроектом также предлагается ввести механизм выдачи антимонопольным органом предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства о рекламе.

Если предупреждение вынесено в отношении лица, в отношении которого в предыдущие 12 месяцев аналогичных предупреждений не выносилось, а требования, изложенные в нем, были исполнены, то такое лицо не привлекается к административной ответственности.
Вывод: законопроект носит положительный характер, поскольку добавляет ясности в вопросах регулирования распространения рекламы в сети Интернет, хоть и не снимает еще множество вопросов, в то же время он вводит механизм объявления предупреждения, что позволит снизить риски привлечения к административной ответственности.
Об учредителях НКО
Законопроектом предлагается ряд изменений в действующее законодательство по вопросам, связанным с учредителями НКО, в частности:

  • включение в ФЗ «О некоммерческих организациях» и ФЗ «Об общественных объединениях» дополнительного основания запрета для учредителей, участников, членов общественных объединений и НКО;
  • установление нового порядка выхода из состава учредителей НКО;
  • законодательное закрепление возможности исключения из состава учредителей фонда и АНО;
  • исключение из закона возможности войти в состав учредителей некоммерческих корпораций;
  • возвращение в ЕГРЮЛ сведений об учредителях НКО.

Рассмотрим предлагаемые изменения подробнее.

Законопроектом предлагается включить в перечень субъектов, которых закон ограничивает в возможности создать общественное объединение или некоммерческую организацию, лиц, включенных в Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». Данное изменение носит технический характер, учитывая, что такое ограничение уже установлено Федеральным законом №272-ФЗ. Следует напомнить, что это ограничение не распространяется на физических лиц, поскольку решение о нежелательности деятельности на территории РФ может быть принято только в отношении иностранной или международной неправительственной организации.

Сведения о добровольном выходе из состава учредителей НКО законопроектом предлагается подавать в Министерство юстиции (его территориальные органы), а не в ФНС (как по действующему закону). В связи с возникшими в настоящее время сложностями правоприменительной практики ФНС по вопросу регистрации выхода учредителей НКО, передача рассматриваемого вопроса в ведение Минюста России представляется позитивным решением.

Законопроект предлагает закрепить возможность и основания исключения лиц из состава учредителей по решению высшего органа АНО или фонда и по решению суда. Действующий закон не содержит возможности исключения лиц из состава учредителей, что зачастую сильно затрудняет положение некоторых НКО, учредители которых по объективным обстоятельствам не могут принимать участие в управлении организацией. Так законопроект дает возможность исключения из числа учредителей АНО и фондов по решению высшего органа организации:

  • В случае смерти учредителя-физического лица;
  • В случае признания учредителя-физического лица недееспособным;
  • В случае признания учредителя-физического лица безвестно отсутствующим;
  • В случае объявления учредителя-физического лица умершим;
  • В случае ликвидации учредителя-юридического лица;
  • В случае исключения учредителя-юридического лица из ЕГРЮЛ по решению ФНС;
  • В случае установления вступившим в законную силу решением суда в отношении учредителя, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

В соответствии с законопроектом, по решению суда можно будет исключить учредителя при наступлении обстоятельств, в соответствии с которыми по закону лицо не может быть учредителем НКО или общественного объединения (ч. 1.2. и 1.2-1 ст. 15 ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 3 ст. 19 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Важно учесть, что последнего или единственного учредителя исключить, как и прежде, нельзя.

Законопроектом предлагается исключить возможность введения в состав учредителей некоммерческих корпораций новых лиц. Эта норма видится позитивной, поскольку включение в состав учредителей некоммерческих корпораций на практике имеет мало смысла. По своей сути учредители таких организаций выполняют исключительно функцию создателей организации, а после регистрации обретают права и обязанности членов. Это подтверждается позицией Минюста России: «внесение в ЕГРЮЛ сведений о новых или выходящих участниках (членах) некоммерческих корпораций не требуется и не осуществляется. В силу законодательной конструкции корпораций прием в их состав новых учредителей не представляется возможным».

Кроме того, законопроект предлагает включить в ЕГРЮЛ сведения об учредителях НКО, которые стали исчезать из реестра с 2020 года, а к настоящему времени полностью исчезли. Это создает довольно много сложностей для НКО, поскольку достоверных сведений об учредителях организации больше нет в открытом доступе.
Вывод: исходя из текста законопроекта, внесенного на рассмотрение Государственной Думы, возникают сомнения в эффективности его применения на практике, поскольку его инициаторы не учли специфику деятельности большинства СОНКО, трудности с получением финансирования, отсутствием нужных специалистов в области закупок, сложностью конкурсных процедур.
Письмо Минюста России от 08.12.2016 №11-141929/16 «О разъяснении порядка заполнения заявления по форме №Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческой организации».
Об отмене обязанности НКО иметь печать
25 октября 2023 года Советом Федерации одобрен и направлен Президенту РФ проект федерального закона № 316147-8 «О внесении изменения в статьи 3 и 9.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Законопроект предусматривает право (а не обязанность, как в действующей редакции закона) НКО иметь печать. В отличие от коммерческих организаций (которые еще в 2015 году получили возможность отказаться от печати) НКО на сегодняшний день обязаны иметь печать. С 1 июня 2024 года наличие печати для НКО станет добровольным, а сведения о том, что у организации есть печать с полным наименованием этой НКО на русском языке, будут отражаться в уставе организации.

Таким образом, включая в устав норму о наличии печати, организация добровольно возложит на себя обязанность изготовить печать. Тем организациям, в уставах которых на сегодняшний день сведений о печати нет, хотя сама печать изготовлена и используется, нужно будет внести в устав изменения.

Важно также понимать, что отсутствие печати у организации требует усиленного внимания со стороны контрагентов таких организаций. Поэтому юристы рекомендуют при заключении договора с организацией, действующей без печати, обязательно проверить такую организацию по ЕГРЮЛ и удостовериться, что организация является действующей, а лицо, заключающее договор, вправе совершать такие действия.
Вывод: предлагаемые законопроектом изменения представляются позитивными, поскольку позволят НКО самим выбирать более предпочтительный способ идентификации собственных документов. В случае принятия законопроекта, это позволит сократить издержки НКО на изготовление печатей, снизит возможность осуществления мошеннических действий в отношении организации.
Законопроектом предлагается включить в перечень информации, распространяемой с нарушением закона, информацию об осуществлении сбора пожертвований в связи с совершением централизованными религиозными организациями и религиозными организациями, входящими в их структуру, религиозных обрядов и церемоний в нарушение требований пункта 6 ст. 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».
Вывод: вносимые изменения позволят в установленном порядке блокировать распространение ложной информации о сборе пожертвований под видом религиозных организаций.
Проекты постановлений Правительства
О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием
6 октября 2023 года Минюстом России опубликован для общественного обсуждения (срок до 20 октября) проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2023 г. № 18».
Изменения предлагается внести в Постановление Правительства Российской Федерации ‎от 14 января 2023 года № 18 «Об утверждении Положения ‎о государственном контроле за деятельностью иностранных агентов».

Основные предлагаемые изменения связаны с приведением терминологии данного Постановления в соответствие с ранее внесенными изменениями в Федеральный закон от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», и заключающимися в расширении контрольно-надзорных функций Минюста России. Так, вместо термина «государственный контроль за деятельностью иностранных агентов» было введено понятие «государственный контроль за соблюдением законодательства об иностранных агентах». К полномочиям Минюста России было отнесено осуществление контроля не только за деятельностью самих иностранных агентов, но и за тем, чтобы иные лица (органы публичной власти, организации всех форм собственности, а также их должностные лица, физические лица независимо от их гражданства или при отсутствии такового) не способствовали нарушению иностранными агентами установленных в отношении них ограничений и запретов. Минюст России вправе выносить таким лицам обязательные для исполнения письменные предупреждения.

Также проектом предлагается закрепить в Постановлении и введенное в декабре 2022 года Федеральный закона №255-ФЗ право Минюста России запрашивать у налоговых органов сведения о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета иностранных агентов, а также о видах и номерах банковских счетов указанных лиц и получать такую информацию.
Вывод: проект постановления носит технический характер и направлен на приведение действующего Постановления Правительства №18 в соответствие с изменившимся законодательством.
Проекты ведомственных приказов
Как следует из названия проекта приказа, он направлен на утверждение порядка ведения реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Следует отметить, что данный реестр ведется Минюстом России уже много лет и действует Приказ Минюста России от 31.10.2022 №261 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о регистрации представительств иностранных религиозных организаций и внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций» (заменивший ранее действовавший аналогичный приказ), в то время как напрямую порядок ведения данного реестра до настоящего времени урегулирован не был.

Проектом приказа предлагается закрепить порядок ведения реестра на бумажных и электронных носителях, перечень документов, включаемых в дела структурных подразделений ИНКО, основания для включения в реестр, внесения изменений и исключения из него.

На официальном сайте Минюста России предполагается размещение следующих сведений о структурных подразделениях ИНКО:

а) наименование структурного подразделения (полное ‎и сокращенное (при наличии);

б) фамилия, имя, отчество (при наличии), должность руководителя структурного подразделения;

в) цели и задачи создания структурного подразделения;

г) реестровый номер структурного подразделения;

д) дата внесения сведений о структурном подразделении в реестр;

е) адрес (место нахождения) структурного подразделения

ж) дата исключения структурного подразделения из реестра.

Ведение реестра осуществляет Департамент по защите национальных интересов от внешнего влияния Минюста России.
Вывод: разработку данного проекта приказа можно расценивать как устранение существующей коллизии, когда реестр филиалов и представительств ИНКО фактически длительное время ведется, однако, нормативного акта о порядке его ведения принято не было.
Разработка данного проекта приказа обусловлена вступившими в силу законодательными изменениями, в соответствии с которыми, иностранная некоммерческая неправительственная организация, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, не имеющая зарегистрированного в установленном порядке структурного подразделения - отделения, имеет право участвовать в мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации, по приглашению задействованных в организации и (или) проведении таких мероприятий государственных органов, органов местного самоуправления и (или) организаций.

Организациями, которые вправе пригласить иностранную некоммерческую неправительственную организацию для участия в мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации, являются:

  • организации, учредителями которых является Российская Федерация или государственный орган;
  • публично-правовые компании, государственные корпорации и государственные компании;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • общественно-государственные и государственно-общественные объединения;
  • организации, находящиеся под прямым или косвенным контролем государственных органов, выраженным в обязанности исполнять указания, распоряжения, осуществлять действия, определенные иным образом;
  • организации, созданные на основании федеральных законов, актов Президента РФ или Правительства РФ.

Проектом приказа предлагается установить порядок направления и форму уведомления о проведении мероприятия, и также порядок размещения в сети Интернет государственным органом, органом местного самоуправления и (или) организацией информации о проведении мероприятия с участием иностранных и международных организаций, не имеющих зарегистрированных на территории РФ структурных подразделений.

Следует напомнить, что проведение иных мероприятий с участием иностранных и международных организаций, не имеющих зарегистрированных на территории РФ структурных подразделений, а также участие в них граждан РФ и НКО не допускается под угрозой привлечения к административной ответственности по ст. 19.34.2 КоАП РФ (штраф на граждан – от 3 000 до 5 000 рублей, на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей).
Вывод: напрямую разработанный проект приказа НКО не касается, но им следует учитывать, что участвовать можно только в тех мероприятиях, которые проводятся иностранными и международными организациями, имеющими зарегистрированные на территории РФ структурные подразделения, или в тех мероприятиях, информация о проведении которых размещена на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления или соответствующими организациями.
Федеральный закон от 31.07.2023 N 409-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях".
Иные новости некоммерческого законодательства и судебная практика
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления налога на прибыль организаций в отношении безвозмездной передачи прав на использование программного обеспечения некоммерческой организации и сообщает следующее.

Для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнять для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (пункт 2 статьи 248 НК РФ).

Следует отметить, что доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, перечислены в статье 251 НК РФ. Их перечень является исчерпывающим.

В частности, согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления, в частности целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и (или) физических лиц, а также на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ к таким целевым поступлениям относятся в том числе пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.

Таким образом, если передача неисключительного права, полученного на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности, отвечают требованиям гражданского законодательства Российской Федерации о пожертвованиях и при этом соблюдается условие о ведении раздельного учета, установленное пунктом 2 статьи 251 НК РФ, то доход в виде указанных пожертвований не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Федеральная налоговая служба в связи с письмом по вопросу представления налоговой отчетности некоммерческими организациями (далее - НКО) сообщает.

При применении общей системы налогообложения НКО представляет:

1. Декларацию по налогу на прибыль организаций, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@.

Согласно статье 289 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) декларация представляется по итогам года (не позднее 25 марта года, следующего за истекшим), а также по итогам каждого отчетного периода.

Отчетными периодами в соответствии со статьей 285 Кодекса по налогу признаются первый квартал (декларация подается не позднее 25 апреля), полугодие (не позднее 25 июля) и девять месяцев календарного года (не позднее 25 октября). Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (декларация подается не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом).

Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 289 Кодекса НКО, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, представляют налоговую декларацию только по итогам календарного года по упрощенной форме. Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, представляют налоговую декларацию только по истечении налогового периода.

2. Декларацию по НДС, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.

Указанная декларация представляется в электронной форме в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 5 статьи 174 Кодекса).

При применении упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) НКО представляет:

Налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом ФНС России от 25.12.2020 N ЕД-7-3/958@. Указанная декларация подается не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (подпункт 1 пункта 1 статьи 346.23 Кодекса).

НКО, признаваемая налоговым агентом при исчислении налога на доходы физических лиц, представляет:

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) (пункт 2 статьи 230 Кодекса, далее - расчет по форме 6-НДФЛ), форма и порядок заполнения которого утверждены приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@.

По итогам года НКО при представлении расчета по форме 6-НДФЛ также заполняется Приложение N 1 к указанному расчету "Справка о доходах и суммах налога физического лица" (далее - Справка), в которой отображаются сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммы налога, исчисленные и удержанные налоговым агентом за этот налоговый период по каждому физическому лицу.

В случае, если НКО не начисляет в пользу физических лиц доходы (то есть, у организации отсутствуют сотрудники), она не является налоговым агентом и не представляет в налоговые органы расчет по форме 6-НДФЛ и Справку.

Расчет по форме 6-НДФЛ представляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В указанном расчете подлежат отражению за первый квартал удержанные суммы налога в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие - удержанные суммы налога в период с 1 января по 22 июня включительно, за девять месяцев - удержанные суммы налога в период с 1 января по 22 сентября включительно.

НКО, признаваемая плательщиком страховых взносов, представляет:

расчет по страховым взносам - не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (согласно статье 423 Кодекса расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года);

персонифицированные сведения о физических лицах, включающие персональные данные физических лиц и сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в их пользу за предшествующий календарный месяц, - не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за истекшим (то есть ежемесячно), формы и порядок заполнения которых утверждены приказом ФНС России от 29.09.2022 N ЕД-7-11/878@.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →